Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Теоретические и практические аспекты общественной дипломатии НАТО на современном этапе
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 16-11-2018

Общественная дипломатия на сегодняшний день является нетипичным инструментом среди тех, которые использует военно-политические организации в своей деятельности. Тем не менее, НАТО старается активно ее применять для работы с общественным мнением в странах, не входящих в Альянс. Особый интерес к общественной дипломатии возник у Брюсселя после запуска полномасштабной кампании евроатлантической интеграции.

О роли данного механизма в современной стратегии НАТО говорит уже тот факт, что в структуре Североатлантического альянса было создано Управление общественной дипломатии, которое занимается взаимодействием с иностранной аудиторией, а также с обществом государств-членов НАТО. Стоит отметить, что термин «стратегия» используется нами не в узком смысле для обозначения документов, закрепляющих основные взгляды руководства Альянса на общественную дипломатию, а в более широком, как долгосрочный план целенаправленной практической деятельности по формированию в общественном сознании государств, не входящих в НАТО, положительного образа Организации.

После бомбардировок Югославии Альянс нуждался в создании положительного образа, для того, чтобы усилить собственные позиции в регионах, не входивших в зону его традиционной географической ответственности. Для выполнения этой задачи был выбран инструмент общественной дипломатии[1].

С логической точки зрения это решение выглядит достаточно странным, ведь военно-политический блок для реализации собственных целей должен действовать, прежде всего, используя силовые методы. При этом история знает большое количество примеров, когда для включения того или иного государства в орбиту влияния другого более сильного не обязательно требовалось использовать жесткую силу на практике, достаточно было просто пригрозить ее применением[2] или же задействовать экономические рычаги давления[3]. Общественная дипломатия традиционно применялась отдельными странами, а не блоками государств, в виду того, что она имеет избирательное действие. В этой связи НАТО выступила в качестве своеобразного новатора и активно начала использовать общественную дипломатию для установления собственного влияния в тех регионах, где это было необходимо для нее.

Стоит отметить, что за последние годы НАТО научилась договариваться не только с элитами, но и с населением, что чрезвычайно важно в условиях развития процессов демократизации по всему миру. На постсоветском пространстве, где у НАТО традиционно возникали проблемы с имиджем, Альянсу еще придется потрудиться, чтобы обеспечить себе устойчивую поддержку у населения в условиях начинающегося или продолжающегося в ряде стран демократического транзита, и общественная дипломатия может стать тем инструментом, который поможет Североатлантическому альянсу добиться желаемого результата.

Концептуальная основа применения механизма общественной дипломатии содержится в «Стратегии общественной дипломатии НАТО»[4]. Согласно этому документу существует два метода реализации общественной дипломатии:1) освещение позиции НАТО по различным вопросам через СМИ; 2) непосредственное взаимодействие в рамках семинаров, брифингов, визитов с людьми, формирующими общественное мнение в странах-партнерах. В соответствии со стратегией особое внимание должно уделяться освещению достижений НАТО при проведении операций в Афганистане и Косово, а также формированию идентичности НАТО посредством использования информационных ресурсов.

На сегодняшний день механизм общественной дипломатии Североатлантического альянса выглядит следующим образом. Управление общественной дипломатии НАТО выполняет функции главного координационного механизма, оно организует программы визитов в штаб-квартиру НАТО для иностранных делегаций, информирует население стран-партнеров о деятельности Организации[5].

Важную роль для распространения информации о роли и направлениях политики Североатлантического альянса в каждой партнерской стране играет посольство одного из государств-членов НАТО, работающее в качестве контактного пункта в течение двух лет. При этом зачастую при распределении контактных посольств учитывается географический, исторический и этнополитический фактор, в результате государство, являющееся членом Альянса, может представлять его интересы в партнерской стране более одного срока (например, Турция выполняла контактные функции в Азербайджане и Грузии в течение практически 20 лет).

Контактные посольства содействуют Управлению общественной дипломатии НАТО в проведении информационно-коммуникационных мероприятий и участвуют в непосредственной Организации отдельных событий. Кроме того, большую роль играют координационные пункты, имеющиеся в наиболее значимых для НАТО странах региона: Центр информации и документации НАТО в Киеве, Информационное бюро НАТО в Москве, Информационный центр о НАТО в Грузии, Евроатлантический центр в Баку. Рассмотрим подробнее, как на практике осуществляется общественная дипломатия НАТО на постсоветском пространстве и в других регионах, представляющих для Альянса большое геополитическое значение.

Пожалуй, наиболее успешным примером общественной дипломатии Альянса является информационная кампания, предшествовавшая вступлению в НАТО государств, входивших в социалистический блок, в том числе бывших республик СССР Эстонии, Латвии и Литвы. Интеграция прибалтийских республик в НАТО происходила достаточно легко. Это было связано, прежде всего, с совпадением антироссийских настроений политической элиты и значительной части латышей, литовцев и эстонцев. Альянсу даже не пришлось тратить огромные средства для того, чтобы объяснить гражданам Эстонии, Латвии и Литвы, кто является плохим, а кто хорошим «полицейским» в Европе. Как и для остальных восточноевропейских государств, входивших ранее в ОВД, выбор в пользу НАТО был, прежде всего, выбором против России и ее потенциальных имперских амбиций. При этом политический истеблишмент прибалтийских государств делал акцент на том, что вступление в Альянс – это логичный шаг, в связи с тем, что народы Прибалтики являются неотъемлемой частью евроатлантической цивилизации и разделяют традиционные демократические ценности Запада[6].

Для общественной дипломатии НАТО интеграция Эстонии, Латвии и Литвы стала хорошим информационным поводом для того, чтобы показать эффективность политики расширения Альянса на восток. Эти страны по замыслу экспертов должны были стать своеобразным форпостом для проникновения на постсоветское пространство, что подразумевало, в том числе, их активное участие в проведении информационно-агитационной работы с другими республиками бывшего Советского Союза через механизм контактных посольств. Однако малый политический вес прибалтийских государств не позволяет им играть такую ответственную роль, что заставляет НАТО использовать напрямую Управление общественной дипломатии для Организации контактов с населением и политическими элитами на постсоветском пространстве.

Для того чтобы бороться с демонизированием образа НАТО в мировом информационном пространстве, специалистам Управления общественной дипломатии приходится прикладывать серьезные усилия особенно при освещении текущих и завершенных миссий и операций Североатлантического альянса. Наиболее важным является реализация данной задачи в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, т.е. в тех регионах, где традиционно к Альянсу относятся неоднозначно.

Как и ОДКБ НАТО не имеет своего телеканала, однако на саммите в Бухаресте в 2008 г. был запущен интернет-канал «NATOchannel.tv», который освещает наиболее значимые события из жизни Альянса[7]. Журналисты канала сосредотачиваются, прежде всего, на подготовке репортажей о миссии Организации в Афганистане и Косово, о военных учениях, а также о поездках и встречах Генерального секретаря НАТО. В настоящий момент количество подписчиков и просмотров на «YouTube» (66700 человек) не столь велико как у медиа-гигантов «CNN International», «BBC World News» или набирающей обороты «Russia Today», однако, стоит понимать, что эти телекомпании, как и все остальные медиа-холдинги в той или иной степени поддерживаются теми государствами, в которых они созданы. Интернет-телеканал НАТО должен сравниваться скорее с аналогичными СМИ межправительственных организаций, и в этом сегменте он выглядит вполне достойно.

На наш взгляд, сегодня нельзя вести речь о перспективах создания полноценного телеканала НАТО, во всяком случае, в ближайшем будущем. Вряд ли можно представить, что США, которые традиционно являются главным финансовым донором Североатлантического альянса, выделят средства на развитие телевещания Организации в ущерб поддержке национальных игроков медиа-рынка, создающих образ государства в мире и, по сути, генерирующих американский потенциал «мягкой силы» в информационном пространстве. К тому же «NATOchannel.tv» – канал с узкоспециализированным контентом и вряд ли постоянные передачи о безопасности и о положении женщин в Афганистане будут интересны широкой зрительской аудитории.

Управление общественной дипломатии НАТО в агитационных целях осуществляет тиражирование печатных и мультимедийных материалов, посвященных деятельности Альянса и их доставку в контактные посольства и информационные центры, действующие в партнерских странах. Большая часть подобной продукции распространяется среди участников различных мероприятий: конкурсов эссе, конференций, круглых столов, летних и зимних школ, все остальное направляется в университеты.

Серьезное внимание уделяется развитию официального сайта Североатлантического альянса, который не только выполняет функции новостной ленты, но и содержит большое количество уникального архивного материала, рассказывающего о деятельности НАТО. Важным дополнением к сайту является Интернет-журнал «NATO Review», который ориентирован, прежде всего, на экспертное сообщество[8]. Однако публикации, размещенные на этом ресурсе, зачастую носят пропагандистский характер и по понятным причинам представляют лишь одну точку зрения на проблему евроатлантической безопасности.

Многие изменения и нововведения, произошедшие в стратегии общественной дипломатии НАТО, и, в частности, в ее информационно-коммуникационном сегменте были связаны с вступлением в должность Генерального секретаря Организации Андерса Фога Расмуссена в 2009 г., который в целях повышения уровня информационной открытости Альянса для мирового сообщества завел свой видеоблог[9]. В нем он публиковал короткие 2-3-х минутные видеосообщения о своих поездках на двусторонние встречи и саммиты, рассказывал об итогах переговоров и намечал планы на будущее.

Осознавая значимость социальных сетей в современном мире для формирования образа государства или Организации, руководство Альянса создало в рамках Управления общественной дипломатии отдел социальных СМИ, который ведет работу в «Facebook», «Twitter», «YouTube», «Google+», «Flickr». Задача этого небольшого структурного подразделения состоит не только в распространении информации о НАТО, но и в анализе активности пользователей, в отслеживании их мнения об Организации.

В арсенале специалистов имеется необходимый набор инструментов, позволяющих обрабатывать информацию о посетителях аккаунтов Альянса в различных социальных сетях. Так, например, удалось установить, что, несмотря на ориентацию на молодежную аудиторию, большинство из посетителей канала НАТО на «YouTube» это люди в возрасте от 35 до 55 лет, в то время как основная аудитория страницы на «Facebook» молодые люди 18-24 лет. При этом стоит отметить, что в последние годы число подписчиков на аккаунт Альянса в самой популярной в мире социальной сети растет в среднем на 20 тысяч в месяц. Если на конец января 2014 г. оно составляло 341000 человек, то в начале ноября 2018 г. цифра выросла до 1285000 человек[10].

Необходимо понимать, что зачастую это непросто случайные подписчики, а люди, профессионально интересующиеся НАТО: студенты, ученые общественные деятели, политики, журналисты из разных стран, в общем, все те, кто формируют общественное мнение. Возможность комментирования размещаемых сообщений позволяет посетителям организовывать дискуссию в режиме он-лайн, за ходом которой внимательно следят специалисты отдела социальных СМИ, удаляя высказывания, наносящие ущерб образу НАТО.

Однако очень часто антироссийские комментарии не убираются, и это создает определенный негативный информационный фон. После 2014 г., когда отношения РФ и Североатлантического альянса обострились, такие площадки стали использоваться как дополнительный канал для распространения пропагандистских заявлений. Естественно, что активность пользователей увеличивается в связи с крупными событиями: заседанием Североатлантического совета, Совета Россия-НАТО, подписанием важных международных соглашений в области безопасности, об этом свидетельствует возрастающее количество комментариев.

На наш взгляд, очевидно, что Альянс уделяет серьезное внимание своему имиджу не только в реальном, но и в виртуальном пространстве и использует все доступные средства для укрепления собственного потенциала общественной дипломатии при помощи социальных сетей, сайта, Интернет-канала и журнала и в будущем продолжит работу на данном направлении. На сегодняшний день по таким показателям как охват аудитории и количество интеракций (комментарии, ретвиты и репосты) в социальных сетях среди международных организаций НАТО уступает только ООН и Всемирному банку. На фоне Альянса отставание ОДКБ в вышеперечисленных областях информационной работы выглядит ощутимым и в перспективе будет оказывать негативное влияние на формирование имиджа Организации, особенно в молодежной среде.

Поскольку для представителей Управления общественной дипломатии НАТО одним из приоритетов является работа с молодежью, они стараются использовать международный опыт в этой сфере. В частности, совсем недавно начали проводить модели НАТО по аналогии с моделями ООН в различных странах. В рамках таких мероприятий моделируется работа органов Североатлантического альянса, обсуждаются актуальные проблемы безопасности и, что самое главное участники не только из стран НАТО, но и из других государств узнают об этой Организации, и у них формируется уважительное отношение к ее деятельности. Например, в Брюсселе, начиная с 2012 г., проводится Молодежный саммит НАТО, собирающий ежегодно 250 делегатов из разных стран[11]. Участники этого мероприятия имеют уникальную возможность встретиться с Генеральным секретарем НАТО и задать ему свои вопросы, а также пообщаться с признанными экспертами по евроатлантической безопасности.

С 11 по 15 ноября 2013 г. прошла работа Сербской международной модели НАТО, которая впервые была организована в Белграде при поддержке Управления общественной дипломатии НАТО. Модель собрала почти 500 участников из 50 стран мира и прошла под лозунгом «Разрушая барьеры, создавая будущее». Выбор Сербии в качестве площадки для столь серьезного мероприятия в области общественной дипломатии представляется нам не случайным.

В этой стране слишком хорошо помнят и о бомбардировках Белграда и об отделении Косово, поэтому Альянс вынужден работать с общественным мнением и, особенно с сербской молодежью, для того, чтобы сохранить возможности для интеграции в свои ряды таких балканских государств как Македония, и Босния и Герцеговина, а в отдаленной перспективе возможно и Сербии. Активную роль в проведении Модели сыграло посольство Словацкой Республики, которое являлось контактным посольством НАТО в Сербии в 2013-2014 г. На наш взгляд, данное мероприятие может рассматриваться не просто как образовательное событие, но и как своего рода социологический опрос, в рамках которого можно выявить истинное отношение молодежи из разных стран к деятельности Североатлантического альянса.

В России на базе Московского государственного лингвистического университета неоднократно проводилась ролевая игра «Международная Модель Совета Россия-НАТО» при поддержке Информационного бюро НАТО при посольстве Бельгии в России[12].

Так, например, повестка дня заседания была сформулирована следующим образом: «Партнерство России и НАТО в рамках противодействия вызовам и угрозам современности». В процессе подготовки к ролевой игре студенты-участники писали свои рефераты по теме ролевой игры, в соответствии со своими игровыми функциями послов стран-участниц СРН, а также готовили выступления на одном из официальных языков НАТО.

Для студентов были проведены консультации, встречи с дипломатами МИД РФ, руководителями комитетов Госдумы, дипломатическими представителями иностранных государств. Кроме того, моделисты могли через Оргкомитет и Информбюро НАТО отправить письмо для передачи в национальную делегацию государства-члена СРН при штаб-квартире НАТО в Брюсселе, чтобы узнать о позиции правительств представляемых ими государств по вопросу повестки дня заседания.

С одной стороны, может показаться, что в рамках мероприятия инициатива по формированию образа Альянса в сознании участников ролевой игры находится в руках российских чиновников, которые проводят с ними встречи, разъясняют российскую позицию по вопросу евроатлантической безопасности, освещают негативные моменты в деятельности Североатлантического альянса. Тем не менее, более полезной данная ролевая игра оказывается для НАТО, т.к. студенты в результате моделирования, лучше узнают Организацию и начинают понимать, что, в принципе, Альянс способен к конструктивной работе по целому ряду направлений, а не только решает собственные геополитические задачи, и это, несомненно, добавляет положительные оттенки образу НАТО.

Таким образом, общественная дипломатия НАТО представляет собой достаточно эффективный инструмент работы с зарубежным общественным мнением. В концептуальном плане она опирается, прежде всего, на американский и европейский опыт. Кроме того, специалисты Управления общественной дипломатии НАТО в своей повседневной деятельности учитывают эволюцию существующих каналов связи с иностранной аудиторией. Подтверждением этого является активное использование социальных сетей и других Интернет-ресурсов для распространения информации о НАТО. При этом основной целевой аудиторией становится молодежь, что свидетельствует о желании Альянса выстроить долговременные информационные связи с иностранным общественным мнением. К сожалению, такая работа ведется на антироссийской основе и в перспективе будет направлена на вытеснение РФ из регионов, в которых она имела традиционно сильные позиции.

 

[1] Рогозин Д. О. Как в НАТО ловят души [Электронный ресурс] // Независимая газета. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2010-06-18/5_nato.html (дата обращения: 07.04.2014.)

[2] Подтверждением этого является политика нацистской Германии в конце 1930-х гг.

[3] Ярким примером использования механизма экономического давления служит дипломатия доллара, осуществлявшаяся в начале XX в. американскими президентами Теодором Рузвельтом и Уильямом Тафтом в отношении государств Центральной и Латинской Америки, а также Китая.

[4] 2010-2011 NATO Public Diplomacy Strategy // Public Intelligence. – URL: http://info.publicintelligence.net/NATO-PublicDiplomacy-2011.pdf. (дата обращения: 30.01.2013.)

[5] Рогозин А. Д. «Общественная дипломатия» НАТО: информационная безопасность России // Власть. – 2008. – № 9. – С. 26-32.

[6] Президенты Латвии и Литвы призывают к единству Балтии на пути в ЕС и НАТО [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Латвийской Республики. – Режим доступа: http://www.latvia.lt/ru/presse/LV/2001/57/ (дата обращения: 10.01.2014.)

[7] NATOChannel.tv // The North Atlantic Treaty Organization. – URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/video.htm (дата обращения: 10.01.2014.)

[8] NATO Review Online Magazine // The North Atlantic Treaty Organization. – URL: http://www.nato.int/docu/review/index_EN.htm#1 (дата обращения: 28.01.2014.)

[9] NATO Secretary General's Blog // YouTube. – URL: http://www.youtube.com/playlist?list=PL_vlwQEsZAbxpefLxKyDGPkdyvg8HFCF3 (дата обращения: 28.01.2014.)

[10] Официальная страница НАТО в социальной сети «Facebook». – URL: https://www.facebook.com/NATO (дата обращения: 28.01.2014.)

[11] Model NATO Youth Summit // Model NATO Youth Summit. – URL: http://www.natoyouthsummit.org/index.php (дата обращения: 28.01.2014.)

[12] Ролевая игра «Международная Модель Совета Россия-НАТО 2013» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.linguanet.ru/collaboration/natosentr/natosentr-2013/rolnato-2013.pdf (дата обращения: 28.01.2014.)

Коренев Е.С.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение