Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
The C-700: Zhirinovsky is not the first!
Material posted: Ponomarenko Oleg J.Publication date: 09-08-2019
About 10 months ago, in mid-October of 2018, had an interesting episode when the leader of LDPR, the Deputy of the State Duma Vladimir Zhirinovsky in the program "Evening with Vladimir Solovyov" on the channel "Russia 1" said that Russia offers air defense systems s-600 and S-700. Radio Sputnik (RIA) gives the following record States: "the s-300, they (the States – ed.) is now interested. They have zero attention – that there is some s-300. And now they're afraid because they direct US ally Israel, he's afraid of the s-300 around. And any plane – not just Israel, any military plane could be destroyed.

And Americans in General are afraid, they are afraid that the whole world will see that the best in the world air defense system, the Russian s-300. And we have s-400, s-500, S-600 and S-700. Can the entire planet be closed, and no plane will rise into the air." And then, in response to an ironic remark about the possible leading disclosures "terrible system-1500": "the Past is the C-700. I think this will be the last air defense system, because no more rockets for takeoff would not be in the world. S-700 will close all completely at the start, and this will be the last blow of the Russian air defense system". Of course, no confirmation in respect of words spoken either from officials or from Vladimir Zhirinovsky - comments - followed. On radio Sputnik military observer of the newspaper "Komsomolskaya Pravda", retired Colonel Victor Baranets said: "... In "Diamond-antee" after hearing my question about the S-600 and S-700, laughed for a long time. We still have the C-500 to bring to mind, and then we will think of a new one, answered me. From myself I will add that while the ubiquitous US intelligence about the S-600 and S-700 did not even stutter. ..."

However, the question is not so simple. I would like to mention two points related such that "disclosure" of information.

The first and most obvious is that of V. Zhirinovsky, at least not the first of the prominent political and public figures, who mentioned the system with such a designation. But this fact has somehow been deprived of an equally close scrutiny of the national media as the reference to the system of Vladimir Zhirinovsky. That, however, is not surprising. I do not claim that the first mention was made by those whom I quote, but still.

After the statement of Russia about transfer of s-300 Syria following the famous loss in September last year, the Russian Il-20 from the fire of the Syrian air defense, the newspaper The Times of Israel quoted in his article of September 25, 2018 the then defense Minister of the Jewish state, Avigdor Lieberman, who said, commenting on these events: "One thing must be clear: if someone shot down our planes, we will destroy them [systems]. Whether it is s-300 or S-700."

But this quote, in turn, was an exact repetition of the notes the same edition of 24 April 2018, where The Times of Israel referred to the website Ynet. Probably at that time she did not pay much attention. An indication of the mention of the s-700 was, however, noticed browser website svoboda.org Yury Fedorov, an article which was called "If tomorrow the war. Yuri Fedorov – about the s-300 and p-700" and was published on September 25, 2018, But despite the name, the theme is "semisotka" it absolutely was not touched, and only quoted an Israeli newspaper.

Thus, assuming that really Avigdor Lieberman was the first to mention "semysotka", the question of whether this is done on the basis of available information, or just randomly expressed, it would be necessary to address it.

But the answer, most likely, would not follow.

Reaction A. Lieberman was connected with Russia's decision to transfer s-300 to Syria previously has not received the data system in 2010 due to the fact that Russia has taken into account a request from Israel, as reported. However, taken in the spring of 2018, the decision to transfer – so, and not about selling - the system followed a massive strike on targets in Syria with cruise missiles, carried out by forces of the United States, Britain and France, the reason for which was the application, allegedly by government forces of chemical weapons in the fighting in the Duma.

The second point is more substantial. Based on the history of development of the Soviet and Russian air and missile defense systems, known facts about the modern dynamics of its development and supply to the armed forces, attitudes – including alleged military-political leadership on the role of these systems in ensuring the country's defence, the nature of the development of air attack and its applications in regional conflicts, it is reasonable to assume that the subsequent complexes starts long before the complete development of those that are already "out" and must be delivered to the armed forces, not to mention those that are "in series" and actively supplied to our armed forces and for export to the relevant options. The question in this case can talk about how the conceptual elaboration, and experienced, experimental realization of any elements, the deployment works on the subject which can not yet be implemented for a variety of reasons, including the complexity, the marginal cost and the technological limitations not yet overcome. However, the design idea, especially with proper support resources of various kinds, always scurrying forward. So amazing presence in one form or another is still or already under full-scale development or in another stage, - mentioned system regardless of the given A. Lieberman and V. Zhirinovsky symbols can not be.

In this regard, I would like to note that academician Chertok in his memoirs, has left a very revealing comment suggests that, "in fact, we first started in 1950-ies the implementation of the program, which the Americans in the 1980s, loudly called "strategic defense initiative" — SDI. Many of the ideas we have considered ahead, revealing what to repeat our experience of the destruction of the antimissile head combat ballistic missiles, they succeed only in 1984, 23 years after the experiment, Kisunko – Grushin!" (emphasis mine – O. P., quoted in the book "Shield of Russia").

In fairness it should be noted that similar evidence can be found and other luminaries of the national defense science and technology involved in different themes. As a recent example, to refer to the piece published in December 2018 interview to "Russian newspaper" General Director Saint-Petersburg Maritime Bureau of machine building "malachite" Vladimir Dorofeev. "Malachite" is the developer of the multipurpose nuclear submarines of project 885 "Ash" and 885M "Ash-M" and the publication was confined to the output of the test head in a series of project 885M submarine "Kazan". Answering the question about the features of the approaches to the design of domestic submarines in different periods in the Soviet period, Vladimir Dorofeyev said that " ... there was an understanding that the design process cannot be stopped, in order not to lag behind other developed countries in the underwater shipbuilding.

Therefore, the Ministry of defense, appropriations for the work of designers "in reserve". Research and development work was conducted in various areas, they were involved hundreds of institutions and design bureaus. In those years, as we did, at the same time was designing nuclear submarines of the third and fourth generations, modernization of submarines of the second generation and fragmentary research on the future of the fifth generation. So in 80 years we were "ahead of the rest" in terms of design ideas and capabilities of our ships at that time" (emphasis mine – O. P.; notice that the fifth generation project, referred to currently in the media as "Husky", the boat which should appear after the project 885M. Rate, that is to say, the horizons of design. V. Dorofeev declined to answer the question of the correspondent on the project "Husky": "We do not comment on it. But work to determine the shape of the future multi-purpose submarine of the next generation held and, as I said, presented to the customer represented by the Ministry of defence").

Thus, the priority of the "disclosure" on the C-700 should at least go to A. Lieberman, with about a six-month handicap. Unless, of course, the system in this designation did not mention anyone else. Again, a detailed clarification of this was not in my plans.

As for the lack of evidence that occurred denials, ironic evaluations, to him is given the second me forth considerations – should be treated with a known measure of caution, assuming that the designation was uttered maybe wrongly, maybe not, such a project may or may not be true. Everyone has to follow their rules and interests, including "Almaz-Antey", which until recently would not reveal their secrets, and American intelligence, which also in most cases will not disclose what she might know. And as there actually – will show time.

Oleg Ponomarenko


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
С-700: Жириновский – не первый!
Материал разместил: Пономаренко Олег ЮрьевичДата публикации: 09-08-2019
Порядка 10 месяцев назад, в середине октября 2018 года, имел место интересный эпизод, когда  лидер ЛДПР, депутат Государственной думы Владимир Жириновский в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» на канале «Россия 1» заявил, что Россия располагает системами ПВО С-600 и С-700. Радио Sputnik (РИА) приводит следующую запись сказанного: «С-300 их (США – ред.) теперь заинтересовала. Они ноль внимания обращали – что там какой-то С-300. А теперь они боятся, потому что прямой союзник США Израиль, он боится – С-300 рядом. И любой самолет – не только израильский, – любой военный самолет может быть уничтожен.

И американцы в целом боятся, они боятся, что весь мир увидит, что самая лучшая в мире система ПВО – русская С-300. А у нас есть С-400, С-500, С-600 и С-700. Можем всю планету закрыть, и ни один самолет не поднимется в воздух». И далее в ответ на ироничную реплику ведущего о возможном раскрытии информации о «страшной системе С-1500»: «Последняя пока С-700. Я думаю, это будет последняя система ПВО, потому что больше никаких ракет для взлета не будет в мире. С-700 закроет всех окончательно прямо в местах пуска, и это будет последний удар русской системы ПВО». Конечно, никакого подтверждения в отношении сказанного ни от официальных лиц, ни от В. Жириновского   - комментариев, - не последовало. В эфире радио Sputnik военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке Виктор Баранец отметил: « … В «Алмаз-Антее», услышав мой вопрос об С-600 и С-700, долго смеялись. Нам еще надо С-500 до ума довести, а потом будем думать о чем-нибудь новеньком, ответили мне. От себя добавлю, что пока вездесущая разведка США об С-600 и С-700 даже не заикается. …»

Однако вопрос не так прост. Хотелось бы отметить два момента, связанных с таким вот «раскрытием» информации.

Первый и очевидный состоит в том, что В. Жириновский по крайней мере не первый из заметных политических и государственных деятелей, кто упоминает о системе с таким обозначением. Но данный факт как-то оказался обделен столь же пристальным вниманием отечественных СМИ, как упоминание о системе именно В. Жириновским. Что, впрочем, не удивительно.  Я не претендую на то, что первое упоминание было сделано тем, кого я процитирую, но все же.

После заявления России о передаче комплексов С-300 сирийцами, последовавшим за известной потерей в сентябре прошлого года российского Ил-20 от огня сирийской ПВО, издание The Times of Israel процитировало в своей статье от 25 сентября 2018 г. бывшего в то время министром обороны еврейского государства Авигдора Либермана, который сказал, комментируя эти события: «Одно должно быть совершенно ясно: если кто-нибудь собьет наши самолеты, мы уничтожим их [системы]. Неважно, будет это С-300 или С-700.»

Но эта цитата, в свою очередь, была точным повтором из заметки этого же издания от 24 апреля 2018 г., в котором The Times of Israel ссылалось на сайт Ynet. Вероятно, в то время на неё не обратили особого внимания. Указание на упоминание о системе С-700 было, правда, замечено обозревателем сайта svoboda.org Юрием Федоровым, статья которого называлась «Если завтра война. Юрий Федоров – об С-300 и С-700» и была опубликована 25 сентября 2018 г. Но, несмотря на название, собственно тема «семисотки» в ней совершенно не затрагивалась, а лишь цитировалось израильское издание.

Таким образом, при условии, что действительно Авигдор Либерман первым упомянул о «семисотке», вопрос о том, сделано это на основании имеющейся информации или просто произвольно высказано, надо бы адресовать ему.

Но ответа, скорее всего, не последовало бы.

Реакция А. Либермана была связана с решением России передать С-300 Сирии, ранее не получившей данные системы в 2010 году в результате того, что Россия учла соответствующую просьбу Израиля, как сообщалось. Однако, принятое весной 2018 г решение о передаче – именно так, а не о продаже, - системы последовало сразу после массированного удара по объектам в Сирии крылатыми ракетами, осуществленного силами США, Великобритании и Франции, поводом для которого стало применение, как утверждалось, правительственными войсками химического оружия в боях в Думе.

Второй момент более существенный. Исходя из истории развития советских и российских систем ПВО и ПРО, известных фактов относительно современной динамики их развития и поставок вооруженным силам, взглядов – в том числе предполагаемых, - военно-политического руководства на роль этих систем в обеспечении обороноспособности страны, характера развития средств воздушного нападения и их практического применения в региональных конфликтах, вполне разумно предположить, что работа над последующими комплексами начинается задолго до завершения разработки тех систем, что уже находятся «на выходе» и должны поставляться в вооруженные силы, не говоря уже о тех, которые находятся «в серии» и  активно поставляются в войска и на экспорт в соответствующих вариантах. Речь в данном случае может идти как о концептуальной проработке, так и опытной, экспериментальной реализации каких-либо элементов, развертывание работ по тематике которых пока не может быть осуществлено по различным причинам, включая сложность, предельную дороговизну и технологические ограничения, которые пока не преодолены. Тем не менее, конструкторская мысль – особенно при надлежащем обеспечении работ ресурсами различного вида, - всегда стремительно бежала вперед. Поэтому удивительным наличие в том или ином виде – зачаточном или уже находящемся в стадии полномасштабной разработки, или в иной стадии, - упоминавшейся системы, вне зависимости от приведенного А. Либерманом и В. Жириновским обозначения,  быть не может.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание, что академик  Б.Е. Черток в своих воспоминаниях оставил чрезвычайно показательное замечание, свидетельствующее о том, что «фактически мы первыми начали ещё в 1950-х годах реализацию программы, которую американцы в 1980-х громогласно назвали «стратегической оборонной инициативой» — СОИ. Многие идеи у нас рассматривались со значительным опережением, показательно, что повторить наш опыт уничтожения противоракетой боевой головки баллистической ракеты им удаюсь только в 1984 году, через 23 года после эксперимента Кисунько – Грушина!» (выделено мной – О. П., цитата по книге «Щит России»).

Справедливости ради необходимо отметить, что подобные свидетельства можно найти и у других корифеев отечественной оборонной науки и техники, занимавшихся различной тематикой. В качестве недавнего примера можно обратиться к фрагменту опубликованного в декабре 2018 г. интервью «Российской газете» генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимира Дорофеева.  «Малахит» является разработчиком многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень» и  885М «Ясень-М», а публикация была приурочена к выходу на испытания головной в серии проекта 885М подводной лодки  «Казань». Отвечая на вопрос об особенностях подходов к проектированию отечественных подводных лодок в разные периоды, в отношении советского периода Владимир Дорофеев сказал, что « … существовало понимание, что процесс проектирования нельзя останавливать, чтобы не отставать от других развитых стран в подводном кораблестроении.

Поэтому Министерством обороны выделялись ассигнования на работу конструкторов "в задел". Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы велись по различным направлениям, в них были задействованы сотни институтов и конструкторских бюро. В те годы, о которых говорим, одновременно шло проектирование АПЛ третьего и четвертого поколений, модернизация лодок второго поколения и фрагментарные исследовательские работы по будущему пятому поколению. Поэтому в 80-е годы мы были "впереди планеты всей" по уровню конструкторской мысли и возможностям наших кораблей на тот момент» (выделено мной – О. П.; обратите внимание, что пятое поколение – это проект, упоминаемый в настоящее время в СМИ как «Хаски», лодки которого должны появиться после проекта 885М. Оцените, так сказать, горизонты проектирования. В. Дорофеев уклонился от ответа на вопрос корреспондента по проекту «Хаски»: «Мы это не комментируем. Но работы по определению облика перспективной многоцелевой подводной лодки следующего поколения проведены и, как я уже сказал, представлены заказчику в лице Министерства обороны»).

Таким образом, пальма первенства «раскрытия» информации по С-700 как минимум должна перейти к А. Либерману с примерно полугодовым гандикапом. Если, конечно, систему именно в таком обозначении не упоминал еще кто-либо. Повторюсь, что детальное выяснение этого не входило в мои планы.

Что касается отсутствия подтверждений, имевших место опровержений, ироничных оценок, то к ним – с учетом второго изложенного мной соображения, – следовало бы относиться с известной мерой осторожности, допуская, что обозначение было произнесено может быть безосновательно, а может и нет, наличие такого проекта может соответствовать или не соответствовать действительности. Все следуют своим правилам и интересам, включая «Алмаз-Антей», который до последнего не будет раскрывать свои секреты, и американскую разведку, которая тоже в большинстве случаев не будет раскрывать то, что она, возможно, знает. А как там на самом деле – покажет время.

Олег Пономаренко


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение