Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
The Kurdish factor in the geopolitical struggle in the middle East
Material posted: Publication date: 16-11-2017
The Kurds are Iranian-speaking people, represented by a set of diverse tribal groups living on the territory of South-Eastern Turkey, northwestern Iran, Northern Iraq and Northern Syria.

Their number today exceeds 40 million[1] people, making them the largest national "minority" of Western Asia and the most numerous people in the world deprived of a sovereign state.

Kurdistan, being strategically important Middle East region, since the beginning of the XVI century has turned into the indigenous scene of geopolitical confrontation. Ethnic identity of the Kurds, in view of the geographical position, had a negative impact on the pace of social development, is diverse. This is seen as the language consisting of many dialects are diametrically opposed, and the religious affiliation of the Kurds, represented by a diversity of religious dogma from ancient Iranian Zoroastrianism to Sunni Islam.

Today the Kurdish problem out of the shadows of other regional conflicts and becomes a key in the formation of a geopolitical agenda in the middle East. Policy implementation levers of forced assimilation, criminalization attempts of political representation in Central and local authorities in the Kurdish populated States, along with the suppression of the project of establishing a sovereign state, has exacerbated the Kurdish crisis and has created a geopolitical vacuum in the middle East. Further support for a forceful and punitive methods of resolving the question of titular Nations and ignoring the interests of the Kurdish national minority is threatened by the intensification of the national liberation movement of the Kurdish ethnic group, the destruction of the territorial integrity of several States and transcription of the contours of regional security in the middle East. That is why the Kurdish factor and its current revitalization is one of the priorities in the strategy formation of the geopolitical struggle in the middle East.

The importance of the Kurdish factor in regional powers. The Triangle Turkey-Iraq-Iran

The dominant strategic imperative of Turkey against the Kurdish factor in the balance of power in the middle East is a deliberate policy of destroying the unity of the Kurds and to prevent violation of territorial integrity of both Turkey itself, and other regional States. In recent time, in connection with the intensification of separatist sentiment in Iraqi Kurdistan (the Kurdish quasi-state structure in the North of Iraq), Ankara shifted from the solution of the Kurdish question in the country in favor of its suppression on the fronts of political fields of Iraq, because among all the middle Eastern countries, the most powerful position of the Kurds there. Despite a number of contradictions with Iraq, Ankara and Baghdad are United in their position on the Kurdish crisis. If Iraqi Kurdistan will sooner or later secede from Iraq, for Turkey this would mean how the intensified struggle of the Turkish Kurds for independence within the country and the creation of a powerful and sovereign in the rear for their main political offices of the PKK, established in 1978. In the case of escalation of the conflict along the lines of Iraqi Kurdistan, Ankara will not attract the military capacity to resolve the crisis and will focus on long-term measures in force: from the closure of the border with the Kurdish autonomy in Northern Iraq prior to the termination of oil transit.

Iraq, speaking for the preservation of the territorial unity of the state, does not have the necessary range of levers deterrence, forcing Baghdad to build a line of cooperation with other regional powers, particularly Turkey and Iran. Iraq, unlike Turkey, will not be able to use Islam as a factor of consolidation and incorporation of the Kurds into a single country, in view of the religious diversity, since the Muslims here are as followers of Shiism and Sunnism. 25 September 2017 in Iraqi Kurdistan held a referendum on independence. According to his data, about 93%[2] voted for an independent state. However, the Federal court of Iraq even before the referendum admitted his illegal, citing the Constitution and began the military suppression of any attempts at further implementation of the project of independence. This forced the government of Iraqi Kurdistan to freeze the movement towards the implementation of the referendum results in life. Currently, the conflict in this area is in limbo, outside the framework of effective regulation.

Iran has significant political weight in the Iraqi Kurdistan, as dictated by the immediate presence in the Kurdish areas of Iraq, an Iranian armed forces and a certain contingent of the IRGC (Islamic revolutionary guard Corps) and a core region with a land border. However, inside Iran the position of the Kurds weak, because of their political fragmentation and the lack of a consolidating factor. The locomotive of the political representation of Kurds in the country is the Democratic party of Iranian Kurdistan, the relative success of which is dictated by the reorientation of the axis methods of political struggle: armed conflict and calls for the provision of broad autonomy, that can attract to their side many other representatives of national minorities. On the background of the last referendum on the independence of Iraqi Kurdistan, Tehran has embarked on jointly with Turkey a long-term solution to the crisis in the region, as a violation of Iraq's territorial integrity is threatened, if not asymmetric consequences, but a clear violation of the safety circuits in the region and political instability. Coordination of joint actions of Iran and Turkey will be conducted through the channels of military cooperation and joint pressure on the Iraqi government over crisis with the involvement of a package of economic sanctions. For Iran, this issue is a strategic priority because of the resurgent Kurdish issue can be a lever to legitimize the US military presence in the region, de facto, meaning the establishment of a base to attempt the overthrow of the regime.

The "Golden mean" of the Russian position on the crisis

For Russia the region of the Kurds is a strategic point of contact. First, it provides an outlet to the Mediterranean sea, secondly, to the oil fields of Northern Iraq. This year “Rosneft” and the Iraqi Regional government of Kurdistan has started implementing a bilateral project on the operation of the pipeline on the territory of the Kurdish Autonomous region[3]. Cheap Kurdish oil will allow to expand Russian network of international oil supplies, with the consequent increase of its efficiency. In addition, there are a number of investment projects, implementation of which Russia has already invested a lot of money. That is why the Russian side was not so categorical in their rhetoric on the issue of the legitimacy and legality of the Kurdish referendum. For a long time the Kremlin, wanting to maintain parity in its relations between Turkey and Iran, did not include the Kurdish question in the agenda on the Middle East. Now, however, with strengthening positions in the region following a successful military operation in Syria, Moscow has increasingly resorted to the use. Using the fact that the regional triangle Turkey-Iraq-Iran does not have a clearly formulated position on the crisis, Russia, the main asset of which was the preservation of relative neutrality and partnership with each of the parties, can become the decisive political force in filling the middle East vacuum. Turkey, being interested in the further functioning of the mechanism of delivery of oil from Iraqi Kurdistan with the assistance of Russia and Iran, are increasingly drawing the eyes of the Kremlin as a strategic partner in the struggle against us influence in the region, will largely focus on Moscow's position.

The project is the weakening of the "axis of evil" in the Middle East and the role of the Kurdish factor in shaping U.S. strategy

Despite the long and widespread support for the Kurds, the United States opposed the holding of the September referendum on independence. The Kurdish crisis is the trump card in the hands of the United States in the geopolitical struggle with Russia and Iran, as well as an effective tool of deterrence NATO ally, Turkey. As for energy projects, the competition with Russia here, rather, was replaced by “peaceful coexistence”, can not be said about the geopolitical rhetoric of the American establishment. With the strengthening of the position of the Kremlin in the middle East, the United States is gradually moving away from project support to the Syrian opposition, as the basic political unit regime change Bashar al-Assad in the country, in favor of the other levers of realization of geopolitical ambitions and destabilize the political situation in the middle East. Together with the monarchies of the Persian Gulf, Washington will try by all means to weaken the position of the so-called "axis of evil", especially one of the regional leaders of Iran. And the Kurdish factor here will play a key role, gradually coming to the forefront of the middle Eastern theatre of the geopolitical arena.

Thus, the economic attractiveness of the region, unwillingness of the parties to give the distribution of zones of influence and geo-strategic position of the territories inhabited by Kurds, in the long run make Kurdish one of the dominant factor in shaping the strategy of the geopolitical struggle in the middle East as the global and regional powers. The parties to the conflict cannot find a solution to the crisis in the short term, since there is a wide range of issues requiring mutual solutions: from a clash of interests of international actors to domestic political differences on this issue in the countries-participants of the conflict.

Bibliography

  1. Glazov , V. A. the Kurdish factor in Turkey's policy // Analytical reviews of RISS. 2015, p. 2
  2. Gasratyan, M. A. the Kurdish problem in Turkey M., 2001
  3. Dugin A. G. Russian project for Kurdistan: what can be the alternative to the instrumentalization of the Kurds Atlanticists // Geopolitics.of the Russian Federation. 2017
  4. Knyazev S. Kurdish bomb // Century.RF 2017
  5. The Russian website of the Iraqi Kurdistan // http://kurdistan.ru

 

[1] Kurdistan // https://ru.wikipedia.org/wiki/Курдистан (13.05.2011)

[2] the referendum on the independence of Iraqi Kurdistan 2017 // https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум_о_независимости_Иракского_Курдистана_2017

[3] Article on the website of RBC // https://www.rbc.ru/business (18.10.2017)

 

Hojatol Ramiz


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Курдский фактор геополитической борьбы на Ближнем Востоке
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 16-11-2017
Курды - это ираноязычный народ, представленный совокупностью многообразных племенных групп, проживающих на территории юго-восточной Турции, северо-западного Ирана, северного Ирака и северной Сирии.

Их численность сегодня превышает 40 млн[1] человек, что делает их крупнейшим национальным «меньшинством» Западной Азии и самым многочисленным народом в мире, лишенным суверенного государства.

Курдистан, будучи стратегически важным регионом Ближнего Востока, еще с начала XVI в. превратился в автохтонную арену геополитической конфронтации. Этническая идентичность курдов, в виду географического положения, оказавшего негативное влияние на темпы этносоциального развития, разнородна. Это прослеживается как на языке, состоящем из множества диаметрально противоположных диалектов, так и на религиозной принадлежности курдов, представленной разнообразием религиозных догматов: от древнеиранского зороастризма до суннитского течения ислама.

Сегодня курдская проблема выходит из тени других региональных конфликтов и становится одной из ключевых в формировании геополитической повестки дня на Ближнем Востоке. Политика реализации рычагов насильственной ассимиляции, криминализация попыток политического представительства в центральных и местных органах власти в населенных курдами государствах, наряду с подавлением проекта создания суверенного государства, обострили курдский кризис и создали геополитический вакуум в ближневосточном регионе. Дальнейшая поддержка силовых и карательных методов разрешения данного вопроса титульными нациями и игнорирование интересов курдского национального меньшинства грозит активизацией национально-освободительного движения курдского этноса, разрушением территориальной целостности ряда государств и переписыванием контуров региональной безопасности на Ближнем Востоке. Именно поэтому курдский фактор и его нынешняя активизация являются одними из приоритетных в формировании стратегии геополитической борьбы на Ближнем Востоке.

Значимость курдского фактора для региональных держав. Треугольник Турция-Ирак-Иран

Доминирующим стратегическим императивом Турции в отношении курдского фактора расстановки сил на Ближнем Востоке служит целенаправленная политика по разрушению единства курдов и недопущение нарушения территориальной целостности как самой Турции, так и других региональных государств. При этом в последнее время, в связи с активизацией сепаратистских настроений в Иракском Курдистане (курдское квазигосударственное образование на севере Ирака), Анкара переориентировалась с решения курдского вопроса внутри страны в пользу его подавления на фронтах политического поля Ирака, поскольку среди всех ближневосточных стран наиболее сильны позиции курдов именно там. Несмотря на ряд противоречий с Ираком, Анкара и Багдад едины в позиции по курдскому кризису. Если Иракский Курдистан рано или поздно выйдет из состава Ирака, то для Турции это будет означать как активизацию борьбы турецких курдов за независимость внутри страны, так и создание мощного и суверенного тыла для их главного политического представительства - Рабочей партии Курдистана, существующей с 1978 года. В случае эскалации конфликта по линии Иракского Курдистана, Анкара не станет привлекать военный потенциал для разрешения кризиса и сделает ставку на долгосрочно действующие меры: от закрытия границы с курдской автономией на севере Ирака до прекращения транзита нефти.

Ирак, выступая за сохранение территориального единства государства, не располагает необходимым спектром рычагов сдерживания, что вынуждает Багдад выстраивать линию сотрудничества с другими региональными державами, в частности с Турцией и Ираном. Ирак, в отличие от Турции, не сможет использовать ислам как фактор консолидации и инкорпорации курдов в единую страну, в виду конфессиональной разнородности, поскольку мусульмане здесь представлены как последователями шиизма, так и суннизма. 25 сентября 2017 года в Иракском Курдистане состоялся референдум о независимости. Согласно его данным, около 93%[2] проголосовавших высказались за создание независимого государства. Однако Федеральный суд Ирака еще до начала референдума признал его незаконным, ссылаясь на Конституцию и приступил к военному подавлению любых попыток дальнейшей реализации проекта независимости. Это вынудило власти Иракского Курдистана заморозить движение на пути к претворению итогов референдума в жизнь. В настоящее время конфликт по данному направлению находится в подвешенном состоянии, вне рамок эффективного регулирования.

Иран имеет значительный политический вес в Иракском Курдистане, продиктованный как непосредственным присутствием в курдских районах Ирака иранских вооруженных сил и определенного контингента КСИР (Корпуса стражей исламской революции), так и наличием с регионом сухопутной границы. Однако внутри Ирана позиции курдов слабы, что обусловлено их политической раздробленностью и отсутствием консолидирующего фактора. Локомотивом политического представительства курдов в стране является Демократическая партия Иранского Курдистана, относительный успех которой продиктован переориентацией оси методов ведения политической борьбы: с вооруженного конфликта к призывам предоставления широкой автономии, что может привлечь на их сторону немало других представителей национальных меньшинств. На фоне прошедшего референдума о независимости Иракского Курдистана, Тегеран взял курс на совместное с Турцией долгосрочное решение кризиса в регионе, поскольку нарушение территориальной целостности Ирака грозит, если не ассиметричными последствиями, но явному нарушению контуров безопасности в регионе и политической нестабильности. Координация совместных действий Ирана и Турции будет проводиться по каналам военного сотрудничества, а также совместного давления на иракское правительство по вопросу решения кризиса с привлечением целого пакета экономических санкций. Для Ирана данный вопрос является стратегически приоритетным еще и потому, что активизировавшийся курдский вопрос может стать рычагом легитимизации военного присутствия США в регионе, де-факто, означающего создание плацдарма к попыткам свержения режима.

«Золотая середина» российской позиции по кризису

Для России регион расселения курдов является стратегически важной точкой соприкосновения. Во-первых, он обеспечивает выход к Средиземному морю, во-вторых, к нефтяным месторождениям северного Ирака. В этом году “Роснефть” и Региональное иракское правительство Курдистана приступили к реализации двустороннего проекта по эксплуатации нефтепровода на территории Курдского автономного региона[3]. Дешевая курдская нефть позволит расширить российскую сеть международных поставок нефти с последующим повышением ее эффективности. Помимо этого существует ряд инвестиционных проектов, в реализацию которых Россия уже вложила немалые средства. Именно поэтому российская сторона не была столь категорична в своей риторике по вопросу легитимности и законности курдского референдума. Долгое время Кремль, желая сохранить паритет в своих отношениях между Турцией и Ираном, не включал курдский вопрос в повестку дня по Ближнему Востоку. Однако сейчас, с укреплением позиций в регионе после успешной военной операции в Сирии, Москва все чаще прибегает к использованию. Используя тот факт, что региональный треугольник Турция-Ирак-Иран не имеет четко выстроенной позиции по решению кризиса, Россия, главным козырем которой стало сохранение относительного нейтралитета и партнерских отношений с каждой из сторон, может стать решающей политической силой в заполнении ближневосточного вакуума. Турция, будучи заинтересованной в дальнейшем функционировании механизма поставки нефти из Иракского Курдистана при содействии России, и Иран, все чаще обращающий взор на Кремль как на стратегически выверенного партнера по борьбе с американским влиянием в регионе, будут во многом ориентироваться на позицию Москвы.

Проект ослабления «оси зла» Ближнего Востока и роль курдского фактора в формировании стратегии США

Несмотря на долгосрочную и широкую поддержку курдов, Соединенные Штаты выступили против проведения сентябрьского референдума о независимости. Курдский кризис является козырем в руках США в геополитической борьбе с и Ираном, а также эффективным инструментом сдерживания союзника по НАТО, Турции. Что касается энергетических проектов, то соперничество с Россией здесь, скорее, сменилось “мирным сосуществованием”, чего не скажешь о геополитической риторике американского истеблишмента. С укреплением позиций Кремля на Ближнем Востоке, Соединенные Штаты постепенно отходят от проекта поддержки сирийской оппозиции, как основной политической единицы смены режима Башара Асада внутри страны, в пользу иных рычагов реализации геополитических амбиций и дестабилизации политической обстановки на Ближнем Востоке. Совместно с монархиями Персидского залива, Вашингтон постарается любыми способами ослабить позиции так называемой «оси зла», в особенности одного из региональных лидеров – Ирана. И курдский фактор здесь сыграет одну из ключевых ролей, постепенно выходя на авансцену ближневосточного театра геополитической арены.

Таким образом, экономическая привлекательность региона, нежелание сторон уступать в сфере распределения зон влияния, а также геостратегическое положение территорий, населенных курдами, в долгосрочной перспективе делают курдский фактор одним из доминирующих в формировании стратегии геополитической борьбы на Ближнем Востоке как мировых, так и региональных держав. Стороны конфликта не смогут найти решение кризиса в ближайшей перспективе, поскольку существует широкий спектр проблем, требующих взаимного решения: от столкновения интересов международных акторов до внутриполитических разногласий по данному вопросу в странах-участницах конфликта. 

Библиография 

  1. Глазова А. В. Курдский фактор в политике Турции // Аналитические обзоры РИСИ. 2015, С. 2
  2. Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции М., 2001
  3. Дугин А.Г. Русский проект для Курдистана: что может стать альтернативой инструментализации курдов атлантистами // Геополитика.рф. 2017
  4. Князев С. Курдская бомба // Столетие.рф  2017
  5. Российский сайт Иракского Курдистана // http://kurdistan.ru

 

[1] Курдистан  // https://ru.wikipedia.org/wiki/Курдистан (13.05.2011)

[2] Референдум о независимости Иракского Курдистана 2017 // https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум_о_независимости_Иракского_Курдистана_2017

[3] Статья на сайте РБК // https://www.rbc.ru/business (18.10.2017)

 

Ходжатов Рамиз


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение