Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
"Sabotage" by the standards of GOST
Material posted: Publication date: 16-05-2019

The repetition of the situation with pollution of the Russian export of oil in pipelines can happen at any time.

Analysis of the recent incident with the "spoiled by oil" leads to the conclusion that none of the aforementioned official versions about the reasons of falling into oil pipelines 5 million tons of contaminated materials is simply not tenable. And in General the whole system of Russian pipeline monopoly arranged so that the repetition of such "sabotage" can happen at any time.

Toxic regulations

"Of PJSC "Transneft" all the test oil in terms of the content of organochlorine compounds converted from the category of periodic (every 10 days) in the category of acceptance, then there is a daily control regime". This message of the Minister of energy Alexander Novak at the session of the government of the Russian Federation of may 7 gives the key to understanding how the pipeline "Druzhba" hit "tainted oil".

This ratio of the frequency of verification is registered in the Gosstandart of the Russian Federation, "Oil", introduced in 2002, shortly after the energy Ministry in its order had banned the use of organochlorine chemicals in the extraction of oil.

Paragraph 5 of section 8 ("acceptance") oil GOST reads as follows: "Periodic test performed within the time agreed and the dealer host parties, but not less than once in 10 days according to the following criteria:

  • mass fraction of mechanical impurities;
  • saturated vapor pressure (except oil pipeline transportation system);
    the presence of hydrogen sulfide (or hydrogen sulphide and light mercaptans in the presence in oil of hydrogen sulfide);
  • the contents of organochlorine compounds (dedicated NIC).

One of our sources in the oil industry — specialist with an experience of over two decades — says that getting into the trunk pipeline of oil contaminated with chloroorganics became possible due to this standard.

"Daily, "Transneft" monitors at all nodes receiving the main parameters oil density, sulfur content and hydrogen sulfide, mechanical impurities and water. It provides ingress into the system prepared by the oil.

But hlororganika is checked every 10 days, to know the people who organized the stuffing. They waited, when was the sample taken, which showed normal, and the next day began to take in large quantities of off-grade oil," — said the interlocutor of "Nick". It should be noted that 5 million tons is not the amount that you can throw in a tube instantly, it takes time.

So, for 17 years a norm exists, the vulnerability and the imperfection which is obvious to all, so surprising that the first "pollution" such a scale happened only now. But he continues to act, and the state-owned company, which is responsible for the consequences of imperfections in the present standards, any initiative for improvement is not shown. What, in fact, President Vladimir Putin has instructed the head of "Transneft" Nikolai Tokarev during the discussion of this situation.

The weak links of "Transneft"

A similar view is held by General Director of "InfoTEK-Terminal" Rustam Tankan. According to him, emergency of oil pollution completely meets it "Transneft": "Since oil was adopted in the system of "Transneft", the company assumes obligations under the supply of raw materials and its quality. Be responsible to pay the penalty will have to "Transneft"".

The root cause of the situation, the expert believes, arose in the construction of the pipeline system "Eastern Siberia — Pacific ocean" (ESPO), when he was allowed a very large cost overruns, as in the area where the pipeline had to completely create the entire infrastructure (roads, settlements, medicine, schools, etc.).

It was then that private capital was allowed not only to create this infrastructure, but in the system of metering of "Transneft", that is, in the receiving area of oil and quality control.

Another source of "Oil and capital" notes that private transit nodes are present virtually throughout the system of trunk pipelines (a total of about 150).

Theoretically, emphasizes the source of "Nick" in the industry between private terminals to receive oil and "pipe" Transneft is always a system of measurement of quantity and quality, is directly under the control of a monopoly. And pass oil into the system without control is impossible.

"The situation with the pollution of oil looks strange and mysterious. From official sources comes the information that there was some system of theft. Large quantities of contaminated oil that got into the Transneft system, associated with the fact that the organized criminal group tried to replace the oil that she stole. Looks like this version is quite strange," adds Tankan.

Of course, the version of "embezzlement" is a typical attempt to quickly find "scapegoats" and attribute it to them. A volume of 5 million tons is the annual production is quite decent field. A bunch of criminals, which "throws" in the Federal system a volume of non-conforming raw materials, in order to "hide the theft"... What is the amount of "theft" then it had to be that their disguise was necessary to pull it off? And if people are so familiar with the rules of functioning of the entire system seriously expect that all of these manipulations go unnoticed?

Search for major

Almost all observers — as surveyed and expressed in other media and on social networking pages — argue that the situation with the arrival of 5 million tons of "tainted oil" in the pipeline is unprecedented in the world.

Given the numerous and regular cases of theft of oil from the system "Transneft" identified cases in the pipeline were counterfeit, are rare indeed, and the pipeline company responded very quickly. In 2017 Transneft stopped accepting oil in the main oil pipelines in the port of Makhachkala due to the fact that the oil flowing through the terminal of the company "Dagnefteprodukt", it was found high content of water.

In social networks subject to the version of like a "spoiled oil" hit the Transneft system through the node of the drain and compounding of oil in the village of Nikolaevka of the Samara region. According to a source in the oil industry, should be taken into account is the amount of "tainted oil" is 5 million tons, "I don't believe that all the fault of this little unit — he took not the amounts, in question, and, as far as I know, quality control from outside "Transneft" there was carried out.

At the same time and such a large amount of oil could spoil only some big company supposedly working in the Volga region".

A similar view is shared by the wanted businessman Roman Trusov that by 2018 belonged to the group of companies "PetroNeft" that built the ill-fated node draining the oil. According to him, the local company "Neftepervalki" that uses the site on a lease, put in only 25-30 thousand tons of oil per month — a figure comparable with the stated amounts of "tainted oil".

"To such a small site ruined such a quantity of oil, it is necessary to have it for a very long time every day sent contaminated hlororganika oil "Transneft", and she deliberately sent her into the piping system. But this is ridiculous!" said Troshev edition DW.com.

Another source of "Nick" suggested that the node through which the system gets low-quality oil, not private, and his translatewiki. The first line is "Lopatino", located in the same Samara region and is one of the largest oil pipeline "Druzhba". Its capacity allows to work with large amounts of oil. This obviously contradicts the data reported to the head of the company Nikolay Tokarev President Vladimir Putin, they would immediately be attributed to the "privateers".

Why the head of the transportation monopolies immediately tried "to translate arrows", of course — how else to act in a hardware logic... But the saddest thing in this story, not even the usual demonstration by the heads of all the departments concerned clumsy attempts to write off the responsibility and to find "scapegoats".

A short summary detective with 5 million tons of "dirty" oil is for the Transneft system as a whole vulnerable, including because there are still outdated standards quality check of raw material and this is no one cared.

The real blame, most likely, will not find. And while companies and agencies engaged in mutual otfutbolivanie responsibility, suffering the prestige of Russia as a state-exporter. And it's all in the context of sanctions and heavy "positional battles" around the new Russian export projects in Europe.

Valery Nesterov, Catherine Vadimova

Source: https://oilcapital.ru/article/general/13-05-2019/diversiya-po-standartam-gosta


RELATED MATERIALS: Defence and security

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Экономическая безопасность государства / Статьи
«Диверсия» по стандартам ГОСТа
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 16-05-2019

Повторение ситуации с загрязнением российской экспортной нефти в трубопроводах может случиться в любой момент.

Анализ недавнего инцидента с «испорченной нефтью» позволяет сделать вывод, что ни одна из озвученных официальных версий о причинах попадания в магистральные нефтепроводы 5 млн тонн загрязненного сырья попросту не выдерживает критики. И что в целом вся система российской трубопроводной монополии устроена так, что повторение такой «диверсии» может случиться в любой момент.

Токсичный регламент

«В ПАО „Транснефть“ все испытания нефти по показателю содержания хлорорганических соединений переведены из категории периодических (один раз в 10 дней) в категорию приемо-сдаточных, то есть это ежесуточный режим контроля». Это сообщение министра энергетики РФ Александра Новака на заседании правительства РФ 7 мая дает главный ключ к пониманию того, каким образом в нефтепровод «Дружба» попала «испорченная нефть».

Данный норматив периодичности проверки прописан в госстандарте Российской Федерации «Нефть», введенном в 2002 г., вскоре после того, как Минэнерго своим приказом запретило использование хлорорганических химических реагентов при добыче нефти.

Пункт 5 раздела 8 («Правила приемки») нефтяного ГОСТа гласит: «Периодические испытания выполняют в сроки, согласованные принимающей и сдающей сторонами, но не реже одного раза в 10 дней по следующим показателям:

  • массовая доля механических примесей;
  • давление насыщенных паров (кроме нефти в системе трубопроводного транспорта);
    наличие сероводорода (или массовая доля сероводорода и легких меркаптанов при наличии в нефти сероводорода);
  • содержание хлорорганических соединений (выделено «НиК»).

Один из наших источников в нефтяной отрасли — специалист с опытом работы более двух десятилетий — говорит, что попадание в магистральный нефтепровод нефти, загрязненной хлорорганикой, стало возможным именно благодаря этому нормативу.

«В ежедневном режиме „Транснефть“ отслеживает на всех узлах приема основные параметры нефти — плотность, содержание серы и сероводорода, механических примесей и воды. Это обеспечивает попадание в систему подготовленной нефти.

Но хлорорганика проверяется раз в 10 дней, о чем могли знать люди, организовавшие вброс. Они выждали, когда была отобрана проба, показавшая норму, и на следующий день начали сдавать в большом количестве некондиционную нефть», — считает собеседник «НиК». При этом нужно отметить, что 5 млн тонн — это не тот объем, который можно вбросить в трубу мгновенно, для этого нужно время.

Итак, уже 17 лет действует норматив, уязвимость и несовершенство которого всем очевидны, так что удивительно, что первое «загрязнение» таких масштабов случилось только сейчас. Но он продолжает действовать, и госкомпания, которая, собственно, отвечает за последствия несовершенства действующих стандартов, никакой инициативы по их совершенствованию не проявляет. На что, собственно, президент Владимир Путин и указал главе «Транснефти» Николаю Токареву во время обсуждения этой ситуации.

Слабые звенья «Транснефти»

Похожей точки зрения придерживается генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. По его мнению, за ЧП с загрязнением нефти полностью отвечает именно «Транснефть»: «Поскольку нефть была принята в систему „Транснефти“, компания берет на себя обязательства как по поставкам сырья, так и по его качеству. Отвечать и платить неустойку придется „Транснефти“».

Первопричина сложившейся ситуации, полагает эксперт, возникла при строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), когда был допущен очень большой перерасход средств, так как на территории, где проходит нефтепровод, пришлось полностью создавать всю инфраструктуру (дороги, поселения, медицина, школы и т. д.).

Именно тогда частный капитал был допущен не только к созданию этой инфраструктуры, но и в систему узлов учета «Транснефти», то есть в область приема нефти и контроля качества.

Другой собеседник «Нефти и капитала» отмечает, что частные перевалочные узлы присутствуют фактически во всей системе магистральных трубопроводов (всего их порядка 150).

Теоретически, подчеркивает источник «НиК» в отрасли, между частными терминалами по приему нефти и «трубой» «Транснефти» всегда стоит система измерения количества и качества, подконтрольная непосредственно монополии. И сдать нефть в систему без ее контроля невозможно.

«Ситуация с загрязнением нефти выглядит странно и загадочно. Из официальных источников идет информация, что была какая-то система хищений. Большое количество загрязненной нефти, которая попала в систему „Транснефти“, связывают с тем, что организованная преступная группа пыталась заместить ту нефть, которую она украла. Выглядит эта версия достаточно странно», — добавляет Танкаев.

Безусловно, версия о «хищениях» выглядит типичной попыткой оперативно найти «стрелочников» и списать все на них. Объем 5 млн тонн — это годовая добыча вполне приличного месторождения. Кучка злоумышленников, которая «вбрасывает» в федеральную систему такой объем некондиционного сырья, чтобы «скрыть хищения»… Какой же объем «хищений» тогда должен был быть, что для их маскировки потребовалось провернуть такую операцию? И могут ли люди, столь хорошо знакомые с правилами функционирования всей системы, всерьез рассчитывать, что все эти манипуляции пройдут незамеченными?

Ищите мейджора

Практически все наблюдатели — как опрошенные нами, так и высказавшиеся в других СМИ и на страницах соцсетей — утверждают, что ситуация с поступлением 5 млн тонн «испорченной нефти» в магистральный трубопровод не имеет прецедента в мире.

На фоне многочисленных и регулярных случаев хищений нефти из системы «Транснефти» выявленные случаи, когда в «трубу» попадал контрафакт, действительно единичны, причем трубопроводная компания реагировала на них весьма оперативно. В 2017 г. «Транснефть» приостановила прием нефти в систему магистральных нефтепроводов в порту Махачкалы в связи с тем, что в нефти, поступающей через терминал компании «Дагнефтепродукт», было обнаружено повышенное содержание воды.

В соцсетях распространяется версия, будто бы «испорченная нефть» попала в систему «Транснефти» через узел слива и компаундирования нефти в селе Николаевка Самарской области. По мнению источника в нефтяной отрасли, следует принимать в расчет именно объемы «испорченной нефти» — 5 млн тонн: «Я мало верю в то, что во всем виноват этот небольшой узел — он принимал не те объемы, о которых идет речь, и, насколько мне известно, контроль качества со стороны „Транснефти“ там осуществлялся.

Единовременно и в таком огромном объеме нефть могла испортить только какая-то большая компания — предположительно, работающая в Поволжье».

Аналогичной точки зрения придерживается объявленный в розыск бизнесмен Роман Трушев, которому до 2018 г. принадлежала группа компаний «Петронефть», построившая злополучный узел слива нефти. По его словам, местная компания «Нефтеперевалка», которая использует узел на условиях лизинга, поставляла всего 25–30 тыс. тонн нефти в месяц — объемы, не сопоставимые с заявленными количествами «испорченной нефти».

«Чтобы такой маленький узел испортил такое количество нефти, это надо, чтобы он очень долгое время каждый день отправлял загрязненную хлорорганикой нефть „Транснефти“, а та намеренно направляла ее в систему трубопроводов. Но это же смешно!» — заявил Трушев изданию DW.com.

Еще один источник «НиК» высказал предположение, что узел, через который в систему попала некачественная нефть, вовсе не частный, а свой, транснефтевский. Это узел «Лопатино», расположенный во все той же Самарской области и являющийся одним из крупнейших на нефтепроводе «Дружба». Его пропускная способность позволяет работать с большими объемами нефти. Это, очевидно, противоречит данным, которые доложил глава компании Николай Токарев президенту Владимиру Путину, все сразу же списав на «частников».

Почему глава транспортной монополии сразу постарался «перевести стрелки», понятно — как же иначе действовать в аппаратной логике… Однако самое печальное в этой истории даже не привычная демонстрация руководителями всех заинтересованных ведомств неуклюжих попыток списать ответственность и найти «стрелочников».

Короткое резюме детектива с 5 млн тонн «грязной» нефти таково: система «Транснефти» в целом уязвима, в том числе и потому, что до сих пор действуют устаревшие нормативы проверки качества сырья и об этом пока никто не побеспокоился.

Настоящих виноватых, скорее всего, не найдут. И пока компании и ведомства занимаются взаимным отфутболиванием ответственности, страдает престиж России как государства-экспортера. И это все в контексте санкций и тяжелых «позиционных боев» вокруг новых российских экспортных проектов в Европе.

Валерий Нестеров, Екатерина Вадимова


Источник: https://oilcapital.ru/article/general/13-05-2019/diversiya-po-standartam-gosta 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение