Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Гражданская война в Сирии: предварительные выводы и уроки / Статьи
Обзор книги Бахджата Сулеймана: «События в Сирии вчера и сегодня: восстание или заговор?»
Материал разместил: Арзуманян РачьяДата публикации: 11-05-2015
Изданную в 2015 году в Тунисе трехсот страничную книгу[1] известного сирийского дипломата и военного, доктора экономических наук Бахджата Сулеймана [2] «События в Сирии вчера и сегодня: восстание или заговор?» трудно переоценить.

r.jpg

Фото 1. Бахджат Сулейман.

Буфер обмена-2.jpg

Фото 2. Обложка книги "События в Сирии вчера и сегодня-восстание или заговор?, Тунис: «Пирм», 2015 г.

Книга является попыткой дать ответ на комплекс проблем и вопросов, связанных с нынешним этапом сирийского кризиса[3] с момента его начала и до сегодняшнего дня. В частности, речь идет о роли внешних и внутренних факторов, влиянии региональных и внерегиональных центров силы на сирийский кризис, методах информационной войны и террористической деятельности, посредством которых реализуются политика, направленная против интересов как сирийского государства, так и Арабского мира в целом. Бахджат Сулейман громко говорит о том, о чем предпочитают молчать многие масс-медиа за пределами Арабского мира. В частности, о «талмудистах-ваххабитах»[4], «лже-мусульманах» и медийном образе «нового араба», который навязывают миру враждебные Арабскому миру арабоязычные масс-медиа[5]. Речь идет о катарском канале «Al-Jazeera»[6], иорданских ведущих изданиях «Ar-Rai»[7], «Ad-Dustour»[8], также известных саудовских публицистах Тареке Хамиде[9], Абдель Рахмане Рашеде[10] и других.

Сирийская война – это тотальная война[11] между правдой и ложью, между честными людьми и лицемерами – такое определение сирийскому кризису дает Бахджат Сулейман и, тем самым, обозначает основную идею книги. Война ведется, прежде всего, против трех государственных символов Сирии – президента, армии и флага. Сирия – это крепость, которая защищает Арабский и исламский мир, восточное христианство, современную цивилизацию, истинную свободу, справедливость и достойное будущее, считает Бахджат Сулейман. А наказанием за предательство Сирии может быть только смерть. Будучи типичным образцом современного арабского публицистического стиля, книга многогранна: с одной стороны, ее можно рассматривать как призыв (в некоторых случаях - вызов), адресованный Арабскому миру и внешнему миру называть вещи своими именами, с другой, как аналитический текст, предлагающий прагматические шаги для преодоления сирийского кризиса.

Сам факт авторства влиятельного сирийского государственного деятеля уже сам по себе формирует отношение к его работе как ценному первичному источнику информации из сирийского военно-политического истеблишмента. Отрывки книги появились в открытом доступе на ряде ресурсов, в том числе на персональных страницах Бахджата Сулеймана[12] и его сына– Хайдары Сулеймана в соцсети «Facebook»[13]. Было опубликовано введение (14 стр.)[14] и несколько глав (стр. 177-301)[15]. В вступительной части книги дается общее представление о ключевых факторах сирийского кризиса и определения основных понятий и терминов, которыми оперирует автор. Привычные для носителя арабской идентичности термины остаются малоизвестными и редко используются за пределами Арабского мира, по крайней мере, в русскоязычных масс-медиа, и книга помогает восполнить этот пробел.

С данной точки зрения представляется важным различение терминов «Al-Arab» и «Al-Aarab» ((العرب) (الأعراب))[16], пренебрежение которыми в неарабской языковой среде приводит к тому, что смысл термина «араб» ограничивается значением «проживающие в пределах Арабского мира носители арабского языка». Столь узкая трактовка может привести к ошибочной интерпретации глубинных причин конфликтов в Арабском мире и как следствие, сформировать искаженные оценки и прогнозы.

«В чем заключается разница между “Al-Arab” и “Al-Aarab”[17]», - спрашивает Бахджат Сулейман и отвечает: «Разница между ними – как разница между небом и землей, между раем и адом. “Al-Aarab”– это те, кто причинил страдание Пророку и решили убить Его. Это те, которые вынудили Его покинуть их и переселиться в город Ясриб (т.е. Медину). Это те, о ком сказано в Священном Коране, что они самые большие безбожники и лицемеры, которые солгали, что уверовали в Аллаха, но на самом деле они только приняли ислам. Что касается арабов (“Al-Arab” – прим. А.А.), то они являются носителями исламской миссии, они приняли Пророка и защитили, сражались бок о бок с Ним, вставали на Его защиту, не жалея своих жизней». Негативный исторический опыт оказывается актуальным и в наши дни, грозясь стать неразрывной частью будущего Арабского мира, о чем предупреждает автор: «Это разделение все еще имеет место. … Арабы нашего времени: исповедуют светлый ислам, ислам сопротивления[18]… противостоят сионизму и его союзникам … говорят на чистом арабском языке, верят в арабскую и исламскую умму … в то время как “Al-Aarab” следуют тираническому, такфиристкому, разрушительному исламу врагов панарабизма и истинного ислама … они фанатично жестоки в отношении арабов и благоволят сионистам и их союзникам…»[19].

«Современными «Al-Aarab» автор называет:

  • «ваххабитов-талмудистов, которые прикрываются исламом»;
  • политизированных салафитов, «не имеющих отношение к первоначальному исламу»;

и «братьев-мусульман»[20], созданных британскими колонизаторами для борьбы против «социалистов, левых, националистов, патриотов, арабов, мусульман»[21].

Также важна дефиниция термина «мусульманин», считает автор: «Есть «мусульмане», “исламисты” и “лже-мусульмане”», и дает следующие определения:

«Мусульмане: веруют в ислам – Коран и Хадисы, реализуют свою веру через предписания ислама и не стараются нанести ему вред;

  • исламисты: они бывают двух видов – те, кто независимы и те, кто являются последователями. Первые превращают исламскую религию в идеологию с целью реализовать благородные цели … последователи же превращают религию в способ, через который они реализуют личные амбиции и добиваются личной выгоды, опираясь не на внутреннее содержание ислама, а на внешние признаки;
  • лже-мусульмане: воплощение ваххабитов и «братьев-мусульман» – британских креатур … ислам, который они исповедуют, не имеет никакого отношения к исламу, основанному Мухаммедом»[22].

Исходя из личного опыта и знаний Бахджат Сулейман дает свои определения циркулируемым в мировых масс-медиа клише, терминам и понятиям, на основе которых формируется отношение к ближневосточным процессам:

  • «Creative Chaos» (الفوضى الخلاقة) – американо-сионистский проект, нацеленный на разрушение арабских обществ;
  • «Арабская весна» - рожденный в недрах американских внешнеполитических кругах и экспортированный в арабские страны термин на самом деле отражает проект, который можно назвать «ядерной зимой». За время его реализации обрушилась экономика и раскололись общества в арабских странах, в регион вернулся неоколониализм;
  • «Международное сообщество» - американо-европейско-сионистская организация;
  • «Сопротивление» - террор в понимании «международного сообщества»;
  • «Ближний Восток» - формально так называются арабские и исламские страны, которые в реальности не являются ни арабскими, ни исламскими;
  • «Новый Ближний Восток» - осколки современного Ближнего Востока;
  • «Гегемония Запада» - в понимании «международного сообщества» путь к демократии и установлению открытых отношений с остальным миром;
  • «Отрицание гегемонии Запада» - тирания и отсталость[23].

Суть сирийского конфликта Бахджат Сулейман формулирует кратко - «Тотальная война против Сирии, в которой принимают участие НАТО, турки-неоосманцы, «Al-Aarab» Персидского залива, их приспешники и неоколониальный мир»[24]. Цель создаваемого сирийского хаоса также предельно ясна: переформатировать арабо-израильский конфликт в межрелигиозную войну суннитов и шиитов и межэтническую войну арабов против персов. Суннитская часть исламского мира является основной жертвой этого заговора, предупреждает Бахджат Сулейман. Пресечь дальнейшее развитие «суннито-шиитского» антагонизма, спасти традиционный ислам, восточное христианство и арабскую умму можно, если принять решение отдать действующие власти Саудовской Аравии под международный трибунал. В противном случае весь Арабский мир будет погружен в нескончаемый хаос.

Говоря о региональной безопасности, автор не обходит вниманием проблему терроризма, в частности, ИГИЛ. По его мнению, ИГИЛ обречен, и, рано или поздно, Саудовской Аравии придется столкнуться лицом к лицу с монстром, которого она сама создавала. Противостояние саудовского королевства и ИГИЛ автор трактует в историческом ключе, как «экзистенциальную войну между новым и старым талмудическим ваххабизмом»[25]. Олицетворением неоваххабизма является саудовский клан, «укравший у арабов и мусульман их религию и самоназвание «арабы»[26]. Слова Бахджата Сулеймана о присвоении саудовским кланом этнонима «араб» не является информационной сенсацией для Арабского мира. В арабских масс-медиа, литературе, экспертном сообществе не раз говорилось и говориться о еврейских корнях клана Аль-Сауд.

Арабы обвиняют саудовский клан в сочинении искусственной родословной, восходящей, якобы, к семье Пророка Мухаммеда. Путаясь в родословной, саудовский клан приписывает себя то к арабскому племени Аназа (عنزة), то Тамим (تميم). Например, историю происхождения и становлении клана Аль-Сауд подробно излагает саудовский автор Насер Саид (фото 3)[27] в известной книге «История клана Аль-Сауд» (تاريخ آل سعود, Tarikh Al-Saud»[28] (см. фото 4).

Буфер обмена-3.jpg

Фото 3.

Буфер обмена-4.jpg

Фото 4. 

О том, что саудиты не принадлежат к арабским племенам Аравии, говорится и в стихах известного саудовского поэта 18 века Хамидана Аш-Шуи’ра. Как и Насер Саид, Аш-Шуи’ра поплатился жизнью за свою смелую позицию. Чтобы скрыть свое преступление, правители Саудовского королевства объявили поэта умалишенным[29]. Аль-Сауд в одной из своих касыд говорит: «…Отцом Мухаммада ибн Аль-Сауда является еврей по имени Мордехай. … Прикрываясь именем Мухаммада и религией Мухаммада, сыновья Израиля учинили над нами беззаконие и стали нас убивать на нашей же земле … нам страшны не звери, обитающие в пустыне, а еврейские волки в человеческом обличье … мы боимся, что они установят свою власть над Недждом и заставит нас подчиняться их брачным законам - у них сестра выходит замуж за родного брата, у них тысяча незаконных наложниц»[30].

Иракское независимое издание «Buratha» опубликовало редкий снимок (фото 5) декабрьской страницы египетского журнала «Al-Kifah Al-Arabi» от 1920 года со статьей «Аль Сауд разрушают гробницы сподвижников Пророка»[31]. В статье перечислены уничтоженные ими святыни, а также представлены снимки разрушенных домов где:

  • Пророк собирался со своими сподвижниками;
  • родились имам Али и его сыновья Хасан и Хусейн, Фатима;
  • жили Аби Бакр, Хамза Бин Абдель Муталиб.

Они вскрыли могилы сподвижников и «развеяли их прах», присвоили хранящееся в Зеленом Куполе[32] золото и отлили из него свои мечи, кинжалы, пояса, перстни и браслеты. Они разрушили кладбище Аль-Баки, где похоронены родственники и сподвижники Пророка. Они разрушили купол над могилой Пророка и осквернили его могилу, но вокруг этого поднялся такой шум, что они отступили. Газета называет их именами иудейских племен Саудовской Аравии «Бни Кинкаа» и «Бни Надир» и «Курейда».

Буфер обмена-5.jpg

Фото 5.

Сирийско-ливанское информационно-аналитическое издание «Al-Hadath News» опубликовало статью «Правда о том, как клан Аль - Сауд стал арабским» и фотографию, в которой пересказывается широко известная в Арабском мире история происхождения клана Аль Сауд. Клан берет свое начало в 1473 году от иудея по имени Мордехай Бен Ибрахим Бин Моше (مردخاي بن إبراهيم بن موشي) из иудейского племени Кинка’а (قينقاع), впоследствии взявшего имя Морхан Бин Ибрахим Бин Муса (مرخان بن إبراهيم بن موسى) и сочинившего себе арабскую родословную. Упоминается также о встрече имама Мухаммеда Бин Сауд Бин Мухаммада Бин Мукран Бин Морхана с имамом Мухаммедом Бин Абд Аль-Ваххаб Бин Сулейман Бин Али Бин Шломан Каркузи (Фото 6) – основоположником ваххабизма и потомка евреев-денме, бежавших из Испании в Турцию вместе с мусульманами[33].

Буфер обмена-6.jpg

Фото 6.

Тема еврейского происхождения клана Аль-Сауд является очень популярной в арабоязычном сегменте Сети. Например, в блоге «Arab Times» говорится: «Чтобы скрыть свое настоящее происхождение от местного еврея по имени Мордехай, саудиты-криптоевреи нанимают продажных журналистов и публицистов»[34]. Саудовская Аравия вынуждена вести активную контрпропаганду, для формирования другого мнения. К примеру, на публикацию рукописного документа[35] о передаче Палестины евреям, под которым стоит подпись короля Саудовской Аравии Абдель Азиза Аль Сауда, публицисты Наф’а Аль-‘Атяуи и Насер Исмаил Джарбу’а Аль-Яфауи отреагировали публикацией внушительного списка[36] имен саудовцев, погибших за освобождение Палестины.

О финансируемой и управляемой извне, в том числе из Саудовской Аравии и Турции, внешней и внутренней сирийской оппозиции Бахджат Сулейман отзывается с негодованием: «Большая часть тех, кто проливает слезы над пролитой кровью сирийцев, принимает участие в их убийстве»[37]. «Убожество сирийских оппозиционеров» заключается в том, что они предпочитают отсиживаться в других странах и вести свою борьбу против Сирии оттуда, потому что боятся, что их в Сирии арестуют, - пишет Бахджат Сулейман. Иронизируя, он пишет; «Как же те, кто считает себя борцами и повстанцами, вдруг так начинают бояться ареста».

По мнению Бахджата Сулеймана, пути политического решения сирийского кризиса зависят, в первую очередь, от того, насколько региональные и внерегиональные центры силы готовы на деле, а не на словах бороться против терроризма, отказаться от финансирования и вооружения террористических «лже-исламских» группировок, прекратить «блокаду сирийского народа», снять наложенные на Сирию международные санкции, прекратить вмешательство во внутренние дела Сирии. Те, кто говорит о создании фронта спасения Сирии, должны, прежде всего, признаться в собственных ошибках, говорит автор. Они должны признаться, что делали ставку на ось, представленную сионистами, атлантистами, сельджукидами, ваххабитами и «братьями-мусульманами» и отказаться от своих прежних взглядов, которые вредили интересам сирийского народа и сирийской армии. В противном случае их ждет безрадостная участь подобных им «коалиций и советов», действующих по указке Турции и Саудовской Аравии[38]. Свое отношение к политическому исламу Бахджат Сулейман объясняет так: «Не религия представляет угрозу безопасности государства, а религиозные партии»[39].

Таковы некоторые из проблем, рассматриваемых в книге. Автор предлагает, давая оценку сирийскому кризису, принимать во внимание исторический контекст, включая глубокие его пласты, относящиеся ко временам становления ислама и моменту судьбоносной встречи между Мухаммадом Бин Саудом - отцом династии Аль-Сауд - и Мухаммадом Ибн Аль-Ваххабом - основателем ваххабизма. Такой подход бросает вызов современным интерпретациям корней сирийского конфликта, предпочитающих ограничиваться рассмотрением новейшей истории и вооруженным противостоянием между правящим кланом Асадов и сирийским народом.

Как сами доводы, так и вывод автора, что сирийский кризис является результатом геополитической игры и разворачивается не только на территории Сирии, но всего Ближнего Востока, выглядят убедительными. Используя жесткие формулировки, автор стремится внедрить в сознание читателя образы и символы, которые не принято использовать в рамках принятых стандартов экспертных текстов и СМИ, пронося их через всю книгу и повторяя вновь и вновь.

При этом называются и не замалчиваются внутренние проблемы сирийского государства: предатели, коррупция, «лже-мусульмане» и т.д. Бахджат Сулейман называет вещи своими именами, и ставит коррупцию в один ряд терроризмом, рассматриваемые как главнейшие угрозы безопасности сирийского государства[40]. Автор четко отделяет Сирию, как воплощение государства и народа, от деструктивных явлений и тенденций внутренней жизни. В реалиях Ближнего Востока вражеские Арабскому миру и Сирии силы не могут быть однозначно признаны дружескими, под какими бы человеколюбивыми лозунгами они не выступали. Мысль, которую пытается донести до читателя Бахджат Сулейман. Сирия и Арабский мир разрушаются хладнокровно и последовательно. Не видеть и не признавать этот факт означает нежелание или неумение увидеть истинные масштабы катастрофы, постигшей Арабский мир.

  

Источники

[1] 300 ص2015 تونس, دار "بيرم" للنشر, هل ما جرى ويجري في سوريا(ثورة) أم(مؤامرة), بهجت سليمان (Bahjat Sulaiman)

[2] Бахджат Сулейман (Bahjat Sulaiman) – родился в 1949 году в сирийском городе Латакия, окончил военное училище в 1970 году, служил в рядах Вооруженных сил САР, имеет звание генерал-майора. Командир танковых войск северного направления во время арабо-израильской войны 1973 года, участник ливано-израильской войны 1982 года, бывший глава министерства внутренней безопасности Сирии. В 2009 году Бахджат Сулейман был назначен послом САР в Иордании, в мае 2014 года власти страны объявили его «персоной нон грата» с требованием покинуть страну в течение ближайших 24 часов. Причиной дипломатического скандала между обеими странами послужила открытая критика со стороны сирийского посла в адрес властей Иордании, поддерживающих политику антисирийского лагеря. Сирийское издание «Baladna» считает Бахджата Сулеймана «одним из выдающихся сирийских дипломатов» благодаря проявленной им активной позиции в сирийском вопросе не только на международной арене, но также через ежедневные публикации на своей персональной странице в сoцсети «Facebook» под псевдонимом «Khatira Abu l Majd» (خاطرة أبو المجد). «Baladna», March 25, 2015, April 14, 2015 <http://www.baladnaonline.net/ar/NewsDetails.aspx?pageid=284225>

[3] Трагические события берут свое начало с марта 2011 года, когда в Сирии под видом «борьбы сирийского народа против тиранического режима Башара Асада» была спровоцирована затяжная война «всех против всех» с участием террористических группировок, укомплектованных иностранными наемниками. Кровавый конфликт за несколько лет превратился в войну на истощение и продолжается в наши дни.

[4] Бахджат Сулейман, События в Сирии вчера и сегодня-восстание или заговор?, Тунис, «Пирм», 2015 г., стр. 229

[5] «Inbaa», January 25, 2013, April 13, 2015 < http://www.inbaa.com/%D9%83%D8%AA%D8%A7%D8%A8-%D9%87%D9%84-%D9%85%D8%A7-%D8%AC%D8%B1%D9%89-%D9%88%D9%8A%D8%AC%D8%B1%D9%8A-%D9%81%D9%8A-%D8%B3%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D8%AB%D9%88%D8%B1%D8%A9-%D8%A3%D9%85-%D9%85%D8%A4/>

[6] «Al-Jazeera», April 27, 2015 <http://www.addustour.com/>

[7]«Ar-Rai», April 27, 2015 <http://www.alrai.com/>

[8] «Ad-Dustour», April 27, 2015 <http://www.addustour.com/>

[9] Тарек Хамид – саудовский публицист, бывший главный редактор издаваемого в Лондоне саудовского издания «Al-Sharq Al-Awsat», бывший корреспондент в Вашингтоне одного их саудовских изданий, специальность журналиста получал в США.

[10] Абд Ар-Рахман Рашед - главный редактор саудовского канала «Al-Arabiya», ведущий обозреватель и бывший редактор саудовского издания «Al-Sharq Al-Awsat». Либерал, критикующий исламский консерватизм.

[11] Бахджат Сулейман, События в Сирии вчера и сегодня, стр. 229.

[12] «Facebook», April 14, 2015 <https://www.facebook.com/profile.php?id=100003780874464>

[13]«Facebook», April 14, 2015 <https://www.facebook.com/haidara.suleiman.3>

[14] Ливанское издание «Inbaa» на правах эксклюзива опубликовало вступительную часть книги «Inbaa», дата публ. не указана, April 13, 2015 <http://www.inbaa.com/3547-2/>

[15] «Facebook», April 27, 2015 <https://www.facebook.com/people/%D8%AE%D8%A7%D8%B7%D8%B1%D8%A9-%D8%A7%D8%A8%D9%88%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AC%D8%AF/100003780874464>

[16] Термин «Al-Aarab» (الأعراب) упоминается в Коране, а далее в арабских толковых словарях, прессе и работах арабских ученых для дифференциации жителей Аравийского полуострова – бедуинов, которые необязательно являются этническими арабами.  

[17] Термины «Al-Arab» и «Al-Aarab» в арабском оригинале - (العرب) (الأعراب).

[18] Автор имеет в виду «Ось Сопротивления», формально в нее входят Иран, Сирия и Ливан в лице шиитской военно-политической организации «Хезбола». В реальности под этим термином подразумеваются те силы в Арабском мире, которые противостоят израильской политике, вне зависимости от их этнорелигиозной принадлежности. В антисирийском лагере принято использовать узкий термин «Шиитская ось», что неверно: далеко не каждый шиит является заклятым врагом Израиля, так же как не каждый суннит обязательно  является сторонником еврейского государства.

[19]«Inbaa», January 21, 2013, April 15, 2015 <http://www.inbaa.com/%D9%83%D8%AA%D8%A7%D8%A8%D9%87%D9%84-%D9%85%D8%A7-%D8%AC%D8%B1%D9%89-%D9%88%D9%8A%D8%AC%D8%B1%D9%8A-%D9%81%D9%8A-%D8%B3%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D8%AB%D9%88%D8%B1%D8%A9-%D8%A3%D9%85-%D9%85%D8%A4-4/>

[20] «Никакие они не братья и не мусульмане», - пишет автор во вступительной части книги и далее называет их «предателями», обыгрывая значения арабских слов «الاخوان» (Al-Ikhwan - «брат») и خوان (Khuwan - «предатели» ).

[21] Бахджат Сулейман, События в Сирии вчера и сегодня, стр. 177

[22] «Inbaa», January 21, 2013, April 15, 2015 <http://www.inbaa.com/%D9%83%D8%AA%D8%A7%D8%A8%D9%87%D9%84-%D9%85%D8%A7-%D8%AC%D8%B1%D9%89-%D9%88%D9%8A%D8%AC%D8%B1%D9%8A-%D9%81%D9%8A-%D8%B3%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D8%AB%D9%88%D8%B1%D8%A9-%D8%A3%D9%85-%D9%85%D8%A4-3/>

[23]«Inbaa», January 21, 2013, April 15, 2015 <http://www.inbaa.com/%D9%83%D8%AA%D8%A7%D8%A8%D9%87%D9%84-%D9%85%D8%A7-%D8%AC%D8%B1%D9%89-%D9%88%D9%8A%D8%AC%D8%B1%D9%8A-%D9%81%D9%8A-%D8%B3%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D8%AB%D9%88%D8%B1%D8%A9-%D8%A3%D9%85-%D9%85%D8%A4-2/>

[24]«Inbaa», January 21, 2013, April 15, 2015 <http://www.inbaa.com/%D9%83%D8%AA%D8%A7%D8%A8%D9%87%D9%84-%D9%85%D8%A7-%D8%AC%D8%B1%D9%89-%D9%88%D9%8A%D8%AC%D8%B1%D9%8A-%D9%81%D9%8A-%D8%B3%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D8%AB%D9%88%D8%B1%D8%A9-%D8%A3%D9%85-%D9%85%D8%A4-3/>

[25] Бахджат Сулейман, События в Сирии вчера и сегодня, стр. 177

[26] Ibid., стр. 242

[27] Насер Саид – один из первых саудовских оппозиционеров, был арестован за свою оппозиционную деятельность и призывы оказать помощь Палестине. После смерти короля Абдель Азиза в 1953 году вышел из тюрьмы. В 1956 году новые саудовскими власти приговорили Насера Саида к казни за призывы создать конституцию и соблюдать права человека. Бежал в Египет, оттуда в Йемен, Сирию и Ливан, где был убит неизвестными в 1979 году. Автор ряда книг, наиболее известными произведениями, помимо вышеупомянутой книги являются также книги « حقائق عن القهر السعودي» («Правда о саудовской тирании»), « مؤامرة أم خالد » («Заговор Умм Халид»). «Marefa», April 27, 2015 <http://www.marefa.org/sources/index.php/%D8%AA%D8%A7%D8%B1%D9%8A%D8%AE_%D8%A2%D9%84_%D8%B3%D8%B9%D9%88%D8%AF%D8%8C_%D9%86%D8%A7%D8%B5%D8%B1_%D8%A7%D9%84%D8%B3%D8%B9%D9%8A%D8%AF>; «Goodreads», April 27, 2015 <http://www.goodreads.com/book/show/16134174>

[28] «تاريخ آل سعود», 663 стр., April 17, 2015 <http://passthrough.fw-notify.net/download/194989/http://www.pdf-archive.com/2013/04/01/untitled-pdf-document/untitled-pdf-document.pdf>; книгу можно заказать по электронной библиотеке «Goodreads», April 27, 2015 http://www.goodreads.com/search?utf8=%E2%9C%93&query=%D9%86%D8%A7%D8%B5%D8%B1+%D8%A7%D9%84%D8%B3%D8%B9%D9%8A%D8%AF+%D8%AA%D8%A7%D8%B1%D9%8A%D8%AE+%D8%A2%D9%84+%D8%B3%D8%B9%D9%88%D8%AF 

[29] حميدان الشويعر - شاعر بلا قيود

«You Tube», November 09, 2012, April 27, 2015 <https://www.youtube.com/watch?v=_tnkrqAkPj8>

[30](العوصاء نسبة الى جبل الذئاب بشقرا) «Google», June 14, 2013, April 27, 2015 <http://ejabat.google.com/ejabat/thread?tid=06a1708b3a7a2f72>

[31] «Buratha», January 12, 2014, March 10, 2014 <http://burathanews.com/news/225381.html>

[32] Зеленый Купол – ранее назывался также Синим и Белым. Возвышается над комнатой, где жил Пророк  вместе со своей женой Аишей. Под куполом находится также могила Мухаммеда. Расположен внутри Мечети Пророка в городе Медине.

[33] «Al-Hadath News», August 21, 2012, March 12, 2014 <http://www.alhadathnews.net/archives/41487>

[34] «Arab Times», May 16, 2010, February 24, 2014 <http://www.arabtimes.com/portal/article_display.cfm?ArticleID=16844>

[35] «Al-Shaab Al-Jadid», August 18, 2013, February 24, 2014 <http://elshaab.org/thread.php?ID=70350>

[36]«Alsrdaab» November 15, 2009, March 10, 2014 <http://alsrdaab.com/vb/showthread.php?t=48882>

[37]«Inbaa», January 21, 2013, April 15, 2015 <http://www.inbaa.com/%D9%83%D8%AA%D8%A7%D8%A8%D9%87%D9%84-%D9%85%D8%A7-%D8%AC%D8%B1%D9%89-%D9%88%D9%8A%D8%AC%D8%B1%D9%8A-%D9%81%D9%8A-%D8%B3%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D8%AB%D9%88%D8%B1%D8%A9-%D8%A3%D9%85-%D9%85%D8%A4-3/>

[38] Бахджат Сулейман, События в Сирии вчера и сегодня, стр. 236.

[39] «Inbaa», January 21, 2013, April 15, 2015 <http://www.inbaa.com/%D9%83%D8%AA%D8%A7%D8%A8%D9%87%D9%84-%D9%85%D8%A7-%D8%AC%D8%B1%D9%89-%D9%88%D9%8A%D8%AC%D8%B1%D9%8A-%D9%81%D9%8A-%D8%B3%D9%88%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D8%AB%D9%88%D8%B1%D8%A9-%D8%A3%D9%85-%D9%85%D8%A4-4/>

[40] Бахджат Сулейман, События в Сирии вчера и сегодня, стр. 228.

 

Армине Акопян


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение