Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
Gibraltar: political reality in terms of Brexit
Material posted: Publication date: 18-02-2018
Forcing the issue by Spain on Gibraltar in the framework of the negotiation process on Brickset for a reason. British overseas territories, located in the South of the Iberian Peninsula for a long time remain a stumbling block in relations between the two States.

Note that in the period from 2004 to 2010 saw a rise in relations between the UK and Spain, there was some agreement on Gibraltar. The situation is very quickly turned to tension. In 2011 elections there was a change of the ruling party in the Spanish Parliament, the country was headed by Mariano Rajoy (the conservative people's party). The conservative government revised the issues concerning Gibraltar, the position of Madrid is much tougher. The status of Gibraltar has once again become a subject of discussion in the negotiations between the Spanish and British parties. In the same year, was replaced by the candidate on a post of the Chief Minister of Gibraltar, he became the leader of the socialist labour party, Fabian Picardo, who in election Manifesto declared that the sovereignty of Gibraltar is not subject to discussion or negotiation with Spain. Coupled with the conservatives of Britain, which at that time was headed by David Cameron, formed a fairly rigid unbalanced triangle, in which each party pursuing their own interests, adhered to a rigid position.

The escalation of the situation contributed to several factors: external and internal political, military-strategic, and finally economic. Overall, political factors are tied to the sovereignty claim on the part of Spain, military-strategic, linked with the territorial dispute, a demonstration of force by the UK (British Royal Navy ships in the Mediterranean sea off the coast of Gibraltar). Economic factors complete and realize the pyramid relate to the airport and the port of Gibraltar, sea and air transport, crimes of an economic nature.

Using the database of CASCON, it is possible to make the second phase (from 2000 to the present), which, according to the author, allows to say with certainty that the relationship between the two players (Britain and Spain) there is a conflict, and his reference point is a violation by both parties of the regime of territorial waters, border control, information about the illegal activities in the territory of Gibraltar.

Three centuries of dispute about territorial claims today gets a new twist in connection with the withdrawal of Britain from the EU. Despite the fact that according to the official statement of the Minister of foreign Affairs of Spain, Alfonso Dastis, his country would not use Brickset as a way to gain control over the territory of Gibraltar, this issue remains a priority for the Spanish government.

After the announcement of the results of the referendum in 2016 regarding the UK's exit from the European Union, the authorities of Gibraltar are closely watching the situation. Recall, most of the inhabitants of the British territory voted to remain in the EU. Fears of Gibraltar about the future of the territory were supported by two facts: Spain may seriously affect the course of negotiations between the United Kingdom and the European Union regarding the control over the enclaves, it is also likely that the Spanish side will complicate the everyday life of the Gibraltarians.

Any decision of the parties seriously affect those who are daily crossing the Gibraltar border to get to work, and will be decisive for the economy of the region and Gibraltar in particular. Border friction for a long time create a source of tension in relations between the parties. Border controls have been used repeatedly as a means of pressure. So, during F. Franco land border was closed, and during a long period of time a British territory remained virtually isolated.

In early 2017 Spain has caused much debate in political circles, when he got a veto on future relations between the EU and Gibraltar. In March 2017 the British side knew about the plans of Spain, after Prime Minister Theresa may critically said that will never allow the loss of control by Britain over Gibraltar if it would be contrary to the will of the Gibraltarians themselves. Some British politicians were more harsh in their statements, designating this position: Britain has never and will never sacrifice the interests and will of the population of Gibraltar will not give up the territory under Spanish sovereignty and, if necessary, will use military force, as it did with the Falklands.

Britain rejects the idea of bargaining "Gibraltar in exchange for access to the European market." In turn, the Spanish side demands a fair deal for Bracito, however, support any General decision of the EU.

What is the dissatisfaction of the Spanish side? First, Gibraltar is essentially a tax shelter for corporations, a place that is convenient for money laundering, for which the address has received numerous allegations from Spain. Second, the smuggling of tobacco and drugs, smuggling, organized crime - these problems and struggle with them are constant in the number of negotiating parties. Thirdly, we have the claim to sovereignty on the part of Spain, there remains the question of joint control of Gibraltar airport.

In a situation Brekzita could take Gibraltar? At the request of Fabian Picardo, Gibraltar has the right to veto the agreement of the EU and the UK in Brickset regarding a British overseas territory, if the transaction would be contrary to the interests of the territory[1].

What tasks are currently a priority for Gibraltar?

  1. Not to become a hostage situation, or a bargaining chip in the negotiations of two major players in the political arena (EU and UK);
  2. To preserve the territorial integrity and sovereignty;
  3. To maintain a strategic position on the Strait of Gibraltar;
  4. To maintain commercial relations with Spain and the EU;
  5. To strengthen the financial system.

The future of Gibraltar will be determined in the near future and will largely depend on the degree of concessions to Britain in exchange for access to the European market. At the moment the possible scenarios are:

  1. The referendum on the independence of Gibraltar;
  2. Gaining control of Spain over strategic objects of Gibraltar in consequence of the transaction;
  3. Gibraltar remains under British sovereignty, continuing cooperation with the EU;
  4. After Brexit, Gibraltar does not cooperate with the EU.

 

[1] www.independent.co.uk%2Fnews%2Fuk%2Fpolitics%2Fgibraltar-brexit-veto-theresa-may-eu-deal-terms-chief-minister-fabian-picardo-spain-border-a8183946.html&usg=AOvVaw3DDCpflzG7TO5905gWXOGS

The Goth Girl T. V.

Tags: assessment , Russia , UK


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Гибралтар: политическая реальность в условиях Brexit
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 18-02-2018
Форсирование Испанией вопроса по Гибралтару в рамках переговорного процесса по Брекзит неслучайно. Заморские территории Великобритании, расположенные на юге Пиренейского полуострова долгое время остаются камнем преткновения в отношениях двух государств.

Отметим, что в период с 2004 г. по 2010 г. наблюдался подъем в отношениях между Великобританией и Испанией, были достигнуты определенные соглашения по Гибралтару. Ситуация довольно быстро сменилась напряженностью. В 2011 году в результате выборов произошла смена правящей партии в парламенте Испании, страну возглавил Мариано Рахой (правоцентристская Народная партия). Консервативным правительством были пересмотрены вопросы, касающиеся Гибралтара, позиция Мадрида значительно ужесточилась. Статус Гибралтара вновь стал предметом обсуждения в переговорах между испанской и британской сторонами. В том же году сменилась кандидатура на посту Главного министра Гибралтара, им стал лидер социал-лейбористов Фабиан Пикардо, который еще в предвыборном манифесте заявил о том, что суверенитет Гибралтара не является предметом обсуждения или переговоров с Испанией. Вкупе с консерваторами Британии, которых на тот момент возглавлял Дэвид Кэмерон, сложился довольно жесткий несбалансированный треугольник, в котором каждая сторона, преследуя собственные интересы, придерживалась жесткой позиции.

Эскалации ситуации способствовали несколько факторов: внешне и внутриполитические, военно-стратегические и, наконец, экономические. В целом, политические факторы завязаны на притязаниях на суверенитет со стороны Испании, военно-стратегические связаны с территориальными разногласиями, демонстрацией силы со стороны Великобритании (британские корабли королевских ВМС в Средиземном море у берегов Гибралтара). Экономические факторы довершают и без того сложную пирамиду, касаются аэропорта и порта Гибралтара, морских и авиаперевозок, преступлений экономического характера.

Воспользовавшись базой данных CASCON, можно составить вторую фазу (с 2000 г. и до настоящего времени), которая, по мнению автора, позволяет с точностью сказать, что в отношениях между двумя игроками (Великобританией и Испанией) существует конфликт, и его опорные точки - это нарушение обеими сторонами режима территориальных вод, пограничный контроль, сведения о нелегальной деятельности на территории Гибралтара.

Трехвековой спор о территориальных претензиях сегодня получает новый поворот в связи с выходом Британии из ЕС. Несмотря на то, что по официальному заявлению министра иностранных дел Испании, Альфонсо Дастиса, его страна не станет использовать Брекзит как способ получить контроль над территорией Гибралтара, данный вопрос остается приоритетным для испанского правительства.

После оглашения результатов референдума 2016 года по вопросу о выходе Великобритании из Евросоюза, власти Гибралтара пристально следят за развитием ситуации. Напомним, большинство жителей британской территории проголосовали за сохранение в составе ЕС. Опасения Гибралтара по поводу будущего территории подкрепляются двумя фактами: Испания может серьезно повлиять на ход переговоров между Соединенным королевством и Евросоюзом относительно контроля над полуанклавом, также есть вероятность, что испанская сторона осложнит повседневную жизнь гибралтарцев.

Любое решение сторон серьезно затронет тех, кто ежедневно пересекает гибралтарскую границу, чтобы попасть на работу, а также станет решающим для экономики региона и Гибралтара, в частности. Пограничные трения долгое время создают очаг напряженности в отношениях между сторонами. Контроль над границей неоднократно использовался в качестве средства давления. Так, во времена Ф.Франко сухопутная граница была закрыта, и во время длительного периода времени британская территория оставалась практически изолированной.

В начале 2017 года Испания вызвала много дискуссий в политических кругах, когда получила право вето на будущие отношения между членами ЕС и Гибралтаром. В марте 2017 г. британская сторона узнала о планах Испании, после чего премьер-министр Тереза Мэй критично заявила, что никогда не допустит утраты контроля Великобританией над территорией Гибралтара, если это будет противоречить воле самих гибралтарцев. Некоторые британские политики были более резкими в своих высказываниях, обозначив такую позицию: Британия никогда и ни за что не поступится интересами и волеизъявлением населения Гибралтара, не отдаст территорию под испанский суверенитет и, если будет необходимо, применит военную силу, как это было с Фолклендами.

Великобритания отвергает идею торга «Гибралтар в обмен на доступ к европейскому рынку». В свою очередь, испанская сторона требует честной сделки по Брекзиту, однако поддержит любое общее решение ЕС.

В чем заключается недовольство испанской стороны? Во-первых, Гибралтар, это по сути налоговое убежище для корпораций, место, удобное для отмывания денег, за что в свой адрес получали неоднократные обвинения от Испании. Во-вторых, контрабанда табачных изделий и наркотиков, провоз их через границу, организованная преступность - данные проблемы и борьба с ними являются постоянными в числе обсуждаемых между сторонами. В-третьих, имеют место притязания на суверенитет со стороны Испании, остается вопрос совместного контроля над аэропортом Гибралтара.

Что в ситуации Брекзита может предпринять Гибралтар? По заявлению Фабиана Пикардо, Гибралтар имеет право наложить вето на соглашение ЕС и Великобритании по Брекзит по части, касающейся британской заморской территории, если сделка будет противоречить интересам территории[1].

Какие задачи являются на данный момент приоритетными для Гибралтара?

  1. Не стать заложником ситуации, иначе разменной монетой в переговорах двух крупных игроков политической арены (ЕС и Великобритании);
  2. Сохранить территориальную целостность и суверенитет;
  3. Сохранить стратегическую позицию над Гибралтарским проливом;
  4. Обеспечить поддержание торговых отношений с Испанией и ЕС;
  5. Укрепить финансовую систему.

Дальнейшая судьба Гибралтара будет определена в ближайшее время и во многом будет зависеть от степени уступок Великобритании в обмен на доступ к европейскому рынку. На данный момент возможными сценариями развития ситуации являются:

  1. Проведение референдума о независимости Гибралтара;
  2. Получение контроля Испанией над стратегическими объектами Гибралтара в следствие сделки;
  3. Гибралтар остается под суверенитетом Великобритании, продолжает сотрудничество с ЕС;
  4. По завершению процесса Brexit, Гибралтар не сотрудничает с ЕС.

 

[1] www.independent.co.uk%2Fnews%2Fuk%2Fpolitics%2Fgibraltar-brexit-veto-theresa-may-eu-deal-terms-chief-minister-fabian-picardo-spain-border-a8183946.html&usg=AOvVaw3DDCpflzG7TO5905gWXOGS

Готка Т.В. 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение