Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Новое в военном деле / Статьи
Великобритания и ее вооруженные силы: стремление соответствовать реалиям
Материал разместил: -Дата публикации: 15-11-2011

В последнее время на страницах СМИ возобновилась дискуссия на тему способности вооруженных сил Великобритании вести эффективные военные действия в условиях современных военных конфликтов. В позициях экспертов наблюдаются два противоположных подхода: от жесткой критики ВС Великобритании и констатации их неадекватности современным реалиям, до признания их высокого уровня развития в качестве своеобразного образца для подражания при строительстве армий других стран.

Не видя причин принимать ту или иную сторону в спорах, заметим несколько важных моментов.

Во-первых. ВС Великобритании имеют одно неоспоримое преимущество: они принимают участие значительными контингентами войск практически во всех операциях НАТО в различных «горячих точках» мира. И приобретают при этом боевой опыт, которым не могут похвастаться многие другие страны. В этой связи уместно вспомнить изречение, что армия, которая двадцать лет ни с кем не воюет, теряет боевые свойства и превращается в бюрократическую структуру мирного времени, от чего английские военные застрахованы в современных условиях. Безусловно, имеющиеся проблемы и недостатки оказывают влияние на боевой потенциал и эффективность применения ВС, но в любом случае позволяют ВС Великобритании находиться на том минимально достаточном уровне, который определен для них руководством государства и блока НАТО.

Во-вторых. ВС Великобритании развиваются в условиях противоречий между реалиями окружающего мира, требующих новых подходов в сфере военной безопасности с одной стороны и негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса с другой. Это привело к тому, что пришедшее недавно к власти коалиционное правительство взяло курс на сокращение расходов бюджета, реформу всех министерств и ведомств, в том числе и военного, а также жесткий контроль за эффективностью расходования ресурсов в военной сфере. ВС Великобритании были определены жесткие временные рамки на проведение реформирования в условиях заметного сокращения их численности. 

В-третьих, Великобритания рассматривает вопросы своей национальной безопасности в контексте коллективных систем безопасности, прежде всего в рамках НАТО. Что позволяет ей всегда рассчитывать на помощь партнеров по блоку в случае различных кризисных ситуаций. В свою очередь, это позволяет иметь относительно небольшую численность ВС страны в условиях мирного времени.

Ниже приведены впечатления от недавней поездки автора в Великобританию и знакомства с ее вооруженными силами. В приложениях к статье приведены данные из первоисточников о состоянии и перспективах ВС Великобритании.

1. Общие впечатления о стране

Нет смысла описывать собственные многочисленные впечатления от посещения исторических и других известных мест Лондона и его окрестностей, так как на соответствующих сайтах в Интернете и в рекламных буклетах туристических агентств это сделано более красочно и информативнее. Посоветую лишь тем, кто любит путешествовать, включить в свой план поездок посещение Великобритании, так как все это лучше  увидеть самому.

Но некоторые личные наблюдения заслуживают, чтобы поделиться с читателями. Прежде всего, Великобритания, как и любая страна мира, на сегодняшний день имеет целый ряд проблем. Многочисленные вывески на домах лондонских улиц «Продается» или «Сдается в аренду» напоминают о недавнем мировом финансово-экономическом кризисе. А правительство страны очень сильно озабочено проблемой, как уменьшить расходную часть бюджета, что привело к существенным сокращениям в госструктурах, в т.ч. и в вооруженных силах.

Также коренных британцев очень волнует непрерывный поток мигрантов из стран т.н. «третьего мира». На улицах их многочисленность становится очень заметной, а целые районы столицы и других городов в своем большинстве уже заселены выходцами из других стран. А это означает рост проблем безработицы, преступности, социального обеспечения и т.п.

Вышесказанное, безусловно, влияет на отношения между людьми и на бытовом уровне. В этой связи в памяти до сих пор не стерся эпизод, когда по прилету в один из столичных аэропортов служащий, осуществляющий паспортный контроль, грубым тоном спросил у моего коллеги «Почему вы здесь и что вы здесь делаете?». Это было слышать странно, так как перед этим упомянутый клерк мог изучить служебный паспорт гостя и прочитать, что имеет дело с официальным представителем госструктуры другой страны. Но вместо этого он продемонстрировал свое пренебрежение к иностранному гражданину… И сразу возник вопрос, не спешим ли мы с добровольной отменой в одностороннем порядке визового режима для стран Евросоюза?

Благоприятное впечатление на гостей Великобритании производит бережное отношение англичан к своей истории и традициям. Центральные улицы города просто поражают обилием памятников и сохраняемых исторических мест. Нам, наверное, в какой-то мере следует поучиться у англичан терпимости к тем или иным историческим событиям и фигурам.

На бытовом уровне бросилась в глаза законопослушность граждан. Это хорошо заметно на соблюдении ими правил дорожного движения. Хотя, наверное, при их уровне дорожного контроля в виде видеокамер на каждом шагу и высоких штрафах, удивительного в этом ничего нет.

Несмотря на то, что Лондон является одной из деловых столиц мира, среди успешных и состоятельных людей не принято показывать уровень своих доходов и обеспеченность. Одним из характерных проявлений этого является подавляющее большинство недорогих малолитражных автомобилей на улицах и ограниченное количество машин дорогих марок. За все время удалось увидеть лишь один внедорожник с вызывающим тюнингом, громкой музыкой и некорректным стилем езды, да и то на нем оказались российские номера. Зато очень много жителей столицы предпочитают перемещаться на велосипедах, благо парковочные места для них предусмотрены в достаточном количестве. Учитывая пробки на дорогах, очень даже вероятно добраться на работу быстрее на велосипеде, чем на автомобиле.

Напротив здания парламента в сквере у подножия памятника Уинстону Черчиллю разбит палаточный лагерь пикетчиков, выступающих против войны в Афганистане и призывающих вернуть солдат домой. Во время нашего визита к ним прибавились митингующие против необъявленной войны в отношении Ливии. Аналогичные акции довелось наблюдать и у здания министерства обороны Великобритании.

2. Армия

В какой-то мере вооруженные силы Великобритании переживают проблемы, аналогичные армиям на постсоветском пространстве. Выборы прошлого года и пришедшая к власти в парламенте новая политическая сила сегодня реализует политику скорейшей ликвидации последствий мирового кризиса. Для сокращения нагрузки на бюджет  принято решение уменьшить уровень расходов на оборону и сократить численность вооруженных сил. Причем мероприятия сокращений реализуются высокими темпами.

В настоящее время ВС Великобритании находятся на этапе существенных преобразований с целью приобретения новых возможностей, которые обусловлены недавно принятой обновленной «Стратегией национальной безопасности Великобритании» и результатами «Стратегического обзора обороны и безопасности».

Важной составляющей изменений станут значительные сокращения, которые будут составлять среди военнослужащих -  17 000 чел. (в т.ч. Королевские ВМС - 5 000 человек, Сухопутные войска - 7 000 человек, Королевские ВВС - 5 000 чел.) и среди гражданских - 25 000 чел. на период до 2015 года.

Британцы во время общения с нами обращали внимание на стратегический контекст изменений и преобразований. Прежде всего, это терроризм (как международный, так и в связи с ситуацией в Северной Ирландии); непрерывно изменяющаяся природа современных конфликтов; рост в мире тенденций к многополярности; современные научные и технологические инновации, социальные и демографические тенденции, а также изменение климата и ограниченные природные ресурсы. Соответственно, ответ на новые вызовы британцы видят в достижении двух основных и взаимосвязанных стратегических целей: «Безопасная и защищенная Великобритания» и «Формирование стабильного мира».

При этом сухопутные войска будут трансформироваться как для выполнения традиционных задач (например, защиты территории государства и Фолклендских островов), так и в направлении создания «легких специализированных сил для коротких интервенций» и «многоцелевых сил для больших сложных интервенций или длительных стабилизационных операций». Планируется, что на 2020 год они будут включать до 5-ти многоцелевых бригад и 16-ю штурмовую воздушно-десантную бригаду. Ожидается уменьшение примерно на 1/3 тяжелой бронетехники с одновременным приобретением специализированных и обычных моделей боевых машин по «Программе будущих сил». Численность сухопутных войск будет составлять примерно 95 000 человек в 2015 году и около 94 000 в период до 2020 года.

На военно-воздушные силы будут возлагаться задачи воздушной обороны Великобритании, Фолклендских островов и сил, участвующих в операциях; осуществление авторитетного и боеспособного воздушного присутствия; развития своих экспедиционных возможностей, включая стратегические и тактические перевозки воздухом; ведения разведки и т.д.
Основой авиационного парка будут многоцелевые истребители "Тайфун" и штурмовые истребители, транспортные самолеты C-17, A-400M, «Airbus» A330, вертолеты «Chinook», «Puma», «Merlin», самолеты разведки и управления E-3D, «Rivet Joint», беспилотные летательные аппараты. Численность ВВС будет составлять примерно 33000 человек в 2015 году и около 31500 на период до 2020 года.

Военно-морские силы будут обеспечивать защиту морских границ Великобритании и заморских территорий, ядерное сдерживание на море, присутствие в приоритетных регионах. Основу их ударной силы будут составлять авианосцы и подводные лодки (ПЛ) с ракетами для поражения наземных целей. В боевом составе планируется иметь один авианосец в состоянии оперативной готовности и один авианосец для наращивания сил, 4 атомные ПЛ «Vanguard» и 7 атомных ПЛ «Astute», 19 эсминцев/фрегатов, 14 минных тральщиков, суда обеспечения и т.д. Численность личного состава составит приблизительно 30 000 человек к 2015 году и 29 000 чел. до 2020 года.

3. Примеры, достойные внимания

Несмотря на определенную открытость принимающей стороны, нам было тяжело судить о нынешнем реальном уровне боеспособности вооруженных сил Великобритании. Но отдельные ее элементы были видны невооруженным глазом. В частности, вызывает уважение тот факт, что практически каждый офицер, с кем приходилось бедовать, имел за плечами по ряду миссий за границу в «горячие точки»: в Афганистан, Ирак, Кипр, на Балканы и т.п. А это уже очень многое значит для того, чтобы в армии поддерживались и передавались боевые традиции и боевой опыт. Более того, те немногочисленные офицеры, в основном молодые, которым еще не довелось стать участником боевых действий, говорили об этом удрученно и в их голосе слышались нотки искреннего сожаления. Для примера, помимо других, нашу делегацию сопровождали две женщины-офицера. Обе они высказали мысль, что хотят служить в Афганистане или других миссиях, так как они внутренне ощущают себя неуютно среди коллег, которые там уже побывали.

Нам удалось неоднократно наблюдать те или иные примеры практической реализации вопросов создания надлежащих условий для службы и жизни военнослужащих и членов их семей, особенно в плане социального обеспечения. На территории тех военных городков, где нам довелось побывать, бросилось в глаза обилие объектов жилой и социальной инфраструктуры. Прежде всего, это жилые дома с квартирами, общежития, клубы (которые выполняют в нашем понимании функцию офицерских собраний), спортивные объекты и т.п.

Логично предположить, что главным материальным критерием уровня социальной обеспеченности для британского военнослужащего является уровень денежного довольствия. Сильно расспрашивать о такой щепетильной теме было неудобно, но удалось узнать, что, например, командир артиллерийской батареи получает в год примерно 50 тысяч фунтов. Это приблизительно сопоставимо с уровнем зарплат американских военнослужащих. Во время пребывания в зарубежных миссиях доплачиваются надбавки в объеме, позволяющем, например, после 6 месяцев командировки в Афганистан купить новый автомобиль или сделать другое крупное приобретение. На время военной службы полагается служебное жилье. Учитывая, что оно не всегда соответствует общепринятым в Великобритании меркам комфорта, есть возможность арендовать жилье самостоятельно, причем военное ведомство принимает участие в его оплате. Но нужно заметить, что к моменту своего увольнения в запас военнослужащий должен самостоятельно позаботиться о том, где и как он буде жить, сняв погоны.

Особого внимания заслуживают принятые в ВС Великобритании стандарты работы с военнослужащими, особенно «контрактниками». Например, в 19-м королевском артиллерийском полку, численностью всего чуть больше 600 человек, сразу несколько штатных структур оказывают помощь командирам в вопросах того, что у нас принято называть морально-психологическом обеспечением и кадровом сопровождении военной службы. В их числе: капеллан;  подразделение, отвечающее за профессиональный рост военнослужащих (в т.ч. обеспечивает прохождение ими различного рода образовательных программ); подразделение, отвечающее за моральное благополучие (по английской военной терминологии). Последнее заслуживает особого внимания. Прежде всего, его возглавляет, как правило, человек в зрелом возрасте и со значительным жизненным опытом. У него есть помощники в званиях офицера, сержантов, а также гражданский служащий. Общими усилиями совместно со своими коллегами непосредственно из подразделений они осуществляют мониторинг обстановки в коллективе и способствуют тому, чтобы она содействовала решению стоящих перед частью задач. 

Об объеме их нагрузки свидетельствуют цифры: около 40% военнослужащих – женаты. Около десяти человек в полку – разведены и в одиночку воспитывают детей. Примерно столько же семей, в которых оба супруга являются военнослужащими. Это означает ряд важных аспектов в работе. Прежде всего, полк готовился к ротации в Афганистан. Соответственно, в семьях военнослужащих полка была на тот момент не самая радостная обстановка, что требовало смещения определенных акцентов в работе по оказанию помощи и поддержке семей.

Вторая важная проблема связана с тем, что в ВС Великобритании могут служить граждане стран Британского содружества. Это своего рода «лазейка» для легального привлечения на службу иностранцев, так как британская молодежь не сильно стремиться служить на мало оплачиваемых должностях солдат и сержантов, одновременно имея при этом более чем реальную возможность побывать в «горячих точках». В то же время для иностранцев поступление на военную службу является выгодным, так как можно получить гражданство Великобритании для себя и своей семьи. Но для специалистов по работе с личным составом это является существенной нагрузкой, так как именно они содействуют решению вопросов переезда семей своих военнослужащих из других стран в Англию и их размещению. И на борьбу с иммиграционной службой и прочими бюрократическими структурами уходит очень много времени  и нервов. 

Безусловно, в одной публикации тяжело охватить все аспекты жизнедеятельности армии зарубежного государства. Но в любом случае чужой опыт всегда представляет ценность для нас при выборе направлений развития собственных вооруженных сил.

Теги: НАТО


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение