Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Основные факторы формирования военно-политической обстановки в Тихоокеанский зоне
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 08-04-2021
Военно-политическая обстановка в Тихоокеанской зоне (ТОЗ) в настоящий период характеризуется наличием существенных межгосударственных противоречий и высокой динамикой происходящих в этом районе мира процессов. Определяющее влияние на ее развитие оказывает усиление противоборства за лидерство в регионе между Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой, сопровождающееся их стремлением ограничить растущее влияние России на региональные процессы.

С учетом сложившихся геополитических реалий, основными глобальными военно-политическими силами в данном регионе мира являются КНР и США, среди региональных выделяются Япония, Республика Корея (имеющие договора о совместной обороне с Вашингтоном), а также КНДР.

При этом, основными факторами, влияющими на формирование ВПО в регионе, являются:

  • сохраняющееся вооруженное противостояние между Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея (РК);
  • неурегулированность ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП);
  • нерешенность тайваньской проблемы;
  • территориальные споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях;
  • размещение элементов глобальной системы ПРО США;
  • деятельность экстремистских религиозных и сепаратистских движений и группировок.

Корейский полуостров продолжает оставаться основным источником нестабильности в ТОЗ. Проблема «двух Корей» может перерасти в прямое вооруженное противоборство при любом сценарии развития глобальной ВПО, что, в свою очередь, приведет к эскалации вооруженного конфликта до локальной или региональной войны.

Корейская Народно-Демократическая Республика в качестве приоритетных задач рассматривает сохранение существующего в стране режима и ускоренное развитие национальной экономики. Руководство Северной Кореи считает, что, в связи с наличием угроз со стороны США, главным условием достижения внешне- и внутриполитических целей является укрепление обороноспособности страны, а собственное ядерное оружие является единственным гарантом обеспечения национального суверенитета. Данный факт используется руководством КНДР как дополнительный аргумент, свидетельствующий о правильности стратегического курса на одновременное развитие экономики КНДР и создание ядерных сил сдерживания.

Северная Корея продолжает высокими темпами реализовывать национальные ракетную и ядерную программы, которые рассматриваются международным сообществом в качестве прямой угрозы соседним государствам.

Ситуация вокруг ЯПКП носит ярко выраженный политический характер и активно используется северокорейской и американской сторонами для достижения собственных целей. Пхеньян рассчитывает в рамках ее урегулирования добиться выхода на прямые межгосударственные контакты с Вашингтоном в интересах последующей нормализации двусторонних отношений на выгодных для себя условиях. Соединенные Штаты используют эту проблему как повод для усиления собственного влияния на Корейском полуострове и в Восточно-Азиатском регионе, а также для сохранения (и при необходимости – наращивания) американского военного присутствия в этом регионе на длительную перспективу.

Дестабилизирующее влияние на ВПО в регионе оказывают отношения КНР и Тайваня. Китай рассматривает Тайвань как часть национальной территории и намерен использовать все имеющиеся инструменты для восстановления «территориальной целостности». Принятие Пекином «Закона о противодействии расколу государства» юридически закрепило это право. Тайвань для защиты своих интересов развивает активные партнерские связи с США, прежде всего по линии военно-технического сотрудничества.

Еще одним фактором, способным привести к эскалации напряженности, являются многочисленные территориальные споры, являющиеся очагами потенциальных конфликтов (рис.1). Это, в частности, споры между Китаем и Японией (о. Сенкаку, кит. – Дяоюйдао), Республикой Корея и Японией (скалы Лианкур), Китаем и Вьетнамом (Парасельские о-ва), а также между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией и Брунеем (арх. Спратли).

Установление суверенитета над спорными островами позволит указанным странам существенно расширить границы своих исключительных экономических зон и получить доступ к минеральным ресурсам шельфа и обширным рыбопромысловым районам. При этом состояние ВПО значительно усложняет тенденция повышения роли военно-силовой составляющей в разрешении имеющихся противоречий в Южно-Китайском море, а также односторонние действия Китая по установлению контроля над спорными территориями и созданию на них военной инфраструктуры.

Рис. 1. Очаги потенциальных конфликтов в Тихоокеанской зоне

Отдельно необходимо отметить территориальный спор между Японией и Российской Федерацией по принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи Курильской гряды, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны, после которой все Курильские острова были включены в состав СССР. Площадь спорных островов составляет 5 тыс. км², общая площадь спорной территории, включая 200-мильную экономическую зону, примерно 200 тыс. км². Россия утверждает, что ее суверенитет над южными Курильскими островами абсолютно законен и не подлежит сомнению и обсуждению, и заявляет, что не признаёт сам факт наличия территориального спора с Японией. Токио, в свою очередь, считает указанную территорию занятой в форме, не имеющей юридических оснований. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.

Другим серьезным дестабилизирующим фактором в формировании ВПО является деятельность в ряде стран (Филиппины, Индонезия, КНР – на территории Тибетского и Синьцзян-Уйгурского автономных районов, Таиланд, Мьянма) экстремистских религиозных, националистических и сепаратистских движений и группировок.

Необходимость получения значительных финансовых средств для обеспечения террористической деятельности приводит к расширению вовлеченности экстремистов в пиратство, незаконное производство и оборот наркотиков, а также в торговлю людьми и оружием. Такая ситуация особенно характерна для слабо контролируемых островных и прибрежных территорий государств региона, что ведет к сращиванию внутристрановых террористических организаций с транснациональными преступными группировками.

В целом при относительной стабильности военно-политической обстановки в ТОЗ (отсутствие военных конфликтов в активной фазе) сохраняются предпосылки к ее обострению, отдельные из которых могут затронуть российские интересы. В ближайшей перспективе ситуация в данном районе мира будет в значительной степени зависеть от характера отношений между ведущими региональными державами. При этом основным фактором, определяющим формирование главных тенденций развития региональной обстановки в среднесрочной перспективе, останется столкновение интересов Вашингтона и Пекина.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение