Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Российско-корейские отношения в формировании архитектуры безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 16-11-2020
«С понятием Востока в представлении каждого из нас объединяется сложная сумма проблем, картин, исканий, задач и достижений. Огромнейший континент с населением, равным половине рода человеческого, с бесконечным разнообразием биологических, климатических, геологических и других перспектив, он уже с этой стороны является неисчерпаемой задачей для научных познаваний» - писал А.Е.Снесарев, русский ученый, военный теоретик и геополитик-востоковед.

В эпоху формирования новой архитектуры мирового порядка, эти слова особенно актуальны. Изучение процессов и явлений, происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, до сих пор будоражит умы отечественных и зарубежных ученых и исследователей, так как в большинстве своем, по структуре регион сочетает в себе уникальный баланс не только развитой институциональной среды, но и динамично развивающегося социокультурного базиса.

На протяжении последних двух десятилетий, АТР стремительно набирает международно-политическую мощь и на данный момент, является одним из основных двигателей в глобальной экономике. Он уже завоевал позицию региона, который во многом определяет состояние дел не только в пределах самого региона, но и в глобальной политической и экономической системе. Все это актуализирует императив формирования продуманной структуры безопасности и партнерства между странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И если, принять во внимание тот факт, что роль региона в мире возрастает, то данный процесс подразумевает также и формирование одной из основ нового миропорядка [1].

В частности, Азиатско-Тихоокеанский регион становится основным регионом глобального экономического роста, геополитического соперничества и нормативных противоречий. Между тем, так называемый «международный порядок, основанный на правилах» уступает место новому мировому беспорядку [4].      

В период после окончания Второй мировой войны в практике международных военно-политических отношений появилось понятие «кооперативная безопасность», как особая форма региональной безопасности, которая подразумевала сотрудничество между странами для обеспечения безопасности в том или ином регионе. Кооперативная безопасность отличается от всеобщей и коллективной безопасности тем, что она предполагает долгосрочную систему сложившихся двусторонних военных, военно-политических и экономических отношений, а также постепенный переход к многосторонним соглашениям в области региональной безопасности.

В последние годы, под воздействием негативных эндогенных и экзогенных условий и факторов, ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе становится все более напряженной. Соперничество между Китаем и США оставляет след на взаимоотношениях стран региона. Локальная гонка вооружений между Китаем с одной стороны и США, Японией, Вьетнамом и Филиппинами с другой, является результатом обострения территориальных споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях [10].

Географическое положение государства определяет его значение среди других стран, а также оказывает влияние на его безопасность и торгово-экономические отношения и в этом ключе, положение России является исключительным [8]. Как и другие страны, Россия понимает важность поддержания баланса сил в АТР, а потому, вопрос обеспечения безопасности и стабильности развития, является одним из приоритетных направлений российской внешней политики. Главной целью в данном вопросе является не только обеспечение собственной безопасности РФ, но и усиление геоэкономической позиции и повышение конкурентоспособности страны [1].

Строительство в регионе надежной, стабильной и отвечающей современным реалиям архитектуры безопасности, способной противостоять современным вызовам и обеспечить динамичное развитие региона является приоритетной задачей. При этом, необходимо учесть, что такая система должна базироваться на коллективных внеблоковых началах, неукоснительном соблюдении международного права, принципах мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой [12]. Россия способна преуспеть в укрепление безопасности АТР и, в частности, региона Северо-Восточной Азии, так как у страны имеется значительный военный потенциал, геополитический охват и богатые традиции дипломатии.

Россия является активным участником деятельности многосторонних объединений АТР таких как Восточноазиатский саммит (ВАС), Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), форум «Азия-Европа» (АСЕМ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА) и других [12].   

На данный момент, самыми сильными и экономически развитыми странами региона являются не только Китай и Япония, но и Южная Корея, которая с точки зрения экономического развития является уникальной моделью экономической и социально-экономической системы перехода от парадигмы «догоняющего» к «лидирующему» развитию в достаточно короткие сроки.

Южная Корея, которая в начале 50-х годов являлась одной из самых бедных стран в мире, не только сделала стремительный скачок к индустриальному обществу, но и в последствии стала примером государства с одной из самых стабильных экономических и политических систем. Промышленное развитие страны началось в 60-х годах прошлого столетия, тогда же правительство провозгласило программу радикальных реформ, а особое внимание стало уделяться социально-экономическому преобразованию экономическому и политическому сотрудничеству с другими странами. Уже к концу XIX века она обгоняла многие страны по макроэкономическим и социально-экономическим показателям, что позволило Корее в начале XXI стать страной с большим институциональным и социокультурным потенциалом развития.

Таблица 1. Сравнение основных макроэкономических показателей Республики Корея.

Показатель

Год

1960

1990

2015

2019

ВВП

2,746 млрд долл.

288,63 млрд долл.

1 465,77 млрд долл.

1 646,74 млрд долл.

ВВП на душу населения

103,8 долл

6 733 долл

28 732 долл

31 846 долл

Экспорт (товары и услуги)

55 млн долл.

70 млрд долл.

712,77 млрд долл.

788,27 млрд долл.

Импорт (товары и услуги)

390 млн долл.

73 млрд долл.

599,25 млрд долл.

701,15 млрд долл.

Уровень инфляции

>30%

8,6%

0,7%

0,4%

Население (млн чел.)

25,01

42,87

51,2

51,7

Уровень безработицы (% рабочей силы)

-

2,5

3,6

3,8

Источник: составлено автором по материалам Мирового атласа данных

Впервые, контакты между Россией и Кореей были задокументированы в XVII веке. На рубеже XVIII-XIX веков общее число контактов заметно возросло, однако официальные дипломатические отношения между двумя странами были заключены только в 1990 году.

Нынешний, 2020 год ознаменован 30-летием установления дипломатических отношений между нашими странами. В последние годы в политических курсах как Кореи, так и России, уделялось повышенное внимание вопросу расширения сотрудничества. Еще в 2012 году Россия начала так называемый «поворот на Восток» и в 2016 году объявила о своем намерении выступить с инициативой «Большая Евразия». Поворот России на Восток предусматривал развитие Дальнего Востока, для лучшей интеграции в развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также для увеличения стратегического присутствия России в Азии. Инициатива Большой Евразии - это более широкое видение внешней политики, охватывающее обширный регион от Атлантического до Тихого океана.  Для реализации своего видения Россия планирует расширить сотрудничество Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с другими «заинтересованными» сторонами.

Для обеспечения экономической безопасности, странами были предприняты определенные шаги и подписаны многочисленные двусторонние документы. А в связи с тем, что экономическая безопасность рассматривается как часть национальной безопасности страны, то она является первым шагом на пути к защите собственных интересов государств и формированию устойчивых институциональных механизмов совершенствования регионального комплекса безопасности.

На выборах президента Мун Чжэ Ина в 2017 году, Южная Корея объявила о своей Новой Северной политике (NNP), направленной на улучшение отношений с северными соседями, в которых Россия является «ключевым партнером». Эти политические решения с тех пор заложили основу для взаимодействия между Москвой и Сеулом на ближайшие годы.

Импульсом для активного развития российско-корейских отношений на современном этапе послужили переговоры лидеров двух государств, Владимира Путина с одной стороны и Мун Чжэ Ина с другой, которые прошли на полях III Восточного экономического форума в 2017 году во Владивостоке. В 2018 году лидер Республики Корея посетил Россию. Тогда же и состоялись российско-южнокорейские переговоры, по итогам которых было принято Совместное соглашение, а также подписаны важные двусторонние документы [3].

Также, в 2019 году был подписан план по инициативе «девяти мостов», который подразумевает сотрудничество России и Республики Корея в 9 различных направлениях, таких как судостроение, сельское хозяйство, промышленный и энергетический комплекс, Северный морской путь и другие. Более того, между двумя странами заключено более 50 соглашений, что свидетельствует о прочной договорно-правовой базе двустороннего взаимодействия. Соглашения охватывают широкий диапазон сотрудничества начиная от военно-технического взаимодействия и мирного использования атомной энергии до торговли и инвестиций. Южнокорейские компании оказывают содействие в освоении российских месторождений углеводородов в Арктике, а также реализуются планы экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока.

С каждым годом увеличивается динамика товарооборота между странами, что позволяет сделать вывод о том, насколько обе страны заинтересованы в двустороннем партнерстве и насколько эффективно реализуются планы экономического сотрудничества. При анализе динамики товарооборота, а также импорта и экспорта между странами наблюдается положительная динамика, особенно в период с 2018 по 2019 год.

 

Диаграмма 1. Источник: составлено автором по материалам https://russian-trade.com/

Хотя за последние 5 лет товарооборот между странами значительно возрос, ни Россия, ни Корея не собираются останавливаться на достигнутом и продолжают активно вести переговоры по взаимодействию и сотрудничеству в данном направлении. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что экономическое сотрудничество в сфере торговли товарами и услугами будет неуклонно возрастать.

Также начались переговоры по разработке соглашения об инвестициях и свободной торговле услугами. Ожидается, что данное соглашение будет способствовать повышению конкурентоспособности российского сектора услуг, а также увеличит географию корейских капиталовложений в экономику России. Соглашение будет способствовать новым цепочкам добавленной стоимости за счет перспективных инвестиционных проектов, роста торговли услугами, а также обмена знаниями и технологиями [5].

Управление инновационным процессом стало неотъемлемой составляющей национальных политик Российской Федерации и Республики Корея на пути к обеспечению экономической безопасности в АТР, повышению международной конкурентоспособности и гарантии поступательного развития. В свою очередь, инновационная безопасность определяется как часть безопасности региона или отдельно взятой страны, которая характеризуется состоянием защищенности национальной экономики благодаря активизации инновационных процессов.

В связи с этим, между Министерством экономического развития РФ и Министерством науки и ИКТ РК был подписан Меморандум о создании уникального проекта – российско-корейской инновационной платформы. Ожидается, что данный проект будет способствовать продвижению предпринимательской деятельности в рамках Промышленной революции 4.0 посредством объединения российских инновационных фундаментальных технологий совместно с корейскими прикладными информационно-коммуникационными технологиями. Более того, платформа будет способствовать проведению совместных исследований и НИОКР в области науки, промышленности и технологий, что в перспективе позволит подготовить базу для креативно-интеллектуальной революции, а в последствии повысит уровень политэкономической культуры и обеспечит экономическую безопасность обеих стран [6].  

Диаграмма 2.Источник: составлено автором по материалам Мирового атласа данных

Одним из главных дестабилизирующих факторов Северо-Восточной Азии выступает проблема денуклеаризации Корейского полуострова. В связи с этим, кроме непосредственно экономического взаимодействия между двумя странами, также важным аспектов внешней политики России является стабилизация ситуации на Корейском полуострове, как одного из важных условий обеспечения мира и процветания всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Уменьшение влияния США на южнокорейскую внешнюю политику в отношении КНДР представляется неотъемлемым условием построения стабильного регионального комплекса безопасности, так как позволит предотвратить накаливание отношений между государствами Корейского полуострова, после разделения которого по 38 параллели, КНДР и РК с переменным успехом то приходят к миру и согласию, то снова вступают на путь разногласий и противоречий. Даже существует мнение о том, что, хотя регион СВА с точки зрения экономической и политической обстановки безопасен, однако не совсем стабилен. 

В данном вопросе Россия играет роль посредника и тем самым побуждает обе Кореи активизировать усилия для решения вопроса денуклеризации Корейского полуострова, поэтому, безусловно, взаимодоверительные отношения между странами являются стратегически важным императивом баланса и развития в регионе. Также продолжается работа по реализации трехсторонних экономических проектов (РФ-РК-КНДР), которые отвечают за развитие транспортно-логистической системы между странами и взаимодействие в электроэнергетической сфере, которые ускорят процесс развития межкорейских отношений и помогут в укреплении мира и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в частности [11].

В качестве важного направления трехстороннего сотрудничества между Россией, РК и КНДР выступает углубление взаимосвязей между Корейским полуостровом и Дальним Востоком. Россия и Корея взаимодействуют в осуществлении плана «девяти мостов», что подразумевает сотрудничество в создании железнодорожной инфраструктуры и электроэнергетических мощностей. Возникает также необходимость во всестороннем сотрудничестве, которое затрагивало бы сферы здравоохранения и научно-технического взаимодействия. Хотя первоначальной целью сотрудничества было взаимодействие стран в экономической сфере, в последствии, данный проект способен укрепить мир и стабильность во всем регионе, так как в дальнейшем предполагается не ограничиваться лишь экономическим сотрудничеством, а охватывать вопросы международных отношений и региональной безопасности, то есть геоэкономика трехстороннего сотрудничества представляет собой благодетельный круг на Корейском полуострове и в АТР [13].

  1. Трехстороннее сотрудничество будет служить своего рода «буфером» и способно ослабить ожесточенную борьбу США и КНР за доминирование в АТР;
  2. Подобное сотрудничество будет способствовать сокращению расходов на восстановление и развитие экономики Северной Кореи и поможет в дальнейшей модернизации ее промышленности;
  3. Такой подход способен приблизить мир на Корейском полуострове посредством осуществления одного из предполагаемых сценариев объединения двух корейских государств (предполагается, что в связи с разным уровнем социокультуры РК и КНДР, не представляется возможным полное объединение двух государств, однако с большой долей вероятности можно утверждать о возникновении некоего союза, который станет началом объединения двух стран).

Процесс денуклеаризации Корейского полуострова во многом зависит от того, какую роль в нем сыграет Россия. А установление мира в регионе поможет не только вывести российско-корейские отношения на качественно новый уровень, но и в перспективе заложит основы полномасштабного экономического сотрудничества между Россией, Республикой Корея и Корейской Народно-Демократическая Республикой.

В результате проведенного исследования российско-корейских отношений и их роли в обеспечении безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона, автор пришел к следующим интегральным выводам.

Во-первых, Республика Корея стала важнейшим стратегическим партнером Российской Федерации, что свидетельствует о возможности дальнейшего обеспечения экономической безопасности не только самих стран, но и всего региона.

Во-вторых, совместные усилия России и Кореи позволят обеспечить не только реализацию своих собственных интересов, но и интересов других стран. 

Во-третьих, предполагается, что в случае положительной динамики в мире и, в особенности в Северо-Восточной Азии, двусторонние связи стратегического взаимодействия способны проявиться в реализации идеи региональной интеграции как по традиционным формулам «зон свободной торговли», так и на основе новых «геоэкономических стратегий».

В-четвертых, участие России в трехстороннем сотрудничестве и многосторонних усилиях по решению проблемы денуклеаризации Корейского полуострова, является важнейшим элементов глобальной и региональной стратегии по созданию новой системы поддержания безопасности в Северо-Восточной Азии.

Стоит отметить, что на данном этапе в Азиатско-Тихоокеанском регионе формируется особая структура, которая в ближайшее время окажет значительное влияние на формирование нового мирового порядка и распределения мировых сил. Тенденция развития российско-корейских отношений в обеспечении регионального комплекса безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона будет неуклонно возрастать.

Стефаненко Ольга

 

Библиография

  1. Балакин В.И. Россия в восточноазиатском регионе // Знание. Понимание. Умение. 2014 – №1. С. 125-132.
  2. Вандам (Едрихин) А. Е. Геополитика и геостратегия. М.: Кучково поле, 2002.
  3. Ершова А. Россия-Республика Корея: 30 лет дипломатических отношений. [Электронный ресурс] – URL: https://interaffairs.ru/news/show/25910
  4. Кашин В. Российский подход к проблемам региональной безопасности АТР. [Электронный ресурс] – URL: https://carnegie.ru/2016/06/17/ru-pub-63832
  5. Лабюк А.И. Инвестиции КНР, РК и Японии в экономику Дальнего Востока. Проблемы инвестиционного климата в Тихоокеанской России // У карты Тихого океана, 2016. С. 12-18.
  6. Ли Ен Гил Экономическое взаимодействие Республики Корея и России в инвестиционной сфере // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. №5. С. 47-63.
  7. Михеев В.В. АТР и Россия: ближайшие перспективы. [Электронный ресурс] – URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/atr-i-rossiya-blizhayshie-perspektivi
  8. Снесарев А.Е. Военная география России. (Часть общая). Изд. второе. СПб., 1910. С. 18-19.
  9. Суслина С., Старикова Е. Перспективы экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея в контексте расширяющихся торговых войн в современном мире // Управление: проблемы и перспективы №4 (53), 2019.
  10. Суслина С.С., Самсонова В.Г. Южная Корея в новой архитектуре политико-экономических связей в АТР // Вестник Московского университета, серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. №3 С.96-98
  11. Толорая Г.Д. Россия и проблемы Корейского полуострова на современном этапе. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(4(37)):82-91.
  12. Участие России в многосторонних механизмах АТР. Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс] – URL: https://www.mid.ru/ucastie-rossii-v-mnogostoronnih-mehanizmah-v-atr
  13. Хонг Вансок. Трехстороннее сотрудничество РФ, РК И КНДР сквозь призму политики и экономики. Взгляд из Республики Корея // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 225–237.
  14. Черкашин П.В. Российско-северокорейские отношения на современном этапе и перспективы их развития // Известия Восточного Института 2015/2 (26). С. 30-35.
  15. 한러수교 30년, 극동러-한국 경제협력의 과거, 현재, 미래. [Электронный ресурс] – URL: http://news.kotra.or.kr/user/globalBbs/kotranews/3/globalBbsDataView.do?setIdx=242&dataIdx=185234
  16. 한러 정상통화…문대통령 "어려움 속 한반도평화 노력 지속". [Электронный ресурс] – URL: https://n.news.naver.com/article/001/0011913245

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение