Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
About the reasons for the "Four day war"
Material posted: Publication date: 26-04-2016

Azerbaijan-initiated military action and tough resistance from the Armenian side will discuss the analytical community. Such a discussion is more than relevant, and the conclusions made by analysts can be important in possible future developments. In this context, we will try to present some observations regarding the April events.

Global strategic plane. Commenting on any meaningful political process, analysts first try to answer the question of who all is profitable. If we consider this problem from the point of view of global developments, it is necessary to state that the major actors of the current "Cold war" – Russia and the United States. Today, their confrontation is manifested not only in military-political and economic processes around the Ukrainian crisis (Crimea, Donbass and Lugansk). In the strategic plan are subject to the same logic of events in Syria, where Russian intervention has blocked the distribution policy "chaos", which, in the opinion of a significant part of the analytical community (including Western), aimed at the creation of turbulence "in the vicinity" of Russia and China. Based on these realities, and given that one of the main purposes of any cold war – the depletion of the aggregate resources of the enemy, it is logical to consider the hypothesis that "April adventure" on the global plane is consistent or, at least, does not contradict the national interests of the United States. The Russian involvement in military actions in the South Caucasus would mean opening a "third front" against it.

In this regard, considering that the attack on NKR was started at a time when Ilham Aliyev was in the United States, some analysts have drawn Parallels between this event and the gamble taken against South Ossetia in August 2008 which preceded the famous telephone conversation between U.S. Secretary of state Condoleezza rice and Mikhail Saakashvili. In this context, worth mentioning is also the initiative intercosma Briton Robert Walter to PACE1.

At the same time, "four-day war" also some of the best actors on the regional scale.

Regional strategic plane. As a co-author of "April adventures" Turkey rightly pointed out that in the context of the Artsakh events has added to its motto "two States – one nation" and the phrase "one army". The motives of this state more than obvious. In a geopolitical project to create chaos in the greater middle East Turkey, with its neoromanesque geoideological, plays an important role, and before the intervention of Russia in the events in Syria quite successfully carried out its multi-faceted strategy, the principal components of which:

  • Military policy, whose goal is the overthrow of Assad, establishing control over part of Syrian territory. This policy was expressed in aid acting against the legitimate government of Syria to Islamic state and terrorist organizations.
  • Economic policy, manifested not only in the oil trade with ISIS, but the transit trade of the militants looted artifacts with great historic value.
  • Domestic policy aimed at a final solution to the "Kurdish question".

Mentioned push and pull factors can be supplemented by another circumstance, at this time, not rational properties. Talking about traditionally genocidaires, destructive essence of the policy of the leaders of Turkey, continuously pushing them to implement the genocides (Armenians, Greeks, Assyrians) and aggressive war (in particular, recall the occupation of Northern Cyprus in 1974).

Due to Russian interference in the Syrian events to the above program largely failed, and eventually the Turks got:

  • Over tense relations with Russia and the resulting economic decline,
  • Attacks accompanied by civil war inside the country
  • Who left Syria and returned to Turkey of aggressive Turkish and foreign fighters.

Thus, not only failed regional policy of Turkey, but all neoromantika concept and ideology. In the existing difficult situation, the Turkish side was just necessary successful revanchist campaign, in other words, the "small victorious war" directed, including against Russia and is, therefore, not condemn "international community". This "revenge" was more profitable to carry out indirectly, especially in "Artsakh issue" Azerbaijan long to persuade is not necessary, especially given that in Baku, "Turkish lobby" in the person of the Minister of defense Zakir Hasanov.

Regional tactical plane. The readiness of Azerbaijan to start military actions against Armenia (RA and NKR) due to several factors. From external causes need to highlight the fact that Azerbaijan (within their capabilities) is a full-fledged "actor" in the process of "formation of chaos" in the middle East. This is due not only a commitment to support "older brother" in the political sphere or the fact that the leadership of this country subscribes to the tenets of the doctrine "neo-Ottomanism". In some middle Eastern scenarios, it was assumed the failure of Iran and Russia in the Syrian war that would weaken the role of the latter in the South Caucasus. Obviously, such a scenario directly coincide with the interests of Azerbaijan.

Note also that Baku and Ankara made direct contacts with the IG. It is known that the recruitment of fighters for ISIS engaged the brother of the chief personal security Aliyev, created the appropriate network in Russia. It is noteworthy that at the present time, the survivors of Azerbaijani militants of the IGreturn to Azerbaijan, and this, along with economic difficulties caused by falling oil prices, causing trouble inside the country.

In addition to the above circumstances, the present rather tumultuous events in the world seems to be overshadowed by issues connected with the NKR. The question was "revive", and this is another motivation to make a decision about the beginning of hostilities.

Russia's Strategy. Summarizing the observations on "April adventure", perhaps, it is necessary very briefly to touch and "balancing" diplomacy of the Russian Federation. It should be noted that if the sale of arms to the enemy of his state of the Union may have some economic explanations, concerning the overall regional strategy of justification is hard to find. It cannot be excluded that Moscow sees as a positive precedent of policy in 1918-1921 policy, thanks to which she managed to gain control over the whole South Caucasus. Meanwhile today there is no unifying ideology, which then was a socialist. Specifically for Azerbaijan's membership in the EEU is not such an appealing prospect. Besides, in that period Russia had to deal with a weakened Turkey, just trying to recover after the collapse of the Ottoman Empire. It is obvious that the present Turkey and Azerbaijan are not the ones that a century ago. In the face of Azerbaijan, Russia even in the economic sphere will have a partner, and a kind of "Outpost" of Turkey in his own camp. Because today relations of Russia-Turkey are subject to logic "geopolitical incompatibility" that must be considered in any actions connected with Azerbaijan. Of course, an important factor in this process are also known orientations of the partners of the Russian Federation in the format of EurAsEC and CSTO. At the same time, it seems that only a more stringent policy of Azerbaijan can lead to more tangible results from the point of view of national interests of Russia.

1 Հրայր Փաշայան, Լիանա Բալայան, Ռոբերտ Ուոլթերի հակահայկական զեկույցը. հայացք Արցախից (Pashayan Hrayr, Lianna Balayan, Armenian report of Robert Walter: a view from Artsakh (in Armenian.lang.)), http://www.noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=14554.

 

Gagik Harutyunyan


Source: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=14627

 


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
О причинах "Четырехдневной войны"
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 26-04-2016

Инициированные Азербайджаном военные действия и жесткий отпор с армянской стороны еще долго будут обсуждаться аналитическим сообществом. Подобные обсуждения более чем актуальны, а сделанные аналитиками выводы могут оказаться значимыми в возможных будущих развитиях. В этом контексте попытаемся представить некоторые наблюдения относительно апрельских событий.

Глобальная стратегическая плоскость. Комментируя любой значимый политический процесс, аналитики прежде всего пытаются ответить на вопрос, кому все это выгодно. Если рассматривать данную задачу с точки зрения глобальных развитий, то нужно констатировать, что основные акторы нынешней «Холодной войны» – РФ и США. На сегодня их конфронтация проявляется не только в военно-политических и экономических процессах вокруг украинской проблемы (Крым, Донбасс и Луганск). В стратегическом плане той же логике подчиняются также события в Сирии, где российское вмешательство заблокировало политику распространения «хаоса», которая, по мнению значительной части аналитического сообщества (в том числе западного), направлена на создание турбулентности «в окрестностях» России и Китая. Основываясь на этих реалиях и учитывая, что одна из основных целей любой холодной войны – истощение совокупных ресурсов противника, логично рассмотреть версию о том, что «апрельская авантюра» на глобальной плоскости вполне соответствует или, как минимум, не противоречит национальным интересам Соединенных Штатов. Вовлечение России в военные действия на Южном Кавказе означало бы открытие «третьего фронта» против нее.

В связи с этим, учитывая, что нападение на НКР было начато в тот момент, когда И.Алиев находился в США, некоторые аналитики проводят параллели между этим событием и авантюрой, предпринятой против Южной Осетии в августе 2008г., которой предшествовал известный телефонный разговор между госсекретарем США К.Райс и М.Саакашвили. В этом контексте заслуживают внимания также антиарцахские инициативы британца Роберта Уолтера в ПАСЕ1.

В то же время «четырехдневная война» выгодна также некоторым акторам регионального масштаба.

Региональная стратегическая плоскость. В качестве соавтора «апрельской авантюры» справедливо указывается Турция, которая в контексте арцахских событий прибавила к своему девизу «два государства – одна нация» еще и выражение «одна армия». Побуждения этого государства более чем очевидны. В геополитическом проекте по созданию хаоса на Большом Ближнем Востоке Турция, с ее неоосманской геоидеологией, играет важную роль, и до вмешательства России в сирийские события довольно успешно осуществляла свою многоплановую стратегию, основные компоненты которой:

  • Военная политика, цель которой – свержение Асада, установление контроля над частью сирийской территории. Эта политика выражалась в помощи действующим против законных властей Сирии Исламскому государству и террористическим организациям.
  • Экономическая политика, выражающаяся не только в торговле нефтью с ИГ, но транзитной торговле разграбленными боевиками артефактами, обладающими большой исторической ценностью.
  • Внутренняя политика, нацеленная на окончательное решение «курдского вопроса».

Упомянутые побудительные причины можно дополнить еще одним обстоятельством, на этот раз не рационального свойства. Речь о традиционно геноцидогенной, деструктивной сути политики руководителей Турции, постоянно толкающей их на осуществление геноцидов (армян, греков, ассирийцев) и захватнические войны (в частности, вспомним оккупацию Северного Кипра в 1974г.).

Вследствие российского вмешательства в сирийские события вышеупомянутые программы в основном провалились, и в итоге турки получили:

  • Более чем напряженные отношения с РФ и вызванный этим спад экономики,
  • Сопровождающуюся терактами гражданскую войну внутри страны,
  • Покинувших Сирию и вернувшихся в Турцию агрессивно настроенных турецких и иностранных боевиков.

Таким образом, провалилась не только региональная политика Турции, но и вся неоосманская концепция и идеология. В создавшейся тяжелой ситуации турецкой стороне была просто необходима успешная реваншистская акция, иными словами, «маленькая победоносная война», направленная, в том числе, против РФ и уже поэтому не осуждаемая «международным сообществом». Подобный «реванш» выгоднее было осуществить опосредованно, тем более что в «арцахской проблеме» Азербайджан долго уговаривать не нужно, особенно с учетом сформировавшегося в Баку «турецкого лобби» в лице министра МО Закира Гасанова.

Региональная тактическая плоскость. Готовность Азербайджана начать военные действия против Армении (РА и НКР) обусловлена несколькими факторами. Из внешних причин нужно выделить то, что Азербайджан (в пределах своих возможностей) выступает полноценным «актором» в процессе «формирования хаоса» на Ближнем Востоке. Это обусловлено не только обязательствами по поддержке «старшего брата» в политической сфере или тем, что руководство этой страны разделяет постулаты доктрины «неоосманизма». В некоторых ближневосточных сценариях предполагались неудачи Ирана и России в сирийской войне, что ослабило бы роль последних на Южном Кавказе. Очевидно, что подобные сценарии напрямую совпадают с интересами Азербайджана.

Заметим также, что Баку, как и Анкара, установила непосредственные связи с ИГ. Известно, что вербовкой боевиков для ИГ занимается брат начальника личной службы безопасности Алиева, создавший соответствующую сеть и в России. Примечательно, что в настоящее время выжившие азербайджанские боевики ИГвозвращаются в Азербайджан, и это, наряду с экономическими трудностями, вызванными падением цен на нефть, вызывает проблемы внутри страны.

Помимо вышеупомянутых обстоятельств, нынешние довольно бурные события в мире, кажется, оттеснили на второй план вопросы, связанные с НКР. Этот вопрос нужно было «реанимировать», и это еще одна мотивация, чтобы принять решение о начале военных действий.

Стратегия России. Обобщая наблюдения относительно «апрельской авантюры», пожалуй, необходимо очень сжато коснуться и «балансирующей» дипломатии РФ. Стоит отметить, что если продажа вооружений противнику своего союзного государства может иметь определенные экономические объяснения, то относительно общей региональной стратегии обоснований найти трудно. Нельзя исключать, что Москва воспринимает в качестве положительного прецедента политику, проводимую в 1918-1921 гг. политику, благодаря которой она сумела получить контроль над всем Южным Кавказом. Между тем сегодня для этого отсутствует какая-либо объединяющая идеология, каковой тогда была социалистическая. Конкретно же для Азербайджана членство в ЕАЭС не такая уж привлекательная перспектива. К тому же, в тот период Россия имела дело с ослабленной Турцией, только-только пытающейся оправиться после распада Османской империи. Очевидно, что нынешние Турция и Азербайджан совсем не те, что век назад. В лице Азербайджана Россия даже в экономической сфере приобретет не партнера, а своеобразный «форпост» Турции в своем же лагере. Ведь сегодня взаимоотношения РФ-Турция подчиняются логике «геополитической несовместимости», что нужно учитывать в любых действиях, связанных с Азербайджаном. Безусловно, важным фактором в этом процессе выступают также известные ориентации партнеров РФ в формате ЕврАзЭС и ОДКБ. В то же время складывается впечатление, что лишь более жесткая политика в отношении того же Азербайджана может привести к более ощутимым результатам с точки зрения национальных интересов России.

1 Հրայր Փաշայան, Լիանա Բալայան, Ռոբերտ Ուոլթերի հակահայկական զեկույցը. հայացք Արցախից (Грайр Пашаян, Лиана Балаян, Антиармянский доклад Роберта Уолтера: взгляд из Арцаха (на арм.яз.)), http://www.noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=14554.

 

Гагик Арутюнян


Источник: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=14627 

 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение