Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / The Armed Forces of the Russian Federation: yesterday, today and tomorrow / Articles
"Our tanks were met with artillery fire from ambush"
Material posted: Publication date: 28-06-2017

June 8, 1942, began the Voronezh-Voroshilovgrad operation. About how the German troops were moving to don and why the Soviet army was not able to give them a worthy rebuff, says, "Газета.Ru".

During the great Patriotic war in summer of 1942, German forces planned the operation "Blau". They were going to gradually occur first at Stalingrad, then in Rostov-on-don and further to the Caucasus. The total number of soldiers who were involved in the attack amounted to nearly a million people, there were thousands of planes and tanks.

28 Jun 1942, German troops attacked the armies of the Bryansk front. The main forces were sent to the area South of the railroad Kursk – Voronezh with the challenge to go to don. Sending against three Soviet rifle divisions, three tank, three infantry and one motorized division, the Germans easily broke through the defense and went to the river teme, to the South of the town of Livny.

Thus began the Voronezh-Voroshilovgrad operation.

For the liquidation of a grouping to the site of a breakthrough were transferred to the tank corps of the southwestern front, connected reserves — just over a thousand combat vehicles. Their proper use could dramatically change the situation, but this did not happen: due to dispersed buildings and inefficiency of the soldiers, the commanders failed to organize a timely and a massive blow to the flanks of the German forces. Instead, the corps went to fight in General, not engaged with artillery and aircraft, has not carried out exploration and in General more used as a "bung" in a broken enemy breach in defense and not for active actions to destroy the enemy.

Colonel-General Vasiliy Arkhipov said:

"Instead of trying to knock down the enemy with a springboard kick tank fist, we tried to push it with your finger. The first day threw against twenty German tanks and two battalions of machine gunners that have mastered the New Settlement, about the same number of shooters, but about half tanks. On the second day — our 20 tanks against 40-50 fascist and so on. The enemy, increasing their strength, ahead of us, and if the first day of the battle for the bridgehead we had total superiority in tanks, but have not used it in an attack, by the fourth day this superiority has passed to the enemy. That's what tanks with caution, with the crushing tank brigades and battalions for "closing the gaps".

"The true causes of failure, in my opinion, was different: the inability" — echoed General Mikhail Kazakov.

Less than a week it took the Germans to advance on Bryansk front to 60-80 km in the South-Western front at 80 km, a Significant part of the troops of the southern front was destroyed in may 1942 during the Kharkov operation. Soviet troops then tried to go on the offensive,

but because of strategic mistakes, over half a million soldiers died or were captured.

To the West of Stary Oskol, the Germans surrounded the part of the Soviet troops. The resistance was not too effective: the troops were not anti-aircraft artillery, reconnaissance units and evacuation and repair parts, which translates all damaged and broken tanks in the category of deadweight loss.

"By order of the command of the 28th army units of the 23rd tank corps 1.7.1942 years focused in the area of kozynka, Kaznacheivka, Konoplianivka with the task to destroy the enemy, advancing to the East in the direction of Volokonovka, and to allow the parts 28-th army to withdraw behind the Oskol river and take up defensive positions.

The first and main objective was not met.

July 1, 6-I and 114-I a tank brigade launched an attack, having no data about the enemy forces without coordination with infantry, artillery and aircraft.

As a result of this disorganization, the tanks were met by ambushes of active artillery fire of the enemy in cooperation with the aircraft that has violated the order of battle advancing our tanks.

Due to ill-conceived offensive part of the body lost only two days of the battle up to 30 tanks and with the fight moved to the East Bank of the river Oskol", — reported in a memo to the special Department of the NKVD "About the flaws in the fighting of the 23rd tank corps for the period from July 1 to July 10, 1942".

To hold the enemy failed. Already on 6 July, the Germans captured the main part of Voronezh. The next day, which was located South of the city the troops were withdrawn to new frontiers, not to get surrounded. The depth of the breakthrough of German troops was already 300 km Tanks advanced on the right Bank of the don, capturing village after village, to the rear South-Western and southern fronts.

Due to the lack of communication and poor management of tank corps entered the battle occurring at different times and often not in those areas which needed it. For example, the commander of the sixth armored brigade received orders to concentrate all the tanks in one place, although at that time the brigade had a combat machine.

The commanders of the Bryansk, South-Western and Southern fronts received orders to begin construction and restoration of defensive lines in the rear of his troops. Despite resistance, by the end of July the Germans had reached the big bend of the don, where he held the offensive, creating a direct threat to Stalingrad and the Caucasus. Despite the shortcomings, the Soviet troops managed to escape the destruction of the main forces.

Another failure of the demoralized fighters. After exactly a month, July 28, 1942, came the order №227 "About measures on strengthening of discipline and order in the red army and the prohibition of unauthorized withdrawal from military positions". The order prohibited the unauthorized withdrawal of troops, he introduced a penal battalion, which was accessed because of cowardice. In people, the document is called "not one step back!".


Source: https://www.gazeta.ru/science/2017/06/28_a_10741601.shtml


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Вооруженные Силы РФ: вчера, сегодня, завтра / Статьи
«Наши танки встретили артиллерийским огнем из засад»
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 28-06-2017

8 июня 1942 года началась Воронежско-Ворошиловградская операция. О том, как немецкие войска продвигались к Дону и почему Советская армия не смогла дать им достойный отпор, рассказывает «Газета.Ru».

В период Великой Отечественной войны на лето 1942 года немецкие войска запланировали операцию «Блау». Они собирались постепенно наступать сначала на Сталинград, затем на Ростов-на-Дону, а далее — на Кавказ. Общее число солдат, которые должны были участвовать в наступлении, составляло почти миллион человек, в их распоряжении были тысячи самолетов и танков.

28 июня 1942 года немецкие войска нанесли удар по армиям Брянского фронта. Основные силы были брошены к участку южнее железной дороги Курск – Воронеж с задачей выйти к Дону. Отправив против трех советских стрелковых дивизий три танковые, три пехотные и одну мотодивизию, немцы легко прорвали оборону и вышли к реке Тим, южнее города Ливны.

Так началась Воронежско-Ворошиловградская операция.

Для ликвидации группировки к участку прорыва были переброшены танковые корпуса Юго-Западного фронта, подключены резервы — всего свыше тысячи боевых машин. Их правильное использование могло бы коренным образом изменить обстановку, но этого не произошло: из-за рассредоточенности корпусов и неумелости солдат командиры не смогли организовать своевременный и массированный удар по флангам немецкой группировки. Вместо этого корпуса отправлялись сражаться в разное время, не взаимодействовали с артиллерией и авиацией, не осуществляли разведку и вообще скорее использовались в качестве «затычки» в пробитых противником брешах в обороне, а не для активных действий по уничтожению врага.

Генерал-полковник Василий Архипов вспоминал:

«Вместо того чтобы сбить противника с плацдарма ударом танкового кулака, мы пытались столкнуть его пальцем. В первый день бросили против двадцати немецких танков и двух батальонов автоматчиков, овладевших Новым Поселком, примерно столько же стрелков, но вдвое меньше танков. На второй день — 20 наших танков против 40–50 фашистских и так далее. Противник, наращивая свои силы, опережал нас, и если в первый день боя за плацдарм мы имели общее превосходство в танках, но не использовали его в атаках, то к четвертому дню это превосходство перешло уже к противнику. Вот что значит применение танков с оглядкой, с дроблением танковых бригад и батальонов для «закрытия брешей».

«Истинные же причины неудачи, на мой взгляд, были в другом: в неумении», — вторил ему генерал Михаил Казаков.

Меньше недели потребовалось немцам, чтобы продвинуться на Брянском фронте на 60–80 км и на Юго-Западном фронте на 80 км. Существенная часть войск Южного фронта была уничтожена в мае 1942 года во время Харьковской операции. Советские войска тогда попытались перейти в наступление,

но из-за стратегических ошибок более полумиллиона солдат погибли или попали в плен.

Западнее Старого Оскола немцы окружили часть советских войск. Сопротивление было не слишком эффективным: в составе войск не было зенитной артиллерии, подразделений разведки и эвакуационно-ремонтных частей, что переводило все подбитые и сломанные танки в разряд безвозвратных потерь.

«По приказу командования 28-й армии части 23-го танкового корпуса 1.7.1942 года сосредоточились в районе Козинка, Казначеевка, Конопляновка с задачей уничтожить противника, продвигающегося на восток в направлении Волоконовка, и дать возможность частям 28-й армии отойти за реку Оскол и занять оборону.

Первая и основная задача была не выполнена.

1 июля 6-я и 114-я танковые бригады начали наступление, не имея данных о силах противника, без организации взаимодействия с пехотой, артиллерией и авиацией.

В результате такой неорганизованности танки были встречены из засад активным артиллерийским огнем противника во взаимодействии с авиацией, что сразу нарушило боевой порядок наступающих наших танков.

Вследствие непродуманного наступления части корпуса потеряли только за два дня боя до 30 танков и с боем отошли на восточный берег реки Оскол», — сообщалось в докладной записке особого отдела НКВД «О недочетах в боевых действиях 23-го танкового корпуса за период с 1 по 10 июля 1942 года».

Задержать противника не удалось. Уже 6 июля немцы захватили основную часть Воронежа. На следующий день располагавшиеся южнее города войска были отведены на новые рубежи, чтобы не попасть в окружение. Глубина прорыва немецких войск составляла уже 300 км. Танки продвигались по правому берегу Дона, захватывая деревню за деревней, в тыл Юго-Западного и Южного фронтов.

Из-за отсутствия связи и плохого управления танковые корпуса вводились в бой разновременно и зачастую вообще не на тех участках, на каких это было необходимо. Так, например, командир шестой танковой бригады получил приказ сосредоточить все танки в одном месте, хотя на тот момент в бригаде не осталось уже ни одной боевой машины.

Командующие Брянским, Юго-Западным и Южным фронтами получили приказы приступить к строительству и восстановлению оборонительных рубежей в тылу своих войск. Несмотря на сопротивление, к концу июля немцы дошли до большой излучины Дона, где провели наступление, создав прямую угрозу Сталинграду и Кавказу. Несмотря на недочеты, советским войскам удалось избежать уничтожения основных сил.

Очередная неудача деморализовала бойцов. Спустя ровно месяц, 28 июля 1942 года, вышел приказ №227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций». Приказ запрещал самовольный отход войск, вводил штрафбаты, куда можно было попасть из-за трусости. В народе документ получил название «Ни шагу назад!».


Источник: https://www.gazeta.ru/science/2017/06/28_a_10741601.shtml 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение