Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
International Treaty on arms trade: document is empty or project against Russia?
Material posted: Publication date: 09-04-2013

April 2, 2013 — in fact, historical date, in the UN General Assembly held a vote on the International Treaty on arms trade (ATT). The resolution gives the project ATT the final status, voted by 154 States.

Against the adoption of the document voted with Syria, Iran and North Korea: they are not without reason, believes that the document will allow major exporters of arms to dictate terms. In addition, the Syrian government is well aware: ATT does not become an obstacle for arming the so-called "opposition" States of the West and the Persian Gulf. Because of the three votes against the consensus failed, and the document was voted on by the General Assembly. Twenty-three countries, including the Russian Federation, Belarus, Bolivia, Venezuela, China and Cuba, abstained. The resolution urges "all States to consider signing of the Contract" and join him "as soon as possible, in accordance with their respective constitutional processes".

Under the control of the contract will include all types of conventional weapons (tanks, armored vehicles, artillery systems of the big calibre, warplanes and helicopters, warships, missiles and missile launchers, small arms and light weapons). Control will be exercised over the export of ammunition and parts to military equipment. ATT will open for signature June 3 and will enter into force provided that it is ratified by fifty countries-UN members.

Before the vote, the permanent representative of the Russian Federation to the United Nations comrade. Churkin said that the draft ATT "there are significant flaws, as well as provisions that cause at least doubts and questions."

The fact that Russia has suggested to include in the draft Treaty a provision prohibiting the supply of arms to "unauthorized non-state actors". However, Western countries did not agree.

According to comrade Churkin, the document corresponding provision "will inevitably affect the effective implementation of the ATT". The envoy believes that the draft Treaty contains "some positive aspects", but not up to the standards of the trade in arms already used "not only in Russia but also in many other countries". Comrade Churkin said: "We intend to carefully study the draft Treaty in Moscow, and then decide whether or not to join it".

In principle, the document contains a provision according to which after 6 years of the entry into force of the Treaty: "any state party may propose amendments". These amendments will be considered at the conference on the arms trade Treaty every three years. But who will take the Russian amendments?

Unlike comrade Churkin, Mr. ban Ki-moon, UN Secretary-General, warmly welcomed the General Assembly's approval of the draft ATT.

The organization's Secretary General expressed confidence that the Treaty will be a powerful new tool to prevent gross violations of human rights and international humanitarian law. ATT, in his opinion, will add dynamics to the global disarmament efforts and will help combat the ingress of arms into illegal trafficking.

Ban Ki-moon called the Treaty "a balanced and durable" agreement, despite the contrary statements made by the delegations of several member countries of the UN, including Russian envoy Vladimir Churkin.

As explained by the Director of the Department of the Russian foreign Ministry security and disarmament Mikhail Ulyanov, who headed the Russian delegation at the negotiations on the ATT, Russia abstained in the vote because the text there is little substance the wording: "we Have been somewhat disappointing fact that the contract, having declared a good goal, in fact pretty empty. There are many slogans, but few specifics. Objectives have been formulated only in General terms. And how exactly to implement them, the contract view does not." About this comrade Ulyanov said in an interview with the newspaper "Kommersant". As V. Churkin, he noted that Russia failed to consolidate in the Contract the rules under which weapons can not be put to unauthorized non-state actors.

Russia unsuccessfully sought to include in the draft ATT and the provision on the inadmissibility of his "re-export" (re-sale). "Russia calls for halting the flow of weapons from controlled legal inter-country trafficking in uncontrolled illegal circulation, — has explained in conversation with the correspondent of "Nezavisimaya Gazeta", the expert of Center for analysis of strategies and technologies Sergei Denisentsev. — Russia offered other countries to adopt its system of export licensing and control of the supplied weapons. It is, for example, the introduction of an end-user certificate attesting that the importer purchased weapons into the hands of others will not flow. Or about the impossibility of export of arms without the approval of the President, as is customary in Russia."

In the case of the signing of the ATT on 3 June, the export of arms in accordance with the provisions of the Agreement will be denied if you suspect, if weapons could be applied to genocide, crimes against humanity or war crimes. States supplying weapons, will have to ensure that their products did not go to the black market to terrorists. However, the Syrian Ambassador to the UN Bashar Jaafari is not in vain reminded that his country is not satisfied with the absence in the text of the Treaty mentions of non-state terrorist groups, some supporting the Treaty, he said, "are actively engaged in supplying terrorist groups in Syria with different types of deadly weapons".

However, the signing of the project fifty countries, according to the same Denicotea, — "the second part of the epic". After all, the process of ratifying the ATT "may take several years before it is approved parliaments of at least fifty countries. Problems with the passage of the ATT is expected not only in the U.S. Congress, but also, say, in the Parliament of India..."

As told "Kommersant" anonymous participant of the conference on the preparation of ATT, the practical effect of the Treaty is manifested mainly in the sphere of transparency of the global arms trade. The acceding countries will be required to report annually on the supply of eight categories of weapons. Today in the voluntary register of conventional arms the UN relevant details serves less than 40% of the States.

Vadim Kozyulin, expert at the PIR Center, said that the ATT has no control mechanism over the execution of the contract and the penalties for violators. Right to take sanctions against suppliers will remain the same at the UN security Council. In addition, each exporting country, as before, will itself determine whether there is a risk that the importing state will use the weapon for "serious violations of human rights" or "genocide", the interpretation of which in the text are not consistent.

Mentioned Mikhail Ulyanov, who drew the attention of the press that the Russian proposal did not pass, said: "perhaps, someone wants to be able to supply weapons to anti-government groups in countries where the authorities are inconvenient for someone". On a question, join to ATT Russia, the diplomat said: "we Need to make sure that the Treaty will not create any problems for legitimate arms trade".

In this regard, it is interesting the opinion of V. Kozyulin, who recalls that the authorship of the ATT is owned by former British foreign Secretary Jack straw. The expert suggests that the reason that prompted him to try to bring to fruition the initiative in the field of global control of arms trade, was the realization of the fact that the list of States that were subject to the EU embargo on arms sales, has always been much broader list of countries falling under a similar UN sanctions. In practice this meant that under the arms embargo the EU, China, Belarus, Myanmar, Sudan and Syria could easily buy weapons from "less scrupulous" suppliers, primarily Russia. The EU this situation is not satisfied, the expert believes.

Seems very problematic, therefore, the accession of Russia to the ATT. If the agreement was developed by West and takes into account the interests of the West to the detriment of Moscow's interests, it may be possible to measure seven times and... not be cut. Recall the words of the wise comrade Churkin: "We intend to carefully study the draft Treaty in Moscow, and then decide whether or not to join it".

Remember the first day of signature: June 3. Why is the date so important? Yes, because on may 31 the deadline of the embargo on arms supplies to the warring parties in Syria. And the hot head of the EU France's Hollande and the Englishman Cameron has previously indicated its willingness even to break the embargo.

As for Russia, it after may 31 may be engaged on quite legal grounds to supply "the Assad regime" a variety of weapons. Will the Kremlin to put something on Damascus or not, is impossible to predict. We only know that, given the opportunity Bashar al-Assad not so long ago turned to the BRICS for help. The Chinese, too, can help the government and people of Syria engaged in a struggle with terrorists, mercenaries and the bearded bandits. With those, who in the West listed as liberators and fighters against the "genocide" made by President Assad to his beleaguered people. Only Russia or China could Assad do to help, from signing dubious ATT they will have to give.

Oleg Chuvakin

Source: http://topwar.ru/26363-mezhdunarodnyy-dogovor-o-torgovle-oruzhiem-dokument-pustyshka-ili-proekt-protiv-rossii.html

Tags: assessment , Russia , UN


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Международный договор о торговле оружием: документ-пустышка или проект против России?
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 09-04-2013

2 апреля 2013 года — в сущности, дата историческая, — в Генеральной ассамблее ООН состоялось голосование по Международному договору о торговле оружием (МДТО). За резолюцию, придающую проекту МДТО окончательный статус, проголосовало 154 государства.

Против принятия документа высказались Сирия, Иран и Северная Корея: они не без оснований считают, что документ позволит основным экспортёрам вооружений диктовать свои условия. Кроме того, сирийское правительство отлично понимает: МДТО не станет препятствием для вооружения так называемой «оппозиции» государствами Запада и Персидского залива. Из-за трёх голосов «против» консенсуса не получилось, и документ был вынесен на голосование Генассамблеи. Ещё двадцать три страны, в их числе РФ, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Китай и Куба, воздержались. Резолюция призывает «все государства рассмотреть возможность подписания Договора» и присоединения к нему «в кратчайшие возможные сроки, согласно их соответствующим конституционным процедурам».

Под контроль договора попадут все виды обычных вооружений (танки, бронемашины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолёты и вертолёты, военные корабли, ракеты и ракетные пусковые установки, стрелковое и лёгкое оружие). Контроль будет осуществляться и за экспортом боеприпасов и запчастей к военной технике. МДТО будет открыт для подписания 3 июня и вступит в силу при условии, что его ратифицируют пятьдесят стран-членов ООН.

Ещё до голосования постпред Российской Федерации при Организации Объединённых Наций тов. Чуркин заявил, что в проекте МДТО «имеются значительные изъяны, а также положения, вызывающие по меньшей мере сомнения и вопросы».

Дело в том, что Россия предполагала включить в проект Договора положение о запрете поставок оружия «неуполномоченным негосударственным субъектам». Однако западные страны с этим не согласились. 

По словам товарища Чуркина, отсутствие в документе соответствующего положения «неизбежно скажется на эффективности выполнения МДТО». Постпред считает, что проект договора содержит «некоторые позитивные моменты», однако не дотягивает до стандартов торговли вооружениями, уже использующихся «не только в России, но и во многих других странах». Товарищ Чуркин подчеркнул: «Мы намерены тщательнейшим образом проработать проект договора в Москве, после чего определимся в отношении целесообразности присоединения к нему».

В принципе, документ содержит положение, согласно которому спустя 6 лет после вступления Договора в силу «любое государство-участник может предложить поправки». Эти поправки будут рассматриваться на конференции по МДТО каждые три года. Но кто же примет российские поправки?

В отличие от товарища Чуркина, господин Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН, горячо приветствовал утверждение Генеральной Ассамблеей проекта МДТО.

Генсек организации выразил уверенность, что договор станет новым мощным инструментом для предотвращения грубых нарушений прав человека и международного гуманитарного права. МДТО, по его мнению, добавит динамики глобальным усилиям по разоружению, а также поможет бороться с попаданием оружия в незаконный оборот.

Пан Ги Мун назвал МДТО «сбалансированным и прочным» соглашением, несмотря на противоположные высказывания, прозвучавшие от делегаций целого ряда стран-членов ООН, в том числе от российского постпреда В. Чуркина.

Как объяснил директор департамента МИД РФ по вопросам безопасности и разоружения Михаил Ульянов, возглавлявший российскую делегацию на переговорах по МДТО, Россия воздержалась при голосовании потому, что в тексте присутствует малосодержательная формулировка: «У нас вызывает определённое разочарование то, что договор, продекларировав хорошие цели, по сути получился довольно пустым. Там много лозунгов, но мало конкретики. Задачи сформулированы только в общем плане. А как конкретно их осуществлять, договор представления не даёт». Об этом товарищ Ульянов сказал в интервью газете «Коммерсантъ». Как и В. Чуркин, он отметил, что России не удалось добиться закрепления в Договоре правила, в соответствии с которым оружие нельзя поставлять неуполномоченным негосударственным субъектам.

Россия безуспешно пыталась включить в проект МДТО и положение о недопустимости его «реэкспорта» (повторной продажи). «Россия выступает за пресечение перетока оружия из контролируемого легального межстранового оборота в неконтролируемый нелегальный оборот, — пояснил в беседе с корреспондентом «Независимой газеты» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев. — Россия предлагала остальным странам перенять её систему экспортного лицензирования и контроля над поставленным оружием. Речь идёт, например, о введении сертификата конечного пользователя, свидетельствующего о том, что приобретённое импортёром оружие в третьи руки не перетечёт. Или о невозможности экспорта оружия без санкции президента, как это принято в России».

В случае подписания МДТО 3 июня экспорт вооружений согласно положениям Договора будет запрещён при подозрении, если оружие может быть применено в целях геноцида, преступлений против человечности или военных преступлений. Государствам, поставляющим вооружения, придётся следить за тем, чтобы их продукция не шла на «чёрный рынок» и к террористам. Однако посол Сирии при ООН Башар Джафари не зря напоминал, что его страну не устраивает отсутствие в тексте Договора упоминания о негосударственных террористических группах, ведь некоторые поддерживающие Договор страны, по его словам, «активно участвуют в снабжении террористических групп в Сирии разными типами смертоносного оружия».

Однако подписание проекта пятьюдесятью странами, по словам того же Денисенцева, — «вторая часть эпопеи». Ведь процесс ратификации МДТО «может занять несколько лет, пока его не одобрят парламенты как минимум полусотни стран. Сложности с прохождением МДТО ожидаются не только в Конгрессе США, но и, скажем, в парламенте Индии…»

Как рассказал «Коммерсанту» анонимный участник конференции по подготовке МДТO, практический эффект Договора проявится в основном в сфере прозрачности мировой оружейной торговли. Присоединившиеся страны будут обязаны ежегодно отчитываться о поставках восьми категорий оружия. Сегодня в добровольный регистр обычных вооружений ООН соответствующие сведения подают менее 40% государств.

Вадим Козюлин, эксперт ПИР-Центра, уточняет, что в МДТО нет механизма контроля над исполнением договора и наказания для его нарушителей. Право на принятие санкций в отношении поставщиков останется по-прежнему за Совбезом ООН. К тому же каждая страна-экспортёр, как и раньше, будет сама определять, есть ли риск того, что импортирующее государство станет использовать оружие для «серьёзных нарушений прав человека» или «геноцида», толкование которых в тексте не согласовано.

Упомянутый Михаил Ульянов, обративший внимание прессы на то, что российские предложения не прошли, заметил: «Вероятно, кто-то хочет иметь возможность поставлять оружие антиправительственным группировкам в странах, где у власти находятся неудобные для кого-то режимы». На вопрос, присоединится ли к МДТО Россия, дипломат ответил: «Нужно убедиться в том, что договор не будет создавать для нас каких-то проблем для легитимной торговли оружием».

В связи с этим интересно мнение В. Козюлина, который напоминает, что авторство МДТО принадлежит бывшему главе МИД Великобритании Джеку Стро. Эксперт предполагает, что причиной, побудившей его попытаться довести до логического завершения инициативу в области глобального контроля над торговлей оружием, было осознание того факта, что перечень государств, на которые распространялось введённое ЕС эмбарго на поставку оружия, всегда был намного шире списка стран, подпадавших под аналогичные санкции ООН. На практике это означало, что находящиеся под оружейным эмбарго ЕС Китай, Белоруссия, Мьянма, Судан и Сирия могли беспрепятственно закупать оружие у «менее щепетильных» поставщиков, и в первую очередь у России. ЕС такая ситуация не устраивала, считает эксперт.

Весьма проблематичным представляется поэтому присоединение России к МДТО. Если договор разработан Западом и учитывает интересы Запада в ущерб интересам Москвы, то, вероятно, следует семь раз отмерить — и… не отрезать. Напомним слова мудрого товарища Чуркина: «Мы намерены тщательнейшим образом проработать проект договора в Москве, после чего определимся в отношении целесообразности присоединения к нему».

Запомним первый день подписания: 3 июня. Почему дата так важна? Да потому, что 31 мая истечёт срок эмбарго на поставки оружия противоборствующим сторонам в Сирии. А горячие головы из ЕС — француз Олланд и англичанин Кэмерон — ранее заявляли о своём желании даже нарушить эмбарго.

Что касается России, то она после 31 мая может заняться на вполне легальных основаниях поставками «режиму Асада» самых разных вооружений. Будет Кремль поставлять что-то Дамаску, или нет, — предсказать невозможно. Известно лишь, что, учитывая эту возможность Башар Асад не так давно обратился к странам БРИКС за помощью. Китайцы тоже могут помочь правительству и народу Сирии выстоять в борьбе с террористами, наёмниками и бородатыми бандитами. С теми самыми, которые на Западе числятся как освободители и борцы против «геноцида», устроенного президентом Асадом своему многострадальному народу. Только для того, чтобы Россия или Китай могли Асаду помочь, от подписания сомнительного МДТО им придётся отказаться.

Олег Чувакин


Источник: http://topwar.ru/26363-mezhdunarodnyy-dogovor-o-torgovle-oruzhiem-dokument-pustyshka-ili-proekt-protiv-rossii.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение