Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Events
Round table "the CSTO: the present and future project"
Material posted: Publication date: 26-09-2012

In early September of this year, the Center organized a survey of experts to obtain an opinion survey on the present and future of the Organization of collective security Treaty. As a result, it was possible to obtain the opinion of representatives of the analytical community of the CIS countries, which helped to clarify a number of issues that have arisen with regard to the themes of the CSTO.

The experts suggested the following basis for discussion.

On may 15 of this year the CSTO celebrated its twentieth anniversary. Anniversary came out not so funny – the last time on the organization was more and more dark clouds of distrust and scepticism. It is understandable – created almost immediately after the collapse of the USSR, the organization has no clear strategic goals of its own development, however, as the political project of the CIS.

The main idea emerging was the desire to preserve whenever possible the system of location, and most importantly - the control system remains Armed Forces of the USSR.

In addition, the beginning of 90-ies was characterized by a fairly rapid event – the conflict shook many of the young independent States, and there was a need to create at least the impression of having a powerful military "fist".

But as time went on, the state strengthened in its independence, formed their own perception of foreign policy priorities and our own vision for the future of their country.

In new conditions the CSTO began to oppress some of its members. The main complaint expressed of Russia, and it consisted in the fact that Russia places little emphasis on development of the CSTO, poorly funded defense potential of the Organization's members, unlike NATO, which in recent years has been actively increasing its military-technical cooperation, including with countries-members of CSTO.

By the early twenty-first century, a critical mass of discontent led to the crisis in the CSTO. In 1999, a number of States refused to sign a new contract (without the involvement of the West) by creating a custom block with a clear anti-Russian orientation - GUAM.

A ray of light in the strategic vision for the future of the CSTO appeared in 2001 with the onset of the global counter-terrorism operations by the US and NATO. One of the most active regions in the Afghanistan – state directly bordering with the countries of the CSTO.

Russia, which supported the US in their imaginary (as it turned out, a decade later) the fight against terrorism, then made two strategic mistakes:

  • she made the US in a strategically significant for the region;
  • she has adopted the ideology of fighting "international terrorism" as the basis for further development of the CSTO.

Then, in 2001, it was impossible to predict, but today it is quite obvious that "salvation" Russia unable to conduct its own active policy in Central Asia, was in all sorts of preventing the arrival of the influence of other power centers, such as the USA and China. As for the ideology of terrorism and the ensuing idea of the fight against drug trafficking (very humane), it was very difficult to realize in the countries of Central Asia. As shown by subsequent events in some countries of the region, taking responsibility in the fight against terrorism and drug trafficking, Russia and the CSTO on the whole hostage situation: almost all the protests of the opposition, held in member countries of the Organization were given the status of the incumbent administration to terrorist and extremist activity that required the involvement of CSTO forces in the internal conflict. Same situation with drug trafficking: it is no secret that the illegal drug trade feeds many of the power elite, making the fight against this scourge weakly effective. A further nine years of existence the organization has been in years of stagnation of its development – training exercises, solved tactical problems, but the overall goal hasn't caught on.

Such ambiguous position in the strategic positioning of the CSTO has created a new crisis for the Organization, which the non-use to use "colleague" of NATO.

Representatives of NATO clearly stated that their experts "litmus test", an indicator of the degree of the internal state of the CSTO were the events in Kyrgyzstan in April 2010. NATO waited for a reaction to the events in this country, including by CSTO. And without waiting for her, took an internal decision of the Organization in crisis and need to take control. What exactly was done – financing of programmes of bilateral cooperation with CSTO countries (except Russia and Belarus) for subsequent years has increased significantly, even in conditions of global economic crisis. According to NATO experts, the future of the CSTO is the Central Asian "branch" of NATO from short-term to help block in opposition in Afghanistan, a medium-term goal - in the struggle with Iran, and long – term- with China.

In the summer of 2012 the situation in the CSTO began to deteriorate, negative inside and outside the organization began to resemble a growing snowball. The end came in June, when Uzbekistan announced the re-release from the Organization. This decision was taken after Moscow unilaterally began to make efforts to improve relations with NATO, in particular by providing at the disposal of NATO forces in Afghanistan logistics center in Ulyanovsk.

Summer this year was very active for the development of the political situation in the Central Asian region and the ongoing civil war in Syria and the threat of military aggression by the U.S. against Iran, as well as the activation of radical Islamic movements in the region, forced the leaders of the CSTO member States to take another look at how the Organization will behave in case if tomorrow the Syrian scenario will be implemented in their homes? Kyrgyzstan showed that the CSTO will remain on the sidelines.

In confirmation of this position can lead to Lukashenka's speech on the events in Gorno-Badakhshan in Tajikistan. According to A. Lukashenko, the CSTO is something needed to respond to the situation in Tajikistan and the decision of Uzbekistan to suspend its membership in military-political bloc. However, in this case, as in the case of Kyrgyzstan, the position of the CSTO leadership was predictable - what is happening in Tajikistan, the processes relate to the internal life of the Republic, and does not require intervention of collective forces.

Thus, by the autumn of 2012 has all the prerequisites to fundamentally reconsider the viability of the CSTO in its current form and with its current development strategy, which has as its priorities to combat terrorism and drug trafficking.

The situation with the CSTO was expected – after the failure of the political project, which was CIS, was untenable and the military-political project of CSTO. In the new environment must be fundamentally different conditions of the Association, and to think really have something.

Recent developments in North Africa, the middle East and in Russia itself after the last elections showed that the technologies of information warfare, mind control, and the formation of protest movements – what is known in American military strategy under the term 4GW (fourth generation warfare) is being actively implemented in practice. It can be assumed that in future there will be no Iraq, no Afghanistan, and will only Libya and Syria – the West is increasingly prefer to fight someone else's hands.

So do the collective security Treaty organization to review the benchmarks of its strategic development and like a Phoenix be reborn in a new image, ready for confrontation nonlinear, asymmetrical threats of a new generation? Perhaps the most important question we ask our experts.

Proceedings of the roundtable are available on our website.


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Мероприятия
Круглый стол "ОДКБ: настоящее и будущее проекта"
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 26-09-2012

В начале сентября текущего года Центром был организован опрос экспертов с задачей получить срез мнений по проблеме настоящего и будущего Организации договора о коллективной безопасности. В результате проведенной работы, удалось получить мнение представителей аналитического сообщества стран СНГ, которое позволило прояснить ряд вопросов, которые складывались в отношении темы ОДКБ.

Экспертам была предложена следующая основа для дискуссии.

15 мая нынешнего года ОДКБ отметила свое двадцатилетие. Юбилей вышел не очень-то и веселый – в последнее время над организацией все больше сгущались тучи недоверия и скептицизма. Оно и понятно – созданная практически сразу после распада СССР организация не имела четких и ясных стратегических целей собственного развития, впрочем, как и политический проект СНГ.

Основной идеей на стадии становления стало желание сохранить по возможности систему базирования, а главное - систему управления остатками Вооруженных Сил СССР.

Кроме того, начало 90-х годов характеризовалось достаточно бурными событиями – конфликты сотрясали многие из молодых независимых государств, и была необходимость в создании хотя бы видимости наличия мощного военного «кулака».

Но время шло, государства крепли в своей независимости, формировали собственное восприятие внешнеполитических ориентиров и собственное видение будущего своей страны.  

В новых условиях ОДКБ стала тяготить некоторых из ее членов. Основная претензия высказывалась России, и состояла она в том, что Россия мало уделяет внимания развитию ОДКБ, слабо финансирует оборонный потенциал членов Организации, в отличие от НАТО, который все последние годы активно наращивал военно-техническое сотрудничество, в том числе и со странами-членами ОДКБ.

К началу XXI века критическая масса недовольства привела к кризису в ОДКБ. В 1999 году ряд государств отказался от подписания нового договора (не без участия Запада), создав собственный блок с явной антироссийской направленностью - ГУАМ.

Некий луч света в стратегическом видении будущего ОДКБ появился в 2001 году – с началом глобальной контртеррористической операции со стороны США и НАТО. Одним из наиболее активных регионов операции стал Афганистан – государство, непосредственно граничащее со странами ОДКБ.

Россия, поддержавшая США в их мнимой (как оказалось, спустя десятилетие) борьбе с терроризмом, допустила тогда сразу две стратегические ошибки:

  • она допустила США в стратегически значимый для себя регион;
  • она взяла на вооружение идеологию борьбы с «международным терроризмом» в качестве основы дальнейшего развития ОДКБ.

Тогда, в 2001 году этого невозможно было предугадать, но сегодня вполне очевидно, что «спасение» России, не имеющей возможности проводить собственную активную политику в Центральной Азии, было во всевозможном препятствовании появления там рычагов влияния иных центров силы, таких, как США и Китай. Что же касается идеологии борьбы с терроризмом и последовавшей за ней идеей борьбы с наркотрафиком (с виду очень гуманной), это также оказалась крайне сложно реализуемо в странах Центральной Азии. Как показали последующие события в ряде стран региона, взяв на себя ответственность в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, Россия и ОДКБ в целом оказались в заложниках ситуации: практически все протестные выступления оппозиции, проходившие в странах-членах Организации, приравнивались действующей администрацией к террористической и экстремистской активности, что требовало вовлечения сил ОДКБ во внутренний конфликт. Та же ситуация и с наркотрафиком: не секрет, что нелегальная торговля наркотиками кормит многие властные элиты, что делает саму борьбу с этим злом слабо эффективной. Дальнейшие девять лет существования организации явились годами стагнации ее развития – проводились учения, решались тактические задачи, но заявленная общая цель так и не прижилась.

Столь неоднозначная позиция в стратегическом позиционировании ОДКБ породила новый кризис в Организации, которым неприменении воспользоваться «коллеги» из НАТО.

Представителями НАТО явно озвучивалось, что для их экспертов «лакмусовой бумажкой», индикатором градуса внутреннего состояния в ОДКБ были события в Киргизии в апреле 2010 года. В НАТО ждали реакции на события в этой стране, в том числе и со стороны ОДКБ. И не дождавшись ее, приняли внутреннее решение – Организация в кризисе и необходимо перехватывать управление. Что собственно, и было сделано – финансирование программ двустороннего сотрудничества со странами ОДКБ (за исключением Белоруссии и России) за последующие годы существенно выросло, даже в условиях глобального экономического кризиса. По версии экспертов НАТО, будущее ОДКБ – это центрально-азиатский «филиал» НАТО, с краткосрочной целью помощи блоку в противостоянии в Афганистане, среднесрочной целью - в борьбе с Ираном, а долгосрочной – с Китаем.

Летом 2012 года ситуация в ОДКБ стала накаляться, негатив внутри и вовне организации стал напоминать нарастающий снежный ком. Развязка наступила в июне, когда Узбекистан заявил о повторном выходе из Организации. Это решение было принято после того, как Москва в одностороннем порядке стала предпринимать усилия к улучшению отношений с НАТО, в частности предоставив в распоряжение сил НАТО в Афганистане логистический центр в Ульяновске.

Лето нынешнего года выдалось весьма активным для развития политической ситуации в регионе Центральной Азии – непрекращающаяся гражданская война в Сирии и угроза военной агрессии США против Ирана, а также активизация радикальных исламских течений в самом регионе, заставила руководителей стран-членов ОДКБ еще раз взглянуть на то, как Организация поведет себя в случае, если завтра сирийский сценарий начнет реализовываться у них дома? Киргизия показала, что ОДКБ останется не у дел.

В подтверждение этой позиции можно привести выступление А.Лукашенко по поводу событий в Горном Бадахшане в Таджикистане.  По словам А.Лукашенко ОДКБ необходимо было как-то отреагировать на ситуацию в Таджикистане, а также на решение Узбекистана приостановить членство в военно-политическом блоке. Однако и в этом случае, как и в случае с Киргизией, позиция руководства ОДКБ была предсказуемой - происходящие в Таджикистане процессы касаются внутренней жизни республики, и не требуют вмешательства коллективных сил.

Таким образом, к осени 2012 года сложились все предпосылки к тому, чтобы принципиально пересмотреть целесообразность существования ОДКБ в ее нынешнем виде, а также с ее нынешней стратегией развития, в которой в качестве приоритетных направлений указаны борьба с терроризмом и с наркотрафиком.

Ситуация с ОДКБ была ожидаема – вслед за несостоятельностью политического проекта, которым явился СНГ, оказался несостоятельным и военно-политический проект ОДКБ. В новых условиях должны быть принципиально иные условия объединения, а задуматься действительно есть над чем.

Ситуация последних лет в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в самой России по итогам последних выборов  показала, что технологии информационного противоборства, манипулирования сознанием, формирования  протестных движений – все, что известно в американской военной стратегии под термином 4GW (четвертое поколение противоборства) активно реализуется на практике. Можно предположить, что впредь не будет ни Ирака, ни Афганистана, а будут только Ливия и Сирия – Запад все больше предпочитает воевать чужими руками.

Так готова ли сегодня ОДКБ пересмотреть ориентиры своего стратегического развития и как Феникс возродиться  в новом образе, готовой к противостоянию нелинейным, ассиметричным угрозам нового поколения? Пожалуй, это наиболее значимый вопрос, с которым мы обращаемся к нашим экспертам.

Материалы круглого стола доступны на нашем сайте.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение