Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / Direction materials
More small space?
Material posted : Administrator Publication date: 02-12-2017

The good news is that suspended in the beginning of the year without funding the ultra-light rocket SS-520 will continue, and the second launch will take place in the period December-January. In the other hemisphere is preparing to re-test ultralight rocket Electron. In Sweden, discusses the transformation of the geophysical polygon in Baikonur, in the market of heavy geostationary satellites observed a curious effect, and even Strategic command of the Armed forces of the United States wants other satellites. Space "feel better"?

SS-520 No. 5

One of the lightest in the history of Astronautics, and Japanese rocket SS-520 was developed on the basis of geophysical rockets (read more here). The first launch took place on 14 January 2017 and failed after 20 seconds of flight is gone telemetry from the rocket, ground control gave the command to turn on the second stage, the rocket and payload fell into the ocean. Less than a month the cause of the accident was discovered. The fact that last millisecond before the disappearance of the signal became abnormal and were intermittently made Prime suspect a short on-Board electrical system. Engineers have analyzed and found potentially weak point between the second and third stages where the bundle of wires included in the technical hole.

A suspect area, photo JAXA

The cable was braided, but it could be damaged by vibration. To test the sample of cable is installed in the shaker, put the estimated tension and subjected to vibrations similar to flight. Depending on the frequency of vibration isolation was destroyed after 20-30 seconds.


The experiment, photo by JAXA

Repair was very simple, and various companies have expressed interest in continuing the project. Therefore, the Japanese space Agency took the decision to conduct a re mission. For the evaluation of the Nikkei it will cost from 2.64 to 4.4 million dollars. In the first experiment spent $3.5 million. But the extreme simplicity of design should make it cheap in mass production — on the SS-520 control system is activated only between the sections of the first and second stages, and the rest of the time the rocket should stabilize the rotation. Payload of ~4 kg will allow you to run one large cubesat 3U or 4U or up to four small 1U.

The second launch attempt is scheduled for the morning of December 25 with the possibility of transfer until 31 January 2018. Payload will be cubesat 3U (10х10х30 cm) TRICOM-1R for shooting the earth's surface, similar to lost in the accident TRICOM-1. Its creation was supported by the Ministry of economy, trade and industry of Japan.


TRICOM-1R, figure JAXA

"Still testing"


PH Electron at the launch site, Rocket photo Lab

Ultralight booster Electron at the end of may this year, crashed too offensively stupid reason — one wrong toggle switch mounted on the equipment of the contractor led to the loss of telemetry and sending a signal to the emergency termination of the flight. Electron is heavier than the SS-520, but also refers to the ultralight class, and its load capacity is 150 kg into a polar orbit or up to 225 kg into orbit with an inclination of 45°. In the design of the rocket used interesting technical solutions — electric drive pumps, 3D printing, composite tanks and service logistics head part (read more here).

Unlike the first launch, when the payload was the layout, this time try to launch real satellites — one Dove company Planet Labs (not to be confused — Rocket Labs Electron rocket makes, and Planet Labs Dove satellites/Flock, no imagination in names...) and two satellites Lemur-2 of Spire. All three devices are Kubatli 3U, the rocket will fly underused, but in the case of loss, the company will not suffer serious damage.

Launch date is not yet announced, but rocket has arrived to Baikonur, and the launch was called "still testing" (the first attempt was called "This is a test"). Roughly start to be implemented over the coming weeks. Private space companies have actively promoted than the state Agency, so the start-up Electron will be illuminated better than SS-520 No. 5.

Missiles go to the North


Space center Esrange, photos Swedish Space Corp

The Swedish government decided to evaluate the suitability of the expansion space center Esrange into a full-fledged spaceport. Located at 68° North latitude, the center was opened in 1966 and has been launch geophysical rockets and atmospheric probes, and is used to communicate with satellites. In the case of turning in the cosmodrome it will be the most northerly in the world — Plesetsk 5° to the South. This makes it completely useless for the geostationary orbit but polar orbit it will be able to launch satellites as effectively as any other spaceport. Assessing suitability means that Esrange may not be the spaceport, but, given the global interest in the market of microsatellites, the chances of such an expansion are large enough. Also it is too early to talk about what kind of booster it will run. In recent years there launched a geophysical rocket VSB-30 Improved Orion, first theoretically, you can try to make RN style SS-520, but no one bothers to develop a new project.

Trends?

Two recent news relevant to the theme of light payloads. First, in a recent interview, SpaceX President Gwynne Shotwell said they noticed a dip in orders of satellites in geostationary orbit. Indeed, if previously the norm was 20-25 orders for new satellites per year, then the last two years this number decreased, and in 2017 signed with a total of 8 contracts. No one knows whether this failure is temporary or is a tectonic shift in the area of non-geostationary satellites. The recent success of the acclaimed Planet Labs, or projects of hundreds of communication satellites from OneWeb and SpaceX — all non-geostationary constellation.

Second, recently the head of Strategic command VS the USA General John Khayten (John Hyten) saidthat he categorically did not like heavy military satellites, designed for the peace of the cosmos and represents the "big, fat, juicy goals." This does not mean that the General wants to equip them. No, in his opinion, it is necessary to develop a grouping of small cheap satellites that can survive the loss of several vehicles and destroy them all will not be easy. Warning comments I must say that the widespread opinion about the possibility to close the orbit "bucket nuts" incorrectly — a small exploding satellites length and orbital parameters would require inefficiently large number of "nuts" to destroy them.

Conclusion

Ultralight boosters lose the formal parameter value of a kilogram into orbit more lifting. But the ability to launch a satellite in the orbit with the necessary parameters may outweigh the financial loss from costs of time waiting associated "big" satellites. The space enthusiasts often dream about super-heavy missiles — only they can bring enough cargo for movement beyond low-earth orbit. Such projects are being developed, but it is unclear what to do with them witnessing the miniaturization of satellites. Will there be a super-heavy launch thousands of satellites to withdraw or die out, yielding ultra-light missiles (which have a base on the moon will not build), the future will show.


Source: https://geektimes.ru/post/295831/

Tags: assessment , space


RELATED MATERIALS:Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Материалы направления
Больше малого космоса?
Материал разместил : Администратор Дата публикации: 02-12-2017

Хорошая новость — подвешенный в начале года без финансирования проект сверхлегкой ракеты SS-520 будет продолжен, и второй запуск состоится в промежутке декабрь-январь. Параллельно в другом полушарии готовится к повторным испытаниям сверхлегкая ракета Electron. В Швеции рассматривается вопрос о преобразовании геофизического полигона в космодром, на рынке тяжелых геостационарных спутников наблюдается любопытный эффект, и даже Стратегическое командование Вооруженных сил США хочет другие спутники. Космос «полегчает»?

SS-520 №5

Одна из самых легких в истории космонавтики, японская ракета-носитель SS-520 разрабатывалась на базе геофизической ракеты (тут подробнее). Первый пуск состоялся 14 января 2017 года и закончился неудачей — спустя 20 секунд полета пропала телеметрия с ракеты, наземный ЦУП не дал команды на включение второй ступени, и ракета с полезной нагрузкой упала в океан. Меньше чем через месяц причина аварии была обнаружена. Тот факт, что последние миллисекунды перед исчезновением сигнал стал ненормальным и шел с перерывами, сделал главным подозреваемым замыкание бортовой электросистемы. Инженеры провели анализ и нашли потенциально слабое место между второй и третьей ступенями, где пучок кабелей входил в техническое отверстие.

Подозреваемый участок, фото JAXA

Кабель был в оплетке, но она могла быть повреждена вибрацией. Для проверки образец кабеля установили в вибростенд, приложили расчетное натяжение и подвергли вибрации, аналогичной полетной. В зависимости от частоты вибрации изоляция разрушалась спустя 20-30 секунд.


Натурный эксперимент, фото JAXA

Устранить неисправность оказалось очень просто, и различные компании выражали интерес в продолжении проекта. Поэтому японское космическое агентство приняло решение о проведении повторной миссии. По оценке Nikkei она будет стоить от 2,64 до 4,4 миллионов долларов. На первый эксперимент потратили $3,5 миллиона. Но крайняя простота конструкции должна сделать эту ракету дешевой в серийном производстве — на SS-520 система управления включается только между участками работы первой и второй ступеней, а все остальное время ракета должна стабилизироваться вращением. Полезная нагрузка в ~4 кг позволит запустить один большой кубсат 3U или 4U или до четырех маленьких 1U.

Вторая попытка запуска запланирована на утро 25 декабря с возможностью переноса до 31 января 2018. Полезной нагрузкой будет кубсат 3U (10х10х30 см) TRICOM-1R для съемки земной поверхности, аналогичный потерянному в аварии TRICOM-1. Его создание поддерживает Министерство экономики, торговли и промышленности Японии.


TRICOM-1R, рисунок JAXA

«Все еще тестируем»


РН Electron на космодроме, фото Rocket Lab

Сверхлегкая ракета-носитель Electron в конце мая этого года потерпела аварию тоже по глупой до обидного причине — один неверно установленный тумблер на оборудовании подрядчика привел к потере телеметрии и отправке сигнала на аварийное прекращение полета. Electron тяжелее SS-520, но тоже относится к сверхлегкому классу, его грузоподъемность составляет 150 кг на полярную орбиту или до 225 кг на орбиту с наклонением 45°. В конструкции ракеты использованы интересные технические решения — электрический привод насосов, 3D-печать, композитные баки и услуга логистики головной части (подробнее тут).

В отличие от первого запуска, когда в качестве полезной нагрузки был макет, в этот раз попытаются запустить реальные спутники — один Dove компании Planet Labs (не путайте — Rocket Labs делает ракету Electron, а Planet Labs — спутники Dove/Flock, никакой фантазии в названиях...) и два спутника Lemur-2 компании Spire. Все три аппарата являются кубсатами 3U, ракета будет лететь недогруженной, но зато в случае их потери, компании не понесут серьезного ущерба.

Дата запуска еще не объявлена, но ракета уже прибыла на космодром, а запуск получил название «Все еще тестируем» (первая попытка называлась «Это тест»). Ориентировочно старт будет осуществлен в течение ближайших недель. Частной космической компании приходится активней пиариться, чем государственному агентству, поэтому пуск Electron будет освещаться лучше, чем SS-520 №5.

Ракеты идут на север


Космический центр Эсрейндж, фото Swedish Space Corp

Правительство Швеции решило провести оценку пригодности расширения космического центра Эсрейндж в полноценный космодром. Расположенный на 68° северной широты, центр был открыт в 1966 году и занимается запуском геофизических ракет и атмосферных зондов, а так же используется для связи со спутниками. В случае превращения в космодром он станет самым северным в мире — Плесецк на 5° южнее. Это делает его совершенно бесполезным для геостационарной орбиты, но вот на полярные орбиты он сможет запускать спутники так же эффективно, как и любой другой космодром. Проведение оценки пригодности означает, что Эсрейндж может и не стать космодромом, но, учитывая мировой интерес к рынку микроспутников, шансы такого расширения достаточно велики. Также пока слишком рано говорить о том, какую ракету-носитель там будут запускать. В последние годы оттуда стартовали геофизические ракеты VSB-30 и Improved Orion, из первой теоретически можно попытаться сделать РН в стиле SS-520, но никто не мешает разработать и новый проект.

Тренды?

Еще две свежие новости имеют отношение к теме легких полезных нагрузок. Во-первых, в недавнем интервью президент SpaceX Гвин Шотвелл сказала, что они заметили провал в заказах спутников на геостационарную орбиту. Действительно, если раньше нормой являлось 20-25 заказов на новые спутники в год, то последние два года это число снижалось, а в 2017 подписано всего 8 контрактов. Никто не знает, является ли этот провал временным, или же происходит тектонический сдвиг в область не-геостационарных спутников. Недавний успех Planet Labs или нашумевшие проекты сотен связных спутников от OneWeb или SpaceX — все это не-геостационарные группировки.

Во-вторых, совсем недавно глава Стратегического командования ВС США генерал Джон Хайтен (John Hyten) заявил, что ему категорически не нравятся тяжелые военные спутники, разработанные для условий мирного космоса и представляющие из себя «большие, жирные, сочные цели». Это не значит, что генерал хочет их вооружить. Нет, по его мнению, надо разрабатывать группировки дешевых небольших спутников, которые смогут пережить потерю нескольких аппаратов, а уничтожить их все будет непросто. Предупреждая возможные комментарии сразу скажу, что распространенное мнение о возможности закрыть орбиту «ведром гаек» неверно — небольшое разнесение спутников по высоте и параметрам орбиты потребует нерационально большое количество «гаек» для их уничтожения.

Заключение

Сверхлегкие ракеты-носители проигрывают по формальному параметру стоимости килограмма на орбиту более грузоподъемным. Но возможность запустить спутник в нужное время на орбиту с нужными параметрами может перевесить финансовые потери от затрат времени на ожидание попутного «большого» спутника. Энтузиасты космонавтики часто мечтают о сверхтяжелых ракетах — только они могут вывести достаточно груза для движения за пределы низкой околоземной орбиты. Такие проекты разрабатываются, но совершенно непонятно, что с ними сделает наблюдаемая миниатюризация спутников. Будут ли сверхтяжелые ракеты выводить тысячи спутников или же вымрут, уступив сверхлегким ракетам (на которых уже базу на Луне не построишь), покажет будущее.


Источник: https://geektimes.ru/post/295831/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:Оборона и безопасность
Возрастное ограничение