Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / The Armed Forces of the Russian Federation: yesterday, today and tomorrow / Weekdays
Batov Pavel Ivanovich. Twice Hero Of The Soviet Union
Material posted: Publication date: 13-03-2017
Pavel Ivanovich Batov (may 20 (1 June) 1897, d. Filisovo, Yaroslavl province — April 19, 1985, Moscow) — Soviet military leader, twice hero of the Soviet Union, General of the army, participant of the First world war, the Civil in Russia and the Civil in Spain, the Soviet-Finnish and the great Patriotic war, the Deputy of the Supreme Soviet of the USSR of the 1st-5th convocations.

Pavel Ivanovich Batov was born may 20 (June 1), 1897, in the village of Filisovo in the Rybinsk district of Yaroslavl province in a poor peasant family. Russian. He graduated from the 2nd class of the village school. At the age of 13 because of extreme poverty of the family left in St. Petersburg, where he was hired to work in the trading house of brothers Leonovich. 5 years worked as a loader and a peddler of purchase orders on the homes of wealthy citizens. Despite difficult working conditions, externally passed the exams for six years and planned to continue their education.

The first world war. P. I. Batov in the Imperial army, 1916

A year after the outbreak of the First world war Paul Baht enlisted in the Royal army. In 1916 he graduated from the training team and was sent to the front, where he became commander of the Department of intelligence. For distinction in the battles awarded two St. George crosses and two medals. In the autumn of 1916, coming back from "language", received a severe wound in the head and sent back to St. Petersburg for treatment. In 1917 he graduated from the team training in the school of ensigns and in the same year with the rank of Junior non-commissioned officer has completed the service in the Imperial army.

The civil war in Russia

In 1917, after the wounds and contusions P. I. Batov came to his village on leave for three months.

After the October revolution in August, 1918, P. I. Batov, had volunteered into the Red Army and was appointed first commander of the machine-gun platoon of the 1st Soviet infantry regiment. Soon appointed assistant military chief in marching formations at Rybinsk the military, then military assistant of the head of the Reserve komnachsostava MVO. Participated in the suppression of Romanovo-Borisoglebskiy peasant uprisings against Soviet rule. 1919 assistant to the company commander, then company commander. In the composition of the 320 th infantry regiment participated in the battles against the troops of Baron Wrangel and the liberation of the Crimea.

The interwar period

After the Civil war P. I. Batov was in command of the battalion in the Moscow Proletarian infantry division. In 1927 he graduated from the Rifle courses for tactical command of the red army "Shot". In the same year joined the ranks of the CPSU(b). Since 1931 — the chief of staff, and since 1934 — the commander of the 3rd infantry regiment of the Moscow Proletarian infantry division. Hero of the Soviet Union G. V. Baklanov, who served at that time under the leadership of Batova, in his memoirs, he acknowledged that the latter influenced the choice of profession.

And when a career choice I decided their fate, to understand that is to say, theoretically, speculatively helped by none other than Pavel Ivanovich Batov. It was in the first year of my service in the Moscow Proletarian division, often bringing me to the staff work, told me a high and noble sense of the work of staff of the commander of the military profession.

The civil war in Spain

From December 1936 to August 1937 under the pseudonym Pablo Fritz was on a business trip in Spain on the Republican side were involved in the fight against the Franco regime. He held the post of military adviser to the 12th International brigade Mate Zalka, then adviser to the Teruel front. During one of the reconnaissance P. I. Batov seriously wounded. Back in the USSR was awarded the order of Lenin and the red banner and appointed commander of the 10th infantry corps. From August 1938, the commander of the 3rd infantry corps. In this capacity, he participated in the Soviet-Finnish war of 1939-1940 and in the campaign to liberate the Western regions of Belarus and Ukraine.

From April 1940 Deputy commander of the Transcaucasus military district.

The great Patriotic war

A few days before the beginning of the great Patriotic war P. I. Batov was urgently summoned to Moscow, where the people's Commissar of defense S. K. Timoshenko told him about the appointment "to the position of commander of land forces of the Crimea and at the same time the commander of the 9th corps." In this post is the beginning of the war organized the antilanding defense of the Crimean Peninsula. The decision of the Supreme command on 14 August 1941 on the basis of 9-th rifle corps was created by the 51st Separate army. The commander of the army appointed Colonel-General F. I. Kuznetsov, and P. I. Batov his Deputy. In the second half of September, when the advanced units of the 11th German army approached the Crimea from the North, by decision of the F. I. Kuznetsov's Baht headed a task force designed to counterattack. Supervised the actions of the troops in repelling attempts by German forces to break through into the Crimea via the Perekop isthmus.

November 19 — December 1941 (after the evacuation of the army from the Crimea) — the commander of the 51st Separate army. Supervised the training of the army to the Kerch-Feodosia landing operation.

In late December 1941, after the death of P. S. pshennikova P. I. Batov was appointed commander of the 3rd army of the Bryansk front. At this point, the army forces of five infantry divisions took up the defense to the East of the eagle at the turn of the river zushi. In January-February 1942 on the orders of the front commander I. T., Cherevichenko 3rd army launched a series of offensive operations, however, suffering heavy losses, have not achieved success. In his memoirs Baht writes about this period:

It was a difficult time, the moral side can be no less difficult than in the days of the defense of the Crimea. The duty of a soldier is to obey orders. However, the sense of duty forced in this case to protest. Our relationship with Cherevichenko became strained.

In February 1942, P. I. Batov was dismissed from the post of army commander and appointed acting assistant commander of the Bryansk front's forces. In September of the same year was approved in this post. Because at that time other sources of replenishment was not, in his task was checking the front rear with the aim of identifying the possibility of replenishment of combat units. The result of this work in the rear of the front, armies, and divisions were assembled several thousand men, which, without prejudice to the activities of logistics services could be sent into combat positions.

The battle of Stalingrad

In the autumn of 1942 in the South-West broke out of the Stalingrad battle. On 30 September it was formed, the don front, under the command of Lieutenant General K. K. Rokossovsky. At his request the Baht was appointed commander of the 4th Panzer army, which became part of the new front. He took command on 14 October. By this time the army took up the defense with a length of 80 km on a small bend of the don from Kletskaya to Trehostrovskaya was composed of nine divisions. Familiarity with subordinates, the commander began with a visit to advanced positions in the kletskiy bridgehead. To check the combat formations and studying almost all of its troops next month visited the battalions of the first echelon. 22 Oct 1942 4th Panzer army was reorganized in the 65th army, which was commanded Baht until the end of the war.

In the second half of October, three fronts of the red Army, South-Western, don and Stalingrad, began the preparation of the operation to encircle the German 6th army, storming Stalingrad. Within the don front the 65th army played the main role. She was stepping with kletskogo springboard to break through the German defenses, to enter the area of Peskovatka and cover from the South-West sirotinskiy group of the Wehrmacht. Thus, the 65th army was intended to protect from a possible counterattack the left flank of the 21st army of the neighboring South-Western front, dealing a major blow the entire operation.

In preparation for the onset of Baht trying to get a clear understanding of each commander and the upcoming surgery, interactions with neighbors, artillery, tanks, infantry. Also in working practices were introduced way to work out the details of the forthcoming operation on the sandbox, which was a layout of the area coated with conventional signs of tactical situation.

19, 1942, troops of the don and southwestern fronts launched an offensive. By the end of the first day of the offensive the troops of the 65th army moved forward at 5-8 km, but completely break the first defense line of the enemy could not. To increase the rate of occurrence of THB from all the tanks available in the army and several infantry units on the machines to create a mobile striking force. The calculation of the commander has fully justified itself. During the first day the mobile squad went deep into the German defense 23 kilometers. Sensing a threat to coverage, the enemy has weakened the resistance in front of the army. This immediately took advantage of the shock of division and mastering a number of major centers of resistance, began to move faster. They contributed to moving the group, striking at the flank and rear of the enemy. For more efficient management of troops army commander almost all the time from 20 to 23 November with a small group of officers held in parts of the fighting.

Meanwhile, neighboring the 24th army, which had the task to cut off the escape routes of the enemy on the Eastern Bank of the don, played poorly. Encountering stubborn resistance, the army was unable to break through the German defenses, and was involved in heavy fighting. Taking this into account, as well as successful approach of the 65th army, the front commander has adjusted the plan of operation and the task of mastering Versachem put before the 65th army. From 24 to 27 November, despite strong resistance and counterattacks of the enemy, her troops managed to advance for 25-40 miles and get to the don, and in the fighting on 28-30 November to master Versachem.

In the future, 65th army, consisting of the don front participated in the operation for the destruction of the surrounded German grouping. Just the battle of Stalingrad the army has destroyed more than 30,000, and captured some 26 500 of the Nazis.

The Central front

Shortly after the battle of Stalingrad, the don front was abolished and on its basis the North-West of Kursk was formed on the Central front. The front headquarters is located in Yelets. 18 February there arrived also the management of the 65-th army. Here in front of Bytovym was given the task in the shortest time in the conditions of winter off-road to gather the troops, many of whom were on the way to the place of concentration, and to prepare them to further attack.

In February-March 1943, the army together with other troops of the front held Sevskiy offensive in the Northern direction and moved up to 30-60 kilometers to the West. During the battle of Kursk, the 65th army kept the defense on the ledge against the 20th army corps in the area of Sevsk.

From August 26 to September 30 in the Central front participated in the Chernigov-Pripyat operation, defence in the area of Sevsk, the forcing of the river Desna, the liberation of Novgorod-Seversky was a difficult battle, about 300 kilometres and 30 September came to the middle reaches of the Dnieper river in the area of love.

Pavel Ivanovich Batov began to prepare the troops for the crossing of the Dnieper, using nonstandard and standard tools of the crossing. 15 Oct 1943 to 10 hours after a powerful artillery preparation of the 4th battalion seized a bridgehead on the right Bank of the river and held it all day. Night induced crossings began to move formations of the army. Turned heated battles for the expansion of the bridgehead and by 27 October the connection of the 65th army retook it on the front at 35 and a depth of 20 kilometers. With the capture of strategic bridgeheads on the Dnieper was created the conditions for the occurrence in Belarus and the complete liberation of right-Bank Ukraine.

In the battle for the Dnieper troops showed heroism and courage. 438 soldiers, sergeants, officers and generals of all the armed forces awarded the title of hero. The military Council of the 65th army on each premium sheet wrote the conclusion: "Worthy of awarding the title of Hero of the Soviet Union."

In the battle for the Dnieper, the army suffered significant losses in personal and team composition. Pavel Ivanovich Batov decided the top 100 Heroes of the Soviet Union to send military courses for Junior lieutenants and they came out great commanders.

The 2nd Belorussian front

Participated in the Kalinkovichi-Mozyr operation and in the operation "Bagration".

Troops commander Pavel Batov was in the part of the 2nd Belorussian front participated in the Vistula-Oder, Slavsko-Albinski, East Prussian, East Pomeranian and Berlin offensive operations.

Especially heavy fighting, the army Pavel Batov was spent in crossing the river Vistula and the Oder.

The last volley at the enemy in the band of 65-th army was made by the volleys of "Katyusha" for the garrison on the island of rügen.

The second medal "gold Star" Lieutenant General Batov was awarded 26 June 1945, for the exemplary leadership of the troops in the Belorussian operation, in the crossing of the R. Vistula, the storming of Danzig and capture of Stettin.

After the war

After the war, P. I. Batov was in command of the 7th and 11th armies (1945-1950), was the first Deputy commander of group of Soviet forces in Germany, commander of the Carpathian and Baltic military districts (1950-58), senior military expert at the people's liberation army of China.

In 1962-65, he was appointed chief of staff of the United Armed forces of the countries-participants of the Warsaw Pact, and subsequently transferred to the group of General inspectors of the USSR defense Ministry. In 1970-81, he was the Chairman of the Soviet Committee of war veterans. A Deputy of the Supreme Soviet of the USSR of the 1st-5th convocations. Actively collaborated with the military publishing houses, wrote books: "campaigns and battles", "Perekop 1941" and others. In the 70s some time was the leader of telealliance "Feat".

In Royal, red and Soviet armies of the Baht had served for 70 years.

Pavel Ivanovich Batov, died 19 April 1985. Buried in the Novodevichy cemetery in Moscow.

Family

P. I. Batov was married to Jozef Semyonovna. The marriage produced two daughters, Margaret and Galina.

Awards

  • two Medals "gold Star" Hero of the Soviet Union

Order:

  • eight orders of Lenin
  • three orders of the red banner
  • The Order Of The October Revolution
  • three orders of Suvorov 1-St degree
  • Order of Kutuzov 1-St degree
  • Order of Bogdan Khmelnitsky 1-St degree
  • The order "For service to Motherland in the USSR Armed Forces" 3rd degree
  • The Order Of The Badge Of Honor

Medals:

  • "For military valor. In commemoration of the 100th anniversary since the birth of Vladimir Ilyich Lenin"
  • Medal "XX years of the workers' and peasants 'red Army"
  • Medal "For defense of Stalingrad"
  • Medal "For victory over Germany in the great Patriotic war of 1941-1945."
  • Medal "For liberation of Warsaw", and commemorative medals of the USSR and an Honorary weapon with gold national emblem of the USSR.
  • Orders and medals of foreign States:
  • The order of the British Empire commander's cross
  • order of Poland
  • Virtuti Militari
  • Order "Cross of Grunwald", II degree
  • Commander's cross
  • The Revival Of Poland
  • Two orders of the people's Republic of Bulgaria II degree
  • Romanian Order Tudor Vladimirescu class I
  • Hungarian order of the red banner
  • Mongolian order
  • The Order Of Sukhbaatar
  • The Red Banner
  • The order of Merit for the Fatherland in gold (GDR)
  • 11 medals of different countries.

Pavel Ivanovich Batov — honorary citizen of the city of Rybinsk (1972) and the Yaroslavl region (1983), Novgorod-Seversky, Loyev, Rechitsa, Proletarskaya, the Polish cities of Gdansk and Szczecin.

King George VI awarded him the honorary title of "Knight commander".

Memory

The name P. I. Batova named Avenue and street in Rybinsk, street Bryansk, Yaroslavl, Volgograd, Bobruisk, Donetsk, Makeyevka. In Rybinsk the Memorial complex "Fire of glory" and installed a bronze bust, the home of the Museum.

Source: http://pikabu.ru/story/batov_pavel_ivanovich_dvazhdyi_geroy_sovetskogo_soyuza_4849337

Tags: armed forces , USSR


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Вооруженные Силы РФ: вчера, сегодня, завтра / Рабочие будни
Батов Павел Иванович. Дважды Герой Советского Союза
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 13-03-2017
Павел Иванович Батов (20 мая (1 июня) 1897, д. Филисово, Ярославская губерния — 19 апреля 1985, Москва) — советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, генерал армии, участник Первой мировой, Гражданской в России, Гражданской в Испании, Советско-финской и Великой Отечественной войн, депутат Верховного Совета СССР 1-5 созывов.

Павел Иванович Батов родился 20 мая (1 июня) 1897 года в деревне Филисово Рыбинского уезда Ярославской губернии в бедной крестьянской семье. Русский. Окончил 2 класса сельской школы. В 13 лет из-за крайней бедности семьи уехал в Петербург, где нанялся на работу в торговый дом братьев Леоновых. 5 лет работал грузчиком и разносчиком покупок-заказов по квартирам состоятельных горожан. Несмотря на тяжёлые условия труда, экстерном сдал экзамены за шесть классов и планировал продолжать учёбу.

Первая мировая война. П. И. Батов в царской армии, 1916

Через год после начала Первой мировой войны Павел Батов поступил на службу в царскую армию. В 1916 году окончил учебную команду и был направлен на фронт, где стал командиром отделения разведчиков. За отличие в боях награждён двумя Георгиевскими крестами и двумя медалями. Осенью 1916 года, возвращаясь с «языком», получил тяжёлое ранение в голову и отправлен в Петроград на лечение. В 1917 году окончил команду по подготовке в школу прапорщиков и в том же году в звании младший унтер-офицер завершил службу в императорской армии.

Гражданская война в России

В 1917 году после ранения и контузии П. И. Батов приехал в родную деревню в отпуск на три месяца.

После Октябрьской революции в августе 1918 года П. И. Батов добровольно пошёл в Красную Армию и сначала был назначен командиром пулемётного взвода 1-го Советского стрелкового полка. Вскоре назначен помощником военного руководителя по маршевым формированиям при Рыбинском военкомате, затем помощником военного руководителя Резерва комначсостава МВО. Участвовал в подавлении Романово-Борисоглебского крестьянского выступления против Советской власти. С 1919 года помощник командира роты, затем командир роты. В составе 320-го стрелкового полка участвовал в боях против войск барона Врангеля и освобождении Крыма.

Межвоенный период

После окончания Гражданской войны П. И. Батов командовал батальоном в Московской Пролетарской стрелковой дивизии. В 1927 году окончил Стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел». В том же году вступил в ряды ВКП(б). С 1931 года — начальник штаба, а с 1934 года — командир 3-го стрелкового полка Московской Пролетарской стрелковой дивизии. Герой Советского Союза Г. В. Бакланов, служивший в то время под руководством Батова, в своих воспоминаниях признавал, что последний повлиял на выбор им профессии.

А тогда, когда выбором профессии я решил свою судьбу, понять это, так сказать, теоретически, умозрительно помог не кто иной, как Павел Иванович Батов. Именно он в первый год моей службы в Московской Пролетарской дивизии, часто привлекая меня к штабной работе, раскрыл мне высокий и благородный смысл деятельности кадрового командира, военной профессии.

Гражданская война в Испании

С декабря 1936 года по август 1937 года под псевдонимом Пабло Фриц находился в командировке в Испании, где на стороне республиканцев участвовал в борьбе с режимом Франко. Занимал пост военного советника в 12-й Интернациональной бригаде Мате Залки, затем советника Теруэльского фронта. В ходе одной из рекогносцировок П. И. Батов тяжёло ранен. По возвращению в СССР был награждён орденами Ленина и Красного Знамени и назначен командиром 10-го стрелкового корпуса. С августа 1938 года командир 3-го стрелкового корпуса. В этой должности участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг. и в походе по освобождению западных областей Белоруссии и Украины.

С апреля 1940 года заместитель командующего войсками Закавказского военного округа.

Великая Отечественная война

За несколько дней до начала Великой Отечественной войны П. И. Батов был срочно вызван в Москву, где Народный комиссар обороны С. К. Тимошенко сообщил ему о назначении «на должность командующего сухопутными войсками Крыма и одновременно командиром 9-го корпуса». В этой должности в начальный период войны организовал противодесантную оборону Крымского полуострова. Решением Ставки ВГК от 14 августа 1941 года на базе 9-го стрелкового корпуса создавалась 51-я Отдельная армия. Командующим армией назначался генерал-полковник Ф. И. Кузнецов, а П. И. Батов — его заместителем. Во второй половине сентября, когда передовые части 11-й немецкой армии подошли к Крыму с севера по решению Ф. И. Кузнецова Батов возглавил оперативную группу, предназначенную для нанесения контрударов. Руководил действиями войск при отражении попыток немецких войск прорваться в Крым через перекопский перешеек.

19 ноября — декабрь 1941 года (после эвакуации армии из Крыма) — командующий 51-й Отдельной армией. Руководил подготовкой армии к Керченско-Феодосийской десантной операции.

В конце декабря 1941 года после гибели П. С. Пшенникова П. И. Батов был назначен командующим 3-й армией Брянского фронта. В этот момент армия силами пяти стрелковых дивизий занимала оборону восточнее Орла на рубеже реки Зуша. В январе-феврале 1942 года по приказу командующего фронтом Я. Т. Черевиченко 3-я армия предприняла ряд наступательных операций, однако, понеся большие потери, успеха не добилась. В своих воспоминаниях Батов пишет об этом периоде:

Это было трудное время, с нравственной стороны может быть не менее трудное, чем в дни обороны Крыма. Долг солдата — выполнять приказ. Однако чувство долга заставляло в данном случае протестовать. Наши отношения с Черевиченко стали натянутыми.

В феврале 1942 года П. И. Батов был освобождён от должности командующего армией и назначен исполняющим обязанности помощника командующего Брянским фронтом по формированиям. В сентябре того же года утверждён в этой должности. Поскольку в то время других источников пополнения не было, в его задачу входила проверка фронтовых тылов с целью выявления возможности пополнения боевых подразделений. В результате этой работы в тылах фронта, армий и дивизий было собрано несколько тысяч бойцов, которые без ущерба для деятельности тыловых служб могли быть направлены на боевые позиции.

Сталинградская битва

Осенью 1942 года на юго-западном направлении разгорелась Сталинградская битва. 30 сентября здесь был образован Донской фронт под командованием генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского. По его ходатайству Батов был назначен командующим 4-й танковой армией, вошедшей в состав нового фронта. Принял командование 14 октября. К этому времени армия занимала оборону протяжённостью 80 км на малой излучине Дона от Клетской до Трёхостровской и имела в своём составе девять дивизий. Знакомство с подчинёнными командарм начал с посещения передовых позиций, расположенных на клетском плацдарме. Для проверки боевых порядков и изучения своих войск почти весь последующий месяц посещал батальоны первого эшелона. 22 октября 1942 года 4-я танковая армия была реорганизована в 65-ю армию, которой Батов командовал до конца войны.

Во второй половине октября три фронта Красной Армии, Юго-Западный, Донской и Сталинградский, приступили к подготовке операции по окружению 6-й немецкой армии, штурмующей Сталинград. В рамках Донского фронта 65-й армии отводилась главная роль. Ей предстояло, наступая с клетского плацдарма, прорвать немецкую оборону, выйти в район Песковатки и охватить с юго-запада сиротинскую группировку вермахта. Тем самым 65-я армия должна была прикрыть от возможного контрудара левый фланг 21-й армии соседнего Юго-Западного фронта, наносящего главный удар всей операции.

В ходе подготовки наступления Батов старался добиться чёткого и ясного понимания каждым командиром своей задачи в предстоящей операции, способов взаимодействия с соседями, артиллерией, танками, пехотой. Также в практику работы был введён способ отработки деталей предстоящей операции на ящике с песком, который представлял собой макет местности с нанесёнными условными знаками тактической обстановки.

19 ноября 1942 года войска Донского и Юго-Западного фронтов перешли в наступление. К исходу первого дня наступления войска 65-й армии продвинулись вперёд на 5-8 км, но полностью прорвать первую полосу обороны противника не смогли. Чтобы увеличить темп наступления Батов решил из всех танков, имеющихся в армии и нескольких стрелковых подразделений на машинах, создать подвижную ударную группу. Расчёт командарма полностью оправдал себя. За первые же сутки подвижный отряд продвинулся вглубь немецкой обороны на 23 километра. Почувствовав угрозу охвата, противник ослабил сопротивление перед фронтом армии. Этим незамедлительно воспользовались ударные дивизии и, овладев рядом крупных узлов сопротивления, стали быстрее продвигаться вперёд. Им способствовала подвижная группа, нанося удары во фланг и тыл противника. Для более оперативного управления войсками командующий армией почти всё время с 20 по 23 ноября с небольшой группой офицеров проводил в частях, ведущих бои.

Тем временем соседняя 24-я армия, имевшая задачу перерезать пути отхода противника на восточный берег Дона, действовала неудачно. Встретив упорное сопротивление, войска армии не смогли прорвать немецкую оборону и втянулись в тяжёлые бои. Учитывая это обстоятельство, а также успешное наступление 65-й армии, командующий фронтом скорректировал план операции и задачу по овладению Вертячим поставил перед 65-й армией. С 24 по 27 ноября, несмотря на сильное сопротивление и контратаки противника, её войскам удалось продвинуться ещё на 25-40 км и выйти к Дону, а в боях с 28 по 30 ноября овладеть Вертячим.

В дальнейшем 65-я армия в составе Донского фронта участвовала в операции по уничтожению окружённой немецкой группировки. Всего в Сталинградской битве армия уничтожила свыше 30 000 и пленила около 26 500 гитлеровцев.

Центральный фронт

Вскоре после завершения Сталинградской битвы Донской фронт был упразднён, а на его основе северо-западнее Курска был образован Центральный фронт. Штаб фронта разместился в Ельце. 18 февраля сюда же прибыло и управление 65-й армии. Здесь перед Батовым была поставлена задача в кратчайшие сроки в условиях зимнего бездорожья собрать войска, многие из которых находились на пути к месту сосредоточения, и подготовить их к дальнейшему наступлению.

В феврале-марте 1943 года армия совместно с другими войсками фронта провела Севскую наступательную операцию на северном направлении и продвинулась на 30-60 километров на запад. Во время Курской битвы 65-я армия держала оборону на выступе против 20-го армейского корпуса в районе Севска.

С 26 августа по 30 сентября в составе Центрального фронта участвовала в Черниговско-Припятской операции, обороне в районе Севска, форсировании р. Десны, освобождении г. Новгород-Северский, прошла с трудными боями около 300 километров и к 30 сентября вышла к среднему течению р. Днепр в районе г. Лоев.

Павел Иванович Батов стал готовить войска к форсированию Днепра, используя нештатные и штатные средства переправы. 15 октября 1943 года к 10 часам после мощной артиллерийской подготовки 4-го батальона захватили плацдарм на правом берегу реки и удерживали его весь день. Ночью по наведённым переправам стали переходить соединения армии. Развернулись жаркие бои за расширение плацдарма и к 27 октября соединения 65-й армии отвоевали его по фронту на 35 и в глубину на 20 километров. С захватом стратегических плацдармов на Днепре были созданы условия для наступления в Белоруссии и полного освобождения правобережной Украины.

В битве за Днепр войска проявили массовый героизм и отвагу. 438 солдат, сержантов, офицеров и генералов всех родов войск удостоены звания Героев. Военный Совет 65-й армии на каждом наградном листе написал заключение: «Достоин присвоения звания Героя Советского Союза».

В битве за Днепр армия понесла значительные потери в личном и командном составе. Павел Иванович Батов решил 100 лучших Героев Советского Союза направить на армейские курсы младших лейтенантов и из них вышли замечательные командиры взводов.

2-й Белорусский фронт

Участвовал в Калинковичско-Мозырской операции и в операции «Багратион».

Войска командарма П. И. Батова в составе 2-го Белорусского фронта принимали участие в Висло-Одерской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.

Особенно упорные бои армия П. И. Батова провела при форсировании рек Вислы и Одера.

Последний залп по врагу в полосе 65-й армии был сделан залпами «Катюш» по гарнизону на острове Рюген.

Второй медалью «Золотая Звезда» генерал-лейтенант Батов награждён 26 июня 1945 года за образцовое руководство войсками в Белорусской операции, при форсировании р. Вислы, штурме Данцига и овладении Штеттином.

После войны

В послевоенное время П. И. Батов командовал 7-й и 11-й армиями (1945—1950), был первым заместителем Главнокомандующего Группы советских войск в Германии, командующим войсками Прикарпатского и Прибалтийского военного округов (1950-58), старшим военным специалистом в Народно-освободительной армии Китая.

В 1962-65 гг. Батова назначили начальником штаба Объединённых Вооружённых сил государств-участников Варшавского договора, затем перевели в группу генеральных инспекторов МО СССР. В 1970-81 гг. был председателем Советского комитета ветеранов войны. Был депутатом Верховного Совета СССР 1-5 созывов. Активно сотрудничал с военными издательствами, написал книги: «В походах и боях», «Перекоп 1941» и другие. В 70-х гг. некоторое время был ведущим телеальманаха «Подвиг».

В царской, Красной и Советской армиях Батов прослужил 70 лет.

Павел Иванович Батов скончался 19 апреля 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

П. И. Батов был женат на Юзефе Семёновне. В браке родились две дочери — Маргарита и Галина.

Награды

  • две Медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

Ордена:

  • восемь орденов Ленина
  • три ордена Красного Знамени
  • Орден Октябрьской Революции
  • три ордена Суворова 1-й степени
  • Орден Кутузова 1-й степени
  • Орден Богдана Хмельницкого 1-й степени
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени
  • Орден Знак Почёта

Медали:

  • «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Медаль «За оборону Сталинграда»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За освобождение Варшавы», а также юбилейными медалями СССР и Почётным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР.
  • Ордена и медали иностранных государств:
  • Орден Британской империи Командорский крест
  • ордена Польши
  • Виртути Милитари
  • Орден «Крест Грюнвальда» II степени
  • Командорский крест
  • Возрождение Польши
  • Два ордена Народной республики Болгария II степени
  • Румынский Орден Тудора Владимиреску I класса
  • Венгерский орден Красного Знамени
  • Монгольские ордена
  • Орден Сухэ-Батора
  • Боевого Красного Знамени
  • Орден Заслуг перед Отечеством в золоте (ГДР)
  • 11 медалями разных стран.

Павел Иванович Батов — почётный гражданин г. Рыбинска (1972) и Ярославской области (1983), г. Новгород-Северский, Лоева, Речица, Озёрки, польских городов Гданьска и Щецина.

Английский король Георг VI присвоил ему почётное звание «Рыцарь-командор».

Память

Именем П. И. Батова названы проспект и улица в Рыбинске, улицы в Брянске, Ярославле, Волгограде, Бобруйске, Донецке, Макеевке. В Рыбинске на Мемориальном комплексе «Огонь славы» ему установлен бронзовый бюст, на родине создан музей.


Источник: http://pikabu.ru/story/batov_pavel_ivanovich_dvazhdyi_geroy_sovetskogo_soyuza_4849337 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение