Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Техника и вооружение: вчера, день сегодняшний и перспектива / Статьи
Бомбардировщик за $80 млрд: чем США будут грозить миру в 2040 году
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 29-10-2015
США определились с производителем нового стратегического бомбардировщика. На него будет потрачено до $80 млрд, а предназначен он будет для сдерживания России и Китая, считают эксперты.

Министерство обороны США выбрало Northrop Grumman победителем в тендере на поставку новых стратегических бомбардировщиков, говорится в распространенном в среду сообщении Пентагона. Новые самолеты сменят устаревающее семейство B-1, B-2 и B-52. Стоимость объявленного контракта составляет $21,4 млрд в долларах 2010 года (тогда был запущен проект Long Ranged Strike Bomber, LRSB). По оценке The Financial Times (FT), в современных ценах это $23,6 млрд. Всего же, по подсчетам FT, стоимость проекта LRSB может составить до $80 млрд. Один бомбардировщик обойдется Пентагону $511 млн в долларах 2010 года ($564 млн в нынешних ценах).

По словам министра обороны США Эша Картера, создание нового бомбардировщика — это «стратегические инвестиции на следующие 50 лет». Глава Командования глобальных ударов ВВС США генерал Робин Рэнд ранее отмечал, что стадии «первоначального оперативного потенциала» новая машина достигнет предположительно в 2025 году. К середине 2040-х годов предполагается окончательный отказ ВВС США от использования бомбардировщиков B-2 и B-52, после этого новый самолет станет основной ударной единицей американской авиации. Командующая ВВС США Дебора Джеймс отметила, что военно-воздушные силы «должны вкладывать средства в правильных людей, технологии и подготовку, чтобы защитить страну и ее интересы». «Но по разумным ценам», — добавила она.

Относительно низкая стоимость бомбардировщика — ВВС США были согласны с ценой каждого самолета до $550 млн — могла стать причиной победы Northrop Grumman. Соперником концерна был альянс двух других крупнейших аэрокосмических и оборонных компаний — Boeing и Lockheed Martin. Накануне объявления результатов конкурса профильное издание Defense News предположило, что Пентагон выберет именно Northrop Grumman, потому что другие крупные заказы — на истребители F-35 и заправщики KC-46 — получали Lockheed Martin и Boeing соответственно. Министерство обороны США сочло рискованным обращаться к ним за еще одним заказом. После новостей о победе Northorp Grumman ее акции выросли на 5,8%, в то время как акции конкурентов просели на 1–2%.

Технические характеристики проекта LRSB неизвестны. Предполагается, что новый бомбардировщик должен стать более незаметным для радаров, чем оснащенные технологией «стелс» B-2, у него должны быть беспилотные версии, самолет будет способен нести ядерное вооружение. СМИ спекулировали, что дальность его полета без дозаправки должна составить до 5 тыс. морских миль, его боезаряд будет меньше, чем у B-2, возможно, что он не будет сверхзвуковым и внешне будет отличаться от футуристичного B-2.

Военные расходы США

Проект LRSB не предполагает создание бомбардировщика нового поколения. В конце 2000-х годов от создания принципиально новой модели самолета американские военные отказались по соображениям экономии. Не последнюю роль в этом сыграли высокие расходы на бомбардировщик B-2. Каждый такой самолет стоил, по разным оценкам, $1,5–2,2 млрд. Всего был построен 21 такой самолет. Стоимость истребителя F-35, в свою очередь, достигает $134 млн, общая стоимость этой линейки превысит $400 млрд.

США много лет являются лидером по расходам на оборону. В 2015 году их военный бюджет составил $601 млрд. Из них на закупки нового оборудования будет потрачено $90,4 млрд, а на новые исследования и разработки — $63,5 млрд. Траты на авиацию — вторая по величине статья расходов после ВМФ. Военно-воздушные силы получили финансирование в размере $137,8 млрд. Для сравнения, в 2015 году военный бюджет России составил 2,8 трлн руб. ($45,5 млрд).

Обновление триады

По словам независимого военного эксперта Василия Сычева, обновление парка стратегических бомбардировщиков — продуманный шаг. «США не нуждаются в новых ракетах — на вооружении у них стоят Trident II и Minuteman III. Бомбардировщик — это один из компонентов ядерной триады, способный донести большое количество ядерных боевых частей к цели. Этот компонент на вооружении США уже сильно устарел, нужна замена», — сказал аналитик. Сычев обратил внимание, что предназначение бомбардировщиков проекта LRSB — действовать в зонах, где не может работать современная авиация из-за радаров, средств радиоэлектронного подавления, систем противовоздушной обороны и активного патрулирования ВВС противника. Создание нового бомбардировщика посчитал обоснованным и директор Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Ракетный фетишизм прошел в 1960-х годах и с тех пор не возвращался», — пояснил он.

Эксперт подчеркнул, что ВВС США активно применяли все типы стратегических бомбардировщиков. «Еще один фактор, который продиктовал необходимость в запуске новых бомбардировщиков, — необходимость сдерживания», — добавил он. О том же в августе говорил американский военный эксперт, генерал-лейтенант ВВС США в отставке Дэвид Дептула. По его мнению, создание нового бомбардировщика объясняется необходимостью ответа на усилия России и Китая по обновлению авиационных систем, в частности модернизации сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160 (в классификации НАТО «Блэкджек») и разработке многоцелевого истребителя пятого поколения (ПАК ФА). Китай же, по его словам, ищет замену производившегося еще по советской лицензии китайского бомбардировщика «Сянь H-6».

В России проект нового стратегического бомбардировщика находится на ранней стадии, однако, отмечает Храмчихин. «О нем почти ничего неизвестно», — говорит он. Российские бомбардировщики Ту-95МС и Ту-22М, как указывал несколько лет назад главкомат российских ВВС, должны прослужить до 2020–2025 годов. В июле этого года замглавы военного ведомства Юрий Борисов объявил о планах по перезапуску модернизированных Ту-160М2 с принципиально новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. Эти машины, по его словам, могут прослужить до 40 лет, то есть до 2060-х годов.


Источник: http://www.rbc.ru/technology_and_media/28/10/2015/5630ec109a794734e5a057fc


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение