Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Сравнительный анализ места и роли женщин в вооруженных силах зарубежных стран
Материал разместил: Фостийчук ЮлианаДата публикации: 28-03-2013

Проблемы обеспечения национальной безопасности в современных условиях занимают одно из центральных мест в политике государств. Несмотря на то, что процесс обеспечения национальной безопасности носит комплексный характер и в нем участвуют различные политические институты, главную роль продолжает играть военная организация государства и ее ядро – вооруженные силы.

В последние годы отмечается стремительное развитие вооруженных сил различных государств, их техническое оснащение и кадровое обеспечение. Все более заметным явлением становится привлечение к военной службе военнослужащих женского пола. В современной России в условиях продолжающейся реформы вооруженных сил число военнослужащих-женщин постоянно возрастает. В связи с этим изучение опыта службы женщин в армиях зарубежных стран является необходимым условиям успешного проведения военной реформы в России.

Следовательно, актуальность предлагаемого исследования обусловлена следующим обстоятельствами:

Во-первых,  нарастающими процессами феминизации, которые проявляются в установлении фактического равноправия мужчин и женщин в различных сферах общественной и политической жизни. Все большее число женщин занимают высокие посты в государственной иерархии, традиционно считавшиеся чисто мужскими.

Во-вторых, появлением в современных армиях новых специальностей, требующих особые технические и гуманитарные знания, овладение которыми у военнослужащих женского пола происходит быстрее. На отдельных должностях военнослужащие-женщины способны выполнять обязанности качественнее своих коллег-мужчин.

В-третьих, сложной демографической ситуацией в отдельных странах, не позволяющей ограничиться привлечением к службе в вооруженных силах исключительно лиц мужского пола.

В-четвертых, наличием отдельных проблем, связанных с гендерными отношениями в воинских коллективах, опыт преодоления которых в зарубежных армиях может быть использован в российской практике.

Объектом исследования является процесс привлечения женщин к военной службе в армиях зарубежных стран.

Предмет исследования – сравнительный анализ военной службы лиц женского пола в вооруженных силах отдельных зарубежных государств.

Целью предлагаемого исследования является проведение компаративного анализа места и роли женщин-военнослужащих в зарубежных армиях в интересах использования положительного опыта в условиях Российской Федерации.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • выявить причины активного привлечения женщин к военной службе в армиях современных зарубежных государств;
  • показать особенности использования военнослужащих женского пола на должностях рядового, сержантского и офицерского состава в вооруженных силах некоторых зарубежных государств;
  • вскрыть имеющиеся проблемы, связанные со служебной деятельностью женщин-военнослужащих в зарубежных странах;
  • определить направления использования положительного опыта привлечения женщин к военной службе в зарубежных государствах в условиях современной России.

Формат данного исследования не предполагает проведение анализа особенностей привлечения женщин к военной службе в вооруженных силах во всех зарубежных государствах. Автор считает целесообразным ограничиться лишь теми странами, чей опыт может быть использован в современной России. Кроме того, речь будет идти исключительно об условиях мирного времени, поскольку привлечение женщин к военной службе в военное время регулируется другими законами и положениями. За рамками исследования остались особенности службы лиц женского пола в других силовых структурах, а также участие женщин в работе органах военного управления на гражданских должностях за исключением случаев назначения женщин на должностях министров обороны.

 

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЖЕНЩИН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В АРМИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Служба женщин в воинских формированиях имеет достаточно длительную историю. Как свидетельствует российский военный исследователь С.Л.Рыков, примеры военной службы женщин известны с древних времен. Женщины составляли часть военной организации не только в средние века, но и в эпоху классической древности. Уже в IV веке до н.э. в Афинах и Спарте женщины присутствовали в вооруженных формированиях греческих войск. Первые сведения о женщинах-воительницах, отраженные в исторической литературе, связаны с амазонками. Упоминания о них есть уже в трудах древнегреческого историка Геродота (ок. 490-425 гг. до н.э.). География распространения «женских военных поселений» достаточно широка: от Южной Америки до Ливии и от Персии до Новой Гвинеи. На территории нынешней России, по данным древнегреческого географа и историка Страбона (63-23 гг. до н.э.), амазонки обитали в районах Ростовской области, Пятигорска и предгорьях Кавказа у реки Терек. Применительно к европейским армиям начальный период участия женщин в военных походах можно отнести к временам Пелопонесской (431-404 гг. до н.э.) и Коринфской (395-387 гг. до н.э.) войн. В письменных источниках древних цивилизаций Греции, Индии и Рима упоминается о том, что у кельтов, германцев, сарматов и иных индоевропейских народов женщины непосредственно участвовали в боевых действиях, оказывая целенаправленное морально-психологическое воздействие на воинов-мужчин. Некоторые из них даже возглавляли воинские формирования[1].

Следы амазонок разных народов ученые обнаруживают почти на всех континентах. Археологи находят древние захоронения женщин-воинов, их оружие и украшения. Такое явление, как амазонки, не относится лишь к какому-либо одному историческому периоду или региону. Как свидетельствуют авторы исторического труда «Золотой век амазонок», в Британии, например, «…сохранилась память о доблести, проявленной Боудиккой, королевой иценов, о ее внезапном появлении на исторической арене, приведшем к избиению римских легионеров, об осаде римских лагерей и городов и о ее благородной кончине. История и искусство повествуют нам о германских и галльских женщинах, сражавшихся против римлян. …Французская революция в 1972 году сопровождалась образованием отряда новых амазонок. …Женский отряд восемнадцатого столетия состоял из матрон предместий Галле и Форбург Сент-Антуан, ощутивших в крови жар убийства. Разодевшиеся в соответствии со смутными представлениями о классических временах (той героической поре, которая воспламеняла мысли всего революционного поколения) в короткие юбки, красные фригийские колпаки, они вооружались весьма делового вида пиками»[2].

В средневековой Европе имели место и случаи официального привлечения женщин для службы в армии, однако они носили в целом эпизодический характер. Следует иметь в виду, что женщины-военнослужащие, как правило, были востребованы лишь в военное время и на вспомогательных должностях, обычно в госпиталях и тыловых подразделениях.  Впервые в мире женщины наравне с мужчинами без профессиональных ограничений встали в строй как полноправные военнослужащие с соответствующим статусом в Канаде в 1895 г. Именно в это время их начали принимать на военную службу в мирное время не только в службы обеспечения, но и в боевые части как полноправных военнослужащих[3].

Привлечение женщин к службе в вооруженных силах – устойчивая тенденция последних десятилетий, охватившая большинство развитых стран мира. В подавляющем большинстве государств в мирное время женщины проходят военную службу только на добровольной основе. Исключением здесь выступают Государство Израиль, где в силу нахождения этой страны во враждебном окружении арабских стран с огромным численным превосходством в людских ресурсах на женщин распространяется военная служба по призыву, и Куба, где обязательная служба для женщин также связана с нахождением этой страны в экстремальной ситуации.

При наличии общей тенденции привлечения граждан женского пола на военную службу каждая страна имеет свои особенности. В ряде стран процент женщин-военнослужащих среди общей численности вооруженных сил выше, в других странах он значительно меньше. Во многих государствах имеются серьезные ограничения на замещения женщинами определенных должностей, прежде всего связанных с тяжелыми условиями службы или повышенным риском для жизни.

Исходя из имеющихся статистических данных, в зависимости от масштабов привлечения женщин на военную службу можно выделить несколько групп государств. К первой группе таких государств можно отнести страны с активным привлечением женщин к службе в вооруженных силах. Это, прежде всего, США, Канада, страны Западной Европы, Австралия и Израиль. В этих странах раньше других были созданы юридические и социальные условия для поступления женщин на военную службу в мирное время. К следующей группе можно отнести страны Латинской Америки, некоторые государства Восточной и Юго-Восточной Азии, Россию и республики бывшего Советского Союза. Активизация процесса привлечения женщин на военную службу в этих странах отмечается в последнее время. При этом доля женщин-военнослужащих в армиях этих государств имеет тенденцию к увеличению. Во многих из них нормативно- правовая база, регулирующая службу женщин в рядах Вооруженных Сил в мирное время еще далека от совершенства. К третьей группе можно отнести развивающиеся страны Африки, арабские страны и страны с преобладающим мусульманским населением. В некоторых из них предусмотрена военная служба для женщин, но их процентное отношение невелико. Можно говорить, что в этих странах военная служба женщин является скорее исключением, чем правилом. И, наконец, есть группа стран, где военная служба в силу национально-культурных и исторических традиций не предусмотрена вовсе (например, в Саудовской Аравии).

Издаваемый в Брюсселе журнал «НАТО Ревью» предлагает, исходя из численности женщин в вооруженных силах, разделить государства–члены НАТО на 4 основные группы. К первой группе стран с наивысшей абсолютной численностью женщин относятся США, Франция, Великобритания и Германия, (в которых, согласно данным за 2011 г., женщины составляют 220,9 тыс. чел., 27,5 тыс. чел.,16,6 тыс. чел. и 16 тыс. чел. соответственно). Во вторую группу входят Испания и Греция, в которых численность женщин в армии колеблется от 5 тыс. до 6 тыс. чел., а их доля в вооруженных силах – от 3 до 6%. Особенностью третьей группы стран, в которую входят Нидерланды, Бельгия, Венгрия, Португалия и Канада, является относительно невысокая абсолютная численность женщин при высокой их относительной численности в вооруженных силах – от 7 до 11%. Последнюю группу образуют страны, характеризующиеся невысокой общей численностью военнослужащих–женщин – Чехия (3 тыс. чел.), Норвегия (1,5 тыс. чел.), Турция (8 тыс. чел.), Дания (0,9 тыс. чел.), Польша (0,3 тыс. чел.)и Люксембург (0,05 тыс. чел.) и столь же невысокой их долей в вооруженных силах[4].

Таблица 1

Численность военнослужащих-женщин в армиях стран НАТО

Страна

Численность военнослужащих-женщин (офицеров)

Отношение числа военнослужащих-женщин к численности ВС (в проц.)

Бельгия

3486 (1300)

3,75

Великобритания

16 604 (2338)

5.04

Греция

2002 (292)

1,19

Дания

979(65)

4,20

Испания

1475(270)

0,11

Канада

8014(1565)

9,36

Люксембург

9(0)

1,28

Нидерланды

1915 (227)

1.81

Норвегия

540 (301)

1,38

Португалия

1 045(58)

0.01

США

220 957 (32 077)

14,5

Турция

8014 (1565)

1,23

Франция

20 470 (1015)

14,1

ФРГ

16 000 (1690)

16,9

Чехия

3000(871)

13

*Примечание Исландия вооруженных сил не имеет

 

Согласно данным Организации по делам женщин в вооруженных силах стран–участниц НАТО за последние 40 лет число военнослужащих–женщин выросло в 10 раз и достигло в настоящее время почти 290 тыс. человек[5]. Почти 40 тыс, женщин-военнослужащих в этих странах носят офицерские погоны.

Различны причины, по которым женщины привлекаются на военную службу и их мотивы служить в рядах вооруженных сил. Причина введения обязательной военной службы для женщин в Израиле связана с условиями этого государства и необходимостью изыскания дополнительных людских ресурсов для обеспечения национальной безопасности. В некоторых странах причиной привлечения женщин для службы в вооруженных силах стала неблагоприятная демографическая ситуация, не позволяющая иметь достаточное количество военнослужащих мужского пола, годных к выполнению обязанностей военной службы по состоянию здоровья и уровню образования. Это характерно для ряда стран «постсоветского пространства».  В США и других странах Запада ключевую роль сыграл гендерный фактор, стремление обеспечить реальное равноправие полов в жизни стран в целом, и в вооруженных силах, в частности. Женщины добились права служить в вооруженных силах во многом сами. При этом процесс достижения реального равенства между мужчинами и женщинами в этих странах продолжается. В странах Латинской Америки, отдельных странах Восточной Азии военная служба женщин обусловлена стремлением продемонстрировать демократичный характер политических режимов, формальное равенство между мужчинами и женщинами. Служба женщин в армиях мусульманских стран вызвана необходимостью, в том числе, преодоления некорректного восприятия ислама как религии, дискриминирующей женщин. Есть и еще одна характерная для большинства стран причина – это появление в вооруженных силах должностей, на которых в силу своих психологических качеств женщины способны выполнять обязанности лучше мужчин.

Вызывают интерес и мотивы, побуждающие женщин идти служить в рядах вооруженных сил. Можно выделить несколько таких мотивов. Во-первых, искреннее желание служить своей Родине, непосредственно участвовать в обеспечении безопасности своего государства. Во-вторых, стремление быть социально защищенными, иметь гарантированное и относительно высокое денежное довольствие, обладать определенным статусом и пользоваться льготами, предусмотренными для военнослужащих. В-третьих, продолжение семейных династий, когда дочери кадровых военнослужащих в силу особенностей воспитания осознанно стремятся продолжать семейные традиции. В-четвертых, желание испытать свои силы в сложных условиях, которые предполагает военная служба, в том числе в ходе боевых действий.  Кроме того, возможны  и другие личные мотивы.

Опыт привлечения женщин в ряды вооруженных сил в государствах-членах НАТО представляет особый интерес для российского исследователя. Следовательно, для обобщения этого опыта необходимо дать общую характеристику условий и особенностей военной службы женщин в армиях стран Североатлантического альянса.

В странах НАТО в мирное время лиц женского пола набирают для службы в войсках, штабах и военных учреждениях исключительно на добровольной основе. Законы о призыве распространяются только на период войны и то лишь в некоторых государствах альянса. Служба женщин-военнослужащих организована в основном в соответствии с требованиями уставов, единых как для мужчин, так и женщин. Вместе с тем регламент службы для женщин имеет некоторые особенности. Так, в Норвегии и Франции женщин запрещается подвергать аресту. Для женщин в армии предусмотрены дополнительные гарантированные льготы, включая оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребенком, запрещение задерживать их на военной службе по истечении ее срока даже в период войны (Великобритания), уход в отставку в более раннем возрасте по сравнению с мужчинами (Турция). Отсутствие ограничений в продвижении по службе позволило наиболее способным американкам, англичанкам, канадкам, француженкам и западным немкам получить воинские звания генерал и адмирал, турчанкам – полковник, голландкам, норвежкам и португалкам – подполковник.

Таким образом, вопрос о том, может ли женщина служить в армии, в странах НАТО решается положительно. Однако с учетом оснащения армии сложной техникой и высоких требований к подготовке личного состава в зарубежной печати нередко обсуждается проблема, может ли женщина на военной службе оставаться женщиной? И на этот вопрос западные военные специалисты дают положительный ответ. Они утверждают, что значительные нагрузки, переносимые во время марш-бросков, прыжков с парашютом, стрельб и т. д., не влияют на  привлекательность женщин-военнослужащих.  Многие из них выходят замуж, имеют детей. Так, в США насчитывается более 85 тыс. семей, в которых муж и жена являются военнослужащими.

В ряде стран Североатлантического союза существуют законы, запрещающие либо ограничивающие использование военнослужащих женского пола в боевых действиях. Запрет существует в армиях Бельгии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии и ФРГ, ограничения – в Великобритании, Дании, Канаде, Турции и Франции (в сухопутных войсках). Помимо того, в Греции и Франции женщины не имеют права принимать участие в боевых действиях ВВС и ВМС, а в ФРГ – служить на боевых кораблях и в полевых госпиталях. Женщинам, проходящим службу в бундесвере, не разрешается выдавать оружие, им предлагаются лишь должности офицеров-медиков (терапевтов, зубных врачей, фармацевтов и ветеринаров).

В США обучение женщин и мужчин в военных училищах ведется по одной программе, за исключением различных нормативов по физической подготовке. Примечательно, что лучшим курсантом по итогам 1989 года в одном из таких училищ впервые признана девушка Л  Бейкер, назначенная после окончания на должность командира подразделения курсантов. Женщины рядового и сержантского состава в вооруженных силах Соединенных Штатов готовятся главным образом по таким военным профессиям, которые не требуют непосредственного участия в боях.

В английских ВВС осуществляется совместная подготовка офицеров обоих полов, но в сухопутных войсках и ВМС она отличается содержанием и продолжительностью. Во Франции и ФРГ у военнослужащих мужчин и женщин одинаковое обучение только в сфере военной медицины. В Греции лица слабого пола с погонами на плечах готовятся отдельно от мужчин, а занятия являются более легкими в физическом отношении.

Многие страны-члены НАТО открыли для женщин возможность овладевать новыми военными профессиями. Так, американки, англичанки, голландки, канадки и норвежки могут служить в составе экипажей танков и БМП. С сентября 1988 года право обучаться в военных колледжах получили испанки. В Нидерландах и Норвегии девушки включаются в команды боевых кораблей, а в Канаде им предоставлена возможность овладеть почти всеми специальностями, имеющимися в вооруженных силах, кроме службы на подводных лодках. В Великобритании в ходе маневров изучаются возможности использования женщин в ВМС на «мужских» должностях, а в США в конце 2012 года  было принято решение разрешить женщинам-военнослужащим участвовать в боевых действиях сухопутных войск, хотя фактические примеры такого участия встречались и ранее. Так, во время американской операции в Панаме (декабрь 1989 года) капитан Линда Брей, как сообщалось в Газете «Нью-Йорк таймс», командовала 30 солдатами при захвате одного из объектов. По данным той же газеты, в числе переброшенных в страну военнослужащих США находилось 170 женщин. Италия – последняя страна-член НАТО, допустившая службу женщин в армии.

Западные специалисты считают, что в 80-е годы повысилось значение частей боевого и технического обеспечения. Это открыло новые возможности для военной службы женщин, что дало существенный приток молодых людей в вооруженные силы. Уже сейчас правящие круги большинства стран блока прилагают определенные усилия, направленные на увеличение числа женщин в своих вооруженных силах.

Надо отметить и существование противников службы женщин в вооруженных силах. В США, например, бывший офицер Б. Митчел создал организацию, выступающую против этого. По его мнению, женщины-военнослужащие не имеют возможности решать серьезные задачи в реальном бою, что может снизить боевую готовность. Но, несмотря на подобные утверждения, процент женщин как в американских вооруженных силах, так и в армиях других стран Североатлантического блока продолжает расти.

Наличие как сторонников, так и противников активного привлечения женщин к службе в вооруженных силах обусловлено, в том числе, и существованием проблем, связанных со служебной деятельностью женщин-военнослужащих. Эти проблемы имеют свою специфику в различных странах. Во многом их содержание определяется уровнем развития нормативно-правовой базы, национально-культурными традициями, экономическими и социальными условиями каждой отдельной страны. Вместе с тем существуют и общие для всех государств проблемы, которые, по мнению автора, могут быть представлены следующим образом.

Первая проблема непосредственно связана с объективным противоречием между характером выполнения задач военной службы, с одной стороны, и физиологическими и психологическими особенностями женского организма. Стремление женщин-военнослужащих к обеспечению своего карьерного роста вступает в противоречие с их объективными возможностями выполнять служебные обязанности на некоторых командных должностях на том же качественном уровне, что и военнослужащие мужского пола. Кроме того, социально гарантированные отпуска по беременности и уходом за детьми на достаточно длительное время отрывают женщин-военнослужащих от выполнения служебных обязанностей, что в ряде случаев оказывает негативное влияние на их профессиональный рост.

Вторая проблема касается гендерных отношений в воинских коллективах, где предусмотрена совместная служба мужчин и женщин. Так, в американской армии нарушение уставных взаимоотношений в отношении женщин-военнослужащих выражается в различных формах психологического и физического (в том числе сексуального) насилия. Как показали исследования американских психологов, проведенные в 1994 г., 73,3% женщин, проходящих службу в армии CШA, подверглись различным формам надругательств. Причем в большинстве случаев (54,5%) – от своих непосредственных начальников или равных по должности. При этом 5% опрошенных сообщили, что подверглись изнасилованию или его попытке; 16% заявили, что являются объектом постоянного психологического давления по половому признаку; 58,3% признали, что вынуждены терпеть непристойные шутки со стороны военнослужащих-мужчин. В официальном докладе Министерства обороны США за 1997 г. «О положении военнослужащих-женщин» уже отмечалось, что «сексуальное насилие превращается в одну из наиболее серьезных проблем для Вооруженных сил»[6]. При этом имели место и обратные случаи, когда сексуальные домогательства отмечались со стороны женщин-военнослужащих к своим подчиненным из числа мужчин.

Третья проблема затрагивает вопросы обеспечения особых социально-бытовых условий прохождения службы в вооруженных силах представителями женского пола. В данном случае речь идет о создании для женщин отдельных казарм и общежитий, обеспечении их обмундированием и амуницией, отличающимися от аналогичных мужских комплектов, разработки отдельных рационов питания, введение дополнительного медицинского обслуживания, организацию специфических форм культурно-досуговой и спортивно-массовой работы. Особенно актуальными эти вопросы представляются при размещении частей и подразделений в полевых условиях, в ходе проведения учений и в условиях боевых действий в вооруженных конфликтах разной интенсивности. Требует особого подхода и организация военной службы женщин на надводных кораблях и подводных лодках.

И, наконец, четвертая проблема имеет психологический характер. Военная служба связана с повышенным риском. В обществах в целом и в воинских коллективах, в частности, крайне болезненно воспринимаются случаи гибели женщин-военнослужащих в ходе отдельных операций, локальных и региональных конфликтов. Неслучайно в самой феминизированной Армии обороны Израиля при выдвижении частей в зону боевых действий военнослужащие из числа женщин остаются в тылу. Командиры-мужчины в случае боевых операций находятся под психологическим давлением, естественно стремясь особо оберегать подчиненных-женщин. По мнению некоторых экспертов, это снижает эффективность выполнения боевых задач.

Представленные проблемы, как отмечалось ранее, носят общий характер. Существуют и другие специфические проблемы, связанные с личными качествами военнослужащих, обстановкой в отдельных воинских коллективах.

Рассматривая проблему службы лиц женского пола в армиях зарубежных стран, нельзя обойти вниманием вопрос о деятельности женщин в качестве гражданских министров обороны, поскольку их полномочия напрямую связаны с руководством вооруженными силами целого государства.

Такие примеры не являются единичными, однако необходимо иметь в виду, что женщины занимают посты гражданских министров обороны только в тех странах, где эти должности не предполагают непосредственного управления войсками, сводятся к политическому и административному контролю над этим элементом военной организации.

Современная история государств доказывает: руководить силовыми ведомствами могут и представительницы слабого пола. Многие эксперты считают это вполне логичным: женщина способна улаживать конфликты мирным путем, так как ей в силу своей природы больше свойственно созидать, чем разрушать. Кроме того, женщины очень хорошо знают цену человеческой жизни и стремятся сделать все, чтобы избежать военных действий.

Понятно, что назначение министром обороны бывшей фотомодели или джазовой певицы (такие случаи тоже имеют место) – это всего лишь заигрывание с народом или широкомасштабная пиар-акция правительства. Однако это ни в коей мере не означает неэффективность выполнения такими министрами своих должностных обязанностей.

Первопроходцем среди женщин, стоявших у руля военного ведомства, считается бывший министр обороны Финляндии Элизабет Рен.Она руководила министерством обороны с 1990 по 1995 годы. Впоследствии занимала пост помощника Генерального секретаря ООН.

Любопытный случай имел место несколько лет назад в Испании, когда в правительстве социалистов пост министра обороны был доверен 37-летней Карме Чакон.  Сам факт ее назначения не вызвал бы удивления, если бы в тот момент она не находилась на седьмом месяце беременности. Между тем, несмотря на свое положение, она активно изучала все премудрости военного дела, самоотверженно инспектировала испанских генералов, присутствовала на всех важных мероприятиях. Благополучно родив мальчика, Карме продолжала руководить военным ведомством – она находилась на посту министра с апреля 2008 по декабрь 2011 года, пока социалисты находились в правительстве.

Считается, что достаточно успешно справлялась со своими обязанностями экс-министр обороны Французской Республики Мишель Альо-Мари.  В силовых структурах Франции Мишель с 2002 года, в кабинете министров Жана-Пьера Раффарена занимала пост министра обороны. Выступив в 2007 году в поддержку президента Николя Саркози, получила портфель министра внутренних дел (2007-2009 годы), потом – юстиции (2009-2010), а еще позже – министра иностранных дел.

При назначении на пост министра обороны Швеции Карин Энстрем отметила, что намерена продолжить курс реформ, взятый ее предшественником. Ее супруг – тоже профессиональный военный. Кстати, подразделению, где он служит, грозит в рамках реформ реструктуризация, поэтому он подыскивает новую работу. У супругов трое детей.

Министр обороны Литвы Раса Юкнявичене известна своими резкими высказываниями об «угрозе с Востока». Бывший педиатр активно лоббирует участие Литвы во всех военных операциях НАТО и предлагает учредить в Литве (в Каунасе) Центр энергетической безопасности блока. 54-летняя Раса Юкнявичене владеет английским, русским и норвежским языками. Ее муж работает адвокатом.

Линда Мурниеце в возрасте 35 лет стала первой в истории Латвии женщиной – министром обороны. Правда, руководила военным ведомством она недолго – всего четыре месяца: с января по апрель 2006 года. Позже она занимала пост министра внутренних дел (с 2009 до 2011 годы). По образованию Линда журналист, долгое время работала в пресс-центре Министерства внутренних дел. Она хорошо стреляет и хранит дома личное оружие – пистолет системы «Вальтер». У Линды Мурниеце двое детей от первого брака. В настоящее время она замужем  за врачом-гастроэнтерологом арабского происхождения Хусамой Абу Мери.

Бывшая джазовая певица Власта Парканова возглавляла Министерство обороны Чехии с 2007 по 2009 годы. До этого Власта Парканова имела опыт работы на министерских должностях: в 1997 и 1998 годах она возглавляла Министерство юстиции.

Военная карьера первой в истории Японии женщины – министра обороны, закончилась скоротечно:она не продержалась и месяца. Юрико Коикэ была вынуждена подать в отставку в связи со скандалом, связанным с утечкой секретных сведений об американской противоракетной системе «Иджис».

Бывшая профессиональная фотомодель 48-летняя Марта Лусия Рамирес в августе 2002 года стала первой в истории Колумбии женщиной, возглавившей оборонное ведомство. Руководила армией она чуть больше года, после чего подала в отставку. Для страны, оплота мирового производства кокаина, где идут постоянные войны между наркокартелями и наркобаронами – довольно долгий срок. Однако даже за это время она стала одним из самых популярных политиков в стране. За тот период, что Марта Рамирес возглавляла Министерство обороны, в стране на 22% снизился уровень убийств, на 35% число похищений людей и на 70% незаконный оборот наркотиков.

Принципиальностью и решительностью отличалась министр обороны Аргентины Нильда Гарре, Заняв в конце 2005 года главное кресло в Министерстве обороны Аргентины, она заявила, что бывшие армейские чины больше не смогут, прикрываясь военной тайной, отказываться от дачи показаний по делам о похищениях и пытках граждан во времена военной диктатуры.

В 2007 году президент Эквадора Рафаэль Корреа после трагической гибели в авиакатастрофе первой в истории страны женщины – министра обороны Гуадалупе Ларрива – назначил на эту должность 41-летнюю Лорену Эскудеро. Она имеет степень доктора политических наук и специализируется на Латинской Америке[7].

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что женщины способны возглавлять министерства обороны. Не все из перечисленных министров были одинаково эффективны на своих постах, некоторые из них пробыли в должности достаточно короткий срок. Хотя случаи назначения женщин на посты министров обороны – достаточно редкое явление на сегодняшний день, можно предположить, что в будущем число женщин-министров обороны будет возрастать.

Проведенный анализ исторического опыта и современного состояния проблемы привлечения женщин к военной службе в вооруженных силах зарубежных государств позволяет сделать некоторые выводы.

Первое. Привлечение женщин к военной службе имеет глубокие исторические корни. Женщины привлекались к выполнению военных задач в различные исторические эпохи и в различных регионах мира. Однако следует заметить, что это явление не носило системного характера и, как правило, распространялось только на военное время. Активное назначение женщин на военные должности в мирное время в зарубежных странах началось в период после окончания Второй мировой войны.

Второе. Активизация процесса привлечения женщин на службу в рядах вооруженных сил – устойчивая тенденция в кадровом обеспечении военного строительства во многих странах мира. При этом растет как доля военнослужащих женского пола, так и число специальностей, по которым предусмотрена подготовка женщин-военнослужащих и процент женщин, занимающих офицерские должности. За редким исключением прием женщин на военную службу в мирное время осуществляется на добровольной основе.

Третье. Важнейшими причинами более активного привлечения женщин к военной службе в армиях зарубежных стран являются: особые условия обеспечения национальной безопасности; неблагоприятная демографическая ситуация в отдельных странах; стремление обеспечить реальное равноправие полов в жизни стран в целом, и в вооруженных силах, в частности; стремление продемонстрировать демократичный характер политических режимов, преодолеть некорректное восприятие ислама как религии, дискриминирующей женщин; появление в вооруженных силах должностей, на которых в силу своих психологических качеств женщины способны выполнять обязанности лучше мужчин.

Четвертое. В большинстве зарубежных стран женщины достаточно мотивированы к поступлению на военную службу в рядах вооруженных сил. Как, показывает проведенный анализ, основными мотивами служат: желание служить своей Родине, материальные стимулы, продолжение семейных  традиций, желание испытать себя в сложных условиях и другие.

Пятое. В процессе проведенного анализа были вскрыты имеющиеся проблемы, связанные с прохождением женщинами службы в рядах вооруженных сил иностранных государств. К ним относятся: объективное противоречие между характером выполнения задач военной службы и физиологическими и психологическими особеннос


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение