Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Военная мощь Турецкой Республики: имперское прошлое и геополитические амбиции современности
Материал разместил: Гриняев Сергей НиколаевичДата публикации: 17-04-2018

В Институте Ближнего Востока при непосредственной поддержке его руководства вышел двухтомник специалистов-востоковедов профессора Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, кандидата политических наук, доцента Ганиева Тахира Алиевича и кандидата политических наук, доцента Задонского Сергея Михайловича «Военная мощь Турецкой Республики».

На широком спектре российских и зарубежных источников исследованы уникальные особенности современного военного строительства Турецкой Республики. Проведен всесторонний военно-политический анализ военной мощи Турции и дана оценка совокупного оборонного потенциала и его элементов. Рассмотрены история и современное состояние турецких вооруженных сил, военно-политические и военно-доктринальные взгляды турецкого руководства, виды вооруженных сил, силы специальных операций ВС страны, особенности структуры и порядка функционирования системы управления вооруженных сил как ключевого элемента, без которого современная армия любого государства не способна выполнять поставленные перед нею задачи и т.д.

Авторам книги удалось раскрыть всю многогранность военной мощи Турции. В работе подробно проанализированы отношения с Западом. В частности отмечается, что внешнеполитический курс турецкого государства имеет два основных вектора: американский и европейский. При этом отношения с США, как с ведущей мировой державой и главным союзником по НАТО, рассматриваются как основополагающие во внешней политике. Двустороннее сотрудничество охватывает политическую, экономическую, военную и военно-техническую сферы.

Вместе с тем агрессивная политика США в регионе во многом не отвечает интересам турецкого руководства. Это, прежде всего, касается силового давления на Иран и Сирию, а также «заигрывания» американцев с иракскими курдами, что не позволяет командованию турецких ВС предпринять решительные шаги по ликвидации баз и лагерей курдских сепаратистов на севере Ирака. Свои задачи в северной Сирии Турция решила, согласовав с Россией. Однако Анкара отдает себе отчет в том, что без поддержки Вашингтона ей придется столкнуться с серьезными политическими и экономическими проблемами и оставить свои надежды на региональное лидерство.

В настоящее время ведущие позиции на турецком рынке вооружений традиционно занимают США, Англия, Франция, Германия. В последние годы отмечается активность болгарских, румынских, и украинских компаний. Российское руководство, принимая во внимание емкость и перспективность турецкого рынка вооружений, рассматривает военно-техническое сотрудничество /ВТС/ с Турцией в качестве важнейшего направления в отношениях двух стран.

Россия может рассматриваться Турцией как возможный поставщик вооружений, основной гарант диверсификации источников получения вооружения и военной техники в случае очередного нажима со стороны западных союзников при возникновении противоречий по региональным проблемам. Как показывает практика, углубление российско-турецких взаимовыгодных отношений в военно-технической сфере всецело зависит сегодня от динамики развития двусторонних политических связей и отношений в военной области.

Изучение аналитических статей зарубежных авторов, на которых ссылаются в своей работе авторы рассматриваемого труда, свидетельствует о том, обеспечение национальной безопасности Турции считается возможным лишь при наличии мощных, хорошо подготовленных и оснащенных вооруженных сил.

Исходя из этого, как показывает проведенное авторами исследование, государство последовательно реализует план и программы военного строительства, направленные на дальнейшее укрепление ВС за счет обеспечения их соответствующим финансированием, выполнения программ закупок и модернизации вооружения и военной техники, оптимизации организационно-штатной структуры и системы управления.

По мнению турецкого командования, в настоящее время показатели боевого состава и численности национальных ВС близки к оптимальным и в среднесрочной перспективе не нуждаются в изменениях. При этом устаревшие образцы ВВТ будут выводиться из боевого состава по мере их замены новыми системами оружия.

После завершения плана реорганизации и модернизации вооруженных сил сухопутные войска должны быть готовы к велению высокоманевренных военных действий в различных условиях обстановки. Этого планируется достигнуть за счет оснащения объединений, соединений и частей новыми образцами вооружения и военной техники. В их составе должны повысится удельный вес современных танков (типа «Алтай», «Леопард» -2А4, M-60T («Сабра» Mk.III), боевых бронированных машин (типа БМП «Тулпар», «Парс», ACV-300ZMA, БТР FNSS (AAPC), «Эждер»), артиллерийских, реактивных и ракетных систем на самоходном шасси (типа 155-мм самоходных гаубиц Т-155 «Фыртына», РСЗО TR-300 «Касырга» WS-1A, ПУ TR-600), противотанковых и зенитно-ракетных средств, а также ударных вертолетов армейской авиации (типа Т-129).

В военно-воздушных силах предусматривается значительно повысить боевые возможности тактической авиации за счет принятия на вооружение самолетов поколения 4++ и 5 поколений, а также сил и средств ПВО за счет модернизации самолетного парка, совершенствования аэродромной сети, системы управления и связи, повышения боевой выучки летного и технического состава.

Военно-политическим руководством страны проводятся активные мероприятия, направленные на создание современных военно-морских сил. Основными направлениями развития ВМС являются реформирование организационно-штатной структуры, принятие на вооружение новых образцов вооружения и военной техники (типа фрегаты (ФР) УРО типа «Хейбелиада») и модернизация имеющихся (типа ФР УРО типа «Барбарос» («МЕКО»-200-II) и ФР УРО типа «Явуз» («МЕКО»-200), дизель-электрические подводные лодки проекта U-209\1400.

Как справедливо утверждают авторы, анализ военно-политической обстановки в мире и регионе привел турецких специалистов к выводам о том, что новые тенденции ее развития внесли принципиальные коррективы в вопросы роли и места страны в системе региональной безопасности, а также изменили характер противостоящих ей угроз.

К внутренним угрозам безопасности «по традиции» отнесены радикальный исламизм, курдский сепаратизм и левацкая деятельность ультралевых группировок. При этом они рассматриваются как реальные и приоритетные по отношению к внешним, которые на данном этапе считаются потенциальными. Впервые указано и на прямую взаимосвязь между внутренними и новыми («асимметричными») угрозами, которые перечислены в следующем порядке: международный терроризм, наркобизнес, нелегальная миграция и торговля людьми, угроза распространения ядерного оружия в регионе, проблема нехватки водных ресурсов, усиливающаяся зависимость от импорта основных энергоносителей, около 75% которых ввозится из-за рубежа.

Что касается внешних угроз, то Турция не рассматривает ни одну из соседних стран как потенциального военного противника. Вместе с тем при характеристике отношений с государствами по периметру границ подчеркивается, что со стороны отдельных из них по прежнему могут возникать «частные угрозы и вызовы» ее национальным интересам и безопасности. Для их отражения предусматривается использовать прежде всего политико-дипломатические методы, подкрепляемые, однако, поддержанием на должном уровне «потенциала сдерживания», основу которого составляет боевая мощь ВС.

Особый интерес вызывают исследованные авторами специальные службы страны. Как отмечают авторы, роль специальных служб в обеспечении внешнеполитических задач страны и её национальной безопасности возросла в последние десятилетия. Деятельность специальных служб способствует купированию угроз национальной безопасности, нейтрализует внутренние и внешние вызовы общественному развитию и деятельности государственных институтов, увеличивая тем самым их потенциал на региональной и международной арене.

Как важный элемент обеспечения национальной безопасности и решения внешнеполитических задач  страны в книге рассматривается Национальная разведывательная организация Турции, осуществляющая свою деятельность от имени Турецкого Народа с соответствующими задачами и полномочиями, призвана осуществлять в государственном масштабе сбор разведывательных сведений, информации и данных, касающихся национальной безопасности, и тем самым вносить вклад в оказание противодействия руководимой и направляемой извне и изнутри страны реализуемой или замышляемой деятельности, покушающейся на унитарный и светский характер Турецкой Республики, само ее существование, на ее независимость и безопасность, ее конституционный строй и все составляющие ее национальной мощи.

Другой важной структурой являются и разведывательные органы вооруженных сил Турции, которые занимают центральное место в системе государственной безопасности, что определено не только действующим в стране законодательством, которое определяет главенствующее положение разведывательного сообщества среди национальных спецслужб, но и значительным объемом задач, развитой инфраструктурой, достаточным финансированием и широкими техническими возможностями.

Как отмечают в своем исследовании авторы, в интересах обеспечения политики национальной безопасности, государственное и военное руководство страны также придает особое значение эффективной деятельности военной разведки, которая тесно взаимодействует с органами стратегической разведки ВС НАТО и в особенности с военной разведкой США. Военная разведка Турции осуществляет постоянный контроль над деятельностью соседних стран и вооруженных сил государств, где Турция имеет непосредственные стратегические и геополитические интересы.

Глубина и объем проведенного авторами исследования позволяет сделать конкретные выводы. Турция сегодня из государства политически, экономически и в военном плане зависимого от стран Запада, постепенно трансформируется в государство, осуществляющее независимую от своих западных партнеров внешнюю и внутреннюю политику. Одной из отличительных черт этой политики является планомерно осуществляемая стратегия исламизации правовой и политической жизни социума с опорой пока еще на европейские демократические ценности.

Однако усиление роли ислама в жизни общества страны постепенно приводит к тому, что турецкая армия, десятилетиями представлявшая собой оплот секуляризма, сегодня постепенно начинает поддерживать происламскую партию и становится инструментом ее влияния как внутри страны, так и в регионе Ближнего Востока в целом.

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод, что заявки Турции на региональное лидерство, несмотря на все сложности геополитической ситуации в регионе звучат вполне серьезно и имеют под собой реальную основу с порой уже на одну из сильнейших армий военно-политического блока НАТО, что на современном этапе является одним из важных факторов, влияющим на обстановку в обширном регионе Ближнего и Среднего Востока.

Книга, написанная ярким, доступным языком, вызовет интерес у востоковедов, политологов, специалистов по военным вопросам, по современной истории Турции, а также у широких слоев читателей, интересующихся проблемами внутренней, внешней и военной политики стран Ближнего Востока, и прежде всего, Турецкой Республики.

Следует отметить, что Военный университет Министерства обороны, где работают авторы книг, по праву можно считать научной и аналитической школой, одним из центров военно-политического изучения и анализа зарубежных стран не только российского военного ведомства, но и в России в целом.

Сергей Гриняев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение