Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
The South Ossetian-Georgian conflict: causes and consequences
Material posted: Publication date: 14-11-2014

The collapse of the Soviet Union – a complex multinational system with many unresolved inter-ethnic problems that had been artificially maintained in the quiescent state from the centre for decades, has inevitably led to the development of these conflicts in the new environment. Throughout the former Soviet Union is a degenerated into open confrontation and clashes between representatives of different ethnic groups, defending their economic, political, cultural and other rights and interests. An example of this are the Georgian - South Ossetian conflict 1991-1992, the Georgian – Abkhaz conflict of 1992-1993, the Transnistrian conflict, the Moldovan-Gagauz conflict and so on.

It's safe to say that all the post-Soviet space is becoming a theatre of active geopolitical game, at stake is influence in the heart of the Heartland, in the Caucasus and Caspian regions.

The military aggression of Georgia against South Ossetia in August 2008 has, of course, several major reasons, among which the question of identity and the problem of the psychological attitude of Ossetians towards the state of Georgia as such( the Ossetians do not associate themselves with Georgia, and want to live in a Unified Ossetia, which geographically divided the Main Caucasian mountain range), and the problem of infringement of constitutional rights and freedoms of indigenous Ossetian people, but I don't think it's exclusively a regional conflict, held without outside interference, which does not affect the further development of the situation in the Caucasus.

In my work I will try to address the main causes of this conflict, which, as I mentioned, derives from many factors and consequences that have led or may lead to the Georgian-South Ossetian conflict.

Objective and subjective causes of the conflict

Among the reasons that led to the emergence of the Georgian-South Ossetian conflict, and then to the Georgian aggression in August 2008, I would like to highlight 4 of the major, but will focus on so-called factor of "outside influences", which, in my opinion, and played a key role in this conflict.

It is quite clear that at the heart of any conflict are objective reasons that can accumulate for years or even decades, no mutually beneficial solutions which in the end will inevitably lead to conflict. But in politics, when at stake is influence in such strategically important region as the Caucasus, only objective factors are not enough. Objective conditions in this particular case the role of the powder keg that was ready to explode, but waiting in the wings. And this time, with the filing of an external player, it.

So, the objective reasons:

  1. Ethnoterritorial question formed in decades, includes opposite and mutually exclusive positions of leadership Georgia and Ossetia. According to Georgian positions in South Ossetia is a historical part of Georgia, indivisible and inalienable from its main site, while the Ossetian position is considered South Ossetia as integral parts of the whole Ossetia.
  2. Georgian-Ossetian relations in the late 1980s was in a state of conflict, when the two sides come to assess their interests and ultimate goals as incompatible. In such circumstances, began to form the perception of the conflict and laid the socio-psychological foundations and preconditions of the future of the conflict interaction. The development of conflict testified to the flow within both the community socio-disorganization processes, irreversible disintegration of important social structures, which ensured political stability.
  3. The conflict situation in the Georgian-Ossetian relations in the late 1980s has been largely under the powerful influence of ethno-nationalism in Georgia, based on the principle of the so-called "right of blood" and represented the idea of a unitary mono-ethnic state as the basic concept of Georgian nation building.
  4. The political struggle between new and old elites that led to the change of elites in both regions was the immediate cause of the transformation of the conflict situation in inter-ethnic relations in the open phase of the conflict, in the form of an armed conflict between Georgia and South Ossetia.

Thus, the tension (conflict) of the Georgian-Ossetian political opposition was growing, manifesting itself in the formation of national movements in Georgia and in South Ossetia in the conditions of growing autonomy of the Soviet state, accompanied by the fall of the "old" and "new" political elites. And also an important manifestation of the conflict was the recognition by the Supreme Council of the Georgian SSR Georgian language is the official language in the Republic. In response Ossetia declared the official language of Ossetian region.

The collapse of the Soviet Union became one of the main reasons that led to military conflict between Georgia and Ossetia, there was a clash of conflicting international imperatives: the principle of inviolability of borders (of Georgia) and the rights of peoples to self-determination (Ossetia).

External factor

The war in Ossetia is a part of a geopolitical plan aimed at destabilizing mainly the political situation in the Caucasus, oputyvanie Russia in full scale war, a clash of interests and positions of Russia and Europe, public international "punishment" of Russia, its isolation.

For a number of reasons, which can be divided into several groups:

A. Economic

Full ownership and sole distribution of all the world's resources( it has long been observed "strange" location of American military bases in areas of major oil fields) argues that the US in these regions will carry out its strategic expansion under a variety of "democratic" signs, hence it is understandable that a "warm" attitude of the USA to resourcestream and transit regions of the world: the Caucasus, the Caspian sea, Russia.

B. Geopolitical

Direct control of most of the States and political forces of whole Nations - the card of the existing US regime.
The basis of US influence in the world is their position in Europe, where there remain opportunities for doing them are effective enough strategy games at the expense of the States of the East and the attempts of forcing the States of old Europe on the political periphery. In this regard, the manipulation of political regimes in the countries of the former USSR, colored and colorless revolution, the creation of controlled chaos and the drive to power of a political "puppet" - it is an effective method of conducting U.S. foreign policy.

V. internal Political situation.

The basis of the internal political and socio-economic stability of the USA is the high level of consumption of their population, which means that any reduction in this level can immediately cause serious internal political conflicts, fraught with the change of any administration, or even the coming to state power of politicians from other political ideals. Important is the fact that the bulk of resources, providing "the luxury of American consumption" take US in "rest of world" world, most of which is on the verge of starvation.

Of course, this reality is not only well understood, but is projected for many years to come. This can be made one conclusion: once the scope and quality of domestic consumption cannot be reduced, it is necessary to ensure the smooth flow of global resources in the USA, while all costs, hence, the price of violence, and this means the inevitability of a Large war America.

Of course, ensuring its national interests for the United States – the main task, therefore, regardless of their party affiliation, the American system was already configured for global operation. And, no matter what ways this goal will be achieved, one task is to ensure the implementation of the world's resources in the U.S. and maintaining its own internal stability. May conduct periodic regional wars in different parts of the world, or a full-scale war on the continent, the permanent creation of hot spots and hotbeds of tension is the path to American prosperity. In other words – the US know exactly how and when to act in relation to its main geopolitical opponents – Russia, China and the EU.

Conclusion: the consequences of the conflict

At the moment, the Georgian - South Ossetian conflict, which lasted for two decades and ended a five-day war in August 2008 cannot be considered fully complete. Yes, Russia officially recognized South Ossetia and Abkhazia as independent States, to ensure security in the two new republics were Russian military bases are deployed. In Abkhazia and Ossetia already well established and successfully operating legal and legitimate government, elected by the citizens of the two new sovereign States.

But what are the implications for the world order? And what role in the new system will take Russia? Questions are by no means the most simple, and probably accurate answer you can give one. It would be foolish to believe that the conflict is over and gone, just plan for Big Sam didn't work and the game took on a different scale. Now in the Caucasus region had settled down, Russia, who will not allow the approach of NATO "colleagues" on dangerous distance. One of the directions of Russia's foreign policy is based on one main principle: to create around its borders, the halo Union, independent, strong States with stable economic and political situation. The U.S. and others like them even the slightest chance at swaying the situation in the Caucasus and in Asia, on the Eastern borders and in the border States. For the implementation of the objectives in the basic state documents Russia has the objectives of Russia. Thus, paragraph 4 of the Chapter on General provisions the foreign policy Concept of Russia reads as follows: "In accordance with the highest priority of national security - ensuring the security of individuals, society and the state are the main foreign policy efforts should be focused on achieving the following main objectives:

  1. The security of the country, preserving and strengthening its sovereignty and territorial integrity, strong and authoritative positions in the world community, to the greatest extent meets the interests of the Russian Federation as one of the most influential and competitive centers of the modern world;
  2. The creation of favorable external conditions for sustainable and dynamic growth of the Russian economy and its technological modernization and transition to innovative way of development, improve the level and quality of life of the population, strengthening the rule of law and democratic institutions, the realization of the rights and freedoms of man;
  3. Active promotion of the course on comprehensive strengthening of international peace, universal security and stability in order to promote a just and democratic international system based on collective basis in solving international problems, on the supremacy of international law, primarily the UN Charter, as well as on equitable and partnership relations among States with the Central coordinating role of the UN as the principal organization regulating international relations;
  4. The formation of good-neighborly relations with neighboring countries, promoting the elimination of existing and prevention of new hotbeds of tension and conflict in areas adjacent to the Russian Federation regions;
  5. The development of bilateral and multilateral relations mutually beneficial and equal partnership with foreign States, interstate associations, international organizations and forums based on the principles of respect for independence and sovereignty, pragmatism, transparency, multi-vector, predictable, non-confrontational upholding of national priorities. Deploy a wide and non-discriminatory international cooperation, promote the formation of flexible non-bloc network alliances, and active participation in them of Russia;
  6. Comprehensive protection of the rights and legitimate interests of Russian citizens and compatriots living abroad, settling in various international formats to the Russian approaches to the protection of human rights".

The national security concept reads as follows:

  1. "Russia's national interests in the international sphere consist in ensuring sovereignty, strengthening of Russia's position as a great power - one of the influential centres of a multipolar world, in development of equal and mutually beneficial relations with all countries and integration associations, primarily with the States - participants of the Commonwealth of Independent States and traditional partners of Russia, in the universal observance of the rights and freedoms of the person and the inadmissibility of applying double standards."
  2. Russia's national interests in the military sphere lie in protection of its independence, sovereignty, state and territorial integrity, in preventing military aggression against Russia and its allies, in ensuring conditions for a peaceful, democratic development of the state.
  3. Russia's national interests in the border sphere lie in the establishment of political, legal, organizational and other conditions for ensuring reliable protection of the state border of the Russian Federation, in compliance with the legislation of the Russian Federation procedure and rules of implementing economic and other activities in the border space of the Russian Federation".

Of course, the international situation is complex as ever, Russia is economic isolation and the number of threats, challenges and external provocations by the U.S. and the rest of the democratic world will only increase. In this regard, Russia is taking important steps to modernize its army, the development of safety systems in the framework of the CSTO, the CIS, there is close co-operation with China, countries in Asia and Latin America. All of these measures, in my opinion, demonstrate that Russia is ready to repel external attacks from the Western world and stands firmly on two legs in the war for the realization of their national interests.

 

Koziev S. With

 

The list of references

  1. The Constitution of the Russian Federation http://www.constitution.ru/
  2. The Russian Federation law "On security" http://base.garant.ru/12181538/
  3. National security concept of the Russian Federation until 2020. http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
  4. The foreign policy concept of Russia http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
  5. The article "Some implications for Russia and its defence policy in the light of the consequences of the August conflict", Belozerov V. K.
  6. The article "international security after the Caucasian crisis," Arbatov A. G.
  7. The article "the Armed conflict in South Ossetia: a catalyst for military reform in Russia?", Mel'kov S. A.

RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Грузино-Югоосетинский конфликт: причины и последствия
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 14-11-2014

Крах Советского Союза – сложной многонациональной системы со многими неурегулированными межэтническими проблемами, которые искусственно поддерживались в спокойном состоянии из центра в течении десятилетий, неизбежно привел к развитию этих самых конфликтов уже в новых условиях. На всей территории бывшего Советского Союза это вылилось в открытые противостояния и столкновения между представителями разных этносов, отстаивавших свои экономические, политические, культурные и иные права и интересы. Примером тому могут служить Грузино- югоосетинский конфликт 1991-1992,  Грузино – абхазский конфликт 1992-1993, Приднестровский конфликт, Молдавско-гагаузский конфликт и тд.

Можно с уверенностью заявить, что все постсоветское пространство сегодня становится театром активной геополитической игры; на кону - влияние в самом центре Хартленда, в Кавказском и Каспийском регионах.

Военная агрессия Грузия в отношении Южной Осетии в августе 2008 года имеет, безусловно, несколько основных причин, среди которых и вопрос идентичности, и проблема психологического отношения осетин к государству Грузия как таковому( осетины не ассоциируют себя с Грузией, а хотят жить в составе Единой Осетии, которая географически поделена Главным Кавказских хребтом), и проблема ущемления конституционных прав и свобод коренного осетинского народа, однако я не считаю, что это исключительно региональный конфликт, прошедший без внешнего вмешательства, который никак не повлиял на дальнейшее развитие ситуации на Кавказе.

В своей работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения данного конфликта, который, как я уже упомянул, вытекает из многих факторов, и последствия, к которым уже привел или может привести грузино-югоосетинский конфликт.

Объективные и субъективные причины конфликта

Среди причин, приведших к возникновению Грузино-югоосетинского  конфликта, а затем и к грузинской агрессии в августе 2008 года, я хотел бы выделить 4 основных, однако подробно остановлюсь на так называемом фактором «внешнего влияния», который, на мой взгляд, и сыграл ключевую роль в этом конфликте.

Вполне понятно, что в основе любого конфликта лежат объективные причины, которые могут копиться годами и даже десятилетиями, отсутствие взаимовыгодного решения которых в конце концов неминуемо приведет к возникновению конфликтной ситуации. Но в большой политике, когда на карту поставлено влияние в таком стратегически важном регионе как Кавказ, одних лишь объективных факторов не достаточно. Объективные предпосылки в этом конкретном случае сыграли роль пороховой бочки, которая была готова взорваться, но ждала своего часа. И этот час, с подачи внешнего игрока, настал.

Итак, объективные причины:

  1. Этнотерриториальный вопрос, формировавшийся десятилетиями, включает в себя взаимоисключающие и противоположные позиции руководства Грузии и Осетии. Согласно грузинской позиции Южная Осетия представляет собой историческую часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части единой Осетии.
  2. Грузино-осетинские отношения в конце 1980-х гг. оказались в состоянии конфликтной ситуации, когда стороны приходят к оценке своих интересов и конечных целей как несовместимых. В таких условиях стали формироваться конфликтное восприятие и закладываться социально-психологические основы и предпосылки будущего конфликтного взаимодействия сторон. Развитие конфликтной ситуации свидетельствовало о протекании внутри обоих сообществ социально-дезорганизационных процессов, о необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность.
  3. Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях конца 1980-х гг. сложилась в значительной степени под мощным влиянием этно-национализма в Грузии, базировавшегося на принципе так называемого «права крови» и представленного в виде идеи унитарного моноэтничного государства как основной концепции грузинского нациестроительства.
  4. Политическая борьба между новыми и старыми элитами, приведшая к смене элит в обоих регионах, явилась непосредственной причиной трансформации конфликтной ситуации в межэтнических отношениях в открытую фазу противостояния, в форму вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией.

Таким образом, напряженность (конфликтность) грузино-осетинского политического противостояния нарастала, проявляясь в формировании национальных движений как в Грузии, так и в Южной Осетии в условиях развивавшейся автономии советской государственности, сопровождавшейся падением «старых» и появлением «новых» политических элит. А также важным проявлением конфликтности стало признание Верховным Советом Грузинской ССР грузинского языка официальным языком в республике. В ответ Осетия объявила официальным языком региона осетинский.

Распад СССР стал одной из главных причин, приведшим к военному конфликту между Грузией и Осетией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузии) и права народов на самоопределение (Осетия).

Внешний фактор

Война в Осетии – часть геополитического плана США, направленного на дестабилизацию главным образом политической ситуации на Кавказе, впутывание России в полномасштабную войну, столкновение интересов и позиций России и Европы, публичная международная «казнь» России, ее изоляция.

На это есть целый ряд причин, который можно условно разбить на несколько групп:

А. Экономические

Полномасштабное владение и единоличное распределение всех мировых ресурсов( давно замечено «странное» расположение американских военных баз в районах крупных месторождений нефти) предполагает, что США в отношении этих регионов будет проводить свою стратегическую экспансию под самыми разными «демократическими» вывесками, отсюда вполне понятно такое «теплое» отношение США к ресурсосодержащим и транзитным регионам мира: Кавказ, Каспий, Россия.

Б. Геополитические

Прямое управление большинством государств и политических сил целых народов- визитная карточка существующего режима США.
Основой влияния США в мире является их позиция в Европе, где еще сохраняются возможности ведения ими достаточно эффективной стратегической игры за счет государств её восточной части и попыток оттеснения государств старой Европы на политическую периферию. В этой связи манипулирование политическими режимами в странах бывшего СССР, цветные и бесцветные революции, создание управляемого хаоса и привод к власти политических «кукол» - вполне действенный способ ведения внешней политики США.

В. Внутриполитическая ситуация.

Основой внутренней политической и социально-экономической стабильности США является высокий уровень потребления их населения, что значит, что  любое снижение этого уровня может немедленно вызвать серьёзные внутриполитические коллизии, чреватые сменой любой администрации или даже приходом к государственной власти политиков с другими политическими идеалами. Важным является и тот факт, что основную часть ресурсов, обеспечивающих «роскошь американского потребления» США берут в «остальном мире», мире, большая часть которого находится на грани голода.

Безусловно, эта реальность не только хорошо осознается, но и прогнозируется на многие годы вперед. Из этого может быть сделан один вывод: раз масштабы и качество внутреннего потребления нельзя сократить, необходимо обеспечить беспрепятственное поступление мировых ресурсов в США, притом любой ценой, значит, и ценой насилия, а это означает неизбежность ведения Большой Америкой войны.

Конечно, обеспечение своих национальных интересов для США – главная задача, поэтому в не зависимости от своей партийной принадлежности, сама американская система уже давно настроена на мировую эксплуатацию. Причем, неважно какими способами эта цель будет достигаться, задача одна – обеспечить поступление мировых ресурсов в США и поддержание собственной внутренней стабильности. Возможно, ведение периодичных региональных войн в разных регионах мира, или полномасштабная война на континентах, постоянное создание горячих точек и очагов напряженности – путь к американскому процветанию. Другими словами – США точно знают, как и когда действовать в отношении своих главных геополитических оппонентов – Россия, Китая и ЕС.

Заключение: последствия конфликта

На данный момент, грузино- югоосетинский конфликт, который длился в течении двух десятилетий и закончился пятидневной войной в августе 2008 года нельзя считать в полной мере законченным. Да, Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами, для обеспечения безопасности, на территории двух новых республик были размещены российские военные базы. В Абхазии и Осетии уже давно сформированы и успешно функционирует легальная и легитимная власть, избранная гражданами двух новых суверенных государств.

Но каковы последствия в этой связи для миропорядка? И какую роль в новой системе будет занимать Россия? Вопросы отнюдь не самые простые, и, вероятно, точного ответа на них не сможет дать никто. Глупо было бы полагать, что конфликт закончился и канул в лету, просто план Большого Сэма не сработал и игра приобрела другие масштабы. Теперь в Кавказском регионе прочно обосновалась Россия, которая не допустит приближение НАТОвских «коллег» на опасное для себя расстояние. Одно из направлений внешней политики России базируется на одном главном принципе: создать вокруг своих границ ореол союзных, независимых, сильных государств, с устойчивой экономической и политической ситуацией. Не дать США и иже с ними даже малейшего шанса на раскачивание ситуации на Кавказе и в Азии, на восточных рубежах и в приграничных государствах. Для реализации поставленных задач в основных государственных документах России закреплены те цели, которые преследует Россия. Так, в пункте 4 главы об общих положений Концепции внешней политики России говорится следующее: «В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - обеспечением защищенности личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

  1. Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;
  2. Создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
  3. Активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;
  4. Формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
  5. Развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов. Развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них России;
  6. Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека».

Концепция национальной безопасности гласит следующее:

  1. «Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов».
  2. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
  3. Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации».

Конечно, сейчас международная ситуация как никогда сложна, Россия находится в экономической изоляции и количество угроз, вызовов и внешних провокаций со стороны США и всего остального демократического мира будет только увеличиваться. В этой связи Россия принимает крайне важные меры по модернизации своей армии, развитие систем безопасности в рамках ОДКБ, СНГ, происходит тесная кооперация с Китаем, странами Азии и Латинской Америки. Все эти меры, на мой взгляд, наглядно демонстрируют, что Россия готова к отражению внешних нападок со стороны Западного мира и прочно стоит на двух ногах в войне за реализацию своих национальных интересов.

 

Кожиев С.С 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/
  2. Закон Российской Федерации «О безопасности» http://base.garant.ru/12181538/
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
  4. Концепция внешней политики России http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
  5. Статья «Некоторые выводы для России и её оборонной политики в свете последствий августовского конфликта», Белозёров В.К.
  6. Статья «Международная безопасность после Кавказского кризиса», Арбатов А.Г.
  7. Статья «Вооружённый конфликт в Южной Осетии: катализатор военного реформирования в России?», Мельков С.А.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение