Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Геополитическая ситуация в Индо-Тихоокеанском регионе. Интерес России в его становлении
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 16-11-2018

С момента установления однополярного мира произошло немалое количество событий, оказавших значительное влияние на геополитическую ситуацию в мире. Одним из наиболее серьезных факторов, влияющих на современную геополитическую картину мира, является «регионостроительство». Данный фактор влияет на многие регионы, в том числе и на Индо-Тихоокеанский регион (ИТР), который становится весомым актором в мировой политике.

В связи с возрастающим геополитическим потенциалом Индии, процессы в ИТР становятся все более ощутимыми для современного мирового политического процесса. Возникает вопрос, может ли Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) во главе с Китаем (КНР), не включающий в свой состав Индию, стать соперником ИТР в современной геополитике. А также актуальным на сегодняшний день для России является вопрос: выгодна ли смена АТР на ИТР для России?

Существует несколько причин, оказавших влияние на становление Индии как ключевого субъекта геополитики в регионе:

  1. Индия является членом БРИКС, а также крупной региональной державой, таким образом осуществляя сотрудничество с мировыми державами, прежде всего, в экономической сфере.
  2. Индия находится в кольце «врагов». Китай видит в Индии возвышающегося соперника в азиатском регионе, он недоволен увеличивающимся проникновением Индии в Юго-Восточную Азию (ЮВА). Кроме того, Индии категорически не нравится альянс КНР с Пакистаном, отношения с которым являются напряженными из-за ряда исторических и политических вопросов.

Соприкосновение центростремительных и центробежных сил в регионе приводит к усилению локализации, а именно, ограничению места активных действий в политической и экономической сферах землями государств, относящихся к данному региону.

Рассматривая локализацию международных политических процессов можно сделать вывод, что ИТР – перспективный регион в современной геополитике, поскольку в нём находятся как региональные державы, оказывающие воздействие на объекты данного региона благодаря своему экономическому и военному превосходству, так и быстроразвивающиеся страны ЮВА с их потенциалом.

Действительно, если рассматривать страны, формирующие Индо-Тихоокеанский регион, можно определить заинтересованность многих из них в образовании нового региона. Так, можно выделить четверку стран: Австралия, Индия, США и Япония, которые формируют неофициальный консультативный механизм “Quad”[1], выступающий в качестве основы безопасности в ИТР, а также противостоящий росту влияния и милитаризации КНР в данном регионе. Однако данный диалог не закончен, во многом из-за неготовности Индии к формированию соответствующего «блока». Индия подчеркивает широкий взгляд на ИТР. Так, премьер-министр Индии Нарендра Моди сказал: «Индия не рассматривает Индо-Тихоокеанский регион, как закрытый клуб с ограниченным числом членов… он включает в себя все страны в рамках этой географии, а также другие страны, которые заинтересованы в этом»[2].

Стоит отметить, что государства, образующие Quad имеют свои концепции сотрудничества[3] в данном регионе, согласно которым, цель формирования данного региона по большей степени заключается в сдерживании Китая в данном регионе. Японская стратегия свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона ставит в основу экономическую и морскую безопасность. Кроме того, её можно рассматривать как ответ на инициативу КНР «Один пояс – один путь»[4], способствующую возвышению Китая на международной арене. Концепция США, в свою очередь, рассматривает Индию как ключевого актора, конкурирующего с КНР в Индийско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, увеличение расходов США на такие сферы развития Юго-Восточной Азии, как инфраструктура, технологии и энергетика, можно рассматривать в качестве альтернативы упомянутой выше стратегии экономического развития Китая «Один пояс – один путь», что также является составляющей стратегии США.

Помимо вышеупомянутых государств, с недавних пор в образовании ИТР заинтересованы государства-члены АСЕАН[5]. Претендующая на роль лидера АСЕАН Индонезия даже предлагает свою концепцию сотрудничества в данном регионе[6]. Поначалу идея создания данного региона неохотно принималась странами АСЕАН, которые не понимали необходимость в смене АТР на ИТР. Однако, спустя некоторое время термин «Indo-Pacific» стал активно употребляться некоторыми политиками Юго-Восточной Азии[7]. На сегодняшний момент мы имеем вышеупомянутую концепцию сотрудничества государств на территории ИТР с АСЕАН во главе. Однако, в отличие от стратегий США и Японии, концепция Индонезии подразумевает «взаимовыгодную геополитическую ситуацию, сотрудничество ради общего блага и создание новых экономических центров»[8]. Основополагающим является тот факт, что Индонезия отказывается от противостояния с Китаем взамен на сотрудничество со всеми желающим в данном регионе, в первую очередь с Китаем. Реализация данной концепции сделает Индонезию одним из ключевых государств ИТР, поскольку под её контролем находятся ключевые основные проливы[9], соединяющие Индийский и Тихий океаны. Конечно, рассматривая формирование ИТР под этим углом, устраивает Индонезию, однако устраивает ли данная концепция другие государства?

Ранее были изложены концепции крупных государств, составляющих Индийско-Тихоокеанский регион, однако важно определить, что по этому поводу думает один из ключевых игроков не только Азиатско-Тихоокеанского региона, но и геополитической картины мира. Не надо проводить глубокий анализ, чтобы понять отношение Пекина к становлению Индийско-Тихоокеанского региона. Китай является доминантой в АТР, и ему не нужен регион, схожий по интересам, который в будущем может составить конкуренцию АТР, и даже заменить его. На данный момент, Китай, безусловно, является региональным лидером АТР, но в ИТР ему будет трудно быть единственным доминирующим государством. Конкуренцию ему составит Индия. Кроме того, некоторые государства целью создания ИТР видят противостояние Пекину, что прекрасно осознает правительство КНР. Так, можно сказать, что Китай против создания ИТР, и будет стремиться удержать главенствующее положение в регионе.

Однако, одной из актуальных проблем для нашего государства, является участие или неучастие России в становлении Индийско-Тихоокеанского региона. Не так давно термин «Индо-Тихоокеанский регион» начал рассматриваться в научном сообществе и освещаться новостными агентствами. Но, несмотря на достаточное освещение данного вопроса, как в нашей стране, так и за рубежом, термин практически не встретить выступлениях и работах экспертов и чиновников. Этому можно дать разные обоснования от предположений, что ИТР станет соперником проекта «Большой Евразии»[10], продвижением которого занимается Россия[11], до банального выражения поддержки КНР в данном вопросе.

Но рассматривая данный вопрос основательней трудно понять подобный вектор развития нашего государства. Если подробнее изучить концепции, например, Индии или Индонезии, можно увидеть массу положительных моментов, которые должны благоприятно сказаться как на развитии «Большой Евразии», дополняя её, так и на экономике всей России в целом. Ведь, если объединить усилия данных регионов, можно достичь высоких результатов. В случае объединения данных территорий, будут доступны различные пути транспортировки: сухопутный (по большей части благодаря «Большой Евразии») и морской (моря на территории ИТР, включая акватории вдоль азиатских побережий «Большой Евразии»). А Дальний Восток в случае объединения будет находиться на стыке данных территорий данных регионов, занимая наиболее выгодное геополитическое положение. В таком случае он доложен стать не только кладовой природных ресурсов, но и необходимым крупным промышленным центром.

Поэтому можно смело утверждать об обязательном участии России в разработке и становлении Индийско-Тихоокеанского региона. Необходимо создать собственную концепцию, которая бы максимально выражала геополитические интересы нашего государства в данном регионе. Важно связать все ключевые города Дальнего Востока (Владивосток, Петропавловск), а также задействовать все ресурсы на территории данного региона, который должен стать одним из столпов Индийско-Тихоокеанского региона. Партнерами России в данном вопросе должны стать, в первую очередь, Индия, с которой Москва на протяжении многих лет ведет благоприятные для обоих государств отношения, а также быстроразвивающиеся государства Юго-Восточной Азии, а также крупный политический игрок, Южная Корея, о котором также не стоит забывать.

Таким образом, ИТР – перспективный регион, который было бы неплохо изучить. Многие страны заинтересованы в развитии данного региона: Австралия, Индия, Индонезия, США и Япония, преследуя свои интересы. Однако России стоит задуматься о своей роли в формировании нового перспективного региона. Будущее развитие Индии, как ключевого актора ИТР, только увеличит интерес в обособлении ИТР, как отдельного региона.

 

[1] https://regnum.ru/news/2452766.html

[2] https://interaffairs.ru/news/show/20657

[3] https://www.vestifinance.ru/articles/109918

[4] https://ria.ru/spravka/20170514/1494097368.html

[5] Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

[6] https://regnum.ru/news/2506524.html

[7] Speech by Foreign Minister Marty Natalegawa, An Indonesian Perspective of the Indo-Pacific, CSIS Washington DC, May 2013 at the website http://csis.org/files/attachments/130516_MartyNatalegawa_Speech.pdf

[8] https://regnum.ru/news/2506524.html

[9] Зондский пролив, Макасарский пролив, Малакксикий пролив и др.

[10] http://www.gea.site/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F/

[11] https://tass.ru/pmef-2016/article/3376295

Максимов Н.С.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение