Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Суэцкий канал как геостратегическая точка
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 15-11-2014

Средиземное море с древних времен является центром конфликтов и войн с единственной целью – контролировать и управлять одним из важнейших регионов мира. Более того, все империи создавались вокруг него. Суэцкий канал соединяет Красное и Средиземное моря и считается границей между двумя континентами Африкой и Евразией.

Суэцкий канал дает возможность  кораблям без огибания Африки проплыть кратчайшим путем в Северное полушарие между портами Атлантического и Индийского океанов. Суэцкий кризис 1956 г. является поворотным пунктом в эволюции международных отношений в послевоенный период и период холодной войны. Напряженность в той или иной форме была в регионе с момента первой арабо-израильской войны в 1948-1949 гг. В 1956 г. поменялась форма, которая превратила региональный конфликт в международную проблему.

На Суэцкий канал приходится 8% мировой торговли. Все государства хотят играть главную роль в Средиземном море. Так как новые мировые правила требуют экономить время, деньги и самое главное иметь чувство безопасности, то не существует другого выхода кроме создания новых и здоровых соглашений, чтобы обеспечить текущее развитие изменений. Ближний и Средний Восток является зоной больших рисков и всегда есть угроза срыва поставок и как следствие повышение цен на товары. На данный момент суда долго ждут, когда они смогут пройти по каналу и их грузоподъемность невелика, поэтому необходимо строительство второго Суэцкого канала параллельно от существующего, что приведет к:

  • быстрой и более выгодной доставке товаров;
  • росту доходов для египетского государства от транзитных сборов;
  • безопасности Средиземного моря.

Быстрая и более выгодная доставка товаров. Ближайшими портами от Суэцкого канала являются Пирей и Салоники, поэтому для всех экономически более выгодно, чтобы было подписано межправительственное соглашение с Грецией. Согласно этому соглашению корабли смогут проходить через новый Суэцкий канал и отгружать товары в портах, а оттуда распределять их по железной дороге в Западную и Восточную Европу. Это даст возможность не огибать Гибралтарский канал, что приведет к уменьшению затрат и экономии времени. По сравнению с данными на текущий момент себестоимость перевозок уменьшится на 30% и время доставки сократится на 15 дней.[1]

Рост доходов для египетского государства от транзитных сборов. В настоящее время существующий Суэцкий канал является самым важным доходом египетской экономики.  С построением второго канала увеличится количество караблей, которые смогут проходить по Суэцкому каналу. Автоматически вырастут и доходы египетского государства. По словам президента Египта Абделя Фатаха Ас-Сиси, доходы от двух каналов достигнут до 2023г. 13 млрд. долларов.

Безопасность Средиземного моря. Константинопольская конвенция (1888) гарантирует свободное и безопасное плавание по Суэцкому каналу, как в мирное, так и в военное время.[2] Тем не менее, канал перестал работать во время «Суэцкого кризиса» (с октября 1956г до апреля 1957 г.) и во время «шестидневной войны» (с июня 1967г. до 1975г).

В настоящее время если перестанет работать  канал, то последствия для мировой экономики будут огромные, так как это вызовет немедленное и значительное увеличение цен на углеводороды, в частности, нефть. Кроме того будет неблагоприятное воздействие на международные перевозки и экономику Египта, который получает около 5 млрд. долларов ежегодно от транзита торговых судов.

В то время как санкции со стороны Евросоюза и США давят на Россию, В.В. Путин  с президентом Египта Абделем Фатахом Ас-Сиси делают шах и мат. Обе стороны рассматривают перспективу создания зоны свободной торговли, которая будет стремиться организовать промышленный центр на территории Египта в рамках построения второго Суэцкого канала. Также рассматривается между двумя странами создания центра логистики на Черном море.

С межправительственным соглашением между Россией и Египтом, Россия будет участвовать в одном из самых важных регионов и повышать свою роль на геополитической карте. Россия возьмет на себя ответственность на 100% за строительство этого канала и таким образом, будет контролировать глобальную торговлю в Северном полушарии. Это может стать болевой точкой на мировой арене с одной стороны, а с другой стороны проблема Суэцкого канала обязывает глобально смотреть на этот регион и найти компромисс, чтобы было выгодно всем или снизить существующие риски.

На сегодняшний день Египет не может гарантировать безопасность, поэтому данное межправительственное соглашение сможет создать прочный фундамент для развития этого стратегически важного региона.

 

Адактилиду Анна

 

Источники

  1. http://www.suezcanal.gov.eg/calc.aspx
  2. http://www.suezcanal.gov.eg/sc.aspx?show=37

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение