Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Украинская мятежевойна / Статьи
Украина в геостратегических планах США (в конце XIX – начале XXI в.)
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 16-11-2014

В XXI веке Украина является одним из участников геополитической игры между Западом и Востоком. Незаконный переворот в стране (2013 – 2014 гг.) посредством неконституционных методов «цветной революции» привел к Гражданской войне, которая потрясла весь мир. Государственный переворот, раскол общества – Евромайдан заполняет все новостные ленты средств массовой информации. Единое и внешне спокойное государство в один год претерпело кардинальные изменения. Сегодня политический кризис на Украине рассматривается как украинский фактор западно-восточного противостояния.

Кризис начался 21 ноября 2013 г., когда Президент Украины Виктор Янукович отказался от подписания соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом и объявил политический курс на сближение с Россией. Данное заявление вызвало недовольство сторонников «Запада», что вылилось в митинги, дебаты и протесты в следующие дни. Президент Европейского Союза выразил глубокое сожаление и прокомментировал данное событие следующим образом: «К сожалению, нам не удалось на этот раз подписать Соглашение об ассоциации, включая создание глубокой и всесторонней зоны свободной торговли с Украиной… Предложение о подписании наиболее амбициозного соглашения из когда-либо предложенных Европейским союзом стране, которая не является его членом, по-прежнему на столе.

Мы готовы подписать соглашение с Украиной после того, как выдвинутые Евросоюзом условия будут выполнены… Пришло время мужества, время решений» [1]. Соглашение об Ассоциации с ЕС направлено на осуществление как экономических, так и социальных реформ общества. Украинские лидеры, находящиеся у власти, декларировали  расширение демократических свобод, свободу национальной и культурной идентичности, личные права человека, новый курс экономики, отмену пошлин и визового режима, обеспеченность трудоустройства, улучшение уровня жизни при поддержке западных стран. Причины, обусловившие раскола в украинском обществе, были заложены в 1990- х гг.

Акт провозглашения независимости Украины, принятый внеочередной сессией Верховного Совета УССР 24 августа 1991 г., юридически закрепил независимость страны и создание самостоятельного государства – Украина [2].
Новое государство на международной арене, не имевшее самостоятельную силу среди акторов и пребывающее в состояние экономического кризиса, сохраняя при этом статус развитого аграрного и горнодобывающего региона в бывшем СССР на протяжении десятилетия старалось выйти на новый региональный уровень, развивая промышленность, сельское хозяйство, торговлю, агрокомплексы, машиностроение. В связи с проблемой безработицы  населения, снижения уровня жизни повысился риск демографического кризиса [3].

 

Рис. 1. «динамика изменения численности населения Украины».
(Источник: URL: http://ventus-ab-amico.livejournal.com/51280.html (дата обращения 11.11.2014))
 График на рис.1 показывает сокращение численности населения с 1990-х гг. по нынешний год. Экономический кризис отразился на институте семьи.

Торговый дефицит, колебание денежной единицы, политическая недееспособность власти, ее коррумпированность привели к тому, что политическая фрустрация и недовольство в обществе приобрели массовый характер.
На протяжении десятилетия США активно осуществлял «тайную политику патернализма». Не смотря на то, что отношения России и США в первой половине 90-х имеют дружественный характер и направлены на сотрудничество, администрация Клинтона стремилась укрепить свое влияние на постсоветском пространстве, чтобы не допустить усиления российских позиций, а также иметь доступ к ресурсам страны.

Украинский регион обеспечен насыщенными минерально-сырьевыми базами: месторождения нефти, газа, угля, торфа, сланцев, урана; железа, марганца, хрома и никеля, титана, магния, а также алюминия, меди, цинка, свинца. В недрах страны находится золото, серебро, ртуть, бериллий, литий, цирконий, гафний, тантал, ниобий, кобальт, олово, вольфрам, молибден, ванадий, иттрий и лантаноиды, и рассеянные элементы германий, скандий [4].

Территория Украины стратегически важна для Запада, как поставщик и проводник газа в Европу. Газотранспортная система Украины состоит из магистральных газопроводов, распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций. Например, в 2007 году через украинские газопроводы в Европу было прокачано 115 млрд куб. м российского газа. Сегодня данная система является второй в Европе и одной из крупнейших в мире [5].

 

Рис. 2. «Инфографика. Газовые споры России и Украины» (Источник: http://ria.ru/infografika/20140602/1010307639.html#14160605016994&message =resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (дата обращения 11.11.2014)). Данный график иллюстрирует насыщенность и масштабность газотранспортной системы Украины.

 

Рис. 3. «Структура потребления первичной энергии в Украине». (Источник: URL: http://esco-ecosys.narod.ru/2010_3/art160.htm (дата обращения 11.11.2014)).  Как западные страны, так и само государство потребляет газовую энергию больше, чем альтернативные источники [6].

Отметим, что 5 декабря 1994 г. в Будапеште состоялось подписание Меморандума о гарантиях безопасности с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия, в котором в ст. 4 утверждается следующее: « Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству – участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае, если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия». В ст. 1 также отмечается, что страны – участники Договора обязываются «уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины» [7]. Ядерный фактор во внешней политике Украины 1991-1996 гг. позволил стране не впасть в изоляцию. США, в свою очередь, всецело поддержал российскую сторону по  разоружению Украины и расширили помощь стране, выделив ей около 400 млн дол. в качестве помощи на разоружение по программе Нанна-Лугара [8]. Американское правительство также отметило, что данная программа действительно является помощью и не имеет корыстных целей, а также направлена на «баланс сил» в мире.

В течение двадцатилетия политику США в черноморском регионе можно сравнить с образом «деструктивного маятника»: «чем больше маятник имеет приверженцев, тем сильнее он становится» [9]. Администрация США применяла качественно продуманные этапы по достижению собственного плацдарма на Украине:

  1. Двустороннее Соглашение между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки о гуманитарном и технико – экономическом сотрудничестве от 07.05.1992 года;
  2. Грантовая  политика;
  3. «Оранжевая революция» 2004 г.;
  4. Языковая политика Украины;
  5. Учебные и военные базы НАТО на Черноморье;
  6. Евромайдан.

Идея национальной обособленности украинского народа путем отделения от Российской империи возникла на рубеже 90-х гг. Классическим примером является Доктрина «об отторжении от России западных территорий» [10], сформулированная  балтийским немцем Паулем Рорбахом.

Публицист отстаивает стратегию разделения России на «естественные» составляющие: Финляндия, Польша, Бессарабия, Украина, Кавказ, Туркестан и собственно Россию [11], чтобы не допустить возможную экспансию России на запад [12]. После распада СССР идея «германской геостратегии»  прослеживается во внешней политике Соединенных Штатов Америки.

В период 1991-2004 гг. значительно увеличилась роль НКО и общественных фондов, которые выстроили широкие сети финансируемых организаций.

Первым подкрепившим официально правовую деятельность этапом было двустороннее Соглашение между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки о гуманитарном и технико – экономическом сотрудничестве от 07.05.1992 года [13]. В рамках данного договора был создан проект «CIPA-Украина», который осуществляется при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) [14]. По данному проекту профессиональные бухгалтеры и аудиторы обучаются особой программе ведения отчетности в сфере международных стандартов (МСФО). АМР США считает реформу бухгалтерской профессии одной из предпосылок экономического роста путем привлечения средств отечественных и иностранных инвесторов в экономику стран СНГ. Специалист уровня CIPA имеет профессиональные знания и аналитические навыки в сфере финансового и управленческого учёта, финансов и аудита, получает соответствующий сертификат. В тоже время в ходе украинского кризиса 2014 г. на вопрос о финансовой «подпитке» украинского общества американская сторона отвечает, что «внутренняя проверка ведомств показывает, что гранты и контракты не задокументированы должным образом, что также невозможно официально проконтролировать расходуются ли деньги должным образом» [15]. Таким образом, при наличии общей для экономистов Украины программы МСФО – подконтрольной США – документация ведется будто бы не прозрачно.

Вторым этапом по завоеванию украинского сознания становится Грантовая политика США, на которой выросло практически целое поколение общественников и экспертов. США буквально навязывали украинскому народу стереотипы негативного восприятия российского общества и государства. United States Agency for International Development (USAID), National Endowment for Democracy (NED), International Republican Institute (IRI), National Democratic Institute (NDI), Фонд Сороса, Фонд Чарльза Стюарта Мотта и Международный фонд «Відродження», основанный как часть сети Института открытого общества, принадлежащего Фонду Джорджу Соросу, Международная общественная организация «Інтерньюз-Украина», Украинский медийный проект [16] – эти и еще многие другие институты были созданы с 1990-х годов для воспитания лояльности к Западу и особого сознания  будущих лидеров, представителей СМИ.  Целевая аудитория СМИ, финансируемых Америкой - это украинский средний класс, своего рода «target group», молодежь, студенчество, активно использующие Интернет – ресурсы [17]. Институты выделяют стипендии, гранты, безвозмездные денежные пособия, организовывают семинары, программы обучения, конкурсы, стажировки, вручают премии и награды. Отчасти грантовые программы на поддержку науки формировали образ врага. Информационная война, проводимая украинскими средствами массовой информации, показывает подконтрольность и финансирование западными участниками: создается желательная  линия событий, внедряется образ врага – РФ. «Грантовая политика» - это своего рода спецоперация Вашингтона для достижения патерналиизма.

Третий этапом считается цветная революция на Украине 2004 г. За период 1991 -2003 гг. в Украине оставались нерешенные проблемы выплат заработных плат, увеличение разрыва между богатыми и бедными (социальная стратификация), высокая инфляция, государственные долги, чем воспользовались США. Главным феноменом является не столько политический кризис и борьба за власть двух оппозиционных блоков при поддержке элиты и олигархов, а наличие такого факта, как участие «американских агентов», выступающих в роли оппозиции. В какой-то степени, исходя из сегодняшних событий, цветная революция на Украине была пробным вариантом корректировки внешней политики страны в соответствии с западным вектором реформ, а также появление тенденции «русофобии». Было ли открыто заявлено о разном мировосприятии между Востоком и Западом? Один из наблюдателей С. Давыдяк отмечает: «…до 2004 г. различия в мировосприятии между востоком и западом страны носило скрытый характер: властям было невыгодно нагнетать противостояние обществе. Сейчас же протестные настроения с обеих сторон служат прочной электоральной базой и для коалиции, и для оппозиции» [18].

Стремление к ценностям тотальной демократии означает законность, равенство, свободу, право на самоопределение, права человека.  Несмотря на декларированные демократические принципы, в государстве Украина проходит противоположная политика касающаяся прав русскоговорящего народ. В 2000/2001 учебном году удельный вес русскоязычных средних учебных заведений был ниже доли русскоязычного населения (но значительно больше доли русских по национальности): в Донецкой области насчитывалось 518 русских школ (41,6 % от общего числа, где 38,22 % занимает русское население); в Запорожской области — 180 (26.9 %, русское население – 24,7 %); в Луганской области — 451 (55,1 %, русское население – 39,0 %); в Одесской области — 184 (19,7 %, русское население –
20,7%); в Харьковской области — 157 (16,1 %, русское население 25,6 %) [19]. Хотя число русских по национальности значительно меньше числа действительно русскоговорящих людей, тем самым создается ущемления русских, как нации. По Конституции Украины от 28 июня 1996 года отмечено права национальных меньшинств, что гласит Статья 11: «Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины» [20]. «Вопросы равноправия языков … на самом деле вопросы свободы слова, вопросы демократии, вопросы прав граждан. Украина, стремясь к европейским ценностям, сама противоречит этим ценностям, отрицая право половины населения на свой язык как государственный», убежден директор Украинского филиала Института стран СНГ политолог Владимир Корнилов, отвечая на вопросы читателей интернет-сайта «Великая Украина» [21]. Языковая политика Украины становится четвертым этапом по перевороту массового восприятия мира и ущемления русскоговорящего населения.

На пятом этапе Украина рассматривается как субъект геополитической  борьбы в Черноморском регионе двух государств США и Российской Федерации. Украина как геополитический субъект играет важную роль. РФ обосновано выражает опасение о вступление Украины в Североатлантический организацию, что ставит под угрозу национальную и  региональную безопасности. По средством военного блока США расширяет границы своего влияния, создавая  как военные, так и учебные базы (Румыния, Болгария, Турция, а также военные учения, проходивший г. Севастополь «СИ – БРИЗ» 2013 г., что вызвал резкий протест населения [22]). Если изначально блок НАТО создался для предотвращения агрессии коммунистического СССР, то сегодня цели и само значение подразделения не отвечает современным реалиям. Наблюдается тенденция расширения сфер влияния западного мира. С вступлением в военный блок Болгарии и Румынии, на Черноморском регионе обострились отношения между соседями. Доступ для строительства комплекса в Румынии на военной базе города Девеселу, которое было согласовано еще в 2011 г., и предположительно завершится в 2015 г., подразумевает установление трех батареи с 24 ракетами-перехватчиками, а присутствие военного персонала составит 200 человек [23]. Противоракеты предназначены дня уничтожения боевых блоков баллистических ракет малого, среднего и межконтинентального действия. США  в свою очередь комментируют данные действия, как потенциальную защиту от стороны Ирана и КНДР. Тогда возникает  следующий вопрос, для чего по соглашению от 2006 г. США получило право разместить военные базы с численностью более 2500 человек? Полигон Ново Село – один из самых важных учебных объектов в Болгарии [24]: расстояние от полигона до столицы Москва – 1650 км., до границы с Россиией – 860 км., что при военной угрозе составит 1,5 часа достижения цели по воздуху.

 

Рис. 4. «Карта Черноморского региона». (Источник: URL: http://topwar.ru/5419-es-oglasil-strategiyu-po-zavoevaniyu-liderstva-v-chernomorskom-regione.html (дата обращения 12.11.2014) [25]).
На карте (рис.4) видно насколько мало расстояние между берегами соседей (РФ – Румыния, Болгария).

Пятый этап по завоеванию украинского пространства – Евромайдан, где американский фактор имел большое значение. Причиной, положившая начало кризиса стало решение украинского правительства в ноябре 2013 года приостановить процесс подписания Соглашение об ассоциации с Евросоюзом затрагивал политическую, производственную, визовую и социальную сферы [26], [27]. Сторонники сближения с Европой вышли на улицы с требованием отставки Януковича и проведения досрочных выборов. 21-22 ноября проходили митинги в Киеве, где были установлены палаточные лагеря, получившие наименование Евромайдан. Вследствие государственного переворота к власти пришли не легитимные политики, которых поддерживал Запад. Нынешние лидеры государства поддерживают и используют лозунг «Земля, ради Евроинтеграции», который предлагает отдать Западу природные, экономические, трудовые ресурсы» в обмен на  Европеизацию. Как уже упоминалось ранее, Украина имеет экономические связи и с Евросоюзом, и с Россией.

Рссийские газопроводы, проходящие через Украину, снабжают газом многие европейские страны. Этот факт отчетливо проявился еще в 2006 году, когда Россия временно перекрыла подачу газа, и в ЕС сразу заговорили об энергобезопасности. Российская сторона также неоднократно обращалась к украинскому правительству и напоминала о возможных как финансовых проблем, так и проблем с региональной и национальной безопасности страны.
Таким образом, Украинский кризис 2013 – 2014 гг. имеет два параллельных конфликта: внутренний открытый – Гражданская война, внешний скрытый – Украина, как объект за сферу влияния США и РФ. Выполненные пять этапом по созданию демократической почвы для Америки, Соединенные Штаты, как деструктивный маятник,  в очередной раз создали точку нестабильности в Черноморском регионе, создали новые рычаги давления и влияния, создали новые реалии для осуществления геостратегической концепции по ослаблению Российской Федерации.

 

Хлызова В.С.


Список использованных источников и Интернет-ресурсов

  1. Реакция мира на не подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. URL: http://blogs.lb.ua/lbua/243331_reaktsiya_mira_nepodpisanie.html
  2. Акт провозглашения независимости Украины. URL: http://gska2.rada.gov.ua/site/postanova/akt_nz.htm
  3. Динамика изменения численности населения Украины. URL: http://ventus-ab-amico.livejournal.com/51280.html
  4. Инфографика. Газовые споры России и Украины: что будет, если "перекрыть" трубу. URL: http://ria.ru/infografika/20140602/1010307639.html#14160605016994&message =resize&relto=login&action=removeClass&value=registration
  5. Внутренний рынок газа на Украине: политика, экономика, криминал. ЭСКО «Экологические системы» № 3, март 2010. URL: http://esco-ecosys.narod.ru/2010_3/art160.htm
  6. Структура потребления первичной энергии в Украине». URL: http://esco-ecosys.narod.ru/2010_3/art160.htm
  7. Меморандума о гарантиях безопасности с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G94/652/94/PDF/G9465294.pdf?OpenElement
  8. «Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность». URL: http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/gkh30422.htm
  9. Вадим Зеланд. Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов. 2007. С. 15.
  10. Андрей Дашков. Тайная миссия Третьего Рейха. // Миф жизненного пространства. URl:  http://www.litportal.ru/genre215/author1803/read/page/11/book119828.html
  11. Там же.
  12. Тимошенко В.П. История в сослагательном наклонении. Вестник уральского отделения РАН. 2011. № 1(35)  http://www.iie-uran.ru/doc/35/103-115.pdf
  13. УГОДА між Урядом України і Урядом Сполучених Штатів Америки про гуманітарне і техніко-економічне співробітництво  URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/MU92168U.html
  14. Проект «CIPA-Украина», Развитие профессии бухгалтера и аудитора в Украине. URL: http://www.capcipa.biz/index_rus.htm
  15. Гаяне Чичакян. Часть документации по грантам Госдепартамента США оказалась утеряна. URL:  http://russian.rt.com/article/55322#ixzz3InFu80w3
  16. Алексей Ничукин. Элементы информационной инфраструктуры США на Украине. URL: http://ukraina.ru/analytics/20140819/1010211464.html
  17. Партия регионов назвала всех вражеских агентов в Украине (ПОЛНЫЙ СПИСОК). URl: http://glavcom.ua/articles/16072.html
  18. Потапов Д.В. «Феномен Майдана и «оранжевой революции» в Украине» УДК 323.27(477). С.144-147. URL: http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=2
  19. Вопрос о статусе русского языка на Украине. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/852029#...
  20. Конституция Украины от 28 июня 1996 года № 254к/96-ВР (Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины). URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30391155
  21. Владимир Корнилов: Введение второго государственного языка – это акт демократии и свободы. URL: http://vu.ua/article/materials/komments/698.html
  22. Протест прогрессивных социалистов в Севастополе против НАТО
    17/07/2013 URL: http://www.vitrenko.org/article/16869
  23. Участие стран в системе ПРО США и НАТО:Румыния, США. URL: http://anti-nato.com/map/pro/deveselu-rumyniya.html
  24. Взаимодействие Болгарии и НАТО. URL: http://нато.рф/ru/bulgaria.html
  25. «Карта Черноморского региона». URL: http://topwar.ru/5419-es-oglasil-strategiyu-po-zavoevaniyu-liderstva-v-chernomorskom-regione.html
  26. Проект соглашения об ассоциации Украина-ЕС: 10 ключевых положений. URL:  http://news.liga.net/articles/politics/869219-proekt_soglasheniya_ob_assotsiatsii_ukraina_es_10_klyuchevykh_polozheniy.htm
  27. Документ URL: http://comeuroint.rada.gov.ua/komevroint/doccatalog/document?id=56219

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение