Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
The geopolitical rivalry between Saudi Arabia and the United Arab Emirates
Material posted: Publication date: 10-12-2019

Rising tensions in relations between the largest players in the middle East - Saudi Arabia (KSA) and United Arab Emirates (UAE) - may be one of the factors of the further transformation of the geopolitical landscape of the region. Two States, publicly declaring their fraternal ties of mutual respect, has become "sworn" friends, dividing neighboring countries into zones of influence.

The Kingdom of Saudi Arabia and the United Arab Emirates without exaggeration one of the most active actors in international relations in the middle East. The CSA exists in the minds of Arab citizens as the historically unquestioned authority and hegemony, largely due to the status of a center of the Islamic world. Emirates also in recent years won a reputation as a popular tourist destination and the country where crowds of workers go (which, by the way, in percentage terms much more than domestic ones) in search of better wages and living standards. In other words, at least among European experts UAE no one believes for a major serious political player. And, it so happened that thanks to a neighborhood religious conservative - Saudi Arabia progressive and thoughtful of the object PR a - Emirates - have, to some extent, forced to play with only one goal, and deliberately put on display warm and friendly relations. For example, according to the Prime Minister of the UAE, ruler of Dubai Sheikh Mohammed bin Rashid al Maktoum, “...our country [the UAE and KSA] are United in our fate, in the service of Islam and the protection of the Arab nation.” Also in 2016, announced the establishment of the UAE-Saudi coordination Council .

But how these relationships friendships? In fact, Saudi-UAE relations are a perfect example of a double bottom in the bilateral relations. Of course, at first glance it may seem that the UAE is simply no real possibilities to compete with Saudi neighbor. KSA UAE exceeds in size and population, but the number of military capacities and, importantly, on the historical aspects. The fact that the CSA in its current form is the result of "picking up" (albeit violent) territory under the authority of one ruler in was the third Kingdom , because until 1925, the year of its founding in its current form, Saudi Arabia has experienced two of its "subspecies": 1st (1744 - 1817.) and 2nd (1824 - 1891), was the Saudi Kingdom. UAE - the sample is a voluntary Association of state-like units (Emirates) in a single structure that appeared after the departure of the UK from the Middle East region, only 48 years ago in 1971 Thus, KSA, at first glance, has an obvious advantage over his young neighbour, an impressive political baggage.

Of course, UAE and KSA due to the geopolitical location can not be similarities. First, it is a single path of development (culture, language, religion, United Arab "family"). Second, both countries are the richest and most developed countries in the Middle East and Gulf region in particular (which also includes Qatar, Bahrain, Kuwait and Oman). Thirdly, despite the formally proclaimed in the Constitution of Emirates presidential controls (UAE Chapter officially called the President), like Saudi Arabia and UAE are managed according to traditional principles of tribalism (tribalism), the rules of Arab monarchy, with a noticeable slope to authoritarianism. Fourth, the Emirates and the KSA have been linked to joint participation in activities of organizations such as the League of Arab States (LAS), the cooperation Council for the Arab States of the Gulf (CCASG). And finally, they (officially) have a single traditional rival Iran. These factors allowed until recently the rulers of the two States confidently call themselves friends, and by blood and by spirit.

But in the Arab mentality is no full-fledged concept of "friends" - and there is an eternal quest to catch and better to overtake your "friend". And hence one small but seemingly perfect relationship between the two leaders. Emirates, which, as already mentioned, many wrongly perceived in the narrow sense "Dubai-beaches-entertainment-business", suddenly the 2010s began louder to voice their grievances at the regional (as in the Gulf region and the middle East) the lead. Of course, this did not happen out of the blue. Since its Foundation in 1971, the UAE has enough diplomatic and political experience as well as financial and military resources, sufficient in order to promote their agenda and to put pressure on other players to implement their national interests.

This turn was a revelation for Saudi Arabia because KSA used to be a truth of the highest authority for all Gulf States. It is known that according to secret instructions of Saudi Arabia all zalivskiy "the company" regularly applies a state - Qatar, Oman, Kuwait, then with more ardent zeal of Iran. It so happened , because Saudi Arabia is not only the largest and historically Mature state in the Gulf, but also the religious center of the Muslim world. KSA also stood at the origins of all groups of countries in the Gulf and was a pioneer in the implementation of joint projects. That is why the Saudi authorities are accustomed to the fawning obedience of neighbors who, in their understanding, are required to share and support the KSA in all foreign policy endeavors. And here - a surprise in the UAE.

Of course, this is not the first case of "disobedience". The CSA already faced (and facing still, remember started in 2017 Qatari diplomatic crisis) with Qatar, which, though in the settings its close to the country of the dwarf, also intends to become a leader. Yet Qatar is not yet enough influence. The UAE has overtaken it in terms of creating a recognizable and stylized image abroad and in more intensive pressure on partners. Such a betrayal from their Emirati 'brothers' the Saudis did not expect. Moreover, they would be quiet, if I hadn't seen in the UAE is its real competitor.

The fact is that while Saudi Arabia was busy fighting Iran (which, however, already all used) and inner turmoil (the moment when the current crown Prince of KSA Mohammed bin Salman took office, was a real shock to many and slightly rearranged the distribution of power in the state) and external uncertainties (CSA got involved in the war in Yemen, which still can't get out), UAE went on his way. They slowly but steadily and actively embraced all the methods of modern marketing and branding; he earned a reputation as the financial center of the Middle East; come to grips with cultural and humanitarian ties with foreign countries, and quite independently of the will the CSA build relationships with its immediate neighbors. Now it is about Iran, with which the Emirates, though tacitly, established very active cooperation. Via UAE are the major export and import operations of Iran, banks Emirates placed the financial assets of Iranian officials . Thus, the Emirates supports the CSA's tough rhetoric on Iran, but advantageous from a financial point of view, relations with Iran don't plan to stop.

Another stumbling block between the Saud and the UAE became the Yemen, which the CSA considers its sphere of influence. On the one hand, the Emirates is headed by KSA Arab coalition that was created with the implicit, but obvious goal of all the forces to confront Iranian support for Houthi rebels in Yemen. On the other hand, during a disaster for Saudi Arabia's military operation in Yemen that led to the world's largest humanitarian disaster , there has been a clear trend to the fact that thanks to the efforts of the UAE will be a separation of southern Yemen. And despite the claims of the Emirates on the partial withdrawal of troops and the conclusion of the agreement in Riyadh between the government of Yemen and the Transitional government of southern Yemen on 5 November 2019, UAE carried out an active policy to maintain the southern secessionists to separate the southern part of Yemen. The separation of South Yemen allows Emirates not only to “purchase” a kind of dependent territory, which will strengthen the position of Emirates in the region and to further economic benefits. Under the UAE would take over Aden, the largest sea port of Yemen, and for him and the Bab-El-Mandeb through which each day transported nearly 5% of its worldwide crude oil and all the oil of the Gulf, for the most part oil KSA . It is easy to see that Saudi Arabia is in the section of Yemen not too interested, since North Yemen could become a full-fledged Autonomous stronghold hostile to the Saudis and the Houthis. Emirates also by its plans for the partition of the country (and thus fulfilling its main objectives in the conflict), is likely to refuse to help the CSA in the fight against the Houthis and no longer will participate in the Yemeni conflict.

The geopolitical game according to the division of spheres of influence between the KSA and the UAE spread to African States. One of the main sources of contradictions – investments UAE and KSA in the Sudanese and Ethiopian agriculture. Financial aid KSA Sudan allows you to operate the Sudanese economy, in principle, an agriinsurance was for Saud a way to turn Sudan into his "slave" territory, in order to prevent a possible consolidation of the Emirates there, which are also investing heavily in Sudan. There is another important point – the Sudan has tense relations with Egypt, a close ally and protégé of the Emirates, and the financing of Sudan by Saudi Arabia in this case clearly illustrates the hidden Emirati-Saudi confrontation in North Africa. Saudi investments in agriculture in Ethiopia are also the obvious reaction to the growing influence of Emirates in Eritrea and Somaliland, where the United Arab Emirates have military bases . Taking into account the differences between Eritrea and Ethiopia, the Saudis support Ethiopia in defiance of the strengthening of the UAE in Eritrea. Other strategic interests in Ethiopia the CSA is not intended.

Thus, before the CSA, despite all his influence, has suddenly emerged rightly declaring themselves rival in the Emirates. Moreover, promoting the development of progressive and modern agenda, while Saudi Arabia, despite the crown Prince's reforms, is still deeply immersed in the tradition, and the Western partners are perceived as conservative. “Allies on the words” the Emirates and Saudi Arabia – is not possible unambiguously to coordinate their positions. UAE aim to become the most influential regional actor and oust competitors, Sauda quite concerned about this situation. Of course, officially, the UAE largely continue to follow in the footsteps of the foreign policy of Saudi Arabia, but do not want to submit completely to the Saudis and to abandon any part of their sovereignty (within the framework of the GCC, for example). Emirates understand that enhanced integration on the proposals of the CSA could lead to the complete Saudi leadership in all areas. However, what degree of confrontation can achieve a Saudi-UAE relations remains unclear.

Anastasia Ilyukhina


Literature

  1. The Kingdom of Saudi Arabia (KSA) (reference) – the Embassy of the Russian Federation in the Kingdom of Saudi Arabia – 26.02.2017. The current archive of DBSA the Ministry of foreign Affairs of the Russian Federation
  2. Melkumyan, E. S. “the GCC in global and regional processes” / E. S. Melkumyan. – M.: AIIIBV and Institute of Oriental studies RAS, 2000. – 183 S.
  3. محمد بن راشد آل مكتوم. ومضات من فكر [Mohammed bin Rashid al Maktoum. Insight]. Dubai: Kuttab Publishing, 2013. - 144 p.
  4. واحب محمد شاكر. السياسة الخارجية لدولة الامارات العربية المتحدة [Foreign policy of the United Arab Emirates] / Shakir Mohammed Wahib. – Amman: Al Manhal, 2011. – 210 c.
  5. On the political disagreements in the ranks of the GCC. URL: http://www.iimes.ru/?p=31186

RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Геополитическое соперничество Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 10-12-2019

Растущая напряженность в отношениях крупнейших игроков на Ближнем Востоке - Саудовской Аравии (КСА) и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) - может стать одним из факторов дальнейшей трансформации геополитического ландшафта данного региона. Два государства, на публике заявляющих о своих братских узах взаимоуважения, на деле превратились в «заклятых» друзей, делящих соседние страны на зоны влияния.

Королевство Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты - без преувеличения одни из самых активных акторов международных отношений на Ближнем Востоке. КСА существует в сознании арабских граждан как исторически непререкаемый авторитет и гегемон, во многом благодаря статусу центра исламского мира. Эмираты же за последние годы снискали славу популярного туристического направления и страны, куда толпами едут мигранты (которых, кстати, в процентном отношении многим больше, чем местных) в поисках лучшей зарплаты и уровня жизни. Иначе говоря, по крайней мере среди европейских специалистов, ОАЭ никто не считает за крупного серьезного политического игрока. И, так сложилось, что благодаря соседству религиозного консерватора - Саудовской Аравии и прогрессивного объекта продуманного PR’a - Эмиратам - приходится, в некоторой степени, вынужденно играть в одни ворота и выставлять нарочито напоказ теплые и дружеские отношения. Например, по словам премьер-министра ОАЭ, правителя Эмирата Дубай шейха Мухаммеда бин Рашида Аль Мактума, “…наши страны [ОАЭ и КСА] едины в нашей судьбе, в служении исламу и защите арабской нации” . Также в 2016 г. было заявлено о создании Эмиратско-саудовского координационного совета.

Но насколько эти связи дружеские? На самом деле, саудовско-эмиратские отношения являют собой прекрасный образец двойного дна в двусторонних отношениях. Конечно, на первый взгляд может показаться, что у ОАЭ просто нет реальных возможностей, чтобы соперничать с саудовским соседом. КСА превышает ОАЭ не только по размеру и по численности населения, но и по численности военных мощностей и, что немаловажно, по историческим аспектам. Дело в том, что КСА в нынешнем виде - результат «собирания» (правда, насильственного) территорий под властью единого правителя в уже третье по счету королевство , ведь до 1925 г. - года своего основания в нынешнем виде - Саудовская Аравия пережила целых два своих «подвида»: 1-е (1744 - 1817 гг.) и 2-е (1824 - 1891 гг.) Саудовские Королевства. ОАЭ же - образец добровольного объединения государственно-подобных единиц (эмиратов) в единую структуру, появившийся после ухода Великобритании из региона Ближнего Востока лишь 48 лет назад - в 1971 г. Таким образом, КСА, на первый взгляд, имеет очевидное преимущество перед своим молодым соседом - внушительный политический багаж.

Конечно, у ОАЭ и КСА в силу геополитического расположения не может не быть сходных черт. Во-первых, это единый путь развития (культура, язык, религия, единая арабская «семья»). Во-вторых, обе страны являются богатейшими и наиболее развитыми странами Ближнего Востока и региона Персидского Залива в частности (к которому также относятся Катар, Бахрейн, Кувейт и Оман). В-третьих, несмотря на формально провозглашенные в конституции Эмиратов президентские элементы управления (глава ОАЭ официально называется именно президентом), как Саудовская Аравия, так и ОАЭ управляются по традиционным принципам клановости (трайбализма), по правилам арабской монархии, да еще с заметным уклоном в авторитаризм. В-четвертых, Эмираты и КСА были связаны совместным участием в деятельности таких организаций, как Лига Арабских Государств (ЛАГ), Совет Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ). И наконец, у них (официально) имеется единый традиционный соперник - Иран. Данные факторы позволяли до недавнего времени правителям двух государств уверенно называть себя друзьями - и по крови, и по духу.

Но в арабском менталитете нет полноценного понятия «друзья» - а есть вечное стремление догнать, а лучше перегнать своего «товарища». И отсюда и возникло одно маленькое но в кажущихся безупречными отношениях лидеров двух стран. Эмираты, которые, как было уже упомянуто, многими ошибочно воспринимаются в узком понимании «Дубай-пляжи-развлечения-бизнес», вдруг с 2010-х гг. начали все громче озвучивать свои претензии на региональное (как в регионе Залива, так и на Ближнем Востоке) лидерство. Безусловно, это произошло не на ровном месте. С момента основания в 1971 г. ОАЭ поднакопили политический и дипломатический опыт, а также финансовые и военные ресурсы, достаточные для того, чтобы продвигать свою повестку дня и оказывать давление на других игроков с тем, чтобы реализовывать свои национальные интересы.

Такой поворот стал откровением для Саудовской Аравии - ведь КСА привыкло быть истиной высшей инстанции для всех государств Персидского Залива. Как известно, именно по негласным указаниям Саудовской Аравии все заливское «общество» регулярно прессингует то или иное государство - то Катар, то Оман, то Кувейт, то с более рьяным рвением Иран. Так уж сложилось , ведь Саудовская Аравия - не только самое крупное и исторически зрелое государство в Заливе, но еще и религиозный центр мусульманского мира. КСА также стояло у истоков всех объединений стран в Заливе и было пионером в осуществлении совместных проектов. Именно поэтому саудовские власти привыкли к раболепному подчинению соседей, которые, в их понимании, обязаны разделять и поддерживать КСА во всех внешнеполитических начинаниях. А тут - неожиданность в виде ОАЭ.

Конечно, это не первый случай подобного «неповиновения». КСА уже сталкивалось (и сталкивается до сих пор, вспомним начавшейся еще в 2017 г. катарский дипломатический кризис) с Катаром, который, хоть и по параметрам своим приближен к стране-карлику, также вознамерился стать лидером. Все же у Катара пока недостаточно влияния. ОАЭ обогнали его в плане создания узнаваемого и разрекламированного имиджа за рубежом и в более усиленном давлении на партнеров. Такого предательства от своих эмиратских «братьев» саудиты никак не ожидали. Более того, они были бы спокойны, если бы не видели в ОАЭ своего реального конкурента.

Дело в том, что пока Саудовская Аравия была занята стычками с Ираном (к которым, правда, уже все привыкли) и внутренними неурядицами (момент, когда нынешний крон-принц КСА Мухаммед бин Сальман вступил в должность, был реальным потрясением для многих и слегка перетасовал распределение власти в государстве), а также внешними неясностями (КСА ввязалось в войну в Йемене, из которой до сих пор не может выбраться), ОАЭ шли своей дорогой. Они медленно, но планомерно и активно приняли на вооружение все методы современного маркетинга и брендинга; снискали себе репутацию финансового центра Ближнего Востока; вплотную занялись культурными и гуманитарными связями с зарубежьем и весьма независимо от воли КСА налаживали отношения с ближайшими соседями. Сейчас речь именно об Иране, с которым у Эмиратов, хоть и негласно, налажено весьма активное взаимодействие. Через ОАЭ проходят основные экспортно-импортные операции Ирана, в банках Эмиратов размещены финансовые активы иранских высокопоставленных лиц . Таким образом, Эмираты поддерживают КСА в жесткой риторике по Ирану, но выгодные с финансовой точки зрения отношения с Ираном прекращать не планируют.

Другим камнем преткновения между Саудией и Эмиратами стал Йемен, который КСА считает сферой своего влияния. С одной стороны, Эмираты входят в возглавляемую КСА арабскую коалицию, созданную с неявной, но очевидной целью всеми силами противостоять иранской поддержке хуситских повстанцев в Йемене. С другой стороны, в ходе провальной для Саудовской Аравии военной операции в Йемене, приведшей к крупнейшей в мире гуманитарной катастрофе , наметилась явная тенденция к тому, что благодаря усилиям ОАЭ произойдет обособление Южной части Йемена. И несмотря на заявления Эмиратов о частичном выводе войск и заключение соглашения в Эр-Рияде между правительством Йемена и Переходным правительством Южного Йемена 5 ноября 2019 г., ОАЭ проводят активную политику по поддержанию южных сепаратистов с целью отделения южной части Йемена. Отделение Южного Йемена позволит Эмиратам не только “приобрести” своего рода зависимую территорию, что усилит позиции Эмиратов в регионе, но и получить в дальнейшем и экономическую выгоду. Под эмиратский контроль перейдет Аден — крупнейший морской порт Йемена, а за ним и Баб-эль-Мандебский пролив - через который каждый день транспортируется почти 5% добываемой во всем мире сырой нефти и вся нефть Залива, по большей части нефть КСА . Несложно заметить, что Саудовская Аравия в разделе Йемена не cлишком заинтересована, поскольку Северный Йемен в этом случае может стать полноценным автономным оплотом враждебных саудитам хуситов. Эмираты же, осуществив свои планы по разделу страны (и таким образом выполнив свои основные задачи в конфликте), скорее всего откажутся помогать КСА в борьбе с хуситами и более не будут принимать участие в йеменском конфликте.

Геополитические игры по разделу сфер влияния между КСА и ОАЭ перекинулись и на африканские государства. Один из основных источников противоречий – инвестиции ОАЭ и КСА в суданское и эфиопское сельское хозяйство. Финансовая помощь КСА Судану позволяет функционировать суданской экономике в принципе – агрофинансирование стало для Саудии способом превратить Судан в свою «подчиненную» территорию, дабы предотвратить возможное закрепление там Эмиратов, которые также вкладывают немалые средства в Судан. Есть и другой немаловажный момент – Судан имеет напряженные отношения с Египтом, близким союзником и протеже Эмиратов, и финансирование Судана Саудовской Аравией в данном случае явно иллюстрирует скрытое эмиратско-саудовское противостояние в Северной Африке. Саудовские инвестиции в сельское хозяйство Эфиопии также являются очевидной реакцией на усиление влияния Эмиратов в Эритрее и Сомалиленде, где у ОАЭ имеются военные базы . Принимая во внимание разногласия между Эритреей и Эфиопией, саудовцы поддерживают Эфиопию в пику укреплению ОАЭ в Эритрее. Других стратегических интересов в Эфиопии КСА пока не преследует.

Таким образом, перед КСА, при всем его влиянии, внезапно образовался вполне обоснованно заявляющий о себе соперник в лице Эмиратов. Более того, продвигающий прогрессивное развитие и современную повестку дня - в то время как Саудовская Аравия, несмотря на предпринятые крон-принцем реформы, все еще остается глубоко погруженной в устоявшиеся традиции, и западными партнерами воспринимаемся как консерватор. “Союзникам на словах” – Эмиратам и Саудовской Аравии – не удается однозначно координировать свои позиции. ОАЭ преследуют цель стать влиятельнейшим региональным актором и потеснить конкурентов, Саудия же изрядно обеспокоена таким раскладом. Разумеется, официально ОАЭ во многом продолжают следовать в фарватере внешней политики Саудовской Аравии, но не желают полностью подчиняться саудовцам и отказаться от малейшей части своего суверенитета (в рамках ССАГПЗ, например). Эмираты понимают, что усиленная интеграция по предложениям КСА может привести к полному саудовскому лидерству во всех областях. Однако какой именно степени противостояния могут достигнуть саудовские-эмиратские отношения пока остается неясным.

Илюхина Анастасия


Литература

  1. Королевство Саудовская Аравия (КСА) (справка) – Посольство Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия – 26.02.2017. Текущий архив ДБВСА МИД РФ
  2. Мелкумян Е.С. “ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах” / Е.С. Мелкумян. – М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 2000. – 183 с.
  3. محمد بن راشد آل مكتوم. ومضات من فكر [Мухаммед бен Рашид Аль Мактум. Озарения]. Дубай: Kuttab Publishing, 2013. - 144 с.
  4. واحب شاكر محمد. السياسة الخارجية لدولة الامارات العربية المتحدة [Внешняя политика Объединенных Арабских Эмиратов] / Шакир Мохаммед Вахиб. – Амман: Al Manhal, 2011. – 210 c.
  5. О политических разногласиях в рядах ССАГПЗ. URL: http://www.iimes.ru/?p=31186

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение