Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Роль вооруженных сил США в становлении Афганской Национальной Армии
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 14-11-2015

В работе рассматривается роль вооруженных сил США в становлении Афганской Национальной Армии, этапы взаимоотношений между двумя странами, порядок создания афганской армии, виды ВС страны и ее перспективы развития.

История взаимоотношений США и Афганистана. В начале ХХ века Афганистан становится ареной соперничества двух сверхдержав - России и Англии, затем это государство становится полем сражения времен «холодной войны» и, наконец, под предлогом убежища международных террористов становится предметом широкого обсуждения геополитиков. Возникает закономерный вопрос, почему Афганистан был в той или иной степени зависим от сильных государств? Дело в том, что власти страны просто не могли как-либо контролировать ситуацию как внутри государства, так и за рубежом и постоянно нуждались в сторонней помощи. Говоря о развитии Афганистана, можно отметить, что денежных средств, выделяемых на усовершенствование государства во всех аспектах, катастрофически не хватало. США активнее других государств, принимали участие в стабилизации обстановки внутри страны, а также созданию и последующей модернизации национальной армии.

История взаимоотношений Афганистана и США начинается с 1980 года. Соединенные Штаты начали оказывать поддержку, несмотря на то, что в феврале этого года был похищен американский посол в Кабуле. Поддержка продолжалась даже после того, как группа исламских фундаменталистов в Иране захватила посольство США. Что заставило США помогать стране, которая не представляет из себя сильного союзника? Для того, чтобы ответить на данный вопрос необходимо рассмотреть позицию США относительно ввода войск СССР в Афганистан. Целью сотрудничества США и Афганистана было ориентирование всех стран ислама против СССР. 23 января 1979 президент Картер в выступлении перед нацией заявил, что любые попытки установить контроль над Персидским заливом, будут рассматриваться как посягательство на жизненно важные интересы США, которые будут защищаться всеми доступными средствами, в том числе и военными. В своей речи он отметил, что после декабрьских событий 1979 года весь Ближневосточный регион находится под угрозой со стороны советских войск. Основным направлением внешней политики США с 1980 года стало оказание секретной помощи силам, борющимся против советских войск и афганского правительства («Операция Циклон»). Но также США активно действовали на дипломатической арене, всячески осуждая действия СССР. Соединенные Штаты начали оказывать финансовую помощь антикоммунистическим силам в Афганистане 3 июля 1979 года. Важной составляющей операции являлась работа с беженцами. Дело в том, что еще с начала Саурской революции в Пакистан ринулись беженцы, несогласные с новым режимом. А после ввода советских войск туда же устремились противники советского присутствия в стране. ЦРУ использовало их для борьбы с советскими войсками. Для подготовки беженцев американские и пакистанские власти использовали исламские медресе. После 1980 года количество медресе в Пакистане, где обучались афганцы, увеличилось с 2500 до 39000.Более того, в сотрудничестве с Саудовской Аравией Соединенные Штаты привлекали ваххабитов в качестве преподавателей в этих медресе. Таким образом, для достижения своих целей, а именно поражения СССР в Афганистане, американское правительство сознательно шло на распространение радикальных исламистских учений и создание основы для исламского терроризма. В 1982-1992 гг. в боевых действиях в Афганистане принимали участие более 40 представителей мусульманских государств. В марте 1985 г. президент США Р. Рейган подписал Директиву национальной безопасности № 166, которая разрешала наращивать секретную военную помощь, включая поставки оружия, объем которых в 1987 г. достиг 65 тыс. тонн. Соединенные Штаты обеспечивали моджахедов разведывательной информацией о политике и новых планах СССР в Афганистане. В докладе говорилось о целях СССР, о планах военных операций. В целом, Соединенные Штаты потратили более 2 миллиардов долларов на поддержку моджахедов в 1980-х. Это была самая крупная тайная операция со времен Второй мировой войны.

Создание новой армии. Процесс формирования новых вооружённых сил Афганистана начался в декабре 2002 г. с указа Хамида Карзая «О создании афганской национальной армии» (АНА). На Объединенное центральное командование ВС США, в зону ответственности которого входит Афганистан, была возложена задача организации процесса формирования национальных вооруженных сил страны. Данная программа была разработана с помощью американских специалистов.

Она включала в себя следующие задачи:

  • разоружение всех племенных и прочих формирований
  • переход к исключительно добровольному принципу комплектования с целью избежать ситуации с массовым дезертирством и переходом на сторону противника
  • расформирование ВВС как вида ВС и передача авиационной техники Воздушному корпусу АНА
  • формирование пяти армейских корпусов бригадного состава с функциями региональных командований в Кабуле, Гардезе, Кандагаре, Герате, Мазари-Шарифе
  • создание легко-пехотных подразделений
  • обучение личного состава по стандартам НАТО, перевооружение АНА на оружие и технику производства США: штурмовые винтовки М-16, пулеметы М-240, бронетранспортеры М113.

Хамид Карзай, президент Афганистана, поставил перед собой цель создать армию, численностью в 70 000 мужчин в 2009. Тем не менее, многие западные военные эксперты, а также министр обороны Афганистана, Абдул Рахим Вардак, считали, что армия должна составлять минимум 200 000 военнослужащих.

Первый новый афганский батальон был обучен британскими военнослужащими войсками Международных сил содействия безопасности (ISAF).[3] Данное подразделение стало первым батальоном Афганской национальной гвардии. Подготовка проводилась на высоком уровне, но нехватка экспертов сказывалась на времени. Обдумав сложность ситуации правительство Соединенных Штатов Америки решило, что смогут оказать помощь в обучении. 

Таким образом, обучение было продолжено 1-м батальоном  3-й группы сил специального назначения. Первая тренировка началась в мае 2002 года с весьма трудного, но успешного процесса набора личного состава новобранцев со всех районах Афганистана. Изначально обучение проходило на пушту и  дари языках. 

Первое размещение войск за пределами Кабула прошло успешно благодаря 3-му батальону АНА. Новым местом дислокации войск стала Пактика.  К январю 2003 года более чем 1700 солдат пяти батальонов завершил 10-недельный курс обучения, а к середине 2003 года было подготовлены в общей сложности 4000 военнослужащих. Процесс обучения армии затруднялся следующим:

1) В первые дни лета 2003 года в армии появилась проблема дезертирства. В середине марта 2004 года дезертировало 3000 солдат. 

2) Возраст некоторых новобранцев не достигал даже 18 лет, и многие из них не умели читать и писать. 

3) Новобранцы, которые только говорили на языке пушту испытывали трудности из-за обучения, проходящие в основном на языке дари

Одно из важнейших мероприятий того времени между Соединенными Штатами и Афганистаном является The Afghan New Beginnings Programme.

Данная программа включала в себя разоружение незаконных вооруженных группировок. Было подсчитано, что в 2004 году в среднем существовало до 1800 незаконных группировок, в которые входил более 120000 человек.

В июле 2005 года был запущен общенациональный проект по уничтожению противопехотных мин и боеприпасов. В соответствии с этим проектом, боеприпасы будут перемещены в безопасные помещения для хранения, а оставшаяся часть будет уничтожена.  Этот проект важен для Афганистана как для страны, которая подписала конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин.[4]

Организационно-штатная структура. В настоящее ВС ИРА - Афганская национальная армия (АНА), чья численность оценивается в 200 тыс. человек – имеют следующую организационно-штатную структуру.

В настоящее время Верховным Главнокомандующим ВС, согласно Конституции ИРА 2004 года, является Президент.

Генеральный Штаб, расположенный в Кабуле.

Командование сухопутных войск АНА (около 142 тыс. военнослужащих, штаб г. Кабул), которому подчинены шесть армейских корпусов и одна дивизия.

Военно-воздушные силы Афганистана (около 6 тыс. военнослужащих, штаб расположен поблизости от международного аэропорта Кабула); в июле 2010 года преобразованы из Воздушного корпуса АНА на правах отдельного вида ВС.

Командование Сил специальных операций АНА (около 12,5 тыс. военнослужащих, штаб расположен в провинции Вардак), в которое входят штаб командования и дивизия специальных операций (одна бригада специальных операций, одна бригада «коммандос», шесть отдельных батальонов «коммандос», авиакрыло специальных операций и учебный центр).

Командование материально-технического обеспечения, включающее в себя Центральное агентство перевозок (транспортную бригаду) и Центральные ремонтные мастерские в Кабуле.

Командование набора добровольцев.

Командование боевой подготовки, а также ряд других вспомогательных формирований.

Командование сухопутных войск. Численность около 142 тыс. военнослужащих, штаб г. Кабул. Основным соединением Командования сухопутных войск АНА является армейский корпус (АК) бригадного состава, выполняющий одновременно функции регионального командования. Шесть армейских корпусов АНА имеют собственные названия и не сквозную нумерацию, а нечетные номера: 201 АК, 203 АК, 205 АК, 207 АК, 209 АК, 215 АК. В зону ответственности АК обычно входит несколько провинций.

Командиру корпуса подчинен один батальон «коммандос» Командования сил специальных операций АНА, в качестве мобильного резерва с 2012 г. в каждом корпусе сформированы по одному батальону быстрого реагирования, на вооружение которых стоят колесные бронетранспортеры М1117 американского производства.

ОШС армейского корпуса АНА выглядит следующим образом:

  • командование и штаб
  • 3-4 легко-пехотные бригады

Легко-пехотная бригада являясь основой сухопутных войск АНА, имеет хорошие показатели мобильности, будучи полностью моторизованной имеет численность 3000 военнослужащих и оснащена небронированными автомобилями типа «Хамви» различных модификаций, вооруженными 12,7 мм и 7,62 мм пулеметами. С 2012 г. в подразделения бригад АНА начали поступать колесные бронетранспортеры М1117

  • батальон быстрого реагирования
  • батальон «коммандос»
  • вертолетный отряд, организационно входящий в ВВС, но приданный АК
  • корпусной дивизион боевого обеспечения (артиллерийское подразделение)
  • корпусной батальон материально-технического обеспечения - учебный центр армейского корпуса.

Соединение

Место дислокации штаба

Провинции

201 АК «Силаб»

Передовая база «Гэмбери» КМП США, Провинция Лагман

Каписа, Кунар, Лагаман, Нангархар, Нуристан, Панджшер, Парван

203 АК «Тандар»

г. Гардез

Бамиан, Вардак, Газни, Логар, Пактика, Актия, Хост

205 АК «Аталь»

г. Кандагар

Дайкунди, Кандагар

207 АК «Зафар»

г. Герат

Бадгис, Герат, Гор, часть провинции Фарах, севернее р.Фарахуд

209 АК «Шахин»

г. Мазари-Шариф

Баглан, Бадахшан, Балх, Джаузджан, Кундуз, Саманган, Сари-Пуль, Тахар, Фарьяб

215 АК «Майванд»

г. Лашкаргах

Гильменд, Нимроз, часть провинции Фарах южнее р. Фарахруд

2 февраля 2007 года США передали 213 джипов, более 12000 легких вооружений, 800 различных бронированных транспортных средств сухопутным войскам афганской национальной армии во время церемонии в депо в Поль-е-Чархи. На этом военная помощь не заканчивалась и в апреле 2008 года США заключили контракт с компанией «Airtronic USA» на поставку в Афганистан, по программе военной помощи, 335 шт. гранатомётов M203, а в сентябре 2008 года  был заключен контракт о поставке в Афганистан 2887 шт. автоматических карабинов Colt M4.[5]

Командование сил специальных операций АНА. Было создано в 2011 г. и на 2013 г. насчитывалось около 12,5 тыс. военнослужащих, штаб расположен в провинции Вардак. Оно организационно состоит из штаба командования, численность около 350 военнослужащих и дивизии специальных операций штатной численностью 12200 человек. Дивизия включает в себя бригаду сил специальных операций, бригаду «коммандос»и шесть отдельных батальонов «коммандос», приданных по одному армейским корпусам, авиакрыло специальных операций и «Высшую школу коммандос» при Кабульском учебном центре. После прохождения обязательной стажировки в боевых условиях под руководством американских инструкторов, военнослужащим, успешно прошедшим испытания, вручается нашивка «Силы специального назначения», которая носится поверх нашивки «Коммандос».

На вооружении Командования специальных операций АНА находится американское вооружение: штурмовые винтовки М-16 и карабины М-4, , подствольные гранатомёты М203 и бронетранспортеры М1117.

Так, в 2012 году было принято Американо-афганское соглашение о стратегическом партнерстве, в котором предусматривался такой элемент как военное партнерство.[6] Во-первых, в рамках этого соглашения, Афганистан передает управление специальными операциями в руки США. Во-вторых, Афганистан предоставляет американскому контингенту доступ к военным объектам, а также возможность пребывать в стране с целью обучения афганских военных. Тем самым США видят Афганистан главным военным партнером вне НАТО, что во многом предопределяет характер их межгосударственных отношений.

Военно-воздушные силы Афганистана Численность около 6 тыс. военнослужащих, штаб расположен поблизости от международного аэропорта Кабула. В настоящее время характеризуются, с одной стороны, качественным и количественным ростом с момента преобразования Воздушного корпуса АНА в отдельный вид вооружённых сил, с другой стороны, всё ещё слабым боевым потенциалом. В составе ВВС нет боевых самолётов за исключением двух поддержанных учебно-тренировочных самолётов L-39 чехословацкого производства, которые могут быть использованы в качестве лёгких штурмовиков, и всего 6 ударных вертолётов Ми-35, что делает крайне затруднительным осуществление поддержки действий войск с воздуха. В 2008 году ВВС США заключили контракт с итальянской компанией «Alenia Aeronautica» на поставку для ВВС Афганистана 18 военно-транспортных самолётов C-27A (G.222), до 2005 года находившихся на вооружении ВВС Италии, а также запасные части и вспомогательное наземное оборудование.[7] Все самолёты должны были пройти предпродажную подготовку, а два из них  переоборудованы в VIP-конфигурацию для перевозки высокопоставленных лиц. Общая стоимость заказа составила 287 млн долларов. В сентябре 2010 года был заключён дополнительный контракт на поставку ещё двух самолётов C-27Aобщей стоимостью 30 млн долларов. Однако с начала эксплуатация самолётов в ВВС Афганистана возникли проблемы, и 30 марта 2012 года ВВС США заключили новый двухлетний контракт на 107,7 млн долларов с целью восстановления афганских С-27А и их сервисное обслуживание.

Командование набора добровольцев имеет сеть вербовочных пунктов по всей территории страны, в которых осуществляется приём желающих поступить на военную службу. Затем они направляются в учебные центры армейских корпусов либо учебный центр в Кабуле. Абитуриенты высших военных учебных заведений также оформляют свои личные дела через вербовочные пункты.

Командование боевой подготовки отвечает за организацию обучения всех категорий личного состава АНА и в настоящее время имеет следующую структуру:

  • Университет национальной обороны, в который вошли Национальная военная академия, прообразом её является Академия Армии США Вест-Поинт. Национальная военная академия готовит младших офицеров в звании «лейтенант» с гражданской степенью бакалавра;
  • Командно-штабной колледж;
  • Кабульский учебный центр, при котором действуют Офицерская кандидатская школа и -Высшая школа «коммандос»;
  • Университет ВВС, организационно входящий в военно-воздушные силы;
  • Учебные центы в армейских корпусах.

Командование материально-технического обеспечения, включающее в себя Центральное агентство перевозок (транспортную бригаду) и Центральные ремонтные мастерские в Кабуле;

Перспективы развития армии. В настоящее время состояние боевой готовности армии Афганистана находится на низком уровне. Силовые структуры (всего около 330 тыс. человек) в условиях вывода из страны основной части иностранных воинских контингентов, а также с учетом существенного сокращения финансовой помощи из заграницы не способны самостоятельно решать возложенные на них задачи. Они могут обеспечить относительную безопасность только в столичном регионе и районах постоянной дислокации соединений и частей.

Вопросы современного состояния Афганской армии, направления ее дальнейшего развития являются объектом пристального внимания и предметом для активного обсуждения не только в местном обществе, но и в зарубежных странах. Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что до 70 % вооружения частей и подразделений СВ и ВВС неисправно. Практически отсутствуют резервы материально-технических средств. Слабая подготовка летного и технического персонала не позволяет обеспечить эффективную эксплуатацию имеющегося авиационного парка, в том числе оказывать необходимую поддержку проводимым антитеррористическим мероприятиям.

Созданию боеспособных вооруженных сил препятствует также нехватка добровольцев из-за низкого уровня денежного довольствия военнослужащих (у рядового - 70 долларов в месяц), нежелание покидать по служебной необходимости места постоянного проживания, высокий уровень дезертирства (около 40 тыс. человек в 2014 году), наркомания (более 20% призывников), состояние здоровья (50% не соответствуют предъявляемым требованиям) и безграмотность подавляющего большинства новобранцев (из 20 человек законченное начальное образование имеет только один).

В связи с этим афганское правительство реализует план строительства ВС, в котором определен ряд перспектив, достижение которых займет не менее 10 лет:

  1. Формирование около 50 новых соединений, частей и подразделений. В соответствии с этим уже к 2018 году предполагается ввести в боевой состав сухопутных войск механизированные и артиллерийские бригады, отдельные танковые батальоны, подразделения РХБ-защиты, связи и противовоздушной обороны.
  2. Придание процессу управления войсками нового качества и закрепление нового статуса офицерского состава в обществе, что подразумевает под собой подготовку офицерских кадров для всех уровней организации управления.
  3. Повышение зарплаты и предоставление офицерам социальных льгот, которые должны повысить у граждан интерес к службе в армии
  4. Переоснащение армии современным вооружением, а также обучение личного состава АНА эксплуатации этого вооружения.
  5. Совершенствование системы комплектования войск профессиональными кадрами;

В конце 2013 года командование ВС ИРА приступило к формированию в СВ принципиально нового структурного элемента - сил быстрого реагирования в составе двух бригад быстрого реагирования. В настоящее время осуществляется комплектование данных соединений личным составом, вооружением и военной техникой (ВВТ).

Большое внимание уделяется созданию эффективной системы материально-технического обеспечения, в том числе ремонтно-восстановительной базы, а также повышению качества и интенсивности проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Командование вооруженных сил Афганистана рассчитывает в среднесрочной перспективе иметь в боевом составе национальных ВС шесть армейских корпусов, две дивизии (111-я пехотная и ССО), более 40 бригад (отдельные, в составе армейских корпусов и дивизий), семь вертолетных эскадрилий (отдельных и в составе авиакрыльев), а также семь зенитных ракетных дивизионов. На их вооружении планируется иметь до 200 танков, свыше 1 000 орудий полевой артиллерии, РСЗО и минометов, средства ПВО, более 800 боевых бронированных машин и около 100 самолетов и вертолетов различного назначения.

Общие расходы на реализацию намеченных планов, включая закупки за рубежом ВВТ, должны превысить 20 млрд долларов.[8] При этом сам Афганистан сможет выделять не более 10 % необходимых денежных средств. Главным «спонсором» силовых структур этой страны останутся Соединенные Штаты и их союзники, которые, вероятнее всего, под предлогом необходимости совместного противодействия расширению влияния экстремистов попытаются переложить часть расходов на страны региона (прежде всего на Индию и Китай).

Таким образом, можно отметить, что успешное выполнение разработанного при участии США плана реформирования силовых структур Афганистана позволит несколько повысить их боеспособность, а также укрепить материально-техническую базу и улучшить финансовую обеспеченность личного состава.

Ссылки на источники

[1] https://en.wikipedia.org/wiki/Afghanistan-United_States_relations

[2] National security decision directives, 1981-1989

[3] http://www.nato.int

[4] http://www.anbp.af.undp.org/

[5] «Record Number Favors Removing U.S. Troops from Afghanistan»

[6] Strategic Partnership Agreement, 2 may 2012

[7] https://ru.wikipedia.org/wiki/Alenia_C-27_Spartan

[8] http://afghanistan.ru

 

Список литературы

  1. 1.Снесарев А.Е. Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия. М.:ВУ 2003 г.
  2. Сычев В.Ф. США и мусульманский мир – РУСАКИ. 2005.
  3. 3.Москаленко В.Н. Пакистан и Афганистан: смена курса. Афганистан в начале ХХ века. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. Сборник статей. М., 2004 г.
  4. Ганиев Т.А. Анализ прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан. М.:ВУ, 2004 г.
  5. A concurrent resolution calling upon the United States government to recognize the Afghan resistance as the legitimate representative of the Afghan people, 2002
  6. Bearden M. Afghanistan Graveyard of Empires. 2006
  7. Сушенцов В.В. Малые войны США: Политическая стратегия США в конфликтах в Афганистане и Ираке в 2000-2010-х годах: Научное издание / М. 2014
  8. http://www.nato.int
  9. http://afghanistan.ru
  10. http://wikipedia.org/wiki/

Клименко А.А.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность