Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Военно-политическое состояние вооруженных сил США на современном этапе
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 12-03-2020
Утрата статуса мирового гегемона сопряжена, прежде всего, с тлеющим политическим и социальным кризисом в самих США. В тяжелое время страны пытаются экономить, и зачастую это отражается на их вооруженных силах в связи с секвестром военных бюджетов. Согласно последней Стратегии национальной обороны первоочередной задачей Пентагона является создание возможности для президента и дипломатов вести политику (переговоры) с позиции силы.

Идеология силового превосходства полностью устраивает американское руководство, которое привыкло «лидировать с позиции силы»[1]. Однако в указанных документах американские специалисты признали, что «Сегодня мы выходим из периода стратегической атрофии и понимаем, что наши военные преимущества уменьшаются»[2].

Необходимо понимать, чего будут стоить американцам издержки дальнейшего оттягивания военной реформы и задержки в перевооружении[3]. «Невыполнение этих оборонных задач приведет к уменьшению глобального влияния США, размыванию сплоченности между союзниками и партнерами и сокращению доступа к рынкам, что в свою очередь будет способствовать снижению благосостояния и уровня жизни (простых американцев)». Без устойчивых и предсказуемых инвестиций со стороны правительства в восстановление готовности и модернизацию американских вооруженных сил, они быстро потеряют военные преимущества[4], в свете затяжного соревнования с Китаем и Россией, которое названо в Стратегии национальной безопасности и Стратегии национальной обороны главной задачей США. Это диктует необходимость устойчивого увеличения ассигнований на национальную оборону из-за масштаба потенциальных угроз.

В то же время повысить эффективность вливаний в американский ВПК, как того требует Конгресс, оказалось проблематично, не сократив количество программ и создаваемой техники. Соответственно в силу относительной ограниченности ресурсов придется сконцентрировать внимание на ключевых для Америки регионах мира. В СНБ и СНО в качестве приоритетных обозначены Индо-Тихоокеанский регион, Европа и Ближний Восток. В Европе же Вашингтону необходимо добиться «существенной поддержки со стороны ключевых партнеров по НАТО в вопросе размещения сил и средств на восточном фланге альянса[5] и увеличение ЕС расходов на оборону, которые последние два десятилетия устойчиво снижались почти по всей еврозоне.

Говоря предметно о военно-техническом состоянии ВС США стоит отметить следующие основные положения.

На первый взгляд кажется, что сухопутные войска США представляют грозную силу. Регулярные части насчитывают около 450 000 тысяч военнослужащих, а Национальная гвардия – около 340 000 тысяч[6]. При этом за прошедшее десятилетие численность сухопутных войск уменьшились на 90000 тысяч человек[7], из-за того, что Конгресс  урезал финансирование быстрее, чем сокращался численный состав. Другими словами, ради сохранения количества военнослужащих, пришлось приостановить модернизацию армии. В итоге только около трети подразделений прошло достаточную подготовку и снабжено новой экипировкой. Последнее серьезное перевооружение американской армии прошло в 80-х гг. прошлого века, а основные образцы американской боевой техники были приняты на вооружение еще раньше.

ВВС США являются самыми внушительными в мире. Парк летательных аппаратов (ЛА) насчитывает 13 тысяч единиц[8]. Однако и здесь имеются свои проблемы (часть из них): только 2200 единиц ЛА[9] являются боевыми самолетами, остальное – транспортная авиация; серьезный возраст большинства самолетов (около 30 лет, а по некоторым категориям за 50 лет) находящихся на вооружении, а также осложнения с переходом и освоением новой техники, критические задержки в ее поступлении. А программы F-22 и F-35 стали «черной дырой» в бюджете ВВС. Еще более серьезной проблемой стал серьезный кадров дефицит (1 500 пилотов и 3 400 механиков)[10].

Состояние ядерных сил США является удовлетворительным. Однако имеют место вопиющие ситуации. Контролирующими органами официально зафиксированы случаи злоупотребления алкоголем и наркотикам на службе среди персонала, отвечавшего за обслуживание межконтинентальных баллистических ракет (МБР)[11]. С сами ракетами проблем не возникает. Они проходят плановый ремонт и хорошо показывают себя во время испытательных пусков. То же самое можно сказать об американском стратегическом подводном флоте. Состояние воздушного компонента ядерной триады в целом остается удовлетворительным. Имеющиеся силы достаточны (90 машин, 12 в резерве[12]), но ограничены.

На фоне других родов войск лучше всего смотрятся ВМС США. В их составе числится 283 судна[13]. Еще в  2014 г. Командование военно-морских сил США целенаправленно начало реализовывать кораблестроительную программу, которая рассчитана на 30-летний период и предусматривает наличие в составе флота 308 боевых кораблей и судов обеспечения. По утверждению Пентагона, такой состав минимально необходим для обеспечения превосходства национальных ВМС в любом районе Мирового океана[14]. А предвыборные заявления Д. Трампа о «великом флоте» Америки в 350 судов представляются недостижимыми на текущий момент.

Несомненно, увеличение ассигнований на различные проекты произойдет, тем более на это указывают планы оборонного ведомства. Вопрос в том, кто же в итоге получит приоритет на финансирование, ведь в деньгах нуждаются все: армия, ВМС, ВВС, Корпус морской пехоты. Судя по всему, следует ожидать жарких баталий  лоббистов от различных родов войск ВС США в Конгрессе.

Путей реализации заявленных программ модернизации прослеживается лишь два: растягивание сроков проведения перевооружения или увеличение ежегодных траншей на оборонцу из федерального бюджета. Президент Д.Трамп предложил третий путь: «надавить» на корпорации, чтобы те сбросили цены. Однако при существующей порочной системе закупок, дороговизне производства техники в США, коррупции и других проблемах осуществить свое предложение Трампу будет сложно, поскольку даже Конгресс не смог пока что даже частично справиться с  этой проблемой. Согласно опубликованным планам перевооружения, Пентагону понадобится минимум 15 лет, чтобы закрыть пробелы и вернуть себе уверенное технологическое превосходство.

Александр Петречук

 

[1] Козин В. П. Стратегия силы. // РИСИ. URL: https://riss.ru/smi/9429/

[2] Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United States of America. – P.1. URL: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf

[3] Świerczyński M. Wielka słabość wielkiego sojusznika. // 16 października. URL: https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/swiat/1723870,1,amerykanska-armia-dawno-nie-byla-w-tak-fatalnym-stanie.read

[4] Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United States of America. – P.1. URL: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf

[5] Тренин Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать? // Московский центр Карнеги. URL: https://carnegie.ru/2018/03/29/ru-pub-75938

[6] Dunn R. J. America’s Reserve and National Guard Components. // The Heritage Foundation. 2016. URL: https://index.heritage.org/military/2016/essays/americas-reserve-and-national-guard-components/

[7] Hafemeister R. Who is to blame for the “too-small” military? URL: https://rodhafemeister.wordpress.com/tag/end-strength/

[8] Major powers: Our Top 10 of military aviation strength. URL: https://www.flightglobal.com/news/articles/major-powers-our-top-10-of-military-aviation-streng-419734/

[9] Hoyle C. Major powers: Our Top 10 of military aviation strength. // FlightGlobal. URL: http://armiyahelp.ru/novosti/sravnenie-armij-rossii-i-ssha-na-2017-god.html

[10] Woody C. The Air Force is facing a 'quiet crisis' of manpower, but recruitment isn't the problem // Business Insider. URL: http://www.businessinsider.com/air-force-has-a-pilot-shortage-due-to-lack-of-training-resources-2017-10

[11] В США 11 офицеров ВВС отстранены за хранение и употребление наркотиков // АО «ТВ Центр». 2014. 16 января. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/28433

[12] The Military Balance 2018 // IISS. URL: https://www.iiss.org/en/publications/military%20balance/issues/the-military-balance-2018-545f/mb2018-03-north-america-4da2

[13] Status of the Navy // Official Website of the United States Navy. 2018. 27 March. URL:  URL: http://www.navy.mil/navydata/nav_legacy.asp?id=146

[14] Мишин С. Кораблестроительная программа военно-морские сил США // Зарубежное военное обозрение. № 12. С. 67-73. URL: http://pentagonus.ru/publ/korablestroitelnaja_programma_voenno_morskie_sil_ssha_ch1_2016/27-1-0-2748


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение