Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Ирак: уроки и выводы / Статьи
Об оценке экспертами RAND перспектив развития ситуации вокруг Ирака
Материал разместил: -Дата публикации: 22-01-2001

Анализ программных документов новой администрации США показал, что американские интересы в регионе Персидского залива в предстоящие четыре года правления нового президента будут только усиливаться, что связано с нежеланием США выпускать из под контроля развитие ситуации в этом богатом нефтью районе. Это, прежде всего, вызвано нестабильным положением мирового нефтяного рынка, на котором после резкого падения цен в конце 2000 г вновь наметилась тенденция к удорожанию цены на нефть.

Об этом свидетельст­вует и решение по уменьшению квот на добычу нефти на 5% с 1 февраля 2001 года, принятое на заседании стран ОПЕК. Подобные колебания мирового рынка нефти негативно сказываются на экономике США, что было продемонстрировано в конце 2000 г., когда администрация Клинтона была вынуждена прибегнуть к стратегическим запасам этого сырья. В такой ситуа­ции Ирак нужен на мировом рынке сырой нефти, но нужен только как послушный исполни­тель, а не своенравный игрок.

В этой связи уместно привести оценки внутриполитической и внешнеполитической ситуации вокруг Ирака, данные экспертами RAND – мозгового центра администрации США, - накануне выборов президента. Подобные оценки сводятся к тому, что в последнее десятилетие ни военные удары, ни экономические санкции и политическая изоляция не сумели вынудить иракского диктатора оставить амбиции по региональному господству, уничтожить его потенциал по созданию оружия массового поражения, возместить Кувейту стоимость нанесенного в ходе агрессии ущерба, а также заставить исполнять другие международные требования.

Вместе с тем отмечается, что за прошедшие 25 лет Хусейн, тем не менее,  впервые подчинился иностранному давлению, когда оно стало непосредственно угрожать основам власти: обширному аппарату внутренней безопасности, необходимому для его длительного правления Иракским государством. Этот аппарат включает отборные военные и военизированные организации: Республиканскую гвардию и Специальную Республиканскую гвардию, а также агентства разведки и безопасности, чьи ряды заполнены преданными Саддаму людьми. Делается вывод о том, что военные удары, экономические санкции и гражданские волнения влияют на поведение Саддама Хусейна, когда они непосредственно угрожают привилегированной позиции иракской элиты, что может служить в дальнейшим основой планирования подобных действий.

В аналитической справке, подготовленной экспертами RAND по проблемам Персидского залива, подчеркивается, что в случае, если США в будущем хотят подчинить Хусейна, Вашингтон должен строить свою политику в регионе по трем основным направлениям: (1) сохранять текущее состояние с длительными экономическими санкциями и военной блокадой, с целью сдержать региональные амбиции Саддама; (2) систематически наносить ответные удары против элиты, военных и сил безопасности всякий раз, когда Хусейн отказывается предъявить для инспекционных проверок его запасы ОМП, а также строго следовать другим обязательствам Организации Объединенных Наций; (3) поддерживать иракскую оппозицию оружием, обучением, разведывательными данными, дипломатической поддержкой, а также обеспечением зоны безопасности в соседних государствах в случае провала операции.

Особенно подчеркивается, что оппозиция не должна одержать победу (так как в этом случае развитие событий станет трудно предсказуемым), но должна сделать Хусейна более восприимчивым к другим принудительным мерам. Чтобы осуществить подобную трех-аспектную стратегию, Соединенные Штаты должны найти политическую волю, чтобы вести длительные военные действия, при этом Вашингтон должен готовить союзников и американскую общественность к возможности многочисленных жертв среди иракцев, так как Хусейн продемонстрировал готовность участвовать в войне с применением оружия массового поражения с целью гарантировать, что он уничтожит противников любыми средствами, даже если это средства, уничтожающие также и его сторонников.

Указывается также, что Арабские Эмираты — наиболее обеспокоены этой проблемой, в силу того, что это государство наиболее зависимо от западной военной помощи в условиях угрозы со стороны Ирана и Ирака. Эксперты RAND отмечают, что некоторые изменения в американской политике могли бы уменьшить уязвимость американских сил в этом регионе, но все эти изменения повлекут решения, которые могут ограничить эффективность вооруженных сил или значительно не совпадать с целями американской национальной политики. Среди таких изменений называются следующие: (1) поощрение политических и экономических реформ, уменьшающих популярность враждебных региональных правительств; (2) уменьшить количество американских войск в регионе при условии размещения большего количества подразделений быстрого реагирования вне региона, особенно в Турции, а также  уменьшении времени их развертывания и повышении уровня их огневой мощи; (3) поощрять европейские правительства к совместному использованию регионального лидерства, но на условиях выполнения определенных обязательств по управлению ситуацией в регионе; (4) усиливать дипломатическое партнерство между Соединенными Штатами и региональными правительствами, совместно используя подробную разведывательную информацию и формируя объединенный фронт против общих угроз; (5) увеличивать военные контакты между Соединенными Штатами и региональными правительствами, с целью улучшения добываемых разведывательных данных и углубления сотрудничества в регионе.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что борьба за нефтяные месторождения Ирака будет стимулировать с одной стороны - ускорение процессов в мировом сообществе, направленных на отмену санкций против Ирака, а с другой – будет усиливать активизацию борьбы за власть внутри страны, которая будет всячески стимулироваться и поощряться американской администрацией. Это говорит о том, что развитие событий вокруг Ирака, в ближайшее время, будет идти в полном соответствии с разрабатывае­мой в США концепцией «стратегической информационной войны». Целью подобной войны является невоенное управление событиями в любом регионе планеты путем применения методологии «The day after next …» (российский аналог рефлексивного управления), позволяющей прогнозировать развитие ситуации и управлять ею путем формирования соответствующих информационных управляющих воздействий. Применение указанной методологии базируется на создании адекватной модели объекта информационного воздействия (в рассматриваемом случае, это Иракское государство) путем массового сбора информации, оценки реакции ВПР на отдельные провокационные шаги и др. О проведении подобных действий свидетельствуют последние информационные сообщения, о якобы ухудшившем­ся здоровье иракского лидера. Цель таких акций - выявить реакцию международного сообще­ства на подобное развитие событий. Появилась информация, о яко бы имевших место противо­речиях между сыновьями Саддама Хусейна: Удеем и Кусеем. Совокупный анализ подобных мероприятий рассматривается рядом экспертов как начало проведения специальной информа­ционной операции спецслужбами некоторых государств по невоенной смене руководства и по­литического курса Ирака.

Таким образом, можно сделать вывод, что, согласно первым заявления новой американской администрации о возможном сокращении амери­канского военного присутствия в различных регионах мира и смене ряда геополитических при­оритетов, американские специалисты в области информационной войны чувствуют достаточно сил для невоенного управления дальнейшим развитием событий в мире.

В этой ситуации открытая военная агрессия США и Великобритании против Ирака мало вероятна. Однако следует ожидать активизации действий по невоенному смещению иракского руководства и смене политического курса страны. Как показывает анализ внутриполитической ситуации в Ираке, информационное воздействие на иракское общество с целью дискредитации Саддама Хусейна и разжиганию внутренних конфликтов, малоэффективно в силу высокой популярности лидера, что позволяет говорить о том, что до его устранения существенных изменений происходить не будет.

Однако возможная смерть иракского лидера может повлечь за собой возникновение кризисной ситуации, наиболее благоприятной для проведения скрытых управляющих воздействий с целью изменения политического курса страны.

Сергей Гриняев

Теги: США


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность