Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / Special Operations: Theory and capabilities / Articles
"Forgotten materiala" Eugene Messner as a precedent updating military thought of the Russian Diaspora in discussions about the wars of the new generation
Material posted: Publication date: 14-11-2014

Reform of the Armed forces of the Russian Federation is in full swing. The troops received modern equipment, conducted large-scale exercises of the army and whole units of the military districts, revived the system of training, interested in new phenomena and concepts of warfare. In the information space is increasingly common notion, which several years ago was the subject of discussion of a narrow circle of military specialists and professionals dealing with military-political issues. Today at all on hearing such concepts as "network centric war", "military activities in cyberspace", "information warfare", "psychological operations," etc.

In recent months, in the lexicon of TV and radio journalists entered the term "hybrid war", which is a calque of the English "hybrid warfare".

In the construction of the Russian army military creatively comprehended and processed the advanced experience of foreign armies (especially armies of the West). The study, extrapolation and borrowed the introduction of advanced technologies and concepts can only be welcomed. However, in the pursuit of all the most relevant and contemporary domestic specialists often do not pay the deserved attention to the presence of a large reservoir of national military thought. A similar pattern is observed, including in discussions about the wars of the new generation. And if the legacy of the Soviet era, for objective reasons, is still used and studied, the original views of representatives of the military thought of the Russian Diaspora is almost completely ignored and have no prospects for approbation. A vivid example of the undeservedly forgotten concept is the theory of materialy Eugene E. Messner (1891 – 1974) and the figure itself is an outstanding military theorist.

Evgeny Messner is a prominent representative of Russian abroad, officer, war thinker and Professor of military science, which is a big part of his life spent outside the country. Being in exile and being a staunch and consistent anti-Communist, Messner, continued to work for the benefit of Russia. The main legacy of Eugene Messner, of course, are his military-scientific works, a list of which is extensive. It should be noted that in Russia today published only a few works Messner, many of them with significant job cuts. However, the most well-known stratum of his works are the works devoted to war, the scientist started to describe in the late 50-ies and continued until 1974. Evgeny Messner introduced in scientific and military theory use the term "materially", which he used in many of his writings, but most fully he reveals it in such works as "the Mutiny – the name of the third world", "world medievala", "space Typhoon", the "Face of modern war", etc.

Messner became one of the first scientists, who not only drew attention to the steadily changing characteristics of warfare since the First world war, but also comprehensively approached the study of this issue. He linked the processes taking place on the battlefield, with fundamental changes in human society, social order, revolutions occurred in the twentieth century. Materially, according to Messner, is "war troops and people's movements," "psychological warfare". "Materially there is a nationwide movement, movement, which is fighting the entire nation, is struggling physically and mainly mentally: psychological warfare requires the application of the art of psychological Boevaya" . She, according to the author, radically different from all previous, "classical" wars. The scientist is surprising just managed to describe the main features of the new type of wars that are unfolding before our eyes. Let us discuss some of them.

In discussions about the wars of the sixth (in the American tradition – the fourth) generation there are both supporters and opponents of the statement that modern war is fundamentally different from all previous wars. However, even opponents of this position acknowledge that the diversity of the participants in contemporary conflicts and wars has drastically increased compared to previous historical periods. This trend was noticed and described by Eugene Messner. According to Messner, to list all players participating in materialy – impossible. This list includes not only States, with their armies, military unit, militia and other structures, but also non-state actors such as terrorists or insurgent groups. Participants materialy by virtue of its globality and lack of geographical reference, in essence, are all the people, all the people: "Totally, from small to large, regardless of gender, people involved in all-out war". If earlier "the army broke the enemy army <...>, in a future war, the army and the people will break the enemy army and the people: the people will be an active participant in the war, and maybe even more active than the host".
Messner believes the growing role of irregular forces as an objective fact for a number of reasons, chief of which is the psychological component: the modern man has forgotten how to obey, he "is not so strict in command and not as pliable in obedience". That is why irregular materialy participants will be divided into those who act in the framework of the so-called "polovinsky discipline" (partisans, saboteurs, terrorists), on the one hand, and those who will combine "soft civil discipline" (saboteurs and wreckers).

The role of volunteers, which, however, are, according to Messner "polovinki" groups. This is not a complete list of what writes Messner. Perhaps the Russian scientist could not only predict the emergence of private military companies (although, presumably, it was not the purpose of his works), the most important players in modern warfare.

Undergo a fundamental change, according to Messner objective of the war. In materiale to the fore the aims of the psychological, rather than military or economic nature. While Messner notes a variety of purposes and, as a consequence, the difficulty of the choice. He writes: "you Can set a hierarchy of goals: 1) the collapse of morality, an enemy of the people, 2) the defeat of its active parts (host, Partizanska fighting popular movements), 3) the capture or destruction of the objects of psychological values, 4) seizure or destruction of objects of material value, 5) the effects of external order for the sake of acquiring new allies, turmoil of spirit allies of the enemy. Along the way, we should strive: a) to conserve the morals of its people, b) to conserve their active fighting forces) for defense or psychologically vital objects and d) to avoid all that will give an unfavorable response in the States is neutral, but interesting for us. In all cases, to mean the reaction not only at leadership levels but also at the grassroots, full-fledged participants in the war or insurrection".

The format of this work does not imply more detailed illumination of this question, however it is important to note Messner used the word "effects", which so actively used in our days, the U.S. military and is recorded in official documents (see Effects-based operations). Much of what he wrote Russian philosopher, reflected in the concepts of NATO countries, primarily the United States. Overall, Messner writes that all actions and plans of governments who wish to succeed in materiale must be consistent "with psihasteniceskie plans and actions and in determining psihoticeski the plans of the enemy and ways of countering them".

The difference between materialy from war classic in the fact that earlier, according to Messner, the state could only be two positions: peace or war. The third was not given. Nowadays, however, everything is different: there was a "disclaimer of Express war, abolished a definite, obvious line between peace and war international relations." Scientist proposes to operate the following concepts that characterize the form of relations between Nations: "war, polovina, arassociati and diplomacy" . These features, described by Messner, are being actively discussed by modern specialists and are reflected in such terms as "proxy war" (eng. – proxy war) or "hybrid war" (eng. – hybrid war), already mentioned above.
Borders are erased not only in the forms of inter-state relations. According to Yevgeny Messner, during materialny we cannot talk about a specific theater of operations.

In materiale there is no clear separation to the front where he fought the army and the rear, where the front for the benefit of the working people. "Now we have to reckon with the fact that there is no more division into the theater of war and on fighting the country: a collection of territories opponents this theater of war." Major foreign and domestic scientists agree with this statement and develop it when I write about the peculiarities of warfare of a new generation. For example, Vladimir Slipchenko noted that if previously, in order to win, you had to occupy enemy territory by using land forces, but today the blows of precision weapons capable to destroy the industrial and economic potential of the enemy, to break the political will and the will of the population to resist. The blurring of boundaries and the absence of a clearly defined theater of war pushes modern States to the conclusion that there is no need to rely on the destruction of enemy manpower: enough to achieve a violation of supply and the level of combat readiness of the armed forces of the enemy, destroying industrial and economic centers, and infrastructure.

However, in the approach of Messner and Slipchenko there is an important difference: if Slipchenko describes the coordinate system wars of the new generation as a three-dimensional, Messner allows himself to expand it, with an emphasis on the fourth dimension: "In a future war to fight are not on the line, and the entire surface areas of both opponents, because oruzhno behind the front will have the fronts of political, social, economic; the fight will be on a two-dimensional surface, as of old, not in three-dimensional space, as it was since the emergence of military aviation, and in four-dimensional, psyche warring Nations is the fourth dimension." Add to that the cyberspace, which, in the opinion of modern specialists, is another field of warfare, and the theatre of conducting materialy can really be described as comprehensive.

Evgeny Messner in his works in detail does not stop at the means and ways of doing materialy, implying that all the technological advances that somehow can be used for conducting covert and overt hostilities, will be delivered at her service. "Now there is no difference between legal and illegal methods of war - all the ways legitimized if not the Convention, then spur of the moment" . International law in its current form is not able, according to Messner, to make war more humane. To refrain from using those or other means of warfare, the parties will be only by mutual "silent agreement", as it were, for example, during the Second world war with chemical and biological weapons: "If of old for duelists invented machine guns, just aim at the heart of the enemy, it is not abolished the duel: fighting on swords. The USA and the USSR have "machine guns", nuclear weapons, well aimed at vulnerable points of the enemy. However, these "guns" will not abolish war, but make likely to go to war, threatening with hydrogen bombs, not using them. <...> Vigilantly watching the enemy behind the enemy, you fight in fusion tactics, and strategies "pethadine", that is, not splitting the hydrogen atoms, but the atoms of an enemy of the people, his spirit, his psyche. Not nuclear war, will be materially".

Talking about the benefits of the work of Messner for domestic and military professionals, it should be noted that they have something to learn from the work of Messner in the creation of distinctive and vibrant terminology. Unlike modern authors, who often simply transferred to Russian language American terms, Messner resorted to creating their own definitions in the best traditions of the Russian scientific school. What are they used such concepts as "cyanophyceae", "Talovaya", "polovina", "agressivley", "conquest", etc. of the Modern Russian military thought, unfortunately, can not boast of good examples of creating your own conceptual apparatus.

The above material is only a brief overview of the key aspects of the work of Eugene Messner materiale. The figure of the author and his works are a bright example of Russian military thought abroad. This experience could be reflected in the discourse of modern military science, especially when discussing wars of the new generation. So, already mentioned, the term "hybrid war" in the United States in official doctrinal documents to date is not fixed, but since the middle of 2000-ies is becoming more common . In our country it could easily be replaced with the term "materially" after certain corrections and adjustments.
The reform of the Russian army, no doubt, has to happen with the wide use of foreign experience. However, sustainable long-term development of the armed forces of Russia should be based on the national military tradition, and it includes the whole range of Russian military thought, as rightly noted in his works Alexander Savinkin and Igor Domnin . Here and representatives of Imperial Russia: Alexander Suvorov, Mikhail Ivanovich [Stepan Osipovich Makarov. This and such prominent military thinkers as Andrey Evgenievich Snesarev or Alexander Andreyevich Svechin, who felt it his duty to promote Russian military science in the Soviet Russia, and the classics of Soviet military thought Mikhail Nikolaevich Tukhachevsky, Zhukov, Nikolai Ogarkov. The classics of military thought modern Russia has become Vladimir Ivanovich Slipchenko and Makhmut Akhmetovich Gareev. However, this list would be incomplete without representatives of the military thought of the Russian Diaspora, which includes Anton Antonovich Karnowski, Alexander Gerua and Eugene E. Messner. Comprehensive development of the domestic concept of wars of a new generation of demands, including the unification of the Russian military thought in one big layer. This is an important but necessary task that lies ahead.

 

V. Neelov

 

Sources and literature

  1. Messner E. Materiala // Independent military review. 1999. On 5 November. <http://nvo.ng.ru/history/1999-11-05/7_rebelwar.html>
  2. The collection "if you Want peace, fight materialno" // the Russian military collection / Under the General editorship of V. I. Marchenkova. Compiled By I. V. Domnin. 2005 M. <http://militera.lib.ru/science/0/pdf/messner_ea01.pdf>
  3. Report: Hybrid Warfare // U.S. Government Accountability Office. 2010. <http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a529365.pdf>
  4. A. Savinkin, Domnin I. Military classic – our gold reserves // Military industrial courier. 2010. April 28. < http://vpk-news.ru/articles/6872>
  5. A. Savinkin, Domnin I. Not on the sand – on the rock // Military industrial courier. 2010. March 17. <http://vpk-news.ru/articles/7645>
  6. Slipchenko V. To what war should prepare the armed forces // Otechestvennye Zapiski. 2002. No. 8 <http://www.strana-oz.ru/2002/8/k-kakoy-voyne-dolzhny-gotovitsya-vooruzhennye-sily>
  7. Slipchenko V. To what war must be prepared Russia // Political Resource.ru. <http://polit.ru/article/2004/11/18/slipch/>

RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Специальные операции: теория, силы и средства / Статьи
«Забытая мятежевойна» Евгения Месснера как прецедент актуализации военной мысли русского зарубежья в дискуссии о войнах нового поколения
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 14-11-2014

Реформа Вооружённых сил Российской Федерации идёт полным ходом. В войска поступает современная техника, проводятся крупномасштабные учения армейских подразделений и целых военных округов, возрождается система подготовки кадров, осмысливаются новые явления и концепции ведения боевых действий. В информационном пространстве всё чаще встречаются понятия, которые ещё несколько лет назад являлись предметом обсуждения узкого круга военных специалистов и профессионалов, занимающихся военно-политической проблематикой. Сегодня у  всех на слуху такие понятия как «сетецентрическая война», «военные действия в киберпространстве», «информационная война», «психологические операции» и т.д.

В последние месяцы в лексикон теле- и радиожурналистов вошёл такой термин как «гибридная война», являющийся калькой с английского «hybrid warfare».

В деле строительства российской армии военными осмысливается и творчески перерабатывается передовой опыт иностранных армий (прежде всего, армий стран Запада). Изучение, экстраполяцию и внедрение заимствованных передовых технологий и концепций можно только приветствовать. Однако в погоне за всем наиболее актуальным и современным отечественные специалисты часто не уделяют заслуженного внимания наличию большого пласта отечественной военной мысли. Подобная картина наблюдается, в том числе в дискуссии о войнах нового поколения. И если наследие советской эпохи в силу объективных причин продолжает использоваться и изучаться, то самобытные взгляды представителей военной мысли русского зарубежья практически полностью игнорируются и не имеют перспектив к апробации. Ярким примером незаслуженно забытой концепции является теория мятежевойны Евгения Эдуардовича Месснера (1891 – 1974) и сама фигура выдающегося военного теоретика.

Евгений Месснер – видный представитель русского зарубежья, офицер, военный мыслитель и профессор военных наук, который большую часть своей жизни провёл вне Родины. Находясь в эмиграции и будучи убеждённым и последовательным антикоммунистом, Месснер, продолжал работу на благо России. Основным наследием Евгения Месснера, безусловно, являются его военно-научные труды, список которых обширен. Надо отметить, что в России на сегодняшний день опубликованы лишь некоторые работы Месснера, многие из которых – с существенными сокращениями. Однако наиболее известным пластом его работ являются труды, посвящённые войнам нового типа, которые учёный начал описывать в конце 50-х годов и продолжал работу вплоть до 1974 года. Евгений Месснер ввёл в научный и военно-теоретический оборот термин «мятежевойна», который он использовал во многих своих трудах, однако наиболее полно он раскрывает его в таких работах, как «Мятеж – имя третьей всемирной», «Всемирная мятежевойна», «Вселенский тайфун», «Лик современной войны» и др.

Месснер стал одним из первых учёных, которые не просто обратили внимание на устойчивую тенденцию изменения особенностей ведения боевых действий, начиная со времени Первой мировой войны, но и комплексно подошёл к изучению этого вопроса. Он увязал процессы, происходящие на поле боя, с коренными изменениями в человеческом обществе, социальном устройстве, революциями, произошедшими в XX веке. Мятежевойна, по Месснеру, – это «война войск и народных движений», «психологическая война». «Мятежевойна есть всенародное движение, движение, в котором борется весь народ, борется физически и главным образом психически: психологическая война требует применения искусства психологического воевания» . Она, по мнению автора, кардинально отличается от всех предыдущих, «классических» войн. Учёному удивительно точно удалось описать основные особенности войн нового типа, которые разворачиваются на наших глазах. Остановимся на некоторых из них.

В дискуссиях о войнах шестого (в американской традиции – четвёртого) поколения существуют как сторонники, так и противники утверждения о том, что современная война принципиально отличается от всех предыдущих войн. Вместе с тем, даже оппоненты данной позиции признают, что разнообразие участников современных конфликтов и войн радикально увеличилось по сравнению с предыдущими историческими периодами. Данная тенденция была замечена и описана Евгением Месснером. По мнению Месснера, перечислить всех игроков – участников мятежевойны – невозможно. В этот список входят не только государства с их армиями, военным аппаратом, ополчением и другими структурами, но и такие негосударственные акторы, как террористы или повстанческие группировки. Участниками мятежевойны в силу её глобальности и отсутствия географической привязки, по существу, являются все люди, весь народ: «Тотально, от мала до велика, независимо от пола, народ участвует в тотальной войне». Если раньше «воинство ломало вражеское воинство <…>, в будущей войне воинство и народ будут ломать вражеские воинство и народ: народ будет активным участником войны, и, может быть, даже более активным, нежели воинство».
Месснер считает увеличение роли иррегулярных формирований объективным фактом по ряду причин, основной из которых является морально-психологическая составляющая: современный человек разучился подчиняться, он «не столь строг в командовании и не столь податлив в послушании». Именно поэтому иррегулярные участники мятежевойны будут делиться на тех, кто действует в рамках так называемой «полувоинской дисциплины» (партизаны, диверсанты, террористы), с одной стороны, и тех, кого объединит «мягкая гражданская дисциплина» (саботажники и вредители) – с другой.

Особая роль отводится добровольцам, которые, однако, относятся, согласно Месснеру к «полувоинским» формированиям. Это далеко не полный перечень того, о чём пишет Месснер. Пожалуй, русскому учёному не удалось предсказать только появление частных военных компаний (хотя, надо полагать, это и не было целью его работ), являющихся важнейшими игроками в современной войне.

Принципиальное изменение претерпевают, по мнению Месснера цели войны. В мятежевойне на первый план выходят цели психологического, нежели военного или экономического характера. При этом Месснер отмечает разнообразие целей и, как следствие, трудность выбора. Он пишет: «Можно установить такую иерархию целей: 1) развал морали вражеского народа, 2) разгром его активной части (воинства, партизанства, борющихся народных движений), 3) захват или уничтожение объектов психологической ценности, 4) захват или уничтожение объектов материальной ценности, 5) эффекты внешнего порядка ради приобретения новых союзников, потрясения духа союзников врага. Попутно надо стремиться: а) к сбережению морали своего народа, б) к сбережению своей активной, воюющей силы, в) к обороне психологически или жизненно необходимых объектов и г) к избежанию всего, что даст неблагоприятный отклик в государствах нейтральных, но для нас интересных. Во всех случаях иметь в виду реакции не только в руководящих сферах, но и в широких массах, полноценных участниках войны или мятежа».

Формат настоящей работы не предполагает более подробного освещения данного вопроса, однако важно отметить употребляемое Месснером слово «эффекты», которое столь активно используется в наши дни американскими военными и зафиксировано в официальных документах (см. Effects-based operations). Многое, о чём писал русский мыслитель, нашло отражение в концепциях стран НАТО, прежде всего, США. В целом, Месснер пишет о том, что все действия и планы правительств, которые желают добиться успеха в мятежевойне должны согласовываться «с психостратегическими планами и действиями», а также «в выяснении психостратегических планов врага и способов противодействия им».

Отличие мятежевойны от войны классической ещё и в том, что ранее, как пишет Месснер, для государства могло быть лишь два положения: мир или война. Третьего дано не было. Однако в наши дни всё иначе: произошёл «отказ от явной войны», «упразднена определённая, очевидная грань между мирными и военными международными отношениями» . Учёный предлагает оперировать следующими понятиями, характеризующими формы отношений между государствами: «война, полувойна, агрессодипломатия и дипломатия» . Данные особенности, описанные Месснером, активно обсуждаются в среде современных специалистов и находят отражение в таких терминах как «опосредованная война» (англ. – proxy war) или «гибридная война» (англ. – hybrid war), уже упомянутом выше.
Границы стёрлись не только в формах межгосударственных отношений. По мнению Евгения Месснера, во времена мятежевойны нельзя говорить и о конкретном театре военных действий.

В мятежевойне нет явного разделения на фронт, где воюет армия и тыл, где на благо фронта трудится народ. «Теперь надо считаться с тем, что нет больше деления на театр войны и на воюющую страну: совокупность территорий противников это - театр войны» . Крупные зарубежные и отечественные учёные соглашаются с данным утверждением и развивают его, когда пишут об особенностях ведения войн нового поколения. Например, Владимир Слипченко отмечает, что если раньше для того, чтобы одержать победу, нужно было оккупировать территорию противника при помощи сухопутных сил, то сегодня удары высокоточного оружия способны разрушить промышленный и экономический потенциал противника, сломить политическую волю и волю населения к сопротивлению. Стирание границ и отсутствие чётко очерченного театра военных действий подталкивает современные государства к выводу о том, что больше нет необходимости делать ставку на уничтожение живой силы противника: достаточно добиться нарушения снабжения и уровня боеспособности вооружённых сил противника, уничтожив промышленные и экономические центры, инфраструктуру.

Вместе с тем, в подходах Месснера и Слипченко есть существенное различие: если Слипченко характеризует координатную систему войн нового поколения как объёмную трёхмерную, то Месснер позволяет себе расширить её, делая акцент на четвёртом измерении: «В будущей войне воевать будут не на линии, а на всей поверхности территорий обоих противников, потому что позади оружного фронта возникнут фронты политический, социальный, экономический; воевать будут не на двумерной поверхности, как встарь, не в трёхмерном пространстве, как было с момента нарождения военной авиации, а - в четырёхмерном, психика воюющих народов является четвёртым измерением». Прибавим к этому киберпространство, которое, по мнению современных специалистов, является ещё одним полем для ведения боевых действий, и театр ведения мятежевойны можно действительно характеризовать как всеобъемлющий.

Евгений Месснер в своих работах подробно не останавливается на средствах и способах ведения мятежевойны, подразумевая, что все технические достижения, которые так или иначе можно использовать для ведения скрытых и явных боевых действий, будут поставлены ей на службу. «Теперь нет различия между легальными и незаконными способами войны - все способы узаконены если не конвенцией, то явочным порядком» . Международное право в нынешнем виде не способно, по мнению Месснера, сделать войну более гуманной. Воздерживаться от применения тех или иных средств ведения военных действий стороны будут только по взаимному «молчаливому соглашению», как это было, например, во время Второй мировой войне с химическим и бактериологическим оружием: «Если бы встарь для дуэлянтов изобрели станковые пистолеты, точно нацеливаемые в сердце противника, то это не упразднило бы дуэли: дрались бы на саблях. США и СССР имеют «станковые пистолеты», атомное оружие, хорошо нацеленное в уязвимые точки врага. Однако эти «пистолеты» не упразднят войны, но заставят, вероятно, воевать, угрожая водородными бомбами, не применяя их. <…> Зорко следя недруг за недругом, будут воевать в тактике термоядерно, а в стратегии «психоядерно», то есть, расщепляя не атомы водорода, но атомы вражеского народа, его духа, его психики. Не будет атомной войны, будет мятежевойна».

Говоря о пользе работ Месснера для отечественных военных и специалистов, следует отметить: им есть, что почерпнуть в работах Месснера в плане создания самобытной и яркой терминологии. В отличие от современных авторов, которые зачастую просто переводят на русский язык американские термины, Месснер прибегал к созданию собственных определений в лучших традициях отечественной научной школы. Чего стоят такие используемые им понятия как «тайоноополчение», «тайновоевание», «полувойна», «агрессодипломатия», «воевание» и др. Современная российская военная мысль, к сожалению, не может похвастаться удачными примерами создания собственного понятийного аппарата.

Представленный выше материал – это лишь краткий обзор ключевых аспектов работ Евгения Месснера, посвящённых мятежевойне. Фигура автора и его труды являются ярким примером военной мысли русского зарубежья. Данный опыт мог бы найти отражение в дискурсе современной военной науки России, особенно при обсуждении войн нового поколения. Так, уже упомянутый нами термин «гибридная война» в США в официальных доктринальных документах на сегодняшний день не зафиксирован, но с середины 2000-х годов получает всё большее распространение . В нашей стране он вполне мог бы быть заменён на термин «мятежевойна» после определённых корректировок и уточнений.
Реформирование российской армии, без сомнения, должно происходить с самым широким использованием зарубежного опыта. Однако устойчивое долговременное развитие вооружённых сил России должно опираться на отечественную военную традицию, а она включает в себя весь спектр российской военной мысли, как справедливо отмечают в своих работах Александр Евгеньевич Савинкин и Игорь Владимирович Домнин . Здесь и представители Императорской России: Александр Васильевич Суворов, Михаил Иванович Драгомиров, Степан Осипович Макаров. Это и такие выдающиеся военные мыслители, как Андрей Евгеньевич Снесарев или Александр Андреевич Свечин, которые сочли своим долгом развивать российскую военную науку в Советской России, и классики советской военной мысли Михаил Николаевич Тухачевский, Георгий Константинович Жуков, Николай Васильевич Огарков. Классиками военной мысли современной России уже стали Владимир Иванович Слипченко и Махмут Ахметович Гареев. Однако этот перечень будет неполным без представителей военной мысли русского зарубежья, к коим относятся Антон Антонович Керсновский, Александр Владимирович Геруа и Евгений Эдуардович Месснер. Всесторонне развитие отечественной концепции войн нового поколения требует, в том числе объединения русской военной мысли в один большой пласт. Это важная, но необходимая задача, которую только предстоит решить.

 

Неелов В.

 

Источники и литература

  1. Месснер Е.Э. Мятежевойна // Независимое военное обозрение. 1999. 5 ноября. <http://nvo.ng.ru/history/1999-11-05/7_rebelwar.html>
  2. Сборник «Хочешь мира, победи мятежевойну» // Российский военный сборник / Под общ. ред. В.И. Марченкова. Составитель И.В. Домнин. М. 2005 <http://militera.lib.ru/science/0/pdf/messner_ea01.pdf>
  3. Report: Hybrid Warfare // U.S. Government Accountability Office. 2010. <http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a529365.pdf>
  4. Савинкин А., Домнин И. Военная классика – наш золотой запас // Военно-промышленный курьер. 2010. 28 апреля. < http://vpk-news.ru/articles/6872>
  5. Савинкин А., Домнин И. Не на песке – на камне // Военно-промышленный курьер. 2010. 17 марта. <http://vpk-news.ru/articles/7645>
  6. Слипченко В. К какой войне должны готовиться вооружённые силы // Отечественные записки. 2002. № 8 <http://www.strana-oz.ru/2002/8/k-kakoy-voyne-dolzhny-gotovitsya-vooruzhennye-sily>
  7. Слипченко В. К какой войне должна быть готова Россия // Ресурс Полит.ру. <http://polit.ru/article/2004/11/18/slipch/>

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение