Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / Special Operations: Theory and capabilities / Other
Courses about the origins of Usovershenstvovanija Officers
Material posted: Valetskiy OlegPublication date: 03-06-2013

In early January 1975, I arrived in the suburban town of Balashikha, where I had to undergo training for 7-month Special courses of the KGB of the USSR. These Courses were an Autonomous educational unit, which functioned as the faculty of the red banner Higher school of KGB at SM of the USSR of F. E. Dzerzhinsky (hereinafter - ESC KGB).

They have been given the task of preparing commanders of the special operations group (GOS) for operations deep behind enemy lines in wartime. During the training period, students had their special physical, fire, airborne, mountain, light-weight diving training, mastered the radio, special tactics, mine-explosive case, the topography, the geography, improving skills intelligence, studied the experience of guerrilla warfare and more. Every year on this learning as part of curriculum of national and regional Department of the KGB sent one operational employees.

From the large staff of the KGB in Leningrad and Leningrad region I was the only representative in this set. The employee Courses were preceded by selection and training in offices. On this account there was a special Directive that defines who can be a candidate for study. In each local authority there was a provision for such training. We were proud to be a part of spectraserv and tried to get on the course. I have to say that the vast majority of management staff were not aware of the existence of such structures in the security apparatus.

In those days, knew how to keep secrets. Valentin Dressing and Eugene Ivanov, trained on the Courses earlier, addressing me before leaving for studies, said: - You know, Volodya, if, God forbid, have to fight, it is better prepared to fight. Life has confirmed the rightness of their words. Losses among the graduates of special Courses during hostilities in Afghanistan were minimal, although our boys had to be constantly ahead, including the storming of Amin's Palace Taj-Bek.

The educational work of the Courses was placed on the ECS KGB. It functionally provided the Department of special disciplines that were included in the structure of the Courses, as well as a range of auxiliary support services. The most specific of their unit was a platoon individual training components, completed with conscripts. Their task included steps for the enemy in exercises, providing training, mediation in the exercise, maintenance of vehicles, etc. operationally Courses at that time was subordinated to 8th division Directorate "s" of the First chief Directorate of the KGB, that is Intelligence.

Courses in the functional activity of the organs of state security did not arise out of the blue. They were preceded by the experience... So, on the 3rd day of the great Patriotic war was created a unique special forces of the NKVD, which had no similar structures in the intelligence services of other countries, - Separate motor-shooting brigade of special function (OMSBON) who were in the Fourth (partisan) office headed by the famous scout, Lieutenant-General P. A. Sudoplatov security. Pavel Anatolievich Sudoplatov since the mid 80-ies repeatedly met with students and teachers of Courses. These meetings were warm and memorable.

He spoke on a wide range of problems of special forces in the huge actual material. About his speech, you can say that it was the speech of Professor vysokoerudirovanny. He seemed to merge with the audience. While never said a word that offended. In that period there has not been rehabilitated. But his authority among the KGB personnel was unusually high. It was obvious from the way veterans and current employees of PSU treated him at the meetings. His memoir - anthology of a broad range chekist problems. In the book "Exploration and Kremlin" (note the unwanted witness) he leads documented a number of facts important for the history of that set of barriers to various kinds of falsifiers. Approx. ed.)

Chekist guerrilla groups from omsbon had high combat readiness, discipline, well-organized intelligence, counter-intelligence and sabotage work behind enemy lines. The Supreme command, commanders of fronts appreciated the importance of information received from scouts of Omsbon. 24 scout Brigade were awarded the title Hero of the Soviet Union, 5172 fighters were awarded orders and medals, many of the soldiers were awarded the States of Eastern Europe. The Fourth successor of the NKVD was created in 1955 13th when the special Department of the KGB. Then this Department was transformed into the Department "In". Did it originally: attached 1 to 3 - got "In".

This was the same division "b", which in 1967-1968 was headed by General Viktor Vladimirov, who later became my resident in Finland. Among other things, the division was named "In" - as many thought, and in honor of the Empress. Later, when Victor fell into disgrace because of a past betrayal, division "B" was subjected to another reorganization. The letter "b" is a bit rounded out, and turned 8 the Department, but the control "C" PSU. So all the reforms we have often passed. But this, of course, largely a joke. Actually every renaming changed and the tasks that were set for this particular division based on the international situation. In 60-70-e years one of the main functions of the Department was the preparation of spectraserv KGB for action in time of war behind enemy lines.

In 1965, the public security organs, the task of the political leadership of the country started to restore the system of the personnel reserve training command personnel of partisans-scouts. By this time, as it turned out, educational, material and other basis for the deployment of such an educational process was practically absent. The beginning was the creation in 1966 freelance special course at one of the counter-intelligence faculty of the KGB ESC in the form of a five-month fees. This course gave an additional name - EMF (advanced Courses for officers). The educational function of the course was carried out by the Department of operational-tactical training (TNA). The overwhelming number of faculty members of the Department were the participants of the great Patriotic war, more than one-third were candidate of military Sciences.

The Department was led by Ivan Moskvichev, Deputy Anatoly Isaevich Flowers. Moskvichev, as a rule, read the installation lecture on the basics and kontrpartiya guerrilla struggle led mediation device is command-staff doctrines. To the great merit of Ivan Ivanovich include the fact that he is fully provided material-technical base of the Department at the disposal of the course. This allowed, albeit truncated, but still conduct field training of students. A. I. Tsvetkov was essentially the chief of staff. The course involved mainly in group activities and exercises. With the formation of special Courses, its role has increased considerably. Professor, doctor of military Sciences, head of the faculty and special Department, he participated in the development of training materials for new units, as well as in Department meetings and lectures. But the main achievement was that all post-graduate students and applicants of EMF found in him a kind and demanding teacher who helped everyone: from choosing the topic of the dissertation before the defense, often acting as official and unofficial strike.

Many graduate students gratefully remember his help in the publication of various materials, which was not easy in those days. Ivan and Anatoly Isaevich closer in my life to the remarkable date - the anniversary. Both in line, in demand, working in the FSB Academy of the Russian Federation in professorial positions. Honorary members of the Foundation "kuos-Vimpel". A special place among the faculty, the course was taken, of course, post-graduate student of Professor Starinov, doctor of historical Sciences, Professor Vladimir Nikolaevich Andrianov.

He led a specialized lecture course. Was an assistant to one of deputies Chairman of the KGB and had significant opportunities in addressing both organizational and educational issues. Already at that time he had the textbooks and manuals on the profile of their specialization. It makes on us, the audience, the impression is: not to learn "by ear", and in the textbooks. Largely through his efforts and concerns of the course have acquired the quality that has been a stepping stone for transformation into an independent academic unit. Andrianov is the authority in science and in General in the KGB, speaking at the 25th anniversary of the Courses, said he has always been proud of the high rank of "Kosova" and treasured them. Vladimir Nikolaevich was one of the most important carriers of information on the history of the establishment of special Courses. He developed basic documents for the formation of the unit, reported them to the authorities (the Central Committee of the CPSU), repeatedly suffered setbacks, failures.

After some time started all over again. Can only lament that this valuable in ideological and administrative information is irrevocably lost. To make up for that now does not - of Vladimir Nikolaevich no longer with us. The first and only head of the course was Bolotov Chariton Ignatievich. He did the 4th year students. Of the graduates, passed in 1968, instructor training and spetstarifov, were later taken from the periphery to specifiku. Among them were L. I. Korol'kov, D. A. Kulakov, S. M. may, A. Washington, P. I. Nishchev, B. A. Piskunov. October 10, 1999 Colonel H. I. Bolotov turned 80 years old. Honoring the grey-haired, but cheerful, fun and energetic veteran took place in an educational institution - the successor to the EMF. In his name received a welcome address from the FSB, the foreign intelligence service, border guards, veterans Club "Honour and dignity", and many other organizations.

This evening he was surrounded by honor and warmed by the hearts of grateful to him, teachers, students and colleagues. And now back to the origins of the revival and development experience in the learning process on the course. After the first releases was accumulated positive experience, but it also revealed significant shortcomings. The main one was the fact that there were no conditions for conducting full-scale field exercises. It became clear that need specialized material base. Finally, and this is very important, faculty members are involved in activities with different departments, was not bound by the unity of the educational process.

Combat tested in crisis situations abroad helped expose shortcomings, primarily with the disagreement of the different types of training, the vulnerability of the used covers and legends, insufficient knowledge and application of communication tools, the pattern of the transfer, the lack of knowledge of local languages, etc. Lessons of Czechoslovakia, as well as other events of the late 60's-early 70-ies (the terrorist attacks in Israel, the Munich Olympics, etc.) has accelerated the development of proposals on creation of special Department on the basis of the ECS KGB, vazrojdenska the training of commanders of special forces of state security. In 1968, intensified the preparation for the conversion of the course into stand-alone organizational unit: Department-the Department of special disciplines. March 19, 1969, that goal was achieved.

By order of the Chairman of the KGB were formed SPECIAL COURSES of the KGB of the USSR (Courses). Lower level Courses had a signature stamp "Owls. secret", "of Special importance". In accordance with this fretboard while the Situation in full to work the head of the Educational institution (ESC KGB) and chief of Courses. All the others only in part, their concerning. The position of the Courses were prescribed to have three names: Special courses of the KGB of the USSR, the EMF (advanced courses for officers) and/h 93526. Name specific courses are used only in the KGB when it came to staffing and financial issues. It was therefore rare. The name of the EMF was borrowed from Later, of course.

It is well settled in the ECS KGB, and among listeners. During the whole period of functioning of special education units were used most frequently. This name, as already mentioned a few above, and given the right to be called graduates of "kosourami". Name in/h 93526 used for postal correspondence trainees, soldiers and even teachers. But the highest value it had when training students on the bases of the Soviet Army: airborne, mountain and Alpine, one.

All the three names, we must pay tribute to the "fathers-developers" that best fit into the educational process throughout its duration. And now many years later, if asked, for example, 50 graduates, they studied in, all 50 say, on the EMF. Two other names will cause trouble when you reply. In this regard, the concepts of specific courses and the EMF are completely identical, is equivalent in use. The courses have received permanent "residence" in the vicinity of the city of Balashikha of the Moscow region.

The object is famous because during the war there were trained scouts-partisans group P. A. Sudoplatov and I. G. starinova, including the legendary Nikolay Kuznetsov, whose heroic epic is well described in the book by D. N. Medvedev "It under was equal".

For awhile there SEAN - School special function of the intelligence, then 101-school of foreign intelligence, which was subsequently transferred to another place in the suburbs and transformed into the Institute, and then in the Academy of intelligence. Courses - EMF in its history functioned in the first phase when the ECS KGB (1969-1982.) and the second is the red banner Institute of the KGB named after Yuri Andropov (1982-1992).

Each of these institutions has left its mark on the destiny of the Courses. The problem of a possible transition from one educational institution to another was discussed and studied long enough. There were supporters and opponents of the transition. The main opponents of the transition were respected veterans of the special forces.

It was noted that ESC and Courses specifically very much the same, including the fact that both educational institutions - military formations. Institute of such a base had not, since most prepared scouts diplomats. Courses in the degree were was a burden on him.

Life has confirmed the misgivings of veterans, in particular I. G. starinova.

During the stay of the Courses at ESC has been a steady rise in everything. In the Institute relevant to the special Courses were warm, but the conditions for development were not. Hitpoints of Courses was large, but not unlimited.

Source: from the book of Vladimir Surdina "the special Forces of state Security"


RELATED MATERIALS: Defence and security

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Специальные операции: теория, силы и средства / Разное
Об истоках Курсов Усовершенствоания Офицерского Состава
Материал разместил: Валецкий ОлегДата публикации: 03-06-2013

В начале января 1975 года я прибыл в подмосковный город Балашиха, где мне предстояло пройти обучение на 7-месячных Специальных курсах КГБ при СМ СССР. Эти Спецкурсы являлись автономным учебным подразделением, функционировавшими как факультет в Высшей Краснознаменной школе КГБ при СМ СССР имени Ф.Э. Дзержинского (далее - ВКШ КГБ).

На них была возложена задача по подготовке командиров групп специального назначения (ГСН) для действий в глубоком тылу противника в военное время. В период обучения слушатели проходили специальную физическую, огневую, воздушно-десантную, горную, легководолазную подготовку, осваивали радиосвязь, специальную тактику, минно-взрывное дело, топографию, страноведение, совершенствовали навыки разведывательной деятельности, изучали опыт партизанской борьбы и многое другое. Ежегодно на такую учебу по разнарядке республиканские и областные управления КГБ направляли по одному оперативному работнику.

От крупного коллектива Управления КГБ по г. Ленинграду и Ленинградской области я был единственным представителем в этом наборе. Направлению сотрудников на Спецкурсы предшествовал отбор и подготовка в управлениях. На этот счет была специальная Директива, определяющая, кто может быть кандидатом на учебу. В каждом местном органе существовал резерв на такую подготовку. В большинстве своем мы гордились причастностью к спецрезерву и стремились попасть на курсы. Надо прямо сказать, что подавляющее большинство сотрудников управления не знали о существовании такой структуры в системе органов безопасности.

В те времена умели хранить секреты. Валентин Шлихта и Евгений Иванов, прошедшие обучение на Спецкурсах ранее, напутствуя меня перед отъездом на учебу, сказали: - Ты знаешь, Володя, если, не приведи Господи, придется воевать, то лучше воевать подготовленным. Жизнь подтвердила правоту их слов. Потери среди выпускников Спецкурсов во время боевых действий в Афганистане были минимальными, хотя нашим ребятам приходилось быть постоянно впереди, включая штурм дворца Амина Тадж-Бек.

Учебно-воспитательная работа на Спецкурсах возлагалась на ВКШ КГБ. Ее функционально обеспечивала кафедра спецдисциплин, входившая в структуру Спецкурсов, а также целый ряд вспомогательных служб обеспечения. Наиболее специфической их единицей был отдельный взвод учебного обеспечения, комплектовавшийся солдатами срочной службы. В их задачу входили действия за противника на учениях, обеспечение учебных занятий, деятельности посредников на учениях, обслуживание автотранспорта и т.д. В оперативном отношении Спецкурсы в тот период подчинялись 8-му отделу Управления "С" Первого главного управления КГБ, то есть Разведке.

Спецкурсы в функциональной деятельности органов госбезопасности возникли не на ровном месте. Им предшествовал опыт... Так, на 3-й день Великой Отечественной войны был создан уникальный спецназ НКВД, не имевший аналогичных структур в спецслужбах других стран, - Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН), входившая в Четвертое (партизанское) управление во главе с известным разведчиком генерал-лейтенантом П.А. Судоплатовым. Павел Анатольевич Судоплатов с середины 80-х годов многократно встречался со слушателями и преподавателями Спецкурсов. Встречи эти были теплые, незабываемые.

Он говорил по широкому кругу проблем спецназа, оперируя громадным фактическим материалом. О его речи можно сказать, что это была речь высокоэрудированного профессора. Он как бы сливался с аудиторией. При этом ни разу не обмолвился словом, что обижен. В тот период еще не был реабилитирован. Но авторитет его среди сотрудников КГБ был необычайно высок. Это было видно из того, как ветераны и действующие сотрудники ПГУ относились к нему на встречах. Его мемуары - хрестоматия по широкому комплексу чекистских проблем. В книге "Разведка и Кремль" (записки нежелательного свидетеля) он документально приводит целый ряд фактов важных для истории, которые поставили преграды для различного рода ее фальсификаторов. Прим. ред.)

Чекистские партизанские отряды из состава ОМСБОНа отличались высокой боеспособностью, дисциплиной, хорошо поставленной разведывательной, контрразведывательной и диверсионной работой в тылу противника. Ставка Верховного Главнокомандования, командующие фронтами высоко оценивали значимость информации, поступавшей от разведчиков ОМСБОНа. 24 разведчика Бригады были удостоены звания Героя Советского Союза, 5172 бойца награждены орденами и медалями, значительная часть воинов удостоилась наград государств Восточной Европы. Преемником Четвертого управления НКВД стал созданный в 1955 году 13-й спецотдел при ПГУ КГБ. Затем этот отдел преобразовали в отдел "В". Осуществили это оригинально: присоединили 1 к 3 - получилось "В".

Это был тот самый отдел "В", который в 1967-1968 годах возглавлял генерал Виктор Михайлович Владимиров, ставший позже моим резидентом в Финляндии. Кроме всего прочего, отдел был назван "В" - как многие считали, и в честь Владимирова. В дальнейшем, когда Виктор Михайлович попал в опалу из-за имевшего место предательства, отдел "В" подвергся очередной реорганизации. Букву "В" немного закруглили, и получился 8 отдел, но уже управления "С" ПГУ. Вот так все реформы у нас зачастую и проходили. Но это, конечно, в значительной степени шутка. На самом деле с каждым переименованием менялись и задачи, которые ставились перед этим особым подразделением исходя из международной обстановки. В 60-70-е годы одной из главных функций отдела была подготовка спецрезерва КГБ для действий в военное время в тылу противника.

В 1965 году органы государственной безопасности, по заданию политического руководства страны, приступили к восстановлению системы кадровой подготовки резерва командного состава партизан-разведчиков. К этому времени, как оказалось, учебная, материальная и иная база для развертывания такого образовательного процесса практически отсутствовала. Начало было положено созданием в 1966 году внештатного специального курса при одном из контрразведывательных факультетов ВКШ КГБ в форме пятимесячных сборов. Этому спецкурсу дали дополнительное наименование - КУОС (Курсы усовершенствования офицерского состава). Учебно-воспитательную функцию на спецкурсе выполняла кафедра оперативно-тактической подготовки (ОТП). Подавляющее число профессорско-преподавательского состава кафедры были участниками Великой Отечественной войны, не менее трети являлись кандидатами военных наук.

Возглавлял кафедру Иван Иванович Москвичев, а его заместителем был Анатолий Исаевич Цветков. Москвичев, как правило, читал установочную лекцию по основам партизанской и контрпартизанской борьбы, руководил посредническим аппаратом на командно-штабных учениях. К большой заслуге Ивана Ивановича следует отнести то, что он в полной мере предоставил материально-техническую базу кафедры в распоряжение спецкурса. Это позволило, хотя и усеченно, но все же проводить полевую выучку слушателей. А.И. Цветков был, по существу, начальником штаба. На спецкурсе участвовал в основном в групповых занятиях и на учениях. С образованием Спецкурсов его роль значительно усилилась. Профессор, доктор военных наук, начальник факультета и специальной кафедры, он участвовал в разработке учебных материалов для нового подразделения, а также в заседаниях кафедры, читал лекции. Но основная заслуга его состояла в том, что все аспиранты и соискатели КУОС нашли в нем доброго и требовательного учителя, который помогал каждому: от выбора темы диссертации до защиты, часто выступая как официальный и неофициальный оппонент.

Многие аспиранты с благодарностью вспоминают его помощь в публикации различных материалов, что было не простым делом в те времена. Иван Иванович и Анатолий Исаевич приближаются в своей жизни к знаменательной дате - восьмидесятилетию. Оба в строю, востребованы, трудятся в Академии ФСБ РФ на профессорских должностях. Почетные участники Фонда "КУОС-Вымпел". Особое место среди профессорско-преподавательского состава спецкурса занимал, конечно, аспирант профессора Старинова, доктор исторических наук, профессор Владимир Николаевич Андрианов.

Он вел специализированный лекционный курс. Был помощником одного из заместителей Председателя КГБ и в силу этого имел существенные возможности в решении как организационных, так и учебных вопросов. Уже в то время он имел учебники и учебные пособия по профилю своей специализации. Это производило на нас, слушателей, впечатление: учиться не "с голоса", а по учебникам. Во многом его усилиями и заботами спецкурс приобретал то качество, которое явилось трамплином для трансформации в самостоятельное учебное подразделение. Андрианов - авторитет в науке и вообще в системе КГБ, выступая на 25-летнем юбилее Спецкурсов, сказал, что он всегда гордился высоким званием "куосовца" и дорожил им. Владимир Николаевич являлся самым важным носителем информации по истории создания Спецкурсов. Он разработал основные документы по формированию этого подразделения, докладывал их в инстанциях (ЦК КПСС), много раз терпел неудачи, отказы.

Спустя какое-то время начинал все сначала. Можно только горько сожалеть, что эта ценнейшая в мировоззренческом и административном плане информация безвозвратно утеряна. Восполнить это теперь никак нельзя - Владимира Николаевича с нами уже нет. Первым и единственным начальником спецкурса был Болотов Харитон Игнатьевич. Он сделал 4 выпуска слушателей. Часть выпускников, пройдя в 1968 году инструкторскую подготовку и спецстажировку, позже были взяты с периферии на спецкафедру. Среди них были Л.И. Корольков, А.Д. Кулаков, М.С. Майский, А.А. Набоков, П.И. Нищев, Б.А. Плешкунов. 10 октября 1999 года полковнику Х.И. Болотову исполнилось 80 лет. Чествование убеленного сединами, но бодрого, веселого и энергичного ветерана проходило в стенах учебного заведения - преемника КУОС. На его имя поступили приветственные адреса от ФСБ, СВР, пограничников, Клуба ветеранов "Честь и достоинство", а также от множества других организаций.

В этот вечер он был окружен почетом и согрет теплом сердец благодарных ему преподавателей, слушателей и коллег. А теперь вернемся к истокам возрождения и развития опыта в учебном процессе на спецкурсе. Уже после первых выпусков был наработан положительный опыт, но наряду с этим обнаружились и существенные недостатки. Основной из них заключался в том, что не было условий для проведения полномасштабных полевых занятий. Стало ясно, что нужна специализированная материальная база. Наконец, и это очень важно, преподавательский состав, привлекаемый к занятиям с разных кафедр, не был связан единством учебного процесса.

Боевая обкатка в кризисных ситуациях за рубежом позволила вскрыть недостатки, связанные прежде всего с несогласованностью различных видов подготовки, уязвимостью используемых прикрытий и легенд, недостаточной изученностью и применением средств связи, шаблонностью каналов переброски, дефицитом знаний местных языков и т.д. Уроки Чехословакии, а также других событий конца 60-х - начала 70-х годов (теракты в Израиле, на Мюнхенской олимпиаде и др.) ускорили разработку предложений о создании спецфакультета на базе ВКШ КГБ, возрождавшего подготовку командного состава спецназа госбезопасности. В 1968 году активизировалась подготовка к преобразованию спецкурса в автономное подразделение: факультет-кафедру специальных дисциплин. 19 марта 1969 года эта цель была достигнута.

Приказом Председателя КГБ были сформированы СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ КГБ СССР (Спецкурсы). Утвержденное Положение о Спецкурсах имело гриф "Сов. секретно", "Особой важности". В соответствии с этим грифом в то время с Положением в полном объеме могли работать начальник Учебного заведения (ВКШ КГБ) и начальник Спецкурсов. Все остальные - лишь в части, их касающейся. Положение о Спецкурсах предписывало иметь три наименования: Специальные курсы КГБ СССР, КУОС (курсы усовершенствования офицерского состава) и в/ч 93526. Наименование Специальные курсы использовалось лишь в системе КГБ, когда решались кадровые и финансовые вопросы. В силу этого было малораспространенным. Название КУОС было позаимствовано с Болотовского спецкурса.

Оно хорошо прижилось как в ВКШ КГБ, так и среди слушателей. В течение всего периода функционирования специального учебного подразделения использовалось наиболее часто. Это наименование, как уже говорилось несколько выше, и давало право именоваться выпускникам "куосовцами". Наименование в/ч 93526 использовалось для почтовой переписки слушателей, солдат и даже преподавателей. Но наибольшее значение оно имело при подготовке слушателей на базах Советской Армии: воздушно-десантной, горно-альпийской, легководолазной.

Все три наименования, надо отдать должное "отцам-разработчикам", наилучшим образом вписывались в учебно-воспитательный процесс на всем его протяжении. И теперь спустя много лет, если спросить, к примеру, на выбор 50 выпускников, где они учились, то все 50 скажут: на КУОС. Два других наименования вызовут у них затруднения при ответе. В связи с этим понятия Специальные курсы и КУОС являются абсолютно тождественными, равнозначными в употреблении. Спецкурсы получили постоянную "прописку" в окрестностях города Балашихи Московской области.

Объект знаменит тем, что в годы войны там проходили обучение разведчики-партизаны из групп П.А. Судоплатова и И.Г. Старинова, в том числе легендарный Николай Кузнецов, чья героическая эпопея хорошо описана в книге Д.Н. Медведева "Это было под Ровно".

Какое-то время там располагалась ШОН - Школа особого назначения разведки, затем 101-я школа внешней разведки, которая в последующем была переведена в другое место в Подмосковье и преобразована в Институт, а затем и в Академию разведки. Спецкурсы - КУОС в своей истории функционировали на первом этапе при ВКШ КГБ (1969-1982 гг.) и на втором - при Краснознаменном институте КГБ имени Ю.В. Андропова (1982-1992 гг.).

Каждое из этих учебных заведений наложило свой отпечаток на судьбу Спецкурсов. Проблема возможного перехода из одного учебного учреждения в другое обсуждалась и прорабатывалась достаточно долго. Были сторонники и противники перехода. Основными противниками перехода были авторитетные ветераны спецназа.

При этом отмечалось, что у ВКШ и Спецкурсов очень много специфически одинакового, включая то, что оба учебных заведения - воинские формирования. Институт такой базы не имел, поскольку в основном готовил разведчиков-дипломатов. Спецкурсы в известной степени были ему в тягость.

Жизнь подтвердила предчувствия ветеранов, в частности И.Г. Старинова.

В период пребывания Спецкурсов в ВКШ был неуклонный подъем во всем. В Институте отношение к Спецкурсам отличалось теплотой, но условий для развития не было. Запас прочности у Спецкурсов был большой, но не беспредельный.


Источник: из книги Владимира Суродина "Спецназ Госбезопасности"


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность