Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Материалы направления
Город крылатых ракет
Материал разместил : Администратор Дата публикации: 07-06-2021

В Подмосковье на берегах Волги и канала Москвы расположился наукоград Дубна. Город много чем известен, но мы хотели показать вам ту часть его истории, которая связана с созданием и производством крылатых и иных ракет.

Как известно, в Дубне находится ГосМКБ "Радуга" (входит в состав АО "КТРВ") и Дубненский машиностроительный завод (в составе АО "Кронштадт").

1. Памятник разработчикам и производителям ракетной техники у сквера Авиаторов, в основе которого ПКР Х-22.
H18A8913
2. В Дубне создан прекрасный музей об истории крылатых ракет. Отностительно молодой музей, он был открыт при поддержке ГосМКБ Радуга и ДМЗ в июле 2016 года к 60-летию Дубны.
В левобережной части города, на ул. Ленина, д.39 (пристройка к зданию школы №10) работает постоянная экспозиция Музея Дубны, посвященная истории создания в Дубне крылатых ракет.
В рамках экспозиции изложена история левобережной части города — от строительства гидросооружений канала им. Москвы до наших дней, об истории АО «ГосМКБ «Радуга», АО «Дубненский машиностроительный завод», о людях, которые работали на этих предприятиях, и о крылатых ракетах, созданных в Дубне.
Перед входом в музей размещена головная часть крылатой ракеты Х-22.
H18A9097
3. Экспозиция делится на несколько комнат и открытую площадку.
В первой комнате вблизи можно рассмотреть стратегическую крылатую ракету Х-55, которой вооружались стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС.
H18A8975
4.
H18A8978
5. Х-55 (произносится как "Ха-55") («изделие 120», общеизвестное название — РКВ-500, по кодификации МО США и НАТО — AS-15 Kent) — советская/российская стратегическая авиационная крылатая ракета, разработанная в дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва в конце 1970-х — начале 1980-х годов для вооружения стратегических бомбардировщиков.

Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

H18A8968
6. В следующем помещении больше ракет.
На переднем плане разрезной макет ПРР Х-58
H18A8993
7. Противорадиолокационная ракета Х-58.
Х-58 («изделие 112», «изделие Д-7», по кодификации МО США и НАТО — AS-11 Kilter) — противорадиолокационная ракета (ПРР), разработанная в СССР дубненским МКБ Радуга для замены ракеты Х-28. Принята на вооружение в 1978 году, обновлена в 1992 году. Целеуказание — до запуска, от бортового датчика или подвесной станции. ГСН ракеты может наводиться на радиолокационные станции, работающие в импульсном режиме и в режиме постоянной перестройки частоты.
H18A8957
8. Части отсеков и агрегатов противокорабельной крылатой ракеты Х-22.

Х-22 «Буря» (изделие Д-2, по классификации НАТО — AS-4 Kitchen — «Кухня») — советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22.
Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп), с помощью специальной (ядерной) или фугасно-кумулятивной БЧ.
Ракетами Х-22 разных модификаций вооружались самолёты — Ту-16К-22, Ту-22К, Ту-22М2/3, Ту-95К-22.
Разработка комплекса была поручена дубненскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», главный конструктор А. Я. Березняк). КБ-1 ГКРЭ (сейчас ГСКБ «Алмаз-Антей») разрабатывало систему наведения К-22У для ракеты Х-22 в трёх вариантах — с автономным инерциальным исчислителем пути ПСИ, с активной и пассивной радиолокационными ГСН.

H18A8946
9. Авиационная ракета "воздух-поверхность" Х-59МЭ.
Х-59М («Овод-М», Изделие Д-9М, по кодификации НАТО — AS-18 Kazoo) — обновлённый вариант Х-59 с ТРДД в подфюзеляжной гондоле, вместо маршевого РДТТ, более мощной БЧ, системой наведения «Текон-1А»(-1Б/-2) с радиовысотомером и ТГСН «Тубус-2А». Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЭ. Дальность действия до 115 км.
H18A8941
10.
H18A8926
11. Открытая площадка
H18A9086
12.
H18A9114
13. Достаточно редкий экспонат - аэробаллистическая ракета Х-15, которой вооружались в том числе бомбардировщики Ту-22М3.

H18A9122
14. Х-15 (другое название — РКВ-15, «изделие 115», по классификации МО США и НАТО — AS-16 «Kickback») — советская/российская авиационная ракета с твердотопливным ракетным двигателем класса «воздух-поверхность». Является функциональным аналогом американской ракеты AGM-69 SRAM. Снята с вооружения по причине окончания срока хранения ТРД.
Ракета после отцепки от носителя выполняла полёт по баллистической траектории до высоты около 40 000 метров, а затем пикировала на цель, разгоняясь до пяти скоростей звука.
Ракета предназначалась для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.
Самолётами-носителями Х-15 были стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-160. Для подвески ракет в грузовом отсеке самолёта монтировалась револьверная пусковая установка.
Ракета разработана в Дубненском МКБ «Радуга».
H18A9141
15. Крылатая ракета К-10С.
К-10 («Комета-10», «изделие 352», по классификации МО США и НАТО — AS-2 Kipper — «копчёная рыба», на флотском жаргоне — торпеда противника) — советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-10, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета» (обозначение НАТО: AS-1 «Kennel»). Оснащалась фугасной или ядерной боевой частью (БЧ).
Предназначалась для поражения наземных или надводных целей в радиусе действия 1600—2000 км.
Применялась с самолётов Ту-16К-10. Также разрабатывалась для Ту-22, Ту-95К-10 и в корабельном варианте для вооружения разрабатывавшихся крейсеров проекта «63» под шифром П-40.
К-10С — серийная ракета.
H18A9146
16. Сверхзвуковая противокорабельная ракета 3М-80 "Москит".
П-270 «Москит» (Индекс УРАВ ВМФ — 3М80, по кодификации НАТО SS-N-22 Sunburn, буквально «Солнечный ожог») — советская / российская сверхзвуковая маловысотная противокорабельная крылатая ракета с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой, создана в МКБ «Радуга».
ПКР «Москит» входит в состав ракетных комплексов, предназначенных для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия современными и перспективными средствами противника. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км при высотном профиле полёта.
Разработка ракеты П-270 «Москит» была начата в 1973 году в МКБ «Радуга» (г. Дубна) под руководством главного конструктора И. С. Селезнёва.
H18A9152
17. В корабельном варианте базирования ракета принята на вооружение в 1983 году (по другим данным — в 1984) на эсминцах проекта 956 («Современный»), позднее — на больших противолодочных кораблях проекта 1155.1 («Адмирал Чабаненко»), экранопланах «Лунь», катерах проекта 1241.1 «Молния-М» и в 2002 году на ракетных кораблях на воздушной подушке («Бора», «Самум»); в авиационном варианте — в период 1992—1994 годов.
В 2000 году Россия поставила «Москит» Китаю (в составе вооружения эсминцев проекта 956Э).
H18A9168
18. Универсальная противолодочная крылатая ракета 85РУ комплекса "Раструб-Б".
УРК-5 «Раструб-Б» — советский корабельный противолодочный ракетный комплекс. Комплекс является модернизацией комплекса УРПК-3 «Метель». Используется для вооружения больших противолодочных кораблей проекта 1134-А, 1134-Б, 1155 и сторожевых кораблей проекта 1135 с целью уничтожения подводных лодок, а также боевых надводных кораблей и судов вероятного противника.
Ракета 85РУ способна поражать как надводные корабли так и подводные лодки. Для поражения надводных кораблей ракета имеет головку самонаведения и увеличенную боевую нагрузку. Поражение подводных лодок осуществляется самонаводящейся торпедой, которую ракета сбрасывает в заданном районе.
Ракета имеет два стартовых и один маршевый твердотопливный двигатель. Крылья и киль ракеты складывающиеся. Боевое снаряжение подвешивается к ракетной части и представляет собой гондолу, в которой размещается противокорабельный заряд взрывчатого вещества и противолодочная малогабаритная торпеда УМГТ-1 (разработчик — НИИ «Гидроприбор»). Скорость торпеды УМГТ-1 — 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км. Выбор цели, предстартовая подготовка ракеты, старт с направляющих ПУ, телеуправление ракетой в полете и непрерывная коррекция её траектории в зависимости от текущего пеленга на цель производятся аппаратурой пусковой автоматики и корабельной системой управления. В режиме «ПЛ» в расчетной точке траектории ракеты КСУ подаёт команду на сброс торпеды. После приводнения на парашюте торпеда ищет ПЛ-цель, осуществляет самонаведение и уничтожает её зарядом ВВ.
H18A9173
19.
H18A9179
20.
H18A9182
21. Противокорабельная крылатая ракета П-15У (М).
П-15 (П-15М) «Термит» (Индекс УРАВ ВМФ: 4К40, по классификации МО США и НАТО: SS-N-2 Styx) — противокорабельная ракета, разработанная в середине 50-х годов XX века в МКБ «Радуга» под руководством главного конструктора А. Я. Березняка.
Комплекс с ракетой П-15 (4К40) был принят на вооружение в 1960 году, комплекс с П-15М (4К51), созданной на базе П-15, был принят на вооружение в 1972 году. Ракеты П-15 оснащались тепловой головкой самонаведения «Кондор», ракеты П-15М — тепловой головкой «Снегирь».
Ракетами П-15, П-15М вооружались эсминцы, противолодочные корабли и специально спроектированные ракетные катера, позднее был разработан береговой противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж». «Рубеж» представлял собой спаренный пусковой контейнер на поворотном столе и рубку управления с радиолокационной станцией «Гарпун», смонтированные на шасси МАЗ-543.
Ракеты производились на заводе № 256 (с 1956, г. Дубна) и на заводе № 116 (с 1959, г. Арсеньев).
H18A9187
22. Противорадиолокационная ракета Х-28.
Х-28 («изделие Д-8», по классификации МО США и НАТО — AS-9 Kyle) — советская противорадиолокационная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» средней дальности, разработанная в 1960-х годах дубнинским филиалом ОКБ-155-2 (ныне МКБ Радуга) под руководством А.Я. Березняка (постановление СМ СССР от 10 января 1963 г.). По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93). Принята на вооружение в 1973 году. Носители: Су-17М2/М3 (с контейнером «Метель»), Су-24 (2 ракеты на ПУ-28, штатная станция «Филин»), МиГ-23Б, Су-22. В настоящее время Х-28 снята с вооружения российских ВВС. На смену ей пришли ракеты Х-58, Х-25МП,Х-31П.
Экспортировалась, стояла на вооружении ВВС Ливии, Ирака и стран - участниц Варшавского договора. Применялась в боевых действиях ВВС Ирака под названием Nissan-28.
H18A9191
23. Авиационные ракеты класса "воздух-поверхность" Х-59.
Х-59 «Овод» (Изделие Д-9, по кодификации НАТО AS-13 Kingbolt) — советская / российская высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» среднего радиуса действия.
Предназначена для поражения важных наземных и надводных объектов противника, прикрытых ПВО, визуально обнаруживаемых оператором в любое время днём в простых метеоусловиях, а также разновидности для всесуточного и противокорабельного применения.
Разработка управляемой ракеты Х-59 выполнялась МКБ «Радуга». Лётно-конструкторские испытания[сн. 3] ракет X-59 «Овод» проведены в 1975—1977 годах в ГЛИЦ (Ахтубинск).
Государственные испытания X-59 были закончены в 1979, на вооружение комплекс в составе истребителя-бомбардировщика Су-24М, контейнера управления и двух ракет Х-59 был принят в 1980 году. Также, «Оводом» оснащались одноместные истребители-бомбардировщики Су-17М, такой комплекс получил наименование Су-17М4. Х-59 в составе Су-17М4 был принят на вооружение в 1982 году, но, из-за прекращения серийного выпуска Су-17, основным носителем Х-59 являлся Су-24М.
H18A9198
24.
H18A9214
25.
H18A9218
26.
H18A9270
27.
H18A9293
28. Фронтовой бомбардировщик Су-24М.
Су-24М является носителем большой номенклатуры авиационных ракет, разработанных в Дубне.
Бомбардировщик был передан из Пушкино Ленинградской области и был установлен в Музее осенью 2016 года.
H18A9088
29. В сентябре 2020 года Су-24М был отреставрирован и перекрашен в пустынный камуфляж образца 1993 года (лазоревый низ - чтобы не было видно с земли, желто-песчаный верх - чтобы не было видно с воздуха) цитата
H18A9111
30.
H18A9161
31.
H18A9337
32. Вот такой вид на открытую площадку музея с улицы
H18A8917
33. Памятник истребителю прорыва ПВО противника МиГ-25БМ с противорадиолокационными ракетами Х-58.
Установлен в 2006 году по совместной инициативе Героя Советского Союза Кондаурова В. Н., Администрации ОАО Дубненский машиностроительный завод им. Н. П. Фёдорова и Администрации города Дубны. Самолёт был одним из носителей ракеты Х-58, разработанной в МКБ Радуга. Перекрёсток ул. Центральной и ул. Октябрьской.
H18A9346
34. МиГ-25БМ (изд.02М, изд.66) - одноместный сверхзвуковой самолет прорыва ПВО противника с радиоэлектронным и огневым подавлением средств ПВО. Создан по решению комиссии Совета Министров от 13 июля 1973 г. Параллельно с созданием разведчиков и разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25 велись работы и над специализированной машиной, предназначенной для борьбы со средствами ПВО противника. В начале 70-х годов разрабатывался проект противолокационного самолета Е-155К, оснащенного двумя ракетами класса "воздух-РЛС" Х-58У, специальным поисково-прицельным оборудованием и двумя станциями шумовых помех "Ландыш".
H18A9354
35. В 1974 г. было начато проектирование МиГ-25БМ.  На самолет установлен противорадиолокационный радиоэлектронный комплекс "Ягуар" в составе аппаратуры целеуказания головкам самонаведения противорадиолокационных ракет "Сыч", станции радиотехнической разведки "Береза-Л" и станций активных помех "Сирень-1Д-ОЖ" и "Лютик". Основное вооружение самолета - четыре противорадиолокационных ракеты Х-58 (Х-58У), вместе с тем сохранена возможность подвески авиабомб по типу МиГ-25РБ. Самолет оснащен более совершенным навигационным оборудованием. Элементы комплекса оборудования МиГ-25БМ проходили в 1974-1976 гг. испытания на самолетах МиГ-25РБ № 303 и 401.
H18A9363
36. Первый вылет на прототипе МиГ-25БМ (№2047, бортовой № 47) выполнен 27 января 1977 г. летчиком Щелкуновым. Самолет проходил государственные испытания в 1977-1980 г. В 1981 г. прошел государственные испытания с четырьмя ракетами Х-58У. Самолеты МиГ-25БМ строились серийно в Горьком в 1982-1985 гг., всего выпущено 40 экземпляров.
H18A9367
37. Внешне МиГ-25БМ отличается от других ваpиантов фоpмой удлиненного на 0,72 м носового pадиопpозpачного обтекателя и его цветом - темно-сеpым или зеленым, а также наличием антенны аппаратуры РЭБ и типом балочных держателей.
В 1984 году была выпущена модификация самолета - МиГ-25РБМ. Источник
H18A9372
38. Вот только МиГ-25БМ это? Или МиГ-25Р с АКУ-58 и Х-58?
H18A9378
39.
H18A9383
40. И в завершение памятник В.И. Ленину. Это второй в мире по размерам памятник Ильичу.
H18A9409
41. Памятник установлен на берегах канала Москва-Волга в 1937 году недалеко от Иваньковской ГЭС на канале им. Москвы. Скульптор — С. Д. Меркуров. А на месте, откуда делалась фотографии, до 1961 года находилась статуя И.В. Сталина того же размера. Его памятник был уничтожен, осталось только его основание.
H18A9407

Стоит съездить в Дубну, дорога хороша, погода летняя!
Контакты музея - город Дубна, ул. Ленина, дом 39, телефон: 8 (496) 218-18-20

Подписи к изделиям взяты из Википедии.
Источник: https://saidpvo.livejournal.com/1050070.html 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:Оборона и безопасность
Возрастное ограничение