Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Северокорейский кризис на современном этапе
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 16-11-2017
За время своего существования Северокорейский ядерный кризис стал носить глобальный характер и превратился в сложную проблему, включающую в себя ряд факторов, создающих угрозу безопасности мирового сообщества.

Северная Корея располагается в Восточной Азии и граничит с Китаем, Россией, Республикой Корея. Говоря о геополитическом аспекте, положение КНДР имеет высокую степень важности в анализе всего комплекса проблем. Сам факт развивающегося кризиса в районе, находящегося в Восточной Азии, практически в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – это беспрецедентное событие, составляющее суть ключевого фактора безопасности общемирового функционирования.

Во-первых, страны, располагающиеся в АТР, имеют различное видение дальнейшего развития мира. Важно отметить, что Восточная Азия – это экономически процветающий регион, значительная часть стран которого показывает высокие темпы экономического роста: за 2016 год номинальный ВВП Китая, Японии и Южной Кореи в сумме практически равен[1] ВВП Соединённых Штатов – лидирующей[2] экономики мира. Страны Восточной Азии обладают высочайшим экономическим потенциалом, но важнейшим фактором является то, что в этом регионе ведущую роль играет Китай2. Концептуальное видение Китая своей внешней политики построено на принципах, которые отличаются от принципов США: например, когда речь заходит об установлении Нового мирового порядка, видение будущего мирового устройства сильно разнится. Соединённые Штаты выстраивают свою внешнюю политику[3] на идеях достижения лидерства (единоличного или в составе группы богатейших стран), которое должно обеспечить оптимизацию мирового функционирования и развития. В свою очередь, в доктринальных документах Китая[4] прослеживается обратное: идея всеобщего мира и совместного развития без гегемонии и применения силовой политики. Это также заметно при анализе публичной риторики Китая[5].

Что касается двух других крупнейших стран восточноазиатского региона: Япония[6] и Южная Корея[7] имеют прочные экономические отношения с Соединёнными Штатами, входя в список крупнейших торговых партнеров США. Эти страны достигли высокого уровня экономического роста и в настоящее время являются крупнейшими экономиками Восточной Азии после Китая.

Почему эти факты важны? Поскольку внешнеполитический курс Китая направлен на избежание гегемонии в общемировых политических делах, страна заинтересована в создании такого политического пространства в рамках региона, которое будет защищено от внешнего вмешательства или влияния.

Во-вторых, КНДР активно развивает свою ядерную программу и проводит испытания баллистических ракет. Сейчас КНДР заявляет об успешно проведенных испытаниях водородной бомбы (в несколько раз более мощной по сравнению с атомной), однако эксперты заключают, что говорить об абсолютной истинности данных заявлений пока рано, и что по-прежнему “сохраняются серьезные сомнения в том, что КНДР обладает термоядерным боезарядом, который может быть доставлен до цели с помощью межконтинентальной баллистической ракеты” (из интервью директора Центра Энергетики и безопасности Антона Хлопкова)[8].

Фактически, мировое сообщество имеет основания опасаться потенциала КНДР, на что указывают проведенные 15 сентября 2017 года испытания: последний запуск ракеты продемонстрировал дальность полета северокорейских ракет. По оценкам южнокорейских экспертов, она достигла высоты около 770 км и пролетела около 3700 км: это достаточно далеко, чтобы достичь расположенного в Тихом океане американского острова Гуам[9].

В-третьих, специфика расположения КНДР и стратегических объектов на ее территории подводит США к разработке планов превентивного удара по ракетным объектам страны. Это является одним из оснований эскалации Северокорейского кризиса, а также представляет большую угрозу общемировой безопасности: физическое разрушение ядерных объектов, расположенных на территории Северной Кореи сравнительно близко друг к другу, может повлечь за собой глобальную экологическую катастрофу[10].

В августе этого года Командование корейской народной армии заявляло о работе над планом превентивного удара по району тихоокеанского острова Гуам, где расположены американские военные базы. Президент США Дональд Трамп также заявил о готовности отдать соответствующие распоряжения по уничтожению ключевых ракетных объектов Северной Кореи с помощью бомбардировщиков с базы ВВС США на Гуаме. В ответ на это КНДР пригрозила нанесением удара по этим военным базам, что запустило новую волну обмена угрозами. В дискурсе данных событий звучали слова с ярко-агрессивными интенциями: так, гневная риторика между США и КНДР вышла на новый уровень[11], т.к. появились конкретные угрозы (за которыми спустя месяц последует демонстрация сил Северной Кореей).

При переходе от геополитических к другим факторам Северокорейского кризиса, следует отметить особенную важность вопроса режима, установленного в КНДР.

В 1990-ые годы в американской политической риторике возникает[12] такое понятие, как “страны-изгои” (англ. rogue states), или “государства, вызывающие тревогу” (англ. states of concern). К ним были причислены многие страны с установленным (недемократическим) режимом, который угрожает целостности и стабильности мирового развития. КНДР и по сей день находится в условном списке, что было подчеркнуто речью президента США Дональда Трампа во время осеннего выступления в Генассамблее ООН[13].

В ходе Шестисторонних переговоров администрация США выделила Северную Корею как врага, перечисляя ее в составе “оси зла” (Axis of evil). Этот термин был использован[14] президентом США Джорджем Бушем в ежегодном обращении к Конгрессу в январе 2002 года. Само понятие “оси зла” было применено для описания режимов, спонсирующих, по мнению США, терроризм или разрабатывающих оружие массового поражения.

Это вносит неоднозначность в риторику стран, задействованных в данном кризисе. Происходит поиск баланса: риторика и действия регулирующих кризис стран находятся в неопределенности, то есть происходит поиск баланса между силовым и дипломатическим методом урегулирования кризиса. При этом происходящее дискредитирование недемократических режимов несет в себе также смысл подчеркивания важности таких процессов, как либерализация, демократизация и глобализация. Этот факт несет в себе особенный смысл вовлеченности Соединённых Штатов в современном Северокорейском кризисе. Наблюдается активное публичное участие в урегулировании конфликта и подчеркиваемое стремление к устранению режимов, подобных северокорейскому.

На современном этапе ситуация на Корейском полуострове и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом требует комплексного изучения и урегулирования, потому что существует ряд угроз при постепенной эскалации Северокорейского кризиса.

Действия лидирующих политических держав по вопросу урегулирования кризиса отражаются на развитии картины современного мира. И среди них можно выделить особенное влияние экономических и политико-социальных вопросов, а именно: как развитие Северокорейского кризиса отражается на экономике региона и на экономических возможностях и влиянии стран восточноазиатского региона, а также то, как публичная риторика стран отражается на дальнейшем развитии международных отношений в период глобального кризиса. Изучив эти факты, необходимо сделать вывод, что они являются важнейшими при комплексном изучении проблем в современных политических реалиях.

 

[1] По данным Международного валютного фонда (от 18.04.2017): внутренний валовый продукт стран мира (номинальный).

[2] По данным Международного валютного фонда (от 18.04.2017) экономика Китая является второй в мире по номинальному ВВП: $11218 млрд. после $18569 млрд. у США за 2016 год.

[3] Стратегия национальной безопасности Соединённых Штатов Америки 2002, 2010 и 2015 года.

[4] А.А. Свешников. Концепции КНР в области внешней политики и национальной безопасности. 2006

[5] Например, выступление председателя КНР Си Цзиньпина на Генассамблее ООН 2015 года и др.

[6] World Factbook: Экономика Японии

[7] World Factbook: Экономика Южной Кореи

[8] Статья на сайте BBC. Русская служба от 04.09.2017: “Есть ли на самом деле у КНДР ракета с термоядерной боеголовкой?”

[9] Статья на сайте BBC. Русская служба от 15.09.2017: “Северная Корея опять запустила ракету над Японией”

[10] Инфографика на сайте РИАНовости Украина от 17.08.2017: “Расположение стратегических объектов”

[11] Эксперт РИСИ – о кризисе в риторике общения КНДР и США

[12] Encyclopedia of the New American Nation: Post-cold War Policy – Isolating and punishing ‘rogue’ states

[13] Видео: Выступление президента США Дональда Трампа на ГА ООН (с переводом)

[14] Ежегодное обращение Президента США к Конгрессу: 2002 год.

Трипольский Даниил


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение