Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / The Armed Forces of the Russian Federation: yesterday, today and tomorrow / Weekdays
Not heard of "Afghan lessons" Lieutenant-General A. E. Snesarev
Material posted: Publication date: 06-02-2012

Andrey Evgenievich Snesarev - outstanding General of the Russian and red armies, geo-politician, scientist, orientalist, Ph. D. in mathematics, a talented writer, an Opera singer. He was fluent in over 11 languages. Hard to fit into the understanding that all feature one person, the contents of just one life.

"War is something special, it changes everything, all lights from its direction,
all regards and sows in its own way. Her books are written and not said anything clear..."

A. E. Snesarev

Andrey Evgenievich Snesarev was born December 13, 1865 in the family of a priest in the Voronezh province. From childhood he showed a talent for understanding the Sciences, he constantly worked on myself, increased the level of education. In 1884 he graduated with a silver medal Novocherkassk classical school, and in 1888 the physico-mathematical faculty of Moscow University. Andrey graduated from Alekseevskoe infantry school and became an officer. The young commander was constantly developed in parallel several areas, learned the languages, studied mathematics, music, history.

A. E. Snesarev - an outstanding commander of the Russian and red armies, geopolitician, a great scientist, candidate of mathematical Sciences, orientalist, owned more than 11 languages in varying degrees, a talented writer, an Opera singer. Hard to fit into the understanding that all feature one person, the contents of just one life. For service in peacetime, Snesarev was awarded the orders: Stanislaus 3 tbsp. in 1901, 2 St. Stanislaus in 1905, Anne 2nd CL. in 1908, the Persian order of Lion and Sun 2nd CL, awarded 29 January 1906, Vladimir 4th CL. in 1912, For the professionalism and the victory of A. E. Snesarev have received many awards. At the battle of Buchach 10.08.1914 awarded the order of St. Vladimir 3rd class with swords; in the fight two days later – the St. George arms; "for a special distinction in the battles of" 4 to 6 December – the order of St. George 4-th degree; fighting in 1916 he became a knight of the order of St. Stanislaus with swords of the 1st degree and knight of the order of St. Anna with swords of the 1st degree. Finally, received the highest award – the order of St. George of the 3rd degree[1].

During service A. E. Snesarev often participated in missions and operations in Central Asia, Afghanistan and India. This was the source of numerous works: "the Military geography of Russia", "Philosophy of war", "Afghanistan", "Afghan lessons" and other Works snesareva were not popular in his time, he is simply "not heard", but it is worth noting that the essence of all of his works are relevant in our time.

"In Asia without war will not do — it is inevitable proof and reinforcement of your power", [1] wrote about the Afghan Snesarev. First with the "Afghan question" at the beginning of the 19th century Delhi and London, the nomadic Pashtun tribes periodically raided the lands of the feudal lords, which passed under the control of London. Established in 1836, Russia's relations with Afghanistan was sent to the mission in Kabul, revoked in 1838 due to a conflict with England, which in the same year, sent troops in three columns to Afghanistan. Invaders using a variety of methods of warfare had captured Kandahar and in July 1939, after the transfer plan of the besieged fortress of Ghazni a nephew of Dost Mohammed, the British troops under the nominal command of the deposed Han Shuji came to Kabul. But after a while across the country began a guerrilla war, which was organized and headed the same Dost Mohammed, under whose command in November 1840 at the battle of Parwan part of the Afghan regular army with the support of the tribal militias, the British troops inflicted a heavy defeat. But Dost Mohammed after the victory of the defeated surrendered and was sent to India. After the case was continued by his son Akbar, who led the liberation movement in November 1841, and drove out the invaders. Just another serious attempt at conquest of Afghanistan the British had taken two.

First in 1878, when the Afghan Amir Shir-Ali received a Russian Embassy headed by hero of the Russian-Turkish war General Stoletov, denying entry to the British envoy. The war was provoked by the concern of England by the penetration of Russia in India. It should be noted that Russia has always tried to control the course of Affairs in Afghanistan. In 1880 near the town of Maiwand was completely destroyed by the English brigade. In March 1919, in the country there was another coup: the Prince Amanullah overthrew the king Habibullah, and had declared the termination of former Anglo-Afghan treaties. In may 1919 the Anglo-Indian army invaded the country from the South with air support and armoured vehicles. London hoped that he will be able not only to expand Indian ownership, but also to master the approaches to Central Asia. The third attempt the conquest of England Afghanistan also failed, failed British plan for the invasion of the TRANS-Caspian region: an Ally of Amanullah was the Red Army who drove the British and their allies from Central Asia. Soon the USSR became the first country to recognize the independence of Afghanistan. In April 1929, the Soviet troops tried to take control of Afghanistan, but faced with rebel forces and were forced to return to their territories.

As we can see the interest in Afghanistan among the countries of the World has always been, no wonder A. E. Snesarev said: "In this country laid the springs of the major political achievements" [1]. But the Afghanistan, according to Snesarev was useless, he was only "an unwitting springboard, which can break out or clashes, or on which the Russian troops will go almost unhindered". Snesarev studied Afghanistan from the inside, they understand and convince all this people to conquer the impossible, moreover, Snesarev believed that it is not necessary: "If this country and can be learned, it is possible to hold it in your hands very hard on the school administration and the school order will require so much resources that the country government will never get back: her back to them not anything else..." [1]. Andrei has proposed specific solutions to all problems in Afghanistan, the main exit he saw in the religious and national interests of Afghans, in their observance: "the Only policy that will bring durable peace to Afghanistan, ensure its independence and will give him chances spacious development in keeping with the religious-national ideals, will find a solid sympathy of Afghanistan in General and Afghans in particular." Andrey basically correctly understood the correlation of war and policy, war and economy, material and moral factors in the armed struggle, the dependence of moral factors from the economic, political and social order of the state, from the prevailing ideology.

A. E. Snesarev legendary military expert, he was thinking on a global strategic level and on tactical brilliantly. So in 1916-1917 he headed two divisions, and later corps, for the first time reaches the operational planning and successful method with numerous tactical victories based on the firing maneuver, "a Tactic in his performance for the first time directly prejudge task, operatic".

A. E. Snesarev died in 1937, leaving behind an invaluable wealth of knowledge, embodied in more than 500 papers. But, to the regret, "Afghan lessons" were not heard by posterity, and after 40 years the USSR invades Afghanistan, repeated the same story, the entire course of events was to find and foresee on snesareva pages, but these pages no one opened...In the West broadcasting Corporation "BBC" in 1979 prophesied: "If the Russians were reading his General snesareva, they would never have got in Afghanistan. Apparently did not read. But if I have read – not listened to his prophet" [1]. The results of the presence of Soviet troops in Afghanistan in 1979-1989, it turns out, were predicted in 1921 by Lieutenant-General Snesareva.

"Not heeded" Snesareva and in our modern days. Today in Afghanistan, troops again engaged in "democracy building" under hidoi "ISAF" (International forces to maintain security have been established in accordance with the resolution number 1386 of the UN Security Council on 20 December 2001) [4]. Their presence in the country after the overthrow of the Taliban regime was "necessary" to assist the Afghan Interim authority in providing security in Kabul and its surrounding areas so the Afghan transitional authority and United Nations to act in safety).

Snesareva was formulated by a holistic concept of not only East, Asian policy of Russia, but of all our country's foreign policy. A. E. Snesarev considered what is happening around him with the possible scenarios, taking into account the future. The methods of conducting combat operations Snesarev apply today: contactless fighting, described by him, were first used by US forces against Yugoslavia; the professional actions of a small special forces first used also the USA, although were described for the first time Snesareva. At the time, Snesarev "predicted" and the emergence of terrorism: "Who knows, under the southern sun of India and Afghanistan are beginning to ripen in the event of such a large scale that the wave of them in the near future will respond on the banks of the Neva and the Thames" [1].

Andrey Evgenievich Snesarev - the legendary Russian leader, I want to quote another of his counsel to descendants:
"One significant goal of the state is its self-defense against external enemies, such self-defense must be real and not only legitimate; real self-defense it is impossible to think without occurrence and without active measures. Wait for the sea weather, when the enemy will gather his forces and move on you a formidable mass, and then to feel entitled to win, it means roughly to cringe to the Moloch of law, not more...". Deservedly father snesareva called "Russian sun Tzu" [2]. The papers of Lieutenant-General A. E. Snesarev - our heritage, our wealth.

 

The list of sources

  1. Dudnik V. M. Snesarev and modernity. On materials "Snisarevsky readings" – M.: 2004.
  2. Zotov O. V. A. E. Snesarev - commander, scientist, philosopher (life, work, contribution, legacy). http://a-e-snesarev.narod.ru/
  3. Guber, A. A., Andrey Evgenievich Snesarev. A collection of articles from the series "Russian Orientalists and explorers" – M.: 1973
  4. A. E. Savinkin Afghan lessons. Conclusions for the future in the light of the ideological heritage of A. E. Snesarev". – Moscow: Military University, Russian way, 2003
  5. Resolution No. 1386 of the UN Security Council from 20.12.2001 G.

 

Averyanov A.V.

Tags: Russia


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Вооруженные Силы РФ: вчера, сегодня, завтра / Рабочие будни
Неуслышанные «Афганские уроки» генерал-лейтенанта А.Е.Снесарева
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 06-02-2012

Андрей Евгеньевич Снесарев - выдающийся военачальник русской и Красной армий, геополитик, учёный, востоковед, кандидат математических наук, талантливый публицист, оперный певец. Он в совершенстве владел более чем 11 иностранными языками. С трудом укладывается в понимании, что всё это характеристика одного человека, содержание всего одной жизни.

"Война - это что-то особенное, она все меняет, все освещает под своим углом,
все расценивает и раскладывает по-своему. О ней книги написаны, а ничего ясного не сказано…"

А.Е.Снесарёв

Андрей Евгеньевич Снесарев родился 13 декабря 1865 г. в семье священника в Воронежской губернии. С детства он проявлял талант к постижению наук, он постоянно работал над собою, повышал уровень образования. В 1884 г. окончил с серебряной медалью Новочеркасскую классическую гимназию, и в 1888 г. физико-математический факультет Московского университета. Андрей Евгеньевич окончил Алексеевское пехотное училище и стал офицером. Молодой командир постоянно развивал в себе параллельно несколько направлений, учил языки, занимался математикой, музыкой, историей.

А.Е.Снесарев- выдающийся военноначальник русской и красной армий, геополитик, великий учёный, кандидат математических наук, востоковед, владел более чем 11-ю иностранными языками в той или иной степени, талантливый публицист, оперный певец. С трудом укладывается в понимании, что всё это характеристика одного человека, содержание всего одной жизни. За службу в мирное время Снесарев был награжден орденами: Станислава 3 ст. в 1901 г., Станислава 2 ст. в 1905 г., Анны 2 ст. в 1908 г., Персидский орден Льва и Солнца 2 ст., присвоенный 29 января 1906 г., Владимира 4 ст. в 1912 г. За профессионализм и победы А.Е.Снесарев получил немало наград. За бой под Бучачем 10.08.1914 награжден орденом Св.Владимира 3-й степени с мечами; за бой двумя днями позже – Георгиевским оружием; «за особое отличие в боях» 4-6 декабря – орден Св.Георгия 4-й степени; за бои в 1916 году он стал кавалером ордена Св.Станислава с мечами 1-й степени и кавалером ордена Св.Анны с мечами 1-й степени. И наконец, получил высочайшую награду – орден Св.Георгия 3-й степени[1].

По ходу службы А.Е.Снесарев часто участвовал в командировках и операциях в Средней Азии, Афганистане, Индии. Это послужило источником многочисленных трудов: «Военная география России», «Философия войны», «Афганистан», «Афганские уроки» и др. Работы Снесарева не были востребованы в его время, его просто «не слышали», но стоит отметить, что суть всех его работ актуальна и в наше время.

«В Азии без войны не обойдетесь — она неизбежное доказательство и подкрепление вашей силы», [1]— писал об Афганистане Снесарев. Первыми с «афганским вопросом» столкнулись в начале 19 в. Дели и Лондон, кочевые пуштунские племена периодически нападали на земли феодалов, которые перешли в подчинение Лондона. В 1836 г. устанавливаются отношения России с Афганистаном, так была послана миссия в Кабул, отозванная в 1838 г. из-за конфликта с Англией, которая в этот же год ввела свои войска тремя колоннами в Афганистан. Завоеватели используя различные методы ведения войны захватили Кандагар и в июле 1939 г. после передачи плана осажденной крепости Газни племянником Дост-Мохаммеда британские войска под номинальным предводительством свергнутого хана Шуджи вошли в Кабул. Но через некоторое время по всей стране началась партизанская война, которую организовал и возглавил тот самый Дост Мохаммед, под командованием которого в ноябре 1840 г. в битве при Парване части афганской регулярной армии при поддержке племенных ополчений нанесли британским войскам тяжелое поражение. Но Дост Мохаммед после победы сдался побежденным и был отправлен в Индию. После него дело продолжил сын Акбар, который возглавил освободительное движение в ноябре 1841 г. и изгнал завоевателей. Всего еще серьезных попыток покорения Афганистана англичане предприняли две.

Первая в 1878 г., когда афганский эмир Шир-Али принял русское посольство во главе с героем русско-турецкой войны генералом Столетовым, отказав во въезде британскому посланнику. Война была вызвана еще и озабоченностью Англии проникновением России в Индию. Следует отметить, что Россия всегда пыталась контролировать ход дел в Афганистане. В 1880 г. под городом Майванд была уничтожена полностью английская бригада. В марте 1919 г. в стране произошел очередной переворот: принц Аманулла сверг короля Хабибуллу и заявил о расторжении прежних англо-афганских договоров. В мае 1919 г. англо-индийская армия вторглась в страну с юга при поддержке авиации и бронемашин. Лондон надеялся, что ему удастся не только расширить индийские владения, но и овладеть подступами к Средней Азии. Третья попытка завоевания Англией Афганистана также не удалась, провалился британский план вторжения из Закаспийской области: Союзником Амануллы стала Красная Армия, выбившая англичан и их союзников из Средней Азии. Вскоре СССР стал первой страной, признавшей независимость Афганистана. В апреле 1929 г. советские войска попытались полностью взять под свой контроль Афганистан, но столкнулись с повстанческими силами и вынуждены были вернуться на свои территории.

Как мы видим интерес к Афганистану у ведущих Мировых государств был всегда, недаром А.Е.Снесарев говорил: «В этой стране заложены пружины крупных политических достижений» [1]. Но сам Афганистан, по утверждению Снесарева был никому не нужен, он выступал лишь как «невольный плацдарм, на котором или могут разыграться боевые столкновения, или по которому русские войска пойдут почти беспрепятственно». Снесарев изучил Афганистан изнутри, он понимал и убеждал всех, что этот народ покорить невозможно, мало того, Снесарев считал, что это и не нужно: «Если этой страной и можно овладеть, то удержать ее в руках очень трудно, на заведение администрации и заведение порядка потребуется столько ресурсов, что страна этих трат никогда не вернет: ей вернуть их не из чего...» [1]. Андрей Евгеньевич предлагал конкретные варианты решений всех проблем по Афганистану, главный выход он видел в религиозно-национальных интересах афганцев, в их соблюдении: «Только та политика, которая принесет Афганистану прочный покой, обеспечит его самостоятельность и доставит ему шансы просторного развития в русле религиозно-национальных идеалов, сыщет прочные симпатии Афганистана вообще и афганцев в частности". Андрей Евгеньевич в основном правильно понимал соотношение войны и политики, войны и экономики, материальных и моральных факторов в вооруженной борьбе, зависимость моральных факторов от экономического, политического и социального строя государства, от господствующей идеологии.

А.Е.Снесарев легендарный военный эксперт, он мыслил на глобальном стратегическом уровне и блестяще на тактическом. Так он в 1916-1917 гг. во главе двух дивизий, а затем – и корпуса, впервые планово достигает оперативного успеха методом многочисленных тактических выигрышей, опирающихся на огневой маневр,- «Тактика в его исполнении впервые непосредственно предрешает задачи оператики».

А.Е.Снесарев ушел из жизни в 1937 г. оставив бесценные богатства своих знаний, воплощенных в более чем 500 трудах. Но, к сожалении, «Афганские уроки» не услышаны были потомками, и через 40 лет СССР вводит войска в Афганистан, повторяется та же самая история, весь ход событий можно было найти и предвидеть на страницах трудов Снесарева, но эти страницы никто так и не открывал…На Западе широковещательная корпорация «BBC» в 1979 г. вещала: «Если бы русские читали своего генерала Снесарева, они бы никогда не полезли в Афганистан. Видимо не читали. А если и читали – не вняли своему пророку» [1]. Результаты пребывания советских войск в Афганистане в 1979-1989 гг., оказывается, были предсказаны еще в 1921 г. генерал-лейтенантом Снесаревым.

«Не вняли» Снесареву и в наши современные дни. Сегодня в Афганистане снова войска, участвующие в «построении демократии» под игидой «ISAF» (Международные силы по поддержанию безопасности были созданы в соответствии с резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года) [4]. Их присутствие в стране после свержения режима талибов было «необходимо» для оказания помощи афганскому Временному органу в обеспечении безопасности в Кабуле и прилегающих к нему районах с тем чтобы афганский Временный орган, а также персонал Организации Объединенных Наций могли действовать в условиях безопасности).

Снесаревым была сформулирована целостная концепция не только восточной, азиатской политики России, но и всей внешней политики нашей страны. А.Е.Снесарев рассматривал происходящее вокруг него с учётом возможных сценариев развития событий, с учётом будущего. Разработанные методы ведения боевых операций Снесарев применяются сегодня: так бесконтактные боевые действия, описанные им, впервые были применены войсками США против Югославии; действия небольших профессиональных подразделений специального назначения впервые применены также США, хотя описаны были впервые Снесаревым. В своё время Снесарев «предсказывал» и возникновение терроризма: «Кто знает, под южным солнцем Индии и Афганистана начинают вызревать события такого крупного масштаба, что волна их в скором будущем отзовется на берегах Невы и Темзы» [1].

Андрей Евгеньевич Снесарев- легендарный российский деятель, хочется процитировать еще одно его наставление потомкам:
"Раз существенной целью государства является его самозащита от внешних врагов, то таковая самозащита должна быть реальной, а не правомерной только; реальную же самозащиту нельзя мыслить без наступления и без активных мероприятий. Ждать у моря погоды, когда противник соберет свои силы и двинет на вас грозной массой, и тогда только чувствовать себя вправе завоевать, это значит грубо раболепствовать перед молохом права, не более...". Заслуженно Андрея Евгеньевича Снесарева называют «русским Сунь-цзы» [2]. Труды генерал-лейтенанта А.Е.Снесарева- наше наследие, наше богатство.

 

Список источников 

  1. Дудник В.М. Снесарев и современность. По материалам "Снесаревских чтений" – М.: 2004 г.
  2. Зотов О.В. А.Е. Снесарев - полководец, ученый, философ (жизнь, деятельность, заслуги, наследие). http://a-e-snesarev.narod.ru/
  3. Губер А.А. Андрей Евгеньевич Снесарев. Сборник статей из серии «Русские востоковеды и путешественники» – М.: 1973 г.
  4. Савинкин А.Е. Афганские уроки. Выводы для будущего в свете идейного наследия А.Е.Снесарева". – М.: Военный университет, Русский путь, 2003 г.
  5. Резолюция №1386 Cовета Безопасности ООН от 20.12.2001 г.

 

Аверьянов А.В.

Теги: Россия


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение