Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Угроза морского пиратства вдоль побережья Африки
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 28-04-2020

Несмотря на успехи мирового сообщества по обеспечению мира и безопасности на планете, проблема морского терроризма и пиратства по-прежнему сохраняет свою актуальность в современном мире. При этом принято считать, что именно пиратство создает предпосылки для развития морского терроризма.

Согласно определению, представленному в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, под пиратством понимается «любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата» [1]. В настоящее время наиболее нестабильными и опасными районами в мире в отношении угрозы морского пиратства являются территории вблизи берегов Африканского континента:

  1. Район Африканского Рога, в частности Сомали. В XXI именно сомалийские пираты представляют основную угрозу морским суднам, которые следуют по морским путям, пролегающим через Суэцкие канал в Средиземноморье. Пиратство здесь получило особое распространение после начала гражданской войны, которая продолжается вплоть по настоящее время. Следствием внутригосударственного раздора стал серьезный экономический и социальный кризис, приведший к появлению организованных пиратских групп. Их членами зачастую становятся молодые люди возрастом до 30 лет из числа бывших моряков и рыбаков, хорошо ориентирующихся в морских пространствах, либо военных и полицейских, имеющих навыки владения оружием. Целью сомалийских пиратов, как правило, является захват морских суден для получения выкупа. Жертвами пиратов чаще всего становятся танкеры с нефтью.
  2. Гвинейский залив Атлантического океана вблизи западноафриканских стран: Нигерии, Конго, Камеруна, Кот-д’Ивуара, Бенина. В этом районе пиратские нападения происходят в территориальных водах, где высок уровень не только преступной деятельности, но также и внутренних социальных протестов. По этой причине урегулирование конфликтных ситуаций с применением международных норм в районе Гвинейского залива практически невозможно. Чаще всего гвинейские пираты хорошо вооружены. Их нападения на морские судна происходят в темное время суток. При этом тип судна не имеет принципиального значения: под угрозой находятся как небольшие рыболовные судна, так и огромные контейнеровозы.

Не секрет, что морское пиратство имеет многовековую историю, однако в XXI веке оно превратилось в организованный бизнес, очаги которого то уменьшаются, то разгораются с новой силой. Так, в январе-феврале текущего 2020 года в вышеуказанных районах было зафиксировано 15 пиратских нападений на морские судна. Для того, чтобы оценить реальную угрозу от морского пиратства приведем данные за предыдущий год.

Всего в 2019 году было зафиксировано 162 случая нападения пиратов. Благодаря совместным усилиям мирового сообщества данный показатель существенно ниже, чем в 2018 году, когда было совершено 201 нападение. Из них на Африку приходится 69 случаев пиратства. Абсолютным мировым лидером на протяжении нескольких лет остается Нигерия, где за 2019 год пираты захватили не менее 35 суден [2].

Для противодействия морскому пиратству мировым сообществом был разработан комплекс мер, направленных против данного вида преступлений. Прежде всего были составлены международные документы, в которых отражены права и эффективные меры по защите экипажей, судов и грузов при транзите через потенциально опасные районы. Среди них основополагающими являются Женевская конвенция об открытом море 1958 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Международный кодекс по охране судов и портовых средств 2004 года. Кроме того, военно-морскими силами государств в настоящее время осуществляется патрулирование наиболее опасных морских пространств. Активную деятельность в данной сфере осуществляют Интерпол, Европол, различные региональные международные организации, ЧВК. Тем не менее несмотря на то, что их усилиями удалось снизить количество пиратских нападений, глобально вопрос о том, как разрешить проблему морского пиратства, остается открытым.

В заключение отметим, что морское пиратство представляет собой преступление международного характера, которое ставит под угрозу безопасность трансконтинентального судоходства и приводит к значительным экономическим потерям для многих стран мира. Использование военно-морских сил отдельных государств и организаций может снизить уровень пиратства и морского терроризма в целом, однако эффективное противодействие им невозможно без проведения оперативных совместных мероприятий мирового сообщества и применения организационно-правовых мер.

Зеризер Екатерина

 

Список источников

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Режим доступа: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
  2. ICC IMB Piracy and Armed Robbery Against Ships – 2019 Annual Report. Режимдоступа: https://www.hellenicshippingnews.com/wp-content/uploads/2020/01/2019-Annual-IMB-Piracy-Report-Abridged.pdf

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение