Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
Geopolitical meanings "White book for security policy and the future of the Bundeswehr"
Material posted: Publication date: 11-11-2019

In modern developed countries the practice is to publish its official installation in the field of security policy and defence in doctrinal documents. These units have the geopolitical dimension, which attracts the attention of researchers [1].

Geopolitical essentially provisions are contained in the "White book" (Weissbuch), higher fundamental document on security policy of Germany, containing approved at the government level strategic direction and position of Germany in the modern world [2]. Germany has developed a practice of issuing a White paper by the Ministry of defence of Germany, and the last White paper was released on 13 July 2016.

Vision of the role of Germany in the world

In the early States of the self-determination of Germans, shaped by the lessons of their history and are part of the German identity is inextricably linked with the European. Advantages of Germany are the linkages with the world through economic, political and military value of Germany, moreover, Germany is increasingly perceived as a Central actor in Europe. Germany is an economically strong state with a stable social connections, superior infrastructure and the skilled manpower involved including from abroad. Politically, Germany can rely on a network of bilateral, intra-European, transatlantic and multipolar relations and institutions around the world. One should not ignore the cultural issue, in Germany continue to go to study foreign students, and the role of the German language in the world is constantly increasing.

But while there were such weaknesses as the possibility of losing fourth place in the ranking of countries in terms of GDP due to the rapid development of the Asian and Latin American countries that have the potential to circumvent not only Germany but the whole of the EU as a whole. Added to this is the dependence on a secure supply routes and markets, working information and communication systems, the dependence will continue to increase. On a global scale Germany is geographically and demographically a medium size country, population growth in the countries of Asia and Africa will have a serious pressure on Germany, the inflow of skilled labour does not much change the situation for the better. Finally, although Germany and can rely on its allies in NATO and the EU, it becomes all the more dependent in economic and military matters [3].

Summarizing, it should be said that the document provides a balanced feature of the geopolitical position of Germany in the modern world and declared that Germany is ready to assume greater responsibility on the world stage.

The geopolitical interests of Germany in the field of security

The interests of Germany dictated enshrined in the Constitution of this state values such as the protection of freedom, democracy, etc. and are determined by geographical location of Germany in Central Europe and its EU membership, coupled with economic and trade possibilities, which makes them geopolitical in nature.

So, the goals here are 1) the protection of citizens, sovereignty and territorial integrity of their country and allies, 2) preservation based on international law, world order, 3) responsible use of scarce resources and missing products in the world, 4) the deepening of European integration, and 5) strengthening of the transatlantic partnership. Special emphasis is placed on the allies and build confidence on their part, because the only way Germany can defend its territory and open society, and to use limited resources and get a chance to develop [4].

Views on the emerging world order

Following the "White book" will be considered emerging in the modern world a multi-polar world that is emerging in the context of globalization and digitalization and the crisis of the old order. The power in the world, along with States, are beginning to have non-state actors. The emerging multipolarity and shifting power are a result of the actions of key States in Asia, Africa and Latin America (example of China and BRICS). Germany supports the movement to multilateralism (multilateralism), but it is postulated that the United States, as before, will have a serious impact on the international stage, Germany will remain a loyal ally of the United States, gradually separating responsibility with him in the world in terms of interdependence in the emerging environment, security policies [5].

The European project is under pressure

The EU, as one of the most important areas of German security strategy was not remained without proper attention. Due to its economic power (second largest in the world), international relations and respect for EU law is one of the most important actors, to which upright faces the task to preserve the unity and solidarity of member countries, economic and technological leadership and to remain the example to follow. Challenges for him are the issues of migration, economic and financial crises and instability on its borders.
Of course, for the common good and in the interest of Germany as one of the most important centres of the EU, need to overcome all contradictions and to answer all challenges to bring about sustainable development in a rapidly changing world [6].

The perception of Russia and the attitude to it as a geopolitical actor

The document notes that Russia often calls into question the European security architecture and established borders, it is connected primarily with the question of the Crimea and war in Eastern Ukraine is having a serious impact on the security of Europe and Germany. Russia rejects partnership with the West and chooses the path of rivalry with him, this is manifested in the increased activity of the Russian armed forces on the borders of the EU and NATO, by waging hybrid war (an intermediate state between peace and war), and the strengthening of the Russian army. Russia tries to make itself self-sufficient center of gravity with global interests.

Russia also recognized the most important and the largest partner of the EU, the neighboring country, are important for building economic relations and European security architecture but it is a reservation that if Russia will not change its foreign policy, it will become over time a challenge to the security of the entire continent in General and Germany in particular [7].

In General, it should be noted that Germany, like any Western country, refuses to recognize the external interests of Russia, trying to impose their vision and to force Russia to dismantle all its foreign policy projects that do not fit into the views of Europeans and Americans.

Challenges for the German security policy

As noted, in the context of globalization, many challenges nullify the geographical distance, the world is becoming more interconnected. Therefore, the challenges are 1) international terrorism (the problem requires the involvement of the international community), 2) call information and cyber spaces (with the development of digitalization of the state have become increasingly dependent on these areas, and the absence of international agreements makes the temptation strikes in cyberspace tempting), 3) interstate conflicts (resurgence of classic power politics and the threat of hybrid warfare), 4) an unstable state (a new term, involving, according to some experts, the German intervention in the internal Affairs of other States after they have been declared insolvent, especially on the southern and Eastern borders of the EU), 5) the build-up of arms and the proliferation of weapons of mass destruction, 6) risk of transport, information, communication and trade routes, as well as security solutions for the delivery of resources and energy, 7) climate change 8) uncontrolled migration, 9) disease and epidemics [8].
In total, 6 of the 9 challenges related to the field of geopolitics, they are directly related to the issue of resource extraction and delivery actions in space (including cyberspace), with conflicts and attempts to solve them (or to interfere in the internal Affairs of other subjects), the others are directly connected with globalization, one of the factors of modern geopolitics.

Strategic priorities Germany

The strategic priorities of Germany formed on the basis of their values and interests, they konkretisiert what Germany will do to protect its foreign policy interests. The first is to ensure national participation, it means that the state and society should support each other, because it is becoming increasingly critical in the twenty-first century, when the domestic and foreign policy are becoming almost inseparable.
The second priority follows from the first, Germany needs to ensure the unity and collaboration of NATO and the EU, because Germany's security is closely linked with them historically and at the present stage.

The third priority is the unrestricted use of the information, transport, communication and trade routes, as the security of supply routes and energy resources, because Germany is heavily dependent on them. This may also include activities in all spheres, including space and cyber, because the States depend on satellites and digital technology.

The next priority is the timely detection, prevention and resolution of crises and conflicts, which will require, of course, analytical work and application methods, including geopolitical.

The last priority was the involvement of Germany in an international order based on international law, because lasting peace and stability does not create the right force, and the force of law. This priority is directly linked to attempts by Western countries to ensure the development of mankind in their chosen path [9].

The German participation in important international organizations

You should start with the most important international organization, UN. Germany makes a considerable contribution to the work of the organization, supporting its basic principles, financing and actively participating in international operations. Germany is ready to further expand its involvement, in particular, welcoming the reforms of the UN security Council (Germany is ready to become a permanent member of the security Council with veto power).

NATO has also given considerable attention, for example, supported measures on collective security, decision of the crisis, joint security and strengthening the European pillars of NATO (by increasing military spending, while Germany is willing to spend on defence in the region of 2 % of its GDP). As for Russia, Germany accepts the ambivalent, indicating, on the one hand, deterrence and readiness for defense, on the other, the willingness to engage in dialogue.
EU expected took an important place in the "White book". In addition to proposals for the support of Germany on the joint potential of the United Europe, States on the establishment of common security space, as well as the wider cooperation of defense industry of the participating countries. A defensive Alliance should also complement, but not replace NATO, which remains the core of European security [10].

We can only note that the approach of Germany to work with international institutions has not undergone any changes.

The Bundeswehr and its tasks and a vision in the future

The second part of the document deals with the actual Bundeswehr, the main instrument of German security policy. It is noted that Germany in the world want to see in the new format, as well as its armed forces, it implies the emergence of new tasks of the Bundeswehr (from now on, he may be subject for activities inside the country), the new image in the future (ready, armed and able to ensure not only the security of Germany, but also throughout Europe, in collaboration with allies) [11].

Reaction to the release of the White paper and its criticism

In Germany and abroad, it was mixed. At a press conference the former Minister of defence of Germany Ursula von der Leyen pointed out that in 10 years the situation in the sphere of security has changed significantly, the changes included the emergence of the Islamic state, Russia's annexation of Crimea, hybrid threats and risks in cyberspace. But, as defense Minister added, changed and Germany, or rather increased its weight in the international arena, which could give Germany a new opportunity in the world.

There is no doubt that this doctrinal document has caused wide criticism in Russia thanks to its emphasis on relations with Russia was noticeably shifted. About it said the Minister of foreign Affairs Sergey Lavrov, the press Secretary of the President of Russia Dmitry Peskov, the head of the Duma committees, many other politicians and experts, consider this edition of the White paper the attack on Russia [12]. Also some publications in Russia, said anti-Russian orientation of the document, analyze its contents [13].

Within Germany, the White paper also sparked serious discussion, operational in August 2016 has been published the so-called "Black book" (Schwarzbuch), critical edition by arms build-up and focus on the combat use of the armed forces of Germany (Bundeswehr), issued by the left party (Die Linke). This paper discusses the process of becoming "ready for combat use of the army" between 1990 and 2011, including detailed analysis of the involvement of the Bundeswehr in the war in Afghanistan and the war against terrorism, criticized the expansion of NATO and the existence of the organization in General, called into question the defensive nature of the foreign policy of Western countries, especially the example of the conflict in Ukraine and campaigning against the war and arms build-up [14].

The concept of "German interests" in foreign policy still continues to cause concern in Europe and abroad in connection with the past that makes it difficult not only their formation, but even the selection of suitable concepts to describe them [15].

Not less questions causes and the duality of the position of Germany (and the EU) about their own place in the world. On the one hand, emphasizes the importance of self-reliance, after all, European States often have substantial costs due to the unilateral actions of the United States (an example is the US withdrawal from the "Iranian transactions", which is one of the few foreign policy achievements of the EU). On the other hand, Germany continues to follow the policy of "Euro-Atlantic solidarity", stating that as a result of "turning point" in the international order is undermined strategic stability.

Accordingly, there is no reason to expect that Germany and other European allies of the United States will cease to follow in the footsteps of U.S. policy, which condemns them to the role of conductors of the will of Washington in the region and the world.

In General, as would the authors of the White paper, this document caused a stir in the community and abroad, renewing the discussion on security policy in Germany.

In conclusion, it is worth noting that the geopolitical content of the new White paper is sufficiently large. This fact shows that the German ruling and academia have shown a growing interest in geopolitics (so-called "Renaissance of geopolitics"), and the formulation of a new doctrinal documents and further inextricably linked.

Notes

  1. Belozerov, V. K. (2015) the Geopolitical meanings of the military doctrine of the Russian Federation // Geopolitics and security. No. 1. Pp. 9-15;
  2. Wege zum Weissbuch. – Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2016. 32 S;
  3. 2016 Weissbuch zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. - Berlin, Bundesministerium der Verteidigung, 2016. S. 22-24;
  4. Ibid. S. 24-27;
  5. Ibid. S. 27-33;
  6. Ibid. S. 33-34;
  7. Ibid. S. 31-33;
  8. Ibid. S. 34-47;
  9. Ibid. S. 47-48;
  10. Ibid. S. 62-77;
  11. Ibid. S. 88-95;
  12. The "white book" Germany: new not only about Russia. URL :https://www.dw.com/ru/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D1%84%D1%80%D0%B3-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE-%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/a-19398017 (accessed 01.11.19);
  13. "White book-2016": Germany recognizes the multi-polar world and chooses anti-Russian pole. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/07/20/belaya-kniga-2016-germaniya-priznaet-mnogopolyarnost-mira-i-vybiraet-antirossiyskiy-polyus (accessed 02.11.19);
  14. Schwarzbuch. Kritisches Handbuch zur Aufrüstung und Einsatzorientierung der Bundeswehr. - Berlin, Mediaservice, 2016. 119 S;
  15. Belozerov, V. K. (2019) the concept of "people" and "nation" in Russian and international political and scientific discourse // Vestnik of Russian nation. No. 5. S. 118-125.

Sugonjaev P. M.


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Геополитические смыслы «Белой книги политики безопасности и будущего Бундесвера»
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 11-11-2019

В современных развитых государствах сложилась практика обнародования своих официальных установки в сфере политики безопасности и обороны в доктринальных документах. Эти установки имеют и геополитическое измерение, на что обращают внимание исследователи [1].

Геополитические по своей сути положения содержатся и в «Белой книге» (Weissbuch), высшего основополагающего документа по политике безопасности Германии, содержащего в себе утвержденный на правительственном уровне стратегический курс и положение ФРГ в современном мире [2]. В Германии сложилась практика издания «Белой книги» министерством обороны ФРГ, и последняя «Белая книга» вышла 13 июля 2016 года.

Видение роли Германии в мире

В начале говорится о самоопределении немцев, сформированном уроками их истории и являющемся частью немецкой идентичности, неразрывно связанной с европейской. Преимуществами ФРГ являются связи со всем миром благодаря экономическому, политическому и военному значению Германии, более того, ФРГ всё более воспринимается как центральный актор Европы. Германия является экономически сильным государством, располагающим стабильными социальными связями, высококлассной инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой, привлекаемой в том числе и из-за рубежа. Политически Германия может опереться на сеть двусторонних, внутриевропейских, трансатлантических и многополярных связей и институтов во всем мире. Не стоит обходить вниманием культурный вопрос, в Германию продолжают ехать учиться иностранные студенты, а роль немецкого языка в мире постоянно возрастает.

Но одновременно отмечаются и такие слабости, как возможность потери четвертого места в рейтинге стран по размеру ВВП из-за стремительного развития азиатских и латиноамериканских стран, способных в перспективе обойти не только Германию, но и весь ЕС в целом. К этому добавляется и зависимость от защищенных маршрутов поставок, стабильных рынков сбыта, работающих информационных и коммуникационных систем, причем зависимость в дальнейшем будет только возрастать. В глобальном масштабе ФРГ является географически и демографически среднего размера страной, рост населения в странах Азии и Африки окажет серьезное давление на Германию, приток квалифицированной рабочей силы не сильно изменит ситуацию к лучшему. И, наконец, хотя ФРГ и может опереться на своих союзников по НАТО и ЕС, она становится от них всё более зависимой в экономических и военных вопросах [3].

Обобщая, стоит сказать, что в документе дана взвешенная геополитическая характеристика положения Германии в современном мире и заявляется о том, что Германия готова взять на себя большую ответственность на мировой арене.

Геополитические интересы Германии в сфере безопасности

Интересы Германии продиктованы закрепленными в конституции данного государства ценностями, такими как защита свободы, демократии и т.д. и определяются географическим положением ФРГ в центре Европы и её членством в ЕС, вкупе с экономическими и торговыми возможностями, что делает их геополитическими по сути.

Итак, целями являются 1) защита граждан, суверенитета и территориальной целостности своей страны и союзников, 2) сохранение основанного на международном праве миропорядка, 3) ответственное использование ограниченных ресурсов и недостающих товарами в мире, 4) углубление европейской интеграции и 5) укрепление трансатлантического партнерства. Особый акцент при этом делается на союзниках и укреплении доверия с их стороны, ведь только так Германия сможет защитить свою территорию и открытое общество, а также воспользоваться ограниченными ресурсами и получить шанс на развитие [4].

Взгляды на формирующийся мировой порядок

Следующим в «Белой книге» будет рассмотрен формирующийся в современном мире многополярный мир, складывающийся в условиях глобализации и цифровизации, а также кризис старого миропорядка. Властью в мире, наряду с государствами, начинают располагать и негосударственные акторы. Формирующаяся многополярность и смещение силы являются результатом действий ключевых государств Азии, Африки и Латинской Америки (пример Китая и формата БРИКС). Германия поддерживает движение к мультилатерализму (многополярности), но при этом постулируется, что США, как и прежде, будут оказывать серьезное влияние на международной арене, а Германия останется верным союзником США, постепенно разделяющим с ним ответственность в мире на условиях взаимозависимости в формирующейся среде политики безопасности [5].

Европейский проект под давлением

ЕС, как одно из важнейших направлений немецкой стратегии безопасности, не остался без должного внимания. Благодаря своей экономической мощи (второе место в мире), международным связям и уважению права ЕС является одним из важнейших акторов, перед которым во весь рост встает задача сохранить единство и солидарность стран-членов, экономическое и технологическое лидерство, а также остаться примером для подражания. Вызовами для него являются вопросы миграции, экономический и финансовый кризисы и нестабильность на его границах.
Разумеется, ради общего блага и в интересах Германии, как одного из важнейших центров ЕС, необходимо преодолеть все противоречия и дать ответ на все вызовы, чтобы обеспечить себе устойчивое развитие в стремительно меняющемся мире [6].

Восприятие России и отношение к ней как к геополитическому актору

В документе отмечается, что Россия часто ставит под вопрос архитектуру европейской безопасности и установившиеся границы, это связано, прежде всего, с вопросом Крыма и войной на востоке Украины, это оказывает серьезное влияние на безопасность Европы и Германии. Россия отвергает партнёрство с Западом и выбирает путь соперничества с ним, это проявляется в усилении активности российских ВС на границах ЕС и НАТО, ведением гибридных войн (промежуточное состояние между миром и войной), а также с укреплением российской армии. Россия старается представить себя самодостаточным центром притяжения с глобальными интересами.

Россия также признается важнейшим и крупнейшим партнером ЕС, страной-соседом, важным для выстраивания экономических отношений и общеевропейской архитектуры безопасности, но при этом делается оговорка, что если Россия не изменит свой внешнеполитический курс, то она станет через некоторое время вызовом для безопасности всего континента в общем и Германии, в частности [7].

В общем, стоит отметить, что Германия, как и любая западная страна, отказывается признавать сферу внешнеполитических интересов России, стараясь навязать своё видение и заставить Россию свернуть все её внешнеполитические проекты, не вписывающиеся в представления европейцев и американцев.

Вызовы для немецкой политики безопасности

Как отмечается, в условиях глобализации многие вызовы все более сводят на нет географическую удаленность, мир становится все более взаимосвязанным. Поэтому к вызовам относятся 1) международный терроризм (проблема требует участия всего международного сообщества), 2) вызов информационного и кибернетического пространств (с развитием цифровизации государства становятся все более зависимы от этих сфер, а отсутствие международных договоренностей делают соблазн нанесения ударов в киберпространстве заманчивым), 3) межгосударственные конфликты (возрождение классической силовой политики и угроза гибридных войн), 4) нестабильная государственность (новый термин, предполагающий, по мнению некоторых экспертов, вмешательство Германии во внутренние дела других государств после объявления их несостоятельными, особенно на южных и восточных границах ЕС), 5) наращивание вооружений и распространение оружия массового уничтожения, 6) угроза транспортным, информационным, коммуникационным и торговым путям, а также обеспечение безопасности путей поставки ресурсов и энергии, 7) изменение климата, 8) бесконтрольная миграция, 9) заболевания и эпидемии [8].
В общем, 6 из 9 вызовов относятся к сфере геополитики, они непосредственно связанны с вопросом добычи ресурсов и их доставки, действиями в пространстве (в том числе, кибернетическом), с конфликтами и попытками их разрешить (или вмешаться во внутренние дела других субъектов), остальные же напрямую связаны с глобализацией, одним из факторов современной геополитики.

Стратегические приоритеты Германии

Стратегические приоритеты Германии сформированы на основе их ценностей и интересов, они конкретизируют то, что Германия готова сделать ради защиты своих внешнеполитических интересов. Первым является гарантирование общегосударственного участия, это значит, что общество и государство должны поддерживать друг друга, ведь это становится критически важным в XXI веке, когда внешняя и внутренняя политика становятся почти неразделимыми.
Второй приоритет вытекает из первого, Германии необходимо обеспечить единение и совместную работу государств НАТО и ЕС, ведь безопасность Германии тесно связана с ними исторически и на современном этапе.

Третьим приоритетом является беспрепятственное использование информационных, транспортных, коммуникационных и торговых маршрутов, как и безопасность маршрутов поставки ресурсов и энергии, ведь Германии серьезно зависит от них. Сюда же можно отнести деятельность во всех сферах, включая космическую и кибернетическую, ведь государства зависят от спутников и цифровых технологий.

Следующим приоритетом является своевременное распознавание, предупреждение и урегулирование кризисов и конфликтов, что потребует, несомненно, аналитической работы и применения методов, в том числе, геополитических.

Последним приоритетом стало вовлечение Германии в международный порядок, основанный на международном праве, ведь продолжительный мир и стабильность создает не право силы, а сила права. Данный приоритет напрямую связан с попытками западных стран обеспечить развитие человечества по ими избранному пути [9].

Участие Германии в важнейших международных организациях

Начать стоит с важнейшей международной организации, ООН. Германия вносит немалый вклад в работу данной организации, поддерживая её основные принципы, финансируя и активно участвуя в международных операциях. ФРГ готова на дальнейшее расширение своего участия, в том числе, приветствуя реформу Совета безопасности ООН (Германия готова стать постоянным членом Совбеза с правом вето).

НАТО также уделено немалое внимание, например, поддерживаются меры по коллективной безопасности, по решению кризисов, по совместной безопасности и по усилению европейской опоры НАТО (путем увеличения военных расходов, ФРГ готова тратить на оборону в районе 2 % от своего ВВП). Что касается России, Германия соглашается с двойственной позицией, обозначающей, с одной стороны, сдерживание и готовность к обороне, с другой, готовность вести диалог.
ЕС ожидаемо занял весомое место в «Белой книге». Кроме предложений по опоре Германии на совместный потенциал объединенной Европы, говорится о создании пространства общей безопасности, а также о более широкой кооперации ВПК стран-участниц. Оборонительный союз также должен дополнить, но не заменить НАТО, остающуюся стержнем европейской безопасности [10].

Можно лишь отметить, что подход Германии к работе с международными институтами не претерпел каких-либо изменений.

Бундесвер, его задачи и видение в будущем

Вся вторая часть документа посвящена собственно Бундесверу, основному инструменту немецкой политики безопасности. Отмечается, что Германию в мире хотят видеть в новом формате, так же, как и её вооруженные силы, это подразумевает появление новых задач у Бундесвера (отныне он может быть привлечен и для деятельности внутри страны), нового образа в будущем (боеготовый, вооруженный и способный обеспечить не только безопасность Германии, но и всей Европы во взаимодействии с союзниками) [11].

Реакция на выход «Белой книги» и её критика

В Германии и за её пределами она оказалась неоднозначной. На пресс-конференции бывший министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен указывала, что за 10 лет ситуация в сфере безопасности значительно изменилась, к переменам были отнесены появление «Исламского государства», аннексия Россией Крыма, гибридные угрозы и риски в киберпространстве. Но, как добавила министр обороны, изменилась и Германия, точнее вырос её вес на международной арене, что может дать ФРГ новые возможности в мире.

Несомненно, что данный доктринальный документ вызвал широкую критику в России, ведь в нём акценты на взаимоотношениях с Россией были заметно смещены. По его поводу высказались министр иностранных дел Сергей Лавров, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, главы думских комитетов, многие другие политики и эксперты, считающие данное издание Белой книги выпадом в адрес России [12]. Также некоторые издания в России отметили антироссийскую направленность документа, подробно проанализировав его содержание [13].

Внутри Германии «Белая книга» также вызвала серьезные дискуссии, оперативно в августе 2016 года была опубликована так называемая «Черная книга» (Schwarzbuch), критическое издание по наращиванию вооружений и направленность на боевое использование вооруженных сил Германии (Бундесвера), выпущенное левой партией (Die Linke). В данном труде рассматривается процесс становления «готовой к боевому применению армии» с 1990 по 2011 года, в том числе, подробно анализируется вовлечение Бундесвера в войну в Афганистане и война против терроризма, критикуется расширение НАТО и существование данной организации вообще, ставится под вопрос оборонительный характер внешней политики западных стран, особенно на примере конфликта на Украине и ведется агитация против военных действий и наращивания вооружений [14].

Само понятие «немецких интересов» во внешней политике до сих пор продолжает вызывать опасения в Европе и за её пределами в связи с прошлым, что делает сложным не только их формирование, но и даже подбор подходящего понятия для их обозначения [15].

Не меньше вопросов вызывает и двойственность позиции Германии (и всего ЕС) по поводу собственного места в мире. С одной стороны, заявляется о необходимости самостоятельности, ведь европейские государства зачастую несут серьезные издержки из-за односторонних действий США (отличным примером может служить выход США из «Иранской сделки», являющейся одним из немногих внешнеполитических достижений ЕС). С другой стороны, Германия продолжает придерживаться политики «евроатлантической солидарности», заявляя о том, что в результате «перелома» в международном порядке подрывается стратегическая стабильность.

Соответственно, нет оснований ожидать, что ФРГ и другие европейские союзники США перестанут следовать в фарватере политики США, что обрекает их на роль проводников воли Вашингтона в регионе и мире.

В общем, как и хотели авторы «Белой книги», данный документ вызвал резонанс в обществе и за границей, оживив обсуждение политики безопасности Германии.

В заключение стоит отметить, что геополитические содержание новой «Белой книги» достаточно велико. Данный факт на практике показывает, что в немецких правящих и научных кругах наметился возрастающий интерес к геополитике (так называемый «ренессанс геополитики»), а составление новых доктринальных документов будет и далее с ней неразрывно связано.

Примечания

  1. Белозёров В.К. (2015) Геополитические смыслы военной доктрины Российской Федерации // Геополитика и безопасность. № 1. С. 9-15;
  2. Wege zum Weissbuch. – Berlin: Bundesministerium der Verteidigung, 2016. 32 S;
  3. Weissbuch 2016 zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. - Berlin, Bundesministerium der Verteidigung, 2016. S. 22-24;
  4. Ibid. S. 24-27;
  5. Ibid. S. 27-33;
  6. Ibid. S. 33-34;
  7. Ibid. S. 31-33;
  8. Ibid. S. 34-47;
  9. Ibid. S. 47-48;
  10. Ibid. S. 62-77;
  11. Ibid. S. 88-95;
  12. «Белая книга» ФРГ: новое не только о России. URL :https://www.dw.com/ru/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D1%84%D1%80%D0%B3-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE-%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/a-19398017 (дата обращения 01.11.19);
  13. «Белая книга-2016»: Германия признает многополярность мира и выбирает антироссийский полюс. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/07/20/belaya-kniga-2016-germaniya-priznaet-mnogopolyarnost-mira-i-vybiraet-antirossiyskiy-polyus (дата обращения 02.11.19);
  14. Schwarzbuch. Kritisches Handbuch zur Aufrüstung und Einsatzorientierung der Bundeswehr. - Berlin, Mediaservice, 2016. 119 S;
  15. Белозёров В.К. (2019) Понятия «народ» и «нация» в российском и международном политическом и научном дискурсе // Вестник Российской нации. № 5. С. 118-125.

Сугоняев П.М.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение