Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Материалы направления
Ледяные аэродромы
Материал разместил : Администратор Дата публикации: 23-03-2015
Идея айсберга-аэродрома приходила в головы писателям-фантастам и инженерам не раз. В самом деле, как только самолёты научились благополучно разгоняться и садиться на ровной площадке, покорение полюсов планеты с помощью авиации стало делом техники — ведь естественных аэродромов там хватает. Об этом говорил ещё в 19-м веке полярный исследователь Юлиус Пайер после открытия им Земли Франца-Иосифа: «Было бы разумно воздержаться от попыток достижения полюса, пока на смену беспомощным морским судам не придут суда воздушные». И верно — прошло всего несколько десятков лет, и в 1925 году Руаль Амундсен написал: «Воздушный корабль пришёл на смену собакам. Будущность полярного исследователя тесно связана с авиацией».

Айсберг доктора Герке

Однако когда новизна покорения Арктики по воздуху схлынула, на первый план вышли военные, рассматривавшие лёд не только как приятное дополнение в стакане с бурбоном, но и как площадку для взлёта и посадки авиационных армад.

Первые упоминания об искусственных ледяных плавучих аэродромах можно встретить в американском журнале Popular Mechanics за 1932 год. Изобретатель такого аэродрома, немецкий доктор А. Герке из Вальденбурга, полагал, что для постройки необходимы два или три судна с холодильным оборудованием и подходящее мелководное место. Там водолазы на дне монтируют сетку из горизонтальных и вертикальных труб, по которым затем подаётся холодильный агент. В случае если аэродром нужен в другом месте, его буксируют на нужную точку и ставят на якорь. Изобретатель утверждал, что он создал подобную льдину на озере Цюрих, которая просуществовала ещё шесть дней после отключения холодильного оборудования.



Ледяной остров доктора Герке. 1932 год

Спустя несколько месяцев журнал вернулся к этой же теме, написав про искусственные острова доктора Герке небольшую заметку, в которой, впрочем, не сообщалось ничего нового. Единственное, что претерпело сильные изменения, — это графическое отображение проекта. Если раньше оно виделось как огромная льдина с тремя взлётно-посадочными полосами, ангаром, холодильным заводом, бухтой для кораблей и большим хозяйственным зданием, то теперь искусственный айсберг весьма смахивал на громадный ледяной корабль. Все постройки и защищённый от волн причал остались на месте, но взлётно-посадочная полоса была только одна.

Правда, никто проектом доктора Герке в итоге так и не заинтересовался, а вот садиться на льдины в боевых условиях стали уже скоро.

Трюки во льдах

Один из таких случаев произошёл во время советско-финской войны, когда советский истребитель лётчика Ромашко, подбитый белофиннами, совершил вынужденную посадку на заснеженную землю. Попытку вывезти боевого товарища совершил пилот Добров из того же звена, но его самолёт потерпел аварию, а сам лётчик получил тяжёлые ранения.

Ромашко 18 километров в завьюженной ночи нёс на себе раненого товарища. На льду Финского залива ему показалось, что злоключения уже позади. Однако вскоре лёд развело, и двое лётчиков оказались на льдине, дрейфующей в море. Там их и обнаружило звено лётчика Бобрика.



Айсберг-аэродром вполне годится для посадки и взлётов

Спасение терпящих бедствие казалось делом почти безнадёжным — льдина имела около 250 метров в длину и всего лишь 100 метров в ширину, однако Бобрик совершил головоломный трюк: он приземлился впритирку с одним краем льдины и затормозил у самого другого края, когда казалось, что самолёт свалится в воду. Примеру командира последовал и другой лётчик звена — Шаров, мастерски посадивший машину рядом. Советские лётчики были спасены.
 

Удар через полюс

Во время Второй мировой Северный полюс почти не служил местом приложения силы воюющих стран, однако с началом холодной войны всё изменилось. Ведь через Арктику можно успешно нанести ядерный удар!



Ту-16 на льдине

«По-моему, начиная с 1946 года с аэродрома на мысе Барроу два раза в неделю на полюс и обратно на высоте 5-6 тысяч метров ходили американские «летающие крепости», — вспоминает участник тех событий, полковник медицинской службы Виталий Волович. — На маршруте они отрабатывали все: технику аэронавигации, пригодность лётного снаряжения, рационов питания, изучали состояние пилотов и т.д. Кроме того, они активно осваивали в военных целях ледовые острова. Открыли эти острова мы, но своё открытие, как водится, засекретили, а когда через несколько лет американцы обосновались на них, они нас с нашим засекреченным приоритетом послали подальше.
 
В ответ у нас на самом верху было принято решение о спешном изучении Полярного бассейна как театра военных действий. Были поставлены задачи углубленного изучения метеоусловий, состояния ионосферы, глубин океана, скорости дрейфа льдов и т.п. Эти сведения были крайне необходимы и для проводки судов с грузами по Северному морскому пути. Заодно нужно было испытать новые военные и транспортные самолёты».


Михаил Михайлович Сомов на организованный им станции «Северный Полюс-2»

С 1948 года советские военные начали регулярные исследования Центрального Полярного бассейна. Делалось это следующим образом: группы исследователей на самолётах Ли-2 и Ил-14 высаживались во льдах, ставили палатку, делали необходимые замеры и отправлялись на базу экспедиции «Север». Однако СССР столкнулся с одной неприятной особенностью — если американцы обладали большим количеством стратегических бомбардировщиков, способных превратить города «империи зла» в подобие Хиросимы, то у самолётов Советского Союза мощности нанести ответный удар не хватало. Учитывая отсутствие систем дозаправки в воздухе и не желая мудрить с самолётами-авианосцами, Политбюро приняло решение использовать в качестве гигантских авиабаз… дрейфующие льды. Тем более что потренироваться уже было на чём — грузы научным экспедициям на дрейфующих льдинах уже давно доставлялись по воздуху.
 

Самая холодная война

Параллельно с исследованием возможности посадки на льдину тяжёлых бомбардировщиков велись работы и по изучению базирования на ледяных аэродромах истребителей. В 1948 году было решено совершить перелёт нескольких дальних истребителей Ла-11 на льдину, используемую одной из научных экспедиций АН СССР, однако выполнить задачу оказалось не так просто. Компасы, которыми были оборудованы истребители, при любых манёврах стойко показывали на юг, поэтому пилоты не смогли ту самую льдину, на которую предстояло совершить посадку, найти. Пришлось привлечь к экспедиции бомбардировщик Ту-6, оборудованный хорошим навигационным оборудованием (в частности, не дающим сбоев астрокомпасом). Вначале он вылетел с острова Врангеля и произвёл посадку на искомую льдину, а затем 7 мая 1948 года выступил в качестве лидера для тройки Ла-11. Совершив благополучную посадку (тормозить пилотам пришлось как автомобилистам на гололёде — быстро нажимая и отпуская педаль тормоза) и несколько полётов с льдины, экспедиция вернулась обратно. Она показала, что после необходимой доработки самолётов (так, требовалось оснастить самолёты противообледенительными системами, улучшить навигационное оборудование, обеспечить взлёт с неукатанных снежных полос) вполне возможно устройство боевых аэродромов на льдинах для несения дежурства в воздухе.

Бомбардировщик Ту-6 превосходно справился с посадкой на лёд

Так началась новая эра — эпоха холодной войны в одном из самых холодных регионов на планете.

 

Юрий Данилов


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:Оборона и безопасность