Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Ядерная компонента вооруженных сил США и ее влияние на американскую глобальную стратегию
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 06-07-2020

После окончания холодной войны Соединенные Штаты значительно сократили ядерные силы. Риск ядерного нападения на США и членов НАТО был и остается на исторически низком уровне. Сочетание уникальных договоренностей между членами НАТО о совместном использовании ядерного оружия и размещение неядерного оружия на носителях межконтинентального радиуса укрепило единство организации, обеспечило гарантированную защиту Вашингтону и союзникам.

С тех пор ситуация изменилась. Американские силы ядерного сдерживания начали уступать российским еще в 2015 г[1]. С учетом этого обстоятельства при Бараке Обаме была инициирована программа модернизации американских ядерных сил[2]. Дональд Трамп продолжил ее комплексную реализацию. На сегодняшний день обновление американского ядерного щита находится еще в начальной фазе. Согласно докладу Бюджетного управления Конгресса (конца 2017 г.) «Подходы к управлению стоимостью ядерных вооружений США с 2017 по 2046 гг.»[3] Министерство обороны США готово потратить на модернизацию своего ядерного арсенала в следующее десятилетие $400 млрд., а в предстоящие тридцать лет – с 2017 по 2046 гг. – $1,2 трлн. (см. рис. 1[4]) c учетом инфляции между указанными фискальными годами, что составит около 6-6,5 процентов всех расходов на национальную оборону в этот период.

По проекту Бюджетного управления Конгресса, из $1,2 трлн. США, которые должны быть потрачены на ядерные силы, $399 млрд. будут выделены на модернизацию ядерных сил по следующим приоритетным направлениям[5]:

  • создание и доработка нового ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН или ПЛАРБ) класса «Колумбия»;
  • создание новой МБР шахтного базирования, обновление и ремонт шахт, обеспечивающей инфраструктуры в рамках программы Ground-Based Strategic Deterrent program (GBSD);
  • создание дальнего стратегического стелс-бомбардировщика B-21 Raider;
  • Модернизация стоящих на вооружении МБР «Трайдент-2»;
  • создание новой баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) для замены МБР «Трайдент-2»;
  • создание новой крылатой ядерной ракеты (КР) для нового бомбардировщика.

Согласно «Всестороннему обзору состояния и перспектив развития ядерных сил США» от 2010 г. (Nuclear Posture Review Report 2010), пока существует атомное оружие, США будут развивать ядерные вооружения для поддержания паритета с другими крупными ядерными державами. В документе ставится цель сохранить все 3 компонента триады для подстраховки других. Аналогичные требования имеются и в новом Обзоре ядерной политики 2018 г. По имеющейся информации количество развернутых ядерных боеголовок по итогам модернизации останется в районе 1300 единиц.

В Обзоре 2010 г. также сделан вывод о том, что нынешняя степень боевой готовности стратегических сил США, при которой «почти все МБР несут боевое дежурство, значительное количество носителей БРПЛ в любой момент времени находится в море, а тяжелые бомбардировщики не несут постоянное боевое дежурство, будет сохранена»[6]. Такое решение оправдано, поскольку силы, имеющиеся в составе воздушной компоненты ядерной триады США ограничены. Средний возраст существующих машин равен 34 годам. Кроме того, все они имеют определенные недостатки:

  • последний из построенных бомбардировщиков B-52H покинул сборочный цех полвека назад (сейчас в ВВС США обладают 70 B-52H Stratofortress[7], 58 в строю, остальные в резерве);
  • более новые B-1B (61 самолет эксплуатируется в ВВС США[8]) имеют ограничения по типам пригодных к применению боеприпасов и уже не могут нести ядерные заряды;
  • стелс-бомбардировщики B-2 были построены серией всего в 21 единицу, изделие заметно светится в ИК-диапазоне и на радарах, что подразумевает фактически потерю очень дорогого самолета ($2 млрд. за изделие).

Стоит также отметить, что согласно рассекреченным данным Пентагон располагает около 452 бомбами для стратегической авиации и дополнительно 300 бомбами для истребителей[9]. Эти боеприпасы служат дополнительной страховкой, а около 180 из них находятся на авиабазах НАТО в Европе[10].

При этом процесс модернизации и поставок новой техники может быть сопряжен со значительными рисками. Например, в ходе замены вооружений армия не застрахована от задержек. Тем более они имеют место при реализации масштабных программ перевооружения, что может повлечь снижение боеготовности вооруженных сил. К тому же существует проблема удорожания принятых программ разработки нового оружия. ВС США уже не раз сталкивались с обозначенными трудностями и в ходе гораздо менее масштабных модернизаций.

Особо стоит отметить, что не следует уделять серьезное внимание периодическим призывам отдельных высокопоставленных американских политиков о необходимости всеобщего разоружения. Для некоторых стран атомное оружие – единственная гарантия суверенитета[11]. Без него их положение заметно осложниться, учитывая развиваемую Вашингтоном глобальную ПРО и систему быстрого глобального удара, которая частично является неядерной заменой нынешней триады[12].

Можно уверенно утверждать, что Пентагон и Белый дом смогут изыскать финансирование на комплексную модернизацию стратегических сил. Ведь даже Конгресс США, который далеко не всегда выступает на стороне Д.Трампа, также оказывает необходимую поддержку по вопросу сохранения ядерной триады.

Вашингтон заявляет, что не хочет применять ядерное оружие и в то же самое время упрощает условия для его применения, проводит поэтапную модернизацию своего ядерного арсенала.

Александр Петречук

Источники

 

[1]  Nersisyan L. These Russian Nukes Are Better Than America's. // The National Interest. URL: http://nationalinterest.org/feature/these-russian-nukes-are-better-americas-15926

[2] Козин В. После Обамы: фактор Трампа. // Национальная оборона. URL: http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/maintheme/2016/1223/151220068/print.shtml

[3] Является последним в серии отчетов CBO (Congressional Budget Office) о стоимости ядерных сил США.

[4] Bennett M. Approaches for Managing the Costs of U.S. Nuclear Forces, 2017 to 2046 // Congress of the United States, Congressional Budget Office. 2017. October. – P. 2. URL: https://www.cbo.gov/system/files/115th-congress-2017-2018/reports/53211-nuclearforces.pdf

[5] Reif K. U.S. Nuclear Modernization Programs. // Arms Control Association. URL: https://www.armscontrol.org/factsheets/USNuclearModernization

[6] Приоритет был отдан морской компоненте ядерных сил.

[7] The Military Balance 2018 // IISS. URL: https://www.iiss.org/en/publications/military%20balance/issues/the-military-balance-2018-545f/mb2018-03-north-america-4da2

[8] The Military Balance 2018 // IISS. URL: https://www.iiss.org/en/publications/military%20balance/issues/the-military-balance-2018-545f/mb2018-03-north-america-4da2

[9] O'Rourke R. Navy Columbia (SSBN-826) Class Ballistic Missile Submarine Program: Background and Issues for Congress. // Congressional Research Center. 2018 – P. 31. URL: https://fas.org/sgp/crs/weapons/R41129.pdf

[10] Ядерное оружие США В Европе. // Официальный сайт клуба Валдай. URL: http://ru.valdaiclub.com/multimedia/infographics/yadernoe-oruzhie-ssha-v-evrope/

[11] Брезкун С. Высокоточный блеф. // Военно-промышленный курьер. URL: https://www.vpk-news.ru/articles/37750

[12] «Глобальный гром» не заглушил проблемы с ядерным арсеналом США. // РИСИ. URL: https://riss.ru/smi/44925/


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение