Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
Hrachya Arzumanyan: “Four day war” provided the Armenian diplomacy a unique chance to get rid of Madrid principles
Material posted: Arzumanyan Rach'yaPublication date: 22-04-2016
Director of the center for strategic research “Ashkharh” (Stepanakert), an expert on the military and national security, candidate of technical Sciences, Hrachya Arzumanian in his interview to ArmInfo talks about the causes and geopolitical consequences of the “four day war”. Possible impact on the emergence of Azerbaijan's aggression against Artsakh world's centres of power, the causes of anti-Russian sentiment in Armenia.

Azerbaijan-initiated “four-day war”, have received different assessments from reconnaissance to attempt blitzkrieg with far-reaching plans. What goals stood before the two brigades of the Azerbaijani armed forces, in Your opinion?

In my opinion, is still closer to reality assessment of the blitzkrieg. Had an attempt to break through the Karabakh defense forces and if our soldiers on the front line in company strong points not survived, today we would have a completely different scenario. The armed forces of Azerbaijan failed to advance to the next stage, when the breakthrough would have been thrown already, tank wedge, widening and deepening success. Fortunately, our guys did not flinch, and the military threat on the whole eliminated. Occurred can truly be called "reconnaissance", if we apply this concept to the military and geopolitical arena. The aim was to clarify how securely Russia controls the Caucasus and are the regional and geopolitical centers of power to press it.

The reasons for the renewed Azerbaijani aggression against Artsakh were internal or Aliyev to that someone strongly pushed?

Artsakh and the Caucasus in General are in the focus of geopolitical confrontation. As a consequence, the unfolding process is influenced by many factors. Azerbaijan pushed to aggression, both domestic and regional and geopolitical reasons. To say for sure which argument was decisive is difficult. I wouldn't exclude the purely personal motives of the Aliyev clan. To avoid incorrect conclusions at this stage, I think it would be correct to say that many factors and their aggregate impact on the decision.

And Turkey played in Azerbaijani aggression the role of a secondary mechanism or a motivator?

Turkey, of course, has all happened. But to exaggerate its role is not worth it. Ankara the Armenian issue and the Karabakh conflict settlement, the Armenian side should be regarded as a constant. In any case at the regional or geopolitical arenas Turkey remains hostile government of Armenia. In recent times much has been said that Ankara could make to push Azerbaijan to aggression difficulties in foreign policy. However, the Turkish policy is, in my opinion, remains stable and unchanged in recent years, and I don't see any major changes and force majeure, which prompted Ankara would provoke Azerbaijan on such an unusual and unpredictable step. Turkey has great political and military experience and understands that any war is unpredictable in its consequences. Having serious problems in Syria to open another front in the Caucasus, where Russia's role remains crucial, illogical and not pragmatic. I am not inclined to refer to Erdogan as insane policy. I think this is a wrong point of view.

The agreement on ceasefire was signed in Moscow, which announced the intensification of the stalled negotiation process. In Your opinion, Russia has shown such activity on its own initiative or still as a result of a political combination which has compelled Moscow to be more involved in the Karabakh settlement?

We need to understand that the Caucasus as a whole remains under Russian security umbrella. Four-day war showed the geopolitical centers of power and the world that she solves the problems in the Caucasus, and any attempt other centers to designate its military presence will end in a war. The experience of Georgia in 2008, Azerbaijan 2016 show this clearly. What forces decided once again to test the strength of the monopoly of Russia in the Caucasus, - it is necessary to analyze. I don't think it could be the U.S., where presidential elections are expected, the change of administration. Venturing in such circumstances, a great game in the Caucasus Washington, most likely, there is no reason. Remain regional players who wished to test the reaction of the “Russian bear” in the Caucasus. First of all, Saudi Arabia, Israel and to a lesser extent, Turkey, directly bordering the region. Opening for Iran and Russia, another proxy war, being directly distantsirovaniya from it – a very good move.

What about the UK?

I don't see any reason why Britain would start a war. The interests of British Petroleum protected, not questioned. Why would the UK be put at risk their own assets and so roughly to break the current in the Caucasus the balance of power?

Don't You think that the US could take that step under its rather successful policy aimed at advancing the situation?

I see no reason or occasion for haste in the USA. If we are talking about such a complex game, it is reason to discuss the events of Washington. The United States understands that blowing up Armenia, they will inevitably blow up Azerbaijan, then across the Caucasus to start a big game and the reaction of Moscow will be tougher than in Syria. It would be too straightforward step. Such a step was possible in Ukraine but not in the Caucasus, where the interests of secular powers.

Anti-Russian sentiments in Armenia, demonstration of the complete ineffectiveness of the CSTO, Russia lost the last crumbs of trust of the Armenian society do not present to US the benefits?

Yes, Russia certainly lost the "four day war", but we must not forget that all the processes, at least after it started, was initiated through Moscow. For example, nobody was forced to do Rogozin's statement, which I would call a "nuclear strike" on the Armenian-Russian relations. It's a step senior Russian and not an American statesman. It turns out the Deputy Prime Minister works on the United States? The Armenian side is not entitled to such a conclusion. That is, speaking about the American influence on the “four day war” and post-conflict processes need to be more complex models, not primitivity reality. And agree, to accept the fact that the Russian policy was, is and will be heterogeneous. There are forces that can be put on the collapse of Russia, and no "the machinations of Washington's" no match for your destructive consequences with the action of this force. It was during the USSR collapse and it could happen again, why not?

It is what it is...

Yes. It is important for us to understand that in any case this Russian policy, not the "American footprint" in Moscow. For the Armenian people in a state of war, it is unacceptable quirks. The main impact on Armenian-Russian relations is applied today is not the United States, and Russia, by the mouth of its statesmen, the supply of modern offensive weapons, etc. the opportunities of the Armenian political science, diplomacy does not allow to reliably estimate such a complex model, when in Moscow's actions could discern the interests and the steps of another geopolitical center of power, not Russia. Such attempts will immediately result in a "schizophrenia", and we find ourselves in a pit of conspiracy during the hot phase of the war. And this is a defeat.

Today on our arena can reliably distinguish between the interests and the steps of Russia, Turkey, Saudi Arabia, Israel, Iran. But not the U.S. or Europe. Of course, such interests are present, but they have yet to manifest. We don't have much resources and effort and it would be better to concentrate on the emerged challenges and threats, as well as opportunities.

Anyway, all this led to the revitalization of stalled negotiations. She made declarations on the need for accommodation in the Karabakh peacekeepers, however, in the context of batch settlement. In Your opinion, it is about the Madrid principles or the Kazan documents?

I think it is, after all, is the Kazan package, although we can argue that both approaches are Armenian States is unacceptable. In due time the Armenian side forced an unacceptable frame of the negotiations that leads us from one diplomatic defeat to the other. Working on a new plan of settlement of the Artsakh should, finally, learn to distinguish policy from diplomacy. Armenian politicians should stop doing the steps, which will be very difficult to refuse the Armenian diplomacy. Armenian politicians had no right to agree to negotiate, in which it is intended to surrender any of the territories. In my opinion, the Armenian side is now important to realize that diplomatic negotiations take place before and after the war. And war "resets" everything that came before. The negotiations within the framework of the Madrid principles was leaking between the two wars – the first four-day Artsakh and. Four-day war created a new reality, and we have the ability to state that pre-war political arrangements stopped working. Azerbaijani aggression dared obligations of the Armenian side. That is, the Armenian politicians and diplomacy has a unique chance and a small window of opportunity to get rid of the Madrid principles. The window will close as soon as the presidents or the foreign Ministers would agree to a meeting, where you hear the phrase “the Madrid principles”.

Gave rise to the “four day war” new threats in the form of dissatisfaction concerning the work of the people of Artsakh Yerevan policies towards the resolution of the conflict?

I think this is unacceptable and losing the question for the Armenian people. We can not allow the very idea that the Armenian presidents may have different points of view on the settlement of Artsakh. This is a clear and blatant threat to Armenian statehood, in the event both the President should resign. Not for the Armenian people recently stood in the war to prevent the possibility of any games. The Armenian state was performed and should perform in the future synchronized policy in the Karabakh issue. Another question. If the Armenian side the strategy of this solution, corresponding to the realities of the 21st century? Think no such strategy. And this is a very big problem. Armenian Artsakh settlement strategy in the early 21st century is a tough challenge faced by the Armenian political thought. We must concentrate all of the available intellectual potential, as quickly as possible to prepare a response. Diplomatic negotiations of Artsakh is not far off, however, today the Armenian politics and diplomacy to offer to the Armenian people and the world has nothing.

Interviewed By David Stepanyan

Source: http://arminfo.am/index.cfm?objectid=0E30A830-0740-11E6-AA220EB7C0D21663

 


RELATED MATERIALS: Defence and security

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Рачья Арзуманян: “Четырехдневная война” предоставила армянской дипломатии уникальный шанс избавиться от Мадридских принципов
Материал разместил: Арзуманян РачьяДата публикации: 22-04-2016
Директор центра стратегических исследований “Ашхар” (Степанакерт) эксперт по проблемам военной и национальной безопасности, кандидат технических наук, Рачья Арзуманян в интервью АрмИнфо рассуждает о причинах и геополитических последствиях “четырехдневной войны”. Возможном влиянии на возникновение азербайджанской агрессии против Арцаха мировых центров силы, причинах антироссийских настроений в Армении.

Инициированная Азербайджаном “четырехдневная война”, получила разные оценки от разведки боем до попытки блицкрига с далеко идущими планами. Какие цели стояли перед двумя бригадами ВС Азербайджана, на Ваш взгляд?  

На мой взгляд, все-таки ближе к реальности оценка блицкриг. Имела место попытка прорвать оборону карабахских сил и если бы наши солдаты на передней линии в ротных опорных пунктах не выстояли, сегодня у нас был бы совершенно другой расклад. Вооруженным силам Азербайджана не удалось перейти к следующему этапу, когда в прорыв были бы брошены уже танковые клинья, расширяющие и углубляющие успех. К счастью, наши ребята не дрогнули, и военная угроза в целом ликвидирована. Имевшее место действительно можно назвать «разведкой боем», если применить данное понятие не к военной, а геополитической арене. Целью было выяснение, насколько надежно Россия контролирует Кавказ и могут ли региональные и геополитические центры силы потеснить ее.

Причины возобновления азербайджанской агрессии в отношении Арцаха были внутренние или все же Алиева к этому кто-то настоятельно подтолкнул?

Арцах и Кавказ в целом находятся в фокусе геополитического противоборства. Как следствие, на разворачивающиеся процессы оказывают влияние множество факторов. Азербайджан подтолкнули к агрессии, как внутренние, так и региональные и  геополитические резоны. Сказать однозначно, какие из аргументов оказались решающими довольно сложно. Я бы не стал исключать и сугубо личные мотивы клана Алиевых. Чтобы исключить неверные выводы на данном этапе, думаю, будет правильно констатировать наличие многих факторов и совокупное их влияние на принятое решение.

А Турция сыграла в азербайджанской агрессии роль вспомогательного механизма или же все-таки мотиватора? 

Турция, конечно же, имеет во всем произошедшем свой интерес. Но и преувеличивать ее роль не стоит. Фактор Турции в Армянском вопросе и арцахском урегулировании армянская сторона должна расценивать как константу. При любом раскладе на региональной или геополитической аренах Турция остается враждебным государством Армении. В последнее время много говорилось, что Анкару могли побудить подтолкнуть Азербайджан к агрессии трудности во внешней политике. Однако турецкая политика, на мой взгляд, остается устойчивой и неизменной все последние годы, и я не вижу кардинальных  изменений и форс-мажора, который побудил бы Анкару спровоцировать Азербайджан на столь неординарный и непредсказуемый шаг. Турция обладает большим политическим  и военным опытом и понимает, что любая война непредсказуема по своим последствиям. Имея серьезные проблемы в Сирии открывать еще один фронт на Кавказе, где роль России остается решающей, нелогично и не прагматично. Я не склонен относиться к Эрдогану, как к невменяемому политику. Думаю это ошибочная точка зрения.

Договор о перемирии подписывался в Москве, которая анонсировала интенсификацию пробуксовывающего переговорного процесса. На Ваш взгляд, Россия проявила подобную активность по своей инициативе или же все-таки в результате некоей политической комбинации, вынудившей Москву проявлять большее участие в карабахском урегулировании?

Нам надо понимать, что Кавказ в целом по-прежнему находится под российским зонтиком безопасности. Четырехдневная война показала геополитическим центрам силы и всему миру, что именно она решает проблемы на Кавказе, а любые попытки прочих центров обозначить свое военное присутствие будут заканчиваться войной. Опыт Грузии 2008 года, Азербайджана 2016 года показывают это со всей очевидностью. Какие силы решили в очередной раз проверить на прочность монополию России на Кавказе, - надо анализировать. Не думаю, что это могли бы быть непосредственно США, где ожидаются президентские выборы, смена администрации. Затевать в таких условиях большую игру на Кавказе у Вашингтона, скорее всего, нет резона. Остаются региональные игроки, пожелавшие протестировать реакцию “русского медведя” на Кавказе. В первую очередь, Саудовская Аравия, Израиль и в меньшей степени – Турция, непосредственно граничащая с регионом. Открытие для Ирана и России еще одной прокси-войны, будучи непосредственно дистанцированной от нее – весьма хороший ход. 

А как насчет Великобритании?

Я не вижу ни одного резона, почему Великобритания пошла бы на инициирование войны. Интересы British Petroleum защищены, не ставятся под сомнение. Зачем Великобритании ставить под удар собственные активы и столь грубо ломать сложившийся на Кавказе баланс сил?

А Вы не считаете, что США могли пойти на подобный шаг в рамках своей довольно успешной  политики направленной на опережение ситуации?

Не вижу причин и повода для спешки США. Если мы говорим о такой сложной игре, то резонов педалировать события у Вашингтона все равно нет. США понимают, что взорвав Армению, они неминуемо взорвут Азербайджан, после чего на всем Кавказе начнется большая игра и реакция Москвы будет жестче, чем в Сирии. Это был бы чересчур прямолинейный шаг. Подобный шаг был возможен на Украине, но не на Кавказе, где пересекаются вековые интересы держав. 

Антироссийские настроения в Армении, демонстрация полнейшей неэффективности ОДКБ, утеря Россией последних крох доверия армянского общества – не представляют для США выгоды?

Да, Россия, безусловно, проиграла в «четырехдневной войне», но не надо забывать, что все процессы, как минимум после ее начала, инициировались через Москву. Например, никто не вынуждал Рогозина делать заявление, которое я назвал бы «ядерным ударом» по армяно-российским отношениям. Это ведь шаг высокопоставленного российского, а не американского государственного деятеля. Получается, вице-премьер РФ работает на Соединенные Штаты? Армянская сторона не имеет права на такой вывод. То есть, говоря об американском влиянии на “четырехдневную войну” и поствоенные процессы нужно исходить из более сложных моделей, не примитивизируя реальность. И согласиться, смириться с тем, что российская политика была, есть и будет неоднородной. В ней присутствуют силы, которые вполне могут поставить на развал России, и никакие «козни Вашингтона»  не сравнятся по своим разрушительным последствиям с действием данных сил. Так было во время развала СССР и вполне может повториться вновь, почему бы нет?

Что есть, то есть…

Да. Для нас важно понимать, что в любом случае это российская политика, а не «американский след» в Москве. Для армянского народа, находящегося в состоянии войны, это недопустимые тонкости. Основной удар по армяно-российским отношениям сегодня наносят не США, а Россия, устами своих государственных мужей, поставками современного наступательного оружия и т.д. Возможности армянской политической науки, дипломатии не позволяют надежно просчитывать столь сложные модели, когда в действиях Москвы можно было бы различать интересы и шаги другого геополитического центра силы, а не России. Такие попытки немедленно закончатся «шизофренией», и мы окажемся в конспирологической яме во время горячей фазы войны. А это уже поражение.

Сегодня на нашей арене можно надежно различить интересы и шаги  России, Турции, Саудовской Аравии, Израиля, Ирана. Но не США или Европы. Безусловно, такие интересы присутствуют, но они пока что не проявились. У нас не так много ресурсов и сил и правильнее будет сконцентрироваться на проявившихся вызовах и угрозах, равно как и возможностях. 

Так или иначе, но все это привело к активизации буксующих переговоров. Прозвучали заявления о необходимости размещения в Карабахе миротворцев, правда, в контексте пакетного плана урегулирования. На Ваш взгляд, речь идет о Мадридских принципах или все-таки Казанском пакете документов?

Думаю речь, все-таки, идет о казанском пакете, хотя нам надо твердо сказать, что оба подхода являются для армянских государств неприемлемыми. В свое время армянской стороне навязали неприемлемый фрейм переговоров, который ведет нас от одного дипломатического поражения к другому. Работая над новым планом арцахского урегулирования надо, наконец-то, научиться различать политику от дипломатии. Армянские политики должны перестать делать шаги, от которых будет очень сложно отказаться армянской дипломатии. Армянские политики не имели права соглашаться на переговоры, в рамках которых предполагается сдача каких-либо территорий. На мой взгляд, армянской стороне сейчас важно осознать, что дипломатические переговоры происходят до и после войны. Причем война «обнуляет» все то, что было до нее. Переговоры в рамках Мадридских принципов протекали между двумя войнами – первой арцахской и четырехдневной. Четырехдневная война сформировала новую реальность, и у нас есть возможность заявить, что довоенные политические договоренности перестали работать. Азербайджанская агрессия смела обязательства армянской стороны. То есть у армянских политиков и дипломатии есть уникальный шанс и небольшое окно возможностей избавиться от мадридских принципов. Окно закроется, как только президенты или главы МИД согласятся на встречу, на которой прозвучит словосочетание “мадридские принципы”. 

Породила ли “четырехдневная война” новые угрозы в виде недовольства арцахцев относительно проводимой Ереваном политикой в направлении урегулирования конфликта?

Думаю это неприемлемая и проигрышная постановка вопроса для армянского народа. Мы не имеем права допустить саму мысль, что армянские президенты могут иметь различные точки зрения на арцахское урегулирование. Это явная и неприкрытая угроза армянской государственности, при возникновении которой оба президента должны подать в отставку. Не для того армянский народ совсем недавно вновь выстоял в войне, чтобы допустить саму возможность каких-либо игр. Армянские государства проводили и должны проводить в будущем синхронизированную политику в арцахском вопросе. Вопрос в другом. Имеется ли у армянской стороны стратегия такого урегулирования, соответствующая реалиям 21 века? Думаю, что такой стратегии нет. И это очень большая проблема. Армянская стратегия арцахского урегулирования в начале 21 века - жесткий вызов, перед которым стоит армянская политическая мысль. Мы должны сконцентрировать весь имеющийся интеллектуальный потенциал, чтобы как можно быстрее подготовить отклик. Дипломатические переговоры вокруг Арцаха не за горами, однако, на сегодняшний день армянской политике и дипломатии предложить армянскому народу и миру нечего.  

Беседовал Давид Степанян


Источник: http://arminfo.am/index.cfm?objectid=0E30A830-0740-11E6-AA220EB7C0D21663


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение