Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Территориальные конфликты Индии и Китая: их природа, движущие силы и механизмы
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 16-11-2019
Двадцатый век был ознаменован появлением новых государств на мировой арене, которые в соответствии с нормами международного права обладали суверенитетом и территориями. Суверенитет данные государства обретали, провозглашая независимость и утверждая конституцию. Однако закрепление за собой права владения определенными территориями вызывало споры с сопредельными государствами, поскольку новым государствам приходилось заключать договоры с соседями, которые также претендовали на данные территории. В результате чего зарождались территориальные споры между государствами, многие из которых не урегулированы до сих пор.

Так территориальные конфликты стали одной из важных проблем на международной арене. Данное явление в мировой политике не является чем-то новым, так как войны за новые территории велись чуть ли не с самого начала существования человека, однако именно в XX веке данная проблема приобрела столь открытый характер. Стоит отметить, что большинство современных территориальных споров носят региональный характер, и, как уже было отмечено ранее, берут своё начало в прошлом столетии.

Одним из регионов, в которых особенно развита данная проблема, является Азия. Отличительной чертой данного региона является то, что спорные территории протянулись по всему региону: от палестино-израильского конфликта, до проблемы разграничения территориальных вод и шельфа в Беринговом море между Россией и США. Среди наиболее значимых государств в Азии можно выделить Индию, Китай (далее – КНР) и Россию (РФ). Бесспорно, данные государства являются акторами, оказывающими влияние, как на данный регион, так и на весь мир в целом.

Высокий геополитический потенциал Индии и Китая заключается следующих факторах:

  1. Площадь государства. Индия и КНР занимают 7 и 3 места в общемировом списке [1].
  2. Численность населения. Индия и КНР занимают лидирующие позиции по данному фактору (2 и 1 места соответственно) среди всех государств в мире [2].
  3. Экономические показатели, к которым можно отнести ВВП, экспорт и импорт. По данным показателям Индия и КНР занимают одни из лидирующих позиций, например, согласно списку стран по ВВП по ППС Индия и Китай находятся на 3 и 1 позициях соответственно [3].
  4. Затраты на военные расходы. Согласно общемировому списку Индия и КНР занимают 2 и 4 места соответственно [4].
  5. Наличие ядерного оружия.
  6. Членство в международных и региональных организациях. Индия и КНР являются государствами-членами БРИКС, ООН, Форума «Азия – Европа», ШОС и др.

Исходя из перечисленных факторов, определяющих геополитический потенциал, можно сделать вывод, что Индия и КНР являются одними из ключевых государств в Азии, которые, в свою очередь, стремятся защитить свои территории и по возможности заполучить новые, а также распространить своё влияние на все большие территории. Воздействию в первую очередь подвергаются их менее развитые соседи. В этом случае, странам приходится делать выбор: позицию какого крупного государства в регионе занять? К таким государствам можно отнести Бутан и Непал.

Кроме того, преследуя национальные интересы путём отстаивания своих территорий и присоединения новых, государства сталкиваются с территориальными спорами. В нашем случае, ярким примером служит территориальный конфликт между Индией и КНР, который берет своё начало еще в начале XX века. Так истоком данного конфликта является южная часть Тибета, которую британцы включили в свои индийские владения после поражения Цинского Китая от западных колонизаторов в Опиумных войнах XIX века. Для определения территорий была проведена «линия Мак-Магона», которая была закреплена в Силмских соглашениях (1913-1914 гг.) между Британской Индией, Китайской республикой и Тибетом. Однако китайцы не признали данные соглашения, оставив вопрос открытым, и вернулись к нему после провозглашения Индией независимости в 1947 году и образования Китайской Народной Республики в 1949 году. Дипломатические отношения между Индией и Китаем были установлены в 1950 году, однако между данными государствами по всей линии их границы сохранились территориальные противоречия, которые тянулись со времен, когда Индия была британской колонией. Так, в 1962 году, в ходе время китайско-индийской пограничной войны, китайские войска заняли две территории:

  1. Bндийский штат Аруначал-Прадеш в восточном секторе общей границы;
  2. Аксайчин часть территории Кашмира в северо-восточной части западного сектора общей границы. 

В результате данной пограничной вооруженные силы Китая под давлением США и ООН в условиях нейтралитета СССР покинули штат Аруначал-Прадеш, который вернулся в состав Индии, что является предметом территориальных претензий со стороны КНР.

В свою очередь другая спорная территория, Аксайчин, осталась под контролем Китая, который позднее проложил стратегическое шоссе в Пакистан через территорию данного региона. Подобный расклад сил не устраивает Индию, поэтому данный регион является предметом территориальных претензий уже со стороны Индии. Однако на этом территориальные споры между Индией и КНР не закончились. Так в 1967 году состоялся следующий Китайско-индийский пограничный конфликт. Предметом данного инцидента являлся штат на северовостоке Индии, Сикким. По итогу двух отдельных боёв, Сикким остался под протекторатом Индии, и вооруженные столкновения закончились тактической победой Индии.

Таким образом, можно выделить три приграничных участка, которые являются предметом территориальных споров между Индией и Китаем: Аксайчин, Аруначал-Прадеш, Сикким. Однако это не препятствовало развитию расширению дипломатических и экономических связей. Так в 2008 году Китай стал крупнейшим торговым партнером Индии. Кроме того, данные государства являются членами мировых и региональных организаций, как, например, БРИКС и ШОС. В свете развивающихся взаимоотношений между Индией и КНР, пограничный конфликт был отчасти разрешен: Пекин признал Сикким индийской территорией, а Нью-Дели назвал Тибет «Тибетским автономным районом»[5]. Но в то же время Индия не признаёт принадлежность района Аксайчин Китаю, а Китай в свою очередь требует, чтобы Индия передала ему штат Аруначал-Прадеш.

Но территориальные споры между Индией и КНР не ограничиваются данными регионами. Помимо регионов Аксайчин и Аруначал-Прадеш, к спорным моментам относятся Бутан и Непал, о которых было сказано ранее, поскольку они непосредственно граничат с Индией и КНР, которые, в свою очередь, конкурируют между собой за влияние на данные близлежащие государства.

Так борьба за влияние в данных регионах может перерастать в более серьезные стадии, включая стягивание вооруженных формирований к спорным участкам. Примером может послужить ситуация, которая случилась в 2017 году в ходе конфликта вокруг плато Доклам6, которое располагается на стыке границ Бутана, индийского штата Сикким и Тибетского автономного района, входящего в состав КНР. Причиной данного конфликта стала попытка строительства китайскими инженерами автомобильной дороги через спорное плато.

После столкновений между военными формированиями Индии и КНР, китайские инженеры отступили, однако данный район является привлекательным для Китая, поскольку строительство дороги и улучшение инфраструктуры увеличивает транспортную связность с китайской стороны границы и предоставляет Народно-освободительной армии Китая дополнительные возможности. Китай сможет перебрасывать войска, припасы и вооружение к границам критически важного для Индии района – коридора Силигури, известного также как «Куриное горлышко» и «Шейка цыплёнка».

Дело в том, что данный коридор связывает основную территорию Индии с северо-восточными штатами. И в случае начала полномасштабного конфликта китайские войска смогут буквально за несколько часов отрезать этот регион от Индии. Таким образом, можно сделать вывод, что территориальный конфликт между Индией и Китаем является трудно разрешимым, однако нельзя исключать его урегулирование в будущем.

Мы можем наблюдать, как данные державы год за годом увеличивают свой геополитический потенциал, наращивая военную мощь, а также улучшая свои экономические показатели. Соседство двух держав в одном регионе, безусловно, будет порождать различные споры в борьбе за распространение влияния на другие территории, однако в то же время во взаимоотношения между данными государствами включается дипломатия. Лидеры Индии и Китая прилагают усилия для улучшения отношений между государствами, и можно сделать прогноз, что авторитет Нарендры Моди в Индии и Си Цзиньпиня в Китае позволит если не разрешить территориальные конфликты, то начать диалог по этому вопросу.

 

  1. ‘Demographic Yearbook – Table 3: Population by sex, rate of population increase, surface area and density’. United Nations Statistics Division. 2012.
  2. Worldometers. Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Prospects: The 2017 Revision // Режим доступа: www.worldometers.info (дата обращения: 01.11.2019)
  3. Gross domestic product 2018, PPP. World Bank, 19.09.2019 // Режим доступа: https://databank.worldbank.org/data/download/GDP_PPP.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
  4. N. Tian, A. Fleurant, A. Kuimova, P. D. Wezeman, S. T. Wezeman. Trends in world military expenditure. Sipri // Режим доступа: https://www.sipri.org/sites/default/files/2019- 04/fs_1904_milex_2018.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
  5. Лунев С.И. Значение форматов РИК, БРИК и БРИКС для Индии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. №17. С.126.
  6. Китайское название Дунлан.

Максимов Н.С.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение