Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Специальные операции: теория, силы и средства / Статьи
Рассечение дороги, проходящей по непроходимой для техники местности: основной тактический прием китайской пехоты
Материал разместил: Валецкий ОлегДата публикации: 04-06-2013

С недоверием и некоторой опаской смотрят у нас на усиление Народно-освободительной армии Китая. Угроза ощущается от нарастающего повышения ее технического оснащения, при этом большая, но слабо оснащенная китайская пехота, не вызывает особых опасений. Мы к ней как бы привыкли. Подразумевается, что реальную угрозу могут представлять только те подразделения китайской армии, которые вооружены сопоставимым по техническому уровню вооружением.

Порой может создаться впечатление, что НОАК – это примерная аналогия российской армии, вооруженная чуть-чуть другим оружием, но просто большая по численности. Это не совсем верно. Отлично не только вооружение и численность, но и то, что можно назвать тактической традицией. Не будет открытием, если сказать, что используемая тактика зависит не только от того, что написано в уставах и других руководящих документах, но и от привычек вести боевые действия теми или иными способами. Эти привычки складываются исторически, в ходе войн, которые ведут вооруженные определенной страны.

Применительно к Китаю совершенно незаслуженно забывается, что по прежнему легко вооруженная в своей основной массе китайская пехота привычна к ведению войны в условиях технического превосходства противника. В ходе войны с Японией, китайской гражданской войны и особенно войны в Корее, такое положение вещей было для НОАК обычным.

Цель данной статьи – попробовать проанализировать, как могла легкая китайская пехота успешно атаковать в условиях полного технического превосходства американцев в ходе Корейской войны, в том числе анализируя опыт действий в относительно сходных условиях других армий. Это позволит более всесторонне подойти к оценке потенциала НОАК, а также обозначит потенциально возможные варианты действий, если российской армии придется воевать в условиях технического превосходства противника.

Общее описание

Военная литература довольно скупа на описание тактики легкой китайской пехоты в ходе удачных боев против американцев и их союзников зимой 1950/1951 годов в Корее.

Имеющаяся информация носит чрезмерно обобщенный характер. Так в военно-историческом исследовании под руководством С.С. Лотоцкого указывается, что китайцы наступление вели преимущественно в ночное время, располагали войска на широком фронте без выраженного массирования сил и средств на направлениях главных ударов, переход в атаку производился часто без огневой подготовки, использовался эффект внезапности, наступавшие войска избегали движений вдоль дорог и открытой местности, одновременно с наступлением главных сил с фронта часть войск, используя промежутки в обороне противника, обходила его части с флангов и тыла и просачивалась в глубину обороны, для нападения на позиции артиллерии и командные пункты, нарушения связи, управления и работы тыла. Там же указывается, что из-за сложностей со снабжением операции осуществлялись на незначительную глубину и продолжительностью от пяти до девяти суток.

Война в Корее 1950-1953, Санкт-Петербург, Полигон, 2000, стр.234-236.

Не многим подробнее американские источники. Также указывается, что китайские войска избегали передвижения войск по дорогам, для атаки скрытно подползали к американским позициям для последующего внезапного броска, осуществляли атаки, сочетая фронтальный удар с одновременными обходами, причем большая часть сил выделялась для обхода.

The Chinese communist forces in Korea, p.58, 60-63 http://www.cgsc.edu/carl/download/csipubs/historic/hist_c2_pt1.pdf

Ничего особо китайского в таких описаниях нет.

Приведем несколько указаний из части 2-й действующего российского Боевого Устава по подготовке и ведению общевойскового боя в части, касающихся атаки в местностях с недостаточным количеством дорог (а именно в таких условиях шла Корейская война).

- В лесисто-болотистой местности наступление ведется вдоль дорог в сочетании с обходами, охватами и широким применением групп просачивания (мотострелковыми подразделениями, действующими в пешем порядке) - п. 334 - В лесисто-болотистой местности летом личный состав мотострелковых подразделений может наступать в пешем порядке без огневой связи с танками и БМП (БТР), которые перемещаются в предбоевом порядке по доступным направлениям. – п.338 - Наступление в горных районов ведется вдоль хребтов, долин и дорог с широким применением обходящих отрядов. Обход и охват противника в сочетании с наступлением с фронта являются наиболее эффективными действиями в горах – п.341 - В горах мотострелковые подразделения на труднодоступных участках атакуют противника в пешем порядке. В зависимости от обстановки мотострелковые подразделения могут наступать в пешем порядке без огневой связи с танкам и БМП (БТР) – п.347 - В северных районах и зимой на труднодоступных направлениях танки и БМП (БТР) продвигаются по дорогам. Спешенные мотострелковые подразделения при глубоком снежном покрове наступают на лыжах. – п.332.

Общая тактическая идея лежит на поверхности – раз местность не дает технике передвигаться вне дорог, то нужно использовать пешие обходящие отряды.

Общую схему их наступательных действий против колонн противника, находящихся на дороге, можно описать таким образом:

1) Находиться участок местности, где действие тяжелой техники вне дорог невозможны, а количество дорог не велико и где передвижение техники противника будет волей-неволей ограничено тонкой ниткой дороги.

2) Находится участок дороги, где можно оборудовать удобную оборонительную позицию, которая сможет хоть на какое-то время остановить продвижение головных подразделений наступающего по дороге противника. Другой вариант – сковать обороняющегося противника атаками с фронта.

3) После сковывания передовых подразделений противника, крупные пешие обходящие отряды (уровня батальона и выше) выходят во фланг растянутой колонне противника и одновременно в нескольких местах перерезают дорогу, образуя лесные завалы, баррикады из захваченной техники, взрывая полотно дороги, образуя глубокие воронки и т.п., а также устраивают огневые заслоны. Одновременно с действиями крупных обходящих отрядов, по всей длине дороги мелкие отряды (уровня взвода) совершают постоянные налеты для введения противника в заблуждения относительно места сосредоточения основных усилий и его изматывания.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.292

4) После образования «котлов», рассыпанных вдоль дороги, они постоянно атакуются, вынуждая окруженные войска расходовать боезапас с большей скоростью, чем он может быть пополнен.

После изматывания окруженного противника предпринимаются попытки уничтожить «котлы» по одному. В результате у врага остается выбор – либо засесть в глухую оборону и ждать помощи извне либо выходить назад вне дорог, бросая тяжелую технику, но выводя людей, либо немедленно прорываться обратно по дороге. В любом варианте первоначальное наступление оказывается сорванным. Все же цель наступающих войск – не заниматься самообороной, а продвигаться вперед. Если же изначально противник оборонялся – то он вынуждается к отступлению.

Тактические особенности

Для целей дальнейшего изложения необходимо подчеркнуть, что такие обходящие отряды именно пешие и действующие, в основном, вне дорог.

Для иллюстрации приведу довольно пространную цитату из книги С. В. Анчукова «Тайны мятеж-войны - Россия на рубеже столетий»:

« Припоминаю учения с 54-й мотострелковой дивизией ЛенВО в районе Аллакурти, когда нашей роте для подтверждения расчетов была поставлена задача "реально совершить обход условного противника" по маршруту в 20 километров. Тогда это было модно, ни одно учение не проводилось без маневров по обходу и охвату противника. Большим любителем подобных экспериментов был генералитет, в том числе начальник штаба округа генерал Тоузаков. Не были исключением и упомянутые учения. Вместо трех часов рота на МТЛ-БВ (гусеничных бронетранспортерах) сутки ползла по болотам, сломали все бревна для самовытаскивания и прибыли к "шапочному разбору" - учения закончились без нас. Это в условиях учебно-боевой обстановки.

Представим себе, что на маршруте оказалось бы 2-3 группы егерей с гранатометами и снайперскими винтовками. Для 56 офицеров и солдат 1 мср 251 полка этот поход был бы последним. 56 человек были бы причислены к пропавшим без вести, а егеря получили бы богатые трофеи. … Такого рода решений с "широким применением обходящих отрядов" было море. …На тех же учениях колонна 251 полка растянулась на 15 километров по северному маршруту Кандалакша-Аллакурти. Это при том, что только 50-60% техники и вооружения было выведено из парка.» «[В] оттепель с последующим легким морозцем при возвращении с других учений штаб 111 дивизии с … батальоном связи добирался до Сортавалы 12 часов, причем последние 40 из 200 километров (от Лахденпохьи до пункта дислокации) колонна ползла 7 часов при средней скорости 6-7 километров в час. Это при расчищенной дороге, при наличии в колонне только автомашин повышенной проходимости. На тех же учениях в результате ошибки "поводыря" при чтении карты колонна батальона связи оказалась в тупике. Машины и прицепы в буквальном смысле выносили на руках, потеряли четыре часа.

С опозданием был развернут узел связи дивизии. Связи в полном объеме не было полсуток. Представим себе, что по соседству оказалась мобильная группа финских лыжников. Очевидно, что связи командир дивизии не дождался бы никогда и за потерю управления был бы как минимум отстранен от командования. Не имея специальной техники, скажем танковых бульдозеров, нечего было даже думать оторваться от автомагистрали или "дорожного направления". Если мехвойска еще были способны кое-как продвигаться проселками, то колонны штабов от полка и выше, подразделения и части тыла в буквальном смысле забивали дороги, растянутые на многие километры, были и остаются прекрасным объектом для нападения малочисленных маневренных [диверсионно-разведовательных групп] с легким вооружением.»

Проблемы для обходящих отрядов создает не только использование техники, но даже лошадей. Так описывает попытку использования лошадей при передвижении вне дорог диверсионным/партизанским отрядом «Красный онежец» М.И.Захаров: «По неопытности командование отрядом взяло с собой обоз из пяти или шести лошадей. Всю поклажу навьючили на лошадей, а сами пошли налегке. За это потом поплатились в полной мере. Во многих местах для обоза пришлось расчищать дорогу, через речки и широкие ручьи налаживать какие-то переправы. … [В следующий раз] действовали поумнее, обоза с лошадьми не взяли, нагрузили вещевые мешки».

Гнетнев К.В., «Тайны лесной войны. Партизанская война в Карелии 1941-1944 годов воспоминаниях, фотографиях и документах»; Петрозаводск, Издательство «Острова», 2007, стр.55, 56

Действие пеших обходящих отрядов вне дорог неизбежно приводит к тому, что вооружены они могут быть только тем, что может унести человек.

Финский полковник Екман, чьи подразделения участвовали в окружении советских 176 и 289 стрелковых дивизий в ходе боев в районе Иломантси (Карелия) в 1944 году, предлагал для действий в условиях лесистой местности отказаться даже от пулеметных рот и переделать их в обычные пехотные, чтобы повысить их мобильность.

Pasi Tuunainen, The Battle of Encirclement at Ilomantsi in July-August 1944, - an example of the application of the idea of Cannae in the Finnish Art of War, Journal of Slavic Military Studies, Volume 19, Issue 1, April 2006, pages 107-122

Даже несколько измененные пулеметы «Максим», которыми вооружались финские пулеметные роты, для действий в лесной местности казались слишком громоздкими.

Однако, необходимость для обходящих отрядов действовать в пешем порядке и нести все на себе превращает их использование, по крайней мере на первый взгляд, в набор тактических недоразумений. Анализ возможностей применения Действительно, что может сделать легковооруженная пехота, против противника, имеющего все разнообразие тяжелого вооружения, пусть даже и привязанного к дороге. При малейшей попытке атаки эта легковооруженная пехота должна быть просто сметена огнем тяжелого оружия, которому ей противопоставить нечего.

Рассмотрим примеры удачных атак легкой пехоты, действовавшей вне дорог.

Первый – атака рейдирующего отряда курсантов Интернациональной военной школы в январе 1922 года в ходе гражданской войны в Карелии на позиции «белофиннов» в населенном пункте Кимас-озеро. Отряд состоял из 136 человек. На вооружении отряда были винтовки (с боезапасом в 200 патронов) и шесть (по другим данным девять) легких ручных пулеметов (с боезапасом в 600 патронов). У каждого было по одной-две гранате. Груз продовольствия был на шесть дней. Общий вес груза каждого курсанта составлял 16 килограмм. Шли без дорог по лесным тропам и снежной целине. Отряд перестроился в боевой порядок на расстоянии одного километра от Кимас-озера. Атака проводилась на фронте около 3 километров. Противник обнаружил приближение курсантов, лишь когда те стали подниматься непосредственно к самой деревне, находящейся на возвышенности. Около роты противника, не имея возможности развернуть свои силы, открыло беспорядочный огонь из дворов и окон. Перестрелка продолжалась около 20 минут, к 9 часам утра позиции противника были захвачены.

Тойво Антикайнен: Жизнь и подвиг; Петрозаводск, Издательство «Острова», 2008, стр.19, 21-23, 28, 29

Совершенно очевидно, что этот воспетый впоследствии в романе Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера» и в художественном фильме «За советскую Родину» бой удался для «красных финнов» только потому, что для «белофиннов» атака была внезапной.

Будь «белофинское» охранение чуть лучше организовано – провал атаки с большими потерями для атакующих был бы обеспечен.

Второй пример относится уже к Финской войне.

Речь пойдет об атаке 1го батальона 27 пехотного полка финской армии в ночь с 1 на 2 января 1940 года, направленной на рассечение колонны 44й советской дивизии на дороге Раате, недалеко от Суомуссалми. На расстоянии примерно 350-370 метров от позиций наших войск, располагавшихся вдоль дороги, находилась невысокая гряда, примерно параллельная дороге. За грядой финны развернули в цепь две роты (финская рота была чуть меньше 200 человек), третья рота батальона оставалась в резерве за грядой. Фронт атаки был примерно 450 метров. На фланги были поставлены по 6 пулеметов Максим, которые во время атаки пехоты должны были вести огонь по участкам дороги, находящимся справа и слева, изолируя, таким образом, атакуемый участок. Атака началась примерно в полночь, бесшумным сближением с нашими позициями. Финнам в целом это удалось, наше боевое охранение, находившееся примерно в 50-60 метрах от дороги было снято без особого шума. В момент броска финнов на наши основные позиции по ним открыли огонь несколько наших счетверенных пулеметных установок, однако финны были уже слишком близко, и огонь из них шел поверх голов атакующих. Атакующие финские пехотинцы были вооружены в основном пистолетами-пулеметами и гранатами.

William R.Trotter, Frosen Hell: The Russo-Finnish Winter War of 1939-1940; Chapel Hill, North Carolina, Algonauin Books of Chapel Hill, 2000, p.115, 163-165

Ситуация, в целом, аналогична с первым примером - счетверенные пулеметные установки могли бы смести атакующих «белофиннов». Атака удалась потому, что сохранился элемент внезапности.

Совершенно очевидно, что легкая пехота просто не может подавить огнем противника, имеющего тяжелое вооружение. На успех она может рассчитывать только при использовании эффекта внезапности. При завязывании длительного боя легкая пехота, имеющая, как правило, только носимый на себе боезапас, вынуждена будет быстро выходить из боя. Возникает понятное сомнение – разве можно всерьез рассчитывать, что при систематических атаках легкой пехоты у нее столь же систематически пользоваться будет получаться внезапностью атаки для достижения успеха. На первый взгляд – это просто невозможно. Слишком легко исключить возможность внезапного нападения надлежащей организацией охранения. И даже если один или один два раза такая атака получиться, то противник поймет и отреагирует на опасность.

Систематически добиваться успеха с помощью внезапности кажется невозможным. Второе недоразумение, связано с тем, что противник, контролирующий дорогу очень быстро может перебросить резервы, в том числе бронетехнику, к месту атаки. Даже если атакующая легкая пехота умудриться захватить участок дороги и организовать там заслон, то сбить ее не должно составить труда.

Зимой 1941/42 гг. немцы удерживали тонкие нитки шоссе, в то время как в непосредственной близости от дорог в лесных массивах были наши войска, следующим образом. Они расчищали дорогу так, что по обеим сторонам возникли снежные валы, доходившие порой до трех метров. В некоторых местах их обливали водой, и они обледеневали, становясь препятствием не только для пехоты, но и для танков. Валы защищали дорогу от наблюдения. По шоссе передвигались специальные подвижные группы – пехота на мотоциклах и на машинах, бронеавтомобили и танки (штурмовые орудия). Пехота перевозила с собой лыжи и при необходимости совершения маневра вне дороги могла быстро ими воспользоваться. По дорогам курсировали патрули, кроме того деревни, находившиеся вдоль дороги, превращались в опорные пункты.

В качестве примера, можно привести следующий состав тактического резерва немцев: рота мотоциклистов-лыжников, лыжно-саперная рота, несколько самоходных штурмовых орудий и 8 разведывательных броневиков (в районе Нащекино, февраль 1942 года). В другом случае немецкая контратака против нашего1092 стрелкового полка, перерезавшего Варшавское шоссе севернее Подберезья 26 января 1942 г., осуществлялась немецкой пехотой при поддержке 4 танков и 3 бронеавтомобилей. Насколько эффективным могут быть действия мобильных резервов, вооруженных тяжелой техникой, говорит хотя бы тот пример, что конная группа Белова, имевшая 28 тыс. человек, в том числе пять лыжных батальонов, в январе 1942 г. не могла оседлать Варшавское шоссе. Лишь на короткие промежутки времени у нее получалось захватывать небольшие участки дороги. Их удержание получалось только пока не заканчивался очень ограниченный запас артиллерийских снарядов конной гуппы.

Генерал-полковник Белов П.А., «За нами Москва», М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1963, Стр.177, 178, 181, 186 Ильюшечкин А.А., Мосягин М.П., «Зайцева Гора: Хроника трагедии (февраль 1942 – март 1943 гг.), Магадан, Издательский дом «Дикий Север», 2008, стр.10

Раус Э., «Танковые сражения на восточном фронте», Москва, Издательство «АСТ», 2006, стр. 165, 172, 175

Определенное сходство имеет ситуация, в которой оказались окруженные американцы во время немецкого контрнаступления в Арденнах в декабре 1944 года.

В районе Шенберга (Schoenberg) на территории площадью примерно десять на семь с половиной километров попало в окружение около 9000 американских солдат из 422го и 423го полков 106 дивизии, а также части других подразделений.

Американцы на первых порах не испытывали недостатка в боеприпасах. Окруженные были на лесистых возвышенностях. Дороги контролировал немецкий 293 пехотный полк, один артиллерийский батальон и 668 Ост-батальон из бывших советских военнопленных. Вдоль дороги немцы располагали опорные пункты с одним 88мм орудием в каждом. Опорный пункт мог усиливаться сдвоенной зенитной установкой.

В качестве мобильного резерва использовались танки, в том числе захваченные у американцев. К тому же немцы атаковали находящиеся в окружении войска, что влекло быстрое исчерпание боезапаса у окруженных. Несколько попыток американцев перейти контролируемые немцами дороги, чтобы пробраться к своим, провалились. В конечном счете большая часть американских солдат сдалась.

Charles Whiting, Death of a division, Plymouth and London, Clarke, Doble and Brendon Ltd, 1980, p. 83, 92, 94, 106, 107, 108, 113

Наконец, третье недоразумение заключается в том, что по захваченному участку дороги можно организовать ведение огня артиллерией или атаку с воздуха. Они неизбежно сметут легкую пехоту с дороги. Широко известен прием обеспечения проводки колонн техники называемый перемещением артиллерии «перекатами».

В упрощенном виде его можно описать следующим образом: Одна группа артиллерийских орудий разворачивается в готовности к немедленному открытию огня по противнику, если тот нападет на колонну. Другая группа движется вместе с колонной. По мере движения колонна удаляется от первой артиллерийской группы. Поэтому, еще до выхода колонны из зоны эффективного огня первой группы, вторая группа прекращает движение и занимает позиции для открытия огня. После этого первая снимается со своих позиций и догоняет колонну. Так по мере движения группы постоянно меняются. В любой момент времени, пока колонна движется, есть артиллерийская группа, готовая сразу открыть огонь. В тех случаях, когда отрыв артиллерийской группы от колонны с последующим догоном ею колонны не допустим (догоняющая группа может быть атакована в время догона), марш организуется таким образом, чтобы артиллерийские подразделения могли достигнуть головы колонны, обгоняя остальную технику колонны. Там они разворачивается в готовности к ведению огня. Снимается с позиций они начинают при приближении к ним конца колонны, а затем пристраиваются колонне в хвост. После этого, артиллерийская группа сразу приступает к обгону остальной техники колонны. Таким образом, они всегда находятся вместе с другими подразделениями колонны и могут быть защищены ими от ближнего нападения.

Справедливости ради следует отметить, что артиллерийское и воздушное прикрытие требует отлаженного наведения. Наведение в без- или малоориентирной местности (например, леса или горы), где, зачастую, нападения и осуществляются, не так просто. Каждом взводу по артиллерийскому и/или авианаводчику не придашь. Тем не менее, пусть и с запозданием, но на легкую пехоту, атакующую колонну, практически всегда может быть обрушен огонь тяжелого оружия, которому такой пехоте противопоставить нечего. Когда американским командованием было принято решение на отход из зоны Чхонсанского водохранилища, то китайские заслоны на перерезанной дороге сбивал по существу один танк. Он просто подъезжал к заслону и стрелял до тех пор, пока не разгораживал дорогу. После чего выходящая из окружения американская колонна продолжала движение.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.237, 275

Опровержение

Казалось бы все очевидно – легкая пехота не может успешно перерезать дорогу, которую контролирует противник, имеющих достаточное количество тяжелого оружия и боеприпасов к нему. Однако, этот логический вывод зачастую опровергается боевой практикой. Про невозможность «постоянной внезапности»

По результатом зимней компании 1950/51 гг. в Корее в американской армии было предпринято детальное исследование действий пехоты и использования ею своего оружия.

Один из выводов этого исследования стоит процитировать: «Очень высокий процент наиболее важных боестолкновений проходил в таких условиях, что наша [американская – прим.авт.] артиллерия не могла нанести значимый ущерб противнику, непосредственно давившему на линии обороны нашей пехоты, кроме частичного воспрещения подвода поддержек и частичного закрытия путей отхода. … Опознавание противника происходило на дистанциях от 15 до 150 метров от главной линии сопротивления – слишком близко и слишком поздно, чтобы организовать успешное применение артиллерии. Частично это объясняется недостаточным патрулированием и охранением, хотя эти ошибки не являются больше хроническими. … Вкратце, у нас нет для этого необходимого количества солдат, а те, которых мы имеем, не имеют безграничных физических сил, чтобы патрулировать, охранять и строить оборонительные сооружения, в такой степени, чтобы сделать оборонительные позиции Восьмой Армии относительно безопасными от внезапных нападений. [курсив мой – прим.авт.] Наша пехота принимает ситуацию такой, какая она есть и психологически ориентированна на бой с китайским коммунистическими войсками на короткой дистанции, не особо ожидая помощи от тяжелого оружия поддержки»

S.L.A.Marshall, Commentary on infantry operations and weapons usage in Korea, Winter of 1950-51; Chevy Chase, Maryland, Operations research office, The Johns Hapkins University, 1951, p.6, цит.по: http://www.koreanwar-educator.org/topics/reports/index.htm

Следует предположить, что свою роль играет многократность, и, зачастую, одновременность нападений в разных местах вдоль дороги.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.111

В ходе успешных для китайской армии действий в Корее зимой 1950/51 гг. безусловно были и неудачные нападения на американские войска.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.78, 83, 89

Однако, быть одинаково хорошо готовым к отражению нападений на любом участке дороги в любое время не получается. Некоторое число атак оказываются удачными.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.109-110

В ходе отхода американцев от Чхонсанского водохранилища китайцам удавалось каждые несколько часов прорываться к дороге и выводить из строя по машине, которая перегораживала движение остальной американской колонне.

Max Hastings, The Korean war, Basignstoke and Oxford, Pan Books, 2000, p.187 Дорога перерезается.

Последствия такого перерезания могут быть неадекватно тяжелыми для привязанных к дороге войск по сравнению с размером достигнутого атакующими успеха. Захваченным может быть позиция одной роты, а снабжения лишиться целая дивизия. Как бы «легко» не было сбивать заслоны на перерезанной противником дороге, это занимает время, связано с жертвами, потерями в технике и, главное, расходом боеприпасов и других материалов. Бой требует колоссального расхода боеприпасов. От «заведомо безуспешных» атак то же нужно отбиваться, расходуя боезапас. И если дорога перерезается то в одном месте, то в другом, то наступление группировки войск, идущее вдоль дороги, становиться затруднительным. Регулярность атак, направленных на перерезание дороги, заставляет переключиться с продолжения наступления, на поддержании единственной коммуникации открытой. Возможность осуществления успешной самообороны, еще не означает возможность продолжения наступления. Если легкая пехота, действующая вне дорог, может поддерживать интенсивные боевые действия, она в состоянии «измором» вынудить привязанного к дороге противника отступать, пусть даже не разгромив его.

Про артиллерию Особо следует остановиться на артиллерии. Она довольно «прожорлива» на боеприпасы.

В условиях, когда по движение по единственной снабжающей дороге постоянно прерывается, обеспечить регулярность подвоза снарядов становится практически невозможно.

В ходе боев в районе Чхонсанского водохранилища артиллерия американцев (кроме, пожалуй, минометов) перестала играть сколько-нибудь заметную роль к концу первых суток боев из-за исчерпания боезапаса и холода, воздействие которого на снаряды и орудия резко снижало меткость и скорострельность артиллерии.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.134-135

Другой проблемой было то, что атаки китайцев на пехотные подразделения происходили одновременно с атаками на артиллерийские позиции, в результате чего последние вынуждены были оборонять сами себя, а не поддерживать другие подразделения.

http://www.history.army.mil/books/korea/30-2/30-2_CON.HTM Russell A. Gugeler, Army Historical Series, Combat Actions in Korea, CMH Publication 30-2 CHAPTER SIX, Chosin Reservoir

Сочетание постоянных налетов небольших партий на дорогу и периодических атак крупными силами, затрудняют определение, когда нужно использовать артиллерию максимально интенсивно, а когда ограничить расход боеприпасов. В идеале при трудностях снабжения снарядами нужно делать так: если атака идет значимыми силами – наваливаться на атакующих огнем, если малыми – арт.огонь не вести, пусть отбиваться пехота. Но в том то и проблема, что определить, насколько серьезна атака в момент этой самой атаки – не самая простая задача для людей, борющихся за свою жизнь. Перепахивание снарядами пустых мест – неизбежность. Все это вынуждает артиллерию лимитировать расход боеприпасов, что сильно сказывается на эффективности ее применения.

Про авиацию Сказанное выше правда не объясняет, как китайцы могли удерживать заслоны на дороге от ударов американской авиации. Ее было много, противодействия в воздухе в период наиболее успешных китайских наступлений она практически не встречала, а проблем с ее снабжением бомбами, контейнерами с напалмом, и снарядами не было никаких. Лес на корейских горах далеко не везде сплошной. Во многих местах между дорогой и горами местность открытая.

http://www.history.army.mil/books/korea/30-2/30-2_CON.HTM Russell A. Gugeler, Army Historical Series, Combat Actions in Korea, CMH Publication 30-2 CHAPTER SIX, Chosin Reservoir

И тем не менее, разгром китайцами 2й американской дивизии про отступлении из Кунури (Kunuri) и выдавливание американской морской пехоты из района Чхонсанского водохранилища происходили под непрерывными бомбардировками американской авиацией китайских позиций.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.102, 121

Ответ на вопрос как это было возможно не столь сложен – китайцы просто окапались.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.135, 364

Причем окапывались несмотря на двадцатиградусные морозы. В качестве небольшого отступления, отметим, что американцы в тех же обстоятельствах делали из консервных банок подобие кумулятивных зарядов и подрывали верхние 30 см. промерзшего грунта.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.155

После прорубания верхнего замерзшего слоя, дальнейшая отрывка сложностей не представляла.

http://www.history.army.mil/books/korea/30-2/30-2_CON.HTM Russell A. Gugeler, Army Historical Series, Combat Actions in Korea, CMH Publication 30-2 CHAPTER SIX, Chosin Reservoir

Авиация американцев совершала большое число самолето-вылетов для поддержки своих войск, когда те попали в окружение в районе Чхонсанского водохранилища. Роль той поддержки, которую она оказывала как непосредственно бомбардировкой и обстрелами китайских войск, так и в плане снабжения нельзя недооценить. Но обеспечить такую поддержку, чтобы американцы могли продвигаться вперед или, хотя бы, не отступать – этого авиация сделать не могла.

«Противосамолетные» свойства заслонов на дороге

Здесь следует подчеркнуть, что китайские заслоны на самой дороге, зачастую, не находились. Мало того, они отнюдь не всегда включали минирование дороги, ее повреждение взрывами или организацию лесных завалов. Дорога, в основном, блокировалась самими американцами, точнее, поврежденной американской техникой.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.335 David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.551

Даже в тех случаях, когда дорога баррикадировалась стволами деревьев, солдат непосредственно у завала не было.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.28,29,30

Например, на 16-и километровом участке между Кото-ри (Koto-ri) и Хагару-ри (Hagaru-ri) китайцами было создано девять лесных завалов, в непосредственной близости ни с одним из которых не было китайских позиций.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.145

Заслоны были, прежде всего, огневыми.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.231

Параллельно дороге на склонах возвышенностей китайцы сооружали окопы и ДЗОТы из которых вели огонь из стрелкового оружия и минометов по всему, что двигалось по дороге.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.383, 384, 387, 388, 390

Во многих случаях, позиции оборудовались заранее. Во время продвижения американцев вперед они находили большое количество позиций, которые считали брошенными.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.18, 28

Американцы некоторое время свободно «пропускались» через них китайцами. Нередко, позиции китайских пулеметов находились на значительном удалении от дорожного полотна.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.30, 290, 292, 329

Хотя во многих случаях китайские позиции располагались в 100-150 метрах от дороги, а в некоторых случаях и ближе.

http://www.history.army.mil/books/korea/30-2/30-2_CON.HTM

Russell A. Gugeler, Army Historical Series, Combat Actions in Korea, CMH Publication 30-2

INFANTRY IN BATTLE, CHAPTER FIVE, Artillery at Kunu-ri David Halberstam,

The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.453

О «противотанковых» свойствах стрелкового оружия заслонов Да, описанные выше заслоны не был в состоянии воспрепятствовать проходу танков, а равно обеспечить полную непроходимость дороги для американцев. Использования китайцами ручного противотанкового оружия (базук) в ходе окружений американских войск было эпизодическим из-за его отсутствия в значимых количествах. Хотя, конечно, были и исключения, например, когда головной танк американской танковой роты, возглавлявший колонну разблокирования, и ремонтно-эвакуационная машина, наскочили на мины на таком участке, дороге, что объехать их не было возможности. Образовавшаяся «пробка» была подвергнута сильному обстрелу из китайских укрытий на склонах и, несмотря, на их интенсивный обстрел из танковых орудий не смогла подавить китайские позиции. После исчерпания запаса снарядов к танковым орудиям американцы отступили.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.140

Неэффективность стрельбы из 90мм танковых орудий по китайским заслонам не было единичным случаем.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.336, 341

При стрельбе из пулеметов на больших дальностях вообще не просто гарантированно попасть в движущуюся цель. Однако, как показала практика, частично проходимых заслонов было вполне достаточно для того, чтобы вынудить технически превосходящего противника отступать. Связано это с рядом факторов. Любое соединение, в том числе бронетанковое, снабжается с помощью грузовиков, которые выводятся из строя огнем стрелкового оружия и минометов.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.551

Сколь бы неуязвимыми не были бы танки, без снарядов и горючего они много не навоюют. Эффективность американских танковых орудий против китайских заслонов существенно ограничивалась тем обстоятельством, что танки не могли надолго останавливаться на дороге. Одни должны были двигаться. Время на обстрел одной китайской позиции на возвышенности было ограничено. Остановившийся танк мог либо полностью запереть движение по дороге, либо создать условия для существенного замедления скорости движения, что делало грузовики гораздо более уязвимыми. Протяженность китайских заслонов была значительна. Дорогу перекрывали, не мелкие диверсионные подразделения, а полки и даже дивизии.

Например, отход 2-й американской дивизии из Кунури (Kunuri) проходил по «огневому коридору» несколько километров длинной.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.449

А общее количество пулеметных китайских пулеметных позиций оценивалось американцами в 40 единиц.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.515

Пока в одном месте американский танк беспрепятственно стреляет по горам, в другом месте горы беспрепятственно стреляют по американским грузовикам. При прохождении через китайский «огневой коридор» помимо потерь в живой силе и грузовиках, нарушалась управляемость подразделениями.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.451, 453

http://www.history.army.mil/books/korea/30-2/30-2_CON.HTM

Russell A. Gugeler, Army Historical Series, Combat Actions in Korea, CMH Publication 30-2 CHAPTER SIX, Chosin Reservoir

Механизм нарастания неуправляемости не сложен. Во-первых, огнем стрелкового оружия и минометов с техники сбивались радиоантенны. Во-вторых, при поражении одного грузовика, личный состав, который на нем ехал, распределялся по нескольких идущим позади машинам. Зачастую, в машины чужих подразделений. Машины, которые подбирали этих солдат, отставали от колонн своих подразделений. В результате, по мере продвижения через заслон подразделения все более и более перемешивались (как люди так и техника). Наконец, гибли командиры, многие из которых передвигались в открытых джипах.

Упомянутая выше 2я американская дивизия после прохождения китайского заслона в течение двух недель не могла восстановить боеспособность.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.515, 456

Чтобы показать результативность китайских заслонов, можно привести такие цифры: в одной из рот, прошедший через такой заслон, из 170 человек осталось 10, в одном из батальонов из 600 человек около 140.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.456

Даже в тех случаях, когда заслоны успешно сбивались, это происходило очень медленно. Так, при отходе из района Чхонсанского водохранилища за 2 декабря 1950 г. американцы сбили три заслона и восстановили один взорванный мост. Применялась авиация и упомянутый выше единственный танк. Продвижение составило всего несколько километров. На это ушел целый день боя. Все это время колонна американцев находилась под обстрелом китайцев из стрелкового оружия.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.273-276

Можно привести другой пример скорости преодоления препятствий на дороге. Чтобы заполнить снегом, утрамбовывая его, одну единственную воронку на дороге, специально сделанную китайцами, при наличии бульдозера у американцев ушло 45 минут.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.378

Ошибочная оценка японских неудач Относительно пренебрежительное отношение к обходящей тактике легкой пехоты, частично, может быть связано с наличием исторических примеров, когда такая тактика не срабатывала совсем.

Наиболее характерный прием – действие японской армии в середине и конце второй мировой войны. В начале войны блестящие успехи японской армии в ходе войны против англичан в Малае и на первоначальном этапе войны в Бирме и Новой Гвинее, а также против американо-филиппинских войск на Филиппинах, в значительной степени были связаны с использованием тактики пеших обходящих отрядов.

«Jungle Warfare” from Intelligence Bulletin, November 1942 http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/jungle-warfare.html

“Japanes Jungle Warfare” from Intelligence Bulletin, April 1944 www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/japanese-jungle-warfare.html

“Ground forces (Japan)” from Intelligence Bulletin September 1942 www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/ground-forces-japan.html

“The Burma campaign” from Intelligence Bulletin, November 1942 http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/burma-campaign.html

“Japanese Warfare as seen by U.S. Observers” from Intelligence Bulletin, May 1943 http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/japanese-observers.html

“Comment on Japanese by British Soldier” from Intelligence Bulletin, September 1943 http://www.lonesentry.com/articles/intelligence-report/japanese.html и другие публикации на том же сайте

Как следствие ее очень высокой эффективности, перерезание дорог, при заходе пеших обходящих отрядов в тыл, стало превращаться для японцев чуть ли не в самоцель.

“Japanese offensive Tactics” from Tactical and Technial Trends, no.32, August 26, 1943 www.lonesentry.com/articles/ttt/jap-offensive-tactics-doctrine.html

Заход в тыл сам по себе может срабатывать.

Все же боязнь окружения – вполне понятное явление и сбрасывать со счета психологический фактор совсем нельзя. Ни англичане, ни американцы на первых порах не были готовы к систематическому применению японцами тактики обходящих пеших отрядов. Интенсивность применения японцами этого тактического приема была настолько внезапной, что по началу противопоставить что-либо у американо-филиппинских войск и у англичан получалось плохо. Однако, рано или поздно противник «привыкает» к таким действиям.

Так произошло и с врагами японской армии. Все же, относить неудачи японцев в середине и конце второй мировой войны на сам тактический прием ошибочно. Проблема была в другом.

Японцы уделяли большое внимание планированию и осуществлению маневра по выходу на тыловую дорогу противника, выбору атакуемого участка, но весьма плохо организовывали непосредственную атаку на дорогу.

В ходе войны отмечалось, что японцы жертвовали предварительной разведкой объекта атаки в пользу скорости маневра. В связи с трудностями управления из-за отсутствия связи и склонности полагаться на инициативу младших командиров на немецкий манер, японские атаки зачастую плохо координировались.

Сложности организации атаки ночью (а именно в это время суток атака легкой пехоты имела наибольшие шансы на успех – ночь позволяла подходить ближе к позициям противника незамеченными и снижала эффективность его огня) еще больше ухудшали взаимодействие.

В результате получалось так, что общая атака распадалась на множество разновременных атак мелких подразделений, причем эффект внезапности терялся после атаки первого из них.

Это давало возможность разбивать атакующие подразделения по частям, сосредотачивая огонь то на одной, то на другой группе японских солдат. Необходимость сохранить управляемость подразделениями влечет сокращение расстояний между отдельными солдатами, вплоть до того, что нужно сохранять возможность дотянуться до соседа рукой. Как следствие – скучивание солдат. А скученные группы представляют собой хорошую цель для противника.

В связи с отсутствием радиосвязи между подразделениями, раз отданный приказ было крайне сложно изменить. Поэтому атаки продолжались даже после того, как эффект внезапности терялся, что не давало тактического результата, лишь приводя к бесполезным потерям. Попытки организовать взаимодействие с артиллерией отсутствовали. Кроме того, войска зачастую плохо снабжались продовольствием и должны были питаться тем, что собирали сами.

Handbook on Japanes military forces 1 october 1944 War department

Technical Manual TM-E-30-480 http://www.ibiblio.org/hyperwar/Japan/IJA/HB/HB-7.html

Будем справедливы к японцам, часть сложностей носит объективный характер. В густом лесу (джунглях), вывести сколько-нибудь крупное подразделение на рубеж развертывания и развернуть его даже просто в цепь (не говоря о выделении штурмовых групп и/или групп огневой поддержки), да еще и ночью, и все это при необходимости соблюдения радио- и просто молчания для сохранения внезапности (звуки ночью далеко слышны) – не просто сложная, а очень сложная задача. Лес – местность малоориентирная, и с ограниченной видимостью.

При личном участии автора этих строк пехотный взвод не смог пройти ночью в лесу и 100 метров, не развалившись на две потерявшие друг друга части. Стоило чуть зазеваться одному солдату (все время хочется посмотреть под ноги, чтобы не споткнуться) – шедшая впереди его часть подразделения тут же пропала из виду. При попытке догнать ее, отставшая часть ушла в другом направлении. Когда ошибка в направлении движения стала очевидной развернуться стоило больших усилий – передовые солдаты уже шли назад, а те кто шли позади – еще продолжали идти вперед. Мгновенно относительно управляема колонна (команды можно передавать по цепочке) превратилась в неуправляемую толпу. Благо это были всего лишь учения, и при помощи ора удалось собрать взвод обратно.

В боевых условиях такое событие повлекло бы утрату внезапности и, как следствие, высокую вероятность провала атаки. Нельзя сказать, что японцы не пытались как-то справиться с этими сложностями. Они высылали впереди основных подразделений специальные группы солдат, которые прокладывали и обозначали подручными средствами маршрут, а атаковать ночью стремились вверх по склону, чтобы вершина холма служила общим ориентиром. Использовалась также стрельба осветительными ракетами и трассирующими пулями для обозначения целей и границ атакуемых участков. Однако, в целом японцам не удалось добиться скоординировано осуществления атак. Поначалу, их ошибки были не так незаметны. Но затем союзники приспособились к стилю ведения боевых действий японцами.

Подводило японцев и то, что основанная масса пехоты была вооружена винтовками, которые нужно было перезаряжать вручную после каждого выстрела. Шансы быстро броском достигнуть противника и заколоть его штыком оценивались японцами как более высокие, чем вероятность поразить противника огнем стрелкового оружия во время броска. В результате практически все атаки японцев осуществлялись без подавления противника огнем. Для сравнения, китайские войска в Корее имели достаточно много легкого автоматического оружия, что позволяло во время броска в атаку вести огонь на ходу.

Общий вывод из японского опыта довольно очевиден – войска должны быть подготовлены к осуществлению атак в густом лесу. Простота обходного маневра только кажущаяся. Количество «мелочей», которые могут повлечь провал этого маневра довольно велико. Ограничение по применению Как любой тактический прием, тактика «внедорожных» обходящих отрядов, имеет свои ограничения по возможностям эффективного применения.

1. Одним ограничением служит плотность войск противника, расположенных на дороге.

Невозможность оседлать Варшавское шоссе конным корпусом Белова, упомянутая выше, в значительной степени объясняется плотностью расположения опорных пунктов немцев вдоль дороги. Можно привести следующие данные: на 50 километровом участке Варшавского шоссе от Юхнова до Милятина их насчитывалось более тридцати.

Ильюшечкин А.А., Мосягин М.П., «Зайцева Гора: Хроника трагедии (февраль 1942 – март 1943 гг.), Магадан, Издательский дом «Дикий Север», 2008, стр.10

Сходным образом, в ходе боевых действий в Новой Гвинее американцы для удержания дорог каждые 400-500 метров организовывали опорный пункт на один-два взвода.

Some Japanese Defensive Methods, from Tactical and Technical Trends, N24, May 6, 1943 www.lonesentry.com/articles/ttt09/japanese-defensive-methods.html

Это означает, что промежутки между опорными пунктами перекрывались огнем стрелкового оружия, а любая попытка оседлать дорогу неизбежно была связана со штурмом опорного пункта.

Правда, оборона дороги таким образом требует задействовать большое числа людей и средств. Немцы прекрасно понимали, что судьба их 4й полевой армии зависит от того, контролируют ли они единственную артерию снабжения - Варшавское шоссе - или нет. Они выделили достаточный наряд сил на ее оборону. Однако, позволить себе такую «роскошь» можно далеко не во всех условиях.

Нужно не забывать, что оборона дороги - не самоцель. Группировка сил, которая ведет фронтальные бои, должна оставаться достаточной, чтобы она могла пробиваться вперед в случае наступления или останавливать фронтально атакующего противника при обороне. Зачастую у командования нет возможности одновременно иметь и сильную группировку на фронте наступления/обороны и частые сильные опорные пункты вдоль всей дороги снабжения. Как следствие – длинные участки дороги остаются вынужденно неприкрытыми, что создает предпосылки для действий пеших обходящих отрядов.

В определенном смысле, финское генерального контрнаступление 23 декабря 1939 года на Карельском перешейке частично базировалось на идее перерезания дорог снабжения, действиями «внедорожной» пехоты. Например, 90 стрелковая дивизия, стоявшая непосредственно перед фронтом Линии Маннергейма, снабжалась по единственной дороге, шедшей во многих местах через лес. Соблазн ее перерезать в тылу дивизии был слишком велик. Однако, количество наших войск было таково, что генеральное контрнаступление финнов наши просто не заметили, приняв его за вылазки отдельных рейдовых групп.

2. Другим, сходным, ограничением служит наличие плотного фронта, который пересекает дорога. Лесная или гористая местность затрудняют его образование, но полностью этого не исключают. Если нет мест, через которые можно осуществлять снабжение пеших обходящих отрядов без боя, то их действия практически не имеют шансов на успех.

Пешие обходящие отряды нужно снабжать. Разумеется, не так как механизированные подразделения, но все равно снабжать нужно. Им нужны пополнение боеприпасами, резервами, продовольствием, требуется вывозить раненых и т.п. К их снабжению можно условно выделить два похода.

Первый, условно «финский» заключается в том, что «обход» по бездорожью может быть только на такую глубину, на которую можно осуществить нормальное снабжение. В качестве примера, максимальная длинна «обхода» для зимних условий лесной местности северного приладожья оценивалась финнами примерно в пять километров.

http://www.winterwar.com/Tactics/FINtactics.htm

Зимой финны широко использовали лодочки-волокуши, в которые «впрягались» один или несколько лыжников для подвоза боеприпасов, пулеметов, минометов, пищи и вывоза раненых. «Внедорожное» снабжение осуществлялось также по проложенным через снег дорогам-времянкам. Их прокладывали так: сначала шел лыжник, за ним пробиваясь через снег несколько солдат, взламывая своими ногами наст, по проложенной тропке лошади протаскивали сани, сначала пустые, затем груженные; затем протаскивались сани с бревном, делавшим борозду по центру пути, после чего шел снегоотвал (снежный плуг), за ними еще несколько саней выравнивали дорогу и наконец, дорога поливалась санями с цистерной воды.

Финский военный киножурнал Jatkosodan Katsaukset Hyökkäävät Kamerat Puolustusvoimat Estittää Katsaus 40

Второй подход к снабжению можно условно назвать «японо-китайским».

Войска проталкиваются вперед насколько позволяет человеческая выносливость. Вплоть до того, что войска перестают снабжаться продовольствием. В японской армии войскам нередко отдавался приказ находить продовольствие самостоятельно по ходу движения. Пока война шла в относительно густонаселенных районах (например, в Малае) выполнение приказа было возможно.

В ходе же Бирманской компании, в местностях с редким населением, удаленность от баз снабжения в некоторых случая приводила к голоду среди японцев. Чрезвычайно холодной зимой 1950 года в Корее китайские войска не снабжались в достаточной степени средствами обогрева. Мало того, чтобы избежать обнаружения с американских самолетов, им запрещалось разводить костры.

Количество обмороженных у китайцев было велико. Если верить американским источникам, у китайцев был простой подход к решению проблемы обмороженных – они просто продолжали участвовать в боевых действиях.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.510, 432

Но как не облегчай подвоз, без снабжения боеприпасами воевать не возможно.

Даже если у боевых подразделений пехоты получается прорваться в тыл к противнику, но подразделения снабжения и резервы не могут пробиться через фронт, провал всей операции по перерезанию дороги неизбежен.

В ходе боев против американо-филлипинских войск на полуострове Батаан (о.Лусон, Филлипины) 15 января 1942 года японцы совершают обход позиций 1й регулярной дивизии противника по «непроходимым» горным лесам (джунглям) и блокируют дорогу снабжения на гряде Маубан (Mauban ridge). Попытки их сбить с дороги проваливаются. В результате вся оборонительная линия американо-филиппинских войск 22 января 1942 года откатывается назад. Японцы предпринимают сходный маневр против следующей линии обороны американцев, у них снова получается провести в тыл противника свои подразделения, но на этот раз у американцев получается закрыть разрыв в линии фронта.

Отрезанные от снабжения и резервов, оказавшиеся в тылу противника японские войска в период с 23 января по 17 февраля 1942 года уничтожаются в так называемом «Сражении за котлы окружения» (Battle of the Pockets).

3. Наконец, тактика обходящих пеших обходящих отрядов не работает, если отрезанным частям противника удается удержать участки местности достаточные для организации снабжения по воздуху, хотя бы методом сброса грузов на парашютах. Удерживаемые участки не должны быть слишком маленькими, учитывая, что ветер сносит сбрасываемые на парашютах грузы в сторону, а возможность снижения самолета над территорией, контролируемой противником ограничена. Попытки атак легкой пехоты в условиях, когда они не приводят к исчерпанию боезапаса у обороняющихся, приводят к большим потерям у атакующих, не достигая цели.

Так произошло в бояхи пр Чипионгни (Chipiongni)13-15 февраля 1951 г. во время войны в Корее и 5-23 февраля 1944 года в ходе бирманской компании в так называемом «сражении за базу тылового снабжения»(Battle of the Admin Box) .

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.542-545, 444 www.burmastar.org.uk/arakan_victory.htm

Если обобщить, то приведенные ограничения лишь подтверждают, что тактика пеших обходящих отрядов не является чудо – приемом, неизбежно ведущим к победе. Да, при определенных условиях, она может позволить легко вооруженной пехоте, действовать против более основательно вооруженного противника. Однако, количественный фактор, как обычно, имеет значение.

Ставить знак равенства между этой тактикой и действиями мелких диверсионных (партизанских) групп нельзя. Техническое превосходство привязанного к дороге противника также играет ему на руку. Оно сужает возможность допускать ошибки при планировании и осуществлении действий легкой пехоты. Наказания за ошибки, допущенные легкой пехотой «обходящих отрядов», от лучше вооруженного противника могут быть значительно тяжелее, чем за ошибки при действиях равноценно вооруженных сторон. С другой стороны, не стоит преувеличивать трудности и ограничения тактики обходящих отрядов.

Да, так воевать сложнее и неудобнее, однако, когда не остается выбора, так воевать и добиваться успехов можно. Во время войны в Корее, неверие американского командования в возможность успешных действий легкой китайской пехоты при полном господстве американцев в воздухе, сыграло не последнюю роль в неготовности американцев противостоять на первых порах китайской армии.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.370-371

Техническое превосходство американцев в сочетании с таким неверием, на какое-то время превратило техническое превосходство в недостаток, привязывая войска к дороге. Поскольку одного только противодействия тяжелой техники оказалось недостаточно, американцы стали сами создавать пехотные группы «внедорожных» действий для борьбы с заслонами легкой китайской пехоты.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.265 http://www.history.army.mil/books/korea/30-2/30-2_CON.HTM Russell A. Gugeler, Army Historical Series, Combat Actions in Korea, CMH Publication 30-2 CHAPTER SIX, Chosin Reservoir, p.54

Наверно, именно это и стоит расценивать как главный вывод изучения тактики обходящих отрядов легкой пехоты. Китайская армия при ведении боевых действий с большой степенью вероятности будет широко применять тактику пеших обходящих отрядов, действующих по непроходимой для боевой техники местности. Тактических решений по противодействию этой тактике, позволяющих не углубляться в леса, болота, горы собственной легкой пехоте не существует. Отдельные аспекты тактики

Для полноты описания, рассмотрим отдельные факторы, которые могут иметь значение при осуществлении действий пешими обходящими отрядами.

1. Пробки на дорогах Существенную помощь атакующей легкой пехоте оказывают самые обычные пробки у противника на дороге. Механизм их образования ничем принципиально не отличается от причин по которым образуется пробки на улицах городов в мирное время.

Каждый считает именно свою задачу наиболее приоритетной и срочной, или свою личность наиболее важной, и поэтому стремиться протолкнуть «свою» технику вперед как можно быстрее. Начинаются попытки обгона общей колонны. Разумеется часть этих попыток оказывается неудачной, а вот встроиться обратно в общую колонну не получается сразу. В результате техника забивает все полосы движения. Кто-то может остановить машину на заправку, для обслуживания или на отдых в неудобном для остальных участников движения месте.

Нередко простая приостановка движения влечет скучивание машин. А когда мобильному резерву нужно быть оперативно переброшенным к месту атаки, он может упереться не в сопротивление противника, а в пробку из своих же грузовиков. Теоретически, это проблема решается легко – организуется комендантская служба, но на практике это очень трудная задача. На дороге сталкиваются большое количество не подчиненных друг другу людей с разными характерами и пониманиями должного поведения. И далеко не сразу получается разрешить все конфликтные ситуации, а пока они решаются на дороге образуются пробки. Пробки на дорогах могут быть не только тактическим, но и оперативным фактором.

Во время немецкого контрнаступления в Арденнах зимой 1944/45 года (которое проходило по большей части по дорогам, зажатым густыми лесами и холмами) они были одной из причин потери темпа продвижения немецких войск с самого начала контрнаступления. Задержка в продвижении боевых частей из-за перемешивания боевой техники с транспортами снабжения (включая лошадиные обозы) составляла от полутора до двух суток. Это частично предопределило срыв контрнаступления в целом.

Michel Herubel, La bataille des Ardennes, Decembre 1944-Janvier 1945, Paris, Presses de La Cite, 1979, cтр.97 2.

Момент нападения

Китайцы, в соответствии с принципами Мао Дзе Дуна, осуществляли атаки против колонн противника в момент его передвижения вперед.

Max Hastings, The Korean war, Basignstoke and Oxford, Pan Books, 2000, p.169

Само по себе нахождение в движении большой массы войск уменьшает их организованность и, зачастую, делает взаимную поддержку между различными подразделениями затрудненной.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.15 3.

Цель атаки

Большую роль для удачного исхода атаки, играет выбор подразделения на которое нападает атакующая легкая пехота.

Во время компании в Малае японцы часто в качестве жертвы нападения выбирали артиллерийски подразделения или подразделения снабжения.

Japanese Warfare: A Summary Military Intelligence Service, Iformation Bulletin, N16, May 20, 1942 www.lonesentry.com/manuals/japanese-warfare/japanese-ground-forces.html

Такие подразделения, зачастую хуже готовы к бою на близкой дистанции, чем пехотные или танковые подразделения, а тактических выгод их разгром сулит больше.

4. Интенсивность боев в голове колонны противника Важное значение для успеха атак легкой пехоты по перерезанию дорог может иметь степень связанности боем головных подразделений, ведущих фронтальные бои на дороге.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.501

Если боевые действия низкой интенсивности, то из головных подразделений могут браться резервы на сбивание заслонов.

Так, одной из причин неудачи обхода двумя батальонами 139 стрелковой дивизии позиций финнов в районе озера Толво-ярви в начале декабря 1939 года в ходе Финской войны был то обстоятельство, что в момент выхода наших частей (в ночь с 8 на 9 декабря 1939 г.) в тыл на дорогу снабжения финнов, ни в течение последующих суток, пока финны вели бой против нашего обходящего отряда, фронтальные позиции финнов не были атакованы. Как следствие финны смоли снять с фронта часть сил для контратаки и отбросить наш обходящий отряд с дороги.

Баир Иринчеев, Оболганная победа Сталина, Москва, Эксмо, 2009, стр.151-152 5.

Движение пехоты вне дорог

Для того, чтобы колонны пехоты при движении вне дорог не рассыпались, на пути продвижения можно оставлять комендантов, которые указывают куда идти, снимая тем самым риск потери направления движения в случаях, когда где-то происходит заминка.

Eric Hammel, Chosin: heroic ordeal of the Korean war, St.Paul MN, Zenith Press, 2007, p.266 6.

Снабжение

В ходе войны в Корее самым существенным ограничением для китайской армии была возможность снабжения войск на передовой. Несмотря на то, что условный средний китайский солдат требовал подвоза 4-5 килограмм в день, а американский порядка 27 килограмм, что вся китайская группировка требовала 2,500 тонн в сутки, а одна только американская дивизия 600-700 тонн, осуществление снабжение было исключительно тяжелым для китайцев.

Max Hastings, The Korean war, Basignstoke and Oxford, Pan Books, 2000, p.162

Китайские автомобильные колонны снабжения несли очень высокие потери американской авиации. В какие-то периоды потери от американской авиации среди водителей грузовиков превышали потери среди боевых частей.

David Halberstam, The Coldest Winter – America and the Korean war, Basingstoke and Oxford, Pan books, 2009, p.510

Водители грузовиков из-за шума мотора не слышали приближения вражеских самолетов. Что бы хоть как-то противодействовать постоянным налетам авиации на всех возвышенностях вдоль дорог расставляли посты. Как только посты слышали звук приближающихся самолетов, они выстрелами давали знать, что нужно убираться с дороги в укрытие.

Max Hastings, The Korean war, Basignstoke and Oxford, Pan Books, 2000, p.205

В принципе, вдоль дорог снабжения можно соорудить часто расположенные навесы. После сигнала постов воздушного наблюдения, водители заводит машины под навесы. Хотя летчики видят навесы, но их слишком много и определить под какими из них находятся автомобили, не возможно. Пробомбить всю длину дороги не реально, поэтому бомбить приходится наугад. Поврежденные навесы тут же восстанавливаются. Впрочем, китайцы пользовались более простым методом – основной объем перевозок осуществлялся ночью. И тем не менее, грузовики не могли доставлять грузы прямо к передовым отрядам. Значительную часть грузов на конечном этапе линии снабжения приходилось доставлять носильщиками. Приведем несколько цифр, чтобы представить себе насколько грузоподъемен этот вид транспортировки. - Один китайский носильщик нес на себе в среднем примерно 35 – 45 килограмм груза. - Японские солдаты несли с собой запас еды на 7 дней, а общий вес их груза составлял примерно 25 килограмм.

Some basic tactics of the Japanese, from Tactical and Technical trends, No.33, September 9, 1943 www.lonesentry.com/articles/ttt09/tactics.html -

По французскому опыту войны в Индокитае для выноса одного раненого требовалось, с учетом смены несущих, около 16 человек.

Marc Dem, Mourir pour Cao Bang: le drame de la route coloniale N4, Albin Michel, 1978, p.68 7.

Завалы на дороге

При устройстве лесных завалов на дороге желательно его располагать сразу за крутым поворотом дороги или гребнем холма, так, чтобы противник огнем из орудий с дальнего расстояния не мог разбить завал. При соблюдении этого условия танкам или инженерным машинам нужно подъезжать в непосредственную близость от завала, чтобы его смести с дороги. Это позволяет лучше организовать оборону завала.

Современность и исторический опыт

Конечно, со времени, когда пешие обходящие отряды последний раз массово применялись в широкомасшабных боевых действиях прошло очень много времени. Однако, как изменение уровня техники скажутся на тактики пеших обходящих отрядов – достоверно оценить сложно. С одной стороны, из-за нарастающего распространения средств наблюдения ночью, в том числе, установленных на беспилотные летательные аппараты, достижение внезапности пешими обходящими отрядами становится более сложным.

С другой стороны снижается необходимость во внезапности. Насыщение пехоты переносными комплексами ПТУР и ПЗРК, существенно повышают огневую мощь «внедорожной» пехоты, а успехи в разработке систем позиционирования снижают необходимость постоянно находится в крупных группах при передвижении. Непредсказуемым образом на эффективности этой тактики может сказаться отсутствие господства в воздухе у стороны, против которой используют эту тактику. Пока бесспорных оснований списывать действия обходящих отрядов легкой пехоты в архив не имеется.

Андрей Маркин


Источник: http://www.vrazvedka.ru/forum/viewtopic.php?t=7823


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность