
В последнее время ряд аналитических центров администрации и министерства обороны США приступил к анализу вариантов развития событий, связанных с возможным коллапсом России как субъекта международного права. Начало работ связано с тем, что, по мнению американских военных экспертов, до настоящего времени Россия так и не стала полноценным демократическим государством, и хотя ее еще рано причислять к разряду «несостоявшихся государств», но тенденции последних месяцев вызывают серьезную тревогу за безопасность национальных интересов США в этом регионе.
Так, экспертами корпорации RAND в ноябре 2002 года в период проведения Пражского саммита НАТО были представлены результаты исследования возможного негативного развития ситуации в России и роли в них военно-воздушных сил США. Исследование выполнено в рамках программы «Новые вызовы военно-воздушным силам США», реализуемой научно-исследовательским институтом военно-воздушных сил корпорации RAND. Результаты отражены в отчете RAND MR-1442-AF «Assessing Russias Decline: Trends and Implications for the United States and the U.S. Air Force».
Эксперты RAND отмечают, что в последнее время наблюдается серьезное ухудшение внутриполитической ситуации в России. По их мнению, это связано, прежде всего, с нарастающими центробежными силами, которые в ближайшее время могут привести к территориальному распаду страны. Вызывает опасение экспертов RAND и катастрофическая ситуация в экономике, что чревато возникновением тяжелых техногенных катастроф. Отсутствует надлежащий контроль за ядерным арсеналом и его неуклонное старение, а также наличие большого количества неучтенных радиационных материалов как в военной, так и в промышленной сфере. Нарушена система управления стратегическими ядерными силами, что грозит несанкционированными или ошибочными пусками. Контроль над тактическими ядерными боеприпасами уже частично утрачен, а в перспективе коды его активации могут стать доступными региональным лидерам, часто не согласных с Центром. Резко ухудшается ситуация с состоянием здоровья населения страны, свободой слова и соблюдением прав человека. Возрастает расовая, религиозная и этническая нетерпимость. Стремительно усиливается коррупция на всех эшелонах власти, организованная преступность и наркомафия. Разрушаются и полностью деградируют вооруженные силы общего назначения, что грозит выходом их из под контроля Кремля в случае начала крупномасштабного конфликта. Наличие в военной доктрине России пункта о возможном превентивном применении ядерного оружия заставляет полагать, что Россия в силу своей военной и экономической слабости может применить его уже на стадии зарождения даже регионального конфликта. В этой связи отмечается, что хотя тенденции развития ситуации в Российской Федерации сегодня еще нельзя назвать катастрофическими, однако складывающаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность военных экспертов Пентагона о возможности неконтролируемого развития событий в политической, экономической, демографической и военной сферах, что грозит потерей контроля со стороны Кремля над ядерными, химическими и бактериологическими арсеналами, а также во много раз повысит вероятность крупных техногенных катастроф на объектах ядерной энергетики и химического производства.
Эксперты RAND считают, что указанные тенденции должны быть причиной для беспокойства не только для самой России, но и для Соединенных Штатов, поскольку они значительно увеличивают нестабильность в регионе, которая создает непосредственную угрозу жизненным интересам Соединенных Штатов и их союзников. При этом особенно подчеркивается, что угрозы, исходящие, от современной России в несколько раз опаснее угроз, исходивших от СССР, поскольку их реализация в условиях развала России гораздо реальнее, чем масштабное противостояние с СССР. Аналитики RAND еще раз напоминают, что территориальная протяженность России, ее местоположение и ядерный арсенал гарантируют, что этот регион планеты останется в зоне важных жизненных интересов Соединенных Штатов на неопределенно долгое время.
Учитывая, что ситуация в России прямо или косвенно затрагивает жизненно важные интересы США эксперты RAND не исключают возможности использования для их защиты американских вооруженных сил как в непосредственной близости от границ России, так и непосредственно на ее территории. В этой ситуации для военных экспертов Пентагона важно как можно полнее оценить возможную угрозу с тем, чтобы гарантировать способность ответить на нее эффективно и быстро. Как отмечают специалисты RAND, в первое десятилетие реформ в России этот регион не входил в зону ответственности ни одного из региональных командований армии США, и все решения по ситуации в России принимались на уровне Объединенного комитета начальников штабов. Однако в последние месяцы ситуация изменилась: с целью оперативного анализа ситуации в этом регионе планируется возложить контроль за обстановкой в России на Европейское, Тихоокеанское и Центральное командования.
Среди жизненно важных интересов США, угроза которым может привести к вовлечению американских войск в конфликты на территории России, эксперты RAND выделяют следующие:
- безопасность европейских и азиатских союзников США, которых непосредственно затронут последствия негативных событий как в самой России, так и в непосредственной близости от ее границ;
- безопасный и надежный экспорт энергоресурсов из Каспийского бассейна;
- гарантия ядерной безопасности и предотвращение любой попытки (санкционированной или несанкционированной) использования ядерного оружия;
- предотвращение утечки компонентов оружия массового поражения или его попадания в руки террористических групп;
- облегчение массового страдания гражданского населения в результате этнических чисток, разгула преступности и наркомафии, отсутствия необходимой медицинской помощи, голода и др.
С целью уяснения возможных последствий и характера развития обстановки в регионе, аналитики RAND планируют отработку ряда сценариев, в которых для разрешения кризиса используются вооруженные силы. В случае привлечения армии США к разрешению кризисной ситуации в России основные усилия по обеспечению операции будут возложены на военно-воздушные силы. Среди наиболее вероятных сценариев рассматриваются следующие:
- санкционированные или несанкционированные Кремлем действия подразделений российской армии в отдельных регионах страны, требующих независимости от Центра, или в приграничных районах повлекших возникновение и эскалацию конфликта;
- пограничные столкновения с Китаем на российском Дальнем Востоке, между Россией и Украиной, Балтийскими государствами, Казахстаном или другим государством, которые могли бы перерасти в межгосударственный конфликт;
- захват террористами ядерного оружия на территории России, или в случае, если украденные с мест хранения ядерные материалы будут угрожать безопасности Европы, Азии или Соединенных Штатов;
- гражданская война в России, которая может повлечь разрастание конфликта на участки хранения ядерных, химических или биологических средств и агентов, что повлечет риск крупномасштабных токсических и радиационных загрязнений и гуманитарных катастроф;
- чрезвычайное происшествие на объекте ядерной энергетики, которое могло бы подвергнуть опасности жизнь и здоровье большого количества населения в России и соседних государствах;
- чрезвычайное происшествие на объекте химической или биологической промышленности, которое могло бы подвергнуть опасности жизнь и здоровье большого количества населения в России и соседних государствах;
- этнические погромы на юге России, которые могли бы повлечь за собой потоки беженцев в Грузию, Азербайджан, Армению и/или Украину;
- экономические и этнические конфликты на Кавказе, которые могут подвергнут опасности нефте- и газопроводы в регионе;
- масштабное экологическое бедствие типа землетрясения, голода или эпидемии, которые могли бы повлечь за собой потоки беженцев, что привело бы к распространению болезней и нестабильности за пределы России;
- все более и более криминализирующаяся российская экономика может способствовать созданию зоны благоприятствования для террористических групп на территории России. С этих позиций преступники, наркоторговцы и террористы могли бы угрожать населению и экономике Европы, Азии и Соединенных Штатов;
- масштабные хищения российского оружия массового поражения и технологий его производства, которые могли бы способствовать быстрому увеличению военного потенциала государств-изгоев и негосударственных террористических организаций, увеличивая риск ядерной войны.
Эксперты RAND подчеркивают, что успешное управление ситуацией в случае реализации того или иного сценария будет во многом зависеть от имеющейся информации о регионе. В этой связи отмечается, что за последние годы большинство республик бывшего СССР в рамках программы «Партнерство ради мира» провели ряд совместных маневров с подразделениями армии США, что позволило собрать необходимую информацию об аэродромах базирования и инфраструктуре этих государств, необходимую для применения ВВС США в условиях кризиса. Однако в настоящее время подобная информация о России отсутствует. Это означает, что в случае кризиса лучший для США вариант ответа на события в России будет состоять в использовании аэродромов и инфраструктуры обслуживания в сопредельных с Россией государствах – прежде всего в новых членах НАТО и некоторых странах Средней Азии.
Военные аналитики Пентагона отмечают, что сложившаяся после 11 сентября 2001 г. ситуация дает некоторый шанс на улучшение отношений с Россией, хотя сами эти отношения весьма сложны и должны строиться особенно аккуратно. По их мнению, общеизвестно, что Россия и Соединенные Штаты публично признали их единое представление по ряду проблем, особенно в части глобальной борьбы против терроризма. Однако факт, что эти две страны, разделяя общую цель, не подразумевают, что они разделяют и их представления о том, как лучше всего достигнуть цели в борьбе с терроризмом. Кроме того, каждая страна продолжает иметь ее собственные интересы во внешней политике кроме глобальной контртеррористической операции, и в некоторых случаях эти интересы могут быть гораздо важнее борьбы с террором.
Таким образом, по мнению специалистов RAND, принципиально важно, основываясь на текущем сотрудничестве, демонстрировать России, что хорошие отношения с ней являются ключевыми в американской внешней политике, а тем временем необходимо использовать ситуацию в своих интересах, чтобы лучше понять, как процессы разрушения России повлияют на национальные интересы США. Ситуация должна использоваться и для сбора информации, которая будет необходима в случае военного конфликта на территории России или в непосредственной близости от нее, признавая, что спад в отношениях может ограничить дальнейшее получение таких данных. Совместные программы на российской территории с русскими военными и гражданскими организациями могли бы обеспечить сбор ключевой информации относительно российских возможностей, средств обслуживания, инфраструктуры и географии, которая является существенной для планирования ответа в кризисных ситуациях. Без этой информации подготовка ответных действий значительно осложняется.
Правительство Соединенных Штатов, включая военно-воздушные силы, должно быть готово к разрешению кризиса даже в случае развития худшего сценария, в котором отношения с Россией крайне ограничены. Даже при таких обстоятельствах и независимо от того, как складываются отношения между Вашингтоном и Москвой, Соединенные Штаты должны будут защитить их собственны интересы, если их будут затрагивать события в России или в приграничных с ней районах.
Сергей Гриняев
Теги: Россия , США , безопасность , угроза
- 21-06-2021В Башкирии участились попытки вербовки молодежи экстремистами
- 07-06-2021Город крылатых ракет
- 24-05-2021Американские технологические компании пересматривают отношения с армией США
- 18-05-2021Программы НАТО по информационной и кибербезопасности
- 11-05-2021Немецкие генералы в советском плену
- 29-05-2012Наркотики на службе Третьего Рейха
- 12-09-2010Многие эксперты считают танк Меркава лучшим основным боевым танком в мире
- 12-09-2010Министр обороны ФРГ представил проект масштабной реформы вооруженных сил
- 21-04-2001К вопросу о войне в четвертой сфере
- 11-10-2010Иран вооружился экранопланами