Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
The geopolitical situation in the Indo-Pacific region. The interest of Russia in its formation
Material posted: Publication date: 16-11-2018

Since the establishment of the unipolar world had been a considerable number of events that had a significant impact on the geopolitical situation in the world. One of the most important factors that affect the current geopolitical picture of the world, is "regionstroyinvest". This factor affects many regions, including the Indo-Pacific region (ITR), which has become an important actor in world politics.

Due to the increasing geopolitical potential of India, the process engineers are becoming more palpable to the modern world political process. The question arises whether the Asia-Pacific region (APR), led by China (PRC), not including India, compete with the engineers in modern geopolitics. As well as actual today for Russia is the question: is it profitable to change the APR on engineers for Russia?

There are several reasons which influence on the formation of India as a key subject of geopolitics in the region:

  1. India is member of BRICS and a major regional power, thus making cooperation with the world powers, primarily in the economic sphere.
  2. India is in the ring "enemies." China regards India as a rising contender in the Asian region, he was dissatisfied with the increasing penetration of India in South-East Asia (sea). In addition, India is absolutely not like an Alliance of China with Pakistan, with which relations are tense because of a number of historical and political issues.

Contact the centripetal and centrifugal forces in the region leads to increased localization, namely, the limitation of the site to be active in the political and economic spheres of lands States belonging to the region.

Considering the localization of international political processes, we can conclude that ITR – promising region in contemporary geopolitics, since as a regional power, influencing the objects in the region due to its economic and military superiority, and the fast-growing Southeast Asian countries with their potential.

Indeed, if we consider the countries that form the Indo-Pacific region, it is possible to identify the interest of many of them in the formation of the new region. There are four countries: Australia, India, USA and Japan, who form an informal consultative mechanism “Quad”[1]acting as the foundations of security in engineering, as well as opposing the growing influence and militarization of China in the region. However, this dialogue is not finished, largely because of the unwillingness of India to the formation of the relevant "block". India emphasizes the broad view of engineers. So, the Prime Minister of India Narendra modi said, "India does not consider the Indo-Pacific region, like a private club with a limited number of members... it includes all countries within this geography, as well as other countries that are interested in it"[2].

It should be noted that the States forming the Quad have their own concept of cooperation[3] in this region, according to which the purpose of forming this region by a greater extent is to contain China in the region. The Japanese strategy of free and open Indo-Pacific region puts at the heart of economic and Maritime security. In addition, it can be seen as a response to the initiative of China "One belt and one road"[4], contributing to the rise of China in the international arena. The concept of the United States, in turn, considers India as a key actor, competing with China in the Indo-Pacific region. In addition, the increase in spending on such areas of development in South-East Asia as infrastructure, technology and energy, can be considered as an alternative to the above-mentioned strategy of economic development of China "One belt and one road", which is also part of the strategy of the United States.

In addition to the above States, more recently in the education of engineers interested member States of ASEAN[5]. Claiming to be the leader of ASEAN, Indonesia even offers his concept of cooperation in the region[6]. At first, the idea of creating this region was reluctantly accepted by the ASEAN countries, who did not understand the need to change the APR on engineers. However, after some time the term "Indo-Pacific" has been actively used by some politicians in South-East Asia[7]. At the moment we have mentioned above the concept of cooperation of States on the territory of ITR with ASEAN at the helm. However, in contrast to the strategies of the US and Japan, the concept of Indonesia implies "mutually beneficial geopolitical situation, cooperation for the common good and the creation of new economic centers"[8]. Fundamental is the fact that Indonesia abandons confrontation with China in return for cooperation with all comers in this region, primarily with China. The implementation of this concept will make Indonesia one of the key States engineers, because with control of key the main Straits[9], connecting the Indian and Pacific oceans. Of course, considering the formation of the engineers from this angle, satisfied Indonesia, but are you satisfied with this concept to other States?

Was previously outlined concept of large States that make up the Indo-Pacific region, however, it is important to determine what thinks about one of the key players not only in the Asia-Pacific region, but the geopolitical picture of the world. It is not necessary to conduct deep analysis to understand the attitude of Beijing to the formation of the Indo-Pacific region. China is dominant in the Asia Pacific region, and it is not the desired region, have similar interests, which in the future may compete with ATP, and even replace it. At the moment, China is undoubtedly a regional leader Asia Pacific, but in engineering it would be difficult to be the sole dominant state. Competition for him will be India. In addition, some States have the purpose of creating ITR see resistance to Beijing that is well aware of the Chinese government. So, we can say that China is against the creation of engineers, and will work to maintain a dominant position in the region.

However, one of the urgent problems for our country, is the participation or non-participation of Russia in formation of the Indo-Pacific region. Not so long ago the term "Indo-Pacific" began to be seen in the scientific community and publicized by news agencies. But, despite an adequate coverage of this issue both in our country and abroad, the term practically meet the performances and the works of experts and officials. This can give a different justification from the suggestion that engineers will be the rival of the project "Big Eurasia"[10], the promotion of which deals with Russia[11], to the banal expressions of support for China in this matter.

But after considering this question more difficult to understand such vector of development of our state. If more study of the concept, such as India or Indonesia, you can see a lot of positive points that have positive impact both on the development of "greater Eurasia", complementing it, and the economy of Russia as a whole. In fact, if you combine the efforts of these regions, it is possible to achieve high results. In the case of Union of these territories will be available different ways of transportation: road (mostly due to the "Big Eurasia") and sea (sea on the territory of ITR, including the waters along the Asian coasts of the "Big Eurasia"). And the far East in the case of an Association will be located at the intersection of these areas of these regions, occupying the most advantageous geopolitical position. In this case, he is reported to be not only a pantry of natural resources but required a large industrial center.

Therefore, we can safely say about the mandatory participation of Russia in the development and formation of the Indo-Pacific region. You must create your own concept that would best expressed the geopolitical interests of our country in the region. It is important to link all the key cities in the Far East (Vladivostok, Petropavlovsk) and to use all the resources on the territory of the region, which should become one of the pillars of the Indo-Pacific region. Partners of Russia in this question should be in the first place, India, with whom Moscow for many years has been favorable for both countries relations and also rapidly developing States of South-East Asia and a major political player, South Korea, which also should not be forgotten.

Thus, ITR – promising region, which would be nice to explore. Many countries are interested in the development of the region: Australia, India, Indonesia, USA and Japan, in pursuit of their interests. However, Russia should think about its role in the formation of a new promising region. The future development of India as a key actor ITR, will only increase interest in the separation of the ITR as a separate region.

 

[1] https://regnum.ru/news/2452766.html

[2] https://interaffairs.ru/news/show/20657

[3] https://www.vestifinance.ru/articles/109918

[4] https://ria.ru/spravka/20170514/1494097368.html

[5] the Association of South-East Asia

[6] https://regnum.ru/news/2506524.html

[7] Speech by Foreign Minister Marty Natalegawa, An Indonesian Perspective of the Indo-Pacific, CSIS, Washington DC, May 2013 at the website http://csis.org/files/attachments/130516_MartyNatalegawa_Speech.pdf

[8] https://regnum.ru/news/2506524.html

[9] the Sunda Strait, the Strait Makarski, Malchiki Strait etc.

[10] http://www.gea.site/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F/

[11] https://tass.ru/pmef-2016/article/3376295

Maksimov N. With.


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Геополитическая ситуация в Индо-Тихоокеанском регионе. Интерес России в его становлении
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 16-11-2018

С момента установления однополярного мира произошло немалое количество событий, оказавших значительное влияние на геополитическую ситуацию в мире. Одним из наиболее серьезных факторов, влияющих на современную геополитическую картину мира, является «регионостроительство». Данный фактор влияет на многие регионы, в том числе и на Индо-Тихоокеанский регион (ИТР), который становится весомым актором в мировой политике.

В связи с возрастающим геополитическим потенциалом Индии, процессы в ИТР становятся все более ощутимыми для современного мирового политического процесса. Возникает вопрос, может ли Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) во главе с Китаем (КНР), не включающий в свой состав Индию, стать соперником ИТР в современной геополитике. А также актуальным на сегодняшний день для России является вопрос: выгодна ли смена АТР на ИТР для России?

Существует несколько причин, оказавших влияние на становление Индии как ключевого субъекта геополитики в регионе:

  1. Индия является членом БРИКС, а также крупной региональной державой, таким образом осуществляя сотрудничество с мировыми державами, прежде всего, в экономической сфере.
  2. Индия находится в кольце «врагов». Китай видит в Индии возвышающегося соперника в азиатском регионе, он недоволен увеличивающимся проникновением Индии в Юго-Восточную Азию (ЮВА). Кроме того, Индии категорически не нравится альянс КНР с Пакистаном, отношения с которым являются напряженными из-за ряда исторических и политических вопросов.

Соприкосновение центростремительных и центробежных сил в регионе приводит к усилению локализации, а именно, ограничению места активных действий в политической и экономической сферах землями государств, относящихся к данному региону.

Рассматривая локализацию международных политических процессов можно сделать вывод, что ИТР – перспективный регион в современной геополитике, поскольку в нём находятся как региональные державы, оказывающие воздействие на объекты данного региона благодаря своему экономическому и военному превосходству, так и быстроразвивающиеся страны ЮВА с их потенциалом.

Действительно, если рассматривать страны, формирующие Индо-Тихоокеанский регион, можно определить заинтересованность многих из них в образовании нового региона. Так, можно выделить четверку стран: Австралия, Индия, США и Япония, которые формируют неофициальный консультативный механизм “Quad”[1], выступающий в качестве основы безопасности в ИТР, а также противостоящий росту влияния и милитаризации КНР в данном регионе. Однако данный диалог не закончен, во многом из-за неготовности Индии к формированию соответствующего «блока». Индия подчеркивает широкий взгляд на ИТР. Так, премьер-министр Индии Нарендра Моди сказал: «Индия не рассматривает Индо-Тихоокеанский регион, как закрытый клуб с ограниченным числом членов… он включает в себя все страны в рамках этой географии, а также другие страны, которые заинтересованы в этом»[2].

Стоит отметить, что государства, образующие Quad имеют свои концепции сотрудничества[3] в данном регионе, согласно которым, цель формирования данного региона по большей степени заключается в сдерживании Китая в данном регионе. Японская стратегия свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона ставит в основу экономическую и морскую безопасность. Кроме того, её можно рассматривать как ответ на инициативу КНР «Один пояс – один путь»[4], способствующую возвышению Китая на международной арене. Концепция США, в свою очередь, рассматривает Индию как ключевого актора, конкурирующего с КНР в Индийско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, увеличение расходов США на такие сферы развития Юго-Восточной Азии, как инфраструктура, технологии и энергетика, можно рассматривать в качестве альтернативы упомянутой выше стратегии экономического развития Китая «Один пояс – один путь», что также является составляющей стратегии США.

Помимо вышеупомянутых государств, с недавних пор в образовании ИТР заинтересованы государства-члены АСЕАН[5]. Претендующая на роль лидера АСЕАН Индонезия даже предлагает свою концепцию сотрудничества в данном регионе[6]. Поначалу идея создания данного региона неохотно принималась странами АСЕАН, которые не понимали необходимость в смене АТР на ИТР. Однако, спустя некоторое время термин «Indo-Pacific» стал активно употребляться некоторыми политиками Юго-Восточной Азии[7]. На сегодняшний момент мы имеем вышеупомянутую концепцию сотрудничества государств на территории ИТР с АСЕАН во главе. Однако, в отличие от стратегий США и Японии, концепция Индонезии подразумевает «взаимовыгодную геополитическую ситуацию, сотрудничество ради общего блага и создание новых экономических центров»[8]. Основополагающим является тот факт, что Индонезия отказывается от противостояния с Китаем взамен на сотрудничество со всеми желающим в данном регионе, в первую очередь с Китаем. Реализация данной концепции сделает Индонезию одним из ключевых государств ИТР, поскольку под её контролем находятся ключевые основные проливы[9], соединяющие Индийский и Тихий океаны. Конечно, рассматривая формирование ИТР под этим углом, устраивает Индонезию, однако устраивает ли данная концепция другие государства?

Ранее были изложены концепции крупных государств, составляющих Индийско-Тихоокеанский регион, однако важно определить, что по этому поводу думает один из ключевых игроков не только Азиатско-Тихоокеанского региона, но и геополитической картины мира. Не надо проводить глубокий анализ, чтобы понять отношение Пекина к становлению Индийско-Тихоокеанского региона. Китай является доминантой в АТР, и ему не нужен регион, схожий по интересам, который в будущем может составить конкуренцию АТР, и даже заменить его. На данный момент, Китай, безусловно, является региональным лидером АТР, но в ИТР ему будет трудно быть единственным доминирующим государством. Конкуренцию ему составит Индия. Кроме того, некоторые государства целью создания ИТР видят противостояние Пекину, что прекрасно осознает правительство КНР. Так, можно сказать, что Китай против создания ИТР, и будет стремиться удержать главенствующее положение в регионе.

Однако, одной из актуальных проблем для нашего государства, является участие или неучастие России в становлении Индийско-Тихоокеанского региона. Не так давно термин «Индо-Тихоокеанский регион» начал рассматриваться в научном сообществе и освещаться новостными агентствами. Но, несмотря на достаточное освещение данного вопроса, как в нашей стране, так и за рубежом, термин практически не встретить выступлениях и работах экспертов и чиновников. Этому можно дать разные обоснования от предположений, что ИТР станет соперником проекта «Большой Евразии»[10], продвижением которого занимается Россия[11], до банального выражения поддержки КНР в данном вопросе.

Но рассматривая данный вопрос основательней трудно понять подобный вектор развития нашего государства. Если подробнее изучить концепции, например, Индии или Индонезии, можно увидеть массу положительных моментов, которые должны благоприятно сказаться как на развитии «Большой Евразии», дополняя её, так и на экономике всей России в целом. Ведь, если объединить усилия данных регионов, можно достичь высоких результатов. В случае объединения данных территорий, будут доступны различные пути транспортировки: сухопутный (по большей части благодаря «Большой Евразии») и морской (моря на территории ИТР, включая акватории вдоль азиатских побережий «Большой Евразии»). А Дальний Восток в случае объединения будет находиться на стыке данных территорий данных регионов, занимая наиболее выгодное геополитическое положение. В таком случае он доложен стать не только кладовой природных ресурсов, но и необходимым крупным промышленным центром.

Поэтому можно смело утверждать об обязательном участии России в разработке и становлении Индийско-Тихоокеанского региона. Необходимо создать собственную концепцию, которая бы максимально выражала геополитические интересы нашего государства в данном регионе. Важно связать все ключевые города Дальнего Востока (Владивосток, Петропавловск), а также задействовать все ресурсы на территории данного региона, который должен стать одним из столпов Индийско-Тихоокеанского региона. Партнерами России в данном вопросе должны стать, в первую очередь, Индия, с которой Москва на протяжении многих лет ведет благоприятные для обоих государств отношения, а также быстроразвивающиеся государства Юго-Восточной Азии, а также крупный политический игрок, Южная Корея, о котором также не стоит забывать.

Таким образом, ИТР – перспективный регион, который было бы неплохо изучить. Многие страны заинтересованы в развитии данного региона: Австралия, Индия, Индонезия, США и Япония, преследуя свои интересы. Однако России стоит задуматься о своей роли в формировании нового перспективного региона. Будущее развитие Индии, как ключевого актора ИТР, только увеличит интерес в обособлении ИТР, как отдельного региона.

 

[1] https://regnum.ru/news/2452766.html

[2] https://interaffairs.ru/news/show/20657

[3] https://www.vestifinance.ru/articles/109918

[4] https://ria.ru/spravka/20170514/1494097368.html

[5] Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

[6] https://regnum.ru/news/2506524.html

[7] Speech by Foreign Minister Marty Natalegawa, An Indonesian Perspective of the Indo-Pacific, CSIS Washington DC, May 2013 at the website http://csis.org/files/attachments/130516_MartyNatalegawa_Speech.pdf

[8] https://regnum.ru/news/2506524.html

[9] Зондский пролив, Макасарский пролив, Малакксикий пролив и др.

[10] http://www.gea.site/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F/

[11] https://tass.ru/pmef-2016/article/3376295

Максимов Н.С.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение