Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Новое в военном деле / Статьи
Военная политика как фактор обеспечения безопасности государства
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 27-10-2016
В статье рассмотрена важность обеспечения военной безопасности государства, путем демонстрации военной мощи (силы) для предотвращения военной угрозы и сдерживания возможного агрессора.

Среди важнейших приоритетов развития любого общества всегда выделялась его безопасность. 5 февраля 2010 г. Президент РФ подписал военную доктрину государства, которая стала дальнейшим развитием Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. В военной доктрине–2010 прямо говорится, что военные угрозы для России на ряде направлений имеют тенденцию усиливаться [1,2,3,4]. Обеспечение национальных интересов осуществляется государством всеми имеющимися в его распоряжении средствами, а данный вопрос не ограничивается только военной сферой.

Проблемы, которые связанны с военной мощью (силой) государства, занимают важнейшее место в деятельности руководства большинства государств мира.

В современной обстановке возникает необходимость поддержания государствами своей обороноспособности и обеспечения военной защиты своих интересов путем развития и постоянного совершенствования абсолютно всех элементов военной организации.

Необходимость возникновения военной мощи государства, характер ее регулирования и использования связан с необходимостью достижения внешних политических целей. Военная политика осуществляет управление процессами создания, совершенствования и использования военной мощи государства.

Военная мощь государства, являясь порождением и орудием политики, полностью зависит от ее потребностей.

Величина военной мощи государства довольно динамична и может изменяться в довольно широких пределах. Динамика этого изменения зависит от политических целей государства и в конечном счете определяется политикой, путем утверждения военных расходов в бюджете государства. Таким образом, можно сказать, что уровень реализации военного потенциала государства, степень его превращения в военную мощь определяется политикой страны.

Этот вопрос важен не только с точки зрения совершенствования военной мощи государства, но и развития страны в целом. Все дело в том, что чрезмерное увеличение степени реализации военного потенциала страны в мирное время может подорвать основы динамичного развития общества. Стремление к чрезмерному росту военной мощи государства может привести не к усилению, а к ослаблению страны в военном отношении. Не случайно Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников предупреждал: «Если войну проигрывают из-за перенапряжения экономической мощи страны, то такой проигрыш может получиться уже до начала войны с высокого военного бюджета, тяжесть которого не соответствует платежеспособности населения, и военный бюджет не идет нога в ногу с хозяйственным развитием государства».

Поэтому очень важна способность и умение выбрать такую оптимальную величину военной мощи, которая позволяла бы, с одной стороны, решать стоящие перед страной военно-политические задачи, а с другой - не создавать слишком большие трудности нормальному развитию страны в целом.

Государство может наращивать свои затраты на увеличение военной мощи без ущерба другим сферам общественной жизни только в рамках ежегодного увеличения внутреннего валового продукта (ВВП). Но если государство выйдет за эти рамки, то средства для увеличения военной мощи будет необходимо изымать из других сфер жизни общества.

Но совсем другое дело, когда перед государством возникла непосредственная военная угроза. В этом случае государство стремится быстрее реализовать свой военный потенциал в соответствии с создавшейся обстановкой. Это происходит путем проведения военной мобилизации в открытой или скрытой форме. При этом государство вынуждено перебрасывать силы и средства из других сфер общественной жизни в военную сферу.

Военная сила служит «подкреплением» политики в районах мира, которые рассматриваются как ключевые с точки зрения геополитических, геоэкономических интересов той или иной державы.

Роль и место военной силы в обеспечении военной безопасности и разрешении кризисных ситуаций проявляются через систему стоящих перед ней задач.

Общими задачами применения военной силы могут быть:

  1. Предотвращение военной угрозы;
  2. Сдерживание возможного агрессора;
  3. Ликвидация (урегулирование, разрешение) кризисной ситуации.

Предотвращение попыток силового давления со стороны любого государства или коалиции государств, на примере Российской Федерации, особенно при возможности перерастания надвигающейся военной опасности в военную угрозу, осуществляется путем демонстрации решимости применения военной силы.

Сдерживание заключается в психологическом воздействии на противника как политическом, так и моральном, путем демонстрации своей силы (т.е устрашения силой). Главное предназначение потенциала сдерживания состоит в предупреждении и пресечении попыток государств (коалиции государств) разрешить с помощью военной силы противоречия с РФ убедительной демонстрацией решимости применения военной силы. Такая решимость должна заставить противоборствующую сторону отказаться от применения военной силы или от проведения акций военно-силового давления из-за неотвратимости получения мощного превентивного удара.

Таким образом, главным средством предотвращения военной угрозы и сдерживания возможного агрессора является демонстрация военной силы государства. Из мировой практики известно, что она довольно часто применяется в отношениях между государствами и при определенных условиях позволяет достигать конкретных политических целей, не прибегая к прямому вооруженному насилию.

Но вместе с тем, в истории достаточно примеров, когда демонстрация военной силы, планировавшаяся в целях предотвращения войны, лишь способствовала расширению масштабов конфликта и провоцировала противника на неадекватные действия. Это говорит о том, что проблема демонстрации военной силы требует более углубленного, тщательного исследования.

Все прекрасно понимают, что каждая страна стремится к тому, чтобы ее рассматривали как достаточно мощное в военном отношении государство. Это дает возможность выйти из-под влияния или уменьшить его со стороны равной по военной мощи или более сильной державы, а также определенным образом воздействовать на более слабые в военном отношении государства.

Одной из наиболее эффективных форм достижения этих целей является демонстрация военной силы, прочно вошедшая в комплекс методов внешней и военной политики.

Демонстрация военной силы это продолжение дипломатических усилий государства, так как в этом случае военная сила «применяется» без вооруженного насилия.

Все это предполагает наличие:

  1. Государства-«демонстратора»;
  2. Государства (государств)-«зрителя»;
  3. Определенных «демонстрационных» действий первого в отношении второго (других).
  4. При этом государству-«зрителю» указывается:
  5. Какие необходимо внести изменения в формы общения с «демонстратором»;
  6. Какие шаги не следует предпринимать, так как за ними последует наказание.

В условиях мирного времени демонстрация военной силы осуществляется с целью продемонстрировать возросшую боевую мощь, с тем чтобы «страны-зрители» могли внести изменения в формы обращения с данным государством, или поддержать представление о своей военной мощи, с тем, чтобы ни у кого не возникло мысли изменить сложившуюся расстановку сил и формы обращения с данным государством.

Демонстрация военной силы в условиях мирного времени может осуществляться в следующих формах:

  • проведение учений или военных маневров;
  • присутствие сил флота в определенных морских и океанских зонах, выполнение полетов стратегической авиации в отдаленных районах;
  • участие в выставках вооружения и военной техники;
  • демонстрация обладания каким-либо видом вооружения, новых возможностей или свойств вооружения и военной техники;
  • испытание нового вида оружия;
  • проведение военных парадов.

Самой эффективной формой демонстрации военной силы является проведение учений и военных маневров. В ходе них страна-демонстратор на фоне оперативно-тактической обстановки показывает свои огневые и манёвренные возможности привлекаемых соединений и воинских частей, оснащенность их вооружением и военной техникой, уровень обученности личного состава и многие другие параметры.

Другой формой демонстрации военной силы является присутствие сил флота в определенных морских и океанских зонах, выполнение полетов стратегической авиации в отдаленных районах. Оно призвано убедить, что государство имеет реальные возможности для применения военной силы и отстаивания своих национальных интересов в регионах, удаленных от континентальной части страны, войска (силы) могут быть своевременно доставлены в необходимый район и обеспечены достаточной огневой поддержкой.

Частично военная мощь государства показывается при проведении военных парадов. В ходе их демонстрируются образцы вооружения и военной техники, имеющихся в распоряжении вооруженных сил, а также последние их разработки.

Традиционной формой является демонстрация возможностей вооружения и военной техники, установление новых рекордов.

Важной формой демонстрации военной силы является показ образцов военной техники и вооружения и их возможностей, проводимый в ходе выставок вооружения, публичного проведения их испытаний. Например, демонстрация возможностей зенитных ракетных комплексов позволяет достаточно достоверно судить о надежности системы противовоздушной обороны государств.

Основными факторами, обеспечивающими успех демонстрации военной силы, являются:

а) централизованное руководство и решимость военно-политического руководства;

б) продуманность и согласованность проводимых мероприятий политического, военного, дипломатического, экономического и информационного характера;

в) наличие реальной военной мощи [5].

Исторический опыт показывает, что демонстрация военной силы достигает поставленной цели, если она осуществлена в соответствии с основными принципами: убедительности, гибкости, решительности, и соразмерности.

Реализация принципа убедительности требует, чтобы «демонстратор» обеспечил «зрителю» возможность оценить возможные последствия применения военной силы страной - «демонстратором», уязвимость объектов государственного и военного значения, группировок войск (сил) государства-«зрителя» и таким образом убедить его в том, что военная угроза реальна.

Принцип гибкости заключается в том, что сторона, проводящая демонстрацию военной силы, устанавливает правила и передает стране-«зрителю» основания для принятия решения по дальнейшему развитию конфликта.

Принцип решительности заключается в том, что при невыполнении требований страны-«демонстратора» применение военной силы неотвратимо, а сама ситуация уже не может быть возвращена в исходную. Его реализация может быть осуществлена только при наличии твердой политической воли у военно-политического руководства, готовности и решимости идти до конца в достижении выдвинутых политических целей.

Сущность принципа соразмерности заключается в том, что цель, которой добивается «демонстратор» должна соответствовать как его военным возможностям, так и уступкам, на которые может пойти «зритель».

Таким образом, демонстрация военной силы является инструментом достижения политических и стратегических целей в мирное время и на начальных этапах развития конфликта и является составной частью арсенала военно-политических средств обеспечения безопасности государств.

Демонстрация военной силы представляет собой скоординированные действия вооруженных сил, направленные на усиление авторитетности политических, дипломатических и информационных мероприятий и экономических мер, предпринимаемых государством в разрешении международных противоречий и психологическом воздействии на противоположную сторону.

При обеспечении военной безопасности страны и её национальных интересов необходимо избегать как абсолютизации, так и недооценки демонстрации военной силы. Без мощных вооруженных сил никакая демонстрация военной силы невозможна. В новых геополитических условиях эффективное сдерживание конфликтов обеспечивается за счет комплексного и согласованного использования политических, дипломатических, информационных, правовых, экономических и других мер. Поэтому ставка только на демонстрацию военной силы и решимость ее применения лишена всякой политической и стратегической перспективы и может привести к недопустимым просчетам и катастрофическим последствиям для страны и стратегической стабильности в мире.

Представление о военной мощи страны нуждается в его постоянном поддержании в мирное время. Пренебрежение демонстрацией военной силы опасно и может привести потенциального противника к иллюзии безнаказанности и, как следствие, спровоцировать его на агрессию. Убедить противника в обратном, уже в ходе вооруженного конфликта обходится намного дороже, чем, демонстрировать военную силу в мирное время.

Вместе с тем следует оградить и от чрезмерной демонстрации военной силы. Это может привезти к тому, что государство начинает уповать только на военные средства решения проблем, что в конечном счете может привести к созданию образа агрессора и международной изоляции.

Таким образом, в заключение необходимо сказать, что демонстрация военной силы в мирное время должна стать непременным атрибутом военной политики государства и служить главным средством предотвращения военной угрозы и сдерживания возможного агрессора.

Список литературы

  1. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 2010. 10 февр.
  2. Закон Российской Федерации «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. 2000. № 1. 14 января.
  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ № 537 Президента РФ от 12 мая 2009 г.
  5. Матрошило, И. Ф. Роль и место демонстрации военной силы в системе военной безопасности государства /И. Ф. Матрошило // Наука и нац. безопасность. — 2007. — № 4. — С. 2—5.
  6. Волошко, В. С. Основы военной политики и обеспечения военной безопасности Российской Федерации: учеб. пособие / В. С. Волошко, В. И. Лутовинов, Ю. Н. Мотин. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — 182 с.
  7. Лутовинов, В. И. Военно-политические процессы в мире и в России: учеб. пособие / В. И. Лутовинов, Ю. Н. Мотин. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 142 с.
  8. Клокотов Н.П. Основы военной безопасности государства. Система обеспечения военной безопасности//Лекция. - ВАГШ, 2000.
  9. Золотарев В.А. Военная безопасность государства Российского. - М.: Кучково поле, 2001.
  10. Аверьянов Ю. Т., Сизов В.Ю. Разрешение конфликтов // Информационно-аналитическая справка. - ВАГШ, 1996.

Чистяков Ярослав


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение