Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Грузино-Югоосетинский конфликт: причины и последствия
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 14-11-2014

Крах Советского Союза – сложной многонациональной системы со многими неурегулированными межэтническими проблемами, которые искусственно поддерживались в спокойном состоянии из центра в течении десятилетий, неизбежно привел к развитию этих самых конфликтов уже в новых условиях. На всей территории бывшего Советского Союза это вылилось в открытые противостояния и столкновения между представителями разных этносов, отстаивавших свои экономические, политические, культурные и иные права и интересы. Примером тому могут служить Грузино- югоосетинский конфликт 1991-1992,  Грузино – абхазский конфликт 1992-1993, Приднестровский конфликт, Молдавско-гагаузский конфликт и тд.

Можно с уверенностью заявить, что все постсоветское пространство сегодня становится театром активной геополитической игры; на кону - влияние в самом центре Хартленда, в Кавказском и Каспийском регионах.

Военная агрессия Грузия в отношении Южной Осетии в августе 2008 года имеет, безусловно, несколько основных причин, среди которых и вопрос идентичности, и проблема психологического отношения осетин к государству Грузия как таковому( осетины не ассоциируют себя с Грузией, а хотят жить в составе Единой Осетии, которая географически поделена Главным Кавказских хребтом), и проблема ущемления конституционных прав и свобод коренного осетинского народа, однако я не считаю, что это исключительно региональный конфликт, прошедший без внешнего вмешательства, который никак не повлиял на дальнейшее развитие ситуации на Кавказе.

В своей работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения данного конфликта, который, как я уже упомянул, вытекает из многих факторов, и последствия, к которым уже привел или может привести грузино-югоосетинский конфликт.

Объективные и субъективные причины конфликта

Среди причин, приведших к возникновению Грузино-югоосетинского  конфликта, а затем и к грузинской агрессии в августе 2008 года, я хотел бы выделить 4 основных, однако подробно остановлюсь на так называемом фактором «внешнего влияния», который, на мой взгляд, и сыграл ключевую роль в этом конфликте.

Вполне понятно, что в основе любого конфликта лежат объективные причины, которые могут копиться годами и даже десятилетиями, отсутствие взаимовыгодного решения которых в конце концов неминуемо приведет к возникновению конфликтной ситуации. Но в большой политике, когда на карту поставлено влияние в таком стратегически важном регионе как Кавказ, одних лишь объективных факторов не достаточно. Объективные предпосылки в этом конкретном случае сыграли роль пороховой бочки, которая была готова взорваться, но ждала своего часа. И этот час, с подачи внешнего игрока, настал.

Итак, объективные причины:

  1. Этнотерриториальный вопрос, формировавшийся десятилетиями, включает в себя взаимоисключающие и противоположные позиции руководства Грузии и Осетии. Согласно грузинской позиции Южная Осетия представляет собой историческую часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части единой Осетии.
  2. Грузино-осетинские отношения в конце 1980-х гг. оказались в состоянии конфликтной ситуации, когда стороны приходят к оценке своих интересов и конечных целей как несовместимых. В таких условиях стали формироваться конфликтное восприятие и закладываться социально-психологические основы и предпосылки будущего конфликтного взаимодействия сторон. Развитие конфликтной ситуации свидетельствовало о протекании внутри обоих сообществ социально-дезорганизационных процессов, о необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность.
  3. Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях конца 1980-х гг. сложилась в значительной степени под мощным влиянием этно-национализма в Грузии, базировавшегося на принципе так называемого «права крови» и представленного в виде идеи унитарного моноэтничного государства как основной концепции грузинского нациестроительства.
  4. Политическая борьба между новыми и старыми элитами, приведшая к смене элит в обоих регионах, явилась непосредственной причиной трансформации конфликтной ситуации в межэтнических отношениях в открытую фазу противостояния, в форму вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией.

Таким образом, напряженность (конфликтность) грузино-осетинского политического противостояния нарастала, проявляясь в формировании национальных движений как в Грузии, так и в Южной Осетии в условиях развивавшейся автономии советской государственности, сопровождавшейся падением «старых» и появлением «новых» политических элит. А также важным проявлением конфликтности стало признание Верховным Советом Грузинской ССР грузинского языка официальным языком в республике. В ответ Осетия объявила официальным языком региона осетинский.

Распад СССР стал одной из главных причин, приведшим к военному конфликту между Грузией и Осетией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузии) и права народов на самоопределение (Осетия).

Внешний фактор

Война в Осетии – часть геополитического плана США, направленного на дестабилизацию главным образом политической ситуации на Кавказе, впутывание России в полномасштабную войну, столкновение интересов и позиций России и Европы, публичная международная «казнь» России, ее изоляция.

На это есть целый ряд причин, который можно условно разбить на несколько групп:

А. Экономические

Полномасштабное владение и единоличное распределение всех мировых ресурсов( давно замечено «странное» расположение американских военных баз в районах крупных месторождений нефти) предполагает, что США в отношении этих регионов будет проводить свою стратегическую экспансию под самыми разными «демократическими» вывесками, отсюда вполне понятно такое «теплое» отношение США к ресурсосодержащим и транзитным регионам мира: Кавказ, Каспий, Россия.

Б. Геополитические

Прямое управление большинством государств и политических сил целых народов- визитная карточка существующего режима США.
Основой влияния США в мире является их позиция в Европе, где еще сохраняются возможности ведения ими достаточно эффективной стратегической игры за счет государств её восточной части и попыток оттеснения государств старой Европы на политическую периферию. В этой связи манипулирование политическими режимами в странах бывшего СССР, цветные и бесцветные революции, создание управляемого хаоса и привод к власти политических «кукол» - вполне действенный способ ведения внешней политики США.

В. Внутриполитическая ситуация.

Основой внутренней политической и социально-экономической стабильности США является высокий уровень потребления их населения, что значит, что  любое снижение этого уровня может немедленно вызвать серьёзные внутриполитические коллизии, чреватые сменой любой администрации или даже приходом к государственной власти политиков с другими политическими идеалами. Важным является и тот факт, что основную часть ресурсов, обеспечивающих «роскошь американского потребления» США берут в «остальном мире», мире, большая часть которого находится на грани голода.

Безусловно, эта реальность не только хорошо осознается, но и прогнозируется на многие годы вперед. Из этого может быть сделан один вывод: раз масштабы и качество внутреннего потребления нельзя сократить, необходимо обеспечить беспрепятственное поступление мировых ресурсов в США, притом любой ценой, значит, и ценой насилия, а это означает неизбежность ведения Большой Америкой войны.

Конечно, обеспечение своих национальных интересов для США – главная задача, поэтому в не зависимости от своей партийной принадлежности, сама американская система уже давно настроена на мировую эксплуатацию. Причем, неважно какими способами эта цель будет достигаться, задача одна – обеспечить поступление мировых ресурсов в США и поддержание собственной внутренней стабильности. Возможно, ведение периодичных региональных войн в разных регионах мира, или полномасштабная война на континентах, постоянное создание горячих точек и очагов напряженности – путь к американскому процветанию. Другими словами – США точно знают, как и когда действовать в отношении своих главных геополитических оппонентов – Россия, Китая и ЕС.

Заключение: последствия конфликта

На данный момент, грузино- югоосетинский конфликт, который длился в течении двух десятилетий и закончился пятидневной войной в августе 2008 года нельзя считать в полной мере законченным. Да, Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами, для обеспечения безопасности, на территории двух новых республик были размещены российские военные базы. В Абхазии и Осетии уже давно сформированы и успешно функционирует легальная и легитимная власть, избранная гражданами двух новых суверенных государств.

Но каковы последствия в этой связи для миропорядка? И какую роль в новой системе будет занимать Россия? Вопросы отнюдь не самые простые, и, вероятно, точного ответа на них не сможет дать никто. Глупо было бы полагать, что конфликт закончился и канул в лету, просто план Большого Сэма не сработал и игра приобрела другие масштабы. Теперь в Кавказском регионе прочно обосновалась Россия, которая не допустит приближение НАТОвских «коллег» на опасное для себя расстояние. Одно из направлений внешней политики России базируется на одном главном принципе: создать вокруг своих границ ореол союзных, независимых, сильных государств, с устойчивой экономической и политической ситуацией. Не дать США и иже с ними даже малейшего шанса на раскачивание ситуации на Кавказе и в Азии, на восточных рубежах и в приграничных государствах. Для реализации поставленных задач в основных государственных документах России закреплены те цели, которые преследует Россия. Так, в пункте 4 главы об общих положений Концепции внешней политики России говорится следующее: «В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - обеспечением защищенности личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

  1. Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;
  2. Создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
  3. Активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;
  4. Формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
  5. Развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов. Развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них России;
  6. Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека».

Концепция национальной безопасности гласит следующее:

  1. «Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов».
  2. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
  3. Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации».

Конечно, сейчас международная ситуация как никогда сложна, Россия находится в экономической изоляции и количество угроз, вызовов и внешних провокаций со стороны США и всего остального демократического мира будет только увеличиваться. В этой связи Россия принимает крайне важные меры по модернизации своей армии, развитие систем безопасности в рамках ОДКБ, СНГ, происходит тесная кооперация с Китаем, странами Азии и Латинской Америки. Все эти меры, на мой взгляд, наглядно демонстрируют, что Россия готова к отражению внешних нападок со стороны Западного мира и прочно стоит на двух ногах в войне за реализацию своих национальных интересов.

 

Кожиев С.С 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/
  2. Закон Российской Федерации «О безопасности» http://base.garant.ru/12181538/
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
  4. Концепция внешней политики России http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
  5. Статья «Некоторые выводы для России и её оборонной политики в свете последствий августовского конфликта», Белозёров В.К.
  6. Статья «Международная безопасность после Кавказского кризиса», Арбатов А.Г.
  7. Статья «Вооружённый конфликт в Южной Осетии: катализатор военного реформирования в России?», Мельков С.А.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение