Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / The Armed Forces of the Russian Federation: yesterday, today and tomorrow / Articles
"Take the swords Tatar and sec them": who really was the legendary defender of Russia from the Mongols evpatiy Kolovrat
Material posted: Publication date: 11-01-2018
11 Jan 1238, according to legend, was solemnly buried a hero of the resistance to the Mongol-Tatar invasion yevpaty Kolovrat. Of the fearless and mighty warrior, which is 780 years ago was killed in battle who came to Rus by the Horde, we know from "the Story of the destruction of Ryazan Batu". According to one historical hypothesis, Ryazan hero is a collective image, symbolizing the heroic struggle of the Russian people against the Golden Horde, on the other — at the heart of tradition lies the heroism of a real person. In the history of the Kolowrat Evpatii intertwined myth and reality, understood RT.

Of Evpatii the Kolowrat known only from a single source — "the Story of the destruction of Ryazan Batu". According to the works of ancient literature after the capture by the Mongols of Ryazan in December 1237 Kolovrat led the resistance to the invaders, rallying around 1.7 thousand warriors.

If you believe the chronology described in the "Tale" of events, Kolovrat was killed in battle in the first third of January, 1238. According to one version of this literary works, the solemn funeral of Evpatii took place on January 11.

According to another view, which is based on the information about the participation Ryazantsev in battles with the Mongols, Kolovrat (or warrior, which became its prototype) could fight with the invaders till spring. It is assumed that yevpaty died in the battle of the Sit river 4 Mar 1238, fighting in the army of the Vladimir Prince Yuri Vsevolodovich, and was buried on the left Bank of the river Vozha. However, his tomb was never discovered.

Do not stop disputes among historians about the origin of the name of the hero of the "Story." Evpatiy is a modified Greek name Hypatia, very common in ancient Russia. With the nickname Kolovrat story is more complicated. Nickname in Russia, as a rule, were given by occupation of the person. The most popular among scientists hypothesis is: Bogatyr yevpaty Kolovrat become known as skill in combat ("Kolo" circle "gate" — rotation).

"And was slashing evil and terrible"

In 1237-1238 the Russian state has undergone a large-scale invasion of the Golden Horde. Various historians estimate the number of Mongol troops (from 60 thousand to 150 thousand), but it is known that the invaders were far superior to the power of the squads of Russian princes.

Because of the feudal fragmentation of Rus ' could not present a United army, which facilitated the Horde's conquest of the principalities. The invasion was headed by the grandson of Genghis Khan, the ruler of the ulus of Jochi (Golden Horde) Batu Khan. The first city that was destroyed, became Ryazan, southern edge of North-Eastern Russia.

"The story of the destruction of Ryazan" is one of the main sources of information about the tragedy that occurred in December 1237-rich city on the right Bank of the Oka. Anticipating imminent death, the Ryazan Prince Yuri tried to buy off the Batu. But the ruler of the Golden Horde declared its claim to the "whole Russian land" and demanded "the princes of Ryazan daughters and sisters to his bed." Ryazan know gathered an army and took an unequal battle near the city.

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате

Diorama "The Capture Of Old Ryazan Batu". © Detail of diorama "defense of old Ryazan in 1237,"

"And attacked him and smote him hard and courageously, and was slashing evil and terrible. A lot of strong regiments Batu Palo. The king saw the Batu that the power of the Ryazan beating hard and courageously, and scared. But against the wrath of God who will stand up! Batyeva same forces been great and invincible: one Riazan fought with a thousand and two from ten thousand," — said in "Story."

After the victory of Batu destroyed the surrounding Ryazan and the village took possession of the capital of the Principality. "The story" and the data of archaeological excavations indicate that the Mongols practically wiped off the face of the Earth Ryazan and cut out all the surviving citizens. At the end of December of 1237 the hordes of Batu Khan moved to conquer the Suzdal Principality.

The news of the invasion of Ryazan came to one of the "princes of Ryazan on behalf of yevpaty Kolovrat", which at that time was in Chernigov. "With a small retinue," Lord "ran quickly," the Ryazan Principality.

"And came into the land of Ryazan, and saw it deserted, cities destroyed, churches burned, people killed. And rushed to the city of Ryazan, and saw the city destroyed, princes murdered and a lot of people down: some killed and massacred, others burned, and others drowned in the river" — the "Story".

"Specialise all the shelves Tatar"

Evpatiy collected a "small squad" of 1.7 million people and all of a sudden attacked "mills Batyeva" on the territory located to the North of the Ryazan Suzdal Principality.

"And began to flog without mercy, and specialise all the shelves Tatar. And the Tatars definitely drunk or crazy. And beat them yevpaty so mercilessly that the swords were blunted, and he took the swords Tatar and sec them. Seemed to the Tartars, that the dead shall rise. Yevpaty, passing through a strong Tatar regiments, and beat them mercilessly. And went among the Tatar regiments so bravely, so bravely that the king was afraid," — said in "Story."

Batu sent to the extermination of Russian of his "shuricha" (son of brother-in-law) Hotorola, who promised to bring Kolovrat alive. Army Evpatii was surrounded by the most capable Mongolian troops. Hectorol called Ryazan nobleman to a duel and was killed in battle by Kolowrat.

"And became (Kolovrat) to whip effect Tatar, and many here, the famous warriors of Batu broke, some cut in half, and the other to the saddle cut. And fotbalist Tatars, seeing what yevpaty strong giant. And brought upon him many vices (siege), and began to beat on him from countless vices, and barely killed him" — so "Story" tells about the last battle Kolovrat.

Frame from the film "the Legend of the Kolowrat" (2017). © Photo from the film "the Legend of Kolowrat" (2017)

Batu was delighted with the courage of Kolovrat. Looking at the body of a dead nobleman, he said, "Well you got me Poptchev with his small retinue, and many strong warriors of the Horde to my beat, and many of the regiments broke. If so, I have served — would have kept it close to my heart."

The Khan ordered to release the surviving Russian soldiers and gave them the body of Kolovrat. If you believe the "Story", a hero of the resistance to the Mongol-Tatar invasion, was buried in Ryazan with the dead princes and boyars.

Mysterious Colourat

Historians have a lot of doubts the veracity of the events described in "the tale of the destruction of Ryazan Batu", which was created not earlier than the end of the XIV century. For example, the work argues that the Kolovrat and other dead members of the nobility were are read the burial service and buried in Ryazan, although it is after the capture was 

The researchers noticed that the "Story" tells of a Prince who in 1237 was no longer alive. In particular, mentioned David of Murom (died in 1228) and Vsevolod Pronsky (died 1208).

Also in battles with the Mongols "involved" Prince Ingvar Ingvarevich, the debate about the existence of which is still ongoing. There are suggestions that Ingvar Ingvarevich is Ryazan Prince Ingvar I., who ruled from 1217. However, he died in 1235 — two years before the Mongol invasion.

Questioning the existence of Kolovrat, which is not reported in other works and written documents of Ancient Rus. Besides "the Story" does not specify the origin of Evpatii and its place in the power hierarchy of the Ryazan Principality.

On Kolowrat describes as gifted military leader, and courageous professional warrior, possessing incredible physical strength. Evpatii tends to be a stocky man of strong physique. The nature of Ryazan boyar is a brave and Patriotic Russian soldier.

This description of Kolovrat in common with the heroes of Russian epic — heroes Ilya Muromets, Alyosha Popovich and Dobrynya Nikitich.

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате

Sculpture evpatii Kolovrat (2009), created by Ivan Korjavin. © i-korzhev.ru

Doctor of philological Sciences, specialist in Russian literature Anatoly Demin, said in an interview with RT that the nickname "Kolovrat" has nothing to do with the symbol of the Sun, a Slavic swastika, or other pagan symbols.

Demin noted that Kolovrat is distinguished by its "humanity" against the typical heroes of Russian epics. According to him, despite the hyperbole, yevpaty shown in General, an ordinary man who sought to protect their land from invaders.

Folk hero

Ryazan boyar is quite a popular character of the domestic works of art.

Feats Kolovrat, in particular, sang a native of the province of Ryazan, Yesenin. In the "Legend of Evpatii the Kolowrat, Khan Batu, the Color of the three hands, the Black Idol and Savior our Jesus Christ" (1912) he described the hero as an unusually strong man, who with two fingers, "stretched" "pesniya porini" (red-hot crowbars). While Kolovrat in the poem Yesenin, it appears not "the honorable" as in "Story," and a blacksmith — a man of the people.

Soviet writers have referred to the Kolowrat as a symbol of popular resistance to the invaders. Renaissance of popularity Ryazan heroes occurred in the period of the great Patriotic war. Evpatiy became a hero of works by Sergei Markov (1941) and Vasily Yan (1942).

After the collapse of the USSR Kolovrat was also mentioned in many works of art. In 2007 in Ryazan, a monument was erected to Kolowrat.

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате

A monument to the Yevpatiya Kolovrat at the Postal square in Ryazan. © Wikimedia Commons

Two of the monument to Yevpatiya appeared in Shilovo and the village of Frolovo.

In 2009, honored artist of Russia Ivan Korzhev created a Kolovrat sculpture of cast stone. Evpatiy sitting in a thoughtful pose, easily holding the right hand a huge axe. In the same year, there were oil on canvas of Maximilian Presnyakov. It mangled with shafts Kolovrat holds in his hands two swords, trying to rise to continue the fight with the Mongols.

In November 2017 on the Russian cinema screens released film "the Legend of Kolowrat," directed by Janik Fayzieva. In the story, in December 1237 evpatiy was sent to negotiate with the other princes, to provide a joint resistance to the invasion of the Mongols. However, the Ryazan was burned, and Kolovrat, gathering a squad of Avengers, began a heroic struggle against the invaders.

True story or legend

A significant part of historians believes that "the Story" twisted fiction and actual events, and the Kolovrat is a collective image of Russian soldiers who fought with the Horde.

"What we see in this novel, describes the perception of ancient human not of the XIII century. Evpatiy described with certainty, the motives of his soldiers is justified. Everything else, in particular pohvaliti Batu Russian soldiers , designed reminiscent of a later legend, created in the XV—XVI centuries. Therefore, experts refer to this monument, rather as a literary, not a documentary" — said in an interview with RT, doctor of historical Sciences, Professor of the Department of History and theory of culture, Russian state University for Humanities Konstantin erusalimsky.

Medievalist Klim Zhukov adheres to the same position. He believes that most of the events of "the Story of the destruction of Ryazan Batu", including the story of the Kolowrat untrue.

"The Kolowrat should be treated as a legendary epic hero. There are still a few characters whose fates is present in almost a similar story of the heroic struggle against the invaders. One of them — Merkurii of Smolensk, the description of the deed which belongs to the historical monuments of the literature of the XV century", — said in an interview with RT bugs.

However, there is an alternative point of view. Its essence lies in the fact that the Kolovrat was a real warrior who rallied around him a small detachment, but the "Story" attributed to him some of the qualities of the epic characters.

This approach is based on the facts, testifying to the persistent resistance of the Mongol tumanom (tactical unit of the Mongol army), which continued to provide the village after the fall of the city.

"Many researchers believe that the monument is based on real events, and the number of names in it is absolutely reliable," — said Jerusalem.

According to the Chronicles, Batu really devastated the Ryazan Principality, but one of the survivors of the princes of the Roman Ingvarevich able to gather all the warriors and took the fight to the invaders on the territory of the Suzdal Principality.

It is also known that in the first half of January, 1238 there was a major battle with the Mongols near Kolomna (to the North of Ryazan). The battle was attended by Grand Prince Yuri Vsevolodovich, fearing that Vladimir Principality will repeat the fate of Ryazan land. His troops joined the Ryazan vigilantes.

It is assumed that at the time of death of the Kolowrat was about 35 years, although reliable information about when and where he was born, no. There is a version that yevpaty was born in the village of Frolovo (current Shilovsky district of the Ryazan region) approximately in the year 1200. 

Historian–folklorist, doctor of Philology Boris Putilov (1919-1997) in their scientific works claimed that "the Story of the destruction of Ryazan" should not be regarded as a purely literary work with fictional characters. Thus he refuted adopted in the Soviet period, the approach to the legend of Kolowrat as "fiction" the author of "the Story".

"The story of Evpatii the Kolowrat in the scene relation is not as simple as it may seem at first glance. For the folk song this story is very complicated, there are a lot of episodes (or "motives") which are easily developed in the framework of military stories, but which are much harder to develop in the folk songs," the article says Putilov "Song of Evpatii the Kolovrat".

According to the historian, the story of the Kolowrat is characterized by a sharp plot twists and quick changing theatre of action. The lack of art sketches, characteristic of the epic genre, allows to make a conclusion about the presence of "Story" elements of the documentary. Respectively, and the story of the Kolowrat could have a real basis.


Source: https://russian.rt.com/science/article/469215-evpatiy-kolovrat-istoriya 


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Вооруженные Силы РФ: вчера, сегодня, завтра / Статьи
«Брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловрат
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 11-01-2018
11 января 1238 года, согласно легенде, был торжественно похоронен герой сопротивления монголо-татарскому нашествию Евпатий Коловрат. О бесстрашном и могучем воине, который 780 лет назад погиб в битве с пришедшими на Русь ордынцами, нам известно из «Повести о разорении Рязани Батыем». По одной исторической гипотезе, рязанский богатырь — собирательный образ, олицетворяющий героическую борьбу русского народа с Золотой Ордой, по другой — в основе предания лежит подвиг реального человека. Как в истории о Евпатии Коловрате переплелись миф и реальность, разбирался RT.

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани  в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. По одной из версий этого литературного произведения, торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января. 

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена. 

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).  

«И была сеча зла и ужасна» 

В 1237—1238 годах Русское государство подверглось масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности Русь не могла выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города. 

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате

Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем». © Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть». 

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал «небольшую дружину» численностью 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества. 

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке Коловратом.

«И стал (Коловрат) сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных орудий), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата. 

Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017). © Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017) 

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами. 

Таинственный Коловрат 

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 года уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

Также в боях с монголами «участвует» князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения о том, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается, как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения. По характеру рязанский боярин — мужественный и патриотичный русский воин.

Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем. 

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате

Скульптура Евпатия Коловрата (2009), созданная Иваном Коржевым. © i-korzhev.ru

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище «Коловрат» никак не связано с символом Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей «человечностью» на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков. 

Народный герой 

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж отечественных произведений искусства. 

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не «вельможей», как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа. 

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Ренессанс популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани был установлен памятник Коловрату. 

Что известно о легендарном русском воине Евпатии Коловрате

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. © Wikimedia Commons

Ещё два памятника Евпатию появились в Шилово и деревне Фролово. 

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня. Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился масляный холст Максимильяна Преснякова. На нём израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами. 

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий был отправлен на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.  

Быль или легенда 

Значительная часть историков считает, что в «Повести» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами. 

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие древнерусского человека не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданы. Всё остальное, в частности вохвалиение Батыем русских воинов , напоминает сконструированную более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику, скорее, как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности. 

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков. 

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но «Повесть» приписала ему некоторые качества былинных персонажей. 

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы после падения города.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей Роман Ингваревич смог собрать ратников и принял бой с захватчикам на территории Суздальского княжества. 

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились рязанские дружинники. 

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия о том, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. Таким образом он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как «выдумке» автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или «мотивов»), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой театра действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.


Источник: https://russian.rt.com/science/article/469215-evpatiy-kolovrat-istoriya 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение