Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / New in the military / Articles
New approaches to understanding the essence of "power component" in modern wars and conflicts
Material posted: Grinyaev SergeyPublication date: 24-03-2018

The development of the geostrategic situation in recent years, some such fundamental shifts as the effective depletion of mineral reserves, global warming (and its associated processes of migration, desertification of fertile land, water shortage, etc.), as well as subjective problems of the development of civilization (religious, ethnic, problems of the global financial system, the emergence of a large number of supranational and non-state actors, etc.), led to a sharp aggravation of international tensions. In such circumstances, increasingly the question arises about the need for a harsh response with the aim of protecting state interests. Traditional tool in the solution of arising problems is the use of military force.

However, in today's highly globalized world, even the mere intention to use military force leads to significant destabilization of many spheres of life, including the country that planned the use of force.

On the other hand, the current deplorable state of the economy, General slowdown of innovative activity does not allow to maintain the growth of military spending at the same level. Yes, and this makes no sense, since the use of accumulated arsenals without consequences, including for the country it applied, is almost impossible. Moreover, it is unlikely the conflict will fight each other two or more high-tech armies.

This is the fundamental gap, the contradiction of the modern era: on the one hand, a deep systemic crisis of modern civilization, covering many areas of life, requires tough measures, including the use of military force (in other words, we need a war to resolve the accumulated contradictions) and the accumulated arsenals on the types of weapons and their firepower in most cases cannot be applied without serious consequences, in particular, and for the country, they apply.

Moreover, the growing round of global inflation, the appreciation of all types of activities does not allow to contain the armed forces and the military-industrial complex only in case of major hostilities. Today there is no possibility of the state to maintain an army just for that short period of time when she can be of use.

The conflicts of recent years on the example of Yugoslavia, Iraq, Libya and Syria show that accumulated over the years, the military potential in the form in which it was created, in most cases, in the conditions of aggravation of the situation or not running at all or quickly, and requires adjustment and adaptation to the conditions that typically differ dramatically from those they were expecting an army. As a result, low efficiency of combat use of forces and means to overcome the challenges.

On the other hand, the government's attempt to use military force to address security challenges and restore order, i.e. for the solution of precisely those problems for which, in particular, and was created many years, the military potential, in fact, rests on the extremely negative "public opinion" and the subsequent international sanctions.

Large-scale use of military force is preceded by a stage of accumulation of forces, and the beginning of the application need to take care of and the maintenance group (this is especially important if the troops involved to achieve long-term objectives in the occupied territories). These steps are the road and can be justified only for a very short period of time, or only in terms of doing large-scale war and the economy on work in the special conditions of wartime.

The analysis shows that the West first became aware of the developments. The formation and maintenance of grouping of forces and means, for example, for the same Yugoslavia or Iraq has cost the American and European taxpayers a very substantial amount. It is necessary to consider that all the power groups have been effectively applied, only a few percent (as a rule, aircraft and special forces).

Understanding of the changes reflected in the strong development of non-military means and methods of struggle (including economic, informational, etc.). Today, the U.S. Department of state under the purview of the confrontation is much more significant position than the Pentagon, because it coordinates and integrates all elements of national power to overcome the challenges.

The result of this work was, for example, the concept of a "color revolution", when the assigned political objectives are achieved through the use of internal protest potential without the large-scale use of military force. Today, the most promising concept in the West is the concept of irregular military actionthat involves the wide use of the guerrilla, sabotage and special forms and methods of struggle.

For the second Iraqi campaign, as well as in Afghanistan, the collective forces of the United States and NATO were actively involved for the tasks at hand, such structures as private military companies.

This mechanism allowed using only financial resources without additional infrastructure, to attract a considerable force of professionals for specific tasks.

The forces of PMCs were used for solving the tasks of peace (accompanied by dangerous goods, security infrastructure, transaction convoys, support of local police, etc.) and, if necessary, the same force and solve combat tasks.

High competition among PMCs allow the selection of the most suitable performers, and with a narrow specialization in terms of task execution (climatic zone, the level of military training, prof specialization, etc.).

But, most importantly, in case of any illegal actions by representatives of the PMC in the area of their application is never a shadow does not lay on the state. In the case of publicity the incident has always effect the existing norms and rules of legal liability, which are automatically taken out state from the blow of negative "public opinion" and possible sanctions against the state.

With regard to weapons systems and military equipment, the Afghan campaign for the United States was also in this issue are very revealing.

So, the army of the United States began to abandon weapons systems, the excess firepower in favor of intelligent high-precision weapons systems. It was decided that many of the tasks in the context of contemporary conflict should be resolved not by systems of volley fire or artillery systems and precision weapons.

It is important to note that most of the traditional weaponry for their use needs to be relocated to the theater of operations, should be established a system of technical support and maintenance (and how much will be different theater, so much infrastructure and have to create). In addition, there is always the possibility that the opposing side will take action to remove deployed weapons down, or their capture (the most critical turning their part).

Modern means of destruction, such as, for example, as combat drones, are based far from the place of their direct application. They are not only protected from possible sabotage, but also give the opportunity to use the same funds for different theater of operations, which entails significant savings in support and providing infrastructure. In addition, drones can be a long time to be in the area of military applications, addressing necessary tasks for fire support of ground forces.

You should also consider that today in the United States actively works on creation of hypersonic vehicles, which will allow to solve the task of destroying targets in any point of the planet in no more than one hour from receipt of order to use.

Thus, the above allows us to formulate a number of tasks which should be the basis for the creation of the armed forces of the new type.

  1. The structure of the armed forces should enable their application outside the rules, outside the traditional applications of military force. New challenges for mobilization of the necessary human resources. A new role for the military commissariats, the new role of security structures and mercenary organizations (PMCs), which become operational reserve for the new armed forces.
  2. Defense industry needs to provide the armed forces with the means West, which effectively would allow to solve tasks as the traditional sun and lie outside the rules of their application. It needs to be adapted not so much for mass production as to the production of innovative and adaptive.
  3. The system of military training needs to focus not only on basic training for officers and non-commissioned officers, but, more importantly, to prompt additional training and retraining of specialists for specific tasks.
  4. Required even closer coordination of such government agencies as Ministry of emergency situations, defense Ministry, interior Ministry and the FSB. All agencies should work on a single "power potential", complementing its specific functions and providing with the necessary solutions to this challenge means (intelligence, communications, transportation, evacuation, etc.).

Sergei Grinyaev


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Новое в военном деле / Статьи
О новых подходах к пониманию сути "силового компонента" в современных войнах и конфликтах
Материал разместил: Гриняев Сергей НиколаевичДата публикации: 24-03-2018

Развитие геостратегической обстановки в последние годы, определенное такими фундаментальными сдвигами как истощение эффективных запасов полезных ископаемых, глобальное потепление (и связанные с ним процессы миграции, опустынивания плодородных земель, недостатка питьевой воды и др.), а также субъективные проблемы развития цивилизации (конфессиональные, этнические, проблемы глобальной финансовой системы, появление большого числа надгосударственных и негосударственных субъектов и др.), привело к резкому обострению международной напряженности. В таких условиях все чаще встает вопрос о необходимости применения жестких мер реагирования с целью защиты государственных интересов. Традиционным инструментом решения встающих проблем является применение военной силы.

Вместе с тем в сегодняшнем в высшей степени глобализированном мире даже само намерение применить военную силу ведет к значительной дестабилизации многих сфер жизни, причем включая и ту страну, которая спланировала применение силы.

С другой стороны, нынешнее плачевное состояние экономики, общее замедление темпов инновационной активности уже не позволяет поддерживать рост военных расходов на прежнем уровне. Да в этом и нет смысла, поскольку применение накопленных арсеналов без последствий, в том числе, и для страны, его применившей, практически невозможно. Более того, сегодня маловероятны конфликты, в которых будут воевать между собой две и более высокотехнологичных армий.

В этом и заключается фундаментальный разрыв, противоречие современной эпохи: с одной стороны - глубокий системный кризис современной цивилизации, охвативший многие сферы жизни, требует жестких мер, вплоть до применения военной силы (другими словами, нужна война для разрешения накопившихся противоречий), с другой – накопленные арсеналы по типам вооружений и их огневой мощи в большинстве случаев не могут быть применены без серьезных последствий, в том числе, и для страны, их применившей.

Более того, нарастающий виток глобальной инфляции, удорожание всех видов деятельности уже не позволяет содержать вооруженные силы и оборонно-промышленный комплекс исключительно на случай широкомасштабных военных действий. Сегодня нет возможности у государства содержать армию только на тот небольшой промежуток времени, когда она может оказаться востребованной.

Конфликты последних лет на примере Югославии, Ирака, Ливии и Сирии показывают, что копившийся годами военный потенциал в том виде, в котором он создавался, в большинстве случаев в условиях обострения обстановки либо не работает вообще, либо оперативно требуется его перестройка и адаптация к условиям, которые, как правило, кардинально отличаются от тех, к которым готовилась армия. Как результат – низкая эффективность боевого применения сил и средств для решения стоящих задач.

С другой стороны, попытка государства применить военную силу для решения задач обеспечения безопасности и наведения порядка, т.е. для решения именно тех задач, для которых, в том числе, и создавался многие годы военный потенциал, на деле упирается в крайне отрицательное «общественное мнение» и последующие международные санкции.

Широкомасштабному применению военной силы предшествует этап наращивания сил, а с началом применения необходимо заботиться о и поддержании группировки (особенно это важно, если войска привлекаются для решения долгосрочных задач на оккупированной территории). Эти шаги дороги и могут быть оправданы лишь на очень короткий период времени, либо только в условиях ведения широкомасштабной войны и перевода экономики на работу в особых условиях военного времени.

Анализ показывает, что Запад первым осознал происходящие изменения. Формирование и поддержание группировки сил и средств, к примеру, по той же Югославии или по Ираку обошлись американским и европейским налогоплательщикам в очень значительную сумму. При этом необходимо учитывать, что от всей мощи группировок эффективно применялись лишь несколько процентов (как правило, это авиация и силы специального назначения).

Понимание происходящих изменений отразилось в усиленном развитии невоенных средств и методов борьбы (включая экономические, информационные и др.). Сегодня Госдепартамент США в сфере ведения противоборства занимает гораздо более весомую позицию, чем Пентагон, поскольку координирует и интегрирует все элементы национальной мощи для решения стоящих задач.

Результатом такой работы стала, к примеру, концепция «цветной революции», когда поставленные политические цели достигаются за счет использования внутреннего протестного потенциала без широкомасштабного применения военной силы. Сегодня наиболее перспективной концепцией на Западе является концепция иррегулярных военных действий, подразумевающая широкое применение партизанских, диверсионных и специальных форм и способов борьбы.

Уже во второй иракской кампании, а также в Афганистане, коллективные силы США и НАТО стали активно привлекать для решения стоящих задач такие структуры, как частные военные компании.

Этот механизм позволял, используя лишь финансовый ресурс без дополнительной инфраструктуры, привлекать значительные силы профессионалов для решения конкретных задач.

Cилы ЧВК применялись для решения задач мирного времени (сопровождение опасных грузов, охрана инфраструктурных объектов, проводка конвоев, помощь местной полиции и др.), а при необходимости эти же силы решали и боевые задачи.

Высокая конкуренция среди ЧВК позволяла проводить отбор наиболее пригодных исполнителей, причем с узкой специализацией по условиям выполнения задачи (климатическая зона, уровень военной подготовки, проф. специализация и др.).

Но, что самое главное, в случае каких-либо противоправных действий представителями ЧВК в районе их применения никогда тень не ложилась на государство. В случае огласки произошедшего всегда вступали в действие существующие нормы и правила юридической ответственности, которые автоматически выводили государство из под удара негативного «общественного мнения» и возможных санкций в отношении государства.

Что касается систем вооружения и военной техники, то афганская кампания для США также стала в этом вопросе весьма показательной.

Так, армия США начала отказываться от систем вооружения избыточной огневой мощи в пользу интеллектуальных высокоточных систем вооружения. Было принято решение, что многие задачи, в условиях современного конфликта должны решаться не системами залпового огня или мощными артиллерийскими системами, а высокоточным оружием.

Важно отметить, что большинство из традиционных средств вооружения для своего применения должны быть передислоцированы на театр военных действий, должна быть налажена система их технического обеспечения и обслуживания (причем, сколько будет разных ТВД, столько инфраструктуры и надо создавать). Кроме того, всегда сохраняется возможность того, что противостоящая сторона предпримет действия с целью выведения развернутых средств поражения из строя, либо их захвата (что наиболее критично для развернувшей их стороны).

Современные средства поражения, такие, к примеру, как боевые беспилотные летательные аппараты, базируются далеко от места их непосредственного применения. Этим они не только защищены от возможных диверсий, но и дают возможность применять одни и те же средства на разных ТВД, что влечет существенную экономию на вспомогательной и обеспечивающей инфраструктуре. Кроме того, беспилотные летательные аппараты могут длительное время находиться в зоне боевого применения, решая при необходимости задачи по огневой поддержке наземных сил.

Также следует учитывать, что сегодня в США активно ведутся работы по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов, которые позволят решать задачи по уничтожению целей в любой точке планеты не более чем в течение одного часа с момента получения приказа на применение.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сформулировать ряд задач, решение которых должно стать основой создания вооруженных сил нового типа.

  1. Структура вооруженных сил должна позволять их применение вне регламента, вне традиционных условий применения военной силы. Возникают новые задачи по отмобилизованию необходимых человеческих ресурсов. Новую роль должны играть военные комиссариаты, новая роль отводится охранным структурам и наемническим организациям (ЧВК), которые становятся оперативным резервом новых вооруженных сил.
  2. Оборонный комплекс должен обеспечить вооруженные силы теми средствами ВВиСТ, которые эффективно позволяли бы решать задачи как традиционные для ВС, так и лежащие вне регламента их применения. Он должен быть приспособлен не столько к серийному производству, сколько к производству инновационному и адаптивному.
  3. Система подготовки военных кадров должна ориентироваться не только на базовую подготовку офицерского и сержантского состава, но и, что важнее, на оперативную доподготовку и переквалификацию специалистов под решение конкретных задач.
  4. Необходима еще более тесная взаимоувязка таких государственных структур, как МЧС, Минобороны, МВД и ФСБ. Все структуры должны работать на единый «силовой потенциал», дополняя его специфичными функциями и обеспечивая необходимыми для решения стоящей задачи средствами (разведка, связь, транспорт, эвакуация и др.).

Сергей Гриняев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение