Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / Direction materials
What modern nuclear warhead. Troubling questions about nuclear war
Material posted : Administrator Publication date: 16-10-2016

For the past two weeks, relations between Russia and the United States deteriorated sharply. The Kremlin announced the release of two Russian-American agreements on the destruction of weapons-grade plutonium and cooperation in the field of nuclear testing. Statements by the military and the nature of the messages in the media , many have created the perception that a direct military clash between Russia and the United States is possible. And inevitably, any talk about the prospects of such a collision — including nuclear war. Experts believethat speech yet not only hot, but even about the cold war, but still many remain troubling questions. Jellyfish were asked to answer them, military journalist Alexander Goltz.

Is there any reasonable way to evaluate the likelihood of nuclear war? Is it true that in the past three years, this probability sharply increased?

The risk of conflict with nuclear weapons is increasing as the deterioration of relations between the powers who have these weapons are. After the annexation of Crimea and covert military operations in Eastern Ukraine, Russia has entered a period of direct military confrontation with NATO (the Russian authorities officially deny the participation of regular army in the conflict in the Donbass — approx. "Medusa"). At the same time Moscow does not have the resources of the USSR: allies, industry is able to mass-produce weapons. Note also the demographic problem, ageing populations, from which it is impossible to form a vast army.

In these circumstances nuclear weapons is becoming a major foreign policy tool. However, to make it work, you need to make the West believe that the Kremlin, under certain circumstances, can click the "button". With this purpose the reanimation of the rhetoric around nuclear threat.

Vladimir Putin already declared readiness to bring missile troops on high alert at the time of the annexation of Crimea. It is possible that at the time of another crisis similar to the Ukrainian (and they very likely), he'll announce it. Will do something like this and the United States. And both sides will be afraid to miss the moment for launching missiles. In this situation, any technical failure (and it has happened more than once) can lead to disaster.

Between whom most likely nuclear confrontation between Russia and the United States? Between India and Pakistan? Between North Korea and the United States?

If we exclude the above scenario of escalation due to technical failure, which is likely in any confrontation between nuclear powers, the initiator of the conflict can only be a leader with "overvalued". That is, one for whom there is something more important than the survival of their own people.

In this case, it stops working, the doctrine of mutual deterrence: because this leader is not afraid that his country will suffer irreparable damage. Besides, it is required that such a leader would not be bound by the need for anyone to consult. These criteria were most suited to North Korean ruler Kim Jong-UN.

There is a list of countries with "confirmed" nuclear weapons. In fact, countries with an Arsenal more?

In accordance with the Treaty on the nonproliferation of nuclear weapons (NPT), five States — the US, Russia, Britain, France and China — have the legitimate right to have nuclear weapons. India, Pakistan and North Korea have acquired nuclear weapons in circumvention of the NPT, there's no denying I have it. Israel does not confirm nor deny that it has nuclear weapons.

In respect of a number of other States, above all Iran, there are only suspicions that they seek to acquire nuclear weapons. The international atomic energy Agency (IAEA) is to monitor the implementation of the NPT. However, the case when South Africa in the 1970-ies was able to build an atomic bomb — later the country voluntarily renounced nuclear weapons.

Employee in the shop radioisotope technology is conducting research in the hot cell post-irradiation examination at the Institute of reactor materials of Rosatom state Corporation in the Sverdlovsk region. 25 April 2016. Photo: Donat Sorokin / TASS / Scanpix / LETA

Saying that, if two countries have nuclear weapons, the chance that they use it less. Like this?

On the inevitability of mutually assured destruction in the event of a nuclear conflict is based the whole theory of nuclear deterrence. And it is not even about retaliation, and retaliatory. That is the country that attacked, it was vital to launch its missiles before enemy warheads will explode on its territory.

However, in the USSR were made and the possibility that as a result of sudden nuclear strike, the Americans will be able to destroy all Soviet command centers. In this case it was a system of "Perimeter" that is able to start surviving after the first strike missiles in automatic mode.

However, to argue that the possibility of launch on warning oncoming blow significantly reduces the likelihood of nuclear war, it is difficult. In a crisis situation, the decision to start should be made in a matter of seconds, while the warheads of the enemy did not destroy the rocket, located at the starting position. This significantly increases the possibility of error which will inevitably lead to a global catastrophe.

That is capable of the most modern warhead? It really will transform the city into a nuclear ash

The power of modern nuclear warheads of strategic delivery vehicles with ranges from 150 to 550 kilotons (the energy of the explosion with a capacity of 1 kiloton is equal to the energy of the explosion of thousands of tons of TNT). The power of the atomic bombs that destroyed Hiroshima and Nagasaki was about 20 kilotons. By calculations of experts, in case of explosion of the warhead capacity of 550 kilotons will be almost totally destroyed all the buildings within a radius of 5 kilometers from the epicenter. The destruction of various degrees will occur within a radius of 30 kilometers.

The latest start Treaty, Russia and the United States can have 1550 warheads on strategic carriers (in the range of 5 thousand kilometers). The flight range of strategic missiles — 8-10 thousand kilometers, which provides for the United States and Russia are guaranteed to reach any point in the territory of another country. In addition, each of the parties has an unknown number of warheads on tactical nuclear weapons, which has a range of up to 500 kilometers.

Test of a hydrogen bomb in the Marshall Islands. March 1, 1954. Photo: Universal History Archive / Universal Images Group / REX / Vida Press

What is nuclear winter?

This climatic condition, which could theoretically come planet in case of nuclear war, this hypothesis explained the researchers in a publication in 1983. The basic idea is that a series of nuclear explosions and subsequent fires in the stratosphere will get hundreds of millions of tons of smoke and soot that would block sunlight on the Earth's surface. The lack of heat, in turn, will lead to a sharp decrease in temperature and death of many people, animals and plants. This is probably the most famous but not the only theory about the environmental consequences of nuclear war.


Source: https://meduza.io/feature/2016/10/13/na-chto-sposobna-sovremennaya-yadernaya-boegolovka-trevozhnye-voprosy-pro-yadernuyu-voynu

Tags: Russia , USA , armed forces , NATO


RELATED MATERIALS:Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Материалы направления
На что способна современная атомная боеголовка. Тревожные вопросы про ядерную войну
Материал разместил : Администратор Дата публикации: 16-10-2016

За последние две недели отношения между Россией и США резко ухудшились. Кремль объявил о выходе из двух российско-американских договоров: об уничтожении оружейного плутония и о сотрудничестве в сфере ядерных испытаний. Заявления военных и характер сообщений в СМИ у многих создали ощущение, что прямое вооруженное столкновение России и США вполне возможно. И неизбежно возникли разговоры о перспективах такого столкновения — в том числе о ядерной войне. Эксперты считают, что речи пока нет не только о горячей, но даже и о холодной войне, но все-таки у многих остаются тревожные вопросы. «Медуза» попросила ответить на них военного обозревателя Александра Гольца.

Есть ли какой-то разумный способ оценить вероятность ядерной войны? Правда ли, что в последние три года эта вероятность резко выросла?

Риск конфликта с использованием ядерного оружия растет по мере обострения отношений между державами, у которых это оружие есть. После присоединения Крыма и проведения секретных военных операций на востоке Украины Россия вступила в период прямого военного противостояния с НАТО (российские власти официально отрицают участие регулярной армии в конфликте в Донбассе — прим. «Медузы»). При этом Москва не обладает ресурсами СССР: союзниками, промышленностью, способной наладить массовое производство вооружения. Отметим также демографические проблемы, стареющее население, из которого уже невозможно сформировать многомиллионную армию.

В этих условиях ядерное оружие превращается в важнейший внешнеполитический инструмент. Однако чтобы он работал, необходимо заставить Запад поверить, что в Кремле при определенных обстоятельствах могут нажать «кнопку». Именно с этой целью происходит реанимация риторики вокруг ядерной угрозы.

Владимир Путин уже заявлял о готовности привести ракетные войска в повышенную боеготовность в момент присоединения Крыма. Нельзя исключать, что в момент очередного кризиса, подобного украинскому (а они весьма вероятны), он объявит об этом. Нечто подобное сделают и США. И обе стороны будут бояться упустить момент для пуска ракет. В этой ситуации любой технический сбой (а такое случалось не один раз) может привести к катастрофе.

Между кем вероятнее всего ядерное столкновение — между Россией и США? Между Индией и Пакистаном? Между Северной Кореей и США?

Если исключить описанный выше сценарий эскалации из-за технического сбоя, которая вероятна при любом противостоянии ядерных держав, то инициатором конфликта может быть только лидер, имеющий «сверхценности». То есть тот, для кого есть нечто более важное, чем выживание собственного народа.

В таком случае перестает работать доктрина взаимного сдерживания: ведь этот лидер не боится, что его стране будет причинен непоправимый ущерб. К тому же требуется, чтобы такой лидер не был бы связан необходимостью с кем-либо советоваться. Этим критериям в наибольшей степени отвечает северокорейский правитель Ким Чен Ын.

Есть список стран с «подтвержденным» ядерным оружием. На самом деле стран с таким арсеналом больше?

В соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) пять государств — США, Россия, Великобритания, Франция и Китай — обладают законным правом иметь ядерное оружие. Индия, Пакистан и Северная Корея получили ядерное оружие в обход ДНЯО, но не отрицают, что имеют его. Израиль не подтверждает, но и не отрицает того, что располагает ядерным оружием.

В отношении ряда других государств, прежде всего — Ирана, существуют лишь подозрения, что они стремятся заполучить ядерное оружие. Международное агентство по ядерной энергии (МАГАТЭ) призвано следить за исполнением ДНЯО. Впрочем, известен случай, когда ЮАР в 1970-е годы удалось создать атомную бомбу — позже страна добровольно отказалась от ядерного оружия.

Сотрудник цеха радиоизотопных технологий проводит исследование в горячей камере послереакторных исследований в Институте реакторных материалов госкорпорации «Росатом» в Свердловской области. 25 апреля 2016 года. Фото: Донат Сорокин / ТАСС / Scanpix / LETA

Говорят, что, если у двух стран есть ядерное оружие, шанс, что они его используют, меньше. Как это?

На неизбежности гарантированного взаимного уничтожения в случае ядерного конфликта строится вся теория ядерного сдерживания. Причем речь даже не об ответном ударе, а об ответно-встречном. То есть стране, которая атакована, жизненно необходимо запустить свои ракеты еще до того, как боезаряды противника начнут взрываться на ее территории.

Впрочем, в СССР допускали и возможность того, что в результате внезапного ядерного удара американцам удастся уничтожить все советские командные центры. На этот случай была создана система «Периметр», способная запустить сохранившиеся после первого удара ракеты в автоматическом режиме.

Однако утверждать, что возможность ответно-встречного удара существенно снижает вероятность ядерной войны, трудно. В кризисной ситуации решение о пуске должно быть принято в считаные секунды, пока боеголовки противника не уничтожили ракеты, находящиеся на стартовых позициях. А это существенно повышает возможность ошибки, которая неизбежно приведет к глобальной катастрофе.

На что способна самая современная боеголовка? Она действительно превратит города в ядерный пепел?

Мощность современных ядерных боеголовок со стратегических носителей составляет от 150 до 550 килотонн (энергия взрыва мощностью в 1 килотонну равна энергии взрыва тысячи тонн тротила). Мощность атомных бомб, уничтоживших Хиросиму и Нагасаки, составляла около 20 килотонн. По расчетам специалистов, в случае взрыва боеприпаса мощностью 550 килотонн практически полностью будут разрушены все строения в радиусе 5 километров от эпицентра. Разрушения разной степени произойдут в радиусе 30 километров.

По последнему Договору СНВ, Россия и США могут иметь по 1550 боеголовок на стратегических носителях (дальностью от 5 тысяч километров). Дальность полета стратегических ракет — 8–10 тысяч километров, что обеспечивает для США и России возможность гарантированно достичь любой точки на территории другой страны. Кроме того, каждая из сторон обладает неизвестным числом боеголовок тактического ядерного оружия, которое обладает дальностью до 500 километров.

Испытания водородной бомбы на Маршалловых островах. 1 марта 1954 года. Фото: Universal History Archive / Universal Images Group / REX / Vida Press

А что такое ядерная зима?

Это климатическое состояние, к которому теоретически может прийти планета в случае ядерной войны, — эту гипотезу подробно изложили американские исследователи в публикации 1983 года. Основная идея состоит в том, что в результате серии ядерных взрывов и последующих пожаров в стратосферу попадут сотни миллионов тонн дыма и сажи, которые заблокируют попадание солнечных лучей на поверхность Земли. Нехватка тепла, в свою очередь, приведет к резкому снижению температуры и гибели множества людей, животных и растений. Это, вероятно, самая известная, но не единственная теория об экологических последствиях ядерной войны.


Источник: https://meduza.io/feature/2016/10/13/na-chto-sposobna-sovremennaya-yadernaya-boegolovka-trevozhnye-voprosy-pro-yadernuyu-voynu 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:Оборона и безопасность
Возрастное ограничение