Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Новое в военном деле / Статьи
Современные конфликты: их природа, движущие силы и механизмы
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 14-11-2014

Данное эссе состоит из 4 частей, в которых автор намеревается рассмотреть геополитическое значение Ближнего Востока, дать краткую справку о возникновении, причинах и природе арабо-израильского конфликта, обозначить главные движущие силы и механизмы конфликта, оценить роль России в данном конфликте и проанализировать её геополитические интересы в данном регионе.

Геополитическое значение Ближнего Востока

Ближний Восток находится на стыке трех континентов, и это исключительное географическое положение предопределило его особую роль в мировой истории. Здесь пересекаются мусульманская и христианская цивилизации, многочисленные этносы, а также важнейшие  морские, воздушные и наземные пути, соединяющие Европу, Азию и Африку. Такое положение делает данный регион безусловно перспективным с точки зрения развития экономики и продвижения своих национальных интересов, тем самым обостряя соперничество как ближневосточных так и внерегиональных государств. В свою очередь наслоение различных культур, конфессий и народов представляет огромный конфликтный потенциал и создает дополнительные трудности для решения политических задач.  
В действительности Ближний Восток является одним из самых нестабильных регионов мира. Конфронтация ведется на различных уровнях: между мелкими этносами, террористическими группировками, соседствующими государствами и крупными геополитическими лидерами. За свою историю Ближний Восток видел не мало конфликтов, однако одним из самых острых и продолжительных принято считать арабо-израильский. Его разрешения является ключом к облегчению регионального напряжения и тем самым представляет первостепенную задачу мирового сообщества.

Генезис, движущие силы и особенности арабо-израильского конфликта

Идея создания еврейского государства являлась призрачной мечтой еврейского народа на протяжении долгих столетий, однако реальные предпосылки к её воплощению стали складываться в начале ХХ века. Эти предпосылки были обусловлены непосредственными геополитическими интересами одной из стран-лидеров того времени, а именно Великобритании. Стратегическую выгоду от создания еврейского государства подробно описывал Хаим Вейцман (будущий первый президент Израиля в 1948–1952 гг.) в письме к своему единомышленнику в 1914 году: "...если Палестина попадет в английскую сферу влияния и если Англия будет способствовать заселению Палестины как зависимой от Англии страны евреями, то через 20-30 лет у нас был бы там миллион евреев, а может быть и больше; они... обеспечили бы в высшей степени эффективную охрану Суэцкого канала».

В другом письме Вейцмана за 1916 год говорится: "Английский кабинет не только с симпатией относится к устремлениям евреев в Палестине, но и хотел бы, чтобы эти устремления были претворены в жизнь. Англия имела бы в лице евреев самых надежных друзей, которые были бы лучшими проводниками ее идей в странах Востока и служили бы связующим звеном между двумя цивилизациями. Это, разумеется, не самый важный аргумент, но любой политик, который смотрит на 50 лет вперед, должен придавать этому большое значение".

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, которая предусматривала прекращение действия британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 года и создание на её территории двух государств – еврейского и арабского. Еврейская сторона согласилась на раздел, а Египет, Сирия, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен отказались и потребовали создания в Палестине единого государственного образования. Таким образом, создалась конфликтная ситуация, которая впоследствии вылилась в ряд воин, интифада и террористических операций различного масштаба.

Тем не менее опуская дальнейшую историю противостояния, имеет смысл указать, что на современном этапе развития существует три основополагающих разногласия между израильской и палестинской сторонами.

Первая из них – вопрос о владении Иерусалимом, священным городом израильтян и мусульман. Генеральная Ассамблея ООН при решении вопроса о разделе Палестины в 1947 году признала за «городом трех религий» особый статус и поставила его под международный контроль. Но уже спустя год Иерусалим оказался разделенным между Израилем и Иорданией, а после Шестидневной войны в июне 1967-го полностью перешел в руки израильтян. Фактически Иерусалим состоит из двух частей: еврейский город с населением 475 тысяч и арабский город (245 тысяч).

Вторая проблема – это еврейские поселения на западном берегу реки Иордан. Строительство данных поселений началось вскоре после Шестидневной войны и на сегодняшний день существует 122 поселения с общим числом жителей 270 тысяч человек (и еще 190 тысяч еврейских поселенцев живут в районе Иерусалима на арабской территории, не входящей в состав Западного берега). И хотя территория, занимаемая поселениями, составляет всего около 6 % площади Западного берега, палестинцы считают оккупацией сам факт их наличия.

Третьей проблемой являются палестинские беженцы. Это те арабы, которые покинули родные для них территории Палестины, когда та вошла в состав Израиля. По официальным оценкам количество беженцев сейчас составляет более трех миллионов, они живут на пособия, выдаваемые ООН, в 32 лагерях на территории Иордании, Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Ливана и Сирии. Согласно резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1948 году, беженцам должно быть обеспечено право на возвращение, которое Израиль, однако, никогда не признавал.

Существует классический вариант разрешения данных проблем, который был разработан еще во времена американского президента Никсона. Следует отметить, что для США Израиль представляет особый политический интерес, так как рассматривается в роли стратегического партнера Согласно американскому плану Израиль обязан возвратить оккупированные территории, тогда Палестина создает самостоятельное государство, а арабский мир признает право существования государства Израиль. Иерусалим, как и было изначально задумано, переходит под международный контроль. Для США разрешение арабо-израильского конфликта является чрезвычайно важной внешнеполитической целью, так как поможет улучшить имидж США на Востоке и снизить антиамериканские настроения. Однако субъективные факторы препятствуют проведению данного плана: ненависть между арабами и израильтянами слишком глубоко укоренилась в сознании.

Роль и геополитические интересы России

Россия и ближневосточный мир имеют долгую историю дипломатических отношений. Как известно, СССР участвовал в создании государства Израиль. Однако уже спустя несколько лет арабо-израильский мир стал ареной геополитической войны между СССР и США. Дипломатическое наследие Советского Союза прервалось в 1991 году при президенте Б.Н.Ельцине, который был чрезмерно занят внутриполитическими и экономическими проблемами страны. Безусловно в тот период можно говорить о российско-турецких либо российско-иранских отношения, однако они не носили характер продуманной консолидированной внешнеполитической программы. О новом этапе развития российской политике на Ближнем Востоке можно говорить лишь с приходом к власти В.В.Путина, особенно в его второй президентский срок.

Безусловно, участие в разрешении любого геополитического конфликта приносит прежде всего признание со стороны мирового сообщества и укрепление влияния в регионе конфликта. В данном случае Москва также стремиться укрепить свои позиции на Ближнем Востоке и составить конкуренцию таким крупным геополитическим игрокам как США и Евросоюз. Но есть и две другие важнейшие геополитические задачи. Во-первых, найти на Ближнем Востоке стратегических партнеров для развития экономических и торговых отношений и, тем самым, для укрепления российской экономики. Во-вторых, остановить поддержку мусульман чеченским боевикам, которые вновь активизировали свою деятельность в 1999 году.

Американское вторжение в Ирак заметно охладило российско-американские отношения, негативно повлияв при этом на российско-израильские отношения и подтолкнув Россию к большему сотрудничеству с Палестиной. Сложилось неоднозначная ситуация. С одной стороны, Москва поддерживала иранскую ядерную программу и сохраняла дружественные отношения с Палестиной. С другой, пыталась развить российско-израильское сотрудничество. Так, к началу 2000х годов торговый оборот между странами превысил один миллиард долларов в год, одновременно с этим укреплялись культурные связи и рос приток  российских туристов в Израиле. В 2003 году израильский премьер-министр Ариель Шарон посетил Москву с официальным визитом. А с момента захвата террористами школы в Беслане Россия начала активно продвигать сотрудничество с Израилем в области контртерроризма.

В то время как популярность США на Ближнем Востоке резко падала, Путин решил сформулировать новую стратегию России на Ближнем Востоке. С началом второго президентского срока последовали визиты В.В.Путина на Ближний Восток, особенно активно развивались отношения с Сирией. В 2005 году Сирии был списан долг времен СССР в размере 13,4 миллиардов долларов, затем последовал контракт на разработку сирийских газовых и нефтяных месторождений. Россия впервые за долгие годы вернулась на международную политическую арену, заявив о своем растущем влиянии и способности быть сильным и надежным партнером. Но конечно же центральным вопросом ближневосточной политики остается разрешение арабо-израильского конфликта. Стоит отметить столь важный факт, что за все это время ни один российский военный не убил ни араба ни израильтянина. в Этом заключается безусловное преимущество России перед США.

Россия продолжает поддерживать крепкие партнерские связи как с Израилем, так и с арабским миром. Россия является неотъемлемым посредником любых мирных переговоров и добилась безусловного доверия обеих сторон. За последние 14 лет имидж России значительно улучшился на мировой политической арене. А многочисленные экономические и культурные соглашения продвигают российские геополитические интересы. И хотя проблема арабо-израильского конфликта до сих пор не разрешена, можно безусловно считать, что Россия достигла свои цели, которые описывались выше, в том числе и в сфере геополитики.

Выводы

Ближний Восток в силу своего географического положения является регионом первостепенного значения. Такое положение делает его безусловно перспективным с точки зрения развития экономики и продвижения национальных интересов многих государств. Поэтому арабо-израильский конфликт, подрывающий стабильность в регионе, негативно сказывается на потенциале Ближнего Востока. Россия имеют долгую историю дипломатических отношений со странами Ближнего Востока. Тем не менее, из-за нестабильной внутриполитической ситуации развитию геополитической стратегии уделялось мало внимания в годы правления Б.Н.Ельцина. И лишь с приходом к власти В.В.Путина в стране появилась новая геополитическая доктрина, особое внимание в которой уделяется разрешению арабо-израильского конфликта в целях продвижения имиджа России на международной арене и развития экономических и культурных связей. Несмотря на то что конфликт все еще не разрешён, Россия достигла поставленных целей в области геополитики.

 

Скворцова Д.Д.

  

Источники

  1. Государство Израиль. Израиль и палестинская проблема — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Государство Израиль. Израиль и арабский мир — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. «Арабо-израильский конфликт» (часть 1) // альманах «Кадайя Фикрийя» (Египет), № 6, апрель 1988—277 стр.  (ар.)
  4. «Арабо-израильский конфликт» (часть 2) // альманах «Кадайя Фикрийя» (Египет), ноябрь 1988—280 стр.  (ар.)
  5. Кузнецов Д. В. Арабо-израильский конфликт: История и современность. Очерк событий. Документы и материалы. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. — 285 с.
  6. Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока и общественное мнение. В 2-х частях. Часть I. Арабо-израильский конфликт. — Благовещенск, Изд-во БГПУ, 2009. — 362 с. Переиздание: Кузнецов Д. В. Проблемы Ближнего Востока в зеркале мирового общественного мнения. Книга 1. Арабо-израильский конфликт и общественное мнение. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. — 412 с.
  7. Moshe Hirsch, Deborah Housen-Couriel, Ruth Lapidoth Whither Jerusalem?: proposals and positions concerning the future of Jerusalem. — Martinus Nijhoff Publishers, 1995.
  8. Naomi Comay. Arabs speak frankly on the Arab-Israeli conflict: with original documents and comments by world leaders and writers. — Printing Miracles Limited, 2005.

 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение