Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Техника и вооружение: вчера, день сегодняшний и перспектива / Статьи
Реактивная система залпового огня Jobaria TCL (ОАЭ)
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 14-04-2017
Несколько лет назад широкую известность среди специалистов и любителей военной техники получила компания Jobaria Defense Systems из Объединенных Арабских Эмиратов. Поводом для всемирной известности стала новейшая реактивная система залпового огня MCL, представленная в ходе выставки IDEX-2013. Этот комплекс реактивной артиллерии отличался уникально высокой огневой мощью и потому не мог не привлечь к себе внимание. Прославившись, эмиратская компания продолжила развитие артиллерийских систем. Не так давно она представила новый вариант РСЗО, отличающийся применением других методов повышения основных боевых характеристик. Эта разработка получила название Jobaria TCL.

Напомним, в рамках проекта Jobaria MCL (Multiple Cradle Launcher) предлагалось повышать огневую мощь боевой машины самым радикальным способом: путем использования нескольких пусковых установок с большим числом ракет на каждой. На общем полуприцепе монтировались четыре опорно-поворотных устройства с пусковыми установками на 60 ракет каждая. Таким образом, за один залп подобная машина могла отправить к цели 240 реактивных снарядов и накрыть ими территорию площадью 4 кв.км. Монструозный внешний вид и соответствующие характеристики РСЗО Jobaria MCL закономерно привлекли внимание к деятельности ее разработчиков. Но нельзя не отметить, что этот интерес фактически не дал реальных результатов. Новая система залпового огня была принята на вооружение только армией ОАЭ, да и та не стала покупать значительное число боевых машин. 

Макет РСЗО Jobaria TLC

Еще в 2013 году представители JDS указывали, что предложенная в новом проекте архитектура боевой машины может получить дальнейшее развитие. Менять технические характеристики и получать новые боевые возможности предлагалось при помощи использования иных боеприпасов, в том числе увеличенного калибра. Кроме того, уже тогда была показана возможность сравнительно быстрого переоборудования существующей транспортно-заряжающей машины из состава Jobaria MCL в перевозчик боеприпасов для других аналогичных комплексов. В подтверждение этого на платформе полуприцепа ТЗМ были уложены транспортно-пусковые контейнеры с ракетами калибра, предположительно, 300 мм.

Впоследствии компания JDS, входящая в состав корпорации Al Jaber Land Systems, неоднократно участвовала в военно-технических выставках и демонстрировала перспективные образцы реактивной артиллерии с теми или иными характеристиками. Однако все новые экспонаты на стендах компании в той или иной мере соответствовали существующим зарубежным аналогам и основывались на уже известных идеях и решениях. Новые варианты дальнейшего развития Jobaria MLC в течение длительного времени не представлялись. Появились основания полагать, что авторы разочаровались в своем проекте, и более не видят смысла в его улучшении и развитии.

В феврале этого года в Абу-Даби прошла очередная выставка вооружений и военной техники IDEX-2017. В ходе этого мероприятия компания JDS впервые показала макеты перспективной реактивной системы залпового огня, в основе которой лежат доработанные идеи предыдущего проекта. В отличие от существующей MLC, на этот раз новый образец техники представляли при помощи масштабных макетов, а не в виде полноценного прототипа. Тем не менее, и макеты, и опубликованные данные позволяют составить общую картину и внимательно изучить ее.

Новый образец РСЗО из Объединенных Арабских Эмиратов получил название Jobaria TCL (Twin Cradle Launcher), отражающее одну из главных особенностей проекта. Предыдущая боевая машина должна была нести четыре пусковые установки, а в новом проекте их количество было уменьшено вдвое, что дало определенные преимущества. В то же время, боевые качества остались на требуемом уровне за счет применения более мощного реактивного оружия с повышенными характеристиками.

В многочисленных обсуждениях комплекса Jobaria MCL высказывалась различная критика, но одной из самых популярных стала претензия к его подвижности. Пусковые установки предлагалось монтировать на пятиосном колесном полуприцепе, транспортируемом при помощи седельного тягача. Такая техника без особых проблем может перемещаться по шоссейным дорогам, но выход на бездорожье оказывается затрудненным, а поездки по пересеченной местности – невозможными. Большие размеры и масса комплекса могли стать дополнительными факторами, ухудшающими его подвижность на различных ландшафтах.

По-видимому, конструкторы компании Jobaria Defense Systems поняли свои просчеты в этом контексте и приняли соответствующие меры при создании нового комплекса. Одновременно с этим они решили не отказываться от основных особенностей архитектуры и уже опробованных подходов к размещению пусковых установок. Новая РСЗО, как и предшественник, базируется на буксируемом полуприцепе и нуждается в грузовике-тягаче. Кроме того, в очередной раз было решено использовать сразу несколько отдельных пусковых установок.

Реактивная система залпового огня Jobaria TCL состоит из нескольких основных компонентов. Две пусковые установки размещаются на буксируемом полуприцепе. Унифицированная колесная платформа также используется в качестве базы для транспортно-заряжающей машины. За транспортировку обоих полуприцепов отвечают седельные тягачи. По-видимому, в качестве буксировщика из состава РСЗО могут использоваться любые автомобили с приемлемыми характеристиками. В составе показанных макетных образцов применялись модели тягачей, похожие на бронированные трехосные автомобили американской компании Oshkosh. Похожая техника применялась и в проекте Multiple Cradle Launcher.

В пользу предположения о сохранении архитектуры предыдущей РСЗО MCL в новом проекте TCL говорит компоновка техники и внешний вид определенных ее элементов. На поднятой передней части полуприцепа размещается крупный прямоугольный корпус, очевидно, вмещающий вспомогательную силовую установку, электрогенератор и насосы гидравлической системы. Основная платформа прицепа на своей верхней части имеет крепления для пусковых установок, а под ней монтируются ящики для имущества, набор из четырех гидравлических аутригеров и ходовая часть с тремя осями.

Как следует из названия, боевая машина Twin Cradle Launcher несет только две одинаковые пусковые установки. Они размещаются в центральной и задней частях платформы полуприцепа. Как и в предыдущем проекте, основой пусковой установки является опорно-поворотное устройство, выполненное в виде прямоугольной в плане платформы со скошенной лобовой частью. В ее задней части имеются крепления для шарнирной установки качающейся рамы. Вероятно, управление поворотом установки и подъемом рамы на нужный угол возвышения обеспечивается электрическими и гидравлическими приводами, как это было в случае с РСЗО MCL.

Качающаяся артиллерийская часть пусковой установки имеет в своей основе прямоугольную раму с несколькими поперечными и скошенными силовыми элементами. На верхней части рамы предусматривается установка креплений и замков, отвечающих за удержание транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Конструкция пусковой установки обеспечивает безопасную транспортировку контейнеров в горизонтальном положении, вдоль полуприцепа. При подготовке к стрельбе они выводятся на нужные углы. Комплекс Jobaria MCL

Как показывает макет, каждая из пусковых установок комплекса Jobaria TCL способна нести по четыре ТПК с ракетами. Контейнеры размещаются на краю качающейся рамы, по два с каждой стороны. Есть основания полагать, что в новом проекте используется оригинальная идея, заимствованная из предыдущего. Напомним, в случае с MCL реактивные снаряды помещались в транспортно-пусковом контейнере большого размера, вмещающем два десятка направляющих. При необходимости перезарядки такой контейнер должен был сниматься с качающейся рамы, и вместо него предлагалось устанавливать новый, после чего машина вновь могла выходить на позицию и открывать огонь.

С реактивными снарядами увеличенного калибра используются сдвоенные ТПК с вертикальным расположением пусковых труб, попарно устанавливаемые на качающихся рамах. Таким образом, общий боезапас перспективной РСЗО состоит всего из 8 ракет. При этом возможно не только сохранение огневой мощи на уровне предыдущей Jobaria MCL, но даже и некоторый рост подобных характеристик за счет применения реактивных снарядов большего калибра, отличающихся увеличенными дальностью и боевой нагрузкой.

Как сообщается, реактивная система залпового огня Jobaria TCL способна применять ракеты калибра 300 мм нескольких типов. Утверждается, что она совместима с турецкими реактивными снарядами TR-300. Такие боеприпасы могут отправлять полезную нагрузку в виде 150-кг фугасной боевой части на дальность от 30 до 120 км. Также не исключается применение ракет A-300 китайской разработки. При схожих параметрах боевой части подобное изделие может лететь на дальность 120-290 км. Боевая нагрузка ракет TR-300 и A-300 в разы выше соответствующего параметра 122-мм ракет Multiple Cradle Launcher, что в сочетании с увеличенной дальностью стрельбы дает значительный прирост в боевой эффективности.

Следует отметить, что китайская РСЗО A-300 использует счетверенные транспортно-пусковые контейнеры квадратного сечения, благодаря чему одна пусковая установка имеет боекомплект из восьми ракет. Новый проект компании из ОАЭ по неким причинам предлагает применение контейнеров вдвое меньшего размера, из-за чего боекомплект Jobaria TCL тоже состоит из восьми ракет, хотя габариты пусковой установки позволяют монтировать большее число ТПК. Вероятно, такие особенности нового проекта связаны с прочностными характеристиками техники или с ограниченными возможностями предлагаемой ТЗМ. Так, для перевозки дополнительного боекомплекта, состоящего из 16 ракет калибра 300 мм, транспортной машине понадобятся новые усложненные системы креплений.

От предыдущего проекта новый должен был получить современную систему управления огнем, использующую инерциальную и спутниковую навигацию. Все операции по подготовке техники к боевой работе, от вывешивания полуприцепа на аутригерах до подъема направляющих на требуемый угол, а также ведение огня осуществляются при помощи автоматизированных систем, управляемых с пульта в кабине экипажа. От различных угроз экипаж может быть защищен бронированным корпусом тягача.

Вместе с боевой машиной, несущей две пусковые установки, в составе системы залпового огня должна использоваться транспортно-заряжающая машина. Все ее агрегаты базируются на таком же трехосном полуприцепе, что и в случае с боевой машиной. Движение тоже должно обеспечиваться тягачом с требуемыми характеристиками.

На передней приподнятой платформе полуприцепа предусматривается прямоугольный корпус для размещения вспомогательной силовой установки и иных необходимых приборов. Также на этом корпусе имеются места для перевозки запасных колес. В передней части основной платформы полуприцепа помещается складной подъемный кран, необходимый для работы с боеприпасами. Все прочие площади полуприцепа отданы под крепления для перевозки транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Размеры платформы позволили разместить только четыре сдвоенных ТПК. Таким образом, одновременно транспортно-заряжающая машина может перевозить восемь ракет – для полного второго залпа боевой машины. Во время перегрузки ракет ТЗМ должна вывешиваться на аутригерах.

За счет уменьшения количества пусковых установок авторам проекта Jobaria TCL удалось добиться заметного сокращения общих габаритов. Боевая и транспортно-заряжающая машины предыдущей модели имели общую длину около 29 м. В новом проекте этот параметр был сокращен до 21 м. Машины системы залпового огня, по данным разработчика, могут перемещаться по автомобильным дорогам со скоростью до 80 км/ч. Запас хода по топливу определен на уровне 450 км. Унифицированные тягачи и прицепы позволяют боевой и транспортно-заряжающей машинам свободно работать в паре, а также заметно облегчают их совместную эксплуатацию.

Проект РСЗО Jobaria TCL был представлен широкой публике всего несколько недель назад, однако уже к этому моменту успел привлечь внимание потенциальных заказчиков. По данным зарубежных средств массовой информации, компания JDS смогла найти потенциального покупателя новой техники. Некое неназванное государство Ближнего Востока пожелало купить подобные боевые машины и вскоре планировалось подписать контракт. Кто именно станет первым покупателем перспективной техники – пока не уточнялось.

 Макет перспективного комплекса. Слева - ТЗМ, справа - боевая машина

В предложенном виде реактивная система залпового огня Jobaria TCL представляет определенный интерес как для специалистов, занимающихся изучением военной техники, так и для потенциальных ее заказчиков. Путем переосмысления и переработки уже известных идей и решений конструкторам компании Jobaria Defense Systems удалось создать весьма интересный образец, способный показывать высокие характеристики, но при этом лишенный некоторых характерных недостатков своего предшественника.

Представленный несколько лет назад образец имел общую длину 29 м и нес четыре пусковые установки для 122-мм ракет, способных летать на дальность до 40 км. Такая реактивная система залпового огня могла заменить целую батарею боевых машин БМ-21 или их аналогов. В то же время, присутствовал заметный недостаток в виде сниженной подвижности. В отличие от нескольких машин на шасси с высокой проходимостью, тягач с длинным полуприцепом может пройти далеко не по любой трассе. В новом проекте Jobaria TCL эта проблема была частично решена путем уменьшения габаритов полуприцепа. Тем не менее, сокращение длины почти в полтора раза вряд ли сможет оказать заметное влияние на общие характеристики подвижности и позволить РСЗО ездить по сложным трассам на пересеченной местности.

Особый интерес в новом проекте представляет использование 300-мм ракет. В зависимости от типа применяемых боеприпасов, комплекс может дополнять другие РСЗО за счет увеличенной боевой нагрузки и повышенной дальности стрельбы. Более того, при помощи ракет A-300 с дальностью стрельбы до 290 км Jobaria TCL может конкурировать с оперативно-тактическими ракетными комплексами или даже превосходить их, если речь идет о системах, имеющих большое распространение в ближневосточном регионе.

В существующем виде новая РСЗО от компании JDS имеет как преимущества, так и недостатки. Тем не менее, некоторые особенности конструкции – прежде всего, ограниченная мобильность, связанная с характеристиками базовых шасси, – в определенных условиях могут не приводить к серьезным проблемам. Возможность применения ракет с дальностью стрельбы до 300 км, в свою очередь, оказывается безоговорочным плюсом комплекса. Из новостей о планируемом заключении контракта на поставку серийной техники следует, что, как минимум, один из потенциальных заказчиков счел имеющееся соотношение характеристик достойным внимания и приемлемым для своей армии.

Несколько лет назад эмиратская компания Jobaria Defense Systems представила новейшую реактивную систему залпового огня MCL и благодаря ей получила всемирную известность. Комплекс нового типа произвел фурор, в первую очередь, благодаря нескольким интересным, хотя и спорным, решениям. В дальнейшем оригинальные идеи были доработаны и пересмотрены, в результате чего появилась новая РСЗО Jobaria TCL. Возможно, она выглядит не столь смело, как предшественник, но все же представляет большой интерес для специалистов и некоторых армий.

Рябов Кирилл


Источник: https://topwar.ru/113210-reaktivnaya-sistema-zalpovogo-ognya-jobaria-tcl-oae.html  


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение