Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Экспертное сообщество не исключает обострения политической ситуации в Кыргызстане и вокруг него к осени 2012 года
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 04-09-2012

Экспертное сообщество не исключает обострения политической ситуации в Кыргызстане и вокруг него к осени 2012 года. Об этом в интервью ИА «24.kg» заявил профессор Мадридского университета Кадыр Маликов. Он также рассказал о возможных причинах этого, а также о том, к чему мы должны быть готовы.

- Осенью, с началом очередного политического сезона, в Кыргызстане традиционно активизируются различные общественные движения и парламент. Что нам ждать?

- В национальной экспертной среде уже началось обсуждение возможного ухудшения политической ситуации к осени, когда оппозиция планирует подвести итоги работы правительства в экономической, социальных сферах, а также оценить результаты борьбы с коррупцией, других реформ.

- А сложилось впечатление, что люди устали от митинговщины и стали более аполитичными...

- Несмотря на то, что в обществе сейчас действительно преобладает равнодушное отношение к внутриполитической жизни, усугубилось недоверие к политикам вообще, а основная часть граждан страны сейчас больше озабочена выживанием, все же протестный потенциал может вырасти до критической точки.

- Значит причины все-таки на поверхности?

- Безусловно. Ведь для каждого очевидно - жизнь становится заметно дороже (выросли цены на основные продукты питания) и соответственно жить становится все труднее. Население, особенно в регионах, все отчетливей разделяется, и не на три привычных категории (богатые, средние и бедные), а уже на две - бедные и очень бедные.

Понимаете, эволюционный путь после событий 7 апреля в виде кардинальных реформ, изменение отношения государства к народу, коренного обновления кадров, справедливости и равенства законов в сегодняшней политике очень важен для граждан страны. Все политические силы должны понимать, что необходимо использовать этот исторический шанс, от которого будет зависеть, станет ли Кыргызстан состоявшейся, правовой страной с главенством законов, равенством прав и возможностей, сильной экономикой, справедливой властью - образцом демократии для Центральной Азии. Или же мы останемся образцом нестабильности, бедности, коррупции, страной под внешним управлением?

Митинги, протесты в рамках и формах, предусмотренных законами страны, - нормальное явление для демократического процесса. Свободная политическая конкуренция подразумевает не только конструктивную критику правительства, парламента, президента, но и наличие у оппонирующих сторон конкуренции идей, интеллекта, кадров.

Оппозиция должна стать зеркалом власти. Поэтому власть «государственников» должна быть заинтересована в конструктивной критике оппонентов с целью лучшего развития страны. Если ужесточение политической борьбы между оппозицией и властью в Кыргызстане будет носить более конструктивный характер, но останется при этом в правовых и этических рамках, если обе стороны не будут использовать деструктивные приемы (черный пиар, личные оскорбления, давление на оппозицию, межрегиональный вопрос), то такая борьба послужит не только клапаном для выпуска негативных паров, но и стимулом для свободной политической конкуренции идей и программ развития страны. Это не станет борьбой «заинтересованных» лиц, объединенных в различные группировки.

- При этом все чаще звучит мнение, что в Кыргызстане установилось фактически внешнее управление.

- Это не так, хотя следует признать, что в Кыргызстане все заметней роль и влияние на внутреннюю политику внешнего фактора, который обычно также используется всеми внутренними политическими силами.

Важно, что как властям, так и оппозиции необходимо понимать: хотим мы или нет, локальный характер политических процессов в стране должен отражать процессы, происходящие в мире и в регионе. Мир меняется, и мы должны учитывать это и выходить на региональный и международный уровни, учиться защищать свои интересы.

- У экспертной среды есть готовые рецепты?

- Чтобы выстраивать свою позицию и будущие приоритеты, надо учитывать несколько вариантов развития ситуации в регионе. Сегодня Центральная Азия (в том числе Кыргызстан) становится площадкой столкновения геополитических интересов России и США в виду намечающихся президентских выборов в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и, возможно, досрочных президентских выборов в Афганистане, а также президентских выборов в США и в Иране. 2013 год обещает быть жарким во всем регионе.

Вполне возможная перспектива смены режимов по сценарию арабской весны в республиках ЦА, кроме, наверное, Кыргызстана, вопросы нестабильного Афганистана (который влияет на стабильность Пакистана), проблемы растущего радикализма - все эти угрозы заставляют искать гарантии безопасности режимам стран ЦА как со стороны РФ, так и США.

Результаты исполнения взятых на себя двусторонних обязательств между КР и РФ, КНР, США, Турции, возможно, также будут влиять на определение акцентов в многовекторной политике Кыргызстана уже к осени нынешнего года.

- Но в рамках Содружества мы ведь тоже не можем игнорировать достигнутые договоренности?

- Членство в структурах СНГ накладывает дополнительную ответственность. Это и вопросы двусторонних и многосторонних договоров сотрудничества с партнерами по СНГ, прежде всего с РФ (вопросы Таможенного союза, строительства ГЭС, дальнейшего углубления стратегического сотрудничества в рамках ОДКБ). Не забывайте и о заявленной активизации отношений с Турцией, США (странами блока НАТО), обещания о выводе Центра транзитных перевозок «Манас» из Кыргызстана, поиски основ для расширения сотрудничества с КНР, Ираном, новые отношения с Грузией, Катаром... Одним словом, сложные пути многовекторности.

- Помимо внутриполитических вопросов у властей Кыргызстана на повестке дня остаются и вызовы регионального характера.

- Да, вот смотрите, ситуация в Афганистане после 2014 года, реальные возможности ОДКБ по обеспечению безопасности в регионе, выход Узбекистана из ОДКБ, возможное предоставление территории военного аэродрома «Айни» для войск НАТО в Таджикистане, вполне ожидаемый возврат военной базы США в Ханабад (Узбекистан) - все эти перспективы повлияют на обострение многоуровневой борьбы.

Первым из которых будет уровень геополитических столкновений крупных игроков - РФ, США, КНР в защите и укреплении своих интересов в регионе. Затем он переходит на региональный - между самими странами ЦА с участием блоков ОДКБ, ШОС, НАТО (Узбекистаном, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, Кыргызстаном при участии Турции), и заканчивается внутриполитическими столкновениями на национальном уровне между политическими группировками внутри самих стран Центральной Азии.

- Получается, не что иное, как раскачивание лодки?

- Однозначно. Однако раскачивание региона может происходить и по другой траектории, например, вокруг Афганистана, и не только. Или через создание пояса перманентной угрозы вокруг и внутри России (Северный Кавказ, Поволжье), ИРИ (Белуджистан) и КНР (Синьцзян) посредством активизации террористических непримиримых, радикальных групп в ЦА. Такой сценарий может одновременно повлиять на дискредитацию политического ислама и исламского процесса возрождения в ЦА вообще. И это только одна из возможных моделей проецирования событий в регионе, с учетом которой Кыргызстан должен выстраивать внутреннюю и внешнюю политику.

- Наши власти готовы к подобному развитию ситуации?

- Это они покажут сами.


Источник: 24.kg


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение