Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Техника и вооружение: вчера, день сегодняшний и перспектива / Статьи
Франко-российское сотрудничество в области ВПК: 2000-2012 годы
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 25-10-2014

Франция и Россия в XXI веке играют основополагающие роли не только на Европейском континенте, но в мире. Эти страны являются крупнейшими поставщиками вооружения в различные государства. Военно-техническое сотрудничество является одной из основных статей пополнения бюджета для обеих стран. Активизация и усиление сотрудничества в сфере ВПК является  результатом длительного исторического процесса сближения двух государств. Кооперация между этими двумя европейскими державами в период после Второй мировой войны развивалась, но достаточно неоднозначно. Исследование этой темы вызвано в первую очередь интересом к политике, которую осуществлял В.В. Путин в этом направлении на протяжении 2000-2012гг.

Военная безопасность и политическая стабильность являлись приоритетами для внешнеполитических ведомств России и Франции в различное время. Успешное развитие между странами в сфере военно-технического сотрудничества зависело и от того как складывались межличностные отношения лидеров двух стран.

В.В. Путин в отношениях с Ж.Шираком стремился к активизации двусторонних отношений в различных сферах, таких как энергетика, ВПК, развитие образования, космос, к справедливому урегулированию различных проблем. В числе таких проблем - политико-дипломатическое разрешение ситуации вокруг иранского ядерного досье, а также создание условий для долгосрочной стабильности в других взрывоопасных точках. Значительное внимание было уделено развитию сотрудничества по линии Россия — Евросоюз, а также по созданию европейских зон в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы, правосудия, науки и культуры. По мнению Путина, в отношениях России и Франции — двух стран с богатейшими культурными традициями — исключительную роль играет гуманитарное сотрудничество, развитие отношений в области изучения языка как русского во Франции, так и французского в России, развитие молодежных обменов.[1]

В свою очередь, Ж.Ширак был заинтересован, прежде всего, в энергетическом и военно-техническом сотрудничестве. Проекты газификации Европы являются приоритетами во внешней политике не только для Франции, но и для Европы в целом. По его мнению, без безопасности военной не может быть безопасности энергетической.  Кроме того, Франция рассчитывала также на активное взаимодействие в сфере разрешения различных международных вопросов, урегулирования вопросов связанных с борьбой с международным терроризмом и организованной преступностью.

Сближение позиций Франции и России в сфере ВПК в исследуемый период было обусловлено целым комплексом предпосылок. Это было вызвано схожими процессами в экономике того периода. Активизация сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах, создали условия для более тесного сотрудничества в военно-технической области. Традиционно Россия и Франция выступали в качестве крупнейших поставщиков оружия, в свою очередь, являясь конкурентами, но это способствовало более тесному взаимодействию в сфере военной, энергетической и ядерной безопасности за счет преследования общих целей.

Сближение России и Франции, а также активизация сотрудничества между этими странами было следствием экономических, политических и военных реформ. В России после прихода к власти В.В.Путина, перед страной встала острая необходимость проведения структурных изменений в экономической области. Во Франции в этот период наблюдался экономический подъем, и обмен опытом с французской стороной позволил  провести более быстро и качественно резкие перестановки в экономической области. Так, в частности большие изменения произошли в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах. Огромные средства Россия стала выделять на поддержку отечественного сельскохозяйственного производителя. Кроме того, в топливно-энергетическом комплексе большое значение стали уделять развитию технологий переработки вторичного сырья. В энергетической сфере Россия и Франция обсуждали проекты строительства различных нефтепроводов и газопроводов в Европу, в частности было подписано соглашение и финансовый протокол об инвестициях в российскую  нефтяную промышленность, что способствовало наращиванию поставок углеводородов в Европу[2].

Большое значение сыграла позиция Франции, которая повлияла на пересмотр отношений России с НАТО. Франция выступала в роли посредника в переговорном процессе между Россией и НАТО, и связано это было с международной обстановкой, сложившейся в тот период, с осложнением отношений между НАТО и Россией, а также с готовившимся расширением НАТО на Восток. Для Франции участие в этом процессе являлось шагом для укрепления своих позиций в ЕС в рассматриваемый период, с целью повысить свой престиж и авторитет. Более того, взаимодействие России и Франции  в данный период способствовало укреплению престижа самой России на международной арене.

В культурной области, в этот период между Россией и Францией наблюдался значительный подъем. Так, был проведен год Франции в России в 1997г, и год России во Франции в 1998г. Сотрудничество и деятельность в области культуры, проводимые посольством Франции, затрагивали следующие области: поддержка высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, французских и российских институтов для развития научных обменов между лабораториями, профессиональной подготовки в области точных наук. Деятельность в области культуры осуществлялась в проведении культурных мероприятий в Москве, (так была проведена крупная выставка "Москва - Берлин - Париж")и на всей территории России, совместных творческих постановок, а также проводились выставки оружия, и международные авиа - космические салоны МАКС[3]

В юридическом и судебном сотрудничестве принимали участие все без исключения российские участники реформы: Министерство юстиции, Администрация Президента, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также Генеральная прокуратура. Целью этих действий был обмен опытом между соответствующими институтами. Для помощи в области профессиональной подготовки создавались десятки программ по подготовке кадров (начальной и повышению квалификации), осуществляемых в рамках отношений партнёрства между российскими и французскими учреждениями.[4] Открытие франкоязычных отделений на местах должно было позволить в перспективе через постепенную интеграцию в университетское пространство способствовать передаче методики подготовки специалистов, оказывать содействие в проведении научных изысканий в области реформы содержания судебного процесса, а также помогать в развитии принципа студенческой мобильности в контексте открытия переводов кредитов для стран европейского сообщества.[5]
В области науки и технологии Франция и сегодня занимает одно из первых мест: в теории математики, астрофизике, биологии, медицине, генетике, физике (Шарпак, де Женн, Неэль), что способствует укреплению отношений между странами. Огромный опыт французских ученых в этих областях позволил применить этот опыт на практике в ряде исследований в России.

Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с Французской Республикой имело уже 15-летнюю историю. Его основу составляет межправительственное Соглашение о военно-техническом сотрудничестве между двумя странами, подписанное 4 февраля 1994 г. которое выделяло ряд ключевых направлений для взаимодействия и кооперации: авиационная и космическая промышленность, производство стрелкового оружия и производство артиллерийских систем,судостроения, кораблестроения и бронетанковой промышленности.[6] В целях координации совместной деятельности в этой области был создан Российско-Французский Комитет по военно-техническому сотрудничеству. В июне 2008 г. в Москве состоялось 10-е юбилейное заседание этого Комитета.[7] Начиная, с 2005 года Россия и Франция проявляют большой интерес к взаимодействию в военно-морской области. Для определения перспективных направлений сотрудничества в этой сфере в рамках Комитета создана Рабочая группа по сотрудничеству в области разработки и производства военно-морской техники.

Таким образом, сближение России и Франции в сфере ВПК, в рассматриваемый период являлось знаковым процессом для развития двусторонних отношений. В результате, весь комплекс этих предпосылок являлся гарантом развития успешных, теплых, дружественных, и равноправных отношений. В результате, эти предпосылки в различных сферах и областях деятельности, придали новый импульс развитию двусторонних отношений между Россией и Францией в сфере военно-технического сотрудничества. Результатами этого взаимодействия, прежде всего, следует считать обмен опытом, а также сближение позиций России и Франции по принципиально важным вопросам среди которых военная и энергетическая безопасность в Европе.

Военно-техническое сотрудничество является особым видом деятельности в области международных отношений, основным принципом, которого является обеспечение государственной монополии в этой сфере. ВПК/ОПК России в этот период переживал ряд противоречивых явлений, часть из которых имели негативные последствия для экономики, и для страны в целом, и вызвано это было целым комплексом причин. В числе этих причин с одной стороны, неэффективность проведенных экономических реформ, которые были однобокими, непоследовательными. С другой стороны, слабая государственная поддержка и абсолютно недостаточное государственное финансирование, громоздкая и неэффективная система управления оборонным заказом, отсутствие четкой вертикали государственного управления военно-технической политикой, оборонными НИОКР и производством в рамках Государственной программы вооружения.

В 2000г. в ходе осуществляемой в Российской Федерации масштабной административной реформы ВПК/ОПК основные вопросы руководства над военно-техническим сотрудничеством с зарубежными государствами оказались под непосредственным контролем Президента страны, что позволило более четко и целенаправленно осуществлять продвижение российской продукции военного назначения на зарубежные рынки, полнее учитывать экономические и внешнеполитические интересы государства. В этот период в “президентской вертикали” большое значение приобретают вопросы повышению эффективности функционирования всех звеньев механизма такого сотрудничества. [8]

Так в 2000г. в соответствии с указом президента №1834 Федеральное государственное унитарное предприятие “Рособоронэкспорт” выступает единственным официальным правопреемником по всем ранее подписанным обязательствам, как СССР, так и России в сфере ВТС. Во взаимодействии с федеральными органами власти оно участвует в формировании рынка сбыта оружия российского производства, оказывает организационную, информационную, методическую и финансовую помощь российским предприятиям оборонной промышленности в реализации их продукции на экспорт. [9] При этом выделялись основные направления деятельности:

  • экспорт, импорт всего спектра продукции и услуг военного и двойного назначения;
  • техническое обслуживание и ремонт ранее поставленных вооружения и военной техники;
  • модернизация вооружения и военной техники российского производства;
  • продвижение высокотехнологичной инновационной продукции гражданского назначения, разработанной на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса и др.[10]

Что касается, цели ВПК в этот период, то это  более тесное взаимодействие со странами, входящими в НАТО и Евросоюз, выход на новые рынки с совместной продукцией. Это было особенно актуально в условиях разработки коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз перед лицом религиозного экстремизма, организованной преступности и международного терроризма.

В числе внешних задач в ВПК/ОПК в рассматриваемый период были – поиск новых направлений расширения сотрудничества с ООН, в том числе по линии обеспечения операций по поддержанию мира, контроль за производством и нераспространением оружия, включая контроль за нераспространением ПЗРК. К группе внутренних задач в ВПК/ОПК в данный период были: проведение целенаправленных маркетинговых мероприятий, включающие анализ военно-политической обстановки и экономического положения предполагаемой страны-импортера, военного строительства и состояния вооружения и военной техники. А также разработка прогноза завершения жизненного цикла образцов вооружения, и планирование процесса продвижения отечественной продукции на их замену.[11]

На мой взгляд, развитие этих направлений должно было способствовать возрождению роли ВПК/ОПК в целях получения значительных средств в бюджет страны от продаж вооружений, а также это должно было повысить авторитет России в глазах европейских партнеров, и укрепить позиции нашей страны на европейских рынках вооружения.

Таким образом, анализ внутренних и внешних задач, которые стояли в сфере ВПК перед Россией, позволяет сделать вывод о том, что ВПК России в рассматриваемый период переживал комплексную перестройку, в различных сферах и областях деятельности. В свою очередь, вместе с этой перестройкой ВПК, изменялись отношения и сотрудничество между Россией и Францией в данный период. Для России это означало открытие новой страницы в военно-техническом сотрудничестве с Францией, а также получение международного опыта в активизации процессов модернизации российского вооружения по всем направлениям. Для Франции это означало приобретение стабильности по вопросу военной безопасности в Европе.

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Францией традиционно являлось важной частью двустороннего взаимодействия, это направление было одним из ключевых в кооперации двух стран. Россия и Франция всегда считали, что это является основой стабильности и устойчивости для обеих стран, поскольку и та и другая сторона имеют огромный потенциал различных вооружений. Одним из важных направлений двустороннего военного сотрудничества является стрелковое оружие и артиллерийские системы.

Рисунок 1. [12]

 Артиллерийские системы и боеприпасы являются старейшими в военном производстве, как Франции, так и России. Разработка и изготовление артиллерийско-стрелкового оружия осуществляется на государственных арсеналах во Франции в  городах: Бурж, Тарб (артиллерийские орудия), Роан (САУ), Сент-Этьенн (стрелковое оружие), Тюль (орудия зенитной артиллерии), а также на заводах частных компаний в городах Париж, Ла-Ферте-Сент-Обен и Тюль (минометы), Кюсе и Мюлуз (гранатометы и стрелковое оружие), Сен-Шамон (корабельные артустановки), Бурж (гранатометы)[13]. Производственную базу по выпуску боеприпасов составляют государственные военные арсеналы и заводы. Их собирают также на предприятиях частного сектора. Изготовление взрывчатых веществ, порохов и ракетного топлива полностью сконцентрировано на государственных заводах.

Что касается совместных российско-французских проектов то, Франция сделала крупнейший в истории послевоенной Европы заказ на пистолеты в 2004 году.  Новейший полуавтоматический пистолет, который поступил на вооружение французских сил правопорядка. Этот проект разрабатывала германская оружейная фирма «Зауэр унд Зон» при участии российских представителей, выигравшая тендер министерства внутренних дел, новое оружие получило название «Зиг-про». Франция получила более 200 тысяч единиц «Зиг-про». Ствол и казенная часть выполнены из вороненой стали. Кобура сделана из синтетического сверхпрочного материала. В обойме — 15 патронов, плюс один патрон в стволе. Похоже, этот удобный и компактный 9-миллиметровый парабеллум заставит стражей правопорядка расстаться с тяжелыми шестизарядными револьверами «Манурхин-Ф-1», находящимися на вооружении полиции, а также с допотопными «Мак-50», которые носит национальная жандармерия. Автоматические пистолеты производства фирмы «Зауэр унд Зон» находятся на вооружении сил правопорядка 60 стран мира. Во Франции ими уже пользуются спецслужбы, в частности подразделения по борьбе с бандитизмом.[14]

Среди других интересных совместных проектов является модернизация танка «Leclerc». Лобовая броня танка «Leclerc»образована наружным листом из снарядостойкой стали, затем листом стали высокой твердости, наполнителем из слоев керамики и стеклопластика, способных противостоять кумулятивной струе, и тыльным подбоем из тефлона и стеклопластика с упрочняющими углеродными волокнами. Борта танка «Leclerc», помимо противокумулятивных экранов, несут в передней части стальные короба шириной 200 мм, набранные из пустотелых секций на шарнирах. Комбинированная силовая установка позволила "Leclerc" опередить большинство танков третьего поколения по удельной мощности, достигающей 27,5 л.с./т, и выйти на первое место по скоростным качествам и динамике (менее чем за 6 с танк разгоняется до 32 км/ч и может развить максимальную скорость 71 км/ч).[15]

Таким образом, двустороннее военное сотрудничество между Россией и Францией в производстве стрелкового оружия и производстве артиллерийских систем развивается динамично, что вылилось в ряд совместных взаимовыгодных и равноправных проектов. С одной стороны, Россия повысила конкурентоспособность российского вооружения на европейских рынках по отношению к существующим аналогам и получила очередную порцию международного опыта в этом направлении. С другой стороны, Франция получила дополнительную возможность поставок вооружения в Россию, тем самым обеспечив себе получение стабильной прибыли в бюджет страны.

Одним из главных направлений сотрудничества между Россией и Францией является рынок бронированных боевых машин, в последние годы это проектирование, разработка и закупка колесных боевых бронированных машин. Колесные машины обладают более высоким уровнем стратегической подвижности и требуют меньших затрат на эксплуатацию и обслуживание, однако имеют более низкий уровень защиты и огневой мощи. Их гусеничные аналоги имеют более высокий уровень защиты, огневую мощь и тактическую подвижность, но они, как правило, имеют больший вес и при переброске на большие расстояния нуждаются в применении транспортных средств для перевозки тяжелой военной техники.

Так французская армия оснащена боевыми машинами VBCI, из которых 630 планируется изготовить по уже утвержденным заказам. Основным поставщиком является фирма Nexter Systems, выпускает 96 машин в год и предусматривает наращивание производства. Основным субподрядчиком Nexter Systems является фирма Renault Truck Defense, которая отвечает за МТО и ходовую часть. Из общего требования французской армии на 630 машин большая часть будет иметь конфигурацию БМП, а остальные 150 — это командно-штабные машины, которые отличаются дополнительным оборудованием связи и оснащены боевым модулем с дистанционным управлением, вооруженным пулеметом М2 HB калибра 12,7 мм. Первые модели боевой машины пехоты имели одноместную башню, вооруженную 25-мм стабилизированной пушкой М811 с двухсторонней подачей боеприпасов и 7,62-мм спаренный пулемет. В будущем возможна замена на двухместную башню, вооруженную новой системой вооружения с 40-мм пушкой.[16]

 

Рисуонк 2. [17]

Кроме того, бронетанковая промышленность во Франции представлена государственными военными арсеналами, входящими в промышленное объединение ЖИАТ, и предприятиями государственных и частных компаний. Ведущим является арсенал в г. Роан, на котором выпускаются танки, БМП и БРМ. Другие сборочные предприятия отрасли находятся в городах Шалон-сюр-Сон (легкие танки и спецмашины на их базе), Сен-Шамон (БТР), Мароль-ан-Юрпуа (БТР, БРМ). Комплектующие детали и узлы поставляют военные арсеналы ЖИАТ в городах Бурж и Тарб, а также заводы других компаний. Головной научно-исследовательский центр отрасли находится в г.Версаль.[18]

Что касается России, то это такие модели как БТР-60, БТР-70 и БТР-80, которые относятся к классу плавающих машин и предназначены как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Выпуск БТР-80 и БТР-80А продолжается на Арзамасском машиностроительном заводе и зависит от экспортных заказов. Базовая модель БТР-80 оборудована одноместной башней, вооруженной 14,5-мм и 7,62-мм пулеметами. Новейший вариант БТР-80А оснащен одноместной башней, вооруженной 30-мм пушкой и 7,62-мм спаренным пулеметом. [19]

Так совместный российско-французский проект, новейшая российская-французская машина с колесной формулой 8х8 является БТР-90, который фактически представляет собой укрупненный вариант БТР-80. БТР-90 может оснащаться различными боевыми модулями, включая башню БМП-3. Общий вес БТР-90 составляет порядка 22 тонн, он может перевозить 7 десантников в полной экипировке плюс экипаж из трех человек. Подобно всем ранним вариантам машин БТР-60/БТР-70/БТР-80 бронетранспортер БТР-90 является плавающим и приводится в движение на воде водометами, размещенными в задней части корпуса. Главный недостаток всех российских БТР приведенного ряда является заднее расположение МТО, что усложняет оперативную посадку и высадку десанта из машины и ограничивает выполнение боевых задач. Форма корпуса также создает проблемы для установки дополнительной брони и разработки разных специфических вариантов машины.[20]

В области кораблестроительной промышленности имеется большой опыт строительства кораблей. По объему производства Франция занимает третье место в капиталистическом мире. Общая численность занятых в ней превышает 30 тыс. человек. Промышленная база, насчитывает 13 предприятий, главными среди которых являются государственные военно-морские арсеналы. Основные предприятия отрасли расположены в городах Брест (авианосцы, крейсера УРО, эсминцы УРО, фрегаты УРО), Шербур (подводные лодки всех классов), Лорьян (эсминцы УРО, фрегаты УРО, тральщики). К строительству боевых кораблей привлекаются также частные судоверфи в городах Сен-Назер, Ла-Сен-сюр-Мер, Нант и другие.[21]

Как результат, Россия интересуется французским десантным вертолетоносцем типа "Мистраль". В случае продажи эта сделка станет первой сделкой такого рода, заключенной между Россией и страной - членом НАТО. Кроме самого корабля планируется приобрести также лицензии на строительство четырех подобных кораблей в России. В случае, если контракт будет заключен, строительством вертолетоносца для России будут заниматься французские судостроительные компании STX France и DCNS. Корабль, будет строиться по гражданским стандартам, и будет поставляться без вооружения и радаров. По некоторым оценкам, строительство "Мистраля" обойдется России в 400-500 миллионов евро, причем в правительстве страны ожидают, что покупка корабля будет стоить до 900 миллионов евро. Водоизмещение десантных вертолетоносцев типа "Мистраль" составляет 21 тысяч тонн. Корабль может развивать скорость до 18,8 узла, а дальность его плавания составляет почти 32 тысячи километров. "Мистраль" может перевозить 16 тяжелых или 35 легких вертолетов, а также от 450 до 900 солдат и десантные катера.[22]

Более того, происходит оснащение французскими системами отечественных танков и боевых самолетов, предназначенных не на экспорт, а для собственных Вооруженных Сил. Уже в 2008 году сухопутные войска и Военно-воздушные силы получили первые машины, в комплектацию которых входят блоки с «галльскими» названиями Catherine FC, Matiz и Damocles. Что в свою очередь усилит ВС России.[23]

Летом 2007 г. между компанией Thales и ФГУП «Рособоронэкспорт» был заключен контракт на поставку ста тепловизорных камер Catherine FC для установки на танки Т-90 Сухопутных войск России. Использование систем тепловидения позволяет экипажам боевых машин ориентироваться на местности и вести прицельную стрельбу в ночное время суток и днем в условиях естественных и искусственных помех (туман, дым). Catherine FC весит 5,5 кг и работает в диапазоне 8-12 μm, обеспечивая разрешение 754 × 576 точек и телесный угол обзора 9° × 6,7°, сужаемый до 3° × 2,2°. Танк обнаруживается на дальности до 10 км. Классифицировать цель можно на удалении 4,5 км и идентифицировать на дистанции 2300 м.[24] Для российской стороны это значит, прежде всего, надежное и успешное развитие в сфере танковой промышленности.[25]

Французские тепловизоры уже применяются на некоторых экспортных образцах российской военной техники различного назначения. В их числе, например, боевые машины пехоты БМП-3 и зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1", поставляемые в Объединенные Арабские Эмираты, а также десантные корабли на воздушной подушке "Зубр", экспортированные в Грецию.[26]

В 2007 году французская компания DCNS заключила соглашение с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, которым предусматривается передача передовых технологий в области строительства подводных лодок. Компания DCNS является основным поставщиком атомных и дизель- электрических подводных лодок (АПЛ и ДЭПЛ) для ВМС Франции. Новейшими разработками французских конструкторов являются подводные лодки проектов "Барракуда" и "Скорпен". Последняя, представляет собой неатомную подводную лодку (НАПЛ), соответствующую по своему классу российским "Амур" и немецкой Тип-212. В отличие от ранее применявшихся дизель-электрических силовых установок, НАПЛ нового поколения оснащаются топливными батареями, либо другими видами воздухонезависимых энергоустановок (AIP). Топливные батареи обеспечивают возможность длительного подводного плавания без необходимости всплытия на поверхность. При этом уровень производимого подводной лодкой шума значительно ниже, чем у большинства АПЛ. Подводная лодка проекта "Скорпен" имеет водоизмещение 1750 т (надводное - 1400 т), длину 66,4 м, ширину 6,2 м. Максимальная глубина погружения составляет 300 м, скорость - 20 узлов, дальность плавания - 6400 морских миль при скорости 8 узлов. Подлодка может автономно выполнять задачи, находясь в море 45 дней с экипажем 32 человека. Вооружение НАПЛ "Скорпен" в стандартной версии состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов (18 торпед), а также пусковых установок для крылатых ракет.[27]

Рисунок 3 [28]

Таким образом, это позволило России получить опыт в строительстве такого типа подлодок, а также пополнить таким вооружением военно-морской флот России. При этом за счет поставки такого типа вооружения в отечественные военно-морские силы были укреплены морские границы России, а также важные морские транспортные артерии страны. Другим важным результатом этого явилось получение новейших технологий и принципов в строительстве такого рода вооружениях, что позволило укрепить военно-морской флот России и привлечь внимание европейских партнеров к процессу участия в совместных проектах по проектам создания вооружения такого типа.

Большие надежды в России возлагают на сотрудничество с Францией в области авиационной промышленности, так как авиационный рынок – носит долгосрочный характер. Французской стороной принято решение о выделении 460 миллионов франков на реализацию проекта по созданию и экспортному продвижению учебно-тренировочного самолета "МиГ-АТ". Партнерство с Францией позволяет России выйти на нетрадиционные для России рынки вооружения французского влияния. 19 декабря 2000 года премьер-министры России и Франции Михаил Касьянов и Лионель Жоспен подписали в Париже пакет соглашений о расширении сотрудничества между Росавикосмосом и Европейской авиакосмической корпорацией. Документ предусматривает, в частности, совместную модернизацию и поставки на рынки третьих стран самолета МиГ-29, разработку военно-тренировочного самолета, сотрудничество в создании новых типов вертолетов.[29]

К визиту Жака Ширака в Россию велась работа над документом об участии российской компании в создании европейского супераэробуса "А-380", рассчитанного на 500-800 мест, и его будущего грузового варианта.[30] 

В рамках 44-ого международного авиакосмического салона "Ле Бурже 2001" был подписан контракт между "Эрбас индастри" и Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением, по которому аэробусы будут использовать титановый прокат и алюминиевые сплавы, производимые в Верхней Салде (Свердловская область). Совместная работа над созданием регионального самолета RRJ укрепила сотрудничество России и Франции в сфере передовых технологий. Франция предоставила компенсируемый аванс в размере 140 млн. долларов для создания силовой установки самолета, а Россия - гарантии в сумме 100 млн. дол и прямое бюджетное финансирование в рамках федеральной программы развития гражданской авиации.[31]

Большим шагом в сближении России и Западной Европы стали запуски "Союзов" с космодрома Куру во Французской Гвиане, первый из них состоялся в 2007 год. Кроме того, Европейское космическое агентство и российское Федеральное космическое агентство совместно ведут во Французской Гвиане строительство стартового комплекса. Основой сотрудничества стали соглашение Москвы и Парижа и решение ЕКА. Финансовая база  для этого была найдена - Европейский Инвестиционный Банк предоставил российской стороне 123 млн. евро.[32] В сфере авиационного сотрудничества особое внимание уделяется разработке самолета пятого поколения и беспилотного боевого самолета. Предполагается строительство крупные проектов - создание учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ и модернизация многоцелевого истребителя Су-35 корпорации "Сухой".  Более того, развивается программа авиационного лизинга.[33]

Значительным является взаимодействие обеих стран в создании систем космического пространства. И здесь, Россия также намерена помочь Франции в создании ее собственной системы контроля космического пространства. На первом этапе планировалось поставить французской стороне компьютерные модели для прогноза движения космических объектов и экспериментальной проверки обмена орбитальными параметрами по ограниченному числу спутников. С участием французских фирм создана и новейшая спутниковая платформа SESАТ (Сибирь+Европа SATELLITE), которая позволит увеличить срок эксплуатации аппаратов связи и ретрансляции до 10-15 лет. Россия и Франция совместно создают тяжелую ракету-носитель "Урал". Программа "Урал", включает в себя "совместные работы по разработке технологий для перспективных ракет-носителей, в том числе системные исследования, разработку наземных и летных демонстраторов". Эти носители будут использоваться для запуска полезных грузов, транспортного обеспечения и обслуживания орбитальных систем и космических аппаратов. Совместный проект "Урал" направлен на разработку и создание ракет-носителей среднего и тяжелого класса, в которых у Франции возникнет необходимость после того, как нынешний "Ариан-5" выработает свой ресурс. [34]

К 2020 году специалисты двух стран планируют разработать экономически эффективную ракету-носитель повышенной степени надежности и безопасности, которая не наносила бы ущерба окружающей среде. Бюджет рассчитанного на 5 лет (2005-2010) проекта составит 200 млн евро.[35]

В рамках авиационно-космического салона в Ле Бурже в 2005г. состоялась презентация совместного проекта по модернизации боевых российских вертолетов Ми-24 (в экспортном варианте Ми-35). Российские и французские специалисты объединили свои усилия по модернизации авионики и вооружения вертолетов типа Ми-24 в интересах иностранных заказчиков. В основу этого партнерства лег всемирно признанный опыт российского вертолетостроения, соединенный с новейшими разработками французской компании «Sajem», сотрудничающей в области военной авионики с более чем 20 странами. «Sajem» специализируется на разработке современных систем электроники для боевых летательных аппаратов. Модернизация позволит обеспечить полную совместимость с радиоэлектронными системами западноевропейских стран. При этом заинтересованные российские и французские госструктуры в лице КВТС России и Генерального департамента вооружений Минобороны Франции окажут политическую и военно-техническую поддержку этому совместному проекту. Идея заключается в том, чтобы вертолеты получили возможность работы днем и ночью, в любых погодных условиях, на очень малых высотах, чтобы совместить их со стандартами НАТО и обеспечить самым современным вооружением, выпускаемым в России и на Западе.[36]

В 2006 году Россия и Франция отметили сорок лет сотрудничества в области космоса, в частности, это осуществляется по следующим направлениям: развитие пилотируемой космонавтики, космическая медицина, спутниковая навигация и развитие техники. На российских астрофизических обсерваториях серии «Спектр» устанавливают французское оборудование. Французские специалисты принимают участие в проекте экспериментального спускаемого устройства «Демонстратор». В 2006 году Россия вывела на орбиту французский спутник «МетОП», и аппарат «Коро».[37]

Что касается перспектив сотрудничества в области космоса то это:

  • строительство транспортного средства на орбиту Земли;
  • зеркал, которые смогут освещать солнечным светом северные города;
  • разработка более мощных телескопов;
  • строительство промышленного города на Луне и полет на Марс. [38]

Таким образом, двустороннее сотрудничество в области авиационной и ракетно-космической промышленности между Россией и Францией имеет огромный потенциал. Авиация и для России и для Франции является одним из приоритетных направлений развития сотрудничества, обновление самолетного парка, гражданской авиации и разработка новых скоростных самолетов и истребителей - вот общая цель обеих стран. В сфере космонавтики  Россия и Франция стремятся к разработке новых космических аппаратов и в активном освоении космоса. Космонавтика, так же как и авиация, ключевые направления в сотрудничестве между рассматриваемыми странами.

Как и XX в., так и XXI в. начинается под знаком российско-французского сотрудничества. Именно эти отношения вошли в ряд главных внешнеполитических приоритетов России. Этот выбор был закономерным. История тесно связывала судьбы наших народов. Тесное переплетение культур России и Франции, давние традиции взаимного общения и симпатии народов двух стран, близость их геополитических интересов составляют прочный фундамент российско-французских связей. За несколько последних десятилетий они стали более многогранными и динамичными. Обе стороны проявляли к ним внимание независимо от расклада внутриполитических сил, находившихся у власти. Убедительное свидетельство тому - установившийся между Россией и Францией на всех уровнях активный и доверительный политический диалог и реальное взаимодействие двух стран, прежде всего в вопросах урегулирования региональных конфликтов в прошедшие пять-семь лет. Достигнутый высокий уровень российско-французских отношений - результат сложения целого ряда факторов, одним из которых является взаимодействие в военно-технической сфере. Сам факт, что сегодня связи двух стран одними из первых в Европе получили характеристику привилегированного партнерства, свидетельствует о большом пути, пройденном вместе Россией и Францией к началу третьего тысячелетия.

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Францией является одним из приоритетных направлений сотрудничество. Актуальными вопросами для обеих стран в этой сфере являются  производство стрелкового оружия и артиллерийское производство, область судостроения, кораблестроения и бронетанковой промышленности,  область авиационной и ракетно-космической промышленности, и конечно сфера военной безопасности и сотрудничество в области атомной энергетики.

Не менее важной сферой взаимодействия является совместное участие в урегулировании конфликтов на территории бывшего СССР, в частности карабахского и грузино-абхазского. Франция вместе с Россией председательствует в "Группе друзей генерального секретаря ООН по Грузии". Позиции Франции и России во многом совпадают и по иракской проблеме. И Россия, и Франция решительно осудили методы американской администрации, приведшие к большим жертвам, и потребовали усиления роли Совета Безопасности.

Та


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение