Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Количественный анализ военной стратегии США в Афганистане при администрации Обамы
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 11-11-2014

Современная система международных отношений характеризуется значительным динамизмом. Следствием подобного состояния международной среды является высокая вероятность возникновения вооруженных конфликтов в различных частях мира.

Довольно часто конфликт в рамках отдельно взятой страны вызван внутренними противоречиями, например, экономическими трудностями, политическим кризисом или деградацией социальных институтов. Одна из основных форм реализации конфликта – гражданская война, которая впоследствии может привести к кризису государственности и несостоятельности государства как такового [1]. Последствия кризиса в стране могут выйти за ее пределы и начать оказывать негативное воздействие на систему международных отношений. При самом худшем варианте развития ситуации кризис может вызвать непропорционально сильные изменения на региональном и глобальном уровнях [2].

Афганистан является одним из наиболее очевидных примеров “кризисных государств”[3]. Положение дел в этой стране и дальнейшие перспективы ее развития активно обсуждаются в экспертном сообществе. В частности, большое внимание уделено намеченному на 2014 г. выводу значительной части контингента коалиционных войск с территории страны. Негативные сценарии будущего Исламской Республики Афганистан (далее – ИРА) вытекают из опасения резкого ухудшения военно-политической ситуации внутри государства, которое может привести к окончательной потере Афганистаном своей государственности в случае прихода движения “Талибан” к власти. Дальнейшее развитие подобного сценария может привести к дестабилизации центрально-азиатского региона. Основаниями для выдвижения подобных гипотез служат противоречивые результаты, которых в стране за все время военной кампании достигли войска международной коалиции во главе с США. Факты доказывают, что эффективность стратегии международной коалиции во главе с Соединенными Штатами в Афганистане можно подвергнуть сомнению.

Так, военная кампания в Афганистане уже стала самой продолжительной в истории Соединенных Штатов (более 13 лет, если отсчитывать с октября 2001 г.). Несмотря на то, что было предпринято много усилий и затрачено огромное количество средств (кампания обошлась США в 1трлн. долларов) в деле разрешения сложившейся ситуации в стране, урегулировать конфликт не удается. Более того, за время военной кампании афганский конфликт приобрел ярко выраженные черты ассиметричной войны[4]. Существующие факты свидетельствуют об ухудшении ситуации. Количество убитых солдат коалиции в стране за 12 лет военных действий составляет более 3300 человек[5]. В 2013 г., т.е. за девять месяцев, от пуль и мин погибло уже около 150 солдат[6] (при такой динамике число потерь к концу 2013 г. может составить более 200 человек, что выше показателей, например, за 2005-2006 гг.[7]). Количество жертв среди мирного населения по сравнению с 2012 г. выросло на 16%.[8] Коалиционные войска по-прежнему не имеют полного контроля над всеми уездами и провинциями Афганистана, а на восточных и юго-восточных территориях их влияние постепенно нивелируется вооруженной оппозицией[9]. Влияние талибов постепенно распространяется и на северные районы страны[10]. Правительственные силы несут значительные потери (за 2012 г. было убито около 3000 полицейских и солдат[11]), и, несмотря на достигнутую к зиме 2013 г. численность в 350 тыс. человек, их боеготовность, по мнению ряда экспертов, остается низкой и сильно завышенной руководством НАТО.[12] Действительно, можно говорить о тактических успехах афганских сил, которые стали более эффективно бороться с вооруженной оппозицией, о чем свидетельствует рост числа операций, которые Афганской национальной армией (далее – АНА) осуществляет самостоятельно. Несмотря на это, существуют опасения, что после вывода практически всех Международных сил содействия безопасности (далее – МССБ) из ИРА и постепенной передачи ответственности за обеспечение порядка местным властям, которая продолжается с 2011 г., ситуация в Афганистане и регионе может ухудшиться. Отношения между президентом США Бараком Обамой и президентом Афганистана Хамидом Карзаем, подвергающим жесткой критике действия и эффективность сил НАТО[13], очень непростые. Отсутствие двустороннего соглашения о безопасности увеличивает вероятность того, что Вашингтон реализует вариант о полном выводе войск.[14]Эксперты говорят о неизбежности обрушения ситуации в Афганистане и, как следствие, дестабилизации обстановки в соседних центрально-азиатских странах.

Таким образом, целью исследования является анализ эффективности ведения боевых действий МССБ и АНА на территории Афганистана с точки зрения данных о текущих результатах военной кампании сил коалиции.

Объектом исследования является военная стратегия международной коалиции во главе с США на территории Афганистана, принятая при администрации Обамы.

Автор предлагает исследовать вооруженный конфликт в Афганистане посредством количественных методов анализа. Исследование осуществляется в два этапа.

Количественный ивент-анализ боевых действий на территории Афганистана

На первом этапе используется методика количественного ивент-анализа, предполагающий сбор и обработку информации об отдельных ситуациях, иллюстрирующих в совокупной форме общее состояние дел.[15] Преимуществом подобной методики является ее эффективное применение для изучения военных конфликтов, когда необходимо сравнение многочисленных различных событий, которые впоследствии агрегируются, подсчитываются и описываются, например, в терминах количества или численности участников. Ивент-анализ представляет собой подготовительный этап в проведении исследования и направлен на оценку текущей ситуации в Афганистане в виде конкретных цифр.

Для описания боевых действий на территории Афганистана авторы зафиксировали несколько блоков характеристик следующих показателей:

  1. Атаки против сил коалиции;
  2. Атаки повстанцев против мирного населения;
  3. Атаки повстанцев против должностных лиц;
  4. Операции коалиционных и афганских сил.

Таким образом, была сформирована база данных в виде матрицы размерностью 2600 на 26, где первое число – количество наблюдений по дням, второе - суммарное число ежедневно фиксируемых характеристик.

Ниже приведены количественные показатели и графики, характеризующие ключевые измерения боевых действий в Афганистане в период с 2009 г. по 2013 г. (по конец октября).

Военные акции талибов

На протяжении периода с января 2009 г. по октябрь-ноябрь 2013 г. наблюдалась следующая динамика боевых действий с обеих сторон:

  

Рис. 1. Атаки талибов против сил коалиции за период с января 2009 по сентябрь 2013.

Из графика видно, что на протяжении всего рассматриваемого периода было зафиксировано несколько сезонов, когда активность оппозиционных сил достигала своего максимума (более 30 атак за месяц):

  1. Июль-ноябрь 2010 г.;
  2. Июнь-июль 2013 г.;
  3. Сентябрь 2013 г.

В 2013 г. с разницей в месяц были отмечены резкие всплески активности талибов (30 акций и более). Зарубежные источники также подтверждают активизацию действий талибов летом 2013 г[16]. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, продолжалось постепенное сокращение войск коалиции. Солдаты оставили базы, провинции и уезды.[17] Это стало определенным стимулом для талибов, намеренных за счет определенной неясности, вызванной процессами вывода войск и передачи ответственности войскам Афганистана, максимально быстро усилить свои позиции и продемонстрировать боеспособность. Во-вторых, уменьшение численности МССБ означает все большее вовлечение многочисленных национальных войск Афганистана в борьбу против Талибана.

Боевые операции коалиционных и афганских сил

  

Рис. 2 Операции коалиционных и афганских сил против талибов за период с января 2009 по сентябрь 2013.

 Согласно графику, число сухопутных операций достигло наибольшего значения в октябре-ноябре 2012 г., потом произошел определенный спад, но с января 2013 г. на протяжении нескольких месяцев можно было наблюдать интенсификацию военных действий со стороны сил ИСАФ/МССБ. Тем не менее, активность начала постепенно падать и достигла того же значения, что и атаки оппозиционных сил (30 операций в месяц).

Получается, что количество акций талибов приблизительно равно количеству боевых операций со стороны войск международной коалиции и правительственных сил. Из графика следует, что одни и те же значения достигаются при увеличении атак со стороны инсургентов, но при уменьшении количества операций со стороны коалиционных сил. Это может быть обусловлено сокращением численности войск МССБ, однако, значительное количество афганских войск теоретически могло компенсировать недостаточную активность войск коалиции. Но этого не произошло и, вероятно, одной из причин были неэффективные действия афганских национальных сил.

 Потери коалиционных и правительственных сил

Согласно собранным данным, потери коалиционных сил за исследуемый период военной кампании в Афганистане выглядят следующим образом:

 

Рис. 3 Динамика потерь коалиционных сил (убитыми) за период с января 2009 по 2013.

График показывает, что за период с января 2009 г. по октябрь-ноябрь
2013 г. наблюдалось несколько случаев, когда потери коалиционных достигали 30 и более человек в месяц. В 2013 г. можно выделить значительный рост потерь в период с мая по июль (34 и 29 убитых). Полученные данные практически полностью совпадают с зарубежной статистикой (26 убитых в мае и 27 в июне соответственно)[18].

Совокупные потери ИСАФ/МССБ за исследуемый период составили более 2300 человек[19]. Напомним, что с октября 2001 г. по декабрь 2008 г. в ИРА было убито 1049 солдат НАТО. Получается, что за 4 года в этой стране погибло в 2 раза больше военнослужащих, чем за 8 предшествующих лет. Потери США также возросли: 630 человек за 8 лет против 1590 за время президентства Барака Обамы, то есть военные потери в Афганистане возросли более чем в 2 раза. Рост числа убитых можно объяснить за счет увеличения численности военного контингента НАТО и, в частности, США. Эти цифры являются доказательством того, что в ИРА Соединенные Штаты и их союзников постигла неудача, выраженная в потерях среди солдат. Демократ Б. Обама, критиковавший в свое время курс Дж. Буша-мл. в Афганистане, на деле начал ему сильно проигрывать. Его новый подход к кризису в ИРА не смог обеспечить сокращения числа потерь среди военнослужащих, чего хотели многие американские граждане, голосующие за него. В результате, к 2013 г. около 70% американцев не поддерживали военную кампанию в ИРА, а 50% считали, что она не поспособствовала укреплению национальной безопасности США[20].

 К 2013 г. число иностранных военных в Афганистане составляет 87 тыс. человек, из которых 60 тыс. американцы[21]. К весне планируется сократить это число до 34 тыс. человек. Количество афганских национальных сил (армия и полиция) к лету 2013 г. составило около 350 тыс. человек. Следовательно, теоретически афганские силы уже достигли того количества, при котором они способны обеспечивать безопасность в стране и эффективно противостоять движению Талибан. Однако необходимо учитывать не только количественный, но и качественный аспект. К осени 2013 г. под афганским руководством проходило до 93% всех боевых операций[22].Согласно данным, самостоятельность в проведении операций привела к тому, что с 2013 г. уровень потерь среди афганских национальных сил начал стремительно возрастать, достигнув максимума в сентябре - 103 погибших. Эта динамика также подтверждается информацией портала http://www.foxnews.com, согласно которому в августе - начале сентября уровень потерь среди правительственных сил достиг рекордных отметок на фоне вывода коалиционных сил[23]. Среди причин также называются: неэффективное командование, низкий уровень подготовки войск, сложные погодные условия и низкую оплату военнослужащих.

 

Рис. 4 Потери афганских сил безопасности, включая охранников (убитыми) за период с января 2009 по сентябрь 2013.

 

Обеспечение порядка на территории страны

Одной из основных задач коалиционные и правительственные силы ставили вытеснение талибов с территории Афганистана. В ходе исследования, путем подсчета количества атак и операций в той или иной части страны, были выявлены наиболее конфликтные зоны в ИРА. В большинстве случаев такими зонами нестабильности стали провинции, расположенные на юге и востоке Афганистана. Следовательно, подавление вооруженной оппозиции именно в этих провинциях представляло собой одну из главных задач ИСАФ/МССБ и АНА.

Порогом выборки анализируемых провинций считался 5% уровень. В результате были отобраны провинции: Газни, Герат, Гильменд, Нангархар, Кабул, Кандагар, Кундуз, Хост и Бадахшан (активность талибов в этой северной провинции возросла только с 2013 г.).  Из 9 провинций две расположены на севере (Кундуз и Бадахшан) и одна (Герат) на западе, все остальные расположены на юге и востоке страны и образуют своеобразную “полосу нестабильности”, граничащую с Пакистаном и служащую убежищем для талибов.

Таблица 1. Провинции Афганистана, в которых наблюдается наибольшая террористическая активность

Год

Бадахшан

(север)

Герат

(запад)

Газни

(восток)

Гильменд

(юг)

Кабул

(восток)

Кандагар

(юго-восток)

Хост

(восток)

Кундуз

(север)

Нангархар

(восток)

2009

-

5%

5%

10%

5%

12%

5%

6%

6%

2010

-

5%

6%

9%

5%

10%

5%

8%

5%

2011

-

5%

6%

10%

5%

7%

4%

3%

6%

2012

-

6%

5%

11%

3%

9%

5%

3%

6%

2013октябрь

9%

6%

7%

10%

7%

8%

5%

4%

9%

Из таблицы видно, что к апрелю 2013 г. только в одной провинции удалось снизить уровень нестабильности до отметки ниже 5% (в Кундузе). Одновременно в 2013 г. участники вооруженной оппозиции активизировали действия еще в одной северной провинции, Бадахшан, в которой раньше такой активности не наблюдалось. На основе этих данных можно заключить, что с задачей по обеспечению безопасности не только на всей территории афганского государства, но, даже в ключевых провинциях, ни коалиционные, ни правительственные силы не справились.

Динамика потерь среди мирного населения

Заняв пост президента в 2009 г., Обама в своем подходе к афганскому кризису отметил важность обеспечения безопасности мирных афганцев, поскольку этому не уделялось должного внимания. Ключевой задачей США и их союзников при администрации Буша были поиск и уничтожение террористов “Аль-Каиды” и участников движения “Талибан”, а не защита мирных жителей. Большое количество жертв среди мирного населения представители НАТО трактовали или как неизбежные потери в ходе конфликта, или как случайные (последствия неточных авиаударов или военных операций). Взятие демократами курса на обеспечение безопасности мирных жителей могло бы стать рациональным дополнением к продуманной стратегии по Афганистану, что выгодно отличало бы ее от стратегии предшественника Б. Обамы. Тем не менее, из графика следует, что выполнить эту задачу не удалось:

 

Рис. 5 Динамика потерь среди мирного населения за период с января 2009 по сентябрь 2013

Согласно приведенному графику, за исследуемый период наблюдалось несколько случаев роста числа погибших граждан, однако в 2013 г. этот показатель достиг своего максимального значения.  В период с января по конец ноября 2013 г. в Афганистане погибло более 1100 мирных жителей. Подобная статистика отчасти совпадает с отчетами комиссии ООН в Афганистане, которая отметила 16% рост уровня потерь среди населения.[24] Таким образом, нельзя говорить об улучшении ситуации с обеспечением безопасности в стране, поскольку число погибших среди мирного населения Афганистана стабильно превышает тысячу человек в год, начиная с 2009 г. Принято считать, что в 80% жертв всегда виновна вооруженная оппозиция. Войска НАТО и правительственные вооруженные силы ответственны лишь за 15% погибших, в 5% случаев мирные жители гибнут по иным причинам.[25] В 2013 г. в результате действий коалиционных сил доля погибших граждан составила 14% от общего числа погибших афганцев, то есть наблюдается небольшой спад. Однако общее число погибших мирных граждан в стране, как от действий талибов, так и по вине правительственных и западных сил остается крайне высоким.

За 2013 г. коалиционные и афганские силы, как и во времена администрации Буша, оказались неспособны эффективно решить вопрос об обеспечении безопасности граждан Афганистана. Учитывая тот факт, что большинство иностранных военных покинет страну к концу
2014 г., нельзя исключать, что проблема защиты мирного населения Афганистана станет еще более острой.

Динамика потерь среди талибов

Необходимо рассмотреть такую важную характеристику, как количество убитых, арестованных и перешедших на сторону правительства талибов.

Потери талибов (убитыми)

За рассматриваемый период были получены следующие результаты касательно потерь среди повстанцев:

 

Рис. 6 Динамика потерь среди повстанцев (убитыми) в период с января 2009 по сентябрь 2013.

Начиная с 2009 г. уровень число убитых повстанцев постепенно возрастало, достигнув максимальных значений весной-летом 2013 г. За период с января по конец ноября 2013 г. число убитых талибов составило около 4300 человек. Наиболее высокие потери движение “Талибан” понесло в период с апреля по июль 2013 г. Военная составляющая по-прежнему является доминирующим аспектом в стратегии западных стран в ИРА. Поэтому высокие показатели убитых среди инсургентов можно было предвидеть. Это позволяет говорить о том, что политика США по нормализации ситуации в ИРА, связанная с ослаблением деятельности вооруженной оппозиции (а также ее ликвидации), имела определенные результаты, так как талибов в стране с годами становилось меньше. К сожалению, разрешение афганского кризиса не зависит исключительно от физического уничтожения враждебно настроенных боевиков, что наглядно показывает по-прежнему высокий уровень гражданских потерь.

Потери талибов (арестованными)

Позитивная динамика в результатах американской политики отразилась также в данных о количестве пленных повстанцев:

 

Рис. 7 Данные по пленным талибам за период с января 2009 по сентябрь 2013.

Число арестованных резко возросло к осени 2012 г. и стабильно оставалось высоким до июля 2013 г., после чего произошел некоторый спад. Но с сентября показатель вновь начал расти. За 2013 г. было захвачено 1512 талибов, что несколько уступило показателю за 2012 г. Высокое количество зафиксированных арестов позволяет заключить, что арест членов движения “Талибан” является достаточно эффективным методом борьбы против вооруженной оппозиции, однако он не способствует уменьшению потерь среди афганских национальных сил и мирных граждан.

Потери талибов (вступившие в программу примирения)

Еще одним фактором, ослабляющим позиции “Талибана”, является так называемая “Программа примирения и реинтеграции в Афганистане”, нацеленная на привлечение умеренно настроенных боевиков на сторону правительства данной страны. Авторы фиксировали показатель перешедших на сторону правительства повстанцев с 2010 года, когда Программа была официально утверждена.

 

Рис. 8. Количество перешедших на сторону правительства талибов ( с 2010 г.)

 

На протяжении рассматриваемого периода Программа действовала с переменным успехом. Зимой 2012 г. был достигнут высокий показатель в 800 человек, сложивших оружие.  После этого, число талибов, желавших принять участие в Программе, постепенно сокращалось. В 2013 г. число участников программы составило 677 человек, что значительно меньше показателей за 2011-2012 гг. Многие эксперты считают, что данный способ борьбы с Движением оказывает скорее деморализующий эффект не только на рядовых боевиков, но и на командиров “Талибана”. Видя, как целые группы и крупные отряды товарищей прекращают оказывать сопротивление, многие другие командиры должны задумываться о целесообразности мирной сдачи оружия. В целом Программа не приводит к существенным результатам, что объясняется рядом причин.

  1. Вывод коалиционных сил из Афганистана побуждает талибов продолжать борьбу. Деморализующий эффект, который оказывала многолетняя война, ослабевает по мере ухода иностранных контингентов с территории страны. Вывод МССБ предоставляет талибам возможность закончить войну в ближайшие годы на условиях победителей, что воодушевляет их и подталкивает к продолжению ведения боевых действий.
  2. Снижению эффективности Программы могло оказать также открытие в июне 2013 г. (пусть и не на продолжительное время) официального представительства движения “Талибан” в Катаре. Тот факт, что Запад пошел на подобный шаг, мог оказать сильный психологический эффект на талибов, расценивших это как появление возможности договориться с враждебными странами на выгодных для себя условиях.
  3. Высокие доходы от теневой деятельности. Рост производства опиумного мака в Афганистане остается очень высоким[26]. Размер денежных выплат, которые предоставляются вступившим в Программу, гораздо меньше выручки от продажи повстанцами наркотиков или торговли оружием (по некоторым данным, зарплаты боевиков от таких видов деятельности колеблются от 200 до 600 долларов[27]). Это перевешивает любые материальные стимулы, которые предлагает ППРА.

Регрессионный анализ динамики конфликта на территории ИРА

В основе методологии второго этапа исследования лежит многомерный статистический (регрессионный) анализ. Регрессионный анализ дополняет другие классические методы ситуационного анализа международной проблематики, так как позволяет смоделировать текущие процессы. Весьма часто в прикладных исследованиях возникают вопросы о наличии или отсутствии связи между различными характеристиками параллельно протекающих процессов. Именно эконометрические методы позволяют решить подобные исследовательские задачи.

Многомерный статистический анализ - это совокупность строгих формализованных процедур работы с числовыми базами данных, который позволяет ответить на вопрос о наличии тренда (траектории развития). Цель данного исследования предполагает решение ряда задач, включающих обнаружение трендов на основе статистических данных. Для работы с описанной базой данных количественные характеристики были кодифицированы следующим образом:

TerAct(NATO) -  атаки против НАТО;

NATO_killed – потери коалиционных сил (убитыми);

ANA_killed – потери афганских сил безопасности, включая охранников (убитыми);

TerAct(Civ) – атаки повстанцев против мирного населения;

Civ_killed – потери среди мирного населения (убитыми);

NATO – операции коалиционных и афганских сил;

Reb_killed – число ликвидированных повстанцев;

Reb_arrested – число арестованных повстанцев;

Reb_surrended – число повстанцев, перешедших на сторону правительства

 

Сезонность боевых действий

Для того, чтобы приблизится к ответу на заявленный исследовательский вопрос необходимо выявить основные тенденции. Как было отмечено выше, распространено мнение, согласно которому активность талибов во многом обусловлена сезонностью, другими словами, погодно-климатическими условиями. Подобный тезис изначально отрицает какую-либо результативность боевых действий сил коалиций во главе с США, так как характер боевых действий, боевая обстановка отодвигаются на второй план по сравнению с климатическими условиями. Собранные данные позволяют усомниться в закономерности такого тезиса. Зависимость между двумя векторами (числовыми рядами) эконометрически можно оценить, построив модель по методу наименьших квадратов (далее - МНК). Эконометрическая модель отражает взаимосвязь между статистическими показателями.

Общий вид многофакторной модели регрессии: 

,

где: - зависимая переменная;  – константа; - объясняющие переменные;  – коэффициенты при объясняющих переменных.

Оценим методом наименьших квадратов зависимость количества терактов, совершаемых талибами, от введенных фиктивных[28] переменных, характеризующих конкретные месяцы:

Модель 1. Зависимость террористической активности боевиков против МССБ и АНА от месяца. 

Переменные

Коэффициенты

Ст. ошибки

 

 

Const

12,75

4,16

***

Jan

1,85

3,33

 

Feb

-1,15

4,51

 

Mar

0,25

4,67

 

Apr

1,25

4,90

 

May

0,05

4,70

 

Jun

1,65

6,16

 

Jul

6,05

6,16

 

Aug

3,85

5,58

 

Sep

8,05

7,87

 

Oct

7,25

6,75

 

Nov

4,5

5,95

 

0,08

 

 

 

Качество модели оценивается при помощи показатели R², значение которого принадлежит интервалу от 0 до 1. Чем ближе значение показателя R² к единице, тем выше качество построенной эконометрической модели. Качество крайне низкое, т.к. показатель R² равен 0,08. Выпишем полученное уравнение в стандартном виде:

 

Как видно в данной модели переменные, характеризирующие конкретные месяцы, не являются значимыми.Значимость в стандартных эконометрических пакетах обозначается звездочками в последнем столбце: *** - если переменная значима на 99% доверительном интервале, ** - на 95% доверительном интервале, * - на 90% интервале, если звездочек – нет, переменная незначима. Для ответа на вопрос о справедливости констатации сезонной активности талибов проведем тест на линейное ограничение: 

 Тест значимость уравнения для модели 1.

Множество ограничений:

  1. b[Jan] = 0
  2. b[Feb] = 0
  3. b[Mar] = 0
  4. b[Apr] = 0
  5. b[May] = 0
  6. b[Jun] = 0
  7. b[Jul] = 0
  8. b[Aug] = 0
  9. b[Sep] = 0
  10. b[Oct] = 0
  11. b[Nov] = 0

В данном тесте нулевая (изначальная гипотеза) H0 формулируется следующим образом: все переменные незначимы (коэффициенты при этих переменных равны нулю) в построенной модели, иными словами, месяц никак не влияет на количество терактов, осуществляемых талибами против сил НАТО. Мнемоническое правило в том, что, если расчетное значение F-статистики больше табличного значения F-статистики (критического значения), то гипотеза H0 отвергается.

Формула для расчета значения F-статистики для данного теста:

 

где:  – наблюдений; - число переменных.

Критическое значение F-статистики определяется по таблице F-распределения Фишера:

Тестовая статистика: расчетное значение F-статистики = 0,0176, критическое значение F-статистики - F(11,46) ≈ 2. Так как расчетное значение F-статистики меньше критического, H0 принимается.

Проведенный тест свидетельствует о том, что в соответствии с собранными и обработанными данными сезонность в действиях талибов не наблюдается.

Тренды войны

Статистическое понятие тренда вытекает из понятия стационарности временного ряда. Если результаты наблюдений конкретной величины колеблются около какого-либо значения, временной ряд называют стационарным. Наличие стационарности проверяется путем осуществления теста Дики-Фулера. Для выявления тенденций в боевых действиях на территории Афганистана необходимо посредством этого статистического теста исследовать все описанные выше переменные. Нулевая гипотеза для данного теста H0:тренда нет, временной ряд стационарен.

Тест Дики-Фуллера для переменной TerAct(NATO).

 

Модель 1

Модель 2

Модель 3

Модель 4

Переменные

Коэф[1]

 

СО[2]

 

Коэф

 

СО

 

Коэф

 

СО

 

Коэф

 

СО

 

Const

3,39

1,75

*

4,47

1,69

**

5,13

1,83

***

4,52

2,28

**

Teract_NATO_1

-0,20

0,10

 

-0,28

0,09

**

-0,31

0,10

**

-0,26

-2,32

 

d_Teract_NATO_1

-0,22

0,15

 

-0,19

0,14

 

-0,19

0,14

 

-0,23

-1,58

 

d_Teract_NATO_2

0,12

0,14

 

0,27

0,14

*

0,27

0,14

*

0,28

1,96

*

d_Teract_NATO_3

 

 

 

0,42

0,14

***

0,47

0,15

***

0,48

3,12

***

d_Teract_NATO_4

 

 

 

 

 

 

0,12

0,16

 

0,03

0,19

 

d_Teract_NATO_5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-0,20

-1,21

 

Крит. Шварца

379,5

 

 

368,2

 

 

365,3

 

 

361,5

 

 



[1]Коэф – сокращение: коэффициенты.
[2]СО – сокращение: стандартные ошибки.

Для осуществления такого теста необходимо:

  1. 1.Выбрать количество лагов, т.е. определить, сколько периодов исследователь включает в модель. Выбор зависит от критерия Шварца[31](последняя строка в приведенной выше таблице). Чем ниже значение показателя критерия Шварца, тем точнее модель описывает данные.
  2. Необходимо оценить значимость переменных, взятых с лагом[32].По мнению автора, оптимальное количество временных лагов равно четырем (модель 3).
  3. Сравнить P-значение с 0,05, в зависимости от этого принять или отклонить нулевую гипотезу. Тестовая статистика: tau_c (1) = -3,01, асимп. Р-значение = 0,03. В данном конкретном случае P-значение меньше 0,05, следовательно, нулевая гипотеза о стационарности принимается. Результаты теста свидетельствуют о том, что тренда для данной переменной нет, другими словами, войскам коалиции не удалось добиться устойчивой тенденции снижения количества терактов, осуществляемых талибскими боевиками, что негативно характеризует эффективность военного аспекта стратегии, предложенной Обамой в 2009 г. в отношении войны в Афганистане.


После проведения аналогичных тестов для других исследуемых переменных, было обнаружено, что справедливо утверждать о наличии трендов лишь для следующего ряда показателей: ANA_killed, TerAct(Civ), NATO, Reb_killed.

Продемонстрируем наличие обнаруженных трендов графически.  

 

Рис. 10 График потерь афганских сил безопасности, включая охранников (убитыми) с течением времени с отображенной линией тренда.

На рисунке 10 по оси ординат откладывается число потерь, которые понесли силы безопасности Афганистана в конкретный момент времени. По оси абсцисс отложено время (по месяцам). На данном графике линия тренда изображена пунктиром. Линия тренда имеет положительный наклон, следовательно, с течением времени потери среди сил безопасности ИРА устойчиво растут. Причины этой крайне негативной тенденции были рассмотрены в первой части исследования, и подтвердились статистически.

Показатель террористической активности боевиков против мирных граждан также демонстрирует рост (см. рисунок 11).

 

Рис. 11 График изменения количества атак боевиков против мирного населения с течением времени с отображенной линией тренда.

По оси ординат откладывается количество террористических актов, подготовленных движением Талибан, против мирного населения, по оси абсцисс – время (по месяцам). Согласно графику, количество терактов, осуществляемых талибами против гражданского населения ежемесячно растет, о чем свидетельствует положительный наклон линии тренда.

Растет число операций коалиционных и афганский сил (см. рисунок 12).

 

Рис. 12 График изменения числа военных операций коалиционных сил и сил безопасности Афганистана с течением времени с отображенной линией тренда.

По оси ординат отложено количество военных операций, осуществляемых МССБ и АНА, по оси абсцисс – время. Действительно количество операций, проводимых МССБ и АНА ежемесячно растет. Рост активности может объясняться острой необходимостью продемонстрировать удовлетворительные результаты на исходе военной кампании. Вместе с ростом числа контртеррористических операций растет и число уничтоженных боевиков (см. рисунок 13).

 

Рис. 13 График изменения количества ликвидированных боевиков с течением времени с отображенной линией тренда.

Координатными осями для построения графика на рисунке 13 являются показатель числа ликвидированных боевиков, и время. Положительный наклон линии тренда свидетельствует о том, что при администрации Б. Обамы международными силами содействия безопасности при поддержке сил Афганской национальной армии и полиции Афганистана с каждым месяцем ликвидируется все большее число инсургентов. Наличие такого тренда может быть интерпретировано как определенный успех сил коалиции, однако с ростом числа уничтоженных боевиков ситуация в стране не нормализуется, и как было показано выше, количество терактов только растет. Более того, после вывода контингента НАТО с территории Афганистана в 2014 г. количество контртеррористических операций неизбежно будет снижаться, с ним снизится и число ежемесячно ликвидируемых боевиков.

Таким образом, обнаруженные «тренды войны» полностью соотносятся с результатами первого этапа исследования и подтверждают тезис о том, что стратегия НАТО по обеспечению безопасности на территории ИРА в условиях длительного асимметричного конфликта при администрации Б. Обамы оказалась неэффективной.

Заключение

Эффективность военной стратегии США в Афганистане была проанализирована с помощью двух методик: количественного ивента-анализа и регрессионного анализа.

На первом этапе исследования, проведенного при помощи ивента-анализа, были сделаны следующие выводы:

  1. Вооруженная оппозиция продолжает вести интенсивные боевые действия против коалиционных и правительственных сил, несмотря на высокие потери убитыми, арестованными, а также в результате вступления части талибов в Программу примирения;
  2. Несмотря на постепенный вывод иностранных контингенов, потери международной коалиции остаются высокими;
  3. Боеспособность афганских национальных сил остается низкой, о чем свидетельствует растущий уровень потерь;
  4. Не удается нормализовать ситуацию ни в одной из провинций, охваченных партизанской войной. Более того, география нестабильности расширяется;
  5. Международной коалиции и правительственным войскам не удается снизить потери среди мирных граждан в результате действий вооруженной оппозиции.

Результаты второго этапа исследования, проведенного с использованием регрессионного анализа, позволяют выделить ряд трендов, частично совпадающих с выводами первого этапа исследования:

  1. Растет число операций коалиционных и афганских сил;
  2. В результате увеличения количества боевых операций растет число потерь среди талибов (убитыми);
  3. Вместе с тем, наблюдается рост потерь среди афганских национальных сил и мирных граждан.

Помимо этого, в ходе исследования была доказана ошибочность гипотезы, согласно которой активность талибов зависит от природно-климатических условий. Иными словами, сезонности в боевых действиях вооруженной оппозиции установлено не было.

Полученные результаты позволяют охарактеризовать военную стратегию США в Афганистане при администрации Б. Обамы как низкоэффективную. Несмотря на интенсивные военные действия со стороны коалиционных сил, ведущих к увеличению потерь среди вооруженной оппозиции, достичь других важных целей, таких как создание боеспособной афганской армии и полиции, а также уменьшение числа погибших мирных жителей, не удалось. Главным провалом стратегии международной коалиции является неспособность сократить количество терактов, осуществляемых Движением “Талибан” на территории Афганистана. Негативные результаты военной кампании в ИРА подтверждают опасения касательно возможного ухудшения ситуации в афганском государстве и регионе в целом после вывода сил МССБ в 2014 г.

 

Тетерюк А.С 

 

Источники

[1]Тимофеев И.Н. Международное сообщество и пределы вмешательства в конфликты «кризисных государств»: казус Афганистана / И.Н. Тимофеев // Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - № 5. - С. 27-36.

[2] Там же.

[3] Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике // Восток. – 2005. – Номер 1. – С. 102-118.

[4] Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории и методологии / М.А. Хрусталев. – М.: МГИМО-НОФМО, 2008.

[5] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://icasualties.org/oef/ 

[6] Там же.

[7] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://icasualties.org/oef/ . Напомним, что в эти годы США впервые после успешной операции 2001 года столкнулись со значительным сопротивлением со стороны талибов. Следовательно, тогда войска были гораздо менее подготовленными.

[8] Число гражданских потерь в ИРА возросло на 16%. Режим доступа http://www.afghanistan.ru/doc/64795.html 

[9] В 2013 году южные провинции Гильменд и Кандагар, а также восточные Нангархар, Кунар и Нуристан снова стали лидерами по числу погибших в них солдат коалиции. Большинство восточных и юго-восточных провинций на границе с Пакистаном уже окрестили “зоной нестабильности”.

[10] Замир Кабулов выразил обеспокоенность деятельностью боевиков на севере Афганистана [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.afghanistan.ru/doc/66135.html

[11] http://www.nytimes.com/2013/10/16/world/asia/afghans-fend-off-taliban-threat-in-pivotal-year.html?_r=0

[12]Бобкин Н. Будущее Афганистана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2013/10/08/buduschee-afganistana-ii-23301.html

[13]Карзай Х. “Силы НАТО не справились со своей задачей в Афганистане” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/64912.html

[14]Панфилова В. Уход США из Афганистана – час Х для всего региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/62828.html

[15] Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 230 с.

[16] Afghan troop deaths up almost 80% in 2013 fighting season [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theguardian.com/world/2013/nov/08/afghan-troop-casualties-up-almost-80-in-2013-fighting-season-says-pentagon

[17] Войска НАТО покинули 90% баз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/63494.html

[18] Режим доступа: http://icasualties.org/OEF/ByMonth.aspx

[19] Режим доступа: http://www.icasualties.org/

[20] 67% американцев не поддерживают текущую операцию в Афганистане [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/62803.html

[21] К весне следующего года контингент США в Афганистане сократится почти в 2 раза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/65907.html

[22] Согласно газете “TheтGuardian” уровень потерь среди афганских силовиков в 2013 году вырос на 80% по сравнению с 2012. [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.theguardian.com/world/2013/nov/08/afghan-troop-casualties-up-almost-80-in-2013-fighting-season-says-pentagon

[23] Afghan troop deaths hit record amid US exit [Electronic resource]. Режим доступа: http://www.foxnews.com/world/2013/09/21/afghan-troop-deaths-hit-record-amid-us-exit/

[24] Число гражданских потерь в ИРА возросло на 16%. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/64795.html

[25] Afghanistan civilian casualties [Electronic resource]. URL: http://www.guardian.co.uk/news/datablog/2010/aug/10/afghanistan-civilian-casualties-statistics

[26] Пахомов Н. Наркотики побеждают [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/66113.html

[27] Коргун В.И. Исламский экстремизм в Афганистане [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/11375.html

[28] Фиктивные переменные – переменные, которые характеризуют качество и могут принимать всего два значения: 1 – если описанное качество присуще наблюдению, 0 – если нет. Например, если наблюдение зафиксировано в феврале, переменная Feb = 1, остальные переменные, характеризующие месяцы = 0.

[29] Коэф – сокращение: коэффициенты.

[30] СО – сокращение: стандартные ошибки.
[31] В данном случае критерий Шварца – является аналогом показателя R², речь о котором шла выше.
[32] О понятии значимости речь шла выше.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение