Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Об оценке возможных мер несилового воздействия США на обстановку в России
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 21-12-2020

Белый дом рассматривает различные варианты расширения американского влияния за пределами национальной территории, привлекая к выработке оптимального решения потенциал ведущих национальных аналитических центров. В частности, представители корпорации «РЭНД» в течение 2020 г. дали администрации Д.Трампа (в перспективе рекомендации перейдут к Дж. Байдену) оценку мер несилового воздействия со стороны Соединенных Штатов, направленных на дестабилизацию обстановки в Российской Федерации.

Анализ отчетных документов американской корпорации «РЭНД» за 2020 г. показывает, что для создания неустойчивой внутриполитической ситуации в стране необходимо задействововать комплекс экономических, геополитических, идеологических и военных инструментов влияния. Кроме того, в представленном документе специалисты провели качественную оценку мер воздействия на Москву с точки зрения их эффективности, преимуществ,  а также финансовых затрат и рисков.

1. Экономические инструменты несилового воздействия на обстановку в Российской Федерации включают следующие мероприятия:

  • наращивание добычи энергоресурсов на территории США, что позволит снизить мировые цены на них и тем самым уменьшить доходные статьи российского бюджета;
  • введение дополнительных торговых и финансовых санкций;
  • расширение возможностей европейских союзников по импорту сжиженного природного газа в целях снижения зависимости от российских поставок;
  • введение дополнительных мер стимулирования эмиграции из России высококвалифицированных специалистов и «перспективной молодежи».

Оценка эффективности реализации данных мероприятий приведена в таблице 1.

Таблица 1. Оценка эффективности реализации экономических инструментов

2. Геополитические инструменты несилового воздействия на обстановку в Российской Федерации включают следующие мероприятия:

  • поставки летального оружия на Украину;
  • усиление поддержки оппозиционных сил в Сирии;
  • активизация контактов США с Белоруссией для обеспечения роста американского влияния;
  • принятие дополнительных мер для продвижения интересов США в Закавказье;
  • снижение влияния России в Центральной Азии;
  • выведение Приднестровья из зоны интересов Москвы.

Оценка эффективности реализации данных мероприятий приведена в таблице 2.

Таблица 2. Оценка эффективности реализации геополитических инструментов

3. Идеологические инструменты несилового воздействия на обстановку в Российской Федерации включают следующие мероприятия:

  • снижение доверия граждан к российской избирательной системе;
  • формирование негативного общественного мнения за счет распространения информации о высоком уровне коррупции в высших эшелонах власти;
  • поддержка оппозиционных организаций в целях «ненасильственного сопротивления властям» на территории страны;
  • подрыв имиджа России за рубежом путем ее отстранения от участия в различных международных организациях, а также бойкот международных спортивных соревнований на территории России.

Оценка эффективности реализации данных мероприятий приведена в таблице 3.

Таблица 3. Оценка эффективности реализации идеологических инструментов

Американские эксперты отмечают, что, несмотря на недостаточную эффективность перечисленных мер, все они могут быть использованы в качестве сдерживающего фактора для ослабления активных дезинформационных российских действий за рубежом.

4. Военные инструменты несилового воздействия на обстановку в Российской Федерации включают комплекс соответствующих мероприятий ВС США.

4.1. Аналитики предлагают следующие меры по линии сухопутных войск:

  • наращивание сил и средств СВ США и ОСВ НАТО в Европейской зоне;
  • увеличение масштаба и количества учений НАТО в Европе;
  • выход из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности;
  • дополнительное финансирование инновационных разработок, направленных на противодействие российской ПВО и увеличение дальности действия американского тактического оружия.

Оценка эффективности реализации мероприятий в сухопутных войсках США приведена в таблице 4.

Таблица 4. Оценка эффективности реализации мероприятий в СВ США

4.2. Эксперты предлагают следующие основные меры по линии военно-воздушных сил:

  • передислокация стратегических бомбардировщиков и тактической авиации на передовые авиабазы, расположенные у границ Российской Федерации;
  • развертывание дополнительного тактического ядерного оружия;
  • оптимизация размещения систем ПРО США и союзников для более эффективного противодействия угрозам со стороны России;
  • дополнительное финансирование программ по разработке малозаметных самолетов по технологии «стелс». При этом рекомендуется увеличить в боевом составе число стратегических бомбардировщиков В-2А «Спирит» и B-21 «Рейдер».

По мнению американских специалистов, целесообразно предусмотреть финансирование других перспективных разработок, в том числе БПЛА, ракет дальнего радиуса действия и т.п. Кроме того, в целях увеличения американского ядерного потенциала рассматривается вариант выхода из договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Оценка эффективности мероприятий по линии военно-воздушных сил США приведена в таблице 5.

Таблица 5. Оценка эффективности реализации мероприятий в ВВС США

4.3. Аналитики предлагают следующие меры по линии военно-морских сил:

  • наращивание присутствия сил и средств США и союзников в передовых зонах;
  • проведение НИОКР по разработке новых видов вооружения, направленных на повышение боевых возможностей ПЛАРБ;
  • смещение ведущей роли среди компонентов стратегических наступательных сил (СНС) США в сторону стратегических ракетных сил морского базирования за счет увеличения количества ПЛАРБ;
  • сдерживание возможных угроз со стороны России в Черном море, обусловленных концепцией воспрещения доступа на ТВД (А2/АD – Anti-Access And Area-Denial). По мнению экспертов, для снижения возможных рисков из-за развертывания российской военной инфраструктуры в Крыму целесообразно более активно задействовать потенциал союзников по НАТО и применять современные средства вооружения большой дальности.

Оценка эффективности мероприятий по линии военно-морских сил США приведена в таблице 6.

Таблица 6. Оценка эффективности реализации мероприятий по линии ВМС США

Американские аналитики отмечают недостаточную эффективность военных мер воздействия и полагают, что «гонка вооружений» может привести к неоправданно высоким затратам для США. 

В целом подчеркивается эффективность экономических инструментов несилового воздействия на Россию из-за её зависимости от экспорта энергоносителей.

По результатам проведенного анализа в качестве наиболее перспективных мер выделены следующие:

  • увеличение добычи энергоресурсов на территории США; 
  • введение дополнительных торговых и финансовых санкций;
  • наращивание присутствия США и союзников в передовых зонах;
  • передислокация стратегических бомбардировщиков;
  • увеличение финансирования программ по разработке БПЛА, ударных самолетов, ракет дальнего радиуса действия и противорадиолокационных ракет большой дальности;
  • разработка инновационных технологий радиоэлектронной борьбы.

При этом американские специалисты выражают обеспокоенность тем, что несмотря на возможную дестабилизацию обстановки в России в результате проведения предлагаемых мероприятий, имеется высокая вероятность роста напряженности с Москвой как с противником, обладающим значительным ядерным потенциалом. В этой связи для достижения эффекта, отвечающего американским интересам, предлагаемые инструменты несилового воздействия необходимо детально планировать и обсуждать на всех уровнях государственной власти, в том числе и союзниками.

Таким образом, влиятельная экспертная организация США в 2020 г. предложила различные варианты дестабилизации обстановки в Российской Федерации путем проведения комплекса мероприятий в экономической, геополитической, идеологической и военной областях.

Представляется возможным утверждать, что американское военно-политическое руководство способно реализовать в 2021 г. ряд предлагаемых мер для осложнения реализации планов Российской Федерации, как на своей территории, так и на международной арене.

Лариса Шашок


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение