
Белый дом рассматривает различные варианты расширения американского влияния за пределами национальной территории, привлекая к выработке оптимального решения потенциал ведущих национальных аналитических центров. В частности, представители корпорации «РЭНД» в течение 2020 г. дали администрации Д.Трампа (в перспективе рекомендации перейдут к Дж. Байдену) оценку мер несилового воздействия со стороны Соединенных Штатов, направленных на дестабилизацию обстановки в Российской Федерации.
Анализ отчетных документов американской корпорации «РЭНД» за 2020 г. показывает, что для создания неустойчивой внутриполитической ситуации в стране необходимо задействововать комплекс экономических, геополитических, идеологических и военных инструментов влияния. Кроме того, в представленном документе специалисты провели качественную оценку мер воздействия на Москву с точки зрения их эффективности, преимуществ, а также финансовых затрат и рисков.
1. Экономические инструменты несилового воздействия на обстановку в Российской Федерации включают следующие мероприятия:
- наращивание добычи энергоресурсов на территории США, что позволит снизить мировые цены на них и тем самым уменьшить доходные статьи российского бюджета;
- введение дополнительных торговых и финансовых санкций;
- расширение возможностей европейских союзников по импорту сжиженного природного газа в целях снижения зависимости от российских поставок;
- введение дополнительных мер стимулирования эмиграции из России высококвалифицированных специалистов и «перспективной молодежи».
Оценка эффективности реализации данных мероприятий приведена в таблице 1.
Таблица 1. Оценка эффективности реализации экономических инструментов
2. Геополитические инструменты несилового воздействия на обстановку в Российской Федерации включают следующие мероприятия:
- поставки летального оружия на Украину;
- усиление поддержки оппозиционных сил в Сирии;
- активизация контактов США с Белоруссией для обеспечения роста американского влияния;
- принятие дополнительных мер для продвижения интересов США в Закавказье;
- снижение влияния России в Центральной Азии;
- выведение Приднестровья из зоны интересов Москвы.
Оценка эффективности реализации данных мероприятий приведена в таблице 2.
Таблица 2. Оценка эффективности реализации геополитических инструментов
3. Идеологические инструменты несилового воздействия на обстановку в Российской Федерации включают следующие мероприятия:
- снижение доверия граждан к российской избирательной системе;
- формирование негативного общественного мнения за счет распространения информации о высоком уровне коррупции в высших эшелонах власти;
- поддержка оппозиционных организаций в целях «ненасильственного сопротивления властям» на территории страны;
- подрыв имиджа России за рубежом путем ее отстранения от участия в различных международных организациях, а также бойкот международных спортивных соревнований на территории России.
Оценка эффективности реализации данных мероприятий приведена в таблице 3.
Таблица 3. Оценка эффективности реализации идеологических инструментов
Американские эксперты отмечают, что, несмотря на недостаточную эффективность перечисленных мер, все они могут быть использованы в качестве сдерживающего фактора для ослабления активных дезинформационных российских действий за рубежом.
4. Военные инструменты несилового воздействия на обстановку в Российской Федерации включают комплекс соответствующих мероприятий ВС США.
4.1. Аналитики предлагают следующие меры по линии сухопутных войск:
- наращивание сил и средств СВ США и ОСВ НАТО в Европейской зоне;
- увеличение масштаба и количества учений НАТО в Европе;
- выход из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности;
- дополнительное финансирование инновационных разработок, направленных на противодействие российской ПВО и увеличение дальности действия американского тактического оружия.
Оценка эффективности реализации мероприятий в сухопутных войсках США приведена в таблице 4.
Таблица 4. Оценка эффективности реализации мероприятий в СВ США
4.2. Эксперты предлагают следующие основные меры по линии военно-воздушных сил:
- передислокация стратегических бомбардировщиков и тактической авиации на передовые авиабазы, расположенные у границ Российской Федерации;
- развертывание дополнительного тактического ядерного оружия;
- оптимизация размещения систем ПРО США и союзников для более эффективного противодействия угрозам со стороны России;
- дополнительное финансирование программ по разработке малозаметных самолетов по технологии «стелс». При этом рекомендуется увеличить в боевом составе число стратегических бомбардировщиков В-2А «Спирит» и B-21 «Рейдер».
По мнению американских специалистов, целесообразно предусмотреть финансирование других перспективных разработок, в том числе БПЛА, ракет дальнего радиуса действия и т.п. Кроме того, в целях увеличения американского ядерного потенциала рассматривается вариант выхода из договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Оценка эффективности мероприятий по линии военно-воздушных сил США приведена в таблице 5.
Таблица 5. Оценка эффективности реализации мероприятий в ВВС США
4.3. Аналитики предлагают следующие меры по линии военно-морских сил:
- наращивание присутствия сил и средств США и союзников в передовых зонах;
- проведение НИОКР по разработке новых видов вооружения, направленных на повышение боевых возможностей ПЛАРБ;
- смещение ведущей роли среди компонентов стратегических наступательных сил (СНС) США в сторону стратегических ракетных сил морского базирования за счет увеличения количества ПЛАРБ;
- сдерживание возможных угроз со стороны России в Черном море, обусловленных концепцией воспрещения доступа на ТВД (А2/АD – Anti-Access And Area-Denial). По мнению экспертов, для снижения возможных рисков из-за развертывания российской военной инфраструктуры в Крыму целесообразно более активно задействовать потенциал союзников по НАТО и применять современные средства вооружения большой дальности.
Оценка эффективности мероприятий по линии военно-морских сил США приведена в таблице 6.
Таблица 6. Оценка эффективности реализации мероприятий по линии ВМС США
Американские аналитики отмечают недостаточную эффективность военных мер воздействия и полагают, что «гонка вооружений» может привести к неоправданно высоким затратам для США.
В целом подчеркивается эффективность экономических инструментов несилового воздействия на Россию из-за её зависимости от экспорта энергоносителей.
По результатам проведенного анализа в качестве наиболее перспективных мер выделены следующие:
- увеличение добычи энергоресурсов на территории США;
- введение дополнительных торговых и финансовых санкций;
- наращивание присутствия США и союзников в передовых зонах;
- передислокация стратегических бомбардировщиков;
- увеличение финансирования программ по разработке БПЛА, ударных самолетов, ракет дальнего радиуса действия и противорадиолокационных ракет большой дальности;
- разработка инновационных технологий радиоэлектронной борьбы.
При этом американские специалисты выражают обеспокоенность тем, что несмотря на возможную дестабилизацию обстановки в России в результате проведения предлагаемых мероприятий, имеется высокая вероятность роста напряженности с Москвой как с противником, обладающим значительным ядерным потенциалом. В этой связи для достижения эффекта, отвечающего американским интересам, предлагаемые инструменты несилового воздействия необходимо детально планировать и обсуждать на всех уровнях государственной власти, в том числе и союзниками.
Таким образом, влиятельная экспертная организация США в 2020 г. предложила различные варианты дестабилизации обстановки в Российской Федерации путем проведения комплекса мероприятий в экономической, геополитической, идеологической и военной областях.
Представляется возможным утверждать, что американское военно-политическое руководство способно реализовать в 2021 г. ряд предлагаемых мер для осложнения реализации планов Российской Федерации, как на своей территории, так и на международной арене.
Лариса Шашок
- 29-12-2020Эдуард Казарян: «Больше народу наградили только за разработку водородной бомбы»
- 17-08-2020Блокада Венесуэлы поставит вопрос о мощи российского ВМФ
- 18-03-2020Формула успеха НОАК в борьбе с новым коронавирусом
- 19-01-2020Десять крупнейших научно-технических достижений 2019 года по мнению армии США
- 13-06-2019Брюс Шнайер о цифровых угрозах будущего
- 29-05-2012Наркотики на службе Третьего Рейха
- 12-09-2010Многие эксперты считают танк Меркава лучшим основным боевым танком в мире
- 12-09-2010Министр обороны ФРГ представил проект масштабной реформы вооруженных сил
- 21-04-2001К вопросу о войне в четвертой сфере
- 11-10-2010Иран вооружился экранопланами