Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Военно-техническое сотрудничество России и стран Латинской Америки: состояние и перспективы
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 14-11-2017
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России является, пожалуй, одной из самых высокотехнологичных отраслей российской экономики, позволяющей создавать передовые образцы вооружения и военной техники (ВиВТ), которые гарантируют высокий уровень защищенности государства от внешней агрессии. Кроме того, ОПК закладывает основы военно-технического сотрудничества (ВТС) РФ с другими государствами.

В федеральном законе Российской Федерации от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» ВТС трактуется как «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения»[1].

Для России ВТС является одним из способов продвижения национальных интересов за рубежом и имеет своей целью укрепление военно-политических позиций РФ в других регионах. Оно содействует сближению государств в военно-техническом отношении, является основанием для создания военно-политических объединений с дальнейшей перспективой интеграции боевых систем. Это может привести к изменению баланса сил в различных регионах, способствуя, тем самым, сдерживанию агрессоров и поддержанию региональной стабильности.

В настоящее время единственным государственным посредником, осуществляющим внешнеторговую деятельность в отношении всей продукции военного и двойного назначения, является АО «Рособоронэкспорт» (входит в Госкорпорацию «Ростех»). На него приходится более 80% экспорта ВиВТ российского производства. Среди других субъектов ВТС («российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения»[2]) можно также выделить АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», ПАО «ОАК», АО «ОСК», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и ряд других (всего более 30)[3].

«Российская Федерация осуществляет военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, международными, в том числе региональными, организациями на основе внешнеполитической, экономической целесообразности»[4]. В чем состоит целесообразность ВТС с латиноамериканскими государствами?

По словам заместителя генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Сергея Ладыгина в настоящее время Латинская Америка представляет собой перспективный для России регион в плане развития ВТС[5]. Его можно понять: 33 государства, занимающие около 20 000 км2 (15%) суши, являются масштабным и привлекательным рынком сбыта российской военно-технической продукции, не говоря уже о том, что регион находятся в посредственной близости у одного из основных геополитических оппонентов России. Кроме того, по сравнению с 2005 г. номинальный ежегодный объем экспорта вооружений в страны региона существенно возрос к 2012 г. с $1,247 млрд. до $6,37 млрд. соответственно[6].

Предприятиям российского ОПК приходится вести борьбу, в т. ч. и за Латинскую Америку, в условиях нарастающей конкуренции на рынке вооружения и усиления давления со стороны американских и европейских производителей. В данной связи следует рассмотреть успехи РФ на мировом и региональном рынках вооружений.

По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), в период с 2007-2011 гг. доля США в мировом экспорте вооружений составила 30%, России – 24%, Китая – 4%[7], в то время как за 2012-2016 гг. – 33%, 23%, 6,2% соответственно[8]. Примечательна в данном отношении тенденция к росту доли КНР на мировом рынке вооружений: за 5 лет Китаю удалось подняться на 3 пункта рейтинге и занять почетное третье место. Среди европейских производителей Германия и Франция традиционно входят в пятерку основных экспортёров ВиВТ (4-7%).

Рассматривая структуру латиноамериканского рынка, следует отметить, что с 2005 по 2012 г. объем экспорта обычных вооружений (классификация Регистра ООН) всех стран оценивается в $24,55 млрд. При этом Россия занимает первое место по экспорту продукции военного назначения в указанный период. На ее долю пришлось около 25,5% поставок ВиВТ региона. Второе место принадлежит США (15,8%), третье – Испании (15,1%)[9].

Согласно упомянутым ранее докладам СИПРИ, ни одно государство Латинской Америки не входит в первую десятку импортеров ВиВТ (по результатам 2015 г.: Бразилия – 12 место, Мексика и Венесуэла – 20 место[10]), однако это не означает, что страны региона в этом не заинтересованы. Потребность в импорте обуславливается несколькими причинами:

  • отставанием в развитии промышленного и научно-технического секторов экономик латиноамериканских государств от высокоразвитых, а также отсутствием необходимых финансовых, технологических и кадровых условий для создания военной продукции, отвечающей современным требованиям;
  • борьбой с преступностью, наркотрафиком и терроризмом, а также потребностью в обеспечении безопасности акватории Южной Атлантики и др.

Исходя из этого, Россия может предложить не только контракты на уже готовые ВиВТ, но и широкий спектр услуг, среди которых можно выделить ремонт техники и поставку для нее запасных частей, постгарантийное обслуживание, обучение персонала эксплуатации продукции военного назначения и т.д.

Несмотря на то, что в региональной структуре российских поставок (рис. 1[11]) преобладает Азиатско-тихоокеанский регион  (42%), РФ все чаще обращает свой взгляд на далекую Латинскую Америку. Так, по линии Рособоронэкспорта объем поставок ВиВТ в страны региона с 2001 г. превысил $10 млрд[12].

С 2000 по 2016 гг. на долю Латинской Америки приходилось немногим более 4,5% от общего объема российского экспорта вооружений[13]. Но можно и отметить положительные сдвиги: за период 2015-апрель 2017 гг. суммарный экспорт возрос с 8 до уже упомянутых $10 млрд. Это связано, прежде всего, с реализацией ранее подписанных контрактов. Кроме того, не последнюю роль сыграла успешная демонстрация передовых российских систем вооружений в ходе сирийского конфликта.

Как известно, организация и участие РФ в многочисленных международных выставках ВиВТ как на своей территории, так и за рубежом является важнейшим источником формирования портфеля заказов. Среди выставок, которые российская сторона использует в качестве арены взаимодействия и установления диалога, следует выделить следующие:

  1. Российские: военно-технический форум «Армия», авиационно-космический салон «МАКС», военно-морской салон «МВМС» и т.д.;
  2. Зарубежные: авиационно-космические выставки «АЭРО ИНДИЯ», «АЭРОШОУ ЧАЙНА» (Китай), выставка вооружений и военной техники «ИНДО ДИФЕНС» (Индия), выставка авиационно-космической и военно-морской техники «ЛИМА» (Малайзия), оборонные выставки «АЙДЕКС» (ОАЭ), «АЙДЕФ» (Турция) и др.

Говоря о Латинской Америке, следует отметить, что с целью увеличения доли своего вооружения в странах региона Российская Федерация активизирует сотрудничество посредством участия в различных местных выставках. Например, выставка военной и авиационно-космической техники «ФИДАЕ» (Чили), выставка авиационных и оборонных систем «ЛААД» (Бразилия), салон оборонных технологий «СИТДЕФ» (Перу), выставка и конференция технологических достижений в области обороны и безопасности «ЭКСПОДЕФЕНСА» (Колумбия), аэрокосмический салон «ФАМЕКС» (Мексике). При этом в последних двух выставках российская сторона впервые приняла участие в 2017 г., что свидетельствует о повышении активности российского ОПК на латиноамериканском рынке.

В данной связи особенно стоит выделить международную выставку ЛААД-2017, которая прошла 4-7 апреля в Рио-де-Жанейро. В ходе мероприятия Россия продемонстрировала более 350 образцов ВиВТ для всех видов войск, часть которых была высоко оценена делегациями латиноамериканских стран.

Традиционно в центре внимания находятся российская авиационная и вертолетная техника и комплексы ПВО (41% и 13% от всего портфеля заказов соответственно[14]). Латиноамериканские партнеры не исключение, поэтому наиболее перспективными моделями боевой техники «Рособоронэкспорт» назвал военно-транспортный самолет Як-130, многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-29М, многоцелевой истребитель Су-35, а также боевые вертолеты Ми-28НЭ, Ка-52, Ми-35М и тяжелые транспортные вертолеты Ми-26Т2, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», зенитная ракетная система «Антей-2500» и переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-С»[15]. Во время работы выставки были проведены многочисленные переговоры, которые в перспективе могут привести к подписанию новых оружейных контрактов.

Однако, несмотря на все заявления о перспективности латиноамериканского рынка в плане ВТС, цифры говорят об обратном. Во-первых, по словам главы ФСВТС Дмитрия Шугаева, поставки ВиВТ в 2016-2017 гг. в страны Северной и Южной Америки составляют 3% от всего объема экспорта  военной техники российского производства[16], что нельзя назвать вдохновляющим результатом. Во-вторых, военные расходы государств Латинской Америки в целом сокращаются. По данным СИПРИ, положительная динамика расходов отсутствует с 2014 г. (2014 г. – - 0,1 %, 2015 – - 3%). Так,  в 2016 г. регион потратил на военные нужды примерно на 8% меньше, чем в 2015 г., став рекордсменом по проценту падения затрат среди других регионов мира  (рис. 2)[17].

 

Рис. 2. Военные затраты регионов, 2015-2016 гг.

Этому есть логическое объяснение. Причиной такой разочаровывающей статистики является разразившийся в 2014 г. экономический кризис (а в некоторых государствах еще и политический), особенно сильно затронувший государства Южной Америки и достигший в 2016 г. своего пика. Таким образом, страны, попавшие в эпицентр «идеального шторма» (ситуация, при которой неблагоприятные факторов накладываются друг на друга, в результате чего их суммарный негативный эффект возрастает)[18], вынуждены сокращать военный бюджет.

По прогнозам МВФ[19] и Focus Economist (рис. 3)[20] экономические показатели большинства стран региона в 2018 г. должны выйти из зоны риска и начать демонстрировать положительную динамику, однако политические риски будут все еще высоки. Если прогнозы экспертов оправдаются и основные партнеры в регионе не поменяют свою риторику на антироссийскую (во многих странах пройдут выборы в 2018 г.), то можно ожидать повышение спроса на ВиВТ российского производства с последующим заключением контрактов.

Рис. 3. Прогноз Focus Economist: ВВП стран региона в 2018 г.

Традиционными партнерами РФ в данном регионе являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика и Перу[21]. Как правило, более 60% поставок по латиноамериканскому направлению осуществляется в Венесуэлу, далее следуют  Бразилия и Перу (см. рис. 4)[22]. К сожалению, на региональном рынке вооружений преобладают европейские и американские или местные поставщики, как это происходит в Бразилии, военные расходы которой являются самыми высокими в регионе. В связи с этим целесообразно подробнее рассмотреть двустороннее сотрудничество России с основными партнерами.

Рис. 4. Доля РФ в импорте ВиВТ стран Латинской Америки

Россия-Венесуэла. В настоящее время Венесуэла является самым крупным покупателем ВиВТ российского производства в латиноамериканском регионе. Как было отмечено ранее, около 60% российского импорта ВиВТ приходится на Венесуэлу. Приход к власти ныне покойного социалиста Уго Чавеса в 1999 г. ознаменовался отказом Вашингтона от ВТС с Каракасом. В ходе визита в Москву президента Венесуэлы в 2001 г. было подписано  межправительственное соглашения, на основе которого осуществляется ВТС, однако первые крупные оружейные контракты были подписаны лишь в 2005 г.

Порядка 30 контрактов в период с 2005-2013 гг. были заключены между  «Рособоронэкспортом» и Минобороны Венесуэлы. Основу импорта составили автоматы Калашникова АК-103, многоцелевые истребители Су-30МК, вертолеты Ми-17В-5, Ми-35М, Ми-26Т, танки Т-72Б. Также в Венесуэлу активно поставляются различные системы ПВО российского производства (БУК-М2, С-300ВМ «Антей-2500», С-125 Печора-2М, Игла-С и др.)[23]. Стоит отметить тот факт, что часть ВиВТ была приобретена на суммы от российских кредитов. Так, несмотря на ежегодно увеличивающиеся заложенности, в 2009 г. Каракасу был выдан кредит в размере $2,2 млрд., а в 2011 г. – $4 млрд[24][25]. Общая сумма выданных между 2006 и 2017 г. кредитов оценивается в $17 млрд.

Стоит также отметить, что к концу 2017 г. завершится строительство сервисного центра по ремонту вертолетов, а в 2019 г. в полную силу заработает завод по производству автоматов АК-103 и боеприпасов, строительство которого ведется в рамках подписанного еще в 2006 г. контракта[26]. Таким образом, Венесуэла первой страной в регионе, где будет налажено лицензионное производство автоматов Калашникова.

В целом можно отметить положительные сдвиги в ВТС. Это подтверждают сделанные министром обороны Венесуэлы Владимиром Падрино Лопесом в 2015 г. и Президентом Николасом Мадуро в 2017 г. заявления о том, что благодаря российскому вооружению и тесному сотрудничеству, потенциал армии Республики усилился[27][28], что может свидетельствовать о большой заинтересованности венесуэльской стороны в дальнейшем взаимодействии.

Однако в сотрудничестве государств наметились тревожные тенденции. Укрепившаяся позиция РФ на венесуэльском рынке находится под угрозой. Во-первых, будущее оборонного бюджета Венесуэлы представляется весьма неясным по причине глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Большая часть поставок ВиВТ из России финансировалась за счет доходов от углеводородов, цены на которые бурно росли в начале 2000-х гг. Однако после нескольких  лет относительно низких цен на нефть Венесуэла испытывает серьезный экономический спад, который вынуждает правительства сокращать расходы на военные закупки. Если в 2013 г. они составляли 3,5% от государственных расходов, то в 2016 г. этот показатель составил всего 0,7%[29]. Во-вторых, в последние годы Россия столкнулась с растущей конкуренцией со стороны Китая: Венесуэла являлась второй страной по объему импорта китайских вооружений за период 2008-2015 гг.[30] (рис. 5[31]).

Конкурентное преимущество Китая состоит в том, что российское вооружение в среднем на 20-40% дороже китайского (созданного на основе или скопированного с превосходящих по качеству российских образцов), что выгодно странам Латинской Америки, которые в настоящее время не могут позволить себе западноевропейское дорогостоящее оружие (см. далее).

Рис. 5. Импорт китайских вооружений в страны Латинской Америки, 1991-2014 гг.

Тем не менее, во время своего последнего визита в Москву, состоявшегося в октябре в рамках «Российской энергетической недели-2017», Н. Мадуро дал понять, что нуждается в поддержке России. В свете недюжинного интереса российской стороны к венесуэльским углеводородам, просьбы главы Республики о реструктуризации долгов и выдаче новых кредитов не кажутся такими абсурдными. Политикой уступок по отношению к Венесуэле РФ отстаивает свои геополитические интересы, рассматривая государство как важнейший форпост на Южноамериканском континенте.

Россия-Бразилия. По данным рейтинга Global Firepower 2017 (GFP), Бразилия имеет 17-ую в мире и 1-ую в Латинской Америке по мощности армию[32]. Это вполне объяснимо: государство, имеющее самую большую территорию и самую сильную экономику в регионе, де факто является его лидером. Начиная с 2003 г. военные расходы государства постепенно увеличивались (см. табл. 1[33]). Однако «золотое десятилетие» для Бразилии закончилось к 2012 г. С началом экономического кризиса и коррупционными скандалами вокруг Президента Дилмы Русеф, в результате которых ей был выдвинут импичмент, положение дел в стране усугубилось еще больше, что привело к сокращению средств на нужны Минобороны.

Табл. 1. Военные расходы  Бразилии  и их доля в государственных расходах

(2003-2016 гг., в млрд. $, текущие цены)

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 

8,393

9,780

13,589

16,405

20,486

24,453

25,649

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

 

34,003

36,936

33,987

32,875

32,660

24,618

23,676

Поскольку бразильский рынок вооружений является самым крупным, РФ сталкивается с сильнейшей конкуренцией со стороны западноевропейских, американских и израильских поставщиков[34]. Кроме того, отстаивая свои лидерские позиции в регионе, Бразилия делает ставку на развитие национального ОПК. Там расположено 38,2% всех предприятий военной промышленности Латинской Америки[35].

В настоящий момент Россия экспортирует в Бразилию в основном средства ПВО, тактико-технические характеристики которых бразильские партнеры высоко оценивают. Особым спросом пользуются переносные зенитные ракетные комплексов (ПЗРК) «Игла-С», последняя поставка которых завершилась в 2016 г.[36] В общей сложности Бразилия закупила 160 ПЗРК указанного образца[37].

С 2013 г. велись переговоры о закупке зенитных ракетно-пушечных комплексов  (ЗРПК) «Панцирь-С1», а уже в ходе проведения выставки ЛААД-2017 бразильская сторона подтвердила свое намерение купить у России данный тип ЗРПК.

Вертолеты российского производства успешно эксплуатируется в Бразилии. По контракту 2008 г. Бразилией были закуплены транспортно-боевые вертолеты Ми-35М стоимостью $150 млн[38]. Для обслуживания и ремонта данного типа вертолетов на территории страны будет создан сервисный центр.

Приход к власти Д. Русеф в 2011 г. ознаменовался диверсификацией внешних связей, что благоприятно сказалось на ВТС двух государств. Однако изменение внутриполитической конъюнктуры негативно отразилось на соглашениях, заключенных с администрацией отстраненного Президента. Например, контракт на поставку 7 многоцелевых вертолетов Ка-62 практически приостановлен. Кроме этого, возможность продажи ряда единиц техники (самолеты Як-130, тяжелые военно-транспортные вертолеты Ми-26, гражданские вертолеты Ми-171А1, Ка-32А11ВС, Ка-226Т, «Ансат» и бронемашины «Тигр»), в которых раннее были заинтересованы ВС Бразилии, оказалась под вопросом.

В 2018 г. в стране пройдут новые президентские выборы, по результатам которых перспективы экспорта российского вооружения будут более или менее ясны, но пока что в условиях сильной конкуренции и неблагоприятной внутренней обстановки российское вооружение не пользуется большим спросом.

Россия-Перу. В настоящее время Перу остается одним из относительно крупных заказчиков в рамках региона, который ориентирован преимущественно на российскую вертолетную технику. Так, в 2011 г. в Перу были поставлены 6 транспортно-боевых вертолетов Ми-171Ш и 2 ударных Ми-35П стоимостью в  $107,9 млн., а в 2013 г. с Минобороны Перу был заключен контракт на поставку 24 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш на сумму более чем $500 млн[39].

 Однако не обошлось без трудностей. В сентябре 2015 г. Национальный Банк Перу заблокировал оплату по контракту 2013 г. из-за наложенных США санкций на ряд российских компаний, в число которых вошел и «Рособоронэкспорт». В сентябре 2015 г. прошли напряженные переговоры, в результате которых было объявлено о возобновлении поставок. В начале 2016 г. поставки вертолетов в Перу завершились.

За последние 10 лет было заключено несколько контрактов на модернизацию авиатехники: в 2008 г. –  19 истребителей МиГ-29, в 2011-2012 гг. – 7 вертолетов Ми-25. Кроме того, в 2017 г. готовится открытие сервисного центра по ремонту вертолетов в Перу. Помимо этого, перуанская сторона выражает заинтересованность в модернизации танкового парка, основу которого составляет Т-55 советского производства, и закупке танков Т-90С, а также изучает возможность покупки истребителей МиГ-29.

Стоит отметить, что Китай не обошёл стороной и перуанский рынок вооружений. В 2014 г. в Перу было принято решение заменить советские реактивные системы залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град». Выбор был сделан в пользу китайских производителей: на вооружение перуанской армии поступили 27 новых РСЗО Тип 90B [40].

В данной связи можно с уверенностью утверждать, что Лима предпочла цену качеству: «наследницы» «Града» РСЗО «Смерч» и «Ураган» в различных модификациях имеют более совершенные тактико-технические характеристики по сравнению с китайским конкурентом. Кроме того, уже имея отрицательный опыт в ходе эксплуатации приобретенной военной техники китайского производства (серьезные проблемы в грузовых автомобилях «Бейбен 2528» «Донг фенг EQ-1180/EQ-2100» «Шанкси штейр» SX-190; снятие с вооружения боеприпасов калибра 5,56х45 мм из-за большого количества осечек и не соответствия стандартам качества[41]), Минобороны Перу, по сути, наступило на те же грабли.

Российско-перуанское ВТС сложно назвать по-настоящему плодотворным. В настоящее время перуанские ВС заинтересованы по большей части в российских вертолетах. Не увеличивая номенклатуру приобретаемых у России вооружений проблематично совершить прорыв в развитии взаимоотношений, принимая во внимание отсутствие веских причин усиливать армию. Хотя экономический кризис не так сильно затронул страну, как Венесуэлу и Бразилию, Перу не рвется заключать новые контракты с РФ, поэтому будущее сотрудничества пока что выглядит весьма туманным.

Россия-Мексика. Основным экспортером ВиВТ в Мексику является США, чьи поставки увеличились многократно и достигли порядка $3,5 млрд. с момента вступления в должность Президента Пенья Ньето в 2012 г. (в т. ч. в рамках Войны с наркотиками)[42]. Однако российскому ОПК тоже нашлось место в Мексике. Основу импорта Мексики составляет вертолетная техника и ее сервисное обслуживание. 

В 2011 г. был заключен контракт на поставку трех многоцелевых военно-транспортных вертолета Ми-17В-5[43]. В 2014-2015 гг. холдинг «Вертолеты России» провел капитальный ремонт 19 вертолетов Ми-17/Ми-17-1В. Также в ближайшее время планируется заключение контракта на сервисное обслуживание вертолетов Ми-17[44]. Российские вертолеты, как и в Мексике и используются для устранения последствий ЧС и спасению людей. Грузовые автомобили «Урал» также активно использовались при ликвидации последствий урагана «Катрина». 

Мексиканские ВВС заинтересованы в закупке партии легких колесных ББМ «Горец-М», которые сейчас проходят тестовые испытания в одном из спецподразделений[45].

Несмотря на то, что на военные расходы с 2010 по 2016 гг. Мексика стабильно тратилась 2-2,5% от государственных расходов (0,5-0,7% от ВВП)[46], закупка более серьезной техники военного назначения, а не легкой бронетехники и вертолетов может вызвать негативную реакцию США, поскольку страна ориентирована на северного соседа. Есть потенциал для дальнейшего развития, однако, межправительственное соглашение о сотрудничестве в военно-техническом отношении, которое бы позволило создать правовую основу для его расширения, до сих пор не было подписано.  

Россия-Аргентина. В 2015 г. к власти пришел лидер оппозиции Маурисио Макри, что положило конец двенадцатилетнему периоду правления четы Киршнер. Новый Президент подвергал критике политику предыдущей администрации, направленной на развитие всестороннего сотрудничества с Россией, и заявил о своем стремлении к восстановлению отношений с Бразилией и США.

Тем не менее, позицию М. Макри нельзя назвать и чисто проамериканской. Об этом свидетельствует его заявление о том, что страна будет наставить на возвращении в состав Аргентины Фолклендских (Мальвинских) островов, что не в интересах США, которые традиционно поддерживали Корону в данном территориальном споре, особенно во время вооруженного конфликта в 1982 г. наперекор всем договоренностям в рамках ОАГ.

Однако российско-аргентинское сотрудничество в военной сфере сложно назвать успешным в эпоху «киршенизма», принимая во внимание, что с 2003 г. в далекую латиноамериканскую страну было поставлено всего 2 вертолета Ми-171 на сумму около $27 млн. (2011 г.)[47], а в 2014 г. Россия поставила 12 бомбардировщиков Су-24 в обмен на продовольствие[48].

Сейчас ситуация не лучше. Несмотря за заявления о том, что смена руководства не повлияет на развитие ВТС с Россией, Аргентина лишь рассматривает возможность закупки легких истребителей МиГ-29 и дополнительной партии Ми-171 и рассчитывает на послепродажное обслуживание ранее поставленных вертолетов[49].

К сожалению, в настоящее время российские производители ВиВТ не так интересует аргентинских партнеров, как сотрудничество в топливно-энергетическом секторе, где Россия относительно хорошо закрепилась (последнее: разработка Газпромом нефтяных месторождений, строительство Россией ядерного реактора в комплексе Атуча, строительство ТЭС «Чиуидо-1»[50]), поэтому говорить о подписании новых контрактов в ближайшем будущем не приходится.

Россия-Колумбия. Большую долю от государственных расходов Колумбии традиционно составляют военные расходы. Так, начиная с 1998 г. данный показатель не опускается ниже 10% и является самым высоким в регионе[51]. Причиной этому является 50-ти летняя гражданская война, в буквальном смысле разрывающая страну: основными сторонами являются правительственные силы, а также леворадикальные формирования Революционные вооружённые силы Колумбии (ФАРК) и Армия национального освобождения (ЕЛН). Однако в 2016 г. конфликт был более или менее урегулирован колумбийским Президентом Хуаном Мануэлем Сантосом, за что он получил Нобелевскую премию мира в том же году.

В своей нобелевской речи Х.М. Сантос отметил, что многие страны мира, в т. ч. и Россия, «имеют причины гордиться этим достижением»[52]. Чем РФ отличилась в плане ВТС? Как и во многих других странах региона, основу российского экспорта в Колумбию составляет вертолетная техника. С 1996 по 2008 гг. колумбийская сторона приобрела 25 вертолетов Ми-8/17 на сумму $189 млн.[53] В 2013 г. был подписан контракт на поставку 5 вертолетов Ми-171А1 и 5 вертолетов Ка-62[54]. Что касается другой техники, то в 2005-2006 гг. Россия поставила 8 бронетранспортёров БТР-80.

В настоящее время страна заинтересована в покупке вертолетов российского производства Ми-8/17 и «Ансат», в т. ч., в медицинской версии, а также в приобретении  новейших многоцелевых вертолетов Ми-171А2[55].

Российско-колумбийское ВТС выглядит весьма продуктивным в области вертолетной техники. Можно ожидать, что недавняя заинтересованность несколькими моделями вертолетов приобретет в скором времени вид официального контракта, поскольку российская техника заслужила доверие колумбийских партнеров, кроме того, страна не испытывает нехватку средств для подобного рода сделки.

В рамках данной статьи также интересно рассмотреть современное состояние ВТС с такими идеологическими союзниками СССР как Куба и Никарагуа.

Россия-Куба. В настоящее время об интенсивном ВТС с Кубой говорить не приходится. В основном Россия ограничивается поставкой запасных частей и предоставляет услуги по ремонту техники советского производства. Одной из причин является неплатежеспособности Гаваны, поэтому Москва предоставляет кредиты для обеспечения поставок. В перспективе возможна поставка гражданской авиационной промышленности российского производства на Кубу (самолеты ИЛ-96-400, АН-148/158, самолет МС-21, вертолеты Ми-8/17, Ка-226Т, Ка-32АК11ВС, «Ансат» и др.[56])

В 2001 г. в Республике закрылся радиоэлектронный разведывательный центр в Лурдесе, возобновления работы которого, по словам Президента РФ В.В. Путина, не будет. Также не планируется открытые военных баз на Кубе, поскольку отношения между государствами развиваются в другом направлении[57].

Россия-Никарагуа. Во времена СССР до 90% ВиВТ Никарагуа были советского производства. Поскольку за несколько десятилетий армия страны не претерпела больших изменений, большая часть ВиВТ того времени сохранилась и по сей день. 

В настоящее время положение дел по линии ВТС с Никарагуа намного лучше, чем с Кубой. За последние 10 лет в страну были поставлены 2 вертолета Ми-8/17, 43 единицы БМП-1, 43 единицы БТР-70, 50 танков Т-72Б1. Кроме того, для ВМС Никарагуа специально строятся 2 ракетных катера проекта 12418 «Молния», 4 патрульных катера проекта 14310 «Мираж», базовые тральщики проекта 1265Э[58]. При этом многие единицы вооружения являются бывшими в употреблении.

Стоит также упомянуть о том, что в 2015 г. была подписана резолюция, разрешающая российским кораблям входить в никарагуанские порты,  а также были одобрены соглашения, позволяющие патрулировать прибрежные воды. Вскоре состоялось открытие построенного Россией центра топографического обеспечения для нужд армии Никарагуа.

Восстановление сотрудничества проходит довольно быстро и гладко, однако крупномасштабные сделки вряд ли буду заключены по причине ограниченной платежеспособности центрально-американского государства и отсутствия необходимости в настоящий момент делать большие заказы.

Подводя итоги вышесказанному, можно выявить основные характеристики рынка вооружений Латинской Америки на сегодняшний день:

  1. Отсутствие необходимости в массовом приобретении ВиВТ в связи с низкой конфликтностью региона и отсутствием серьезной внешней угрозы латиноамериканским странам;
  2. Сокращение военных расходов вследствие усилившегося экономического кризиса;
  3. Ориентация на закупку более дешевых и бывших в употреблении вооружений;
  4. Слабость национальных ВПК и малочисленность национальных Вооруженных Сил.

Принимая во внимание политическую нестабильность, приход политических элит, призывающих к сокращению сотрудничества с Россией, а также увеличивающуюся конкуренцию со стороны западных и китайских производителей в последние годы, можно заключить, что заявления о перспективности латиноамериканского оружейного рынка являются излишне оптимистичными. Будущее ВТС с рядом государств представляется весьма туманными и зачастую носит эпизодический характер.

Исключением являются поставки авиационной техники российского производства, которая зарекомендовала себя во всем мире, поэтому «Рособоронэкспорту» все еще удается сохранять лидирующие позиции в Латинской Америке в данном секторе.

Около 20 лет назад никто не предполагал, что Россия сможет вернуться на этот далекий рынок, однако совершенный рывок и стремление укрепить позиции в регионе в качестве экспортера ВиВТ очевидны. Помимо поставок вооружений, имеется большой потенциал для дальнейшего развития: налаживание лицензионных производств в странах региона, отправка российских специалистов, открытие центров по ремонту и обслуживанию поставленной продукции военного и двойного назначения, дальнейшая демонстрация  продукции российского ОПК и др. Грамотно используя данные возможности, РФ сможет не только не потерять имеющиеся позиции, но и как следует закрепиться в регионе.

 

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Ст. 1. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102054512&page=1&rdk=10#I0

[2] См. ссылку 1.

[3] ФСВТС России. Перечень субъектов военно-технического сотрудничества по состоянию на октябрь 2017 г. URL:

 http://www.fsvts.gov.ru/materials/2457DFEC607E6BC6C32575FA0024FB41.html

[4] «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976). URL: http://kremlin.ru/supplement/461

[5] Россия рассчитывает на новые поставки авиатехники в Латинскую Америку. 03.04.17. URL: https://ria.ru/defense_safety/20170403/1491325697.html   

[6] ЦАМТО. Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг. URL: http://www.armstrade.org/includes/periodics/mainnews/2013/0408/095217897/detail.shtml

[7] SIPRI Yearbook 2012. Armaments, Disarmament and International Security. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2016-03/SIPRIYB12Summary.pdf

[8] SIPRI Yearbook 2017. Armaments, Disarmament and International Security. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017-09/yb17-summary-eng.pdf

[9] См. ссылку 6.

[10] ЦАМТО. Аналитическая записка. Комментарий к очередному ежегодному докладу СИПРИ. С. 7. URL: http://www.armstrade.org/files/analytics/342.pdf

[11] Фролов А. Итоги военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в 2015 году. URL: http://cast.ru/products/articles/itogi-voenno-tekhnicheskogo-sotrudnichestva-rossii-s-inostrannymi-gosudarstvami-v-2015-godu.html

[12] «Рособоронэкспорт»: РФ готова к борьбе за заказчика на выставке LAAD-2017 в Бразилии. URL:  http://tass.ru/armiya-i-opk/4150274

[13] Connolly R., Sendstad C. Russia’s Role as an Arms Exporter. The Strategic and Economic Importance of Arms Exports for Russia. March 2017. Р. 18. URL:

 https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/publications/research/2017-03-20-russia-arms-exporter-connolly-sendstad.pdf

[14] Портфель заказов. URL:  http://roe.ru/rosoboronexport/

[15] Россия активизирует ВТС со странами Латинской Америки. 27.04.17. URL: https://ria.ru/defense_safety/20170427/1493203917.html

[16] Россия с 2001 года поставила в Латинскую Америку вооружений на сумму 10 млрд. долларов. 18.04.17. URL:

https://vpk.name/news/179599_rossiya_s_2001_goda_postavila_v_latinskuyu_ameriku_vooruzhenii_na_summu_10_mlrd_dollarov.html

[17] См. ссылку 8.

[18] Yákovlev P. P. América Latina en el epicentro de la «tormenta perfecta». // Iberoamérica, № 4, 2016. – P. 5-32. URL:

http://www.iberoamericajournal.ru/sites/default/files/2016/4/yakovlev.pdf

[19] IMF. World Economic Outlook (October 2017). URL:

http://www.imf.org/external/datamapper/NGDPD@WEO/WEOWORLD/CMQ/CBQ/SMQ

[20] Economic Snapshot for Latin America. 11. 10.17. URL: https://www.focus-economics.com/regions/latin-america

[21] Рособоронэкспорт. Страны-партнеры. URL:  http://roe.ru/rosoboronexport/strany-partnery/

[22] См. ссылку 13.

[23] SIPRI Arms Transfers Database. Trade registers. [Supplier – Russia, Recipient – Venezuela]. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php

[24] Ejecutivo dice que Rusia aprobó un crédito por $2 mil millones para compra de armas. 13.09.09. URL:  http://www.eluniversal.com/2009/09/13/eco_ava_ejecutivo-dice-que-r_13A2734451.shtml

[25] Rusia otorga a Venezuela nuevo crédito por USD 4.000 millones para defense. 07.10.11. URL: http://ecodiario.eleconomista.es/internacional/noticias/3432617/10/11/Rusia-otorga-a-Venezuela-nuevo-credito-por-USD-4000-millones-para-defensa.html

[26] Moritán R. G. Exportación de armas a Venezuela, innegable alimento a la violencia. 03.06.17. URL: https://www.infobae.com/opinion/2017/07/03/exportacion-de-armas-a-venezuela-innegable-alimento-a-la-violencia/

[27] Глава Минобороны Венесуэлы: российское оружие усилило армию Венесуэлы. 11.02.15. URL:  http://tass.ru/politika/1761504

[28] Maduro: Venezuela ha construido una Fortaleza military junto a Rusia. 24.08.17. URL: http://www.infodefensa.com/latam/2017/08/24/noticia-maduro-venezuela-construido-fortaleza-militar-junto-rusia.html

[29] SIPRI Military Expenditure Database. Data for all countries 1949–2016 (excel spreadsheet). https://www.sipri.org/databases/milex

[30] Китай в структуре мирового экспорта/импорта вооружений. 01.11.16. URL: https://ria.ru/spravka/20161101/1480394305.html

[31] Wilson J. China’s Military Agreements with Argentina: A Potential New Phase in China-Latin America Defense Relations. 05.11.15. P.6. URL:

https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China%27s%20Military%20Agreements%20with%20Argentina.pdf

[32] 2017 Brazil Military Strength. URL: https://www.globalfirepower.com/country-military-strength-detail.asp?country_id=brazil

[33] См. ссылку 29.

[34] ЦАМТО. Аналитическая записка. Статистка импорта ВиВТ Бразилии за период с 2000 по 2016 гг. URL: http://www.armstrade.org/files/analytics/356.pdf

[35] Суриков В., Ткачев И. Военная промышленность стран Латинской Америки. // Зарубежное военное обозрение, №7, 2016. С. 26.

[36] Brasil recebe da Rússia sistemas portáteis de defesa antiaérea Igla-S. 03.02.16. URL: https://br.sputniknews.com/brasil/201602033478665-brasil-recebe-russia-sistemas-portateis-defesa-antiaerea-igla-s/

[37] SIPRI Arms Transfers Database. Trade registers. [Supplier – Russia, Recipient – Brazil]. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php

[38] См. ссылку 37.

[39] Россия передала Перу все 24 вертолета Ми-171Ш, заказанных в 2013 году. 26.01.16. URL: https://ria.ru/defense_safety/20160126/1365333054.html

[40] Перу меняет советские системы залпового огня «Град» на китайские Type 90B. 23.06.15. URL: https://regnum.ru/news/polit/1945279.html

[41] Минобороны Перу намерено приобрести китайские 122-мм РСЗО «Тип-90В». 31.12.13. URL: http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2013/1231/104022006/detail.shtml

[42] Partlow J. What’s behind Mexico’s military buying binge? 15.06.15. URL: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2015/06/15/whats-behind-mexicos-military-buying-binge/?utm_term=.c57adec4b269

[43] Мексика купила у РФ 3 вертолета МИ-17В-5 – по данным источника. 02.01.12. URL: http://www.arms-expo.ru/news/cooperation/meksika-kupila-u-rf-3-vertoleta-mi-17v-5-po-dannym-istochnika02-01-2012-01-58-00/

[44] РФ и Мексика обсуждают контракт на ремонт вертолетов Ми-17. 22.10.17.URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/4667412

[45] «Горец» для Мексики. 01.05.17. URL: https://rg.ru/2017/05/01/v-latinskoj-amerike-vyros-spros-na-rossijskuiu-voennuiu-tehniku.html

[46] См. ссылку 29.

[47] SIPRI Arms Transfers Database. Trade registers. [Supplier – Russia, Recipient – Mexico]. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php

[48] Report: Russia May Supply Su-24 Aircraft To Argentina In Exchange For Food. 30.12.14. URL: https://www.defensenews.com/air/2014/12/30/report-russia-may-supply-su-24-aircraft-to-argentina-in-exchange-for-food/

[49] ФСВТС: смена власти в Аргентине не повлияет на развитие ВТС с Россией. 18.05.17. URL: https://ria.ru/defense_safety/20170518/1494538818.html

[50] Argentina & Russia to boost energy ties – Kirchner. 22.10.15. URL: https://www.rt.com/business/319358-russia-argentina-energy-cooperation/

[51] См. ссылку 29.

[52] Президенту Колумбии вручена Нобелевская премия мира за 2016 год. 10.12.16. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3860726

[53] SIPRI Arms Transfers Database. Trade registers. [Supplier – Russia, Recipient – Colombia] URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php

[54] «Вертолеты России» и Vertical de Aviacion на МАКС-2013 заключили контракты на поставку 10 вертолетов 27.03.13. URL: http://www.russianhelicopters.aero/ru/press/news/Vertical_de_Aviacion_deal/

[55] РФ ведет переговоры с Колумбией о поставках медицинских вертолетов. 28.10.17. URL: http://tass.ru/ekonomika/4684839

[56] Бюллетень Счетной палаты №2 (февраль) 2017 г. С. 260. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/891/29494/

[57] В Москве заявили о нежелании открывать военные базы на Кубе. 26.10.15. URL: https://lenta.ru/news/2015/10/26/cuba/

[58] Танковый бросок в Никарагуа. 03.08.16. URL: https://www.gazeta.ru/army/2016/08/03/9746165.shtml

Заречнева Полина


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение