Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / New in the military / Articles
Military policy as a factor of safety of the state
Material posted: Publication date: 27-10-2016
In the article the importance of ensuring military security of the state, through the demonstration of military power (force) to prevent military threats and deter a possible aggressor.

Among the most important priorities of development of any society always stood out for his safety. 5 February 2010, Russian President signed the military doctrine of the state, which was a further development of the national security Strategy of the Russian Federation up to 2020 In the military doctrine of 2010 States expressly that the military threat to Russia on a number of fronts tend to increase [1,2,3,4]. Safeguarding national interests is carried out by the state by all available means, and this issue is not just limited to the military sphere.

Problems that are associated with military power (force) of the state, occupy an important place in the activities of the leadership of most countries in the world.

In a modern environment there is a need to maintain States for its defense and providing military protection of their interests through the development and continuous improvement of all elements of the military organization.

Necessity of the emergence of the military power of the state, the nature of its management and utilization is associated with the need to achieve external political objectives. Military policy manages the processes of creation, improvement and use of military power of the state.

Military power of the state, as a product and instrument of policy depends entirely on its needs.

The value of the military power of the state is quite dynamic and can vary within wide limits. The dynamics of this change depends on the political objectives of the state and ultimately determined by politics, by approving military spending in the state budget. Thus, we can say that the level of implementation of the military potential of the state, the degree of its transformation into a military power based on the policy of the country.

This question is important not only from the viewpoint of improvement of the military power of the state, but also the development of the country as a whole. The fact is that excessive increase in the degree of implementation of the country's military potential in peacetime can undermine the principles of dynamic development of society. The desire to excessive growth of the military power of the state, may not strengthen, but weakened the country militarily. Not accidentally, the Marshal of the Soviet Union B. M. Shaposhnikov warned that "If the war is lost due to surge of the economic power of the country, such a loss may happen already before the war with high military budget, the severity of which is not consistent with the solvency of the population, and the military budget does not go hand in hand with economic development of the state."

Therefore, a very important ability and skill to choose the optimal value of military power, which would allow, on the one hand, to solve the problems the country military and political objectives, and with another - not to create too great difficulties to the normal development of the country as a whole.

The government can increase their spending to increase military strength without sacrificing other areas of public life only within the framework of the annual increase in gross domestic product (GDP). But if the state will go beyond that, the means to increase military power will need to be withdrawn from other sectors of society.

But it is quite another thing when the state there is an immediate military threat. In this case, the state seeks faster to implement its military capabilities in accordance with the prevailing situation. This occurs by carrying out military mobilization in the open or hidden form. The government has to shift power and funds from other spheres of public life in the military sphere.

Military force serves as a "backup" policy in parts of the world, all of which are key from the point of view of geopolitical, geo-economic interests of one or another power.

The role and place of military force in military security and solution of crisis situations is manifested through the system of its tasks.

Overall objectives of use of military force may be:

  1. Prevent the threat of war;
  2. Deterring a possible aggressor;
  3. Liquidation (settlement, resolution) of a crisis.

Prevention of attempts of power pressure on the part of any state or coalition of States, for example, the Russian Federation, especially when the possibility of escalating a looming military threat military threat, is by demonstrating the resolve of the use of military force.

Deterrence is the psychological impact on the enemy, both political and moral, through the demonstration of his power (ie deterrence force). The main purpose of the deterrent is the prevention and suppression of attempts of States (coalitions of States) to allow the use of military force contradictions with Russia convincing demonstration of the determination of the use of military force. Such determination must force the opposing party to renounce the use of military force or from holding stock military pressure due to the inevitability of receiving a powerful pre-emptive strike.

Thus, the main means of preventing military threats and deter a possible aggressor is to demonstrate the military forces of the state. The world practice shows that it is quite often applied in relations between States and, under certain conditions, allows to achieve specific political objectives without resorting to direct armed violence.

However, in the history of plenty of examples where the demonstration of military force, planned to prevent war, only contributed to the expansion of the scale of the conflict and provoked the enemy to inappropriate actions. This suggests that the problem of demonstrations of military force requires a more in-depth, thorough research.

Everyone understands that every country strives to be considered as sufficiently militarily powerful state. This gives you the opportunity to get out from under the impact or reduce it from an equal military power or a stronger power, but also a certain way to influence more militarily weak state.

One of the most effective forms of achieving these goals is the demonstration of military force, deeply embedded in the complex of methods of foreign and military policy.

The demonstration of military force is the continuation of the diplomatic efforts of the state, as in this case, the military force "is applied" without armed violence.

That means:

  1. States"demonstrator";
  2. State (s)-"the viewer";
  3. Certain "sample" action first against the second (other).
  4. In this state-"the audience" as follows:
  5. What you need to make changes in forms of communication with the "demonstrator";
  6. What steps should be taken, as they will be punished.

In peacetime demonstration of military power is carried out in order to demonstrate the increased combat power, so that the "country audience" could change the form of address with the state, or to maintain performance on its military power so that no one had thought to change the balance of power and forms of address with the state.

Demonstration of military power in peacetime can be implemented in the following forms:

  • exercises or military maneuvers;
  • the presence of naval forces in certain sea and ocean zones, the flights of strategic aviation in remote areas;
  • participation in exhibitions of armament and military equipment;
  • demonstration of the possession of any kind of weapons, new features or properties of weapons and military equipment;
  • the test of a new type of weapon;
  • the conduct of military parades.

The most effective form of demonstration of military force is conducting exercises and military maneuvers. During their country-demonstrator against the background of the operational-tactical situation shows their firing and maneuvering capabilities of involved military units, equipping them with weapons and military equipment, level of personnel training and many other parameters.

Another form of demonstration of military force is the presence of naval forces in certain sea and ocean zones, the flights of strategic aviation in remote areas. It is intended to convince that the state has real possibilities for the use of military force and defend their national interests in the regions remote from the mainland, the troops (forces) can be delivered in a timely manner to the proper area and provided with adequate fire support.

Partially military power of the state is shown in the conduct of military parades. In the course of their shows samples of weapons and military equipment available to the armed forces, as well as the latest development.

The traditional form is a demonstration of the capabilities of weapons and military equipment, the establishment of new records.

An important form of demonstration of military force is to show samples of military equipment and weapons and their opportunities in the exhibitions of weapons, public conduct their tests. For example, the demonstration of anti-aircraft missile systems allows you to reliably judge the reliability of the air defense system of States.

The main factors that ensure the success of the demonstration of military force, are:

a) Central leadership and the resolve of the military-political leadership;

b) thoughtfulness and coherence of political, military, diplomatic, economic and informational measures;

in) possession of real military power [5].

Historical experience shows that the demonstration of military force reaches its objective if it is carried out in accordance with the basic principles: credibility, flexibility, determination, and proportionality.

The implementation of the principle of credibility requires that the "demonstrator" provided "the viewer" the opportunity to evaluate the possible effects of the use of military force a country "demonstrator", the vulnerability of objects of state and military significance, groups of troops (forces) of the state-"the audience" and thus to convince him that the military threat is real.

The principle of flexibility is that the party making the demonstration of military force, sets the rules and passes the country-"the viewer" grounds for decision on further development of the conflict.

The principle of determination is that when the requirements of the country-"demonstrator" the use of military force is inevitable, and the situation can no longer be returned to the source. Its implementation can only be carried out in the presence of strong political will among the military and political leadership, willingness and determination to follow through in achieving political goals are advanced.

The essence of the principle of proportionality is that the goal, which seeks to "demonstrator" should conform to its military capabilities, and concessions can go "spectator".

Thus, the demonstration of military force is a tool for achieving political and strategic goals in peacetime and the initial stages of development of the conflict and is an integral part of the Arsenal of military-political security of States.

The demonstration of military force is a coordinated action of the armed forces, aimed at strengthening the credibility of political, diplomatic and informational measures and economic measures undertaken by the government in the resolution of international conflicts and the psychological impact on the opposite side.

While ensuring the military security of the country and its national interests should avoid both absolutism and the underestimation of the demonstration of military force. Without a powerful armed forces no display of military force impossible. In the new geopolitical environment, effective conflict management is ensured through an integrated and coordinated use of political, diplomatic, informational, legal, economic and other measures. Therefore, the rate only on the demonstration of military force and the determination of its application is devoid of any political and strategic vision and can lead to unacceptable failures and catastrophic consequences for the country and strategic stability in the world.

The idea of the military power of the country needs constant maintenance in peacetime. Disregard the demonstration of military force is dangerous and can lead a potential enemy to the illusion of impunity and, as a consequence, to provoke him to aggression. To convince the enemy in reverse, in the course of armed conflict is much more expensive than to demonstrate military strength in peacetime.

However, it should be safeguarded against the excessive display of military strength. This may lead to the fact that the state begins to rely only on military means of solving problems that ultimately can lead to the creation of the image of the aggressor and international isolation.

Thus, in conclusion, we must say that the demonstration of military force in peace time should be an essential attribute of the military policy of the state and to serve as the main means of preventing military threats and deter a possible aggressor.

Bibliography

  1. The military doctrine of the Russian Federation // the Russian newspaper. 2010. 10 Feb.
  2. The Russian Federation law "On defense" // collected legislation of the Russian Federation. 1996. No. 23. St. 2750.
  3. The national security concept of the Russian Federation // Independent military review. 2000. No. 1. 14 Jan.
  4. The national security strategy of Russian Federation until 2020, Decree No. 537 of the President of the Russian Federation of may 12, 2009
  5. Have matrashilo, I. F. the Role and place of the demonstration of military force in the system of military security of the state was Matrashilo I. F. // Science and NAT. security. — 2007. — No. 4. — P. 2-5.
  6. Voloshko, V. S. fundamentals of military policy and military security of the Russian Federation: textbook. manual / V. S. Voloshko, V. I. Lutovinov, J. N. Motin. — M.: Publishing house rags, 2009. — 182 p.
  7. A Lutovinov V. I. Military-political processes in the world and in Russia: textbook. the manual / V. I. Lutovinov, J. N. Motin. — M.: Publishing house rags, 2010. — 142 p.
  8. Klokotov N. P. The foundations of the military security of the state. The system of ensuring military security//Lecture. - VAGSH, 2000.
  9. Zolotarev V. A. the Military security of the Russian state. - Moscow: Kuchkovo pole, 2001.
  10. Yury Averyanov, V. Sizov, Yu. a. conflict Resolution // Information-analytical report. - VAGSH, 1996.

Chistyakov Jaroslav


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Новое в военном деле / Статьи
Военная политика как фактор обеспечения безопасности государства
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 27-10-2016
В статье рассмотрена важность обеспечения военной безопасности государства, путем демонстрации военной мощи (силы) для предотвращения военной угрозы и сдерживания возможного агрессора.

Среди важнейших приоритетов развития любого общества всегда выделялась его безопасность. 5 февраля 2010 г. Президент РФ подписал военную доктрину государства, которая стала дальнейшим развитием Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. В военной доктрине–2010 прямо говорится, что военные угрозы для России на ряде направлений имеют тенденцию усиливаться [1,2,3,4]. Обеспечение национальных интересов осуществляется государством всеми имеющимися в его распоряжении средствами, а данный вопрос не ограничивается только военной сферой.

Проблемы, которые связанны с военной мощью (силой) государства, занимают важнейшее место в деятельности руководства большинства государств мира.

В современной обстановке возникает необходимость поддержания государствами своей обороноспособности и обеспечения военной защиты своих интересов путем развития и постоянного совершенствования абсолютно всех элементов военной организации.

Необходимость возникновения военной мощи государства, характер ее регулирования и использования связан с необходимостью достижения внешних политических целей. Военная политика осуществляет управление процессами создания, совершенствования и использования военной мощи государства.

Военная мощь государства, являясь порождением и орудием политики, полностью зависит от ее потребностей.

Величина военной мощи государства довольно динамична и может изменяться в довольно широких пределах. Динамика этого изменения зависит от политических целей государства и в конечном счете определяется политикой, путем утверждения военных расходов в бюджете государства. Таким образом, можно сказать, что уровень реализации военного потенциала государства, степень его превращения в военную мощь определяется политикой страны.

Этот вопрос важен не только с точки зрения совершенствования военной мощи государства, но и развития страны в целом. Все дело в том, что чрезмерное увеличение степени реализации военного потенциала страны в мирное время может подорвать основы динамичного развития общества. Стремление к чрезмерному росту военной мощи государства может привести не к усилению, а к ослаблению страны в военном отношении. Не случайно Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников предупреждал: «Если войну проигрывают из-за перенапряжения экономической мощи страны, то такой проигрыш может получиться уже до начала войны с высокого военного бюджета, тяжесть которого не соответствует платежеспособности населения, и военный бюджет не идет нога в ногу с хозяйственным развитием государства».

Поэтому очень важна способность и умение выбрать такую оптимальную величину военной мощи, которая позволяла бы, с одной стороны, решать стоящие перед страной военно-политические задачи, а с другой - не создавать слишком большие трудности нормальному развитию страны в целом.

Государство может наращивать свои затраты на увеличение военной мощи без ущерба другим сферам общественной жизни только в рамках ежегодного увеличения внутреннего валового продукта (ВВП). Но если государство выйдет за эти рамки, то средства для увеличения военной мощи будет необходимо изымать из других сфер жизни общества.

Но совсем другое дело, когда перед государством возникла непосредственная военная угроза. В этом случае государство стремится быстрее реализовать свой военный потенциал в соответствии с создавшейся обстановкой. Это происходит путем проведения военной мобилизации в открытой или скрытой форме. При этом государство вынуждено перебрасывать силы и средства из других сфер общественной жизни в военную сферу.

Военная сила служит «подкреплением» политики в районах мира, которые рассматриваются как ключевые с точки зрения геополитических, геоэкономических интересов той или иной державы.

Роль и место военной силы в обеспечении военной безопасности и разрешении кризисных ситуаций проявляются через систему стоящих перед ней задач.

Общими задачами применения военной силы могут быть:

  1. Предотвращение военной угрозы;
  2. Сдерживание возможного агрессора;
  3. Ликвидация (урегулирование, разрешение) кризисной ситуации.

Предотвращение попыток силового давления со стороны любого государства или коалиции государств, на примере Российской Федерации, особенно при возможности перерастания надвигающейся военной опасности в военную угрозу, осуществляется путем демонстрации решимости применения военной силы.

Сдерживание заключается в психологическом воздействии на противника как политическом, так и моральном, путем демонстрации своей силы (т.е устрашения силой). Главное предназначение потенциала сдерживания состоит в предупреждении и пресечении попыток государств (коалиции государств) разрешить с помощью военной силы противоречия с РФ убедительной демонстрацией решимости применения военной силы. Такая решимость должна заставить противоборствующую сторону отказаться от применения военной силы или от проведения акций военно-силового давления из-за неотвратимости получения мощного превентивного удара.

Таким образом, главным средством предотвращения военной угрозы и сдерживания возможного агрессора является демонстрация военной силы государства. Из мировой практики известно, что она довольно часто применяется в отношениях между государствами и при определенных условиях позволяет достигать конкретных политических целей, не прибегая к прямому вооруженному насилию.

Но вместе с тем, в истории достаточно примеров, когда демонстрация военной силы, планировавшаяся в целях предотвращения войны, лишь способствовала расширению масштабов конфликта и провоцировала противника на неадекватные действия. Это говорит о том, что проблема демонстрации военной силы требует более углубленного, тщательного исследования.

Все прекрасно понимают, что каждая страна стремится к тому, чтобы ее рассматривали как достаточно мощное в военном отношении государство. Это дает возможность выйти из-под влияния или уменьшить его со стороны равной по военной мощи или более сильной державы, а также определенным образом воздействовать на более слабые в военном отношении государства.

Одной из наиболее эффективных форм достижения этих целей является демонстрация военной силы, прочно вошедшая в комплекс методов внешней и военной политики.

Демонстрация военной силы это продолжение дипломатических усилий государства, так как в этом случае военная сила «применяется» без вооруженного насилия.

Все это предполагает наличие:

  1. Государства-«демонстратора»;
  2. Государства (государств)-«зрителя»;
  3. Определенных «демонстрационных» действий первого в отношении второго (других).
  4. При этом государству-«зрителю» указывается:
  5. Какие необходимо внести изменения в формы общения с «демонстратором»;
  6. Какие шаги не следует предпринимать, так как за ними последует наказание.

В условиях мирного времени демонстрация военной силы осуществляется с целью продемонстрировать возросшую боевую мощь, с тем чтобы «страны-зрители» могли внести изменения в формы обращения с данным государством, или поддержать представление о своей военной мощи, с тем, чтобы ни у кого не возникло мысли изменить сложившуюся расстановку сил и формы обращения с данным государством.

Демонстрация военной силы в условиях мирного времени может осуществляться в следующих формах:

  • проведение учений или военных маневров;
  • присутствие сил флота в определенных морских и океанских зонах, выполнение полетов стратегической авиации в отдаленных районах;
  • участие в выставках вооружения и военной техники;
  • демонстрация обладания каким-либо видом вооружения, новых возможностей или свойств вооружения и военной техники;
  • испытание нового вида оружия;
  • проведение военных парадов.

Самой эффективной формой демонстрации военной силы является проведение учений и военных маневров. В ходе них страна-демонстратор на фоне оперативно-тактической обстановки показывает свои огневые и манёвренные возможности привлекаемых соединений и воинских частей, оснащенность их вооружением и военной техникой, уровень обученности личного состава и многие другие параметры.

Другой формой демонстрации военной силы является присутствие сил флота в определенных морских и океанских зонах, выполнение полетов стратегической авиации в отдаленных районах. Оно призвано убедить, что государство имеет реальные возможности для применения военной силы и отстаивания своих национальных интересов в регионах, удаленных от континентальной части страны, войска (силы) могут быть своевременно доставлены в необходимый район и обеспечены достаточной огневой поддержкой.

Частично военная мощь государства показывается при проведении военных парадов. В ходе их демонстрируются образцы вооружения и военной техники, имеющихся в распоряжении вооруженных сил, а также последние их разработки.

Традиционной формой является демонстрация возможностей вооружения и военной техники, установление новых рекордов.

Важной формой демонстрации военной силы является показ образцов военной техники и вооружения и их возможностей, проводимый в ходе выставок вооружения, публичного проведения их испытаний. Например, демонстрация возможностей зенитных ракетных комплексов позволяет достаточно достоверно судить о надежности системы противовоздушной обороны государств.

Основными факторами, обеспечивающими успех демонстрации военной силы, являются:

а) централизованное руководство и решимость военно-политического руководства;

б) продуманность и согласованность проводимых мероприятий политического, военного, дипломатического, экономического и информационного характера;

в) наличие реальной военной мощи [5].

Исторический опыт показывает, что демонстрация военной силы достигает поставленной цели, если она осуществлена в соответствии с основными принципами: убедительности, гибкости, решительности, и соразмерности.

Реализация принципа убедительности требует, чтобы «демонстратор» обеспечил «зрителю» возможность оценить возможные последствия применения военной силы страной - «демонстратором», уязвимость объектов государственного и военного значения, группировок войск (сил) государства-«зрителя» и таким образом убедить его в том, что военная угроза реальна.

Принцип гибкости заключается в том, что сторона, проводящая демонстрацию военной силы, устанавливает правила и передает стране-«зрителю» основания для принятия решения по дальнейшему развитию конфликта.

Принцип решительности заключается в том, что при невыполнении требований страны-«демонстратора» применение военной силы неотвратимо, а сама ситуация уже не может быть возвращена в исходную. Его реализация может быть осуществлена только при наличии твердой политической воли у военно-политического руководства, готовности и решимости идти до конца в достижении выдвинутых политических целей.

Сущность принципа соразмерности заключается в том, что цель, которой добивается «демонстратор» должна соответствовать как его военным возможностям, так и уступкам, на которые может пойти «зритель».

Таким образом, демонстрация военной силы является инструментом достижения политических и стратегических целей в мирное время и на начальных этапах развития конфликта и является составной частью арсенала военно-политических средств обеспечения безопасности государств.

Демонстрация военной силы представляет собой скоординированные действия вооруженных сил, направленные на усиление авторитетности политических, дипломатических и информационных мероприятий и экономических мер, предпринимаемых государством в разрешении международных противоречий и психологическом воздействии на противоположную сторону.

При обеспечении военной безопасности страны и её национальных интересов необходимо избегать как абсолютизации, так и недооценки демонстрации военной силы. Без мощных вооруженных сил никакая демонстрация военной силы невозможна. В новых геополитических условиях эффективное сдерживание конфликтов обеспечивается за счет комплексного и согласованного использования политических, дипломатических, информационных, правовых, экономических и других мер. Поэтому ставка только на демонстрацию военной силы и решимость ее применения лишена всякой политической и стратегической перспективы и может привести к недопустимым просчетам и катастрофическим последствиям для страны и стратегической стабильности в мире.

Представление о военной мощи страны нуждается в его постоянном поддержании в мирное время. Пренебрежение демонстрацией военной силы опасно и может привести потенциального противника к иллюзии безнаказанности и, как следствие, спровоцировать его на агрессию. Убедить противника в обратном, уже в ходе вооруженного конфликта обходится намного дороже, чем, демонстрировать военную силу в мирное время.

Вместе с тем следует оградить и от чрезмерной демонстрации военной силы. Это может привезти к тому, что государство начинает уповать только на военные средства решения проблем, что в конечном счете может привести к созданию образа агрессора и международной изоляции.

Таким образом, в заключение необходимо сказать, что демонстрация военной силы в мирное время должна стать непременным атрибутом военной политики государства и служить главным средством предотвращения военной угрозы и сдерживания возможного агрессора.

Список литературы

  1. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 2010. 10 февр.
  2. Закон Российской Федерации «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. 2000. № 1. 14 января.
  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ № 537 Президента РФ от 12 мая 2009 г.
  5. Матрошило, И. Ф. Роль и место демонстрации военной силы в системе военной безопасности государства /И. Ф. Матрошило // Наука и нац. безопасность. — 2007. — № 4. — С. 2—5.
  6. Волошко, В. С. Основы военной политики и обеспечения военной безопасности Российской Федерации: учеб. пособие / В. С. Волошко, В. И. Лутовинов, Ю. Н. Мотин. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — 182 с.
  7. Лутовинов, В. И. Военно-политические процессы в мире и в России: учеб. пособие / В. И. Лутовинов, Ю. Н. Мотин. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 142 с.
  8. Клокотов Н.П. Основы военной безопасности государства. Система обеспечения военной безопасности//Лекция. - ВАГШ, 2000.
  9. Золотарев В.А. Военная безопасность государства Российского. - М.: Кучково поле, 2001.
  10. Аверьянов Ю. Т., Сизов В.Ю. Разрешение конфликтов // Информационно-аналитическая справка. - ВАГШ, 1996.

Чистяков Ярослав


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение